fantlab ru

Все отзывы на произведения Джеймса Хогана (James P. Hogan)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Джеймс Хоган «Звёзды в наследство»

neli mustafina, 15 января 15:39

Книга написана в 77 году и является первым опытом автора.

Сюжет такой: недалёкое будущее (по мнению автора к 2020 люди вовсю летают на Луну).

Однажды одна из экспедиций обнаруживает в пещере на Луне человека в скафандре. Умершего 50 тысяч лет назад. В связи с этим начинается расследование причин его смерти, да и вообще — придётся пересмотреть все взгляды на развитие человечества.

Почему-то планета, которую все остальные называют Фаэтон, у автора носит название Минерва. Да, да — это та что между Марсом и Юпитером.

И здесь — ещё одна версия её уничтожения. А также много: криптографии, сравнительной археологии, технологий.

Очень понравилось. Хоть автор и переоценил нас. Мы до сих пор на Луну не можем даже луноход посадить...И, кстати, у него СССР как ни удивительно для англо-американского фантаста, — очень даже неплох и жив-здоров...

Мало того, — Хогану удалось побывать на самом последнем фантконе СССР, который прошёл в Волгограде.

Очень хорошая, качественная НАУЧНАЯ фантастика, которой сейчас так мало; между прочим описан прибор, который мы сейчас называем томограф.

Что не понравилось: чувство недосказанности. Как могла цивилизация, владеющая «сворачиванием» пространства для передвижения в космосе просто так вот исчезнуть?! Еще — нет главного героя. Ну и конечно так смешно читать про «столовые и рестораны в космической ракете»...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джеймс Хоган «Звёзды в наследство»

osipdark, 2 февраля 2023 г. 11:35

И как всегда хочется поблагодарить Voyual за перевод очередной книги, неизвестной русскоязычному читателю.

«Звезды в наследство» Хогана — первая проба пера. А первый блин, как известно, порой комом. И в предисловии переводного издания с биографией и библиографией автора видно (да и без него тоже бросается в глаза), что Джеймс Хоган вдохновлялся «Одиссей...» Кубрика и Кларка. Притом больше Кубрика, и та книга, на которую я сейчас пишу отзыв — больше свободная (фанатская) новеллизация фильма, чем роман на основе сценария. Поэтому, конечно, роман Артура Кларка превосходит творение Джеймса Хогана.

В чем именно неудачность романа? Начнем с того, что создать интересную НФ в стиле космической археологии вообще сложно. Одно дело рассказ в таком жанре, а другое — целая романная форма. Первым в память бросается одноименный цикл Макдевита. Кларкианская же «Одиссея...» все же не про археологию, а про ситуацию Странного Контакта. Гораздо более любимый мною поджанр НФ, где требуется еще больше искусства, чем в космоархеологии.

Так вот, этой попытке своеобразной производственной фантастики не хватает... действий. «Наследство...» слишком описательно. Просто до ужаса, излишне, не для читателей детализировано. Явно для раскадровки. А диалогов-то почти нет. Описания вместо разговоров. И череда открытий и их переинтерпретаций вместо сюжета.

Хогану явно не хватает какой-то сюжетики в виде соревновательности, конфликта или игры в произведении. Быков в «100 лекциях...» верно заметил, что открытием советской производственной литературы стало введение игрового элемента в сюжет. Соревнование оживляет производственный жанр. А именно его подвид — это космоархеология. Здесь прямо напрашивалось введение либо соперничества за первенство в раскопках и добычи технологий древних между Советами и Штатами. Либо же более серьезной и перерастающей из борьбы идей в попытки захвата дискурса, так сказать, между соперничающими группами историков, археологов и других героев-экспертов романа. Эта линия лишь косвенно намечается, но не до конца реализуется у Хогана.

Я не буду рассказывать про сами события романа — указананную мной выше череду открытий и их пере- и просто интерпретаций. Ибо спойлеры. Скажу лишь, что для поддержания постоянного интереса у меня как читателя эти события слишком далеко постранично друг от друга отдалены. И порой их пере-интерпретации — слишком регулярно «пере» — уже казались элементами юмористической, а не серьезной фантастики. Да и не даром, смотря на них, Хогану нравились некоторые квазисторики конспирологического толка.

В любом случае первая попытка все же удачная, чем нет. Тем более что потом она разовьется в великолепный «Кодекс Жизнетворца». И, самое главное для меня, в нем космоархеология сменяется Странным Контаком. Очень качественным в исполнении и крайне интересным. Это уже настоящий роман, а не средненькая новеллизация.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Джеймс Хоган «Voyage from Yesteryear»

240580, 1 сентября 2020 г. 22:45

На это название наткнулся во время блуждания по категории «анархические романы» англовики. К сожалению, книга до сих пор не переведена на русский язык, несмотря на то, что в 1983 году она была награждена премией Либертарианского Футуристического Общества «Прометей». Хорошо, что произведение есть в свободном доступе и после нескольких манипуляций можно получить файл с посредственным переводом. Конечно, после этого ни на какую художественную часть надеяться не приходится, но содержание и основные идеи понять можно.

Если говорить о литературных параллелях, то можем выделить три произведения, подобных «Voyage ...». Начало очень напоминает «Ковчег 47 Либра» Бориса Штерна: на Земле неспокойные времена и лучшая часть человечества задумала амбициозный проект — послать к Альфе Центавра космический корабль с человеческими эмбрионами. Но это лишь эпилог, который, кстати, состоялся по хронологии романа в 2020 году. Далее идет будто перевернутый сюжет «Часа Быка» Ивана Ефремова — капиталистические пришельцы пожаловали в гости к коммунистическим (анархическим) потомкам тех самых эмбрионов. Дело в том, что после отбытия корабля с человеческими зародышами произошло много всевозможных событий, в частности Третья мировая война с ядерным столкновением в Белуджистане (2021) и падением СССР. После нескольких десятилетий деградации и противостояния элитизм только укрепил свои позиции. Один из трех противоборствующих блоков решил присоединить планету Хирон, вращающуюся в системе Альфа Центавра, и которая уже давно была обжита колонистами. Общество хиронцев напоминает социум анархистов-анаррестян, который описывала в своих «Обездоленных» Урсула Ле Гуин. Путешествие на Хирон, таким образом, это ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПРОШЛОГО (таков примерный перевод названия романа).

* * *

Хиронцы не делили окружающих на «своих» и «чужих». Ведь быть хиронцем, это прежде всего, быть Человеком, а не китайцем, русским или американцем; быть человеком труда, тем, кто открывает новое. Именно таким людям надлежит миссия поднятия из пепла, возрождения островков цивилизации на Земле. Ведь те земляне, которые еще прозябали на материнской планете уже не могли существовать в рамках самоубийственных старых правил...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Джеймс Хоган «Кодекс Творца»

MaxEd, 17 августа 2018 г. 01:12

Идеологически я с автором во многом согласен, но вот к сожалению при натягивании сюжета на заданную идеологию он где-то порвался, а где-то сморщился. Слишком очевидные параллели между цивилизациями Титана и Земли выглядят крайне неестественными. Хотя бы потому, что средневековое вооружение не должно причинять особого вреда чёртовому железному роботу, из чего должно уже проистекать немного другое общество, хотя бы с другим составом армий. В начале, автор тратит несколько глав, чтобы описать зарождение и особенности цивилизации роботов, а потом выкидывает большую их часть, и ставит знак равенства между обитателями Титана и Земли почти во всём, до мелочей. Потому что для той мысли, которую он хотел донести, различия _не нужны_, да, но тогда зачем было этих роботов придумывать? Можно было населить Титан да хоть просто такими же человеками.

Поведение Карла Замбендорфа — а точнее, его преображение по ходу сюжета — также выглядит крайне топорным. Приведённое самим персонажем обоснование мне кажется просто смешным.

Даже победа главных героев в конце выглядит очень сомнительной, если хоть немного принимать во внимания реалии Земли. Всё это слишком, слишком наивно. Хотя, повторюсь, идеологически интересно и приятно (мне).

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джеймс Хоган «Кодекс Творца»

Нескорений, 8 июня 2018 г. 07:50

Всегда приятно поговорить о хорошей книге, вдвойне приятно — об отличной, именно так хочется начать разговор о романе Дж. Хогана «Кодекс творца», написанном в стилистике новой интеллектуальной космооперы. Первый раз я взялся за это чтение ещё в далекие школьные годы, но забросил на самом начале, показалось не интересным. Два десятка лет книга пылилась на полке, ожидая своего часа, который наступил только сейчас. Во время чтения меня спросили, что сейчас читаю, я ответил — про возникновение и эволюцию цивилизации разумных роботов, разоблачение телевизионных мистиков и прочих шарлатанов и подготовку к первой экспедиции на Марс. В итоге — немое изумление — как все эти темы можно связать в рамках одного произведения? Признаться, я бы тоже в это не поверил, но поразительно, что Хогану удалось это сделать и даже гораздо больше — создать приключенческое, увлекательное произведение с рассуждениями на темы философии, религии, глобальной политики, социальной психологии и прочего.

Повествование начинается с пространного пролога, где описывается процесс возникновения цивилизации роботов на одной из планет за миллион лет до появления человечества. В результате ошибки в производственной программе оказалась запущена цепь случайных событий, автор подробно показывает процесс эволюции с самого начала и последовательно — от разделения роботов по видам, появления у них системы размножения. Может ли быть разумная жизнь металлической? Да почему бы и нет, параллели с происхождением человечества очевидны, в дальнейшем они будут показаны ещё более явно. После вступления нам предлагается на время забыть проблемы общества роботов и переместиться в Штаты в 2015 год. В этой версии будущего (книга написана в 80-х) Советы продолжают существовать и обе державы ведут активное освоение космоса. Американцы планируют отправить масштабную экспедицию на Марс, чтобы проверить возможность его колонизации, средства затрачены немалые и готовятся серьезно.

Параллельно мы знакомимся с Карлом Замбендорфом, экстрасенсом мирового уровня, и его командой, которые успешно водят за нос доверчивую публику и ставят в тупик экспертов. Разоблачить шарлатанство может только талантливый социальный психолог Джеральд Мейси со своим ассистентом Верноном Прайсом, они сами могут дать фору любому иллюзионисту в деле постановки разных фокусов, которые внешне похожи на действие паранормальных сил. Боссы влиятельных корпораций, готовящие миссию на Марс, включают в состав экспедиции и Замбендорфа сотоварищи, и Мейси с Прайсом, что обещает напряженное противостояние авантюриста и разоблачителя. Однако в скором времени Замбендорф начинает подозревать, что подлинная цель экспедиции вовсе не Марс, у «Ориона» совсем другой пункт конечного назначения. Автор постепенно начинает сводить воедино две сюжетные линии, подготавливая почву для последующего Контакта и сопряженного с ним прогрессорства, как говорится, нас ждут великие дела!

Цивилизация Робии по-своему, конечно же, уникальна, но если немного присмотреться, то является зеркальным отражением прошлого человечества. Она находится на средневековом уровне развития со всеми вытекающими — преобладанием религиозного сознания, технической отсталостью и феодализмом, робким зарождением научного метода познания мира. Землянам предстоит выступить в качестве прогрессоров, и здесь начинается самое интересное — взгляды участников экспедиции на дальнейшее будущее Робии кардинально расходятся. Ставленники крупных корпораций думают только о собственной выгоде, но находятся и те, кто готов вспомнить, что же такое на деле значит — быть человеком. Именно здесь полностью раскрывается талант Замбендорфа, это неоднозначный, но в целом очень интересный и положительный персонаж, центральный для романа. Автор начинает ткать изысканное полотно интриг, в которое втягиваются как группировки землян, так и властители и жречество разных государств Робии.

С помощью переплетения параллельных сюжетных линий автор позволяет нам взглянуть на события с точки зрения всех участников, включая самих роботов. Если в прологе, носившем космогонический характер, можно было усмотреть сходство с одной из теорий возникновения человечества, то дальше подобных аллюзий становится всё больше. Автор образно трансформирует процесс возникновения мировых религий, в частности христианства — следить за эти крайне увлекательно, местами забавно, а иногда грустно. Печально узнавать своих соплеменников в рядах легковерных фанатиков или же тех, кто пытается извлекать из всего личную выгоду, будь то на низовом или же самом высоком уровне. Пространные рассуждения героев, их беседы на глобальные темы совсем не утомляют, напротив, но автор гармонично разбавляет их динамическими эпизодами, изящными сюжетными поворотами. Уровень интереса и степень погружения в происходящие события не ослабевает во время чтения ни на миг, и так — до самого эпилога.

Описания нового мира довольно причудливы и оригинальны — ведь все здесь состоит из металла, не только его разумные обитатели, но и вся флора и фауна. Всё это живёт, взаимодействует и... кажется слишком земным. Всё же это не упрек в слабости ксенофантастической части романа, здесь иначе было нельзя, ведь автор не ставит задачу показать совершенно далёкий от человечества разум, его цель противоположная — в роботах мы должны узнавать себя, наше прошлое и настоящее. Читатель должен задуматься над тем куда идет наша цивилизация, как избавиться от дурного наследия прошлого и взять оттуда только хорошее, чтобы на этой базе начать строить новый мир. В целом, я не могу найти у этого романа ни одного существенного недостатка, всё просто изумительно, по этой причине я могу смело рекомендовать «Кодекс творца» тем, кто любит не только приключения, но и не прочь подумать на важные темы религии, политики и общественной организации — после эпилога прочитанное долго не отпускает, заставляет мыслить.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Джеймс Хоган «Кодекс Творца»

Green_Bear, 11 мая 2017 г. 19:39

Есть свое очарование у старых научно-фантастических романов, в которых трогательная наивность и оптимистичность сочетается с интересными концепциями, пламенной верой в могущество науки и логики. Начиная роман с галактического размаха, Хоган далее уменьшает масштаб и ведет две смысловые линии, моделируя квазичеловеческую машинную цивилизацию, которая делает первые шаги на пути познания окружающего мира, а также едко критикуя такие недостатки человеческого общества, как невежество и лень, честолюбие и жадность, беспринципность и расчетливость.

Чрезвычайно удачной оказалась фигура одного из главных героев — Карл Замбендорф, прирожденный авантюрист и мошенник, прячущий свои подлинные стремления под клоунской маской «экстрасенса-телепата». И дело не только в обаянии «плохих парней», как можно сперва подумать. И даже не в том, что по мере развития сюжета Замбендорф вызывает уважение за профессионализм изворотливого и наблюдательного психолога. Оказывается, что плут и циник обладает более строгими принципами, упорнее хранит верность обещаниям, стойко придерживается гуманизма, чем многие именитые ученые и красноречивые политики.

Весьма занятной получилась и научно-техническая причина образования машинной цивилизации, и история контакта с людьми. Пожалуй, иногда автор малость перегибает палку в своем антирелигиозном пыле, но даже при этом у него получаются весьма неоднозначные аллюзии на человеческое прошлое.

Итог: симпатичное ретро-НФ с актуальным социально-философским подтекстом.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Джеймс Хоган «Кодекс Творца»

osipdark, 19 июля 2016 г. 23:32

Иногда грустно становится за некоторых зарубежных авторов и их произведения. Качественные и интересные работы остаются без интереса издателей и, соответственно, без перевода и без читательского интереса. Такое, к сожалению, встречается сплошь и рядом, но бывает, что и переведенные их творения читатель обходит стороной. Такая участь постигла и роман Джеймса Хогана «Кодек Творца» («Кодекс Жизнетворца»).

В целом, книги Хогана и сам писатель практически не известны у нас, и опять-таки из-за отсутствия переводных изданий. А библиография у него приличная: почти тридцать романов, некоторые из которых собраны в две дилогии и одну пенталогию, где-то столько же рассказов и две публицистические книги. В русском варианте имеется как раз «Кодекс Жизнетворца» (первая часть одноименной дилогии) и несколько рассказов — маловато будет для писателя, который взял премию «Сэйун», и не одну. Но хотя бы есть этот роман, о котором далее и речь.

Тема контакта машинной цивилизации и человеческой уже встречалась в фантастике, и неоднократно. Самые близкие аналоги к данному произведению есть у Лема как в одном из путешествий Ийона Тихого, так и в его романе «Непобедимый». У Хогана все получилось довольно и довольно не избито, с новыми идеями и в принципе необычным контактом. Но богатая интересными допущениями фантастическая часть и вообще сам Контакт, представленный, что интересно, сразу с двух сторон (и от людей, и от обитателей Титана) еще не все. Ведь в данном произведении Джеймс Хоган проявил себя и как блестящий фантаст, и как сильный писатель. Перед нами представлены любопытные личности что со стороны людей, что со стороны пришельцев; затронуты самые разные темы, над которыми автор не устает иронизировать. Поглумились и над политикой, и над религией, и над современным обществом. Но кроме иронии все эти смысловые пласты успевают хорошо раскрыться Хоганом, который заставляет над многим задуматься. И особенно помогают этому великолепные его цитаты. Все найти и поместить все равно не смогу, но скажу, что они очень актуальны. И все они в большинстве своем произносятся очень неоднозначным поначалу, но глубоким и интересным персонажем Карлом Замбендорфом, который меня впечатлил и вышел на одном уровне с проработкой машинной цивилизации Титана.

Подводя итог, хочется отметить, что «Кодекс Жизнетворца» хоть и вполне себе приличный фантастический роман, но все же больше является книгой о днях сегодняшних. И ведь вправду, датировка событий в нем относится именно к нашему с вами времени. И пусть не нашли мы на Титане инопланетных машин, пилотируемой миссии к Марсу так и не послали, Советский Союз давно распался, пророческая часть романа касательно ситуации в обществе и мире в целом сбываются. А так как события эти не самые радужные, становится как-то не по себе от такой точности. Конечно, это все уже начало происходит в годы написания «Кодекса», но именно сейчас можно в полной красе наблюдать все то, о чем писал Хоган. И хоть в контексте книги описанное происходит в пределах Штатов, сейчас подобное можно отнести и ко всему миру. Возможно к нашей стране даже в большей степени, хотя это уже несправедливый перегиб — все мы одинаковы.

Так что «Кодекс Жизнетворца» как достойного представителя социальной и ксенофантастики — обязательно читать.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Джеймс Хоган «Кодекс Творца»

Shaser, 4 апреля 2016 г. 16:36

Будущее уже наступило. В романе 2015 год. Земляне вовсю колонизируют Марс. В книге описывается первый контакт землян с цивилизацией наивных, отсталых роботов. Земляне, верные себе, начинают стравливать государства и раздавать оружие. Но книга не об этом. В религии роботов присутствует мысль, что первого робота должен был сделать не робот. Околорелигиозные темы, как в гротескном зеркале, показывают стремление человека верить в высшее существо и пытаться поступать так, чтоб высшее существо одобряло поступки человека, то есть поступать по Кодексу Творца.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Джеймс Хоган «Неандер-Тейл»

MarchingCat, 16 августа 2015 г. 18:19

Очень хороший рассказ. Лаконичный, юморной и при этом мысль раскрыта полностью. Отлично читается и в «чистом» виде и как метафора открытия принципиально новой, пока непонятной технологии.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Джеймс Хоган «Вне времени»

Kjaune, 31 июля 2012 г. 04:03

В оригинале 14 глав (14 минут), а в переводе 15 глав.

Вторая глава разбита на две части (2, 3), а оригинальная третья глава совсем удаленна.

11 глава тоже разбита на две части (11, 12). 12 глава просто переименована на 13 и т.д. В итоге мы получили обрезанную версию из 15 глав.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Джеймс Хоган «Неандер-Тейл»

drogozin, 2 мая 2010 г. 13:05

Рассказ в целом симпатичный, неплохо написанный и содержит парочку удачных шуток. Однако, что мне не очень нравится, так это его изначальная «юмористичность», если Вы понимаете о чём я. Юмор ради юмора. Вполне допускаю, что кто-то может быть такое и любит, а я как-то не особенно.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Джеймс Хоган «Мадам Баттерфляй»

uncontrol, 7 февраля 2010 г. 07:39

Всё взаимозависимо и неразрывно связано. В концовке не понятно, так что же было в ящике.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Джеймс Хоган «Неандер-Тейл»

Pupsjara, 29 августа 2009 г. 11:43

Первый рассказ антологии оказался действительно смешным. Автор затронула много актуальных тем: политкорректность, феминизм, религию, изобретения. Сочетание каменного века, первобытных людей, современного языка и шуток оставляет незабываемое впечатление, причем шутки действительно смешны.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Джеймс Хоган «Мадам Баттерфляй»

zmey-uj, 7 февраля 2009 г. 20:00

Всегда нравились такие сюжеты. Дело в том, что в реальной жизни нам не дано проследить, «как слово наше отзовется», узнать последствия каких-то событий во всем их разнообразии. Поэтому-то любые исторические трактовки вызывают возражения и споры. В масштабных случаях помогает статистика, а вот о частностях можно только прочитать в рассказах, подобных этому. Понимаю, что звучит пафосно и заезженно, но рассказ позволяет вспомнить, как интересна и многогранна жизнь.

(Вспомнилась картинка Херлуфа Бидструпа. Там тоже последовательность событий, но с противоположным эффектом. Начальник накричал на заместителя, тот — на секретаршу, и так понемногу дошло до рабочего, который пнул собаку. А собака потом вцепилась начальнику в зад.)

Последнее время попадаются в фантастике описания того, как правительство борется с криминалом весьма радикальными способами. Еще в одном произведении упоминалось, что для искоренения наркомании заставили торговцев продать смесь, вызвавшую массовые смерти. И ведь вроде «честным гражданам» полагается приветствовать такие начинания, но нет, спасибо — мои симпатии на стороне нарушителей закона.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джеймс Хоган «Неандер-Тейл»

Лэйла, 12 декабря 2008 г. 01:22

Достаточно интересный, смешной и запоминающийся рассказ. Один из лучших в антологии, автор излагает его так, что при прочтении просто отдыхаешь. Очень позабавил конец.

Несомненно, изобретения двигают прогресс, а человек тем и отличается от животного, что плодовит на изобретения. Это его способ выживания в нашем вечно меняющемся мире.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Джеймс Хоган «Мадам Баттерфляй»

Claviceps P., 20 июля 2008 г. 03:01

Показалось скучноватым и в общем-то средненьким произведением. Отдает производственной нудноватостью...

На 1 раз сойдет, но перечитывать, думаю, уже никчему. Рассказ связан с эффектом бабочки, но совсем не с тем, как выяснилось...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джеймс Хоган «Неандер-Тейл»

elent, 10 июня 2008 г. 12:28

Один из действительно забавных рассказов в этой анталогии. Имена и названия племен придуманы с юмором. Надо будет обратить внимание на автора.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Джеймс Хоган «Мадам Баттерфляй»

duke, 15 мая 2008 г. 15:11

Рассказ понравился, но главная идея, на мой взгляд, раскрыта не достаточно. Чего-то не хватило. Задумка великолепна, язык хорош, параллельные сюжеты нисколько не мешают следить за развитием и раскрытием темы. Но, то ли времени не хватило, то ли фантазии — не знаю, — как-то «не срослось» у писателя довести свою мысль до конца. Очень жаль...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джеймс Хоган «Мадам Баттерфляй»

kkk72, 12 мая 2008 г. 23:24

Весьма оригинальный и довольно неплохой рассказ. Его текст разбит на несколько эпизодов, как будто почти не связанных между собой. Но главная идея — каждое, даже самое мелкое доброе дело, может принести совершенно неожиданную пользу другим и очень важное воздаяние себе — подана очень хорошо. Ну и не могу не отметить собственно космическую часть рассказа. Будни космических контрабандистов и их борьба с федералами показаны лишь несколькими набросками, но вот здесь автору действительно веришь.

Не шедевр, но весьма добротный рассказ.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джеймс Хоган «Неандер-Тейл»

Волдинг, 19 февраля 2008 г. 09:41

Анохранизмы встроены просто потрясающе, помимо уже упомянутого, момент, когда один из персонажей в сердцах поминает христианского святого. Читается это очень органично и вызывает бурю позитивных эмоций.

Хотя плем австролопитеков скорее напомнило мне нашу расу — в плане принятия новых решений и вообще всего нового. Повод задуматься, а? :gigi:

Оценка: 9
– [  2  ] +

Джеймс Хоган «Неандер-Тейл»

irish, 25 января 2008 г. 09:45

Очаровательный рассказ с хорошо выстроенным сюжетом (что для юмористических рассказов едва ли не главное). Очаровательная манера изложения, хотя, возможно, не всем нравится, когда несовременные персонажи изъясняются вполне современным языком (что, однако, уместно в юмористическом рассказе как ни в одном другом жанре).

Особенно меня умилило вот это: «- Откуда ты знаешь, что бог он, а не она? — подала голос представительница женской половины племени, но ее тут же утихомирил, легонько тюкнув по голове дубиной, стоявший рядом соплеменник». :lol:

Оценка: 10
⇑ Наверх