Александр Громов отзывы

Все отзывы на произведения Александра Громова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1091

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 22   (+10)»   (+21)»»

«Язычник»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 23 апреля 2024 г. в 18:50

Продолжение известной повести «Вычислитель». Эрвин Канн — единственный человек, который смог перейти Саргассово болото планеты Хлябь — застрял на Счастливых островах. Жить там можно, но только в качестве дикаря, и герой обдумывает маловероятную возможность пересечь болото в обратном направлении. Конечно, в мире есть влиятельные люди, которые желают найти вычислителя, заподозрив, что он остался жив. Но, поскольку эти люди конкурируют, то они вполне могут и устранить Эрвина, чтобы он не достался врагу.

Место действия повести лишь немного расширено в сравнении с болотом, где пытались выжить персонажи «Вычислителя». Плюс присутствуют эпизоды из прошлого главного героя.

Главная же сюжетная задумка, давшая имя повести «Язычник» (так называется одно из хищных животных планеты Хлябь), оказалась оригинальной. Я не смог раньше главного героя понять, что представляет собой лимонно-зелёный язычник.

Оценка : 9
«Вычислитель»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 16 апреля 2024 г. в 22:17

Это моё первое знакомство с творчеством Александра Громова, его самое известное произведение — повесть «Вычислитель». Повесть совсем не разочаровала. Не так уж часто в отечественной фантастике можно открыть для себя действительно достойные образцы, и это как раз тот случай.

Перед нами в чём-то типичная история о борьбе за жизнь группы людей в опасных условиях. Основная оригинальность — в главном герое, одарённом математическими способностями. Там, где выжить почти нереально, он просчитывает и использует вероятности, которые могут помочь ему достичь цели. Герой неоднозначный, он предельно расчётлив не только в математическом, но и в психологическом смысле. Он использует других людей, иногда манипулирует ими, чтобы выжить самому. И поскольку мы видим героя только в экстремальных ситуациях, мы не знаем каков он в обычной жизни. На наших глазах он использует возможности на благо себе. Но правильно ли осуждать его за негуманные действия по отношению к тем, кто и так обречён, если, не поступи он так, как поступил, то погиб бы вместе с остальными? Эрвин Канн, конечно, не образец гуманизма, но понять его можно. Тем более, его действия автор изобразил действительно логичными. У него нет каких-то невероятных сверхспособностей, это именно логичные поступки.

Ну и кроме того, автор очень живо описал ужасающую природу планеты Хлябь. Подобно тому, как Герберт воплотил в своих книгах пустыню Арракиса, Громов создал столь близкое сердцу жителей северных широт бескрайнее болото.

Оценка : 9
«Повышение по службе»
–  [ 2 ]  +

volodihin, 02 марта 2024 г. в 21:57

Громов, рассуждая о том, по какому пути следовало бы идти человечеству и как ему развиваться, выдвигает три идеи: 1.человечество тупое, его надо как-то оберегать, иначе оно само себя убьет; 2.человечество в целом тупое, поэтому надо вылавливать редких нормальных людей, воспитывать их в общине «альтернативного человечества» и надеяться, что в будущем эта община сыграет; 3. человечество тупое и слабое, поэтому надо подкинуть ему сверхспособностей, подкорректировав человеческую сущность.

Идеи два и три — переосмысленные Стругацкие. Идея один — нежно человеческая, спасибо за нее Громову.

Текст романа переполнен рефлексией, а потому тягуч и лишен динамики раннего Громова.

Но в целом, это, конечно, гораздо более высокий уровень, чем среднестатистическое безмыслие, боевиковость и антуражность нашей современной фантастики. Поэтому бастконовскую премию Громов получил за эту книгу честно и по делу.

Оценка : 7
«Вычислитель»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 10 февраля 2024 г. в 17:25

Десять незнакомых друг с другом человек приговорены судом планеты с эпичным именем Хлябь к изгнанию. За этой невинной формулировкой скрыта не совсем безобидная ссылка на Саргассово болото — самую обширную трясину планеты, населенную весьма кровожадными обитателями. Правда, молва утверждает, что за ее обширными пространствами лежит свободная от людей и чудовищ земля, — точнее, острова, называемые Счастливыми. Но добраться до них почти что невозможно...

Громов — один из редких представителей «новой волны» российской фантастики, кто по настоящему умеет создавать уникальные миры и сюжеты. Достаточно вспомнить, хотя бы, необычный пустынный мир «Феодала» и его разнородных обитателей. В данной повести, фактически, имеем схожий сюжет — группа людей в условиях незнакомой и враждебной среды без всякой надежды на возвращение к привычной жизни. Если мир «Феодала» был сух и безжизненен, то мир Саргассового болота, напротив, чрезмерно пропитан водой и множеством кровожадных монстров. Последние, собственно, и являются тем «карающим мечом», который заменяет властям расстрельную команду. Глумливо прикрываясь принципами гуманности, сановники обрекают осужденных на ссылку и гораздо бОльшие мучения, нежели мгновенная смерть от ружейной пули. Тем более, что большинство преступлений не соответствуют столь жесткому наказанию. Из описанной в повести группы такой кары заслуживает, пожалуй, только пара человек — Юст и Хайме. А остальные даже не понимают, за что их осудили: одного — за собственную веру, что «не рукопожата» на планете, другого — за «якобы» шпионаж в пользу Земли. Герой произведения — тот самый вычислитель Эрвин — был наказан за то, что являлся советником недавно свергнутого Президента. Словом, в судопроизводстве Хляби явно сидели представители какого-то абсурдного шапито! Если б суд постановил производить за осужденными видеонаблюдение, получился бы нарисованный в «Бегущем человеке» вариант будущего. Но в этом нет надобности, ибо руководство планеты считает свое смертоносное болото непроходимым, а Счастливые острова — не более, чем обычным мифом. И это, кстати, очень странно: неужели достигшее космических далей человечество неспособно провести как следует типичное картографирование чужой планеты? Ссылка автора на постоянное закрытие данного региона плотным облачным слоем дезавуируется им же самим: за всё время странствий по болоту дождливыми были всего несколько дней, а остальное время ярко светило солнце. Таким же «роялем» кажется и животный мир болота. Непонятно, чем он там питается? Для прокорма такой оравы монстров необходимо, чтобы ссыльных направляли туда каждый божий день! Однако, из авторских пояснений следует, что группа Юста/Эрвина была на болоте единственной и неповторимой. Думаю, десяти человек было явно маловато, чтобы насытить всю экосистему огромного региона (в особенности — самых отдаленных его участков). Но это, как говорится, естественные следствия искусственности созданного писателем мира.

А для основного сюжета они служат всего лишь пугающими декорациями, в которых разворачивается история борьбы за выживание маленькой группы людей против безжалостной природы Хляби. Люди ожидаемо проигрывают ее: название глав повести напоминает обратный отсчет, ибо оно отображает количество оставшихся в живых на данный промежуток времени. Логично предположить, что последняя будет носить название «Один» или что-либо в этом роде. Дело обещает закончиться быстро, т.к. главную роль в уменьшении состава группы играют те же люди, что входят в ее состав. А точнее — только двое из них. Первый, как должно быть ясно, — закоренелый уголовник Юст «Полярный волк», а вот другой... Другой гораздо более умнее и потому коварнее. Поначалу он кажется положительным героем-гуманистом, оптимистично настроенным на победу во имя торжества справедливости. Но, чем дольше длится повествование, тем больше сомнений появляется у читателя по поводу его искренности. Речь идет о том самом «вычислителе», который обладает способностью просчитывать сложившуюся ситуацию и выбирать наиболее оптимальный вариант дальнейших действий. Как только читатель понимает, куда клонит автор, героический флёр слетает с героя, словно лебединый пух. Не вызывает сомнений, что он будет тем самым последним, что к финалу останется в живых. Но будет ли его победа победой? И оправдывает ли она тех усилий, что на нее были потрачены? А, может, это и не победа вовсе, а столь изощренное поражение, что только прикидывается победой? Ведь человек вне общества себе подобных очень быстро деградирует до первобытного состояния, даже если при этом сумеет сохранить в неприкосновенности свой разум. Недаром герой в последней главе так искренне радуется своей нежданной находке — обычной автомобильной покрышке...

Именно из-за своей морали и философии повесть достойна прочтения. Приключения и декорации, конечно, увлекают и развлекают, не давая заснуть, но это не главное. Если читатель не поймет, что он сам может стать причиной такого вот будущего, никакой пользы от знакомства с произведением Громова не будет. Читать его нужно с умом, чувством и расстановкой, чтобы потом так же щепетильно просчитывать свои дальнейшие ходы, как это делал «герой» повести.

---------

РЕЗЮМЕ: история о том, как уникальная способность правильно просчитывать свои действия не сделала главгероя счастливым и богатым. Как утверждает не совсем приличная по звучанию поговорка, «на каждую хитрую задницу с резьбой всегда найдется еще более хитрый инструмент с винтом».

Оценка : 8
«Вычислитель»
–  [ 4 ]  +

vgi, 14 января 2024 г. в 12:43

Вряд ли буду это перечитывать. Не потому что так уж плохо — читывали и похуже, и поскучнее. А потому, что если я захочу на сон грядущий почитать про то, как герой выживал-выживал, да и выжил, то к моим услугам будет миллион других, нечитанных книг с тем же примерно сюжетом.

Некоторую оригинальность этой повести могла бы добавить заявленная, и в аннотации и в тексте, гениальность ГГ, который «всё может просчитать» — но, увы, она осталась на уровне декларации. Единственный действительно умный поступок, которые герой совершил — это то, что он заранее изучил всю доступную литературу о месте, где ему предстоит вскоре оказаться, получив тем самым важное преимущество над невежественными конкурентами. Во всём же остальном автор ему просто подыгрывает.

Впрочем, был сюжетный поворот, который оказался для меня неожиданным — это то, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
попутчица ГГ до цели не дошла, хотя, по всем канонам жанра, книга должна была завершиться страстным сексом на океанском берегу.

Upd: Тут я поторопился с выводами, в следующем произведении цикла, «Язычнике», секс будет, да ещё какой!

Всё остальное — довольно ожидаемо.

Оценка : 6
«Повышение по службе»
–  [ 1 ]  +

sergmon, 07 января 2024 г. в 17:05

Тёплый ламповый свет от космической-психологической фантастики 2000х годов. В произведении что-то научное, что-то психологическое, что-то интересное между людьми и людьми, и «богом» вселенной происходит в двух параллельных линиях. По прочтении задаёшься вопросом — кто же нашим человечеством управляет и какие у него цели и какие могут быть моральные ориентиры у руководителей вот этого всего.

Оценка : 8
«Вычислитель»
–  [ 4 ]  +

vorpol, 13 декабря 2023 г. в 17:14

Когда-то давно я посмотрел одноименный фильм, который запомнился только тем, что в нем играл Е.Миронов. И вот недавно я узнал что есть такая парт... книга, и решил прочитать ее. Чтение шло бодро, автор не перегрузил книгу излишней рефлексией или описаниями цвета снега, за что Громову большое спасибо.

Все время ползаний по болотам ГГ меня не отпускала мысль, что я уже читал что-то похожее... ну конечно — товарищ динАльт из «Специалиста по этике» Гаррисона вот так же ползал первую половину книги по прибрежным болотам, найдя себе «содержанку» и взяв на баланс антогониста...

Идем дальше... Громов заявил прям-таки революционную фабулу что Эрвин (Роммель? :) — вычислитель который умеет хорошо считать. Тут мы можем сделать вывод про характер героя, что Эрвин — скромняшечка, ибо бредя по болоту в поисках головастиков, отвлекаясь на болтовню с Кристи, он в голове решил диф.уры задачи трех тел, да еще так чтобы выпихнуть из системы самое тяжелое тело. Выкусите, цивилизации землян, трисолярцев и лично Лю Цисинь. Тут, как сказал бы Евген Баженов, решение задачи выпихивания самого массивного тела это такая аллюзия на решение казалось бы нерешимой задачи избавления от Винни Джонса, то есть Полярного Волка Юст (аса?).

Если автор заявляет что герой — вычислитель, ну так предъявите нам хоть какие-то примеры этой работы, кроме ахинеи со звездной механикой. Но нет... на все попытки Кристи раскрутить героя на объяснения, он или гыгыкает, или многозначительно затыкает ей рот, или выдает коронное «я-вычислитель», хотя по факту он просто хороший поклонник творчества Бера Гриллза, выживальщика.

По факту, книга видится как симбиоз Гаррисона вначале, Дефо в конце, а по середке — толстый-толстый слой «10 негритят» Кристи.

Оценка : 5
«Первый из могикан»
–  [ 4 ]  +

System, 20 ноября 2023 г. в 18:10

Роман «Первый из могикан» А. Громова завершает дилогию в очень неоднозначном ключе. Во время и после прочтения непрерывно мучают два основных вопроса: «О чем вообще эта книга?» и «Зачем потребовалась вторая книга, если все эти события можно было изложить еще в первой?»

Если начать со второго вопроса, могу только посетовать на то, что автор решил раздуть историю на два тома за счет псевдофилософских размышлений и самокопания героев. Но даже так для полноценной второй книги оказалось слишком мало событий основного сюжета, поэтому ему пришлось искусственно вводить множество второстепенных событий, ненужных действий, дополнительных героев и линий повествования, которые не заканчиваются ничем и которые совершенно не нужны ни сюжетно, ни идеологически.

Первый вопрос также не находит ответа. Второй том не содержит в себе ни внятной истории, ни глобальной интриги, ни кульминации, ни нарратива (имею в виду какую-то логичную цепочку взаимосвязанных событий, приводящих к какому-либо конечному результату). Кстати, с логикой происходящего в книге также значительные нелады: и без того контекстно понятные и логичные причинно-следственные связи разжевываются подробно и от лица разных персонажей; а вот нелогичные поступки и события иногда не находят в тексте никакого объяснения и оправдания.

Вызывает множество вопросов и новый главный герой. Вызывающая искреннюю симпатию «красавица, спортсменка, комсомолка» импонирует сравнительно небольшим количеством натужных внутренних переживаний, она вдыхает в повествование свежую струю и за ее историей интересно наблюдать. Самые лучше моменты книги (соревнование, погоня, спецоперация, засада) написаны от ее лица. Тем обиднее, что ей уделяется всего около одной трети или четверти объема текста и чем дальше, тем реже повествование обращается к ней. История главного героя предыдущей книги занимает еще столько же или даже больше, ближе к концу книги он мелькает на страницах все чаще, но радости это не приносит никакой, поскольку за него уже не получается переживать с такой же искренностью – его внутреннее состояние, мысли, уровень интеллекта и даже приоритеты совершают за время повествования несколько колебаний от одной крайней точки до диаметрально противоположной, и начинает уже вызывать сомнение его адекватность и душевное здоровье… Кроме того, как было и в предыдущей книге, очень большую долю текста занимают его рассуждения и переживания, натужно впихнутые для увеличения объема.

На протяжении еще около трети книги описываются похождения группы второстепенных героев первой книги и это самые провальные фрагменты. Сразу видно, что они включены в повествование искусственно, поскольку не имеют ни внятной завязки, ни логичной развязки, а само их «приключение» представляет собой путешествие сначала в одну сторону, а затем в обратную. Ни смысла, ни правдоподобия, ни влияния на сюжет, ни морали, ни логики эта часть повествования не содержит.

По большому счету, произведение в целом производит точно такое же впечатление: это бессистемные метания нескольких героев на фоне даже не произошедшего глобального катаклизма, то есть, на фоне «пшика», по сути. Как я уже писал, у книги нет кульминации, нет в ней и развития. На протяжении всей книги не происходит ни одного значимого сюжетного события. Космическая армада собралась – и висит. Заключенные сбежали – и бегут дальше, ловить их никто не собирается. Промышленность разрушается – а вроде и не разрушается, затем восстанавливается – но словно бы и не восстанавливается. Половина населения планеты взбунтовалась – и вроде как бунтует себе дальше. Бунт начают подавлять – и непонятно, подавили или нет… Вторую половину населения должны были спрятать в бункеры – но места всем не хватило. Но вроде бы все поместились. Но это не точно.

Вот на фоне такой вот размазни, повествующей совершенно ни о чем и ничем не завершающейся, действуют главные и второстепенные герои, также не имея ни четкого плана, ни логичной последовательности действий. И, разумеется, финал только заколачивает гвозди в гроб такого бессмысленного повествования. Потому что финал этот абсолютно искусственный и не имеет ни логического объяснения, ни причинно-следственной подоплеки, ни морали, ни малейшего этического или эмоционального объяснения. Наверное, Громов написал его в расчете на третью книгу, но, благо, потом сам от нее отказался. Финал откровенно загублен и вызывает только разочарование.

В книге много хороших моментов. Но это именно – моменты. Если бы Громов изложил всю эту историю в одной книге, сократил бы ненужные размышления и побочные линии повествования, то даже с таким финалом получился бы шедевр. Сейчас же – это несъедобное чтиво, оставляющее после себя лишь неприятное послевкусие обманутых надежд.

Оценка : 3
«Тысяча и один день»
–  [ 3 ]  +

System, 16 ноября 2023 г. в 17:07

В 2023 году цикл «Мир матриархата» Громова воспринимается точно так же, как и 20 лет назад – судя по рецензиям и комментариям. Достоверный, в мельчайших подробностях прописанный мир, во всем похожий на наш – но с одной отличающейся деталью. И к каким изменениям в обществе, в технологиях и в сознании эта одна деталь привела – Громов описывает безупречно точно, грамотно и скрупулезно.

Первый роман «Тысяча и один день» начинается очень бодро. Интересно, задорно, динамично. Великолепный слог мигом подхватывает воображение и – нечасто такое случается – чтение затягивает всерьез. Срез общества, который показывает нам автор глазами главного героя – неожиданный, но формирует масштабную картину в чем-то тоталитарного устройства мира, изменившего исторические факты, географические названия, обороты речи и даже фольклор в угоду всеобщей феминизации. При этом Громов придерживается рационального реализма: технологии не сделали необоснованного скачка вперед: колонии на Луне, Марсе и Церере есть, но ни о каком самообеспечении речь не идет, различные бластеры, лазеры, киборги, флайеры не появились. Оружие – огнестрельное. Полеты – только на самолетах и вертолетах. В космос – на многоступенчатых ракетах-носителях.

Очень нетривиально, но и непротиворечиво описана суть способности женщин к телепортации. Выше всяких похвал все связанные с этим явлением ограничения и особенности взаимодействия. Использование в бою и в жизни – все выглядит максимально достоверно и обоснованно.

Однако потом динамичное начало себя изживает и повествование погружается в пустое философствование, испещренное флешбеками, историческими отсылками, воспоминаниями, разжевыванием исторических фактов и их последствий, рассуждениями и размышлениями главных героев, их переживаниями и самобичеванием, мелкими ненужными подробностями и эпохальными умозаключениями. Это все очень тесно интегрировано в действия и диалоги, одно плавно перетекает в другое, а затем в третье, и дальше, и дальше. С одной стороны – это придает тексту непередаваемый стиль и монолитность, с другой – такая нагруженность чрезмерно утомляет и надоедает.

Да, мы знаем, что автор продумал мир до мельчайших подробностей, смоделировал его на протяжении всего времени его существования, но мы также знаем, что мир этот – выдумка, и читать философское размышление о выдуманном событии или выдуманном факте из выдуманного прошлого этого выдуманном мира нам незачем! Если убрать из текста все лишние философствования, оставив только действия, диалоги, чувства и необходимый минимум исторических справок – объем текста сократится втрое!

Конечно, за почти четверть века, прошедшую с момента его написания, многое в книге успело устареть. Ощущается неправильно угаданный курс развития технологий (на самом деле Громов в этом смысле осторожничает, потому что в его мире вообще нет развития технологий), оттого этот мир воспринимается во многом отсталым, и само произведение уже хочется отнести к жанру альтернативной истории. Книга обрывается на самом интересном месте, на самом пике кульминации, и непонятно, зачем было отделять ее от второго тома.

В остальном, это очень крепкое произведение со своим уникальным шармом, настолько подробно описывающее несуществующее общество, что язык не поворачивается оспорить его достоверность. На него стоит потратить время: даже если оно не обогатит вас новыми знаниями, вы наверняка обогатитесь идеями.

Оценка : 5
«Мягкая посадка»
–  [ 3 ]  +

flying_kitten, 28 сентября 2023 г. в 17:09

Впервые прочитал роман в хроносовском сборнике «До света», собственно из всего сборника наиболее ярко он и запомнился. Забыл и автора, и название, но сама книга периодически напоминала о себе, не так давно нашёл её и решил перечитать.

Вместо одной из универсальных страшилок последних лет — глобального потепления, в мире всё пошло наоборот и внезапно глобально похолодало. С севера надвигается ледник, в городах с трудом контролируемый хаос и раздрай, часть людей стало стремительно тупеть, а в качестве вишенки на торт появился некий получеловеческий вид — адаптанты. Главный герой работает в университете, каким-то чудом ещё не закрывшемся, держит, так сказать, оборону от надвигающегося варварства.

Весьма неплохой постапокалипсис, с яркой картинкой окружающего мира, главгероем с активной жизненной позицией, динамичным сюжетом и рассуждениями о смысле жизни. На улице холод, снег и беспредел (книга то писалась в 90-е, хе-хе). Человечество заняло круговую оборону и держится как может, но так не хочется признавать себя исчезающим видом и попытаться сотрудничать с этими самыми загадочными адаптантами, так не хочется... В общем надо их истреблять и точка.

Автор явно выплеснул в иносказательном виде на страницы свои фобии, порождённые рухнувшим СССР — тут и безвластие, и преступность, и ксенофобия, и отторжение неуправляемой демократии. Но всё это видно исключительно между строк, а книга безусловно хороша сама по себе. Не без роялей и нестыковок, но хороша.

Оценка : 8
«Вычислитель»
–  [ 2 ]  +

lwiw, 08 июля 2023 г. в 16:27

Проходная повесть, не оставляющая о себе ни памяти, ни эмоций. Вторичный сюжет, серые персонажи, ничего интересного для себя не нашёл. Ложка математики в бочке приключений. Но даже приключения здесь какие-то не захватывающие.

Оценка : 5
«Мягкая посадка»
–  [ 6 ]  +

neli mustafina, 15 июня 2023 г. в 07:17

Читала давно, но в отличие от всех остальных произведений автора, это в памяти осталось надолго и «просило» его перечитать.

Итак: Апокалипсис, вызванный неизвестно чем (может просто таянием ледников Антарктиды, но в книге об этом не говорится). На фоне глобального оледенения наблюдается появление новой разновидности человечества: дубоцефалы и адаптанты. Казалось бы — ирония — отупение и агрессивность оных никак не позволяют причислять их к другому виду (и тех, и других полным полно сейчас вокруг нас и без апокалипсиса), однако автору потребовалось видимо ввести их в произведение, чтобы полностью раскрыть способы уничтожения человека.

Думаю, что в случае апокалипсиса не надо будет никакого добавочного противника. В борьбе за еду и жильё, мы поубиваем друг друга и без адаптантов... Впрочем, это моё мнение.

ВУЗовский преподаватель на фоне вымирающего мира, пытается выжить, сохранить человеческое общество, сплотить вокруг себя остатки «умников» и противостоять разрастающейся разновидности адаптантов.

Не знаю, как другим, но мне хотелось продолжения. Ведь адаптанты не вымерли. А значит две ветви человечества будут опять воевать.

А ведь уже известно, что неандертальцы не были агрессивными, в отличии от кроманьонцев. Поэтому и вымерли.

Ещё понравилось в эпилоге как главный герой произведения подыскивает себе замену (устраивая ему проверки). Вполне в духе Громова. С иронией.

Оценка : 9
«Вычислитель»
–  [ 1 ]  +

Newa, 13 июня 2023 г. в 22:29

Фантастическая повесть это то, что в болоте неведомые твари на планете Неземля?! Да, такое может понравиться не почитателю Бредбери)) Слог автора прост, язык, изложение — как будто донцова или как бишь их зовут.... с компьютерной точностью рабом написанная читабельная макулатура. О чём собственно произведение? Да ни о чём, если разобраться, так как в угоду любителям разборок паханов, фильмов типа Антикиллер и пр, писатель больше понтуется, чем фантазирует.

Оценка : 1
«Змеёныш»
–  [ 0 ]  +

neli mustafina, 04 июня 2023 г. в 20:44

Чем мне понравилось это произведение?

Позитивом, которого так мало стало в нынешней фантастике.

Есть сарказм, высмеивающий солдафонов в генеральских погонах, и есть лёгкий юмор по поводу отношений между мужчиной и двумя его женами.

Иронично выглядят и отношения между ксеноморфом и человеческой семьёй.

Человечество здесь предстает в совсем неприглядном виде.

«Змеёнышем» хотят завладеть все: от сектантов до секретных служб всех стран.

Не мудрено что инопланетянин не желает общаться в последствии ни с кем из людей.

А ведь как прекрасно что он попал в такую добрую семью. Маугли повзрослел и смог разобраться где зло и где добро. А если б попал не в те руки? А если б попал к военным?

Конечно, тема Маугли — излюбленная в фантастике. Взгляд на человеческое общество «с другой» стороны важен, поскольку в своем глазу бревна не видно, как правило.

На эту тему по моему все писали — и Лукьяненко, и Хайнлайн, и Стругацкие, Блиш (кого вспомнила навскидку). Громов написал в своей манере, с присущим ему юмором. Читается легко, запоминается. И иногда просто хочется перечитать, что я сегодня и сделала, благо выписывала в далёком 2005 году журнал (мною обожаемый) « Если», который к сожалению величайшему приказал долго жить...

Оценка : 8
«Вычислитель»
–  [ 6 ]  +

egorro.san, 24 мая 2023 г. в 13:33

Повелся на кучу положительных отзывов лаборантов и... Разочарование. Квест про выживание группы людей, среди которых «гениальный» вычислитель. Вот только гениальный он, видимо, исключительно в голове автора, ибо никаких подтверждений этому в книге нет. Только повторения этого в том или ином виде на протяжении книжки. Просто хороший выживальщик, который оказался лучше других в группе. Вся гениальность, как следует из повести, сводится, в принципе, к совету одного знакомого гуру боевых единоборств: бей, как гнида. Неинтересно.

Оценка : 5
«Орбита для одного»
–  [ -2 ]  +

mental hospital, 23 мая 2023 г. в 23:11

Хотелось бы верить, что цепочка событий, которая привела Эрвина Канна к финалу, закончилась появлением Черного Корабля

Оценка : 9
«Курильщик, или Почему у совы большие глаза»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 05 мая 2023 г. в 10:50

Громов курит, поэтому порталом в неведомое оказалась пачка сигарет. Если бы он любил водочку, то в центре рассказе оказалась бы рюмка некой прозрачной жидкости. Если бы его увлечения были чуть более радикальны, чудо-средством, неимоверно расширяющим сознание, стала бы какая-нибудь «голубая таблетка» или шприц с таинственным лекарством... Впрочем, в последнем случае рассказ не прошёл бы предварительную цензуру и был бы отклонён, как пропагандирующий тяжёлые наркотики.

В общем, ничего особо оригинального в рассказе нет. Хиппи уже в 60-е годы прошлого века поняли, что курение всяких интересных трав открывает курильщику неведомые дали прозрения.

Оценка : 2
«Курильщик, или Почему у совы большие глаза»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 05 мая 2023 г. в 10:30

Стригицефалия… что за зверь?

Апология табакокурения. Глоток свободомыслия в наше дискриминационное время.

Пророчества, прозрения будущего на всё более укрупняющемся масштабе. Личное будущее, будущее страны, Земли. Силы, управляющие частями Галактики, Вселенной и целыми скоплениями Вселенных!

И всё это в формате рассказа в рассказе, где слушатель — ещё более загадочное существо, чем пенсионер-курильщик со стригицефалией и даром предвидения.

Обратите внимание, что обе части названия рассказа отсылают к культовым сериалам про «истину где-то там»: Курильщик у нас из «Икс файлов», а совы из «Твин пикса».

10(ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ)

Оценка : 10
«Вычислитель»
–  [ 0 ]  +

БондаренкоЕА, 28 апреля 2023 г. в 07:43

О слабостях «Вычислителя» достаточно сказано в предыдущих отзывах. А вот впечатление от экранизации.

Одноимённый фильм как бы неплохой. Скучать не даёт, и неплохая графика есть, и более-менее эффектная концовка. По сравнению с каким-нибудь «Притяжением» или «Обитаемым островом» заметно выигрывает.

Но по прошествии времени забывается начисто. Оставляет впечатление «совершенно ровного места». Ни малейшего желания пересматривать. Вывод: автор сероват. До настоящей фантастики не дотягивает, по крайней мере, в этой повести.

P.S. Тут ранее написали: «Дамы и господа, это классика мировой фантастики». Ну что ж, тем, кто так думает и желает внушить это нам, осталось только подождать восторженных отзывов из зарубежья и предъявить их здесь :-)

Оценка : 6
«Вычислитель»
–  [ 4 ]  +

Cluchay, 26 апреля 2023 г. в 21:52

В целом, мне понравилось... Но соглашусь с высказываниями, что никак не раскрыты мысли Вычислителя, что с чем вычислял непонятно, а также меня не отпускало чувство: «Где-то я это уже слышал....»

.....После прочтения осталось ощущение что часть идей из этого произведения использовал Суржиков Роман в своем цикле «Полари» — путешествие по болоту...имя главного героя.... главный герой -«вычислитель» в части «Люди и Боги».

Читать продолжение не буду чтоб не портить впечатления от первой книги, она вполне закончена.

Оценка : 8
«Секундант»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 05 апреля 2023 г. в 21:38

Специфическое чтиво кабацких припортовых баек и просоленного шкиперского юмора — но в антураже пустотного дрейфа, маневровых движков, маршевых дюз и латанных бронескафандров.

Сильно усомнюсь, что таковые тексты так уж и законно занимают своё место в стенах Светлого Храма Фантастики. Да, это не мерзости мейнстрима и боллитры, но — очень близко к этому. Очень близко. Не обычные прозаики, мимикрирующие под фантазирующих лириков, но — более чем смахивает на традиционных маринистов, пустившихся во все тяжкие практической космонавтики. Раннего периода оной космонавтики. Антураж — да, межзвездный, чаще всего, НО: сюжетообразующая основа — опять же чаще всего — с Молдаванки и Пересыпи. Не скажу, что я-таки в восторге с такого кипежу. Много чего против шерсти. Получается чисто ни себе ни людям. Какая-то глупая половинчатость. Ненатуральная. Более того — неуместная.

Во всем же прочем — да, вполне себе жанровый текстик

Оценка : 4
«Курильщик, или Почему у совы большие глаза»
–  [ 2 ]  +

URRRiy, 20 января 2023 г. в 22:59

Рассказ с интересной идеей, юмором, неплавно переходящим в стёб, а также огромным обстоятельством непреодолимой силы.

Упоминать идею — зря заспойлерить сюжет, но она вполне достойна того, чтобы читатель обратил свое внимание на этот рассказ.

Рекомендую.

Оценка : 8
«Завтра наступит вечность»
–  [ 3 ]  +

lammik, 18 января 2023 г. в 20:02

До этой книги у Громова прочитал только трилогию о Вычислителе, и в отзыве на неё заметил, что каждая часть трилогии написана в своём жанре. Но там всё же речь от трёх разных книгах, написанных с большими перерывами. Тут же в одной намешаны жанры и стили, приплюснутые сверху открытым финалом, оставляющим лёгкое недоумение. Начинается роман так, будто его писал Олег Дивов. Некий космонавт на секретной станции регулярно сбивает американские спутники предупреждения о ракетном нападении. Далее идёт рассказ о том, как он дошёл до жизни такой — оказалось, что через московскую канализацию (опять вспомнился Дивов). Затем следует резкий разворот, упомянуть о природе которого — испортить удовольствие от чтения. Будни планеты Клондайк напомнили о «Вычислителе», а дальше опять всё резко изменилось и там насыпано мучений героев вплоть до финала, в котором обещают вечность, а то и Вечность.

Как приключенческий роман — неплохо, несколько удивлений по ходу чтения от неожиданных поворотов сюжета гарантировано любому. В остальном — недокручено.

Оценка : 7
«Вычислитель» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

lammik, 04 января 2023 г. в 00:03

Сама по себе трилогия «Вычислитель» примечательна тем, что все три входящих в неё произведения являются разными по жанру. Начинается всё как эдакая драма-квест, где у героев задача одна — выжить любой ценой и добраться до цели. Потом оказывается, что этого мало, и даже гению, ежечасно ощущающему собственное одиночество, необходимы люди вокруг, хотя бы для того, чтобы было чем занять свой гениальный мозг. Поэтому во второй части, которой можно было бы дать подзаголовок «Возвращение к людям», всё гораздо менее депрессивно, нежели в первой, она плотно набита увлекательными приключениями, но напрочь лишена мысли, которую «Вычислитель» прямо таки кричит: «Гений всегда одинок и это свойство не зависит от количество окружающих его людей». В «Орбите для одного» начинается космическая опера со звёздными флотами, политическими интригами и уничтожением планетоидов. И тут, надо отметить, сравнение с корифеями жанра будет не в пользу Александра Громова. Добротно, но не более.

Теперь, что касается собственно гениального Эрвина Канна. В тексте неоднократно подчёркивается, что он не интуитивист, а именно вычислитель, то есть все свои выводы основывает на строгих расчётах от решения задач динамики до предсказания поведения отдельных людей. Но тогда нельзя понять, в чём собственно его уникальность. Да если человек перемножает в уме шестизначные числа, то это впечатляет. Но когда то же самое делает калькулятор, то никто не приходит в восторг. Если все вычисления канна формализованы, то что мешает тем же людям, которым он даёт советы загнать параметры задачи в компьютер и получать все те же результаты и не зависеть от мутного себе на уме советника. Опять же вызывает вопросы способность Канна просчитать отдельных людей, вон у Азимова математический аппарат психоистории разрабатывал целый институт десятилетиями, прогнозы давались только относительно больших людских сообществ. И даже в этом случае требовались аж два Основания, чтобы настоящая история не слишком отклонялась от Плана Селдона. Один и тот же человек может вести себя абсолютно по-разному в схожих ситуациях просто потому, что не выспался или не поел, да мало ли других причин. Ни и для вычислений внезапно нужны численные параметры, но Канн же не измеряет давление, частоту пульса или мозговые ритмы, так как же он вообще что-то вычисляет?

Ничуть не жалею, что прочитал весь цикл, и к творчеству Громова ещё обращусь, и вероятно не раз, но в истории Эрвина Канна стоило бы поставить уверенную точку.

Оценка : 8
«Вычислитель» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

Славич, 03 января 2023 г. в 22:58

Сочинять продолжения собственных книг — святое право любого автора. Да и кто запретит? Однако для меня как для читателя повесть 2000 года «Вычислитель» — совершенно самодостаточная, завершённая история. Впечатления остались отличные, на 9 баллов из 10, так что не стану их портить. Продолжения читать не буду, разве что под влиянием обстоятельств неодолимой силы.

«Орбита для одного»
–  [ 2 ]  +

lammik, 03 января 2023 г. в 22:21

Выбравшись из болота, вычислитель Эрвин Канн с подругой тут же попадают в банду некоего Каина. Теперь перед ними стоит задача — выжить и убраться с Хляби.

Заключительный роман цикла состоит из двух частей. Действие первой происходит всё на той же планете Хлябь, Канн с Кристи даже встретят парочку старых знакомых. Во второй же части начнётся космическая опера с боями, восстанием и политическими интригами. И, честно говоря, переключение между жанрами настолько резко происходит, что теряешься. Тем более, что до «Вычислителя» ничего из «Галактической империи» Громова я не читал, а посему не очень понятно, какое мне дело до того кто захватит Астероидную систему — Лига, Уния или ещё кто-нибудь. Более того, не ясно какое дело до этого самому Эрвину Канну, ибо сентиментальности он лишён, а вычислять что-нибудь можно с куда меньшим риском для жизни.

Финал у романа открытый, и, при желании, автор сможет написать ещё не одно приключение для своего Вычислителя.

Оценка : 7
«Язычник»
–  [ 4 ]  +

lammik, 01 января 2023 г. в 18:56

Вычислитель Эрвин целый год провёл на Счастливых островах, отъелся и заскучал, так как вычислять там особо нечего. И тут как по заказу к острову прибило дерево с человеком на нём. Условие выполнено — теперь можно возвращаться в большой мир.

В «Вычислителе» была мысль, и была мораль. В «Язычнике» же по сути одни приключения, причём они не самоценны, а выглядят заполнением времени и пространства между первой повестью и заключительным романом цикла. Нет, написано хорошо и увлекательно, читается с интересом, но это не компенсирует скатывания в банальность и спорную идею с симбионтами.

Вещь хорошая, но не глубокая, заметно меняет ощущение от цикла, делая его куда попсовее.

Оценка : 7
«Вычислитель»
–  [ 5 ]  +

lammik, 27 декабря 2022 г. в 20:50

На планете Хлябь высшей мерой наказания является изгнание. Нет, на космодром никого не отвозят. Преступников доставляют на берег Саргассова болота и объявляют, что в трёхстах километрах к востоку находятся Счастливые острова — кто дойдёт, тот и счастливчик. Только вот никто за многие годы до тех островов так и не смог добраться. Наконец, в очередной партии приговорённых оказался вычислитель Эрвин, для которого всё внешнее, включая людей, не более чем набор параметров, необходимых для решения уравнения, в результате которого он, Эрвин, достигнет цели...

Поначалу повесть показалось очередной вариацией на тему «королевской битвы», разве что нигде нет камер, но участники всё равно стабильно выбывают из гонки разными способами (был даже традиционный для подобного жанра, что отказался от дальнейшего забега сразу), пока «не останется только один». Но финал всё искупил, оказалось, что «счастливчик» и «счастливый» только звучат похоже, однако между ними гигантская пропасть, и что вычислить своё счастье невозможно, ибо свои собственные параметры в уравнение не подставить, оно принципиально нерешаемо. Как задача трёх тел в общем случае.

Узнал о существовании аж двух продолжений, написанных через десятилетия. От такого рода продолжений обычно наступает разочарование, ибо авторская мысль передана и дальнейшее развитие сюжета может если не стереть её окончательно, то размазать. Теперь вот думаю — читать ли?

Оценка : 8
«Простолюдин»
–  [ 1 ]  +

andreyby, 26 декабря 2022 г. в 11:27

Замечательно, как и обычно у Громова.

Нестандартное начало и неожиданный разворот сюжета. Читается интересно, язык у Громова традиционно отличный. Герои восхитительно непредсказуемые.

В общем, очень советую.

Оценка : 9
«Фальстарт»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 10 декабря 2022 г. в 08:22

Будущее. Пришли микосиликоиды и всё изменилось. Нет больше цивилизации в привычном нам понимании. Человечество отброшено в прошлое.

Но рассказчик, в виде монолога которого построен рассказ, вовсю занимается апологией опрощения, возврата к природе, дарвиновскому отбору и ручному труду.

Это всё хорошо, но как же гуманизм и культура?

Про счастье колки дров и бессмысленность просиживания у компа хорошо писать на компе.

То ли искренне автор во все это верит, то ли передергивает.

Возврат в деревню возможен только при гибели девяти десятых населения. Да и выжившим туго придётся.

Опора на «обчество» в замкнутых коллективах мы знаем к чему приводит.

Можно разбирать рассказ потезисно и плодотворно дискутировать по каждому пункту, но автор сам периодически проговаривается.

А фальстартом дед-рассказчик назвал всё развитие человеческой цивилизации до появления грибов, жрущих бетон. Смело. Ему, конечно, из почти первобытной деревеньки, видней.

Написано живым деревенским языком, за это спасибо.

Прекрасное по форме, очень спорное по смысловому наполнению произведение.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7
«Прыткая и Потаскун»
–  [ 2 ]  +

Славич, 07 декабря 2022 г. в 00:44

Столкновение Земли с планетой почти таких же размеров, после которого уцелели многоклеточные формы жизни? А вскипевших океанов и расплавленной земной коры не хотите? С учётом того, что новая планета слеплена из двух и сила тяжести на ней на 20% больше земной? Вот уж действительно, бумага всё стерпит.

Ладно, для иронической фантастики даже очевидная чушь если не простительна, то извинительна. Биологическая цивилизация, нестандартная ксенофантастика с отсылками к классикам жанра (например, к Саймаку и Шекли). Способность предсказывать землетрясения. Симбиоз сумчатых летяг и шершней. Раскавыченные цитаты. В меру увлекательный сюжет. Запишем перечисленное в графу «актив». Даже вечную громовскую мизантропию туда запишем.

Сочинение на тему «Так вы думали, что человек — царь природы?» надо признать пригодным к чтению и даже к перечитыванию. Но первые 10% текста в художественном плане написаны лучше всего остального.

Премии? А что премии? В середине нулевых была такая традиция — награждать Александра Громова. Ну не Сергея же Лукьяненко, право слово? У Громова хотя бы оригинальные мысли, миры и сюжеты были.

Оценка : 7
«Сплошное удовольствие»
–  [ 0 ]  +

mputnik, 04 ноября 2022 г. в 13:54

Завораживающая проблематика, уважаемый потенциальный читатель: роль и место человекоподобных роботов с искусственным интеллектом в культуре и экономике Земли далёкого будущего. Плюс — отношение самих андроидов к своему положению.

Хотя форма сего конкретного чтива, уважаемый потенциальный — она более легковесна по сравнению с указанным выше суховато-академическим определение . Это, скорее, ближе к шутовству. Ну, не прямо-таки к откровенному балагану, нет. Нечто такое, всё из себя ироничное и самоИроничное.

И вот это, вот, последнее — и напрягает слегка. Ибо ИИ — по определению — не способен к личностному отождествлению, это (оное отождествление и всё с ним связанное, включая эмоции) — теоретически невозможно. И связано таковое утверждение вовсе не с технологией, как могло бы показаться, а с правом и с прочими законодательными выкрутасами. У Личности — должны быть права. Таков закон. ИИ — права не нужны, ибо Личности — там быть не может. Так утверждает академическая наука. Увы

Оценка : 7
«Бобугаби»
–  [ 1 ]  +

dimnik, 30 сентября 2022 г. в 16:59

Прочитав, почему-то сразу вспомнил ранее читанное «Рильме гфурку» Ю. Нестеренко (1997).

Сюжетно очень похоже.

Инопланетная цивилизация, биологически опередившая землян. Тщательно скрываемая постыдная тайна обретенного долголетия

Правда нестеренковские отвратительые грумбдуки всё же как-то посимпатичней (погуманоидней) бобугаби

Оценка : 7
«Держать стену»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 13 сентября 2022 г. в 17:17

Ка-а-акая прелесть. Шикарнейшее, 100%-но жанровое чтиво, Фантастика – какой она должна быть.

Во-первых: кратко. Без вымученных, никому не нужных описаний кофе, пива, пиццы, запаха цветов и одеколона, без абстрактных рассуждений, не имеющих к теме повествования – ну, абсолютно никакого отношения. Это – редкость, поверь мне, уважаемый потенциальный читатель. Большая редкость. Оным маразматичным стремлением «продемонстрировать красоту речи» страдают 3 из 4 авторов Жанра (кто их надоумил этим заниматься – ума не приложу).

Во-вторых: шикарная фантТема. Пара Искусственный интеллект + Андроид, на пару порядков превосходящий возможности «технологичного окружения» обычного человека. Этакий «зародыш будущих богов», ниспровергателей homo sapiens-ов с торной дороги Божьего Провидения в канаву вырождения и вымирания.

В-третьих: великолепно обыгранная тематика «цифровой жертвенности». Красиво. Изящно. УмнО и зрелищно. Рекомендую, уважаемый потенциальный.

Однозначно

Оценка : 8
«Феодал»
–  [ -1 ]  +

Red Key, 19 июля 2022 г. в 17:44

Достаточно глубокий и увлекательный мир.

Конец хороший (здесь суть в эксперименте, а не экспериментаторе) — незатянутый.

Рекомендую

ПС: (для тех кто ставил минусы — напишите свой отзыв, что не соответствует)

1. Не вижу смысла здесь кидать спойлеры (аннотации достаточно)

2. «Достаточно» глубокий мир — аномалии = стенки и люди-проводники; симбиоз-феодализм и королевство для аккумулирования ресурсов; персонажи со своими характерами, способами приспособиться и взглядами на такую жизнь (каторга/размеренная жизнь/обогащение и власть); возможность выспать вещи; использование аномалий в своих целях

3. Остальное — приключения ГГ в описанных условиях. Последовательно, бодро и лаконично. Для более глубокой проработки потребовался бы цикл наподобии STALKER или STIKS, но отсутствие всего техногенного как бы не располагает. Тот же Рай беспощадный смотрится интереснее

Оценка : 9
«Всем поровну»
–  [ 3 ]  +

luringgleam, 25 июня 2022 г. в 15:12

Не смогла не поспорить тут с автором, натянуто рисующим момент слома человека так, что неизбежно вспоминается Станиславский с его: «Не верю!»

Вопросы экзаменов могли усложниться лишь на престижные профессии. С чего бы это преподавателям лишать себя пусть и малой части работы, за которую, между прочим, деньги платят? Работы, которую могут и ликвидировать по причине «недозагрузки». А автора никто за руку не тянул написать о конкурсе значительно меньше одного человека на место. А значит моральный удар главный герой принял бы не на поступлении, а при выходе на рынок труда после выпуска из техникума. Появившееся удовольствие от чтения и ценность большего комфорта и чистоты не имели основания исчезнуть. А человек, первым изменением которого было пробуждение чувства собственного достоинства — либо занялся бы поиском своей ниши, либо встал бы на путь социальной борьбы за условия существования для социальной группы его уровня. И даже в логике автора он занял бы свое место в иерархии борцов как сплоченной общим делом группы, противостоящей существующнму порядку вещей. Но автор, видимо, слишком труслив, чтобы даже затронуть тему последнего! Неужели автору хватает ума смаковать лишь иерархические отношения в обезьяньей стае? — Вряд ли... Скорее он просто испытывает потребность в том, чтобы оправдать собственную пассивность и собственное пораженчество!

«Мягкая посадка»
–  [ 1 ]  +

Red Key, 05 июня 2022 г. в 16:41

Повествование в стиле Пикника на обочине, а затронутая тема скорее борьба человечества с внешними угрозами (Я — легенда, не путать с фильмом). Это не приключения, а скорее философский рассказ: неспешное повествование с размышлениями, бытовухой и перестрелками. Интересный мир и средний сюжет. Можно ознакомиться, время определенно потрачено не зря

Оценка : 8
«Защита и опора»
–  [ 2 ]  +

Slow Hamster, 01 июня 2022 г. в 09:15

Замечательная повесть (не понятно почему многие считают рассказом), с явным отсылом к произведениям АБС. Здесь и ГО и Пикник, но очень много своего привнесено. Отлично выписаны характеры героев, атрибутика жизни. Отдельно рассуждения о том где они очутились и кто всё задумал таким образом как оно есть. Весьма хорошо сделана канва сюжета и даже можно было бы роман написать, ибо читается легко, но не облегченно.

Оценка : 8
«Орбита для одного»
–  [ 8 ]  +

Андрей Юрков, 26 мая 2022 г. в 22:10

Захотел перечитать «Вычислителя» и с удивлением обнаружил, что есть аж два продолжения. Ну что ж, прочитал и их. В этой книге, третьей, обнаружил ровно один плюс

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что Канн нашел наконец практическое применение своей любимой задаче с гравитирующими телами

А так довольно серая космоопера, линкоры эти, сходящиеся борт в борт в открытом космосе, повстанцы-рудокопы. Ну и Кристи. В первой книге было очень грустно, когда она утонула. Во второй — приятно, что она всплыла, хоть это и перевело произведение в несколько сказочную плоскость. А тут она так себя ведёт, что лучше бы и не всплывала.

Оценка : 5
«Феодал»
–  [ 2 ]  +

Андрей Юрков, 25 мая 2022 г. в 13:42

Хорошая увлекательная книжка, хотя что сюжет, что сеттинг откровенно вторичные. В двухтысячных я её уже читал и, что характерно, полностью забыл, а сейчас только на середине понял, что читаю не впервые. Тут многие ругают концовку, а мне вот она понравилась. Это же сказка, и конец должен быть хороший. Несмотря на элементы «жести» типа аутоауроэктомии и аутолипосакции литература скорее подростковая и определённо развлекательная. А за суровой правдой можно сходить в Град обреченный, например.

Оценка : 8
«Русский аркан» [Роман-эпопея]
–  [ 2 ]  +

_Y_, 08 мая 2022 г. в 20:10

Сатира это или нет? Пародия? Наверное, всё-таки, пародия.

Я не люблю Фандорина (да, да знаю, что и цикл другой, и автор совсем не Акунин, но от ощущения похожести избавиться при чтении не мог).

Так вот. Начало, извините, лубок с беспризорником, стянувшим хлебобулочное изделие. Фандоринский цикл, каким он остался в моей памяти по немногим прочитанным фрагментам. К счастью, Фандориниана уступила место экшну.

Герои. Особого сопереживания не вызывают. Наверное потому, что слишком многие из них карикатурны. Слуга главного героя Еропка и дворецкий наследника престола Карп Карпович – фактически один и тот же персонаж. Сам герой Мерисьюшен до безобразия.

Политкорректность. Есть она в романе или нет? С одной стороны – роман политкорректен насквозь: Америк нет вообще никаких, главгады – англичане, русские цари все напропалую мудры и дальновидны, и так далее по списку. Но. Эти элементы не довлеют, не заставляют спотыкаться. Так что, наверное, «политкорректным до последней строчки» роман назвать нельзя.

Оборванные линии. Да все линии оборваны.

Примитивные решения. Например – нацепили флаг одного из врагов, обстреляли деревеньку другого врага и оп-ля, дело сделано, враги между собой поссорились. Остаётся довольно потирать ручки в ожидании войны между ними-врагами. Ну не детский ли сад?

Читабельность. Вот читабельность на высоте. Несмотря на все недостатки, бросить чтение не хотелось. Впрочем, почему не хотелось определить я не берусь.

В целом – ну да, почитать можно. Но только если нет под рукой ничего лучшего, возможно того же автора. Всё-таки, есть у Громова вещи и лучшие, и гораздо лучшие. И их очень даже немало.

Оценка : 6
«Вычислитель»
–  [ -1 ]  +

Benia, 09 февраля 2022 г. в 23:28

«Вычислитель» — один из самых моих любимых фантастических рассказов-романов. Сага об одиночестве.

«Вычислитель»
–  [ 4 ]  +

LeVoNDeM, 06 февраля 2022 г. в 18:09

Если честно, не совсем понимаю столького количества 9 и 10 в оценках, именно на них и повелся.

Сначала даже понравилось, треть книги улетело мигом. Стартовала история бодро, уникальные свойства вычислителя интриговали, поэтому был в предвкушении и интерес только разгорался. Тем более местные герои разбились на две группировки, что сулило интересное противостояние и соперничество в духе первых сезонов шоу «Последний герой», если кто еще помнит о таком.

Так в принципе и вышло, это соперничество оказалось самой интересной частью книги, но не выдающейся. Последовавшее за кульминацией группировок «выживание» не принесло практически ничего.

Как говорится, чем дальше в лес, в нашем случае болото, тем поступки героев да и окружение становились какими-то пресными и неинтересным, а о «гениальном» вычислителе говорили только его банальнейшие выживальческие способности. Зачем было акцентировать название на способности, которой ГГ воспользовался только пару раз, да и то с натяжкой, я не знаю.

О окружении и фауне вообще отдельный разговор – откуда в болоте, где за все дни путешествия не встретилось ни одного крупного животного, обитает чудище(язычник), который охотится на не существующих здесь животных, опять же вопрос открытый. Еще я вроде при чтении упустил момент с змеями – герои страдают от голода, иногда перебиваясь мелкими головастиками, но при этом часто нападающих на них змей, в пищу игнорируют.

Да и вообще говорить можно еще много, но оно того не стоит. Окончание вообще не понравилось, читал через строку. Вот они шли, шли, шли, и пришли, правда не все….., в райский эдем. Такое чувство, что концовка вообще приклеена уже потом, потому-что хэппи энд.

Вобщем за первую половину поставлю 7, за концовку 6. Итоговая где-то посередине.

Оценка : 7
«Вычислитель»
–  [ 2 ]  +

Missisbonny, 22 января 2022 г. в 21:38

Дамы и господа, это классика мировой фантастики и даже как-то кощунственно оценивать это произведение в «баллах»... Каждый уважающий себя читатель фантастики ОБЯЗАН иметь этот отечественный шедевр на полке в одном ряду со Стругацкими и Азимовым...

Завидую тем, кто прочитает эту книгу впервые! А каков будет моральный конец этого смертельного забега по «болотам», ммм! Читайте, коллекционируйте и не сомневайтесь! Это мировой шедевр! Скоро сама буду перечитывать!

11 из 10

Оценка : 10
«Первый из могикан»
–  [ 3 ]  +

Wrneko, 20 ноября 2021 г. в 14:02

Неожиданная концовка. Хотя, почему неожиданная? Вполне ожидаемая. Закомплексованная девица просто победила своего демона. С детства с ним боролась, проигрывала. И в итоге, увидев возможность, ее не упустила. Уверен, в этот момент ей было плевать на все вокруг, у нее шла своя затяжная война. Обретенное умение — лишь бонус. И реакция на обретение чисто женская — тщеславная.

Что касается сюжета, то развития, после первой книги, я не увидел. Много размышлений, много беготни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Блистательные дамочки все так же консолидированы и дальновидны, а грязные мужички все так же разобщены и слабы разумом. Где-то с середины, поняв что автор сам в тупике, я уже ничего не ждал от сюжета. Предложенный автором путь с «джином» при существующих в его мире политтехнологиях дамочки решили бы на раз-два.

Дочитывал ради того, чтоб проследить сюжетные линии пары персонажей. Как по мне, так дилогия интересна исключительно как описание эдакого социального эксперимента с победившим радикальным феминизмом. Причем, вырванного из исторического контекста. Непонятно как к такому пришли, непонятно куда и зачем идут. Просто история длинною в жизнь главного героя.

Оценка : 7
«Тысяча и один день»
–  [ 2 ]  +

Wrneko, 19 ноября 2021 г. в 16:54

Как-то у меня не сложилась реальная цепочка причинно-следственных связей, которые смогли бы привести к уходу мира по такому дикому пути. Во-первых, Автор в сюжете утверждает, что якобы все силовые ведомства на планете оказались укомплектованы преимущественно женщинами во главе с радикальными феминистками. Но ведь в силу гендерных различий мышления, такая расстановка в принципе не возможна. Мужское мышление более стратегическое, а женское, наоборот, тактическое. Именно поэтому в общих рейтингах, например, шахматистов, женщины до сих пор не могут подняться на вершину списка. Хотя напрягать в таких играх надо исключительно мозги и разница в физических возможностях не сказывается. Иными словами, в штабах и министерствах в большинстве стран в любом случае остались бы мужчины. Во-вторых, важный момент, который не позволил бы пойти по такому пути, это то, что при первом же появлении «одаренных» девочек, их бы заперли в подземных базах и изучили бы все их возможности, выработав действенные средства противодействия. Мужчины бы и выработали. А у Автора тут похоже все мужчины вдруг на пару десятков лет уехали с бухлом на рыбалку. И когда, пропив все мозги, они вернулись за опохмелом, их встретили заранее подготовленные воинственные дамочки и хитростью заманили в резервации. А все «Восстания самцов» вероятно выглядели как нашествие тупых зомби. Ну и в третьих, дар-то по сути ущербный! И условия, при которых его использование становится невозможным, можно устроить подручными средствами. А у Автора его эксмены в противостояниях с дамочками дохнут в пропорциях чуть ли не тысячи эксменов к одной дамочке. Короче, допущений в сюжете выше крыши.

Что касается сюжета, то он интересен исключительно в качестве своеобразного социального эксперимента, аля «как бы выглядел мир, если бы был под пятой воинственных феминисток». Диктатура, цензура, геноцид и все сопутствующее. Вот только в то, что все женщины в мире вдруг смогли договориться, я никогда не смогу поверить. Помните шутку про китайский иероглиф «женщина» и про то, что китайский иероглиф «ссора» изображается как два иероглифа «женщина» под одной «крышей». :)

Оценка : 7
«Язычник»
–  [ 5 ]  +

Мистериум, 03 октября 2021 г. в 19:07

Читал сразу после «Вычислителя». Книга является прямым продолжением, но такого восторга, как «Вычислитель», не вызвала. Хотя достойно.

Ощущения Робинзона в литературе описаны многократно, и Робинзон-Канн в одиночестве не является откровением. Когда появляется «Пятница», повествование становится более ярким и интересным. Все-таки Вычислитель может себя эффективно проявлять только в среде, где есть материал для анализа.

В произведении дана интересная, но биологически недоработанная идея симбиоза разных организмов. Для сюжета эта идея кажется чужеродной. Биологическая же недоработка этой идеи — эволюционная. Для появления описанного типа симбиоза необходимо, чтобы организм от появления симбионта получил внятную выгоду. Тогда подобные отношения будут воспроизводится (а разовое появление симбиоза в столь продвинутой форме невозможно). В книге же симбионт никакой заметной пользы хозяину не приносит. Этот вопрос мог бы быть очень интересной подтемой произведения.

Социальная фантастика, к которой я я бы отнес «Вычислителя», и эволюционно-биологическая — разные направления и скрестить их здесь не очень получилось.

Когда автор возвращается к человеческим взаимоотношениям, логика становится более стройной. Но финал — совершенно неожиданный и кажется надуманным.

Оценка : 7
«Вычислитель»
–  [ 8 ]  +

Мистериум, 03 октября 2021 г. в 18:34

Да, мрачно. Но на мой взгляд, очень хорошо.

Все логично, каких-либо фантасмагорических элементов нет, все допустимо в рамках научной фантастики.

Характеры, за исключением главного героя, очень односторонние, но яркие. Это могло бы оказаться плохой характеристикой, но автор заведомо избрал ситуацию, в которой полутонов не должно быть. Главная тема — выживание группы людей в агрессивной среде, разные модели поведения и оценка этого поведения со стороны героев.

Читается легко, к стилю и темпу повествования никаких замечаний нет.

Однозначно достойно прочтения.

Оценка : 9
«Язычник»
–  [ 4 ]  +

ааа иии, 26 сентября 2021 г. в 15:05

Есть проблемы, есть.

  Условия «Вычислителя» — яркого, экзотичного, дощедшего в брутальности до мизантропии — вопреки запаху болот были дистиллированными для социальной НФ. Замкнутая среда лабиринта, малая группа, внешние воздействия ограничены начальными условиями, ясная цель — практически, лабораторные условия.

И в этих условиях Канн, как анонимус, мог быть хоть сбежавшим из «Дюны» ментатом. Иметь имплант галактической Культуры, прилежно зубрить психоисторию, вырасти наследником тайн династии вычислителей, прожить три века, наконец, оказаться просветленным а-ля «Левая рука тьмы». Не имело значения на прогулке со смертью.

  «Язычник» ввел в историю большой мир. У героя появилась реальная биография. Изменив правила игры. Вычислителем, которым Канн себя считает и каким его позиционирует автор, тот теперь быть не может.

   Как считать самоучке? Все закономерности и алгоритмизируемые ситуации, которым он не был очевидцем в школе астероидного гарпунщика да курсах повышения, высосаны из пальца, взяты с потолка. Внепланетарное детство усугубляет: суб-культурные отличия, барьеры...  

  Что считать? Нужны оцифрованные данные. Как, синоптику — от наземных станций, тихоокеанских буев, спутников. Финаналитику — сводки цен, наполняемость складов и т.п. А без оных... Лягушки квакают, осенью подорожает, вот тебе прогноз.

Раз Канн одиночка, нет за ним отдела, департамента, службы, ИИ, переводящих жесты и встречи в цифровые сводки, то и все выводы по срокам поддержки законопроектов — падению режима на основе новостных лент и слухов. Лично, напрямую? Это Ниро Вулф и Пуаро могли собирать подозреваемых и заниматься анализом с провокацией. У них была репутация. К серой тени за спиной власти кто исповедаться из претендентов пойдет, да всех принять и всюду влезть времени и сил не хватит. А дерьмо на входе — оно же на выходе.

Положение могло спасти признание: он и есть тот самый гениальный интуит, о котором грезит финал «Вычислителя», типа Мокрица фон Липпвига/Губбвига у Пратчетта. Он и Корейко тоже в уме считали прекрасно. А сам расчет — так есть веселая версия насчет всех этих безумно сложных астрологических и прочих нумерологических — перегрузив рассудочное, получить ответ от интуиции, т.е., подсознания (Красота и мозг М. : Мир, 1995 ).

  Неудачная эвакуация вписывается в эту версию — истинный расчетчик рисков удрал бы, напевая «У меня было сорок фамилий, у меня было семь паспортов». А интуитивисту, с неначатым высшим и тепличными условиями (задано скоростью карьеры), простительно не слышать о партийных псевдонимах, Nom de guerre и т.п.

  И, по мелочи. Питание одними «зайцами» — лишь Эрвин перешел на подножный, включился таймер алиментарной недостаточности. Которая действует и на мозги. Тут у автора все обосновано. Но, в целом: лабораторный продукт выдерживает реальные условия эксплуатации только после долгого периода адаптации... Даже если продукт и реальность сочиняла одна голова.

«Держать стену»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 11 сентября 2021 г. в 09:23

Далёкая планета, захудалая колония. Прораба-андроида, главного героя, выписали местные поселенцы, чтобы он решил их проблему.

«Прораб — прокладка между могуществом человека и убогостью отдельной человеческой единицы.»

Задача — предотвратить смыв посёлка потоками из горного озера.

Задача несложная, если бы жители посёлка и автор не усложняли задачу биороботу, управляющему наносервами, до бесконечности.

В итоге — пафосное самопожертвование, не воспринимаемое никем как таковое.

Ещё одна грустная сказочка про отношения людей и андроидов, развесёлый анекдотец про человеческую глупость.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 22   (+10)»   (+21)»»



⇑ Наверх