fantlab ru

Все отзывы на произведения Александра Тесленко (Олександр Тесленко)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  -2  ] +

Александр Тесленко «Русуля»

Ценитель, 4 октября 2023 г. 17:12

Почему «Русуля», Рассказ, 1981 год, Язык написания: украинский ??!

И почему перевод на русский: — А. Соколов (Русуля); 2018 г. ??!

Если он был опубликован в сборнике «Фантастика, 81. Антология, 1981 год» уже на русском языке ??!

Оценка: нет
– [  1  ] +

Александр Тесленко «Каменное яйцо»

Tullma, 18 августа 2023 г. 22:38

Задумка на самом деле интересная. Представьте себе, что динозавры не вымерли, а приобрели разум. Но они мало отличаются от людей — они так же тщеславны, так же гоняются за престижем и деньгами. И если «сильному» что-то не по нраву, он вполне способен использовать своё положение, чтобы «решать проблемы» или даже мстить. Не скажу, что рассказ очень уж хорош и интересен, но мне понравился — динозавры, не динозавры, не имеет значения. Здесь главный персонаж получает должность и приобретает власть лишь из-за цвета своего хвоста. Использует он эту власть так же как и все до него. Он не компетентен и получается, что в руках таких же как он вся власть и содержится. Но чем больше власть имущий неправомерно пользуется своей властью, все больше раздувая свою гордыню, тем больше мельчает.

Грустно, на самом деле, ведь в нашей жизни все так же — у власти много некомпетентных людей, использующих свое положение ради собственной выгоды и в реальности никаких последствий для них не наступает.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Александр Тесленко «Искривлённое пространство»

Tullma, 18 августа 2023 г. 14:24

Книга напомнила сериал 84-85 годов «Визитеры», даже любопытно как так получилось, что настолько похожие идеи родились примерно в одно и то же время у людей с разных концов планеты. И чувства вызывала повесть примерно те же, что и сериал — омерзение, какое-то давящее чувство. Так же вспомнился Твин-пикс по ощущению, болезненность и сумасшествие.

Повесть не хочется разбирать с точки зрения какой-то логики и сюжетных ходов, но по чувствам — больше понравилась, чем нет. Определенно интересная идея о такой же несостоятельности пришельцев, как и людей. Несмотря на технологии и развитие, у них такие же чувства, такая же психика, они тоже могут быть в себе не уверены, могут переживать и бояться, могут быть депрессивными и т.д.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Александр Тесленко «Дьондюранг»

Григорий Глоба, 16 февраля 2023 г. 02:27

Одна из тех книг, благодаря которым, несмотря на все языковые реформы, феминитивы и мовосрачи, я до сих пор люблю поэтичность украинского языка.

Одна из тех книг, которые даже в голодные и циничные 90-е уверили меня в возможности общества без эксплуатации, войн и вот этого всего, зато с освоением Дальнего Космоса.

Одна из книг, которые, при самом фантастическом сюжете, оставляют читателю вполне земные морально-этические вопросы и размышления — а точно ли в этой ситуации надо делать именно так? А как бы поступил я на этом месте? А точно ли я правильно поступаю в реальной жизни?

Именно это, на мой взгляд, и является признаком классики.

Автор очень лиричен, как для избранного жанра космической фантастики. Его интересует в первую очередь внутренний мир персонажей, их нравственный выбор в нестандартных и непредсказуемых ситуациях.

Всегда ли морально-этическое осмысление успевает за впечатляющим прогрессом науки и техники? Сходящие с конвейера помощники почти не отличаются от людей ни внешне, ни интеллектом или эмоциональной сферой. Совсем как живые, биокибер-учитель волнуется перед первым уроком и по неуловимым признакам определяет враньё шебутных учеников, а секретарь стесняется слишком короткой миниюбки, которую заставляет носить начальник.

Но по истечению срока использования их рутинно сдают на утилизацию, как и прочую отслужившую своё быттехнику. Хорошо ещё, если после использования, а не нескольких лет пустого ожидания на складе, потому что биокибер данного профиля никому не понадобился. И от этой картины читателю тем более жутко, что ни прекрасные обитатели светлого будущего, ни сами биокиберы, изначально запрограммированные на службу человеку и утилизацию по её истечению, не задают никаких вопросов по этому поводу. И читатель уже всецело на стороне персонажа, решившего на утилизацию не являться, а затеряться во множестве городов и планет...

Хотя биокиберы Александра Тесленко и занимают скромные должности консультантов и помощников, но их работа всё чаще похожа на «умного зама при глупом начальнике», или европейских советников в туземной армии, которые по факту лично командуют отрядами или управляют сложной техникой. «Консультант» писателя сам сидит за пишущей машинкой, «консультант» директора института лично подписывает договоры со смежными конторами и летает в экспедиции за нужными образцами. Прошло лишь тридцать лет после выхода книги, и при виде иллюстраций, заказанных у нейросетей, а не живых художников, пророчество советского фантаста уже не кажется фантастическим. Равно как и деликатный вопрос — а сам человечек точно не лишний в этой идиллии?

Из футурологической утопии выпадают, скажем так, сознательные анахронизмы, которые на самом деле не про будущее, а про читателей-современников. Чего стоит, например, водитель космического такси, ворчащий в духе «понаехали эти киберы, проходу от них нету».

Не сказать, чтобы недостаток текстов, но явная тенденция автора, которому, похоже, крепко не везло в личной жизни: сквозь весь оптимизм космической эры и бесклассового общества время от времени проскальзывает горестное «все беды от баб». Женские образы у него не то чтобы заведомые суки, но держаться от них стоит подальше: жена академика, ласково и ненавязчиво пытающаяся сплавить свекровь в дом престарелых, жена космического капитана, требующая привезти из дальнего полёта экзотические инопланетные овощи, которые потом всё равно сгнили в кладовке.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главного героя-биокибера невольно доводит до суицида втюрившаяся в него коллега, с целью раскрутить на чувства уверяя, что он не кибер а человек — и дабы проверить, правда ли это, герой отключает сам себя. В вопросе директора над телом самоотключившегося биокибера «что ты ему сказала?!» слишком громко звучит невысказанное «...дура!»

По сравнению со всей этой кунсткамерой запоровшая учебный полёт беременная десятиклассница — всего лишь милый несмышлёный ребёнок. Однозначно положительных, разумных, совестливых и самоотверженных женских образов у автора не то чтобы нету, но это — либо сошедшие с конвейера биокиберы женского пола, искуственно лишённые человеческих недостатков, либо образ старушки-матери, скучающей за улетевшим в Дальний Космос сыном. В общем, если вы феминистка 80 левела, творчество Тесленко может вас ощутимо триггернуть. Я предупредил.

Перечитывая сейчас книги своего детства, всегда интересуюсь, что стало с автором. К примеру, фантаст Абрамов, в 60-е годы писавший идеологически правильную фантастику о революции против фашистской диктатуры в ином мире, а в Перестройку бичевавший бюрократов, в 90-е оказался крупным чиновником в мэрии Москвы, затем в администрации президента РФ, а затем крупным бизнесменом. Автор научно-популярных книг о подводной археологии и дешифровщик древних языков, к.ф.н. Александр Кондратов, в 1993 году умер в нищете при попытке излечить язву желудка йогой. Георгий Почепцов, автор наивно-идейной сказки «Город Королей», где свергнутые монархи осваивают профессии производительного труда, получил известность как автор украинских пособий по пиару и консультант предвыборной кампании президента Кучмы.

Донецкий врач и секретарь комиссии Союза писателей по фантастике Александр Тесленко до всего этого не дожил. 1990, сорок один год. Чернобыль.

До самого конца он не прекращал писать, и последние его рассказы выходили в сборниках и антологиях ещё пару лет после его смерти. Впрочем, они заслуживают отдельной рецензии.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Александр Тесленко «Искривлённое пространство»

Sciolist, 18 декабря 2022 г. 10:33

Странноватая книга. И вообще произведения Тесленко и мир будущего, который он описывает, всегда казались мне странноватыми. Они одновременно и занудные (когда автор подолгу разжёвывает героям и читателям, что такое чёрная дыра и т.п.), и слащаво-плакатные (чем-то слегка напоминает среднесоветскую фантастику об эпичных покорениях космоса), и с массой нелогичностей в сюжетах, и сами сюжеты часто обрываются ни на чём. Многие произведения Тесленко я, увы, не осиливал и не осиливаю до конца.

Эта книга — тоже не исключение. Снова мы видим идеалистический тесленковский мир будущего с говорящими автоматическими такси, с биокиберами, неотличимыми от людей, где даже игрушка может иметь подобие сознания и может даже осознавать собственную смертность (sic!). И вот в этом мире начинаются таинственные и зловещие явления.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Некий объект, маскируясь, висит на околоземной орбите. Множество людей по всей планете мучаются от одинаковых сновидений, в которым им являются незнакомцы, что-то внушающие. Невесть откуда появляются дети-вундеркинды, причем в больших количествах.

В этом мире есть правительство — однако оно ведёт себя удивительно апатично и предпочитает наблюдать за ситуацией, ничего не делая... Пришельцы, судя по их разговорам и повадкам, умственно и психологически ничем не отличаются от людей — однако тоже действуют по какой-то инопланетной логике. Получается, что они хотят захватить Землю с помощью странных и нелогичных ходов — а земляне тоже реагируют на угрозу странно и нелогично. Разрешается эта тупиковая ситуация почти что случайным образом.

Довольно неприятное ощущение остаётся в итоге.

Кстати, русская версия — это плохой и даже слегка сокращённый перевод с украинского.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Александр Тесленко «Танец дилиаков»

Sumotori420, 19 октября 2022 г. 20:43

Читал в детстве. Решил перечитать треть века спустя. Многое удивило (и было не замечено в детстве, ибо тогда манил антураж — звездолёт, скафандры, пришельцы и т. п.) При этом всевозможные допущения касательно результатов воздействия сверхмощных гравитационных полей на живые организмы мне глаз не режут, потому как фантастика — она фантастика и есть. Плюс со сверхмощными гравитационными полями на практике человечество ещё не сталкивалось, так что кто его знает, как там на самом деле дела будут обстоять... А вот логика поступков персонажей удивляет, а именно:

1) персонаж на чужой планете на таинственном плато выходит просто погулять, да ещё и один-одинешенек. Командир не возражает.

2) На поиски первого персонажа, исчезнувшего при тревожных и загадочных обстоятельствах направляют одного (!) человека. Не сонм роботов, не команду спасателей, а одного биокибера. К тому же старого и страдающего провалами в памяти (!)и эпизодической потерей ориентации (!!!). Как только такого в космонавты взяли? Хотя, может, и правильное решение: пропадёт — невелика потеря. Да и с таким именем, как у него, точно не в космонавты идти) Так что, возможно, смерть для него — не самый худший конец несложившейся судьбы) p. s. Возможно, лингвист по имени Бимба одобрил поступок биокибера по имени Клитоцибер

2а) Командир приказывает биокиберу не выключать видеосвязь в процессе поисков. Биокибер выходит не включив видеосвязь. Видимо, забыл, старичок. Командир не реагирует на неисполнение приказа. Биокибер включает её только тогда, когда хочет, чтобы экипаж оценил вид корабля снаружи. Инстаграмм-блогер, понимаешь. И тогда командир вновь приказывает не выключать видеосвязь, совершенно забыв об отданном им ранее аналогичном приказе

3) Когда участник предыдущей экспедиции успел собрать легенды аборигенов, если первой экспедиции аборигены не дали покинуть корабль, а второй — милостиво подарили несколько часов на осмотр планеты?

4) Когда и как земляне с учётом сказанного выше успели освоить в совершенстве всё три языка планеты?

5) Опять же, когда и как при столь «тесных» и «продолжительных» контактах с землянами аборигены умудрились прилично овладеть земным языком?

6) И даже если прежние экспедиции годами сидели на планете в корабле, нон-стоп принимая любопытных туземцев для сбора информации (правда, чего ж тогда боялись власти, не выпуская землян из корабля, если народ к ним шёл толпой?), как за сорок (!) лет с момента последней экспедиции ни те, ни другие не забыли чужие языки, не имея ни практики общения, ни возможностей их банального прослушивания. И сами языки за сорок лет ничуть не изменились...

7) Откуда у главного инопланетного персонажа, сорок лет назад явно не сопливым пацаном встречавшего предыдущую земную экспедицию, молодой брат?

8) Кстати, шикарно описано прибытие аборигенов) Робот докладывает, что обнаружено приближение незнакомого объекта к кораблю, движущегося со скоростью пешехода. Командир, подумав, изрекает откровение: «Это едут центуриане» Всё члены экипажа завидуют его уму и проницательности. Хм, а кто это ещё мог ехать? Свою потерянную машину, если б вдруг возвращалась, робот бы явно опознал. А цивилизация, способная жить в искусственных чёрных дырах, вряд ли предоставит своим представителям для передвижения колымаги.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Александр Тесленко «Искривлённое пространство»

ФантФан, 5 сентября 2022 г. 11:21

Александр Тесленко — личность, безусловно, интересная. К сожалению, с его творчеством знаком крайне поверхностно, и эта повесть стала едва ли не первым его произведением, прочитанным полностью. Начинается всё сюрреалистично и малопонятно, но по ходу повествования сюжет начинает проясняться и становиться довольно-таки остросюжетным. На мой взгляд, автор допустил одну существенную ошибку,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
изобразив каров собакоподобными существами. Зачем высокоразвитой цивилизации маргонов внедрять своих искусственно выращенных каров сначала в виде собак, затем превращающихся в людей? Ведь их целенаправленно внедряли в человеческие семьи. Разве не логичнее было бы похищать членов семей, заменяя их клонами-карами? Таким образом, со временем можно было бы заменить большинство людей на каров не вызывая подозрений.

Ну и, конечно, же члены Высшего совета, собственноручно занимающиеся проблемами, которые можно было бы поручить менее ранговым исполнителям, очень умиляют. А ещё то, что до Высшего совета можно дозвониться по обычному гражданскому видеофону.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Александр Тесленко «Не бойся собственной тени»

Массаракш, 14 августа 2022 г. 00:50

Давайте по порядку. Транспортными потоками мегаполиса управляет некий Мозг. Но он уже старенький, у него наросли «остаточные потенциалы на латеральных бетаклеммах», поэтому он слишком пуглив и перестраховывается. Матёрый опытный диспетчер учит стажёра, что аварийные сигналы следует игнорировать, а полагаться нужно на внутренний голос — в этом заключается профессионализм. Тут же в наличии имеется современный Мозг, исправный и продвинутый. Но он выключен. Стоит на запасном, так сказать, пути — глядишь, пригодится. Так что грузопотоки и жизни горожан зависят исключительно от чуйки диспетчеров, от их способности угадать, обоснованно паникует устаревший Мозг или это у него так, старческая блажь.

В очередной раз автор поставил меня в тупик. Я не понял ничего. Одно могу сказать: не завидую мегаполису, где трафиком рулят эксцентричные сумасшедшие. Трудовые будни которых в рассказе, собственно, и описаны.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Александр Тесленко «Танец дилиаков»

Массаракш, 13 августа 2022 г. 01:46

В этой повести прекрасно всё, начиная с удивительных имён персонажей, похожих на неприличные прозвища: Перстач, Клитоцибер, Драголюб.

Экспедиция: корабль приземляется на планету. «Что-то засиделся я, – говорит стажёр. – Схожу-ка гляну, что там за бортом, у меня такие принципы». Уходит, смеётся по радио дурным смехом, после чего исчезает бесследно. По его следам отправляется биоробот. Сообщив важную информацию: «Наш корабль издали похож на серебристый бублик», тоже смеётся и тоже пропадает. Наступает очередь пилота на чём-то летучем, но с гусеницами, – результат такой же. Капитан медленно начинает подозревать неладное.

Но! Тут мимоходом вспоминается, что планета вообще-то населена, экспедиция третья по счёту, и в наличии есть отчёты двух предыдущих. Появляются головастые кожистые аборигены с немецким акцентом, древняя книга с секретными знаниями, звездоплаватели восклицают: «Нужно знать многие тайны земли и неба, чтобы не потерять рассудок!», а ещё один биоробот в безграничной мудрости изрекает: «Путь познания никогда не бывает прямым». Тайна и впрямь труднопостижима:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
прежние обитатели планеты переселились внутрь атомов. Нужно сделать много малюсеньких «чёрных дыр» и очень сильно увеличить силу тяжести – и ты омолодишься и окажешься в райском мире на поверхности электрона.

Теперь тайна раскрыта, а маловерам и затаившимся оппортунистам даётся решительный отпор: «Давно прошли времена, когда считали, что воздействие гравитационного поля просто раздавит, изувечит живые организмы». Теперь всё будет по-другому, с этого дня устаревшие законы природы раз и навсегда решительно отменяются.

Ну и прелестная сцена, когда капитан объясняет экипажу космолёта, что такое «чёрные дыры». Космолётчики слушают раскрыв рот – они впервые в жизни услыхали об этаком чуде-юде. Приходится растолковывать на пальцах в духе: «скрипочка – это такой ящичек, на нём натянуты кишочки, по ним водят волосиком, и они пищат» ©. Смышленые космолётчики кивают, усваивая.

Даже не могу сказать – это сознательное глумление над жанром или, наоборот, плод неизгладимого впечатления, которое произвёл на автора случайно прочитанный палп-рассказ из 30-х годов. В сознании остался легкий, но сильный (или наоборот) привкус безумия. Теперь мне хочется, как главному герою, «время от времени оборачиваться и громко выкрикивать: «Ли-Би-Па! Ли-Би-Па!»*.

* Само по себе восклицание это лишено какого-либо смысла, но на планете В-10 оно может спасти от нападения чнеров**. (авт.).

** Крупные хищные грибы на планете В-10 (авт.).

Оценка: 2
– [  7  ] +

Александр Тесленко «Орлан Стах»

Массаракш, 12 августа 2022 г. 01:13

Рассказ вроде бы заявлен как НФ, но его содержание быстро и уверенно съезжает в какую-то психоделику. Вот герой наугад сходит на первой попавшейся темпоральной станции и совершенно, абсолютно случайно натыкается на родного брата, живущего в другом времени. Брат обитает в коттедже, похожем на «приземистый гриб на толстой ножке. Оранжевая шляпка крыши раскрашена серебристыми звездами». Такой же простенький коттедж был у их отца. Улыбки, слёзы, воспоминания, как кто-то из братьев лежал в снегу под Тулой, вокруг стреляли, а другой брат то ли пробегал мимо, то ли не пробегал.

Хлоп, смена кадра: 1920-е годы. Непонятные люди энергично отстреливаются из поезда от преследующей конницы, видимо, от банды Бурнаша. Тут же рядом какие-то парубки с револьвером ловят «контру». Старик-мельник пару страниц плачет по своей мельнице, затем дарит её колхозу и становится счастлив.

Хлоп, смена кадра. Герой героически погружается в некий «Хьюстон-2020». Стенограммы длинных разговоров местных жителей: все как один они мучаются от преследований ФБР, клянут судьбу и планируют самоубийство. Имеет место подвиг разведчика, но в чём он состоит, понять не представляется возможным.

Хлоп. Герой и его племянник свободно парят над буйными травами. В погребах поют подснежники: «Дзинь-дзинь! Дзинь-дон!». Герой открывает племяннику тайны мироздания:

– Бесконечность в большом и малом. Бесконечность структур атома вселенной. Мы заняты поисками живых сушеств на других планетах нашей Галактики, однако сами вместе с нашей Галактикой являемся частью кого-то ВЕЛИКОГО, который живет и мыслит...

Ну и так далее. Лоскутный набор бессвязных видений, льющихся свободно и широко, как река Волга. Возможно, смысл во всём этом имеется, но чтобы его постичь, нужно расширять сознание. А я уже слишком стар для этого... гм... расширения. «Так что не истощай напрасно мои АТФ-генераторы», как сказал один персонаж в другом произведении Тесленко.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Александр Тесленко «Дождь»

Массаракш, 11 августа 2022 г. 01:18

Дело вкуса, безусловно, но для меня нож острый такие вот «психологические очерки». Как бы по умолчанию они освобождают автора от необходимости выстраивать сюжет, следить за логикой, развешивать ружья и вовремя из них стрелять. Зачем? Ведь главное – внутренний мир героев, правда? Я не против внутреннего мира, отнюдь, но против его подмены бесконечными монотонными любовными терзаниями героев (четыре пятых текста), да ещё и изложенными выспренным слогом мадам Жорж Санд: «Может, ей хочется, чтобы я говорил о своей большой любви? Почему она так? Это жестоко! Ей хочется, чтобы я унижался?» «И волны вспыхнувшей вновь любви и мучительной ревности, вдруг столкнувшись, рассыпались мертвой зыбью безразличия и отвращения ко всему на свете». Кому-то такие словесные кудри, может быть, бальзам на душу, но я, простите, пас.

А НФ-составляющая – здесь так, мимикрия. Убери бессмысленно шляющихся биокиберов, замени «гелиобульерную установку» на химкомбинат, а грозное «К-лептическое излучение» на неочищенные стоки – не изменится ничего. Что-то автор хотел поведать о противоречивых муках любви (молодой человек одновременно влюблён в девушку и в её мать), а для маскировки припудрил актуальной в то время экологической темой.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Александр Тесленко «Дьондюранг»

Массаракш, 10 августа 2022 г. 00:32

Повесть написана в странной манере – нарочито упрощённой, словно для маленьких детей. Мне, рассказывает протагонист-биоробот, велели полететь на планету Ир. Я полетел на планету Ир. На планете Ир я допустил ужасную ошибку и провалился в болото. Без болота было хорошо, а в болоте плохо. Я долго выбирался из болота и наконец выбрался. Очень хотелось есть. Вот такое у меня было приключение на планете Ир. Конец первой части.

Дальше – больше. Прямо возле театра на Земле можно поймать межпланетное такси, которое отвезёт тебя на таинственный астероид. Атмосферы на астероиде нет, но там можно жечь костры, под ногами валяются старые противогазы, а минералы мягкие и имеют шоколадный вкус, и там в норке живёт отставной космолётчик Астрагал. Научно-просветительские беседы: «Мне вживили новый кишечник, который переваривает даже камни». – «О! Как далеко шагнула наука Земли! В моё время, семь лет назад, об этом только поговаривали». Какая-то мутная вставная история про редкий инопланетный перец, который жена умоляла Астрагала достать и который в результате сгнил. Безусловной находкой автора можно считать «пирамидальные шлемы» скафандров. Пытался себе представить – не вышло. Что-то такое громоздкое, древнеегипетское, для крошечных голов.

Но это не детская литература, нет. Периодически автор спохватывается и вставляет умные фразы «мультиаксонное строение политразонной квазиархитектоники» и «излишек ацетил-коензима-А не поступает в цикл Кребса, а демонстративно превращается в ацето-уксусную кислоту». Так что всё по-взрослому, без дураков.

Это всё про форму подачи, а по существу — очень отвлечённо (ну очень сильно «очень») обыгрывается вечный вопрос Азимова: что есть робот и что человек, и где пролегает тонкая грань между ними. Беда в том, что автор сам не определился с тем, что он хочет сказать. Похоже, понадеялся, что идея организуется как-нибудь сама в процессе написания. Не организовалась. А серия финальных «супертвистов» окончательно добила сюжет, превратив даже проблески смысла в неудобоваримую эмоциональную кашу.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Александр Тесленко «На планете снов»

ФантФан, 26 марта 2022 г. 19:25

Довольно-таки любопытный рассказ. Удивительно, как перекликаются описанные автором события с феноменом осознанных сновидений. К сожалению, открытый финал не даёт никаких объяснений по поводу природы и последствий этих явлений, но само повествование довольно занятное.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Тесленко «"Коррида"»

Error, 6 июля 2017 г. 00:52

Прекрасное произведение о поиске истинного, жизненного призвания, где нет места надуманности, следованию молвы и пристижности. А только позыв сердца, стремление, но не простой интерес и требования через силу, что так нужно и так будет правильно. Подобные произведения необходимо давать читать перед окончанием школы, чтоб человек серьёзно начинал задумываться прежде чем входить во взрослую жизнь, кем бы он хотел действительно стать и быть всю оставшуюся жизнь, освободившись в конце концов от родительских шор требований и собственной эмоциональности и максимализма, предвзъятостей молвы общества и без собственных сожалений уже на протяжении прожитых лет.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Александр Тесленко «Искривлённое пространство»

йокумон, 21 ноября 2016 г. 03:18

Странная история. И не скажешь чтоб очень хороша — на планете такое происходит, ну и где же власти, хоть какие-то контролирующие органы? — всем приходится заниматься напрямую членам Высшего Совета Земли)). 140000 не-людей и никто ничего практически не заметил. Эта сторона повести прописана неубедительно, но... Даже не знаю, какая-то давящая, больная атмосфера, вроде и «счастливое грядущее», но не похожее на стандартное советское будущее. Когда дочитал осталось в душе какое-то болезненное ощущение.

В общем мне понравилось, хотя это самое «понравилось» очень своеобразное...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Александр Тесленко «Русуля»

Sciolist, 25 августа 2016 г. 22:16

В детстве рассказ казался очень грустным. Прочитал только что — и не особо впечатлил. Чем-то напоминает рассказ Азимова про дружбу робота и девочки.

Однако сейчас мне чудится, что тема здесь — не судьба биокибера Русули, а скорее родители, которым нет дела до своих детей и они готовы спихнуть их на попечение кому угодно — даже устаревшему роботу. Хорошо хоть, родители заняты монументальным, советским трудом... В реальном будущем они скорее будут заняты виртуальной реальностью.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Александр Тесленко «Русуля»

alex1970, 24 августа 2011 г. 20:22

Жалостливый рассказ о судьбе старого робота-няни.

Неплохая миниатюра о том, что многие не умеют заботиться о тех, кого приручили

Оценка: 7
– [  3  ] +

Антология «Сучасне фантастичне оповідання»

мрачный маргинал, 19 августа 2011 г. 13:17

Этот том должен был войти в «Библиотеку украинской фантастики», о составлении которой было объявлено накануне известных событий двадцатилетней давности. Успели составить пару томов, и наступили времена коренной ломки издательского дела. В свет хлынул печатный поток ранее запретного, и про амбициозные проекты госиздательств по-просту забыли. В «Библиотеке украинской фантастики» вышел ещё похожий том «Современной фантастической повести». И на этом издание, увы, прекратилось. Задуманная два десятка лет назад «Библиотека» так и не состоялась.

В России также аналогичное издание (двадцатитомное собрание «Б-ки русской фантастики»), хотя и было формально завершено, но фактически оказалось скомкано.

Издательские проекты, призванные отразить, — со всей «широтой размаха», — развитие национальной фантастики в настоящее время нереализуемы. С уходом издательских госструктур никто сейчас не отважится взять на себя риски. И множество произведений пока так и остаётся под спудом, в надежде вновь увидеть свет разве что в какой-нибудь серии «Фантастический раритет»...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Тесленко «Инкана»

Иприт, 23 июля 2010 г. 18:06

Мне показались интересными гонки с ракетой-солнцем, хотя как горе-путешественник мог остаться в живых (мол спрятался за космокатером) в зоне действия ядерного солнца...гм.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Александр Тесленко «Инкана»

Ank, 14 июля 2010 г. 19:35

Ужас! Не в том смысле, что страшно, а в том, что разве можно так писать? Терминов, изобретенных автором, в рассказе больше, чем остальных слов! Из-за этого читать его затруднительно. Смысл рассказа скрыт на последней странице, но чтобы до него добраться, придется пройти сквозь скрежет зубовный с научно-техническим уклоном в детали трубопроводов, изоляционные материалы и им подобные темы.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Александр Тесленко «Дети Николиана»

Gilda, 27 января 2010 г. 14:25

Каждый мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Но что, если работа не позволяет обзаводиться семьей или даже просто завести интрижку? Выход прост — нужно зачать ребенко «в пробирке», а вырастить его помогут киберы и биокиберы. Что с того, что у сына какие-то странные представления о деторождении и семье? Он горд и решителен, весь в отца. Ему дела нет до каких-то сентиментальных предрассудков.

Рассаказ представляется мне единственным (и довольно удачным) опытом А.Тесленко в жанре триллера. На лицо составляющие: персонаж с девиантным поведением, затерянная в глубинах космоса планета, одиночество, власть и чувство безнаказанности. И, наконец, страшное преступление, в корне изменившее судьбу колонизаторов планеты.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Александр Тесленко «Искривлённое пространство»

saddlefast, 5 марта 2009 г. 21:37

Это замечательный фантастический роман. Производит сильное впечатление, и может быть, даже недоумение. Которое только прибавляет к ощущениям от прочтения какую-то диковинную, трудноописуемую ноту.

Описывать сюжет нет нужды. Дело в странных деталях повествования. Например, сквозным сюжетом является история робота-игрушки, которого немножко мучают дети. Он хочет сбежать, укрыться от них. Но вот, кончается срок его жизни, и робот-игрушка чувствует приближение смерти, и думает, как он прожил свою игрушечную жизнь...

Вообще, становится немного страшно от романа. Хотя это не ужастик. Становится немного грустно, но это — не мелодрама. Становится как-то не по себе — но это не мистика. Немного отстраненный стиль повествования при описании разных ужасных вещей создает странное, двойственное настроение, пожалуй, философское, и за которое автору стоит быть благодарным.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Тесленко «Искривлённое пространство»

swgold, 18 мая 2008 г. 19:29

Бывают книжки, написанные плохо, бывают книжки, в которых смакуют какие-то гадости, а есть, оказывается, и такие, после которых просто остается гадкое послевкусие. Не знаю в чем тут причина, да и разбираться не хочется.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Александр Тесленко «Инкана»

Liza63, 28 марта 2008 г. 16:48

Рассказ никакой, вроде бы и много написано, терминов — тьма, но не трогает, совершенно неинтересно, можно сказать, инфантильно.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Александр Тесленко «Танец дилиаков»

viv, 26 февраля 2008 г. 12:38

Написано таким дубовым языком, что дочитать до конца — задача не из легких. Образы героев какие-то плакатные, их поступки картинные, они не говорят, а изрекают... Образец далего не лучшей фантастики.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Александр Тесленко «Русуля»

viv, 26 февраля 2008 г. 12:04

Короткий рассказ о судьбе давно устаревшего робота-воспитателя. Слишком уж человеческий этот поход за цветами. Внушает недоверие к технике будущего авария на дороге. В общем — не очень...

Оценка: 6
– [  4  ] +

Александр Тесленко «Инкана»

viv, 26 февраля 2008 г. 11:58

Накручено, наворочено — спасу нет! Терминов десятки навыдумываны, нужных и ненужных. А всего-то: очки надо было надеть. Очень слабый рассказ.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Александр Тесленко «Сквозь базальт Инканы»

terranid, 25 января 2008 г. 21:57

Даже на штучно созданой планете вмешательство человека может привести к катастрофе.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Тесленко «Крюк альбиноса»

terranid, 25 января 2008 г. 21:56

Странноватый рассказ об альпинисте, пока не могу найти в нем ничего фантастического.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Александр Тесленко «Фолиана»

elfy, 13 декабря 2007 г. 19:12

Несколько наивный рассказ о биороботе-учителе. Попытка показать, что в будущем воспитание детей можно будет поручить роботам, поскольку их мозг будет почти идентичен человеческому, даже в психологическом плане.

Оценка: 6
⇑ Наверх