Эдгар Аллан По отзывы

Все отзывы на произведения Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1284

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+25)»»

«На стенах Иерусалимских»
–  [ 3 ]  +

Zombie 1st class, 11 апреля 2024 г. в 20:09

Сатирический рассказ в историческом антураже. За простецким анекдотом, где все сводится к ситуации «язычники подсунули еврейским святошам трефное вместо кошерного» скрывается достаточно остроумное высмеивание лицемерия, псевдо-учености и фарисейства (здесь — в обоих смыслах слова). Очень густо приправлено древней мифологией и иудейской религиозной лексикой, это добавляет колориту, но в то же время и утяжеляет повествование (сносок было как бы не больше, чем текста).

Оценка : 6
«Украденное письмо»
–  [ 0 ]  +

strannik102, 08 марта 2024 г. в 04:03

Бабушкины очки...

Последний рассказ в серии про Огюста Дюпена. В котором мы вновь встречаемся с великолепной способностью сыщика ставить себя на место подозреваемого и путём логических заключений искать и успешно находить решение криминальной головоломки.

А если о сюжете, то почитатели Шерлока Холмса наверняка помнят историю с похищенным письмом, которое затем стараниями великого сыщика было разыскано и успешно возвращено владельцу, что в результате предотвратило европейскую войну (так, кажется, в рассказе Артура Конана Дойла). Вот здесь внешний антураж немного иной, а так рассказ как раз об этом — найти спрятанное...

Оценка : 8
«Тайна Мари Роже»
–  [ 0 ]  +

strannik102, 08 марта 2024 г. в 04:02

Всё решают мелочи и детали...

Следующие за убийством на ул. Морг расследование, проведённое Огюстом Дюпеном. На этот раз автор (Аллан По) проводит параллель с похожим преступлением, совершённым в США и получившим широкую огласку в газетах того времени. И сначала читателю излагают последовательно материалы дела по исчезновению Мари Роже и последовавшему затем обнаружению её тела в Сене — всё это широко опубликовано в местной прессе, а затем Огюст Дюпен методично и последовательно исследует все обстоятельства совершённого, анализируя и критикую разные версии, опубликованные в газетах.

Читать всё это дело не слишком увлекательно, ибо скрупулезное копание в мелочах и деталях мало динамично, и скорее познавательно, нежели интересно. Тем не менее это был второй вклад Эдгара Аллана По в развитие детективного жанра, ставший затем классическим и продолженный другими маститыми авторами.

Оценка : 8
«Убийство на улице Морг»
–  [ 0 ]  +

strannik102, 08 марта 2024 г. в 04:01

Смотреть и видеть...

Классика детективного жанра с участием детектива с дедуктивными аналитическими способностями. Способность наблюдать и понимать увиденное, видеть взаимосвязь между деталями и выстраивать логически верные варианты развития событий — эти и другие способности человеческого ума являются важным свойством для того, кто занимается расследованием всего таинственного и загадочного, в том числе и преступлений. И именно такими свойствами обладает Огюст Дюпен. И в этом рассказе, первом из трёх с его участием, он расследует тайну загадочного двойного убийства на улице с «говорящим» для русского языка названием Морг.

Слушал аудиоверсию рассказа, но не постановку с актёрской игрой, а начитку в чистом виде всего текста. Способностей чтеца хватило на то, чтобы прочесть доступно и без излишней аффектации, чем иной раз грешат малоопытные чтецы.

Оценка : 8
«Философия творчества»
–  [ 5 ]  +

mr_Vik, 03 марта 2024 г. в 02:01

Эдгар По любил мистификации. Вспомнить хотя бы его несуществующую поездку в Россию. Или выдуманную, специально для газет, историю про воздушный шар...

«Философия творчества» – эссе об идеальном процессе творчества, и о том, как был написан знаменитый «Ворон». Но был ли искреннен По, и был ли «Ворон» действительно так написан?

В примечаниях В.И. Чередниченко, к собранию русских переводов «Ворона» (Издательство «Наука», 2009 год), есть такое любопытное замечание:

«Если поводом к написанию статьи послужили многочисленные вопросы о «Вороне», сопровождавшие публичные выступления По, то сверхзадачей было развертывание концепции творческого процесса на примере создания одного стихотворения независимо от «ложности» или «истинности» сообщаемых сведений. Сьюзен Арчер Телли Вайсс в 1877 г. вспоминала: «Обсуждая «Ворона», мистер По уверял меня, что обнародованная трактовка метода этого сочинения не была искренней и что он не предполагал, будто ее таковой воспримут. Он предложил эту трактовку единственно как оригинальный эксперимент и был удивлен и развеселен тем, что ее с такой готовностью приняли как добросовестное утверждение». Если даже допустить, что этот разговор был воспроизведен спустя 30 с лишним лет без искажений, то и в этом случае его можно рассматривать как продолжение игры По с читателем. «Власть автора» проявляется в том, что вначале он делает все, чтобы ему поверил читатель, а затем уверяет читателя в том, что тот был «одурачен» намерениями автора. В письме к Филипу Куку от 9 августа 1846 г. По называет статью своим «лучшим образчиком анализа».» (Конец цитаты)

Интересно, не правда ли?

Зайдя на англоязычную Википедию, мы можем узнать ещё несколько мнений. Т.С. Элиот и Джозеф Кратч едва ли верили в искренность По. Шарль Бодлер и Морис Равель, напротив, восхищались предложенным методом, и не подвергали его сомнению.

Тут, собственно, возникает два вопроса.

1. Не является ли всё эссе тонкой сатирой или мистификацией? На подобные мысли наводит некоторая чрезмерность черт описанного метода; и при известном воображении, тут можно усмотреть авторскую иронию.

Мне кажется, вряд-ли. Описанный подход к творчеству; логический, методический и строго рациональный – действительно очень в духе По, мастера отточенной формы. Если тут и есть какая-то ирония, то самая несущественная.

2. Другой вопрос – был ли «Ворон» действительно создан тем способом, о котором говорит По.

Может быть, По, в своём эссе, показал только возможный способ, как «Ворон» мог быть написан в идеале; ради наглядного примера? Наверное, это останется загадкой.

Нам остаётся только читать и перечитывать. Перед нами блестящее эссе любимого писателя. А от своих скрытых смыслов – оно только выигрывает.

Оценка : 8
«Тысяча вторая сказка Шехерезады»
–  [ 1 ]  +

Bluegrass, 10 февраля 2024 г. в 17:26

Рассказ получился тяжеловат. Пародийный цветистый стиль «восточной сказки», которым изложены научные открытия, сильно затемняет суть, поэтому без кучи сносок современный читатель уже не ориентируется. Мне такая пропорция примечаний по отношению к самому тексту не встречалась нигде: даже в «Гулливере», даже в «Уллисе»...

Параллельно еще сквозит простенькая и вредненькая мыслишка: с сильными мира сего лучше не связываться. Ведь видела же Шахерезада, что не нравится «сказка», чем дальше, тем больше, что бы ей умолкнуть и сказать: «Спать хочу»... Но не может она молчать. И тут еще несколько мыслей: то, что талантливые люди, поэты, писатели, художники, ученые, замолчать не могут. Для них это хуже смерти.

Вот сколько интересных мыслей пробуждает этот простенький рассказ, который далеко не является определяющим в творчестве По.

P.S. Но вот с юмором у него на сей раз не очень получилось, хотя юморист из По был отличный, возможно, он был лучшим в Западном полушарии, кто умел рассказывать о смешном и о страшном.

Оценка : 7
«Элеонора»
–  [ -4 ]  +

vl690001x, 23 ноября 2023 г. в 14:40

Как я понял, смысл в том что он не нарушил свою клятву, потому что мир един, и Бог живет в каждом человеке одинаково. Именно поэтому он узнает об этом только на небесах

Оценка : 10
«Человек, которого изрубили в куски. Повесть о последней бугабускокикапуской кампании»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 31 октября 2023 г. в 21:07

Рассказ на стыке комедии, хоррора и научной фантастики (о как!). Главный герой повествует о своем знакомстве с генералом, героем войны с индейцами и человеком прекрасным во всех отношениях, который однако… Впрочем, некие стечения обстоятельств постоянно мешают рассказчику узнать, что же случилось некогда с заслуженным военным, и что с ним не так. Пока он решает обратиться с этим вопросом к генералу напрямую.

Интересно, как автор изобразил аугментированного-киборгизированного по самое не балуйся человека, когда и слов-то таких еще не было. Хотя этот образ, конечно же, является своеобразной аллегорией. Тема рассказа, как мне показалось – искусственность и ее востребованность в окружающем обществе, которое порой начинает ценить фальшивое гораздо больше, чем настоящее, даже зная или догадываясь об этой самой фальшивости.

Оценка : 7
«Метценгерштейн»
–  [ 0 ]  +

Zombie 1st class, 21 октября 2023 г. в 19:21

Еще немного традиционной готики от По в форме легенды о вражде двух венгерских дворянских родов в стародавние времена. Над обеими семьями довлеет высказанное в иносказательной форме пророчество об исходе их противостояния. И вот, когда поместье Метценгерштейнов возглавляет молодой наследник, предсказание сбывается – но не в той форме, как кто-либо мог бы предположить.

Тут все довольно простенько выполнено, по канонам жанра: аристократы-дегенераты, проклятие, зловещие предзнаменования, загадочная картина на стене, черный конь сотонински косит лиловым глазом и всякое такое. Но атмосферно, невзирая на малый объем. Разве что остается много недосказанностей (а из-за чего поссорились-то семьи, и т.п.)

Оценка : 7
«Фолио-клуб»
–  [ 1 ]  +

Zombie 1st class, 21 октября 2023 г. в 19:19

Рамочная история к условному циклу «байки клуба Фолио». Слегка юмористическое описание вымышленного клуба, участники которого обязаны регулярно радовать товарищей интересными историями, причем автор лучшего рассказа получает награду и избирается временным председателем, а автор худшего – проставляется на всю компанию. Достойный почин, и конкурсы интересные. Все это, как водится, наверняка содержит кучу каких-то отсылок к современникам и знакомым автора, но нам таковые вряд ли будут понятны без подробных комментариев. Сами рассказы, “входящие” в условный цикл, абсолютно ничего друг с другом не связывает, а потому и рассматривать их вместе не вижу смысла – объединяли их в сборник уже без всякого участия автора и в основном после его смерти. Сам По включил в истории клуба только один рассказ «Метценгерштейн».

Оценка : 6
«Сфинкс»
–  [ 0 ]  +

Zombie 1st class, 21 октября 2023 г. в 14:58

Рассказик, выросший из забавного бытового инцидента, надо полагать. Из серии «большое и малое видится на расстоянии». Которому автор придал несколько гипертрофированную (во всех смыслах) форму и снабдил остроумно-поучительным заключением. Короче говоря, рассказчик и его друг, спасаясь от эпидемии холеры в Нью-Йорке, проживают в загородном доме. Там главный герой однажды наблюдает из окна невероятную и пугающую картину: гигантское чудовище причудливой формы взбирается по склону далекого холма. Что это – галлюцинация, мистический предвестник бедствий, реальный монстр? Или у загадочного зрелища есть более материальное объяснение? Разгадка наступит вскоре. Заметно, что позднее творчество автора, поскольку содержит заметный элемент ироничного самоцитирования.

Оценка : 7
«Морелла»
–  [ 3 ]  +

Zombie 1st class, 15 октября 2023 г. в 21:36

Не самый известный рассказ По, но в принципе он довольно плотно ложится во все шаблоны его «меланхолично-романтично-готического» творчества. Многие из этих рассказов названы женскими именами (Лигейя, Береника, Элеонора и т.д.), и многие, что не удивительно, включают в себя эпизод с трагической смертью молодой женщины, что становится либо триггером к дальнейшим событиям, либо кульминацией предшествующих. В данном случае – и то, и другое. Главный герой не особенно любил и по большому счету игнорировал свою жену, но та сумела привлечь его внимание после своей смерти – да таким способом, что это им никогда не забудется.

Не самый экстремальный, но все равно мрачный образец нездоровых семейных отношений изображен в этом рассказе. Которые, наверное, страшнее любой мистики – каковой здесь не так уж и много по большому счету.

Оценка : 7
«Падение дома Ашеров»
–  [ 2 ]  +

Селеста, 15 октября 2023 г. в 11:33

Моё знакомство с Эдгаром По началось с поэзии — мрачной, пропитанной безумием. «Падение дома Ашеров» же стало первым шагом в мир его прозы. И не скажу, что шагом головокружительным. И дело вовсе не в том, что рассказ устарел. Без сомнения, читать его сложно из-за громоздкого языка, свойственного литературе тех лет. Однако если, к примеру, «Поворот винта» Генри Джеймса, написанный в том же столетии и столь же тяжёлым для восприятия языком несёт в себе историю, атмосферу, идею и смысл, то «Падение дома Ашеров» кажется мне пустоватым. Или взять рассказы Говарда Лавкрафта, написанные по тому же лекалу нагнетания страха перед неизведанным — не все они удачны, но в большинстве своём цепляют сильнее. «Падение дома Ашеров» несомненная классика жанра, с которой обязательно стоит ознакомиться, если вы поклонник творчества того же Говарда Лавкрафта или Ширли Джексон, но не стоит ждать чего-то крышесносного. Возможно, не хватило объёма: герой только-только приехал, и вот уже три страницы спустя сестра-близнец Ашера умирает от неизвестной, а ещё через две страницы мы узнаём, что на самом-то деле

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поехавший Ашер похоронил её живой.
А проклятие, висевшее над домом Ашеров, то ли было, то ли нет. Очень мало, очень скупо — невозможно за пятнадцать страниц (одну из которых занимает стихотворение) раскрыть такую историю и, тем более, заставить читателя ею проникнуться. И даже для вполне простой идеи упадка аристократии, которую Эдгар По вложил в свой рассказ, не хватило страничного объёма. Семь рыцарей из десяти.

Оценка : 7
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 1 ]  +

alena_korf, 17 сентября 2023 г. в 16:06

Прочитала эту небольшую повесть лет в 9 наверное. Произвело на меня сильнейшее впечатление и до сих пор остается одним из моих любых произведений.

Оценка : 9
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 0 ]  +

Кропус, 12 сентября 2023 г. в 00:45

Пожалуй это единственный известный мне роман морских приключений

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где людоедство от голодухи довели до логического конца. У Жюль-Верна и Майн Рида герои стояли на грани, но всё же её не переступили, пусть и не совсем по своему выбору. К сожалению ситуация вполне реальная. С другой стороны есть и обратные примеры. Но герои По на Крючковсковского, Поплавского, Федотоваи Зиганшина Асхана явно не потянули. Кто не знает, Высоцкий написал песню о совершенно реальном случае, ныне, увы, почти, забытом.

Оценка : 7
«Береника»
–  [ 4 ]  +

Zombie 1st class, 11 августа 2023 г. в 21:50

Вот этим рассказом По меня сумел удивить. Ожидал я очередного готического меланхоличного бубубу в духе «Элеоноры» или «Дома Эшеров» (ничего не имею против, такое тоже люблю). А получил весьма криповенький психо-ужастик, вполне пугающий даже по прошествии стольких лет. Хотя по первым страницам этого и сказать нельзя. Завязка традиционная для автора вообще: астеничный и впечатлительный герой, наследник старинного рода, влюбленный в свою кузину, страдающий от редкого психического заболевания, все происходит в древнем замке с библиотеками, сквозняками, склепами и подземельями. Отлично передано мышление нездорового человека со склонностью зацикливаться на деталях, также используются некоторые элементы «ненадежного рассказчика». Финал шокирующий и на удивление натуралистичный в своей жестокости.

Оценка : 8
«Свидание»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 05 августа 2023 г. в 21:28

Рассказ оставил странное впечатление. Делится он на две неравнозначные части. В одной рассказчик делится впечатлениями от необычной и драматичной сцены, свидетелем которой стал в Венеции. Маленький ребенок богатой графини упал в воду канала, и слуги тщетно пытаются спасти наследника. Но помощь приходит с неожиданной стороны. Странная история, которую мы видим очевидно не с начала и не до конца, и можем лишь строить догадки обо всем, что осталось за кадром. Затем следует продолжение – личная встреча рассказчика с одним из участников той самой сцены в неформальной обстановке. Интересна очень ярко показанная вычурная, душная обстановка, где роскошь интерьеров дополняется столь же причудливыми цветастыми отрывками стихов и пафосными фразами. Финал с мрачным трагическим вот-это-поворотом в духе романтизма – ну, уже даже и лишний, как мне показалось, после предыдущих усилий автора по созданию обволакивающей атмосферы.

Оценка : 6
«Падение дома Ашеров»
–  [ 1 ]  +

arey951, 24 июля 2023 г. в 22:58

Честно, когда я начинал чтение рассказа, он сразу же показался мне неоправданно размытым тяжелой словесностью, а множество готических оборотов казались вымученной попыткой автора создать нужную ему атмосферу. Но чем дальше я читал, тем больше я проникался этой небольшой и таинственной историей, разворачивающейся в доме Ашеров. Мне сложно сказать, что она меня очаровала. В ней явно не хватало некоторых деталей, и в особенности внимания к третьему действующему лицу, которое навестит наших героев в конце рассказа. Хотелось большего. Но все же я оказался заинтригован. Я понимал, что здесь, в этой истории, есть свой темный секрет, к которому я приближаюсь с каждой страницей.

Кульминация оказалась… оригинальной. Прием, когда главный герой читал рыцарский роман, события которого накладывались на происходящее в реальности, мне очень понравился. Стало даже немного страшновато. Но секрет, который я жаждал разгадать, так и остался неразгаданным. У этой истории нет конца. Она просто прерывается на самом интересном моменте, оставляя читателя, то есть меня, наедине со всеми терзающими его вопросами. И моих предположений явно недостаточно для чувства полного удовлетворения.

Оценка : 6
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 1 ]  +

Ramonak, 27 апреля 2023 г. в 15:40

Долго откладывал чтение (прослушивание) этого романа. Дело в том, что в целом творчество По мне нравится, но всё же мне его несколько тяжеловесно читать после моего фанатизма по писателям эпохи Weird Tales (Лавкрафт, Говард, Смит, Дерлет, Блох и другие), поэтому рассказы По я читаю по одному за раз, и какое-то время отдыхаю от него. А тут целый роман. Думал увязну. При том, по отзывам отмечают, дескать это далеко не лучшее творение По. Но по итогу, может это и не лучшее произведение По по мнению литературных критиков, но оно понравилось мне больше из всего, с чем ознакомился у писателя. Это настоящее морское приключение на стыке творчества трех авторов, с которыми я знаком: приключенческая часть от Даниэля Дефо, элементы некоего сумасшествия и безумия По, и фантастический слой Лавкрафта в финале. Собственно, финал смотрю многих обескуражил. Ну есть такое. Это как в сериале LOST, уж да простят меня за такое сравнение, просто оно будет понятно большому количеству современников. Вот вам пару тайн, а что там дальше — думайте сами, гадайте сами.

Но мне всё это понравилось. И сами приключения интересные. И повествование довольно легко идет, в отличие от многих других рассказов писателя. И атмосфера загадочная и авантюрная. И мрачные моменты есть. И экшен есть. И фантастика есть. И «сон собаки» есть, но это не точно )

Очень хороший роман.

Оценка : 8
«Истории Огюста Дюпена» [Цикл]
–  [ 1 ]  +

drugndrug, 27 апреля 2023 г. в 14:12

Некоторые мои знакомые из числа авторов “малого пера”, так сказать, признались мне недавно, что завидуют писательской репутации определённых мэтров литературы. Например, завидуют г-ну По. Он написал всего лишь несколько детективных рассказов, но этого хватило для того, чтобы теперь называть его отцом детективного жанра. Кажется, ему приписывают “изобретение” литературного жанра ужасов.

Однако, мне кажется, что г-н По был драматическим героем собственной жизни. Детективчики, ужастики и страшилки он писал ради денег и писательского успеха, чтобы хоть какое-то местечко застолбить себе под литературным солнцем. По-настоящему его интересовали иные сюжеты. Сюжеты о людях, которым порой почему-то трудно жить, которым не дают покоя кошмары реальной жизни, которые такие же, как он сам – пытающихся выйти из строя серых обывателей своего века…

Оценка : 7
«Убийство на улице Морг»
–  [ 6 ]  +

stenny, 27 апреля 2023 г. в 06:34

Отличный пример чисто умозрительного расследования.

По стилю, языку и обилию фактографических подробностей напоминает рассказы Теофиля Готье.

Еще одного умственного интеллектуала-француза. Впрочем, время было такое, что даже Рембо писал стихи употребляя множество «умных» словечек, характерных именно для той эпохи.

Основной посыл рассказа — противопоставление обыденного, шаблонного метода рассуждений и ассоциативного, интуитивно озаряемого метода в сочетании с банальной наблюдательностью.

Зачем автор приводит описание случая с Шантильи?

Здесь описан ассоциативный метод «расследования».

Рассказчика толкнул зеленщик с корзиной, прямо на кучу камней, приготовленных для ремонта мостовой. Человек идет, уткнув нос в булыжники под ногами. Затем под ногами появляется гладкая деревянная мостовая, которая имеет название «стереотомия». На слух очень похоже на «стерео» и «атомы». Эпикур разработал учение о том, что вселенная состоит из атомов, и недавняя статья в парижской газете подтвердила некоторые его утверждения о космогонии.

Так как друзья чрезвычайно эрудированны и любят Ночь, а значит и ночное небо, то при мысли о космосе рассказчик поднял голову вверх, где в данный момент времени (сезон года, широта-долгота и т.д.) в небе виднелся Орион.

Орин раньше звался Урионом, поменялась первая буква. И как раз буквально вчера выражение «поменялась первая буква» было приведено в стаье о низкорослом актере Шантильи. Тут спутник Дюпена улыбается и выпрямляется во весь рост.

Таким образом, если в шахматах, шашках и повседневной работе сыщиков типа Видока чаще всего идет в ход анализ, статистика и информаторские донесения, т.е. грубый расчет. Здесь есть 4 фигуры, которые ходят вот так, здесь надо искать мотив, выгодополучателей, либо любовь-ненависть-зависть и проч.

Собственно, по большей части работа следователей и типичных полицейских сводится к тому, чтобы узнать, не появились ли гастролеры в городе, кто прогорел, кто собирал «на дело» специалистов-взломщиков сейфов, всплыли ли украденные вещи — рутинные, шаблонные действия.

При карточной игре в вист или покер есть такое понятие как блеф, психология игроков, психология игры и всякие физиогномика, наблюдательность и интуиция. то, что уважает Огюст Дюпен.

И весь рассказ основан на точных, но умозрительных расчетах. Орангутанги с Борнео, он же Калимантан больше по размеру, около 1,5 метров в высоту. В 19 веке средний рост людей был около 165-170см для мужчин и 1,5м для женщин.,

Цвет шерсти калимантанских орангутангов буровато-рыжий, похож немного на волосы европейца.

Орангутанги одни из наиболее способных к обучению обезьян, что доказывается стремление «побрить себя» животным. однако дикое животное, хотя и частично прирученное за несколько месяцев плавания через Индийский океан, может помимо Борнео плавали еще куда-то дальше и только потом вернулись в Париж ( а это и сейчас может занимать минимум месяц) было напугано/ приучено бояться человека, особенно с хлыстом.

Жертвы ради большей интриги накануне забрали 2 мешочка золотых, 4 тыс. франков, но не были ограблены. До 2-х часов ночи разбирали бумаги, при этом могли выпить, закусить, почитать газету, расчесать волосы. На работу утром им не надо, так что можно не спать до скольки угодно. Вон, матрос возвратился в 2-2 -30 ночи с гулянки. Аристократы могут веселиться до 5-6 утра, а жертвам надо было сверить свои долговые и прочие финансовые расписки/записи с полученной суммой, вдруг их обманули?

Орангутанг видит освещенное окно, а Дробышевский утверждает, что животные часто более сообразительнее людей в методах и способах обхода препятствий и ловушек, и пытается закончить «бритье», раз уж ему не дали и у него есть бритва.

При этом точно рассчитано расстояние между громоотводом, который как в фильме 1986 года может иметь вид металлической трубы с крепежными элементами, которыми он крепится к стене дома. 5 футов (средних) — это 1м 50 см, а с откинутыми ставнями с поперечными рейками — всего 60 см. Размах рук орангутангов гораздо больше длины их туловища. Да и матрос тоже мог дотянуться до ставня, главное, чтобы тот держался крепко.

Надо заметить, что в это время отмечался интерес ко всяким путешествиям, заметкам путешественников, к заморским животным и древним и экзотическим артефактам. (Египет, Индия, Бирманский Ангкор), так что спрос на животных, оружие, ковры, вазы династии Мин был высоким. поэтому матрос и поймал орангутанга.

Кстати, в 8-9 часов или еще раньше укладывались в Средние века и то, бедные крестьяне. в 19 веке уже были газовые фонари, да и керосиновые и масляные лампы никто не отменял, камины в богатых домах, так что сидеть можно было и до 2, и до 5 , и хоть ночь напролет, что собственно и делали ночные гуляки Дюпен с рассказчиком, шлялись всю ночь по улицам.

Кстати, тот же Дробышевский говорил, что маньяки встречаются и среди животных, и что некоторые обезьяны могут быть достаточно агрессивными.

Таким образом, «интрига» рассказа не в мотив-возможность-выгода-улики, а в знании фактов по самому широкому кругу вопросов, эрудированности, начитанности, наблюдательности и способности «ассоциативно» или нестандартно мыслить.

Полицейские, в отличие от Дюпена, искали шаблонные следы (мотив, следы, выгода и проч.), а надо было обратить внимание на необычность преступления и исходить из отличий от шаблонного подхода.

Поэтому метод Дюпена хорош только для чрезвычайно редких, почти исключительных случаев преступлений.

Ведь не всегда матросы теряют засаленную ленту для волос, или носят эту самую ленту, завязанную морским узлом.

Впрочем, Дюпен, как наблюдатель и снайпер мог автоматически замечать разные детали, как кто завязывает узлы, ленты, какие фасоны предпочитает просто видя всякий рабочий и матросский люд, в порту, во время поездок к морю и т.д.

И он момент с ленточкой считал не сильно привязанным к делу, но возможно указующей деталью.

Этот рассказ показателен наличием предполагаемого знания как у действующих персонажей, так и у читателей, которые между делом могут ссылаться на Леконта де Лилля или созвездие такое-то, либо на латинскую или греческую цитату.

Сейчас большей частью от нынешних читателей такого уровня не требуется.

ПС. Еще Джейн Остен описывала, что «новые аристократы» вставали не раньше 12-13, ужинали в 21 час, и веселились на балах до 3-5 утра. а она писала в конце 1700 — начале 1800 годов!

цитата:   1794—1816 годы — период написания прославивших её произведений. В силу стечения обстоятельств почти все романы подолгу «отлёживались» и медленно дорабатывались. «Нортенгерское аббатство» было написано в 1794 году, принято к изданию, но не напечатано; роман был опубликован посмертно. Роман «Гордость и предубеждение» первоначально носил название «Первые впечатления» и был написан в 1796—1797 годах, однако отвергнут издателем и впоследствии дорабатывался; в частности, он был заметно сокращен. Роман «Чувство и чувствительность» был написан в 1797—1798 годах, но его корректуру автору удалось выдержать лишь в 1811 году.

Оценка : 8
«Украденное письмо»
–  [ 8 ]  +

ааа иии, 02 марта 2023 г. в 19:46

Конан-Дойль, устами Холмса, был суров: «Дюпен — очень недалекий малый. Этот прием — сбивать с мыслей своего собеседника какой-нибудь фразой «к случаю» после пятнадцатиминутного молчания, право же, очень дешевый показной трюк».

Хорошо, трюк напоказ, но в паузе весь Дюпен. Он из тех, кто ставит капкан, лишь с уверенностью, куда именно ступит нога жертвы его дедукции. Бежать по следу с собакой не его, а рассуждение и психология требуют времени. Кстати, о психологии: пусть «прячь на видном месте» критикуют и у Вудхауса, но доказано, что избирательная слепота, хотя с оговорками, факт. Вывернутое письмо еще что, см. эксперимент с «невидимой гориллой».

За рассказом целый шлейф толкований, у психоаналитиков даже сборник есть, «Похищенный По». Сам Лакан выдал на удивление вменяемое: «Речь идет о символе, перемещающемся в чистом виде, о символе, которого невозможно коснуться, не оказавшись немедленно в его игру втянутым». Как не согласиться.

Разве что... игр-то, две, первую вел префект парижской полиции с Дюпеном. И можно оказаться втянутым, а можно быть игроком.

Кто Дюпен до «Похищенного письма»? Обедневший аристократ, библиофил, сова и затворник (в среде полагавших суть жизни в раутах и визитах). Сделал себе репутацию у полицейских, но почти ради развлечения.

Здесь он другой. Не благороден образ мысли: объявив себя на стороне шантажируемой, не торопится на помощь даме, ждет с месяц, пока та реально раскошелится. Такие же навыки: подменное письмо Дюпен заготовил, подделав «вензеля Д. с помощью хлебного мякиша». Он в курсе насчет «длинных иголок» при обысках, значит, имеет от профессиональных параноиков допуск выше развлекающего себя бесплатными советами дилетанта. Затворник, но вхож к министру в любой день. Знает, где и как нанять стрелка, пунктуального и отчаянного (задержание при шутках такого рода... см. насчет добровольца в «Старом гении» Лескова). Что ж, «шевалье» в пост-наполеоновском это кавалер Почетного легиона. Не боле.

Правда, следует уточнить: все же «Украденное письмо» близко к мистификации. От эпиграфа (из Петрарки, не Сенеки), до дьявольской остроты зрения через синие очки. А действия полиции карикатурны — не только бесполезные обыски, к отставке префекта повода и не придумать легальней двух «ограблений» министра.

Насчет карикатуры и места действия есть мнение Борхеса: «Конечно, и преступления, и сыщиков можно было поместить в Нью-Йорк, но тогда читатель стал бы раздумывать, как развивались события на самом деле, так ли ведет себя нью-йоркская полиция или иначе. По решил, что ему будет удобней, а его воображению — вольней, если все произойдет в Париже... описывает все случившееся американец, и ему нужен непривычный герой».

Про случай орангутана с бритвой и труп цветочницы — логично. Однако, «Похищенное письмо» касается почти уникального (на год написания) парадокса. Власти видели реальную силу полицейского контроля и институт выживал при каждой смене режима — ждать которого приходилось недолго. Рушились правительства, укрепленные агентами, горничными-осведомителями, досье и т.п. ключами «с помощью которых можно отворить любую дверь в Париже», пока не пришли 1870-1871 года. У По акцент не на силу, а на то, как легко приватизируется ресурс. Вместо, цитирую реальный круг обязанностей, наблюдения за книжной торговлей, фальшивомонетничеством, ложными слухами, тайными объединениями и выдающимися представителями всех партий и идеологических течений, руководитель структуры (статусом выше мэра столицы) занят мхом между кирпичами и промерами линейкой ради обещанной награды.

Еще следует уточнить финальный намек Дюпена «План такой зловещий. / Достоин если не Атрея, то Фиеста».

Слов этих в русском переводе не нашел. Но в кребийоновском «Атрее» конфликт разрешается суицидом Фиеста, напоследок проклинающего Атрея. Пока тот, в классицистическом катарсисе, вопиет: «Ты погиб злодей / И посмеюсь твоим я предсказаньям./ Хвала, хвала отмстителям богам, /Он сам предупредил мои желанья!» Прочее примерно того же характера.

Хитроумием не пахнет, смысл же «достоин» в принципиальном согласии с тем, что план гнусный и даже за рамками. Ну так и под прицелом дрянь редкостная.

«Украденное письмо»
–  [ 4 ]  +

URRRiy, 17 февраля 2023 г. в 10:48

Произведение, ценное своим первопроходческим статусом — камерный детектив, поиск артефакта, напряжение серых клеточек головного мозга — и вуаля — лёгким движением руки загадка для полиции превращается в лёгкий источник заработка для умнющего интеля.

И загадка, и отгадка, и все остальное особенно безумная цена в пятьдесят тысяч тогдашних франков за бумажку с компроматом — абсолютная условность, текст — откровенный ребус для мозгоклюйства. Тем не менее, именно своим жанром — литературой не для развлечения, а для напряжения извилин и прославил себя автор.

В общем, один из первых примеров использования печатного текста для развития, а не отмирания умственных способностей, за что Эдгару По почет и долгая память.

Оценка : 8
«Тайна Мари Роже»
–  [ 1 ]  +

URRRiy, 06 февраля 2023 г. в 13:49

Гимн теории вероятностей, логике и анализу психологии толпы. Разбор пропажи, а потом — убийства молодой и красивой женщины Мари Роже (по уверению автора — на основе реального случая с Мэри Роджерс в Нью-Йорке) кабинетным гением Огюстом Дюпеном на основе изучения газетных вырезок с подробным изложением по каждому элементу события.

Повтор в целом не особенно сложного происшествия — пошла юная дама якобы к тётке (пирожков снести), а потом — исчезновение, обнаружение трупа со следами насилия, одежда изорвана, частью пропала, потом внезапно обнаружилась в недалёкой чаще. Плюс сомнительные свидетельские показания, и обнаружение прочих вещественных улик, типа лодки на реке без паруса и руля.

Тем не менее, следствие зашло в тупик, и только поэтому решили дать награду за раскрытие этого дела. С учётом того, что награду гений дедукции получил, интеллектуальный труд иногда бывает хорошо оплачен.

В целом, весьма поучительная история для разминки мозгов, для лёгкого чтения подходит не особо.

PS. Да, с финалом автор читателей «слегка кинул», кстати подобный прием — главное вскрыть, а остальное — «доработать по месту напильником» — будет успешно практиковать сэр А.К. Дойль.

Оценка : 8
«Преждевременное погребение»
–  [ 3 ]  +

URRRiy, 05 февраля 2023 г. в 04:08

Классика готической прозы, действительно раскрывает один из самых «ступорно — остолбеневающих» страхов современников писателя — быть захороненными заживо. Очень грамотно разворачивается интрига сюжета, с проведением примеров мнимо умерших, кстати, один из эпизодов вовсю коррелирует с тезисом: «вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия». То есть По вовсю пропагандировал прогресс в медицинской науке и значение патологоанатомии.

Добавляет нужного автору читательского настроя и кошмарный сон рассказчика, и подводимые в качестве элементов сюжета придумки механического гроба с сигнальной системой.

В общем, мастерство писателя, который создал свою многоуровневую интригу в рамках небольшого рассказа, вызывает уважение. Отличный пример неустаревшего литературного произведения, рекомендую.

Оценка : 8
«Чёрный кот»
–  [ 2 ]  +

URRRiy, 01 февраля 2023 г. в 21:12

Отличный по литературному качеству рассказ. Мистика в рассказе приговоренного к смерти преступника плавно переходит в хоррор. При этом обыденная и легко представляемая ситуация — будни пьяницы, потом мучителя животного, а потом — убийцы, представлены очень наглядно, а сочувствие, которое невольно создаётся у читателя к несчастному Плутону и супруге падшего грешника вполне искреннее.

В общем как развязка, так и уровень изложения рассказа безусловно сделаны с вдохновением и талантом.

Оценка : 9
«Трагическое положение. Коса времени»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 26 декабря 2022 г. в 12:57

Это сугубо пародийная вещь, конечно – которую стоит читать вместе с «Как писать рассказ для Блэквуда». Стилизация под определенный тип литературы, популярный в модных журналах того времени. Самое смешное, что автора этой пародии читают и знают до сих пор, а вот пародируемых им современников – навряд ли. Вряд ли кто-то внесет данный рассказ в число лучших творений По, но он определенно необычен для автора и заслуживает ознакомления.

Оценка : 7
«Чёрный кот»
–  [ 3 ]  +

Zombie 1st class, 26 декабря 2022 г. в 12:54

Исповедь приговоренного преступника о его скатившейся под откос жизни и совершенных страшных злодеяниях. А началось все с нездорового пристрастия к спиртному и издевательств над безответным животным в приступах алкогольного делирия. Забавно, что я смотрел кучу киношных адаптаций этого классического рассказа, но непосредственно его не читал никогда. В каком-то смысле, одно из самых мрачных и жестоких произведений По, который был способен к саморефлексии, будучи сам подвержен долгое время пагубному влиянию алкогольной зависимости. При том, содержит одновременно мотивы из рассказов «Сердце-обличитель» (патологическая тяга героя к совершению злодейства и необычная улика, его выдавшая) и «Бочонок амонтильядо» (замуровывание в стену).

Оценка : 8
«Колодец и маятник»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 19 ноября 2022 г. в 00:29

Хороший атмосферный рассказ. 1808 год, испанская инквизиция, психологические и физические пытки, безнадежность и крысы, полчища крыс. Ужас. Удивительно то, что Антуан Лассаль реальный персонаж и он со своей армией действительно вошли в Толедо в этом году. Его Эдгар По рисует как спасителя. Хочу теперь почитать про испанскую инквизицию и действительно ли она лютовала в 1808 году.

Оценка : 9
«Ворон»
–  [ 7 ]  +

Walles, 07 октября 2022 г. в 19:51

«Секрет стихотворению, равно как и удачно исполненной шутке, придает лишь слух того, кто слушает *...», — примерно с этих слов начинается предисловие Эдмунда Кларенса Стедмана к нью-йоркскому изданию «Ворона» 1884-го года. (Тот случай, когда не стоит сожалеть о том, что небольшое произведение занимает отдельную книгу -велика вероятность, что любое другое творение, будучи размещенным рядом, неминуемо поблекнет).... Меня же перечитать стихотворение сподвиг попавший под руку фильм Роджера Кормана 1963-го года по сценарию Ричарда Матесона (вот каково было и мастерство кинопродюсеров тех лет — сюжет поэмы аналогично растянут на целый фильм!). И, несмотря на чрезмерные кривляния Винсента Прайса (он явно старался переиграть в тот раз Питера Лорре и преклонного Бориса Карлоффа), видеоряд удался — особенно в сценах где появляется живая Птица... А чтоб было интереснее перечитывать, я вставил в найденный скан упомянутого старинного издания Harper & Brothers с иллюстрациями Густава Доре ** (от кончины По до его выхода отделяло тогда всего-то тридцать пять лет -меньше числа лет, прожитых поэтом из Балтимора...) перевод К. Бальмонта — параллельно английскому тексту. Кстати, малоизвестный факт (из того же предисловия Стедмана) — у стихотворения есть разные редакции, и книжная от журнальной отличается одиннадцатью (!) правками...

Мужчина, птица, и ... вместо живой женщины лишь призрачное воспоминание о ней — вот три компонента, и шедевр готов. И еще по поводу иллюстратора Доре — символично, что «Ворон» стал его последней работой — явно что-то с По у них было общее в подходе к работе и фантазии...

О влиянии «Ворона» на иные произведения массовой культуры тоже много всего сказано. И как тут соригинальничать, сказать что-то новое? Хотя вот, вспомнились строчки от некого эльфийца Рональда Падавоны. И если это не влияние По, то чье же?

«Ад и пламя впереди горят

Доступно стало мне, что будет после.

Часы идут, пока я зряч

Мой смех затих навеки

Never more...» (©) R.Dio & Walles.

* Явно с Вильяма Шекспира содрали.

** А вот русскоязычного аналога такому изданию — чтоб был только «Ворон», и только с Доре, без «винегрета» из надерганных отовсюду картинок, похоже что и нет. Не считая «подарочных» штучных экземпляров по восемьдесят тысяч рублей...

Итого: тот случай, когда растекаться в дифирамбах совершенно излишне, все уже давно сказано.

Оценка : 10
«Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром»
–  [ -4 ]  +

vl690001x, 25 сентября 2022 г. в 14:43

Чрезвычайно интересный рассказ, читая который, живо представляешь себе... нашу страну, Россию.

«Ворон»
–  [ 4 ]  +

cherrybella, 30 июня 2022 г. в 16:55

Я совсем не поклонница поэзии, я очень далека от неё – больше предпочитаю прозу, особенно длинные и увесистые романы. Но великий Эдгар Аллан По – это один из немногих, для кого я делаю исключение.

Восхитительное произведение, произведение искусства; не побоюсь сказать этого слова, – шедевр. По моему мнению, это вообще лучшее стихотворение в мире. Оно такое мрачное, драматическое и готическое... «Ворон» пропитан тоскливой и печальной атмосферой, но при этом он невероятно красив и эстетичен.

Мне сложно выразить словами свою любовь к этому стихотворению. Скажу только: его следует читать в оригинале, чтобы как можно более точно прочувствовать рефрен и игру слов. Даже если не знаете английский – можете сверяться с переводами, но я очень рекомендую, если хотите проникнуться «Вороном», ознакомиться именно с оригиналом. Ещё я очень советую прочитать поразительное эссе По «Философия творчества», в котором он подробно рассказывает о процессе создания «Ворона», буквально расставляет всё по полочкам. Честно, По – гений.

Quoth the Raven “Nevermore”...

Оценка : 10
«Колодец и маятник»
–  [ 1 ]  +

SleepyDragon1988, 23 июня 2022 г. в 14:50

Рассказ как страшный сон.

Как ты сюда попал неясно, окружение фантастическое. И есть только страшное надвигающееся «нечто»

А конец рассказа — как неожиданное пробуждение.

«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 3 ]  +

Нескорений, 14 июня 2022 г. в 09:46

Кого из нас в детстве не увлекали дальние странствия, полные невероятных приключений, исследования сокровенных уголков земного шара, где не ступала нога цивилизованного человека, опасные столкновения с дикими хищниками и кровожадными туземцами? Вот и Артур Пим, главный герой единственного романа Э.А. По был увлечен подобными мечтаниями. Однако, как в самом начале признается сам главный герой, привлекала его больше темная сторона этих самых приключений — бедствия и лишения, выпадающие на долю отважного путешественника. Этих самых приключений по факту (правильнее было бы даже сказать злоключений) выпало на его долю изрядное количество. Для молодого и восторженного читателя тут самое время задуматься — стоит ли следовать примеру Артура, покидать родной дом в поисках неведомого. Счастья это вряд ли принесет, но если обыденная жизнь уже стоит поперек горла и хочется острых ощущений, то в этом случае — почему бы и да.

В начале романа мы знакомимся с главным героем, который описывает свой первый неудачный опыт морского приключения, закончившийся довольно быстро и плачевно, благо хоть удалось сохранить жизнь, но это нисколько не отвращает его от лелеемых планов — отправиться в дальнее морское плавание к загадочным арктическим широтам. Подобно многим молодым людям того времени Артур тайком покидает отчий дом и с помощью своего близкого приятеля Августа в качестве безбилетного пассажира оказывается на торговой китобойной шхуне «Грампус». Замысел героя был довольно прост — схорониться в трюме от посторонних глаз, а когда корабль окажется на значительном расстоянии от берега, выйти с повинной, капитану же не останется ничего иного, как продолжить свой путь с Артуром на борту. Естественным образом что-то пошло не так, и вынужденное заключение Артура в затхлом трюме продлилось гораздо дольше, нежели он рассчитывал.

Оказавшись вместе с главным героем на борту корабля, читатель уже морально готовится к приключениям, но не тут-то было. Всё происходящее постепенно начинает напоминать римейк рассказа «Преждевременное погребение». Быть похороненным заживо — один из наиболее сильных страхов самого автора, и в этом романе он дважды обращается к нему. В этой связи начало романа кажется крайне затянутым, если учесть еще и пространное вступление от издателя путевых записок Артура Пима. Вообще при каждом удобном и неудобном случае герою приходится выживать на пределе человеческих способностей, чуть ли не теряя здравый рассудок, поэтому затянутая завязка романа в данном плане — это ещё цветочки. Хотя странно, что далеко не являющийся образцом в плане физического и психического здоровья Артур всегда по факту оказывается более выносливым, нежели окружающие, среди которых сильные и бывалые матросы, чуждые меланхолии и сплина.

Нельзя пройти мимо того факта, что данный роман довольно часто упоминается, если разговор заходит о мистических пророчествах и невероятных совпадениях. Виной тому история матроса Ричарда Паркера. Так уж вышло, что Э.А. По выступил в роли предсказателя, или же его литературный вымысел обрел плоть и кровь, воплотившись в реальном мире спустя годы после публикации книги. Похожая история вышла с романом М. Робертсона «Тщетность», предсказавшим гибель «Титаника», здесь масштабы трагедии существенно меньше, но совпадение между вымыслом и фактом налицо. Кто знает, быть может и вправду некоторым тонко чувствующим натурам удается уловить отголоски будущих событий, которые с той или иной вероятностью случатся в нашем мире. Если же взять за аксиому теорию параллельных миров, то вообще выходит, что бы ни было написано на бумаге, то неизбежно произойдет в одной из реальностей, будь то наша или же альтернативная.

За исключением этого мистического совпадения, да ещё пары строчек из намеренно оставленного незавершенным финала романа никакой фантастики и мистики здесь обнаружить не получится. Все обещанные экзистенциальные откровения, выходящие за грани человеческого опыта останутся за рамками повествования. Там где должен был начаться «арктический хоррор» автор решительно ставит многоточие, что породило желание у некоторых его последователей додумать, о чём же на самом деле умолчал автор. В романе много пространных экскурсов о тонкостях мореплавания, географии и фауне далёких островов. Временами воспринимать текст довольно сложно, если под рукой нет географической карты. Местами повествование от первого лица сменяется лаконичными дневниковыми записями главного героя, сделанными постфактум, т.к. в «режиме реального времени» у Артура под рукой не могло быть карандаша и бумаги, да и сил и желания вести заметки тоже.

Если бы не подчёркнутый реализм и обилие «жести» в некоторых эпизодах, этот роман можно было бы запросто поставить на одну полку с детско-юношескими приключенческими произведениями, типа «Робинзона Крузо» или «Острова сокровищ». Для любителей мистики здесь нет собственно никакой мистики, хотя про явные параллели с «Преждевременным погребением» я уже упоминал выше. В эпилоге автор вспоминает, что можно ещё поиграть в детектив, пытаясь анализировать загадочные древние письмена, обнаруженные Артуром в скальных массивах одного из удалённых от цивилизации островов, но выглядят пояснения довольно сумбурно, недостоверно и вообще все псевдолингвистические расшифровки притянуты за уши. Тем не менее, для общего развития читать роман стоит, в процессе можно даже получить удовольствие, но следует иметь в виду сугубый реализм повествования и (на самом интересном месте) открытый финал.

Оценка : 8
«Украденное письмо»
–  [ 5 ]  +

maxxx8721, 26 мая 2022 г. в 01:50

Сложнее всего искать то, что на поверхности. В этом свете мне вспомнился момент из жизни легендарного русского посла графа Николая Павловича Игнатьева. Будучи послом в Константинополе, наибольшей проблемой для посла было то, как отправить важные разведданные и секретные документы на Родину, чтобы турецкая контрразведка ничего не заподозрила. Дело в том, что посылать личного курьера было дорого, а специальные пакеты с сургучной гербовой печатью вскрывались в первую очередь и затем запечатывались без малейших следов вскрытия. Что придумал Игнатьев — он решил отправлять всю свою корреспонденцию в самых обычных письмах, запечатанных в грошовых конвертах, которые пролежали некоторое время с селедкой и мылом. Он заставлял лакея писать адрес не на имя российского министра иностранных дел, а на имя его дворника или истопника по частному адресу. И это действительно стало действенным методом переправки важнейших данных.

     Рассказ очень логичен, в нём есть интересные рассуждения (математикам немного досталось) о логике и интеллекте, что делает произведение более глубоким, нежели простой, бульварный детектив. Хотя, при всех доводах Дюпена, я очень сомневаюсь, что полиция проскочила бы мимо этого места, причём дважды. Но тогда не было бы детектива) Хотя о детективе, как о жанре, ещё тогда не знали. А вот По рассказами об Огюсте Дюпене считается как раз основоположником жанра.

    Невооружённым взглядом видно, что цикл в значительной мере повлиял на Конан-Дойля при написании рассказов о Шерлоке Холмсе. «Украденное письмо» сильно перекликается с рассказом «Скандал в Богемии» даже по части отвлечения внимания, хотя там логика поведения была совсем другой. Да и вообще, историй с похищением особо важных документов у Конан-Дойля было немало — «Скандал в Богемии», «Второе пятно», «Морской договор», «Чертежи Брюса Партингтона»...

     По-моему, лучший рассказ цикла об Огюсте Дюпене.

Оценка : 9
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 3 ]  +

Anderom, 14 марта 2022 г. в 15:15

Впечатление от прочтения произведения двойственное. С одной стороны, есть хорошие моменты и интересные главы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно понравилась часть про дрейф на перевёрнутом корабле.
С другой — сумбур, постоянные уходы от повествования в сторону каких-то псевдодокументальных путевых заметок, смазанная концовка, чрезмерная наивность что ли в некоторых местах... Главный персонаж не заинтересовал, этакий Марти Стю: всё-то ему нипочём. Как бы ни ценил я творчество Эдгара По, поставить оценку выше 6 не могу.

Оценка : 6
«Лигейя»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 01 марта 2022 г. в 14:41

Очевидно, что По хотел здесь нарисовать красивый и яркий образ, а не рассказать интересную историю. ГГ настолько подробно рассказывает про свою любимую, природу, натюрморты и вообще всё, что попадается ему на глаза, что по итогам прочтения у меня наступает явная передозировка поэтических описаний. Но если серьёёзно, то это достаточно красивый печальный рассказ, в котором есть и тоска по утерянной любви, и жутковатая мистика, и ВНЕЗАПНЫЙ сюжетный поворот в финале. Могу с уверенностью утверждать, что первое моё знакоство с По прошло более чем успешно.

Оценка : 7
«Украденное письмо»
–  [ 8 ]  +

makelen, 02 февраля 2022 г. в 14:59

Лучший рассказ в трилогии про Дюпена. Мне понравилось всё, и сюжет, и умозаключения Дюпена об интеллекте, математическом мышлении и о том, что «если хочешь что-то спрятать, оставь на самом видном месте». Прочитала на одном дыхании. Только 10 из 10.                                                                         

Теперь никогда не смогу относиться к рассказам о Шерлоке Холмсе так, как прежде, ведь ощущение плагиата очень сильное. Конан Дойл взял в свои рассказы из историй о Дюпене не только концепцию о сыщике, его друге-летописце и глупом полицейском, но и умозаключения сыщика, и даже слог, которым написан рассказ.

Оценка : 10
«Мистификация»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 05 января 2022 г. в 03:31

Согласна, что рассказ больше напоминает затянутый анекдот. Такая интригующая завязка, такой интересный персонаж описан в качестве главного героя, что ожидаешь какой-то грандиозной шутки, а на деле просто слабенькая насмешка над каким-то напыщенным дурачком, которую кроме двух героев, возможно, никто и не узнает. Слабая, даже неожиданная развязка, оставляющая в недоумении.

Оценка : 4
«Четыре зверя в одном»
–  [ 1 ]  +

Iricia, 05 января 2022 г. в 02:43

Причудливый, красочный, и откровенно комический под конец рассказ. Если в начале он выглядит как попытка визуализировать перед зрителем улицы и атмосферу древнего города, то в конце звучит как откровенная насмешка над толпой и обществом, которая готова превозносить власть имущего за всё, что угодно, включая трусость и будущие «заслуги» авансом.

Оценка : 7
«Тень. Парабола»
–  [ 0 ]  +

Iricia, 05 января 2022 г. в 02:25

У По рассказы, связанные с Чумой, Смертью и людьми, которые сталкиваются с ними очень атмосферные. Вот и тут может и нет особого сюжета, но написан он очень красочно и жутко и мурашки после себя оставляет.

Оценка : 6
«Знаменитость»
–  [ 3 ]  +

Iricia, 01 января 2022 г. в 15:42

Основная идея в общем-то ясна: история о человеке, в котором, кроме его огромного самомнения и умения преподнести себя, по сути ничего интересного и нет. Особенно забавно наблюдать за этим, когда По выставляет героя перед явно более образованными людьми, способными говорить на всевозможные темы, когда единственное, на чем сосредоточен главный герой — это он сам и его нос: то, что именно он в итоге и привлекает внимание общества смотрится тут особенно абсурдно.

Рассказу на мой взгляд не хватает хорошей концовки: мысль-то понятна более-менее, но всё равно кажется, будто он просто обрывается.

Оценка : 4
«Морелла»
–  [ 3 ]  +

Iricia, 01 января 2022 г. в 14:16

А вообще зря я наверное полезла биографию По читать. Я-то к этому моменту успела забыть, что он женился на своей 13-тилетней кузине. А теперь в контексте его жизни, история, в которой мужчина отзывается о своей десятилетней дочери, как о ребенке, который проявляет мышление и поведение взрослой женщины, а кроме того еще и сравнивает её со своей покойной женой, наводит на какие-то нехорошие мысли. Но ладно, об этом думать как-то не хочется.

Кроме этого в сюжете также присутствует излюбленная По тема смерти молодой женщины, затворничества также.

Говоря о Морелле, странно, но я лично не чувствую мести в её мотивах: кажется, что она в руководствовалась желанием быть запомненной мужем, которому посвятила себя, но который не любил её при жизни. Как будто завоевав эти чувства через своего ребенка, который также рано ушел из жизни, она смогла наконец-то оставить след в его жизни — настолько яркий и сильный, что теперь уже точно он не сможет забыть её до самого конца. На самом деле, учитывая, как ведется повествование, почти возникает ощущение, что Морелла-младщая — это даже не живой человек, а воплощенное в плоти и крови и стремление Мореллы-старшей добиться желаемого.

Почему-то кажется, что есть в рассказе и тема запоздалых сожалений -- Морелла очень явно предупреждает о них в своих зловещих предсмертных словах.

Ну и центральная тема переселения душ, двойственности: концовка в этом отношении очень сильное впечатление производит.

Оценка : 9
«Береника»
–  [ 4 ]  +

Iricia, 01 января 2022 г. в 03:45

Восхитительно-мрачный рассказ, который с головой погружает читателя в безумие отдельно взятого персонажа — Эдгар По вообще это умеет. В данном случае «пациент» страдает мономанией, болезненной одержимостью, а её объект — зубы его кузины-возлюбленной. Яркие образы, дающие понятие об образе мышления, окружении и обстоятельствах героя, и прекрасно выстроенный сюжет, который нагоняет жути и оставляет читателя с ужасным и пугающим осознанием в финале.

Оценка : 8
«Свидание»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 31 декабря 2021 г. в 10:49

Интересная история, но на мой взгляд перегруженная деталями, как перегружены всяким добром покои главного героя. Нравится идея свидания, которое оказывается договоренностью вместе отправится в загробный мир, хотя сами персонажи особо сопереживания или сочувствия не вызывают — вероятно, из-за эпизода с младенцем. Беспомощный ребенок, который едва не утонул, как-то больше внимания привлекает, чем двое тоскующих друг по другу взрослых, которым нет до него дела.

Оценка : 4
«Без дыхания»
–  [ 4 ]  +

Iricia, 27 декабря 2021 г. в 01:57

Очень не хватает возможности почитать рассказы, на которые написана эта сатира, а то вроде как читаешь пародию, а не имея перед глазами то, на что она была написана, оценить в полной мере не можешь. Рассказ сам по себе местами забавный, но не самый любимый у писателя для меня.

Оценка : 5
«Бон-Бон»
–  [ 2 ]  +

Iricia, 26 декабря 2021 г. в 05:29

Рассказ особо может и блещет, но меня почему-то изрядно концовка позабавила: надо же уметь так неудачно заключать сделки, что даже черту стало неудобно соглашаться так облапошить героя.

Оценка : 5
«Герцог де л'Омлет»
–  [ 3 ]  +

Iricia, 26 декабря 2021 г. в 03:13

Честно признаю, что мне скорее всего не хватает культурного контекста, чтобы оценить рассказ по достоинству, хотя чувствуется, что он написан в сатирическом ключе — просто я не выкупаю отсылок. Плюс, немного сложно наслаждаться любым текстом, когда на протяжении его чтения проводишь половину времени в примечаниях, так что оценка моя очень субъективна.

Оценка : 4
«Падение дома Ашеров»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 25 декабря 2021 г. в 20:05

С детства зачитывалась Эдгаром По, и этот рассказ по-прежнему производит впечатление. Атмосфера просто потрясающая, описания захватывают, в целом он до сих пор доставляет мне удовольствие.

При этом, с другой стороны я, видимо, сама с годами стала более приземленной что ли. И за всеми этими страданиями и метаниями души вижу героя, который весь рассказ мучается подозрениями, что похоронил сестру живьем, но при этом никак не поднимет задницу, чтобы спуститься буквально вниз, в свой же подвал, и освободить её.

Я знаю, что это очень поверхностная, игнорирующая весь мистический флер, интерпретация, но почему-то при недавнем прочтении история воспринималась мной именно так.

Оценка : 9
«Убийство на улице Морг»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 10 декабря 2021 г. в 10:13

Интересно, думал ли Эдгар Аллан По, создавая свой рассказ, что он вот так взял и запросто породил целое большое направление в мировой литературе, позднее названное классическим детективом. И сегодня это его произведение достойно всяческого уважения уже за одно то, что без него у нас возможно никогда не было бы ни Шерлока Холмса, ни Ниро Вульфа, ни Эркюля Пуаро.... А Артур Конан Дойл в своем первом произведении о великом сыщике («Этюд в багровых тонах») даже удосужился напрямую использовать тот же прием, что и Огюст Дюпен, дав в газету фальшивое объявление о якобы найденном кольце (пойманной обезьяне у По).

Конечно, рассказ Эдгара По не лишен недостатков. И главный из них — то время, что прошло с момента его создания: теперь так не пишут. Сегодня с литературной точки зрения эта вещица выглядит достаточно корявой — какие-то странные рассуждения шахматах и шашках, излишние умствования, длинноты. Да и вся эта история с гигантским орангутангом.... Раскручена она Огюстом Дюпеном бесспорно мастерски, но вот поверить в то, что такая история могла бы произойти в действительности, как-то никак не получается :).

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх