fantlab ru

Кобо Абэ (安部公房 / Kōbō Abe)

Кобо Абэ
Страна: Япония
Родился: 7 марта 1924 г.
Умер: 22 января 1993 г.

Настоящее имя:

Абэ Кимифуса


Жанры:
Фантастика
33%
ещё >>

Детские годы будущий писатель Кобо Абэ провёл в Манчжурии, где в 1940 году окончил среднюю ступень школы. После возвращения в Японию, завершив среднее образование в школе Сэйдзё, в 1943 году поступил на медицинский факультет Токийского императорского университета. Будучи ещё студентом, в 1947 году женился на художнице Мати Абэ, которая в дальнейшем будет играть важную роль, в частности, в оформлении книг Абэ и декораций к его театральным постановкам. В 1948 Абэ закончил университет, однако неудовлетворительно сдав государственный квалификационный медицинский экзамен, фактически сознательно лишился возможности стать практикующим врачом.

В 1947 году, основываясь на личном опыте жизни в Манчжурии, Абэ написал поэтический сборник «Анонимные стихи», который опубликовал сам, напечатав весь тираж 62-страничной книги на мимеографе. В стихотворениях, где было очевидно сильное влияние на автора поэзии Рильке и философии Хайдеггера, молодой Абэ наряду с выражением отчаяния послевоенной молодёжи, обращался к читателям с призывом протеста против реальности.

Тем же 1947 годом датируется написание Абэ его первого сочинения крупной формы, получившего название «Глиняные стены». Первым, кто в литературном мире, познакомился с этой работой и дал ей высокую оценку, был критик и филолог-германист Рокуро Абэ, преподававший Абэ немецкий язык, когда тот учился ещё в школе высшей ступени Сэдзё в военные годы. Повествование в «Глиняных стенах» строится в виде трёх томов записок молодого японца, который, решительно разорвав все связи с родным городом, уходит странствовать, но в результате попадает в плен к одной из манчжурских банд. Глубоко впечатлённый этим произведением Рокуро Абэ отправил текст Ютака Хания, которым недавно был создан малоизвестный на тот момент журнал «Современная литература». Первый том записок из «Глиняных стен» в феврале следующего года был опубликован в журнале «Индивидуальность». Обретя таким образом некоторую известность, Абэ получил приглашение вступить в объединение «Ночь», которым руководили Ютака Хания, Киётэру Ханада и Таро Окамото. В октябре 1948 года переименованные в «Указатель в конце дороги» «Глиняные стены» при поддержке Хания и Ханада были изданы отдельной книгой издательством «Синдзэнбися». Позднее в своей рецензии на «Стену» Хания, высоко ценивший творчество Абэ, написал что Абэ, которого в каком-то смысле можно считать последователем Хания, превзошёл его, своего предшественника.

В 1950 году Абэ совместно с Хироси Тэсигахара и Синъити Сэги создал творческое объединение «Век».

В 1951 году в февральском номере журнала «Современная литература» была опубликована повесть «Стена. Преступление S. Кармы». Это неординарное произведение было отчасти вдохновлено «Алисой в стране чудес» Льюиса Кэролла, тематически отталкивалось от воспоминаний Абэ о жизни в манчжурской степи, а также демонстрировало влияние на автора его друга, литературного критика и писателя Киётэру Ханада. Повесть «Стена. Преступление S. Кармы» в первом полугодии 1951 года была удостоена премии Акутагавы, разделив первенство с опубликованной в «Литературном мире» «Весенней травой» Тосимицу Исикава. Во время обсуждения работ членами жюри повесть Абэ подверглась суровой критике Кодзи Уно, однако решающую роль при выборе победителя сыграла полная энтузиазма поддержка кандидатуры Абэ другими членами жюри, Ясунари Кавабата и Косаку Такии. В мае того же года «Стена. Преступление S. Кармы», переименованная в «Преступление S. Кармы» и дополненная рассказами «Барсук с Вавилонской башни» и «Красный кокон» вышла отдельным изданием под заголовком «Стена» с предисловием, которое написал Дзюн Исикава.

В 1950-е годы, стоя на позициях литературного авангарда, Абэ вместе с Хироси Нома примкнул к объединению «Народная литература», в результате чего после слияния «Народной литературы» с «Новой японской литературой» в «Общество новой японской литературы», вступил в Коммунистическую партию Японии. Однако в 1961 году после 8-го съезда КПЯ и определенного на нём нового курса партии, скептически восприняв его, Абэ публично выступил с критикой, за которой последовало его исключение из КПЯ.

В 1973 году Абэ создал и возглавил собственный театр «Студия Абэ Кобо», что ознаменовало начало периода его плодотворного драматургического творчества. На момент открытия театр Абэ насчитывал 12 человек. Благодаря поддержке Сэйдзи Цуцуми, труппа Абэ смогла обосноваться на Сибуя в носящем теперь название «PARCO» театре «Сэйбу». Кроме того, выступления экспериментального коллектива не раз демонстрировались за рубежом, где получили высокую оценку. Так в 1979 году в США с успехом была исполнена пьеса «Слонёнок умер». Несмотря на то, что нетривиальный новаторский подход Абэ вызывал большой резонанс в театральном мире каждой из стран, где гастролировала «Студия Абэ Кобо», оставаясь игнорируемым критиками в самой Японии, в 1980-х годах театр Абэ постепенно прекратил своё существование.

Около 1981 года внимание Абэ привлекло творчество немецкого мыслителя Элиаса Канетти, совпав с присуждением тому Нобелевской премии по литературе. Примерно в то же время по рекомендации своего друга япониста Дональда Кина, Абэ познакомился с произведениями колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Работы Канетти и Маркеса потрясли Абэ так сильно, что в последовавших за этим своих собственных произведениях и выступлениях по телевидению, Абэ с большим энтузиазмом стал популяризировать их творчество, способствовав существенному увеличению читательской аудитории этих авторов в Японии.

В 1992 году Кобо Абэ избран почётным членом Американской академии искусств и литературы. Он стал первым японским писателем и третьим гражданином Страны восходящего солнца — наряду с композитором Тору Такэмицу и архитектором Кэндзо Тангэ, — удостоившимся звания почётного члена престижной заокеанской академии.

Поздно ночью 25 декабря 1992 года после кровоизлияния в мозг, Абэ был госпитализирован. Несмотря на то, что после возвращения из больницы курс лечения был продолжен уже в домашних условиях, начиная с 20 января 1993 года, состояние здоровья начало резко ухудшаться, в результате чего рано утром 22 января писатель скоропостижно скончался от остановки сердца в возрасте 68 лет.

Кэндзабуро Оэ, ставя Абэ в один ряд с Кафкой и Фолкнером и считая его одним из крупнейших писателей за всю историю литературы, заявил, что, проживи Абэ дольше, он, а не удостоенный ей в 1994 году сам Оэ, непременно получил бы Нобелевскую премию по литературе.

Интересные факты:

***

Абэ был первым японским писателем, который стал сочинять свои произведения, набирая их в текстовом процессоре (начиная с 1984 года). Абэ пользовался программами фирмы NEC «NWP-10N» и «Бунго».

***

Музыкальные пристрастия Абэ были разносторонними. Являясь большим поклонником группы «Pink Floyd», из академической музыки он больше всего ценил музыку Белы Бартока. Кроме того, Абэ приобрёл синтезатор, задолго до того, как он получил массовое распространение в Японии (на тот момент, кроме Абэ, синтезатор можно было найти лишь в «Студии электронной музыки» NHK и у композитора Исао Томита, а если исключить тех, кто использовал синтезатор в профессиональных целях, то Абэ был единственным в стране обладателем этого инструмента). Синтезатор использовался Абэ следующим образом: передаваемые по NHK программы с интервью он записывал и самостоятельно обрабатывал для создания звуковых эффектов, служивших аккомпанементом в театральных постановках «Студии Абэ Кобо».

***

Абэ также известен своим интересом к фотографии, который выходил далеко за рамки простого увлечения и граничил с манией. Фотография, раскрывая себя через темы слежки и подглядывания, повсеместна и в художественных работах Абэ. Фотоработы Абэ использованы в оформлении изданного «Синтёся» полного собрания сочинений Абэ: их можно увидеть на обратной стороне каждого из томов собрания. Абэ-фотограф отдавал предпочтение фотоаппаратам «Contax», а в числе излюбленных объектов фотосъёмки были мусорные свалки.

***

Абэ принадлежит патент на простую и удобную цепь противоскольжения («Chainiziee»), которую можно надевать на шины автомобиля без использования домкрата. Изобретение было продемонстрировано им на 10-й международной выставке изобретателей, где Абэ был награжден серебряной медалью.

Фантастика в творчесте Кобо Абэ.

В июльском номере журнала «Сэкай» за 1958 год начал публиковаться фантастический роман Кобо Абэ «Четвертый ледниковый период». Многие историки HФ считают эту публикацию началом новой эры японской фантастической литературы. Да и для самих японских фантастов это событие знаменательно. Обращение маститого писателя и блестящего стилиста к этому жанру выводило фантастику на новые рубежи. По форме «Четвертый ледниковый период» — классический HФ-роман: в преддверии грандиозного потопа ученые пытаются вывести новую породу людей-амфибий. По сути, это глубоко философская притча о трагедии талантливого человека, задыхающегося в тесных рамках собственного же обывательского мировоззрения.

Кобо Абэ раздвинул психологические (да и литературные) рамки японской HФ. Писатель и впоследствии не раз обращался к фантастике. За «Четвертым ледниковым периодом», единственным «чисто HФ» произведением Кобо Абэ, последовали такие шедевры как «Чужое лицо» (1964 г.), «кафкианский» «Человек-ящик» (1973 г.), «постъядерный» «Ковчег «Сакура» (1984 г.) и целый ряд рассказов.

Кобо Абэ известен и как автор гротескно-фантастических пьес. Пожалуй, самая известная среди них – «Человек, превратившийся в палку» (1969).

Большую часть произведений Кобо Абэ можно без сомнения отнести к фантастическому жанру. Поэтому появление его библиографии на нашем сайте закономерно и объяснимо.


Похожие авторы:

Сортировка:

Кобо Абэ. Романы

9.00 (3)
-
9.33 (3)
-
8.75 (4)
-
8.33 (3)
-
8.05 (931)
-
41 отз.
7.78 (406)
-
6 отз.
7.75 (4)
-
7.63 (173)
-
4 отз.
7.55 (350)
-
4 отз.
7.85 (121)
-
3 отз.
  1984 Вошедшие в ковчег / 方舟さくら丸 Hakobume sakura maru  [= Ковчег «Сакура»]  
7.85 (99)
-
4 отз.
7.00 (28)
-
3 отз.
  1993 飛ぶ男 Tobu otoko [неоконченный]  
7.33 (3)
-

Кобо Абэ. Повести

7.27 (33)
-
  1951 Стена / 壁 / Kabe  
7.51 (40)
-
1 отз.
7.30 (388)
-
15 отз.
9.50 (2)
-
7.77 (225)
-
6 отз.

Кобо Абэ. Рассказы

9.33 (3)
-
  1949 唖むすめ / Oshi musume  [= 唖娘 ; Amusume]  
10.00 (2)
-
  1950 事業 Jigyô  
10.00 (3)
-
  1950 洪水 / Kôzui  
9.33 (3)
-
7.85 (62)
-
1 отз.
7.93 (28)
-
7.72 (25)
-
  1951 Вторгшиеся / 闖入者 / Chinnyu sha  [= Вторжение]  
8.08 (35)
-
2 отз.
7.55 (41)
-
  1952 Noa no hakobune  
7.25 (4)
-
10.00 (2)
-
9.67 (3)
-
7.50 (2)
-
10.00 (2)
-
  1954 犬 / Inu  
9.50 (2)
-
  1955 棒 / Bô  
9.50 (2)
-
9.50 (2)
-
  1957 Солдат из сна / 夢の兵士 / Yume no heishi  [= Призрак солдата]  
7.27 (54)
-
1 отз.
  1958 Посланец / Shisha  [= Посланец из космоса]  
7.55 (47)
-
-
  1960 賭 / Kake  
8.50 (2)
-
7.50 (2)
-
  1961 Смерть, к которой он непричастен / 無 関係な死 / Mukankei na shi  [= Смерть, в которой он непричастен; Чужая смерть]  
7.46 (26)
-
7.33 (3)
-
6.66 (261)
-
5 отз.
7.72 (29)
-
6.97 (214)
-
4 отз.
  1972 Руки / 手 / Te  
7.94 (38)
-
8.50 (4)
-
9.00 (2)
-
  家 / Ie  
9.67 (3)
-
10.00 (4)
-
9.20 (5)
-

Кобо Абэ. Микрорассказы

6.50 (2)
-

Кобо Абэ. Пьесы

  1954 制服 Seifuku  
9.50 (2)
-
10.00 (2)
-
7.81 (21)
-
1 отз.
8.05 (20)
-
  1960 Kyojin Densetsu  
9.00 (2)
-
  1962 Крепость / Josai  
8.54 (13)
-
7.00 (26)
-
7.78 (9)
-
9.00 (3)
-
8.00 (7)
-
7.12 (26)
-
1 отз.
7.23 (13)
-
7.38 (13)
-
9.00 (2)
-
9.50 (2)
-
8.50 (2)
-
9.00 (2)
-
9.50 (2)
-
9.50 (2)
-
10.00 (2)
-
9.50 (2)
-
9.50 (2)
-

Кобо Абэ. Киносценарии

  1953 Kabe atsuki heya  
8.50 (2)
-
  1961 Otoshi ana  
9.00 (2)
-
8.65 (20)
-
1 отз.
8.83 (6)
-

Кобо Абэ. Статьи

6.00 (1)
-

Кобо Абэ. Эссе

-
-
-
-
8.00 (1)
-
-
  1968 唖 むすめ  
-
-
  1968 牧草  
-
-
  1968 薄 明の彷徨  
-
  1968 虚 構  
-
  1971 Shûhen kôkô  
-
-
-
-
-
-
-
  1975 シャ ボン玉  
-
-
  1975 公 然の秘密  
-
  1975 密 会 Mikkai  
-
  1975 案 内人  
-
-
  1975 空 飛ぶ男  
-
-
  1975 自 己犠牲  
-
  1975 蓄 音機  
-
10.00 (1)
-
-
-

Кобо Абэ. Сборники

  1947 無名詩集 Mumei shishu [стихотворения]  
10.00 (1)
-
  1951 Стена / 壁 Kabe  
8.00 (6)
-
5.00 (1)
-
8.50 (2)
-
  1965 砂 漠の思想 Sabaku no shisô [сборник эссе]  
7.50 (2)
-
  1967 人間そっくり Ningen sokkuri [сборник эссе]  
3.00 (1)
-
  1968 夢の逃亡 Yume no tôbô [сборник эссе]  
-
  1970 Abe Kôbô gikyoku zenshû [полное собрание пьес Кобо Абэ]  
-
  1970 Abe Kôbô shû  
-
  1971 内なる辺境 Uchinari henkyô ron [сборник эссе]  
8.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
  1974 発想の周辺 Hassô no shûhen [сборник эссе]  
-
  1975 笑う月 Warau tsuki [сборник эссе]  
-
  1980 都市への回路 Toshi e no kairo [сборник очерков]  
7.00 (1)
-
-
  1986 死に急ぐ鯨たち Shi ni isogu kujiratachi [сборник статей и интервью]  
9.00 (1)
-
  1993 もぐら日記 Mogura nikki [сборник эссе]  
-

Кобо Абэ. Прочие произведения

  1962 Hoero! [радиопередача]  
-
  1967 Разговор шёл о фантастике // Соавтор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.08 (64)
-
1 отз.
  1975 Yume no sunappushotto shû [фотоальбом]  
-
  Время «малых жанров»? [диалог] // Соавтор: Кэндзабуро Оэ  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Полное собрание сочинений Кобо Абэ вышло в Японии в 1997 году и составляет 30 томов.

  • По понятным причинам (прежде всего в силу экзотичности для русскоязычного читателя японского иероглифического письма) настоящая библиография не отвечает строгим требованиям «академичности»: не найдены ряд статей, очерков и эссе, а также составы некоторых оригинальных сборников. Для произведений, переведенных на русский язык, составитель старался указывать оригинальное название вкупе с «транслитом», а когда это не представлялось возможным — только «транслит» или только оригинальное написание иероглифами.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — duke, Сферонойз

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте



  • ⇑ Наверх