Артур Кларк отзывы

Все отзывы на произведения Артура Кларка (Arthur C. Clarke)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1705

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 31 32 33 34 35   (+10)»   (+25)»»

«Конец детства»
–  [ 9 ]  +

Pride1983, 05 марта 2019 г. в 19:58

Непростое многогранное произведение, затронувшее великое множество тем.

Cильно отличается от трёх предыдущих романов Кларка, написанных в жанре «твёрдой» научной фантастики.

Здесь больше размышлений и рассуждений про человека и общество, их развитие и перспективы, тогда как в более ранних романах основной упор делался на технику.

Критикующие автора за «сдавшееся» человечество немного лукавят, ведь мы сами не знаем, как изменилась бы природа человека, если безвозмездно предоставить ему все блага цивилизации, пищу, кров, возможность свободного передвижения по планете. Возможно, люди и правда жили бы в приятном и сладком дурмане и не стремились бы вернуть себе независимость и все проистекающие отсюда проблемы и хлопоты.

И всё-таки один человек поставил тягу к познанию и любопытство выше беспечной и спокойной жизни, хотя даже он в конце концов признал, что звёзды, которых он так хотел достичь, — не для людей.

Сверхразум, который даже для Сверхправителей остаётся не до конца разрешённой загадкой, дважды мелькает в романе — на планете Сверхправителей и в конце повествования — на Земле. Пожалуй, это самые загадочные и интригующие страницы романа, так как человек и близко не способен понять и оценить его сущность, цели и мотивы.

Интересны также путешествия по другим мирам во снах Джеффри.

После прочтения романа остаётся очень много вопросов и не закрытых, но обозначенных направлений, поэтому каждый читатель может додумать и пофантазировать сам. Это и есть один из главных критериев любого Большого произведения, необязательно фантастического.

Оценка : 10
«Пески Марса»
–  [ 9 ]  +

Pride1983, 01 февраля 2019 г. в 00:57

Трогательный, приятный, атмосферный, располагающий к себе роман.

К справедливо написанным ниже отзывам хочется добавить несколько слов о главном управляющем Уоррене Хэдфилде. Именно благодаря таким людям, как он, человечество и расширяет свои границы, закрепляясь на необжитых и враждебных территориях. Бесконечно преданный своему Марсу, беззаветно защищающий свои идеалы и колонистов, он с недоверием встречает чужаков, но если видит в них хоть толику солидарности делу всей его жизни, то становится для них преданным другом и покровителем. Как раз это и произошло с главным героем произведения Мартином Гибсоном. Но для меня главным героем романа стал именно Уоррен Хэдфилд, человек с большим сердцем, готовый при необходимости пожертвовать собой и своей репутацией.

Также запомнился Хилтон, человек, побывавший на на краю света, посетивший спутники Сатурна и мечтающий во что бы то ни стало полететь туда снова, пусть это и будет стоить ему жизни.

Благодаря таким людям, как Хэфилд и Хилтон, можно быть уверенным, что человечество не остановится на достигнутом и будет постоянно стремиться к новым неведомым горизонтам.

Оценка : 10
«Свидание с Рамой»
–  [ 9 ]  +

strannikmegzvezd, 04 декабря 2017 г. в 11:23

Прежде, чем взяться за эту книгу, я, скажем так, «надкусил» два других научно-фантастических сюжета. Всё дело в том, что я хотел почитать не просто какую-нибудь фантастику, а что-то вполне определенное как в плане сюжета, так и стиля.

Пусть мне и понравился «Посольский город» Чайны Мьевилля, душа всё равно требовала самую что ни на есть твёрдую научную фантастику, через текст которой чувствовался бы серьёзный автор, чей замысел намерен привлечь читателя не пафосом размером со вселенную и выходящими за рамки фантастики причудами, а взглядом учёного на нечто почти невозможное и в тоже время более или менее правдоподобное. Привлеченный кое-чем в синопсисе первой книги я с первых же страниц понял, что она вообще не о том, о чём я подумал. Да, так бывает. Со второй книгой повезло больше. Никакого недопонимания между мной и описанием от издательства не возникло, но вместе с желанными сюжетными ходами автор выдал нечто совсем из иной оперы, то есть жанра. Нечто показалось мне настолько чужеродным и лишним, что я вздохнул, покачал головой и снова пустился на поиски.

Когда я третий раз закинул невод, результат поиска заставил меня хлопнуть себя по лбу! Зачем, спрашивается, я искал желаемое в фантастике последних десятилетий, когда достаточно было вспомнить заслуженное старое, то есть классику!

Откровенно говоря, «Свидание с Рамой» стало для меня самым настоящим глотком свежего воздуха и бальзамом на душу. Почему так? Потому что за последние несколько лет я смотрел и читал достаточно фантастики, которая могла бы быть по-настоящему захватывающей или, по крайней мере, неплохой, если бы сценаристы не заставляли бы профессионалов в кадре вести себя подобно необразованному обывателю, которому выпало либо страдать склерозом, либо с незамутнённой наивностью на каждом шагу и из каждого угла ждать удивительного и зрелищного. Особенно меня поймёт тот, кто смотрел «Прометей» сэра Ридли Скотта и поминутно ронял лицо в ладони :)

Может быть, реальные космонавты, инженеры и биологи найдут ошибки в действиях оказавшегося в момент принятия решения политиками ближе всех к загадочному, гигантскому и пугающему цилиндру названного Рамой и потому посланного на его исследование экипажа корабля «Эндевор» под командованием капитана Нортона, но я не испытал ничего, кроме удовольствия, наблюдая от страницы к странице за работой пребывающих в здравом уме и твёрдой памяти, разумных и ответственных людей.

Если астронавты что-то и задумывали, то перед тем, как приступить к делу они всё планировали, взвешивали риски, принимая необходимые меры предосторожности. Если же ходу действия сам капитан или кто-то из его подчинённых и всё-таки подвергал свою жизнь большей или меньшей опасности, автор тут же пояснял почему здесь и сейчас персонаж посчитал риск приемлемым. Иногда, по современным меркам было скучновато. Но в паре-тройке сцен сэр Артур Кларк как будто даже подчеркивал то, что исследования неизвестного — это не увлекательный аттракцион, на каждом шагу впечатляющий непрерывными волнующими открытиями и красотами, а серьёзная, порой даже нудная и, естественно, чреватая опасностями работа, требующая ясной головы и развитой силы воли.

Примерно после половины или скорее двух третей текста сюжет начинает набирать обороты, казавшийся до того покинутым и мёртвым Рама преподносит один сюрприз за другим, а взволнованные политики предпринимают крайние меры. В конце концов, кажется, что всё закончится либо встречей команды Нортона с хозяевами Рамы, либо трагедией, либо второе самым безжалостным образом перечеркнёт едва случившееся первое. Но «Свидание с Рамой» — это не фантастика контакта. И во время чтения, и по завершению книги меня не покидало ощущение, будто в один из дней Артур Кларк участвовал в дискурсе с инженерами и биологами, обсуждавшими принципиальную возможность создания гигантского корабля-ковчега с собственной гравитацией и экосистемой. Результатом дискурса для Кларка, как фантаста стало написание «Свидание с Рамой», на страницах которого посредством команды астронавтов теоретический проект многокилометрового, напичканного сложнейшей, оберегающей бесценные жизни пассажиров техникой сооружения как бы исследовался изнутри, с завлекающей читателя поправкой на создание конструкции существами иной анатомии.

В принципе, наверное, роман можно критиковать за то, что прогулка команды капитана Нортона по Раме дала множество открытий и в тоже время позволила прикоснуться лишь к самому краешку тайны залетевшего в Солнечную систему циклопического корабля. Читатель всё-таки узнаёт кое-что о раманах, но по большому счету основные вопросы остаются без ответа. Изнутри сюжета это не считается провалом миссии в силу ограниченных по независящим от исследователей причинам сроков пребывания в исполинском цилиндре. Извне же отсутствие ответов откуда и куда, почему и зачем летел названный именем аватары верховного индуистского божества, управляемый то ли живым, то ли механическим разумом, невероятный, защищённый сотнями метров неведомых сплавов маленький и в тоже время огромный мир — это одновременно и досадный облом, и несомненное достоинство книги!

Один из величайших физиков минувшего двадцатого века Альберт Эйнштейн говорил, что ощущение тайны — это самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека. Я его отлично понимаю и поэтому скорее всего не буду читать продолжающие сюжет, написанные Артуром Кларком в соавторстве с Джентри Ли «Рама II», «Сады Рамы» и «Рама явленный». Целых три книги хоть и проясняющие часть загадок, но в тоже время запросто способных испортить удовольствие от прочтения вполне самодостаточной первой.

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 9 ]  +

kubrick, 12 июля 2017 г. в 16:22

После просмотра фильма «2001 Год: Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика я решил познакомиться с одноимённой книгой Артура Кларка, вышедшей сразу же после выхода фильма Кубрика, который совместно с Кларком вёл работу над сценарием. Идея фильма была мне понятна, и кинокартина оставила мне много тем для размышления, вопросов, на которые человек ещё не может получить ответа. Человек пока не готов к этому. Ранее я уже знакомился с этим фантастом, и он оставил приятный налёт воспоминаний. Его рассказы крайне живые, эмоциональные и при этом, строго научные. «2001 Год: Космическая Одиссея» — это потрясающее произведение, которое приводит в восторг и трепет после прочтения.

Кларк повествует чуть ли не о всей нашей людской истории, придерживаясь теории эволюции Дарвина и начиная с эпохи зарождающегося разума, начиная с питекантропов и заканчивая космической эпохой, встречей со Стражем. Тема Разума поднимается в книге не раз. И размышляя над человеческим разумом, Кларк постепенно подготавливает нас к встрече с разумом высшим, инопланетным, чуждым и абсолютно непонятным. Кларк представляет нам высший разум, как некую субстанцию. Высший разум освободился от материальной оболочки, столь теснившей его и не дававшей абсолютной воли, свободы, которая могла бы дать скачок, совершенно новое представление обо всём мире, обо всей Вселенной, о его безграничности. И этот разум наблюдал за нами, интересовался, он видел в нас потенциал, возможность того, что и в нас могут зародиться зачатки высокого, возможно даже вселенского разума.

Переход из трёхмерного пространства в гиперпространство. Полёт со скоростью, превышающую скорость света. Настолько быстрый, что ощущаешь не только осознанно, но и физически. Миллисекунды текут, словно часы. Всё происходит настолько медленно, но и равно быстро. И затем появление в новом, непонятном для человеческого разума мире. Геометричные абстракции гиперпространства, которые являются Боумену абсолютно непонятными, фантастичными и нереальными. Материальность вокруг исчезает, столь привычная для людей, остаётся лишь основа всего материального, то, что находится за теснящей эту основу оболочкой. И основа, субстанция, получает абсолютную свободу фигур, пространства и мышления. Невообразимые образы, всплывавшие перед Боуменом, дают ему понять, что человек пока не готов понять это и вряд ли даже представляет, каковы действительные масштабы столь огромной Вселенной. Сколько жизни на тысячах (а может даже сотнях тысяч) галактик, и появится ли среди них ещё одна новая разумная жизнь?

Артур Кларк в конце произведения уходит от своей строгой научности в произведении и даёт полную свободу воображению. И всё происходящее в конце перед развязкой, конечно, ненаучно, но настолько реалистично, что, кажется, уже веришь во всё происходящее. Конечно, на него так повлиял не кто иной, как сам Стэнли Кубрик.

Кларк — потрясающий фантаст. Обязательно прочту рассказ «Часовой» и с сиквелом «Одиссеи» познакомлюсь в скором времени, однозначно.

Оценка : 10
«Потрудиться пришлось изрядно...»
–  [ 9 ]  +

Тиань, 31 марта 2017 г. в 20:12

Интересно читать старые интервью.

Артур Кларк хотел слетать в космос и считал, что первые пассажирские космические рейсы состоятся году в 1982-1983. Ошибся на три года: первая попытка состоялась в 1986 году и завершилась трагически.

Он считал выход человечества в космос сопоставимым по значимости с выходом первого водного обитателя планеты Земля на сушу и видел цель научной фантастики в том, чтобы показать человеку возможные варианты будущего, тем самым позволяя подготовиться к нему.

Он высоко оценивал творчество С. Лема и А. Ефремова, говорил о том, что не заимствует чужие идеи в своем творчестве, но при этом основная научная идея романа «Фонтаны Рая» всё-таки заимствована у советского ученого Юрия Арцутанова, с которым ему хотелось бы встретиться, если вдруг доведется побывать в Советском Союзе.

По-моему, это очень хорошее интервью, и по вопросам, и по ответам. Несмотря на агрессивную политизированность того времени, интервью посвящено личности А. Кларка, его интересам, отношению к фантастике, каким-то общим планам на будущее. Политики — по минимуму. Зато довольно много о роли науки в фантастике, о море, внутри которого А. Кларк пытался воссоздать ощущение невесомости, о его увлеченности Шри-Ланкой и нежелании сниматься с места, разве что в космос слетать пригласят.

Недостаток у интервью один: мало. Артур Кларк очень располагающий к себе собеседник, хотелось бы прочитать более развернутые его комментарии по заданным вопросам, с примерами, каким-то мыслями, ссылками на книги его собственные и других авторов, близких ему. Хотелось подробнее узнать о тайнах истории Шри-Ланки, которые казались ему особенно увлекающими. Но журнальный формат вносит свои ограничения. Жаль, но ничего не поделаешь... Хорошо, что эти строки сохранились. Живая беседа приближает Автора к читатлю и тем самым делает более близкими его книги. Думаю, в этом главная ценность интервью, и этого в том числе.

Оценка : 10
«Пески Марса»
–  [ 9 ]  +

Semenych, 26 октября 2016 г. в 18:57

Отличная книга. В ней фронтир переносится в космос, на Марс. Люди осваивают планету, пытаются перейти на самообеспечение. Для меня этот роман именно о духе фронтира. Когда люди уезжают жить из обустроенного места куда-то где все еще надо построить. Написано без стрельбы, восстаний роботов и без катастроф (почти).

Очень научная по своему духу книга написанная строго в духе классики НФ.

Герои летят, осваивают, решают административные проблемы. Нет ссор драк, стрельбы, есть психология.

Интересно как могла бы выглядеть книга написанная в таком стиле в наши дни? Прикладное терраформирование Катласа в какой-то мере отвечает на этот вопрос, но у Кларка класс исполнения выше.

Оценка : 10
«Лунная пыль»
–  [ 9 ]  +

choyochagas, 10 февраля 2015 г. в 13:39

Одна из первых прочитанных в детстве книг и одна из последних перечитанных: можно сказать, всегда со мной. Производственный роман? В той мере, в которой в нем показаны люди, для которых работа — не «авось, сойдет и так», а внимательное отношение к любой, даже незначительной на первый взгляд детали (астроному ни усталость, ни пренебрежение к понятию «человеческое общество» не позволили отмахнуться от призрачного шанса обнаружить пылеход, даже с риском для репутации). А еще — робинзонада (люди в кабине пылехода под толщей лунной пыли — чем не робинзоны?), а еще — напряжение, не оставляющее читателя до последней страницы. Я бы рискнул сравнить «Лунную пыль» с «Поселком» Булычева: спасатели и спасаемые ходят по тонкой грани, то и дело срываясь в неверном направлении, но все же добиваются успеха. Это гимн труду и человеку, который становится сильнее, преодолевая свои слабости, а не потакая им.

Оценка : 10
«Лунная пыль»
–  [ 9 ]  +

Alex Provod, 06 января 2015 г. в 02:28

По этому роману получилось бы отличное кино, не хуже «Аполлона 13». Реалистичная, интеллектуальная, интересная космическая драма о столкновении человека и внеземной стихии, а так же о столкновении характеров. Острый сюжет, клаустрофобическая атмосфера, живые характеры, плюс крепкая научная база и классический слог. Кажется, сейчас так уже не пишут. А жаль.

Оценка : 10
«Звезда»
–  [ 9 ]  +

iskender-leon, 19 мая 2013 г. в 17:42

«Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?»

                                            Владимир Маяковский


Каждому автору, не только знаменитому или великому, но и вполне среднему, хоть раз в жизни да задавали вопрос — где он берёт сюжеты. Ответы, как правило, самые разные, но многие просто улыбаются — спросили бы ещё, как вы дышите? «Звезда» сэра Артура Кларка блистательный пример того, как выловить потрясающую мысль в том, о чём размышляли на протяжении веков тысячи и тысячи мудрецов и увидеть сюжет в том, на что миллиарды людей ежедневно смотрят уже многие тысячи лет. Это ли не признак огромного таланта писателя?

И да, этот рассказ способен задеть чувства религиозных людей. Более того, рискну предположить, что такой убеждённый и непримиримый атеист, как Артур Кларк не мог этого не понимать и писал именно так абсолютно намеренно. Впрочем, вряд ли рассказ оскорбит того, кто в своём общении с Богом ограничивается короткой самодельной молитвой на подобии: «Господи, защити всех тех, кто мне дорог». А вот те, кого принято называть людьми глубоко религиозными, могут отреагировать по-разному. Как говорится, есть варианты — молчание укоризненное или презрительное, вздёрнутый нос, кроткая улыбка, подразумевающая собой пресловутое «прости им ибо не ведают что творят» или даже поток яростной площадной брани и сжатые кулаки. И ничего в этом удивительного — уже две тысячи лет христиане реагируют на подобные хлёсткие пощёчины (или увесистые затрещины, это как угодно) именно так — некоторые подставляют вторую щёку, но немало и таких, что хватаются за меч.

Не только вышеперечисленным дорог для меня этот рассказ. Прекрасен он и тем, что спустя века или тысячелетия наши потомки могут вполне могут установить, что фантастического в этой поразительной истории нет даже на медный грош. А именно — тогда когда они достигнут не то созвездия Ориона, не то беты Козерога, где по прикидкам астрономов должна находиться Вифлиемская звезда.

Upd: В ответ на некоторые упрёки (недоумение) в последующих за моим отзывах, должен заметить, что я не вывожу логического заключения об атеизме автора, но! Достоверно известно, что сэр Артур был непримиримым, активным атеистом, о чём он сам неоднократно заявлял публично в устной форме, равно как и письменно.

Оценка : 10
«По ту сторону неба» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

andreich, 03 января 2012 г. в 22:37

Серия коротких очерков, проникнутых романтикой жизни первых покорителей космоса. Во многом конечно наивно и бесконечно оптимистично, но даже сегодня пробуждает мечты о вот такой работе, и сожаления о том, что всё сложилось иначе и орбита целиком во власти автоматов. А какое впечатление должно было возникнуть тогда, в 1957 году, в эпоху предчувствия больших космических открытий и завоеваний!

Оценка : 10
«Фонтаны рая»
–  [ 9 ]  +

С.Соболев, 20 июня 2010 г. в 11:09

Лучший роман всемирно признанного классика научной фантастики, в котором изящно переплетаются средневековая история цивилизаций Индостана, инженерный гений XXI века и вечная тяга человека к прекрасному звездному небу. Ни грана фальши, все изобретения либо нашли свое воплощение в реальной жизни (поисковые системы в компьютерных сетях, нанонити), либо будут воплощены в ближайшие десятилетия.

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 9 ]  +

Solvejg, 27 апреля 2010 г. в 03:07

Прочитав около четверти книги узнала смутно-знакомый сюжет когда-то виденного фильма. Усомнилась, стоит ли читать, но жутковатая реалистичность космических фантазий Кларка заворожила. С каждой прочитанной страницей усиливалось ощущение будто все это было, будто историческую хронику читаешь. Причем совсем недавняя. Постепенно приходит еще более странная иллюзия, что все это происходит прямо сейчас, ты вживаешься в переживания героя, страх перед необозримыми пространствами и ни с чем не сравнимый восторг первооткрывателя несет эта книга. Неспешный ритм повествования затягивает, становится привычным и итоговый поворот сюжета, подобно гиперпрыжку в звездную беспредельность, вжимает читателя в спинку кресла, грозя снести крышу:-))) Рвется тонкая граница жанра и читатель видит совсем иную Вселенную, бесконечно более удивительную и многогранную... Шокирует. Незабываемая книга, помогает шире взглянуть на вещи;-)

Оценка : 10
«Песни далёкой Земли»
–  [ 9 ]  +

Joakin, 14 октября 2009 г. в 17:52

Однажды перечитал повесть, не отрываясь, под музыку Майкла Олдфилда, у него есть одноимённый альбом, написанный к роману.

Для меня это было открытие. Идущие друг за другом композиции соответствовали главам и эпизодам очень точно и гармонично. Музыка стихла после прочтения последних строк. Я был потрясён. Книга и музыка вместе — это новое качество и чрезвычайно сильное впечатление.

Очень романтично и светло. Героиня узнала Любовь, и ничего, что мимолётно, время затянет раны, залечит порванные узы, она теперь умеет любить.

Но дай, Создатель, ей силы жить теперь без того мира, к которому она прикоснулась.

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 9 ]  +

anubis000, 16 апреля 2009 г. в 10:49

Вот эта книга и есть научная фантастика. Однако если не считать монолит, то это, я надеюсь, недалёкое будущее. Орбитальная станция уже есть, осталась лунная станция и полёты на Марс и другие планеты. Если каждый прочтёт этот роман, может и разногласий между ними станет меньше. Ведь они такие мелкие, если смотреть на них с расстояния юпитера или Сатурна. Мы песчинка в необъятных просторах космоса.

Самое потрясающее и нашему сознанию неподвластное — это космические пространства. Лететь месяцами до ближайших к нам планет, а за бортом корабля бескрайняя ночь космоса.

Оценка : 10
«Конец детства»
–  [ 9 ]  +

ceh, 05 декабря 2006 г. в 02:55

Из всех романов Кларка, этот мне нравится больше всего. И хотя сейчас, может быть, он и отдает несколько анахронизмом (но это ведь не главное) и местами не очень хорошо прописан (но Кларк ведь никогда и не был стилистом), но самое главное — картина эволюции человечества просто завораживает, впечатляет, и я бы даже сказал — подавляет...

Оценка : 10
«Остров Дельфинов»
–  [ 9 ]  +

ivanov, 04 сентября 2006 г. в 23:06

Вещь, несомненно, ориентирована на детей и подростков (хотя и став старше, я перечитываю её с огромным удовольствием) и является одним из лучших подобных произведений. Вся книга пропитана оптимизмом, добротой, жаждой познания и верой в человеческий разум. Свидетельство уже ушедшей эпохи...

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 8 ]  +

artem-sailer, 10 июля 2022 г. в 21:42

Книга мне очень понравилась. Можно читать и как независимое произведение, так и в качестве обязательного дополнения к фильму Стэнли Кубрика. Фильм, на мой взгляд, тяжёл для понимания, умное кино лично я всегда воспринимаю с большим трудом. В книге же Кларк расставляет всё точки над i, идея здесь предстаёт во всей красе. Кроме изящных логических построений Кларк предлагает читателю изрядный объём научно-популярных выкладок.

И, разумеется, последовательное развитие человечества в стиле философов Нового времени — три витка спирали эволюции: питекантроп осваивает орудия труда, вырвавшийся из объятий родной планеты человек осваивает Солнечную систему, человек будущего выходит за пределы бесконечности. Красиво, да? Должно ли ложкой дёгтя тут смотреться участие таинственных Монолитов? Как знать, как знать... Одни читатели и слышать об этом ничего не хотят, другие покорно склонили головы в знак признания никчёмности человека как вида.

Кларк — это всегда масштаб, Кларк — он и сам подобен Монолиту. С первых же строк завораживает глобальность всего происходящего, фундаментальность проблематики. С первого же предложения, в котором рассказывается о том, что засуха на Земле продолжалась уже десять миллионов лет, становится понятно, что о таких мелочах, как тысячелетний катаклизм, Кларк и упоминать бы не стал.

А если серьёзно, то книга — безусловная классика, в которой переплетается несколько мотивов, ставших традиционными для НФ. И, между нами говоря, без труда угадываются сюжеты нескольких современных произведений: очень даже может оказаться так, что зрелая космическая фантастика вышла из «Космической одиссеи» подобно тому, как русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Под зрелой здесь следует понимать фантастику, изображающую космические технологии на уровне современного реализма, литературу, опиравшуюся на опыт космической гонки 60-х. Чтобы понять разницу, достаточно вспомнить, что в «Эдеме» у Станислава Лема космонавты, выбираясь из корабля, подкладывают под ноги стопку книг, а в «Фиаско» тот же Лем в наукоёмких выкладках описывает манёвры у чёрной дыры.

Оценка : 10
«Город и звёзды»
–  [ 8 ]  +

god54, 27 января 2022 г. в 18:55

Роман, который так не похож на А. Кларка. Я никогда не был большим любителем советской и кларковской фантастики, они в во многом схожи, но это произведение иное. Это, как полет мечты, когда годы складываются в миллионлетия, а проблемы и решения во много раз превосходят повороты рек с севера на юг. Старое и новое, стандартное и не стандартное, белая ворона среди черных ворон. Конечно, текст трудноват для чтения, слишком сух, детален, прямолинеен и длинен, практически без эмоций, но в этом есть своя прелесть, этакое мужское начало скрепляет сюжет и позволяет разгуляться собственному воображению. Одним словом роман для коллекции.

Оценка : 10
«Свидание с Рамой»
–  [ 8 ]  +

mak-grou, 03 июля 2019 г. в 05:00

Передо мной два издания этого романа, которые я сличил буквально по каждому абзацу: «Свидание с рамой» Минского изд-ва Дайджест, 1992 года выпуска (синяя обложка, космонавт разрезает кусачками провода) и самое первое издание Рамы — в издательстве «Мир», Москва, 1976 год (мягкая обложка). Выводы следующие: во первых, переводчиком минского изд-ва «Дайджест» указан некий Олег Битов, которого либо в природе не существует, либо он является обыкновенным мошенником (а чтоб не платить за права), т.к. перевод один в один слизан с издания 1976 года, где переводчиком указан некто К. Сенин. Во-вторых, текст-то слизан, но при этом чудовищно покромсан: поначалу, в первых 5 главах это выражено не так заметно, пропадают небольшие куски текста, в основном, одно-два последних предложения в конце каждой главы. Но уже в 6 главе куда-то пропали целых 2 листа текста, причём половина из пропавшего, вдруг ни к селу, ни к городу, оказалось посреди 7 главы. Далее, сильно покромсана середина 10 главы, начало 17-й, а уже с 24 главы и до самого конца романа стабильно пропадают целые абзацы, причём в самых случайных местах, из-за чего смысл части оставшегося текста, естественно, теряется. Также, те пояснения к словам, что в издании 1976 г. звёздочками вынесены под основной текст, в «переводе» Битова даны прямо по тексту романа, без всякого выделения, что при чтении сразу сбивает с толку. Ну и наконец, концовка романа в в фальшивом «переводе» Битова звучит так: «Всё, что бы они не делали, повторяется», а в изначальном переводе Сенина так: «Всё, что бы они ни делали, рамане повторяют трижды». Делаем выводы: лучший вариант — искать издание 1976 года (или сверять по концовке, что я указал), а в идеале собрать ещё и все 3 продолжения, которые выходили только в изд-ве «Мир». Мне вот собрать удалось, чего и вам желаю, поскольку продолжения не менее таинственны и увлекательны. Ну а оригинальное название четвёртой части и вовсе можно перевести как «Тайна Рамы раскрыта» (в русском переводе в итоге «Рама явленный»), так что сами понимаете — искать и не сдаваться...

P.S.: мне тут подсказали, что К. Сенин — это псевдоним отечественного переводчика Олега Битова. Тем не менее, текст минского изд-ва действительно покромсан (так в девяностых деньги на книгах и зарабатывали), поэтому надо искать другие издания, но опять же — сверять их с изданием 1976 года, поскольку, например, вышедший в 2010 году авторский сборник 3 в 1 «Весь Кларк» тоже оказался с браком.

P.P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog

Оценка : 10
«Конец детства»
–  [ 8 ]  +

unspace, 10 апреля 2019 г. в 04:51

Великолепная книга, которая дала пищу для размышлений и эмоции. Одно из немногих произведений, которому я поставлю оценку «10». Противоречивые отзывы лишь доказывают ее величие, можно быть феноменально хорошим, можно быть феноменально плохим, не важно. Много можно писать, но не буду, не люблю вдаваться в детали, что-то доказывать, спойлерить.

P.S. Однако скажу тем, кому не понравился конец и тем, кто с ним не согласен. А вы реально считаете, что такой вариант хуже того, чем все в действительности закончиться для человечества? Лучше стать частью чего-то большего, вырасти, чем сгнить на своей планете убивая друг друга. Ведь учитывая современные реалии шансов у нас нет. Люди думают «сейчас», они не мыслят категориями «завтра».

И вы против появления сверхправителей?

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 8 ]  +

LadyL, 10 декабря 2018 г. в 08:30

Как я понимаю, книга культовая. И обычно я стараюсь избегать такой литературы, она редко оправдывает ожидания. Во всяком случае мои.

Знаменитый фильм Стенли Кубрика я начинала смотреть и бросила, не понравилась надуманность и «загадочная» мутность сюжета. Однако, при этом фильм вспоминался и решила попробовать книгу, ведь печатное слово имеет свои преимущества. Окончательно же меня подвигла книга воспоминаний Алексея Архиповича Леонова («Время первых»), где он очень хвалит этот роман. Вообщем взялась.

Итак, это научная фантастика, состоящая из трех частей и все эти части достаточно разрозненные, склеенные между собой лишь загадочным черным монолитом.

В первой части человекоподобные обезьяны, которые начинают эволюционировать благодаря вмешательству неких разумных сил в виде монолита. Они из собирателей вегетарианцев вдруг превращаются в хищников, берут в руки/лапы первое оружие и расправляются с различными врагами, а так же решают проблему голода и вымирания. Вообщем рассмотрена одна из теорий возникновения и эволюции человека. Не самая основная, но вполне себе жизнеспособная в некоторой части общества, теория внешнего вмешательства.

Вторая часть книги — обнаружение на Луне черного монолита. Стремление американских ученых в строжайшей секретности разобраться что это такое и к чему оно. На мой взгляд, самая не проработанная и непонятная часть. До конца так и не понятно, что же это за монолит, зачем он нужен на Луне, кто его оставил? Неужели просто как источник сигнала, что существа эволюционировали и вышли за пределы своей планеты? Вообщем у меня осталось больше вопросов, чем ответов.

Третья часть о полете к Сатурну корабля «Дискавери». Все вроде бы хорошо, есть проблема разумности машин, есть команда космонавтов, ой, простите, астронавтов, есть основное и секретное задание. При этом есть и трагедия в виде гибели почти всех членов экипажа, кроме командира. Но тут сюжет опять делает кульбит и оказывается, что все это не важно и речь-то вовсе не об этом. Снова монолит. Правда с ним все более или менее понятно, это звездные врата. После них начинается самое загадочное, намек на следующий этап эволюции, когда разум выходит за пределы тела или что-то в этом роде. Тут все не менее туманно чем в фильме и множество недосказанностей, понимайте в меру своей фантазии.

Вообщем сюжет так же мутен как и фильм, развивается он дергано и в тоже время неспешно. В шутку называю такие книги «концептуальными» и обычно избавляюсь от них, благополучно забывая. Так почему же я поставила высшую оценку?

Книга красивая. Красота её ограничена лишь Вашей фантазией. Артур Кларк, очень красиво описывает космос. Любите Вы смотреть на снимки космоса, туманностей сделанные телескопом Hubble? А фантастические картины художников на тему космических красот? Вот этой красоты и полно в книге. Видимо моя буйная фантазия отозвалась на слово и стиль Артура Кларка и пока я читала в голове возникали очень красочные, великолепнейшие картины планет, звезд и созвездий. Вот за них, а не за сюжет, я и поставила наивысшую оценку.

Оценка : 10
«Свидание с Рамой»
–  [ 8 ]  +

Crossbow, 21 июля 2016 г. в 09:56

Решил сперва сделать небольшое общее вступление:

Очень любопытно, как по мере взросления меняется восприятие одних и тех же произведений. То, что вызывало бурный восторг в юности, будет ли интересно спустя годы? Так получилось, что основная волна знакомства с фантастикой в моей жизни прокатилась лет 20 назад, затем я почти всё перечитывал в 2010-11 годах и мне было практически также интересно. Но сейчас.... сейчас немало произведений начинают разочаровывать меня. Одна из главных причин, я думаю, в огромном скачке, который произошел за последние 5-8 лет, в технологиях. Как-то вдруг, те самые удивительные фантастические «фишки» стали обычной частью нашей жизни (например, легко доступная мгновенная видеосвязь или портативные устройства самого широкого профиля, о которых даже фантасты не смели мечтать и др.). И научная фантастика с ее пророчествами и подробными техническими описаниями также вдруг стала наивной, порой и глуповатой, как-то стала она не во всем права:))). И горе и забвение тем произведениям, в которых мало рассматриваются или не рассматриваются вовсе вечные ценности — люди, поступки, мысли, чувства, страсти, общение, когда различные сюжетные составляющие и персонажи тесно взаимодействуют ... И теперь я даже побаиваюсь начинать очередное повторение пройденного. Всегда надо помнить, что в юности, как известно, чувства намного острее, и когда нечто происходит впервые, то глубоко западает в душу. И сегодня многое из фантастики может держаться на плаву лишь благодаря такой «штуке», как приятная, щемящая, светлая ностальгия... Тут к месту будет немного увильнуть в сторону и вспомнить Айзека Азимова — одного из немногих, кто мог (хитрый русский еврей!:))) внятно, популярно и увлекательно писать о науке, постоянно держа в уме тот самый вечный и пресловутый человеческий фактор.

Теперь о Кларке и его «Свидании с Рамой». Признаюсь, самое начало меня разочаровало сильно — сухость и монотонность невероятные (на грани не литературного произведения, а академической научной статьи). Я переборол себя и продолжил. К счастью, таким оказалось лишь вступление. А дальше началось нечто грандиозное. Описание Рамы, это величие и восторг может сравниться, например, с ощущением от лемовского океана Соляриса (но подчеркиваю, не по качеству литературного произведения, красоте языка и пр — совсем нет! — а лишь как общее ощущение, чутье какого-то невероятного и грандиозного явления бытия. И именно в этом заключается первейшая ценность «Соляриса» и «Рамы».

«Свидание с Рамой» — очень доброе произведение, человечное. И пожалуй, иногда кажется, что в нем как раз и не хватает какой-либо червоточины — или предательства, или трагедии — это, несомненно, придало бы динамику и накал чувств. А так, чтобы ни происходило, оно в общем-то кончалось всегда благополучно, это уже стало традицией романа (ну, послали меркуриане к Раме атомную бомбу — ничего страшного, всё будет хорошо, что ни делается — всё к лучшему, идеи гуманизма всегда побеждают:))) Несмотря на множество, казалось бы, опасных игр и «трюков» космического скитальца Рамы, несмотря на риск людей при обследовании этого чужого мира, у меня ни разу не возникло чувства настоящей опасности или страха. Всегда лишь восторг и оптимизм. И это не мудрено, ведь на самом деле внутренняя экология Рамы была очень продуманной, безопасной и уж если не дружелюбной, то, по крайней мере, лояльной по отношению к людям. Не зря некоторые воспринимали Раму как посланный таинственными силами ковчег для человечества. Видно, что сам автор был очень увлечен научно-романтической стороной своей идеи. И это важно! Очень мощное, сильное описание исполинского пространства! Ну а сцена, где Рама совершил финальный маневр и начал всасывать материю нашего солнца для дальнейшего путешествия в глубины вселенной — это достойный апофеоз романа!

Оценка : 10
«Свидание с Рамой»
–  [ 8 ]  +

dnepr.sa, 01 февраля 2016 г. в 00:53

Прочитал все комментарии и удивлен тому, что многим людям книга показалась скучной. Я даже представить не мог, что она кому-то может показаться неинтересной. Но, подумав немного об этих людях, я понял, почему так вышло. Они искали в книге не то, что в ней следовало искать, как если бы вы смотрели фильм Титаник, чтоб увидеть перестрелки или мистический триллер. Каждое произведение нацелено на свою идею, и идея Свидания с рамой отнюдь не в раскрытии глубоких человеческих чувств или описании сверх-веселого екшена.

Лично у меня книга встала в один ряд с романами Станислава Лема, такими как Эдем, Непобедимый, Глас Господа, Солярис и, конечно же, Фиаско. Я думал, что лишь Лем способен писать в таком стиле — в стиле загадочной научной фантастики, которая не дает ответы на все вопросы, а наоборот — дразнит нераскрытыми тайнами космоса и чужеродных разумов. Для меня такой стиль фантастики сроден мистическому триллеру (как из фильмов, так и из книг). где атмосфера нагнетается неведомыми тайнами, окружающими главных героев и зрителя (читателя). В детстве мне нравился в этом плане Стивен Кинг — он умел заинтересовать читателя мистической тайной, и мне было всегда интересно читать начала его книг, жаль, что окончания у него мне лично не нравились. А вот Станислава Лема и вот теперь Артура Кларка мне очень интересно читать — наверное это моё! И наверное это не для тех людей, которые написали негативные отзывы о романе. Мне жаль, что эти люди потратили свое время на то, что не в их вкусе :0

Кстати, если сравнивать объект исследования в романе, то этот полый громадный цилиндр, в который забрались людишки, мне больше всего навевает воспоминаний о Плутонии — полом мире внутри Земли, в который герои попали через отверстие в Северном Полюсе планеты (если кто читал эту книгу, то должен признать, что сравнение уместно). И здесь, в Свидании с Рамой, и там, в Плутонии, перед героями открывается новый, неизведанный, полный тайн мир, при этом находящийся внутри чего-то. И если в Плутонии не видно проивоположной стенки, то в Раме она виднеется за 40 километров в другом конце цилиндра :)

В общем, много чего еще можно сказать хорошего о романе, но лучше не терять времени на это.

Я лично советую книгу тем, кто любит научную фантастику, при чем не требует от нее екшена и терпит неторопливою, порой дотошное, описание научных вещей :)

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 8 ]  +

Journalist, 04 сентября 2012 г. в 16:22

Читал после просмотра фильма. Сам фильм оставил массу интересных впечатлений. Знал же, что это вершина мировой фантастики в кинематографе, но сколько не вглядывался, вершину разглядеть не смог. У фильма много минусов. Первый — затянутость сюжета. Сначала питекантропы не пойми чем занимаются, затем доктор летает. Все это, конечно, под классическую музыку, но ОЧЕНЬ убаюкивает. Вот я и засыпал. Трижды. Очень скучный и непонятный фильм получился, хотя надо отдать должное — визуальные эффекты были такие, что и сейчас не все режиссеры могут изобразить в фильмах подобное.

Теперь книга.

Книга очень понравилась. Это первая весч которую я читал из Кларка (не считая рассказов), но сразу могу отметить, что нашел «своего» писателя.

О Верноре Виндже я писал, что выбрал бы его на должность бога, если бы такова была выборная. Настолько детально он продумал свою вселенную. Кларк НИЧЕГО выдумывать не стал. Одиссея больше похожа на хронику полета, чем на фантастический роман. Единственный элемент фантастики — черная плита и порталы в другие миры.

А читается книга не в пример живее, чем фильм. В общем — советую всем ценителям твердой научной НФ.

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 8 ]  +

dmsl, 21 января 2012 г. в 03:37

Как известно теперь, книга родилась благодаря выдающемуся режиссеру Кубрику, который поставил перед собой сверхзадачу — снять по шедевру в каждом жанре. И вот настала пора снять научно-фантастический шедевр. Предполагаю, события развивались так: режиссер пришёл к Кларку, который в тот момент уже заработал репутацию самого научного из фантастов, и предложил написать строго научно-фантастический сценарий. Что бы в нём было:

1. про то, откуда человечество взялось;

2. к чему оно в конечном итоге придёт;

3. про космическую экспансию человека;

4. про искусственный интеллект;

5. про бунт искусственного интеллекта;

6. про контакт с внеземной цивилизацией.

Т.е. режиссёр, ни много ни мало, захотел объять чуть ли ни все темы научной фантастики в одном произведении. Задачка оказалась Кларку по плечу. Результат: мы наслаждаемся кинематографическим и литературным шедеврами.

Оценка : 10
«Город и звёзды»
–  [ 8 ]  +

PATARR, 10 ноября 2011 г. в 16:17

Очень красивая и увлекательная книга.

Кларк умудряется показать жизнь людей Диаспора, до предела насыщенную технологиями будущего, яркую, полную развлечений и наслаждений и одновременно унылую и пронизанную атмосферой пресыщенности. Вот только никому это не интересно и не заметно.

Главному герою тесно в рамках вечного города, но такой он один — Избранный. Его стремление вырваться за пределы города в результате оборачивается полным изменением жизненного уклада не только горожан, но и встреченных им в своих путешествиях жителях Лиса, второго и последнего города на Земле.

В романе «Город и звезд» Кларк органично сочетает оригинальные научные концепции и приключенческую фантастику, создавая сплав НФ и космической оперы.

Пожалуй, одно из самых легких для восприятия произведений у сэра Артура Кларка.

Оценка : 10
«Город и звёзды»
–  [ 8 ]  +

snovasf, 04 октября 2010 г. в 14:27

Без преувеличения можно сказать, что «ГиЗ» — одна их наиболее продуманных книг в истории мировой научной фантастики. Ведь с учётом всех вариантов Кларк возвращался к её основе на протяжени почти двадцати лет! Срок просто невероятный для теперешних темпов создания и выхода книг. Чутко уловив тенденции едва нарождавшейся кибернетики, он кардинально переработал «Против наступления ночи», дав весьма убедительную основу для существования «вечного» Диаспара и системы возрождения его жителей. Интересны параллели-отклики с психоисторией Азимова, тонкость и яркость описаний, юмор.

Величественность масштаба, унаследованная от Стейплдона, пожалуй, мало кому из писателей следующих волн оказалась по плечу.

Поистине, ещё одним эпиграфом к роману могли бы стать строки О'Шоннесси из оды «Мечтателям мира»:

«Каждый мир — это чья-то мечта на излёте

Или та, что стремится придти».

Мы способны в равной степени закрыть себе путь к звёздам и остановиться в развитии. или двинуться дальше. меняясь. Великая мысль! Двигаться дальше, не меняясь, гибельно и для человека, и для мира.

Оценка : 10
«Фонтаны рая»
–  [ 8 ]  +

SergUMlfRZN, 04 августа 2008 г. в 08:20

РОМАН о людях ДЕЛА, роман о ЛЮДЯХ, способных и СУМЕВШИХ воплотить свою мечту в жизнь(реальность), о людях, отдавших ВСЁ за то, чтобы остаться в памяти человечества. Вот только один предложил судьбе себя, а второй прошёлся по головам современников... Чьё имя запомнят люди, чьё творение окажется неподвластно времени?... Самый романтичный и поэтичный роман мастера твёрдой НФ...

Читатель, и ты... «прислушайся и услышь плеск фонтанов Рая...»

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 8 ]  +

GomerX, 16 апреля 2008 г. в 14:55

Эта книга — одна из самых лучших научных вещей, которые мне приохилось читать из science fiction. Особенно меня впечатлили моменты с провалом в пространстве, и описание мира, вывернутого наизнанку. Вообще, я считаю идея черного монолита просто гениальна! Не каждый автор такое придумает! А концовка тоже весьма интересная и необычная, правда в фильме её удалось реализовать красивее...

Оценка : 10
«Город и звёзды»
–  [ 8 ]  +

Heona, 12 апреля 2008 г. в 20:40

Очень понравилось. Особенно правда о «пришельцах». Мне кажется, такие произведения не устаревают никогда. Сколько бы миллионов лет не прошло, человек не избавляется от внутренних страхов полностью, и вынужден постоянно преодолевать их, приобретая новые. Даже созданному людьми Вейнамонду уготована такая же судьба — преодолеть свой страх перед черной извездой. Для меня роман оставил очень много простора для фантазий и о прошлом и о будущем.

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 7 ]  +

neli mustafina, 25 января 2023 г. в 10:50

Итак, старый добрый сэр Артур Кларк. Давно, еще во времена СССР я прочла это произведение, которое печатали в журнале. Произведение задумано до первых полетов Гагарина, опубликовано впервые в 1951 году (правда носило другое название), затем дописано и переработано в 1968 году Решила перечитать и, нисколько не разочаровалась. Великолепная, чистая, научная фантастика. Самая научная из всех, вопреки годам.

Действие происходит в 1998 году. Вовсю летают шаттлы на Луну, где в кратерах обустроено проживание людей науки...

Несмотря на некоторую отсталость от теперешних гаджетов, Кларк все таки сумел описать некоторые

Например — чтение газет с дисплея: «Каждая статья имела свой двузначный кодовый номер — стоило только набрать его на клавиатуре планшета, как крохотный прямоугольничек статьи мгновенно увеличивался до размеров экрана величиной в лист писчей бумаги, обеспечивая полное удобство чтения. Прочитав одну статью, Флойд опять включал всю страницу и выбирал другую...»

Но много было и «отсталостей»: не угадал он с пишущими машинками и телефонами которые в произведении выглядят явными анахронизмами, фото и радиотехникой.

Фантастика так быстро вошла в нашу жизнь, что мы иной раз и не осознаем этого пока не возьмешься читать автора 20 века...

И все же...какой трепет испытываешь перед громадностью космоса, где человек словно пылинка. Да что там человек?! Земля — это «мошка в глазу Вселенной»

Всё это ярко, научно описано Кларком.

Итак, на Луне обнаружен артефакт неземного происхождения которому около 3 млн.лет.

Спустя годы, отправлена экспедиция к Сатурну, где экипаж состоит из людей и компьютера. Полёт описан достаточно точно, однако нам пока далеко до создания искусственной гравитации (ее нет и на МКС, а в полете — тем более). Тем временем, бортовой компьютер «слегка свихнулся от противоречий» и экипаж из анабиоза отправился на тот свет...

Остался один член экипажа.

Ему и предстоит и исследовать спутник Сатурна — Япет, и стать первым кто свяжется с инопланетным разумом — нашим создателем, ибо кто как ни они подтолкнули питекантропа к мыслительной деятельности.

Я б советовала это произведение читать в обязательном порядке подросткам, чтобы хотя бы так узнавали строение солнечной системы и принципы законов физики.

Читала в переводе Норы Галь, поэтому ниже 10 поставить ну никак не могу

Оценка : 10
«Конец детства»
–  [ 7 ]  +

dannie, 18 января 2023 г. в 18:10

Ну надо же, удивил меня Кларк. Раньше читал только Раму и Одиссею, сложилось своё мнение уже о нём, как авторе. Сейчас настало время прочитать всего А. Кларка, что и начал делать с романов в хронологическом порядке. И после первых трёх, только укрепился в своей предыдущей оценке. А тут вдруг раз, и такое произведение. В который раз убеждаюсь, что Сократовское «я знаю только то, что ничего не знаю» справедливо, как и всегда..

Самое интересное, что произведение, по сути, актуальности не потеряло и спустя, без малого, целый век. Это что касается как описательной части, так и философской. Кто мы, что мы, зачем мы — тысяча мнений, кому-то неинтересно и вовсе — а проблема есть, и не решаема, по сути. Но трактовки от религий, до эзотерики, от Вед до фантастики — вот с ними ознакомится всегда увлекательно.

К прочтению поклонникам автора — в обязательном порядке, не поклонникам — прочитайте, не убудет)

Оценка : 10
«Встреча с медузой»
–  [ 7 ]  +

Pride1983, 07 апреля 2020 г. в 09:36

Юпитер — одна из любимейших тем автора. В первую очередь в творчестве Кларка он ассоциируется с циклом «Космическая одиссея». Перечитайте главу 38 (Океанская пена) из «Одиссеи 2010», написанной десятилетием позже. Описание атмосферы и форм жизни в ней очень схожи. В рассматриваемой повести это описание гораздо более подробное и яркое, что неудивительно, ведь здесь вокруг него строится всё произведение, а в романе это лишь маленький, но запоминающийся, эпизод в повествовании.

Повесть «Встреча с медузой» удалась на все сто. Пусть первая часть с дирижаблем и катастрофой показалась немного нудной, всё это с лихвой компенсировала вторая часть повести — путешествие главного героя в водородно-гелиевой атмосфере Юпитера. Вроде бы большую часть времени ничего, кроме описания чудес атмосферы Юпитера и гипотетических живых существ, не происходит, но читается всё это взахлёб. Любителям «твёрдой» научной фантастики и цикла «Космическая одиссея» однозначно рекомендую.

Оценка : 10
«2010: Одиссея Два»
–  [ 7 ]  +

Нортон Коммандер, 19 февраля 2018 г. в 12:58

Артур Кларк написал первую «Одиссею» по мотивам фильма, но действие от Юпитера перенёс к Сатурну. Вторая «Одиссея» является скорее продолжением фильма, а не первого романа, так как действие снова вернулось в окрестности Юпитера. Таким образом, этот роман, в общем, можно читать, как отдельное самостоятельное произведение.

«Одиссея Два» несколько отличается от первой по впечатлению. Конечно, первый роман — культовое произведение, но и в случае второй «Одиссеи» Кларку удалось создать образцовую вещь в жанре твёрдой научной фантастики. Более того, если не обращать внимание на эту самую культовость первой части, то она даже кажется более сырой по сравнению со второй.

По сюжету, в 2010 году совместная советско-американская экспедиция отправляется к Юпитеру, где находится заброшенный корабль «Дискавери»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(весь экипаж которого, кроме Дейва Боумена был убит искусственным интеллектом корабля, а с самим Боуменом произошли совершенно невероятные события)
и созданный внеземным разумом чёрный Монолит. Они ещё не знают, что скоро до неузнаваемости изменится вся Солнечная система. Автору удалось очень реалистично представить и показать, как могла бы происходить встреча человечества с непостижимым и далеко опередившим нас в развитии высшим разумом.

Оценка : 10
«Пески Марса»
–  [ 7 ]  +

Lynx pardinus, 24 января 2017 г. в 01:42

Немного наивно. Очень романтично. И удивительно тепло.

Добрая, неторопливая повесть с романтикой фронтира. Здесь нет

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
злобных ксеносов, жутко многослойных политических интриг, тщательно прописанных любовных линий (сразу ясно, что судьба юной пары определена писательским диктатом))), надломленных и страдающих героев (ностальгический вздох о бывшей возлюбленной не в счет, а сын — и вовсе подарок судьбы)

Зато есть отличное описание путешествия на космическом корабле, море фантазии, добрый юмор, оптимизм, — и, конечно, вера в светлое (для Марса — во всех смыслах)))) будущее, в безграничные возможности человеческого разума и в решение самых острых проблем мирным путем.

Ну, и в яблони на Марсе, а как же!)))))

Как и в «Земном свете», Кларк размышляет о политическом будущем. Станет ли Земля уважаемой «матерью семейства» с правом решающего голоса, или юные колонии, став экономически самостоятельными, упорхнут из-под ее контроля,чтобы развивать новые ветви человеческой цивилизации? Смогут ли политики удержаться от резких жестов, сохранив мир и дружбу? ( И любопытно: сможет ли герой-писатель «поменять специализацию» и чего он добьется?)

Описания марсианских трудностей, быта, пейзажей кажутся достоверными.И хотя мы знаем, что вместо зеленых зарослей на соседней планете — пустыня, очень хочется покормить с ладони забавных, хоть и не совсем разумных соседей по Солнечной системе.

От превращенного в светило Фобоса при первом прочтении захватило дух. Не из-за возможностей науки, а из-за изящного решения научных проблем, стоящих перед героями.

У меня с этой повестью отчего-то ассоциируется песня «Мельницы» «Марсианский экспресс»: «...где весна бой ведет с песком, где ты услышишь удар виском — и разлетятся на куски стеклом планеты ретроградные...»

Рекомендую всем, кто любит «старую добрую НФ».

Оценка : 10
«Звезда»
–  [ 7 ]  +

yfnfkmz12041978, 19 ноября 2016 г. в 13:15

Шедевр!.

«...Некогда я полагал, что космос над верой не властен; точно так же я полагал, что небеса олицетворяют великолепие творений господних. Теперь я ближе познакомился с этим олицетворением, и моя вера, увы, поколебалась. Я знаю, что ответят мои коллеги на Земле. Вселенная, скажут они, не подчинена разумной цели и порядку, каждый год в нашей Галактике взрываются сотни солнц, и где-то в пучинах космоса в этот самый миг гибнет чья-то цивилизация. Творил ли род добро или зло за время своего существования, это не повлияет на его судьбу: Божественного правосудия нет, потому, что нет Бога.

Говорящий, так, руководствуется чувствами, не рассудком. Бог не обязан оправдывать перед человеком свои деяния. Тяжко видеть, как целые миры и народы гибнут в печи огненной, но я и это мог бы понять. Однако есть предел, за которым начинает колебаться даже самая глубокая вера, и, глядя на лежащие передо мной расчеты, я чувствую, что достиг этого предела...»

Главным персонажем рассказа мог быть только священнослужитель. Полностью соглашаюсь с его умозаключениями.

Но что есть вера?. Во что людям следует верить?. В то, что люди пережили тысячи лет назад и записали, или в то, что люди, пришедшие за ними, дописали, руководствуясь своими домыслами и фантазией?. Но с точки зрения здравой логики, все религии не могут быть правы. Какие-то должны вести по неверному пути.

Одни говорят, что Бог- это чистая физика + математика, что космос обитаем и даже густо населен, что живем мы с вами на «водородной бомбе»(Владимир Николаевич Ларин «Гипотеза изначально гидридной Земли») под названием Земля. Как долго мы будем прозябать в неведении, и в чем вообще ПРАВДА?. Материализм, возразите Вы. Но кто Вас за это упрекнет.

«....Так нужно ли было именно этот народ предавать огню лишь за тем, что бы символ его бренности сиял над Вифлеемом?».

Оценка : 10
«Космическая одиссея» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

Heechee, 17 декабря 2015 г. в 14:46

Артур Кларк является одним из моих любимейших писателей фантастики. С его творчеством знакома давно и не однократно перечитывала. Но знакомство с его знаменитым циклом «Космическая одиссея» все как-то откладывалось и откладывалось.

Но вот я решила прочесть, так как последнее время все не могу определиться с тем что хочется читать, но Кларк сразу меня готовит к тому, что мне будет интересно и это мое.

Для начала определюсь – всегда его читать трудно, не в смысле не понимания терминов и прочего, а в смысле динамики, но в этом и своя изюминка есть, можно качественно переваривать информацию и размышлять.

Взялась я читать весь цикл, то, что так не надо делать поняла позже, особенно после напоминания самим автором этого момента. Все 4 части включают в себя промежуток времени 30 лет их написания, а это огромный промежуток, во время которого меняется все с головы на ноги.

Каждую часть необходимо представлять как вариацию одного процесса, но в различных временных периодах или, как упоминает автор, даже в разных реальностях.

Пересказывать сюжет не буду, надо читать. Но мне очень и очень понравилось. Описание пейзажей, ощущений, переживаний, описание космоса и его процессов просто завораживает. Одно из главных действующих лицо – Юпитер, он меня еще с детства поражает своим видом, а здесь просто показано это ощущение чего-то гигантского и значительно выделяющегося в нашей солнечной систему. В книге достаточно обоснованно и с физической точки зрения ( как обычно у автора) описано все, что связанно с физическими процессами. Описаны космические объекты, технологии и осознаны масштабы всего происходящего.

Очень интересно и увлекательно показаны варианты нашего будущего, как всегда я вздыхаю на этих моментах, так как путь в космос нам еще надолго закрыт мирскими проблемами.

Основная же тема – контакт , контакт с иными разумами, контакт с чем-то непонятным и то как люди пытаются его установить, но в ответ либо тишина, либо запрет. Контакт, который способствовал зарождению сознания, и приводит в итоге к тому, что разум уничтожает пути его повторного влияния на себя самих, но устраняя возможность влияния ,человечество так и не приходит к пониманию того что, кто, где, как и зачем это придумал и для чего реализовал. Оставляя в конце вопрос открытым.

Создание разумных детищ, взаимодействие с ними или подталкивание развития разума у уже сформированных организмов, а в конечно итоге понятие Бог, являются основными идеями для рассуждения. Хотя идей, над которыми стоит поразмыслить и без того много и голова разрывается от того что хочется охватить все и влиться в поток, узнать новое.

И вообще хочется узнать и понять, как сказано в конце последней части самим автором – «есть ли у нас вообще какое-то будущее»

Немного сумбурно написала, но после Кларка всегда так – сильное взаимодействие «твердой НФ» с рассуждениями о нашей сути.

Советую почитать тем, кому будет не скучно читать про физические основы и процессы пребывания в космическом пространстве и рассуждения о разуме человека, не сдобренные сильной динамикой и яркими живыми персонажами. Для тех, же кому интересно то будущее, которое может при определенных обстоятельствах нас ожидать, можно взяться за последние два тома цикла.

Оценка : 10
«Конец детства»
–  [ 7 ]  +

docndoc, 27 июля 2013 г. в 17:44

Все «киты» англосаксонской НФ перечитаны мной уже достаточно давно и немного осталось непрочитанного.. Я не буду вдаваться в тонкости сюжетных линий и отрисовки персонажей. Просто в жизни для меня есть лишь 3-5 книг, прочитав которые, я понял, что стал немного другим человеком. «Конец детства» из этого ряда. Конечно, концовка изумляет и оставляет двойственное чувство невосполнимой утраты человеческой оболочки и триумф перехода цивилизации на качественно новый уровень. И вот этот противоречивый исход — главная изюминка, будоражащая мозг и эмоции. Конечно, десятка.

Оценка : 10
«Стрела времени»
–  [ 7 ]  +

iskender-leon, 19 мая 2013 г. в 17:22

Хороший рассказ на тему временных парадоксов и петель. В мире фантастики таких сотни и тысячи, поэтому сюжет и развязка как не крути, — предсказуемы. Но переставить мебель в комнате тоже можно сотней разных способов и остаться при этом недовольным. А потом придёт дизайнер-профессионал или же просто человек со вкусом и всё поставит на свои места. Так же и в случае с этим рассказом. Артур Кларк выбрал для своей истории интересные декорации и обстоятельства, добавил пару мелких, но интересных деталей, написал концовку настолько неожиданную, насколько это было возможно и подал всё это очень лаконично. Получилось отлично!

Достопочтенный сэр, будучи большим энтузиастом науки, тем не менее посчитал нужным именно в такой форме предупредить людей об опасности безответственных и неконтролируемых экспериментов. Перефразируя известную присказку, скажем: энтропия учёным не игрушка!

Оценка : 10
«Конец детства»
–  [ 7 ]  +

elrond, 05 марта 2012 г. в 00:42

монументально

возможно, лучший фантастический роман вообще

ЗЫ истерика в некоторых отзывах по поводу бедной-несчастной судьбы вида homo sapiens, который конечно же должен был бороться до конца и победить, весьма доставляет))

Оценка : 10
«Рама II»
–  [ 7 ]  +

rakinfant, 05 февраля 2012 г. в 12:02

Продолжение понравилось мне даже больше, чем первый роман про «Раму».

Действительно, это разные книги.

В первой книге главным было тщательное описание инопланетной техники, и не было ни намёка, какова цель «Рамы».

Во второй герои и их переживания выходят на первый план.

Появляются приключенческая и религиозная составляющие.

Цель «Рамы» не раскрывается, но тот, кто успел узнать эту цель, может проследить за процессом её осуществления.

Следующие два романа про «Раму» похожи на второй и тоже хороши, но уже не так, ибо слишком затянуты.

Оценка : 10
«Конец детства»
–  [ 7 ]  +

Доктор Вова, 09 июля 2010 г. в 16:27

Книга оставляет неоднозначные впечатления! Можно описать много плюсов и минусов и по сюжету, и по персонажам, и стилю изложения! Но при всей неоднозначности- это БОМБА! Бомба по всему человеческому естеству!

Все, что нам дорого, все, что нас окружает, радует, печалит, заботит, наши мечты, надежды, стремления и даже наше продолжение( дети) — это все пустое!

Нет никакой высшей цели, нет логики, добродетели или порока, по крайней мере для человечества! А ДЕТИ и то, во что они превратились, и то с кем или чем слились- это НЕЧТО настолько чуждое пониманию, что разум отказывается воспринимать! И знаете от чего по настоящему дико, жутко и страшно? Даже не от конца цивилизации и рода людского, а от судьбы Земли, нашего родного шарика, ГОЛУБОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ ВСЕЛЕННОЙ! Она просто высосана изнутри до последней капельки энергии и все!!! Нет ее, как будто и не бывало! И Сверхправители, которые не допускали никакой жестокости по отношению к животным, оказались просто мальчиками на побегушках у ВСЕЛЕНСКОЙ РАКОВОЙ ОПУХОЛИ! А метастаз этой опухоли( язык не поворачивается назвать их детьми), высосав не только биосферу, но и саму материю, спешит соединиться с ней!

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ, СКАЗАЛА ВЕРА, СТРЕЛЯЯ В ЛЮБОВЬ ИЗ-ЗА УГЛА!

Я конечно понимаю, что амеба не в состоянии понять мысли и цели человека!

Но даже если я амеба, то не разрушайте мою ВЕРУ И НЕ УБИВАЙТЕ НАДЕЖДУ!

«А в окно, на огонь все летят и летят мотыльки,

Разбиваясь о стекла, но веры своей не теряя!

Пусть мне кто нибудь скажет:« нет ВЕРЫ» , умру от тоски,

Но с НАДЕЖДОЮ в сердце, а это все в корне меняет!»

Дай Бог, чтобы наяву того, что написал Великий Кларк в этом романе, не было никогда!!!

Оценка : 10
«Спасательный отряд»
–  [ 7 ]  +

Сельский житель, 21 июня 2010 г. в 22:41

Классик фантастики не зря признан таковым. Фантастов много, но тех, кто в общем-то почти ничем не выделяющемся коротком рассказе сумел одной последней фразой выразить свою веру в величие человеческой расы, в то, что ей по плечу любые дела — таких единицы. Кларк — великий талант. Собственно америки не открыл, но рассказ именно о гордости автора за свой вид. И рассказ превосходный. Читать обязательно.

Оценка : 10
«Лунная пыль»
–  [ 7 ]  +

GoldenFox, 29 ноября 2009 г. в 13:44

Замечательный остросюжетный фантастический роман. Технические моменты (пусть и с кое-какими неточностями — невозможно знать все обо всем) не только интересны сами по себе, но и весьма органично вписываются в общую ткань повествования. У меня почему-то порой возникали параллели с Хейли: и у него, и у Кларка — тщательно выписанные детали (ни одной лишней), внутренняя непротиворечивость, масса любопытнейших подробностей, и то, что из всего этого вырастает, совершенно не похоже на творение усердного, но не слишком способного ученика, который старается прилежанием возместить недостаток таланта. Нет, здесь действительно видна рука настоящего мастера, и в первую очередь это все же великолепное остросюжетное произведение, а не производственный роман, еще и потому, что о людях и их поведении Кларк пишет так же мастерски. Автор несколько раз подводит читателя к возможной развязке, вроде бы не скрывая логики развития событий, но тут же происходит нечто неожиданное (впрочем, если подумать, то вполне обоснованное!) — и сюжет делает новый рывок, благодаря чему интерес не ослабевает до последней страницы. В итоге — отличный образец классической приключенческой НФ, вполне достойный быть причисленным к эталонам жанра.

Оценка : 10
«Девять миллиардов имён Бога»
–  [ 7 ]  +

Вадим Панов, 13 ноября 2009 г. в 16:11

Для таких произведений нужно вводить дополнительную оценку — 12 ;-)

Этот рассказ закольцовывает мир. Зарождение, становление, зрелость и смерть. Прошлое и будущее, вера и наука — все идет рядом, рука об руку.

Оценка : 10
«Девять миллиардов имён Бога»
–  [ 7 ]  +

Ruddy, 07 декабря 2008 г. в 02:23

Лаконичный, тёрпкий на вкус и лишённый всякой динамики рассказ точен, рационален и невероятно притягателен в идеях, что людям никогда не понять божественного замысла, никогда не вникнуть в суть вещей. А если поймут и вникнут, то будет поздно, будет расплата за неверие.

Отличная фантастическая миниатюра.

Оценка : 10
«Девять миллиардов имён Бога»
–  [ 7 ]  +

konkor, 17 марта 2008 г. в 16:32

   В сюжете рассказа вроде нет ничего необычного, кроме самой цели использования современной техники. Хоть он и написан в 60-е годы прошлого века, действие вполне можно отнести и к сегодняшнему дню. Никакого закрученного сюжета.

  Но, именно сама обыденность и внешне кажущаяся простота и полная возможность происходящего, совместно с эффектно построенной концовкой рассказа производят неизгладимое впечатление.

Удивительно то, что аналогичные ощущения испытали и я сам, прочитавший рассказ лет 15 назад и моя дочь, прочитавшая его(по моей подсказке) недавно. Похоже рассказ действительно остается в памяти навсегда.

Оценка : 10
«Смерть и сенатор»
–  [ 6 ]  +

mshvez, 03 февраля 2023 г. в 22:51

Всё-таки классика — она и есть классика. Настолько простые, вечные человеческие вопросы выходят на первый план, что они заслоняют всё. И на этом фоне лишь где-то на заднем плане маячит мысль: а где здесь фантастика? Да, ее есть немного: это советская орбитальная медицинская лаборатория, способная взять на лечение всего 10 пациентов и гарантировать им излечение в условиях невесомости. И все, вся фантастика. Надо сказать, что эта лаборатория — лишь деталь, выразительный штрих в картине душевных исканий главного героя — сенатора конгресса США, которому врачи отвели всего полгода жизни из-за болезни сердца. И вот тут наступает момент истины: перед лицом скорой смерти сенатор переоценивает свою жизнь, поступки, отношения с родными и близкими, вся система ценностей встаёт с ног на голову. Вот это описано действительно классно и впечатляюще. Чем-то рассказ напоминает прозу Саймака — может, тем, что действие происходит в США и главный герой — американец? Я сначала до конца не понял, почему. Потом, кажись, догнал — без гуманистического посыла, конечно же, не обошлось! С восхищением понял, что Кларк для меня с каждым прочитанным произведением встаёт в ряд великих гуманистов золотого века НФ: с Саймаком, Брэдбери, Шекли. Такие вот, дела, ребята: рассказ — о нравственном выборе, повод задуматься — правильно ли мы расходуем отпущенное нам недолгое время жизни? А космическая биологическая станция — почти «всего лишь станция». Разве что Кларк и ее умудрился сделать поводом пересмотреть свои ценности (в прошлом) и ее же — стать катализатором для нужного решения сенатора перед неизбежной скорой (а скорой ли? — вот он, камень преткновения!) смертью. Потрясающий рассказ. 10 баллов.

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 6 ]  +

CoolReader, 23 июля 2020 г. в 14:35

Классика и эталон твёрдой научной фантастики. Читал ранее, спустя 14 лет перечитываю. Очень заслуженно А. Кларка называют великим предсказателем и футурологом, нашёл ещё одно его предсказание, которое сбылось уже после того как я первый раз прочитал роман. Какого же было моё удивление когда перечитывая роман в 2020 г. я прочитал про ракетную ступень носитель которая возвращается на стартовую площадку, для многоразового использования. Это наше настоящее, та технология которую сейчас использует компания SpaceX, предсказание из далёкого 1968 г. Читая описание технологий и описание космической экспедиции задаёшься вопросом, а ведь в будущем все может происходит именно так или приблизительно так, как это описал А. Кларк. И конечно, как и во многих работах автора, особенную таинственность роману придаёт загадочный и могущественный экзоразум. Резюммруя хочу сказать, что это классика жанра на все времена.

Оценка : 10
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 6 ]  +

zvezdochet2009, 20 мая 2020 г. в 19:28

Сначала был рассказ «Часовой», его Артур Кларк написал в 1951 году, и речь там шла о таинственной пирамиде, обнаруженной астронавтами на Луне. При ближайшем рассмотрении оказалось, что артефакт внеземного происхождения и едва люди приблизились к нему, что-то там внутри сработало, как предохранитель, который был запрограммирован на то, что к пирамиде приблизятся разумные существа.

Затем, много позже, в 1968 году писатель создал свою монументальную Космическую одиссею-2001 в виде киносценария, а когда после экранизации Стэнли Кубрика стало ясно, что история пользуются успехом, Кларк издал сценарий в виде романа и расширил его до цикла из четырех произведений. Впрочем, последующие его работы хоть и были занятны, особенно вторая Одиссея, но так и не смогли повторить ошеломительный успех и превзойти художественное значение пилотного романа.

В недалеком будущем, по мысли фантаста это должен был стать 2001 год, люди обнаружили на Луне странный артефакт виде большого черного монолита, толщина, ширина и высота которого соотносились друг к другу как 1,2 и 3. Едва земляне начали исследовать странную находку, она исчезла, а затем, через некоторое время аналогичный, но гораздо больших размеров монолит был обнаружен на орбите Юпитера. Человечество принимает решение – снарядить космическую экспедицию, чтобы добраться до монолита и исследовать его…

Артур Кларк – самый универсальный научный фантаст во всей зарубежной литературе XX века. Если другие выдающиеся писатели сосредотачивали свое внимание на каких-то отдельных темах (Азимов на роботах, например), Кларк писал обо всем, причем в глобальных масштабах пространства и времени: если уж про будущее, так на миллионы лет вперед, если уж про космос, так в масштабах всей галактики. Поэтому неудивительно, что действие «Космической одиссеи» разделено на несколько последовательных этапов, и каждый из них все более масштабен и глобален, а к концу действие и вовсе переносится за пределы существующей вселенной.

Основная тема романа – существование внеземного разума, причем в обязательном контексте с нашим. Кларк представляет свою версию появления человека на планете Земля: мы – плод глобального эксперимента, дети, едва научившиеся ходить, но уже тянущие ручонки к звездам. А монолиты, проводники человека в загадочной вселенной, служат маяками, отмечающими, что наша цивилизация достигла определенного этапа в своем развитии. Здесь автор с упоением и увлечением описывает достижения будущей технологии, делая целый ряд предсказаний, большинство из которых уже сбылись.

Что касается идейного наполнения, пределы воображения и глубина поставленной проблемы, конечно, поражают. Кларк не стал ходить вокруг да около, а описал – максимально реалистично – каким может быть проявление внеземного разума по отношению к человеку, и соответственно каким будет контакт. Причем не одномоментный, а длящийся многие годы, столетия и даже, как показывает последний роман цикла, тысячелетие. Парадокс, но этот самый божественный разум так нигде разу и не засветился — нигде в цикле романов Кларк не дает нам портрета загадочных существ и мы можем довольствоваться лишь плодами их деятельности. Мощь их безгранична, подобна божественному проявлению, но кто они такие и как выглядят, остается загадкой. И правильно, потому что основное внимание Кларк сосредоточил на человеке, постулируя центральные вопросы:

«Кто мы и каково наше место во вселенной»?

На эти вопросы вы не найдете ответа в книге.

Но вы обязательно задумаетесь над самим удивительным фактом существования на этой прекрасной голубой планете разумного мыслящего существа. Неужели все мы – продукт спонтанных мутаций? Или все-таки кто-то или что-то создало нас с неведомыми целями?

Кто знает.

Вероятно, ответ находится где-то там, среди звезд.

Оценка : 10

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 31 32 33 34 35   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх