fantlab ru

Все отзывы на произведения Захара Петрова

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

Angvat, 13 марта 2019 г. 09:38

Давайте я сразу же с порога попытаюсь оправдаться, зачем я взялся читать ответвление книги, которую считаю одной из худших в отечественной фантастике. Дело в том, что моя жизнь ввиду неспособности (надеюсь, все-таки временной) водить автомобиль плотно связана с этим самым минским метро. Уже больше семи лет мне приходится кататься по нему туда-обратно почти каждый будний день. И мне просто стало интересно, а как же автор изобразит его в декорациях постапокалипсиса. Взыграло так сказать любопытство, как же будут выглядеть набившие оскомину места в такой вот обертке.

Но, к сожалению (или скорее все-таки к счастью…) я этого не узнал. Потому что, несмотря на все мое любопытство, сломался я при ознакомлении с сим чудом весьма быстро. Видите ли, время все-таки обладает определенным терапевтическим эффектом. Я помнил, что «Метро 2033» — плохая книга и ее мир крайне абсурден и нелогичен. Но за давностью лет несколько подзабыл, насколько же там все плохо.

Произведение стартует с того, что москвичи на вертолете (опустим вопрос, откуда у них в подобных реалиях вертолет, которого абсолютно не жалко) по сигналу бедствия вылетают на помощь минчанам. Причем в команде есть какой-то представитель от местных Людей Хэ с паронормальными способностями. Ок, ладно, с кем не бывает. Но дальше – больше. По дороге наша безликая команда делает остановку в Борисове, где на нее нападает огромное слизнечудовище (слышал, что с тамошними лекарствами что-то нечисто и у них бывают нежелательные побочные эффекты, но чтоб настолько…). Когда же наши горе-спасатели наконец добираются до города на Немиге, том сперва на них из леса выбегают партизаны, пардон дикари, а затем местные начинают рассказывать про тяжелую жизнь и как трудно выращивать на поверхности радиоактивную картошку… Вот аккурат на этом месте для меня все и закончилось. Я просто испугался, что дальше начнется какое-нибудь «Возвращение драников-убийц». Или же, что еще хуже, книга продолжит быть все такой же скучной, бредовой и при этом зачем-то убийственно серьезной. Нет, лучше весь окружающий бред действительно объяснялся бы магией, логика происходящего выросла бы тогда в геометрических порядках.

В общем, никакое любопытство больше не способно заставить меня спустится в родной метрополитен под столь нудной и несуразной апокалиптической закваской. Придется и дальше довольствоваться обычным. Не то чтобы у меня был какой-то «возвышенный и изысканный» литературный вкус, я порой какой только чуши не читаю. Но подобные книги видимо не способен листать даже уже из мазохистского любопытства. Поезд такого рода чтива для меня уже безвозвратно ушел и навеки скрылся в темном туннеле…

Оценка: нет
– [  9  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

tapok, 5 мая 2013 г. 08:43

Читать «МУОС» долго не хотел. Во-первых, я знал, что данный роман официально не проходил в серию длительное время. Не проходил по формату, насколько мне известно. Во-вторых, на тот момент, пока он не проходил, это была первая и единственная книга о территории вне РФ. Это сейчас есть ВМ-2033 про Британию, Италия и прочие места. И тем не менее я всё-таки взялся за «МУОС».

Честно говоря, с первых страниц ощущается, что роман отличается то того, что составляет ВМ-2033. Это ощущается во всём — слова и предложения, подача материала, вступительная часть (много внимания уделяется описанию того, что мы знаем по прошлым книгам серии). В этом плане понравился главный герой — Игорь. Он нетипичный изгой.Волею судьбы он пострадал из-за деятельности своей матери. Сам Игорь ни в чём не виноват, но достаётся ему по первое число. Во мне этот персонаж вызвал сочувствие. Надо сказать, что из почти трёх десятков книг серии мало кому из авторов удавалось проявить во мне такие ощущения. Обычно я открываю очередное «Метро 2033: что-то там» с мыслью, что меня ждут в общем-то обычные картонки вперемешку с остальными штампами. «МУОС» не такой. Ещё очень понравились вставки (превьюшки) к каждой главе, в которых раскрывались те или иные особенности мира Петрова, события, до и во время Катастрофы. Казалось бы, многие авторы пользовались таким приёмом. Однако Захар превзошел здесь всех.

С точки зрения сюжета — ничего нового. Квест, политические интриги, боевые действия. Всё в принципе стандартно.

Неправильным было бы не сказать о минусах. Он в принципе один, но при этом очень серьезный. Это финальные 10% романа. Я бы смело их вычеркнул. И забыл бы. Да не могу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А дело в том, что на протяжении всей книги Захар Петров ведёт нас без каких-либо насаждений своих мыслей. Нет тайных смыслов и философии, ведь наш герой, Игорь Радист, простой парень, во многом наивный. И даже на происходящее смотрит часто со стороны. Но в конце «МУОСА» он становится центральным персонажем. И тут включается клиника. Все эти диалоги с отцом Тихоном, его самоуничижение... Аж до оскомины. Нехорошо получилось, Захар Петров, нехорошо нам навязывать всё это. А записка «от автора» тоже создала неувязку. Вроде бы серьезная должность — следователь. Но такая вера в Создателя... Хм, словно с пеной у рта. Не нравится. Еле как решился не снижать оценку на балл из-за последней главы.

Итог: роман уровня «Странник», «Наследия предков», «Безымянки», «Санитаров», «Британии» (мой личный хит-парад ВМ-2033). Однако «МУОС» — это самая проработанная книга серии. И в плане персонажей, и в плане окружающего мира. Только язык чуть тяжеловат (возможно, сказывается малое количество диалог и длинные главы). Безусловно, буду ждать продолжения. «

Оценка: 9
– [  7  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

eka007, 15 октября 2012 г. 06:23

Честно говоря, ожидала от этой, столь широко разрекламированной книги, намного большего.

Весьма посредственный роман, мрачный, больной, с извратами психики.

Язык очень неровный, в некоторых местах просто корявый. Читается книга тяжело.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

Ябадзин, 10 августа 2020 г. 09:34

Технически написано просто коряво. Половина происходящего подается в каком-то пересказе уже произошедшего. Я уж молчу про постоянные возвраты и экскурсы в прошлое. Ничего особо нового в плане развития темы нет, сюжет рваный. До конца просто не смог прочитать.

Зачем полез почитать? На рекламу клюнул (легендарный МУОС!).

Оценка: нет
– [  4  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

Knigolub282, 17 сентября 2015 г. 18:10

Про книгу Захара Петрова «Муос».

Словно библейский сюжет о мире после гибели.

Я буду краток, ибо не хочу перечислять минусы данного произведения, ведь они просто меркнут на фоне общих впечатлений, полученных от дебютной книги Захара Петрова «Муос».

Мрачный и жестокий, но при этом до одури правдоподобный антураж, простой незамысловатый сюжет, яркие, старательно выписанные образы главных героев, и не умещающиеся в голове поступки, на которые идут люди, ради того, чтобы выжить, — вот так просто и кратко можно описать «Муос».

Если сравнивать историю Минского метрополитена с историей Глуховского, то тут, уж, если говорить прямо, «Муос» втаптывает текст Дмитрия в грязь. Вместо наивной картинки о благополучных городах-государствах Московского метро, где все появляется по зову волшебной палочки, в Минске, чтобы добыть пропитание, ресурсы, и иные необходимые для жизни вещи, люди идут на крайние меры, порою граничащие с безрассудством, но, как это ни печально, выбора у жителей подземки просто нет, по-другому никак нельзя. Вместо «Избранного» главного героя, простой паренек, который ничего не может изменить, который вынужден выступить в роли наблюдателя в этом страшном мире, погибшем под градом ядерных боеголовок. Можно привести еще кучу примеров, но нужно ли? Думаю, что нет.

Тема религии, затронутая автором в романе, многих насторожила и, читая рецензии, я невольно улыбался, видя, что люди занижают оценки только по этой причине. Мне же показалось, что религия никак не вредит произведению, а, наоборот, еще больше погружает в атмосферу безысходности, создает некий шарм произведению.

Концовка спорная, но, на протяжении всей истории, все плавно шло именно к такому концу.

Вывод: Хороший роман, который не стыдно поставить на одну полку с гениальной «Дорогой» Кормака МакКарти, страшный, но честный.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

Daedra, 7 декабря 2014 г. 15:21

Я прочитал эту книгу еще в 2010 году, когда она не входила во «Вселенную» и называлась «МУОС: Постъядерный Минск 2051». До нее я прочитал оригиналы Метро 2033 и 2034 Глуховского и фанфик «Метро: Предыстория». Скажу честно: оригиналы и рядом не стояли с «МУОС». Захару Петрову удалось создать очень страшную и реалистичную атмосферу, по сравнению с которой оригиналы кажутся не более, чем детскими страшилками. Читать было реально страшно, немногим книгам удалось произвести на меня такое впечатление. Петров смог вызвать во мне и сопереживания героям, читая я ощущал себя сторонним наблюдателем происходящих событий. По тем ужасам, которые творятся в минском метрополитене, оно намного превосходит московское. Одни только ленточники, которые по сути и послали в Москву сигнал, чего стоят, а если прибавить еще и морлоков... С самого начала книга круто зацепила меня, не давая мне остановиться. В итоге я прочитал ее за два дня. В книге все отлично и хорошо описано, персонажи раскрыты замечательно, сюжет интересный и захватывающий, но книга не завершена логически. В финальной сцене происходит встреча нескольких противоборствующих сторон, и должна по сути быть конкретная мясорубка, но она так и не происходит. Явный намек на продолжение, и оно было и тогда, но оно недописано и по сей день. Продолжение называется «МУОС: Чистилище». Подводим итог. Книга получилась настолько непохожей на оригинальное «Метро» Глуховского, что становится ясно, почему так долго не включали в серию, это совершенно иная атмосфера, совершенно иной стиль, а кроме того и время — 2051 год. Если вы поклонник или поклонница оригинала, хотите взглянуть на метро с другой стороны и получить новые, яркие и незабываемые ощущения, то «МУОС» — это именно то,что вам нужно. Приятного прочтения!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

thosik, 28 июня 2021 г. 07:39

Давненько я уже не была во «Вселенной метро», а серию-то, оказывается, опять закрыли – правда, говорят, временно. Такой крутой проект, жалко будет, если совсем сольется, альтернативы-то особой пока вроде нет.

Из любимых авторов Вселенной могу выделить: Денис Шабалов «Право на Силу», «Право на Месть», «Право на Жизнь»; Игорь Вардунас «Ледяной Плен»; Игорь Осипов «Измеритель», «Лешие не умирают»; Андрей Дьяков — трилогия «Тени Пост-Петербурга». Это прям, на мой взгляд, «маст-рид», хотя вся серия, как и жанр, конечно, на любителя.

И вот разглядывала тут намедни свою коллекцию метрошек и в отдельную стопку сложила непрочитанные книги, среди которых самым долгождунским романом был «МУОС» Захара Петрова. Легендарный, к слову, якобы роман серии. Оказывается, самой первой книгой проекта, по идее, должна была стать именно эта история, потому как писалась она чуть ли не параллельно с Метро Глуховского. Но что-то там не так пошло с изданием сего творения, и в результате книга была напечатана в рамках Вселенной лишь годы спустя, но при этом в сети у романа уже была толпа фанатов. Вот такая предыстория.

Итак, я наконец-то добралась до МУОСа, и вот что у меня осталось из впечатлений после этого путешествия по постъядерному миру.

Для начала стоит пояснить, что это за «муос» такой. Это «Минское управление оборонных сооружений»: под потенциальные убежища в случае войны якобы переделывались и станции метро, и подземные переходы, и подвалы всяких складов, жилых домов, магазинов, и коллекторы, и канализационные туннели. В общем, огромная подземная сеть получилась.

Вот туда-то и предстояло отправиться главным героям – москвичам, которые поймали радиосигнал с просьбой о помощи из Беларуси. Тут же была создана группа, включающая представителей разных «государств» московского метро, спецназа(!!!) и радиста, собственно. На сохранившемся чудом вертолете (!!!) отряд отправился в «командировку», из которой вернутся далеко не все. Цель, конечно же, у москвичей не только гуманная была, а больше по части разведки: чем черт не шутит, вдруг у них там получше жизня, чем у нас, тогда можно будет подумать и об экспансии.

Ну и, как вы понимаете, сюжет после того, как происходит спуск группы в минское метро – этот мрачный, замкнутый постапокалиптичный мир, пойдет по стандартной схеме для большинства книг серии: квест, путь из точки А, в точку Б, приключения, локальные войнушки, немножко любви, геройские поступки и предательство, декорации постъядерных реалий, деградация человечества и прочие прелести. Ничего особо нового. Но в то же время именно такой вот поход конкретно в антураже метрошной вселенной мне больше всего и нравится, наверное. Но зависит, конечно, от фантазии автора. Здесь, кстати, с этим было все в порядке. Захаров напридумывал тут такой жести, что периодически я порывалась бросить: особенно глава про «ленточников» меня убила, я эту часть в полублевотном состоянии читала. Представьте себе сообщество симбионтов «Человек (носитель) и Червь (паразит, мутировавший в какую-то просто инфернальную тварь)»; эти люди отлавливали «здоровых» и переселяли им своих червяков – ну в общем, это полный треш.

Из плюсов, помимо довольно интересных, хоть и чрезмерно жутковатых, событий, могу назвать постоянные флешбеки. Многим, такие приемчики не очень нравятся, а мне кажется, что это довольно закономерный подход. То есть читателю не просто как факт какую-то группу или мини-государство, какого-нибудь монстра или легенду, к примеру, представляют, а рассказывают историю: что, откуда, почему, с чего все началось. По-моему, так гораздо логичнее и образнее получается.

Главным же минусом для меня стала последняя часть книги: ближе к финалу автор как-то агрессивно вплел свои философские рассуждения, религиозный посыл, очень, скажем так, навязчивый, зачем-то перевернул все произошедшее в какую-то «миссионерскую» пургу, которая мне показалась чрезмерно пафосной и совсем не метрошной. Но тут каждому свое, конечно, кто-то, возможно, пищал от восторга, читая последние страницы.

Что в итоге. Легендарности в этом романе я что-то не ощутила, если честно. Лично для меня МУОС мало чем выделяется среди общего проходняка серии, ничего особо выдающегося я тут не заметила. На фоне того же Дьякова, например, вообще очень средненько получилось.

И пока я ушами хлопала, уже, оказывается, аж целых две книги продолжения появились. Но я теперь не уверена, что хочу снова погружаться в мир МУОСа. Не очень мне понятно, что там, собственно, можно было продолжать. Хотя, возможно, когда-нибудь, на безрыбье….

Оценка: 6
– [  3  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

Oleg83tt, 19 апреля 2013 г. 17:15

Перед чтением, хотелось, что бы Минск, не был таким, как Харьков. Эмоции и чувства двоякие. Интересный сюжет, сложно преодолимые станции для героев, атмосфера каменного века и обреченности, вставки из прошлой жизни красивые, отсутствия складов вооружения и боеприпасов. Из минусов приведу, что запомнилось: вскрытие черепа без наркоза, живая трава.

В итоге проходной середняк серии.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

dxbckt, 24 мая 2018 г. 11:37

Несмотря на аннотацию (мое субъективное мнение) настоящее произведение не намного вырвалось из ряда своих последователей и представляет довольно типичный пример серии. Представленный ажиотаж видимо связан с тем что автор был одним из предвестников серии (читайте аннотацию Глуховского), а его книга долго не издавалась.

Единственно: автор видимо решил шокировать читателя всей грязью ожидаемого существования остатков человечества. В этом плане впечатления от книги остались тяжелыми, хоть книга и была «немного прилизана» (чем ее старая версия). Хотя в принципе... от этого не легче))

Оценка: 4
– [  0  ] +

Захар Петров «Метро 2035: Муос. Падение»

Dobkachleo, 26 мая 2019 г. 12:20

«Крах»

Рецензия на «Муос. Падение» Захара Петрова

(дополнение к рецензии «Безысходность» на «Муос. Чистилище»)

…Угадайте, что ближе к финалу происходит? Во-во. Крах. Он самый! Типичное и даже ожидаемое для антиутопий «хуже ещё будет, будет!» наступает в сложный период жизни Веры. И без того часто хотелось влезть в этот мрачный мир и накричать на всех: «Опомнитесь, люди, вы что, идиоты, так поступать?!» Правда, меня б скорее грохнули из арбалета (ввиду полнейшего отсутствия огнестрельного оружия, даже упоминаний в тексте). Ну, или мечом зарубили бы.

После Краха, казалось бы, какой смысл продолжать историю следователей? Но нет, они по-прежнему вершат правосудие «именем Республики!» и убивают главных врагов несуществующего более государства. Вера же тем временем оставляет свою вообще-то пожизненную работу и просто помогает любимому с трудом его жизни — книгой-самоучителем «Начала», способной сделать из дикаря Человека. Делает она это в Резервации, где обитают мавры — мулаты из Америки. С отношением к ним непонятно: Захар пишет о расизме в Муосе, причём и белом, и чёрном, но сострадает в равной степени обеим расам (хотя в книге можно выделить по меньшей мере ещё одну…). Что не мешает ему показывать всю гадость человеческой души вне зависимости от цвета кожи.

Мимоходом я упомянул другие расы, немного разовью тему. Речь идёт о лесниках — тех самых, которые первыми и встретились (если правильно помню) уновцам в «Муосе». По сути, это дикари-мутанты, но небольшое усилие, и они могут поумнеть. Но веду я сейчас речь не о расовых предпочтениях автора, и не о возможности развить мозг дикаря до цивилизованного состояния. Меня интересуют сами мутанты. В «Чистилище» их совсем немного. По крайней мере, оно подаётся именно как книга о людях, а не об отстреливании порождений ядерной войны. Хотя не без того…

Мало в романе места отведено и национальному языку. Его у нас представляют, в первую очередь, только Саха и Паха. Остальные же герои разговаривают только на русском, а белорусский язык многих персонажей почему-то удивляет. Уж не знаю, с чем это связано — с тем, что русский язык вполне официальный в Беларуси или с тем, чтобы читателю проще было воспринимать текст… Но одно дело, когда герои говорят на русском по прихоти переводчика, а другое — когда иностранцы (относительно страны, где происходит действие) начинают говорить на своём языке, и их не понимают. В «Чистилище» иностранцами с натяжкой можно назвать только мавров, но и те мешают английский язык с русским! Хотелось бы узнать у Захара, почему он уменьшил носителей основного языка Беларуси до минимума…

(завершение см. в рецензии «Безысходность» на «Муос. Чистилище»)

Оценка: 8
– [  0  ] +

Захар Петров «Метро 2035: Муос. Чистилище»

Dobkachleo, 31 декабря 2018 г. 14:06

«Безысходность»

Рецензия на «Муос. Чистилище» Захара Петрова

На первые главы этого романа я набрёл очень давно, ещё когда в серии, если не ошибаюсь, и десяти книг не было. Конечно, первую часть, сам «МУОС», я прочитал тоже одной из первых. Очень хотелось узнать, что произошло в Беларуси, на моей исторической родине. И вот, спустя кучу лет, Захар дописал и выложил продолжение полностью.

Учитывая, что от «Чистилища» я давным-давно прочитал разве что одну или две главы, представлять мне было нечего. И потому наивно лелеял надежду, что роман, вслед за дебютным, увидит свет. Но дочитав до последней страницы, понял, что надеждам моим сбыться не удастся. Как минимум, «Чистилищу» в рамках «Вселенной Метро 2033» путь был заказан. Действие начинается примерно в 2048 году и растягивается в основной его части лет на двадцать пять. А эпилог, или «вместоэпиложье», уходит ещё дальше. К счастью, в этом году издательство «АСТ» запустило новую серию «Вселенная Метро 2035», куда, в качестве исключения по хронологии, удалось предложить этот чудесный роман.

В результате получилась полновесная постъядерная антиутопия, и гораздо мрачнее романа «1984» Джорджа Оруэлла и фильма «Эквилибриум», действие которых также разворачивается после ядерной войны. Мы вновь оказались в тяжёлом мире Муоса, но теперь это не разделённый на несколько вполне конкретных обществ подземный город, а почти единое государство с сухим названием Республика, плюс есть где-то независимые поселения, есть диггеры и лесники, ленточники-недобитки… Республика являет собой модель национал-социалистического тоталитарного государства, с экспансистской жёсткой политикой. Я в ней увидел одновременно саму Беларусь, а также Третий Рейх и Советский Союз в связке со странами ОВД. До поры до времени эта основная сила в Муосе кажется вполне хорошим и милым образованием, с верой, культурой, обычаями, медициной и прочими необходимыми атрибутами. И вот, в ещё благополучные времена, через пятнадцать лет после Великого (Последнего) Боя, начинается история становления личности Веры Пруднич.

Насколько известно об авторе «Чистилища», сам он работал в прошлом следователем. Да и сейчас пребывает в смежной области, вроде как. Отношение к своим бывшим коллегам из будущего абсолютно понятное: это не обычные люди, а чуть ли не супермены, лишённые имён, подобно Захару Петрову, имя которого тоже хранится в строжайшей тайне. И это самые справедливые и честные служители Закона, которые когда-либо могли существовать. Первый раз с муосовскими следователями мы встречаемся в первой главе, и знакомимся с тем, кто позже нам будет известен под кодовым наименованием Второй следователь, а позже и Начсот. Личность его так и осталась нераскрытой. Мне даже кажется, что Второго следователя Захар писал с самого себя.

Другое дело Вера Пруднич. Её история нам подаётся открыто и полноценно. Нам показывают знакомство её родителей, участии одного из них — ясное дело, отца — в Последнем Бою, о рождении старшего брата, о самой Вере и немного — о её младшей сестре. Рассказывают о поселении Мегабанк, откуда родом наша главная героиня. И о том, что случилось с ним. Вера остаётся совершенно одна, главные впечатления у которой — перешедшая в стан врага тётя Нина и самосуд следователя и убров над группой чистильщиков. Неудивительно, что ей самой захотелось стать служительницей Закона.

Дальше начинается путь её восхождения до заветной цели. Для этого ей приходится стать диггером, войти в Ударный Батальон Республики, поступить в Университет на офицера, а потом попасть в келью, где готовят следователей. Но и на этом её приключения не кончаются! В амплуа и убра, и следователя девушка сталкивается с новыми ужасами Муоса и несправедливостью, поддерживаемой Республикой, разочаровывается во власти, находит любовь — учёного, верящего в собственную теорию Краха.

* * *

Мало в романе места отведено и национальному языку. Его представляют, в первую очередь, только Саха и Паха. Остальные же герои разговаривают только на русском, а белорусский язык многих персонажей почему-то удивляет. Когда читал текст в первый раз, я никак не мог этого понять, но, побывав в 2017 году в Беларуси, понял, что на русском языке разговаривает подавляющее большинство жителей, в том числе в самом Минске. Но в Муосе основной официальный язык как будто почти предан забвению, и говорящих на нём понимают редко. Есть в «Чистилище» ещё мавры, и те тоже мешают английский язык с русским.

Несмотря на обилие смертей, крови, жестокости и атмосферы настоящей безысходности, «Чистилище» оставило весьма хорошее впечатление. Ещё в 2013 году, когда я первоначально писал эту рецензию, я сказал, что «Муос. Чистилище» обязан выйти на бумаге. И это свершилось!

Оценка: 9
⇑ Наверх