fantlab ru

Все отзывы на произведения Юрия Михайловича Медведева

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Антология «Фантастика, 81»

Ценитель, 4 октября 2023 г. 17:40

В принципе со многим согласен. Николай Курочкин — «Призраки» — это дурацкая сказка. Борис Лапин — «Палочка с зарубками» — это просто ерунда. Саид Чахкиев — «Сын» — рассказ просто без конца, обрывается на ни чём, ни фантазии ни ума автору не хватило. Святослав Сахарнов — «Черепаха» — тоже ерунда, Юрий Никитин — «Забытая песня и Леонид Панасенко — «Проходная пешка, или История запредельного человека» — просто примитивный мусор, Александр Морозов — «Тимка-почтальон» — тоже мусор, Виктор Потапов — «Первый контакт» — неплох, но слишком мал, — Михаил Шпагин — «Ледяное метро» — очень муторно читать, Сергей Могилевцев — «Преддипломная практика» — идея хорошая, но антинаучно расписан, ну Леонид Леонов — «Последняя прогулка» фрагменты романа — это вообще крайне трудно читать чисто для гуманитариев, неплохой Виктор Савченко — «Роза ветров» — но тоже без конца, прилетели и улетели, не разобрались..

Даже фэнтези в сборник Людмила Жукова — «Летописец и ведунья» — как-то затесалось, хотя ничего фантастического там не было..

Из интересного в статье Владимира Сифорова, член-корреспондент АН СССР — «Этап, а что потом?» — был предсказан интернет!

Оценка: нет
– [  4  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Зеркало времени»

Массаракш, 20 декабря 2022 г. 02:41

Часть первая: невероятно развитое будущее, где время определяют «по расположению созвездия Водолея относительно лунной дорожки, рассекаюшей Байкал надвое». Перемещаются на существах «из титанита, синтетических перьев, проводов, протоплазмы, интеграторов, нервовакуумных насосов, витагенераторов, клетчатки, гравитационных конденсаторов, протоплазмы». Аж мороз по коже, насколько продвинулась наука. Дальше – преображённая Москва в духе мечтателей восемнадцатого века: «Предо мною, как разноцветные рыбины, реяли в воздухе навеки освобождённые от гравитационных оков дворцы, бассейны, стадионы, висячие сады». Реют, сцуко. Бассейны. Навеки освобождённые. Ух! Но и о бессмертном учении не забываем: «Стальная метла диалектики навсегда изгнала призраки сверхъестественного из храма истины».

Часть вторая: хруст горохового киселя. Скопище бородачей в лаптях и кацавейках (это наши предки), изъясняющихся на посконно-домотканом волапюке («Да поведай, Никишка, што за механизму измыслил? – вопросил Кузьма. «Поздна! Опосля все растолкую»). Из навоза и палок, тем не менее, сметливые крестьяне сооружают такой же агрегат, как их высокотехнологичные потомки – из нервовакуумных насосов. Красные лучи из прошлого и будущего скрещиваются – и...

И всё. В смысле – конец рассказа, финита. По усам, так сказать, текло. А о чём, собственно, был этот длинный утомительный набор слов? Если такой изощрённый юмор, то предупреждать надо. Если всерьёз, то предупреждать нужно тем более.

Никто, конечно, погаными тряпками погнать Медведева не мог, поскольку он сам себя публиковал в подведомственных изданиях. Но всё-таки удивительная авторская самоуверенность – не стесняться подобных текстов. Даже этакое здоровое остапбендеровское нахальство, я бы сказал.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Исповедь водителя МВ»

Массаракш, 18 декабря 2022 г. 23:59

Дас ист хумор. Юмор, в смысле. Ну как. Вот рассказывает солидный уважаемый человек в компании: ездил я в деревню, смотрю – баба стоит, я ей как дал пинком под задницу. И слушатели вокруг солидного человека смеются, смеются, слёзы вытирают. Да я остроумен! – озаряет его, и он пишет рассказ. Разумеется, не про бабу и задницу – мелкотемье. А про целую машину времени. Но хумор точно такой же – простой, быстрый, энергичный.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Грядущего Великое Кольцо: О И. А. Ефремове»

Массаракш, 18 декабря 2022 г. 21:05

Я не преданный поклонник Ефремова, отнюдь. Но почему-то стало обидно за хорошего интересного человека и писателя. Это ж надо так вознести ему хвалу – без малейшего проблеска чувства, монотонными ритуальными оборотами, языком советских газетных передовиц. Словно торжественные восклицания жреца, который и сам в своего бога не верит, и смысла затверженных заклинаний не понимает, но работать-то нужно: не будет заклинаний – не станет и кормушки. Даже пересказ (зачем-то) «На краю Ойкумены» в изложении Медведева выглядит отчётом на районном партсобрании – нечто тоскливое, унылое, с призывом к классовой борьбе в Древнем Египте.

Ни единого человеческого слова не нашёл глава «Школы Ефремова» для своего декларируемого отца-основателя. Но тут именно, что декларируемого, да и сам-то «глава» со своей школой – самопровозглашённый. Ничто не ново под луной, в том числе и паразитирование на имени/памяти известного человека. Но хоть постараться и написать панегирик покачественнее можно было? Или по-другому Медведев попросту не умел?

Перефразируя афоризм: при таких «последователях» и врагов не нужно.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Антология «Русская фантастическая проза ХIХ — начала ХХ века»

artem-sailer, 29 мая 2022 г. 20:39

В целом, любопытный сборник, произведения подобраны на разный вкус: есть и традиционная для русской литературы мистика, есть и произведения, которые по современным классификациям следует отнести к жанру научной или социальной фантастики.

Не всё, разумеется, понравилось. Из того, что впечатлило и запомнилось, выделю:

- отличную готическую мистику «Косморама» Владимира Одоевского,

- повесть Михаила Ларионовича Михайлова «За пределами истории. За миллионы лет» — это даже скорее не фантастика, а научно-популярное произведение с элементами художественного вымысла,

- великолепный рассказ «Между жизнью и смертью» Алексея Апухтина — здесь и глубокая философия, и мистика, и умеренно чёрный юмор,

- повесть «Жидкое солнце» моего любимого Александра Куприна — неожиданно твёрдая НФ с элементами социалки и, конечно же, с любовной историей.

Хорошая добротная литература. И мне даже кажется, что те произведения, которые не особо понравились, впоследствии захочется перечитать — просто под них нужно определённое настроение.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Любовь к Паганини»

amak2508, 22 сентября 2020 г. 16:37

Рассказ, конечно, шутливый, но, как говориться, в каждой шутке есть доля правды. Здесь эта доля, вероятнее всего, относится к существующим сложностям регистрации и последующего внедрения изобретений. Все мы, конечно, что-то такое по этому поводу когда-то слышали, ну а в этом рассказе читателя в эту проблему просто тычут носом.... Интересно ли это? — Скорее нет, чем да: сатира — она сатира и есть, и увлекательности, и весёлости в ней немного.

Что же касается первой части рассказа, в которой автор рисует будущее, в котором всячески ограничивают изобретательский энтузиазм масс — это уже точно настоящая фантастика. Во всяком случае пока даже намёка на такой энтузиазм что-то совсем не видно :).

А больше в произведении ничего и нет: только ироничный текст о том, что быть изобретателем — тяжёлая ноша во все века. Впрочем, написана эта небольшая вещица довольно складно и для разового прочтения вполне сгодится.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Чаша терпения»

Sir Shorris, 19 июля 2020 г. 00:34

Я в курсе продолжающихся и по сей день обсуждений скандальной роли автора в истории советской фантастики и его почти «опальной» славы, но в данном случае выражаю именно свое читательское мнение, стараясь быть максимально непредвзятым. И могу со всей ответственностью сказать, что мне понравилось! «Чаша терпения» — достойное и самобытное художественное произведение с необычным, запоминающимся сюжетом, оригинальной композиционной структурой и целым списком нравственных вопросов. В стилистическом отношении оно трудно поддается четкой классификации, но назвать его плохо или бесталанно написанным — рука не поднимается.

Условно повесть можно разделить на две контрастные части (как она публиковалась в «Искателе»). Действие первой разворачивается на Тянь-Шане, близ реки Чарын. Это такая «этно-мифологическая» фантастика, на грани фэнтези и эзотерических течений, но со своей особой подачей материала. В ней есть что-то и от романтики геологических рассказов Ефремова и Шалимова. Несмотря на драматичность — в ней много доброго, жизнеутверждающего. Эта часть воспринимается как вводная, предваряющая дальнейшие события, но по сути является полноценной самостоятельной историей и содержит многие опорные точки всего повествования в целом.

В первых строчках повести, и в качестве эпиграфа ко многим главам читатель увидит диалог главного героя с некой Эоной. Он задает ей вопросы о человеке, о морали, о красоте... и получает, порой, неожиданные ответы. Ответы, заставляющие размышлять и возвращаться к определенным событиям, чтобы увидеть их уже совсем с другой стороны... Но кто она, эта загадочная Эона? Какие глобальные события потребуют ее вмешательства?

С этими и многими другими вопросами читатель переходит к основной (условно — второй) части, действие которой происходит... на Сицилии! Да, это множество атмосферных описаний, полное погружение... Причем Сицилия у автора получилась неким собирательным образом — какие-то места совершенно достоверные, какие-то — полностью вымышленные. Детально описанная крепость Чивиты, например, один в один соответствует облику знаменитой Чивита-ди-Баньореджо в Италии, но в повести она находится именно на Сицилии, причем на вершине обрыва у самого моря. Во всяком случае, легкий вымысел только способствует красочности описаний. Здесь меняется и характер повествования — оно становится динамичнее, по-хорошему «злободневнее» и начинает приобретать черты детектива и психологического триллера. Будучи последователем Ивана Ефремова, автор также отталкивается от темы красоты, но показывает ее несколько иначе. Я бы даже сказал «от противного». Он показывает ее через физическое и моральное уродство... И надо признать, получилось это очень впечатляюще! Действительно, описания косвенных «дел рук человеческих» в виде массового вырождения зверей и птиц, и, что еще тяжелее к прочтению — вырождения человеческого — заставляют испытать целую гамму не самых приятных, но необходимых чувств. Глава «Поющая чешуя» в этом плане является, пожалуй, самой эмоционально тяжелой. Это описание интерната для детей с «врожденными особенностями внешности» и диалог главного героя с одним из его питомцев — Колоссом. Но удивительное дело — Колосс

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(ребенок-урод, являющийся при этом гением по умственным способностям)
настолько красив внутренне, и его ум настолько светел и пытлив, что внешность неожиданно перестает во время его речи играть какую бы то ни было роль! Вот еще один удивительный аспект красоты. Помимо этого, надо отдать автору должное, подробностей в описаниях уродств ровно столько, сколько нужно для создания необходимого образа — без чрезмерности. Тем более, что иллюстрация Ю. Макарова из журнала «Искатель» к этой сцене выполнена более чем милосердно к впечатлительному читателю — с уклоном в гротеск, а не в реализм.

Также отдельно отметил для себя, насколько удачно автор прошелся по теме «желтых» публикаций в области непознанного. Он совершенно четко разграничил «наше» — «липовое», «фейковое» — и настоящее чудо, которому всегда есть место, которое нужно разглядеть за тоннами дешевых подделок! Первый раз вижу, чтобы кто-то так ясно озвучил эту мысль еще тогда. А ведь она актуальна до сих пор! Подавляющая часть основополагающих видео и фотоматериалов, на которых «росли» все поклонники непознанного в течение десятилетий (док. фильм «Вскрытие пришельца», кадры с Несси, Снежным человеком и т.д.) оказались третьесортными подделками, созданными такими же персонажами, как фигурирующий в повести дон Иллуминато Кеведо

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(фотограф, оказавшийся на деле не более чем алчным престарелым развратником)
. Я уже не говорю о повседневном фейке, которого сейчас столько, что выше уже вряд ли возможно. Не слишком ли приземленно, и с чисто человеческой логикой действуют многие крупные фигуры на политической арене, чтобы подозревать их в выполнении воли представителей внеземного разума? Не слишком ли циничны, чисто по-человечески, действия «таинственных сил», выдаваемых за инопланетян? Не пытаемся ли мы прикрыть «вторжением чужих» собственные темные дела? Эти мысли сейчас звучат все чаще и чаще, к ним сейчас пришли многие, вынужденно отказавшись от веры в чудо, иногда с большим трудом. И ведь сорок лет назад — в самый разгар холодной войны — они уже были озвучены. Понятно, что тогда все было сильно политизировано, противостояние было максимально острым... Сейчас совсем другое время, но если вдуматься — а изменилось ли глобально что-нибудь в морально-этическом плане?

P.S. За образ Эоны и идею Галактического Совета Охраны Красоты — автору дополнительный балл! Очень не помешала бы нам такая вышестоящая инстанция;)

P.P.S. На протяжении повести в различных описаниях неоднократно (и особенно подчеркнуто) фигурировал сиреневый или светло-фиолетовый цвет. Это был цвет «таинственных солнц» другого мира, цвет шелковой накидки на картине, и т.д. Было ли это намеренным акцентом, или нет — не знаю.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Антология «Записки домового: Русская фантастика первой половины XIX века»

olpo70, 10 октября 2019 г. 13:58

Прекрасное знакомство с незаслуженно забытым автором. Или правильнее сказать, отодвинутым на задворки литературы советской идиологией и критикой. В то время нам все уши прожужали о неблаговидных ( и это еще мягко сказано) поступках Сенковского, Булгарина ( но речь не о нем). Но не буду повторяться. Об этом хороршо рассказал Юрий Михайлович Медведев в своей статье из этой антологии. А на самом деле Осип Сенковский по праву должен занять дрстойное место на пьедестале русской классики. И спорть с этим может только тот кто не читал его произведений. Ну или, подобно футбольным, «фанаты — ультрас» горяче мною любимого Пушкина. Не знаю правда есть ли такие, но по теории вероятности могут быть.

Тонкая ирония, хорошее чувство юмора, не перегибающая палку сатира, прекрасный слог и отличная фантазия. Это все отличительные черты фантастической прозы Сенковского. Читать его не скучно. Разнобразие тем, не тривиальный подход к их изложению не дадут этого. А некоторые отрывки просто просятся быть разобранными на афоризмы.

Спасибо создателям этой книги. Спасибо за то что они открыли для меня еще одного классика великой русской литературы.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Юрий Михайлович Медведев «На чужом берегу»

тессилуч, 18 ноября 2018 г. 05:03

Интересный рассказ для чтения в детстве. Тогда подобное мало кто писал, а перечитав в юности решил, что сюжет так себе-эпизод мини-рассказа. Но в памяти остался-поэтому семь баллов.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Эстафета»

тессилуч, 18 ноября 2018 г. 01:30

Интересный для 60-х годов лиричный рассказ. Необычное сюжетное решение о встрече с кораблем иной цивилизации. Даже в наше время рассказ не устарел.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Комната невесты»

Прокопий Антемий, 18 марта 2018 г. 21:23

Время действия — далекое будущее, а язык героев скорее подошел бы боярам времен эдак Алексея Тишайшего. «Вещун», «исполать», «очи», «знамо дело» — таким вот образом изъясняются не только земляне, но и представители инопланетной цивилизации. Авторская речь тоже полна неуместного пафоса:

«Звездный дворец мирозданья сложен из одинаковых кирпичей: флора и фауна всех живых планет более-менее схожа... Да, один и тот же оратай спиральными плугами взрыхляет вселенскую целину, рассеивая живительные семена»

Как-то не сочетаются межзвездные полеты с атмосферой седой старины, которую так упорно нагнетает автор.

Тем более, высокопарный стиль выдержан не до конца, постоянно проскальзывают современные жаргонизмы. Все это вызывает ощущение жуткого стилистического разнобоя и мешает восприятию рассказа, и без того очень сумбурного.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Исповедь водителя МВ»

Sawwin, 17 марта 2018 г. 05:51

Прискорбно, когда перед текстом приходится пояснять, что это юмореска. А то ведь не поймут. Никакого рассказа там нет, есть болтовня с претензией на пошловатый юморок. И, увы, полное невладение сюжетом. Даже полвека назад такое было стыдно читать, а вот писать, отчего-то не стыдно.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Беатриса»

Прокопий Антемий, 14 марта 2018 г. 17:19

Рассказ представляет собой неприкрытый самоплагиат. Многое напрямую взято из «Протея», концовка же сразу вызовет в памяти «Чертову дюжину Оскаров» (это уже не говоря о мелькающих там и сям идеях, позаимствованных у других авторов).

А еще бросилось в глаза, как Юрий Михайлович непринужденно и без лишней скромности пропиарил свой «Словарь имен».

Оценка: 3
– [  1  ] +

Елена Грушко, Юрий Михайлович Медведев «Русские легенды и предания»

strannik102, 14 января 2018 г. 14:28

Великолепно выполненная художественная энциклопедия по древнеславянской мифологии и верованиям. Увеличенный формат книги позволил удобно её сверстать — весь основной текст (сказки, былины или заговора) помещается на одну страницу, ниже располагается историко-культурологический комментарий, и тут же на развороте располагается цветная картинка-иллюстрация (см. картинку). Такая вёрстка придаёт книге сказочный былинный характер, тем более, что в качестве основного текста по каждому пункту содержания (см. картинку) как раз и идёт сказка или миф.

Чтение книги вообще не составляет никакого труда — текст каждой истории не перегружен излишними деталями и потому малообъёмен, комментарии просты и понятны, а картинки просто усиливают впечатление от книги до кинематографического. Однако вся эта простота обладает весьма сильным действием — многое запоминается, что-то узнаётся впервые и вновь, а весь содержательный массив по прочтении оставляет мощное послевкусие. И вот сейчас могу сильно рассердить упёртых апологетов христианства и других религий, но всё-таки не могу не посокрушаться по поводу утраты этой искони русской славянской веры — какая, всё-таки, мощь, какая силища!

Однако можно не опасаться читать эту книгу вместе с детьми практически любого возраста — никакой такой выпяченной митинговости в сторону старой славянской веры в книге нет, а есть только лишь выверенная доза определённым образом поданной информации, так сказать, «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»... Тем более, что и ту сказочно-мифологическую основу, которая Пушкиным превращена в поэму-сказку о Руслане и Людмиле, читатель тут тоже обнаружит.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Чертова дюжина «Оскаров»

harrybook, 9 декабря 2017 г. 15:08

Хорошо помню тот «Техника-молодёжи».

И тогда и сейчас рассказ очень хорош.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Антология «Фантастика, 81»

_Y_, 18 октября 2017 г. 20:04

Совершенно отрицательное мнение.

Подавляющее большинство рассказов откровенно скучны даже со скидкой на время написания. Не менее подавляющее большинство необоснованно пафосны. Многие, но не подавляюще, написаны, похоже, задолго до публикации, а в сборник 1981 года попали сопровождаемые криками авторов «Ура! Наконец пристроен!»

Есть несколько вещей, не вызвавших недоумения, но и они едва-едва на шестёрку потянули. Один рассказ — «Паттерлюх и его состав» Евгения Филимонова — стоит у меня особняком: я его помню с очень-очень давних времён. Так что он, наверное, не плох, раз так запомнился.

В конце сборника богатый выбор публицистических статей на околофантастические темы. Я бы разделил их на две группы — откровенно пропагандистские, и откровенно неряшливо написанные. Отдельно стоит статья-интервью П. Поповича «Наш мир двух солнц». В ней нового не нашел, но, со скидкой на время публикации, читать понравилось. «Этап, а что потом?» Владимир Сифонов — публицистическая статья, которая не вызвала ни нареканий, не недоумения. Логичная и лаконичная. В другом бы сборнике затерялась, наверное, а здесь просто таки принципиально лучше остального.

Сборник совсем не советую

Оценка: 3
– [  5  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Вглядываясь в зеркало морей»

ArtTrapeza, 1 августа 2017 г. 10:51

Немного странно читать статью столь ненавидимого автора и не находить в ней ничего явно плохого. Метко подмечен конфликт стратега Панфилова и тактика Карагодского в повести «Зелёные двери Земли». Выглядят вполне искренними сожаления о рано ушедшим из жизни Вячеславе Назарове.

Но если вчитывается, то начинают всплывать странные мелочи. Медведев упоминает биогенетический закон, но как будто ничего не знает о конвергенции, удивляясь внешнему сходству древних ихтиозавров и современных дельфинов. Идут цитаты из книг про то, что количество воды на Земле с начала времён ни на каплю не менялось, про 71 процент солёной воды в организме человека и 71 процент площади океанов на планете (масса и площадь, ага) и заканчивается всё пресловутым «гидропитеком». Всё, приехали.

А ещё удивляются, откуда взялась вакханалия лженауки в современной России. Вот отсюда, из позднесоветского времени.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Протей»

Прокопий Антемий, 15 марта 2017 г. 18:05

Очень, очень трудно разобраться, что тут наворотил товарищ Медведев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как пришельцы могли незаметно прилететь на Землю, взять что им нужно и улететь? Для чего они так тщательно «снимали копию» с Шервинского, если для них «проблем подобия не существует»? Зачем отправляли его «странствовать среди звезд»? Или это был сон?

Затрудняет понимание и язык. Герои порой изъясняются такими конструкциями, что мозги сворачиваются:

«Отвечать за сегодняшнюю фантасмагорию, измысленную вашими спецслужбами занебесными — здесь отвечать, на грешной Земле, кому придется?»

Также раздражает обилие уменьшительных: «братики» (по разуму), «людишки», «годочки» (световые). А высокопарные и архаичные выражения идут вперемежку с просторечными, типа «колготиться».

С моралью тоже не очень. Емельян, по сути, предает человечество (а ранее он предал своего начальника) — но подается вроде как положительный персонаж. Во всяком случае, автор не мечет громы и молнии в его адрес, хотя вот тут определение «представитель племени вселенских бродяг» было бы более уместно.

Кроме того, повесть перегружена многочисленными ненужными деталями. Помимо известного вставного эпизода с обыском у Ефремова, упоминаются: наркомания, дефицит, СПИД, «немыслимые привилегии» Сената... Никакого значения для сюжета все это не имеет, видимо автор просто постарался всунуть как можно больше «актуала».

Встречаются и забавные ляпы:

»-...Это что за корабль?

- Прибило к нам из созвездия Геркулеса космическими течениями...

- Из Геркулеса? — изумился я. — Сколько ж годочков световых их сюда несло?

- Для них фактор времени не имеет никакого значения...»

Что значит «прибило из созвездия»? Созвездие — это просто участок неба, в нем бывают десятки и сотни звезд, с совершенно разной степенью удаленности от Земли. Ну ладно, «пришельцы из созвездия Х» — уже распространенный штамп. А вот не знать, что в световых годах измеряется не время, а расстояние — для писателя, называющего себя фантастом довольно странно.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Зеркало времени»

god54, 14 января 2017 г. 14:12

Вполне хороший юмористический и очень даже ироничный рассказ на тему путешествий во времени. Автор четко и ясно сформировал свое ироничное отношение к этой теме, мол чушь и глупость, все, что я пишу. Хотя следует отметить, что идея-то довольно интересная: зеркало времени отражает реальность. Прочитать в целом вполне возможно.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Чаша терпения»

MarchingCat, 25 июля 2015 г. 19:26

В целом — автор явно более начинающий, чем опытный. Умеет писать либо красиво, велеречиво, но скучно, либо интригующе, динамично, но много более простым языком. А хочет и красивостей и интересностей.

В результате, произведение очень явственно разбивается на две половины. Первая половина повести выглядит попросту сумбуром. Сумбуром, написанным красивым языком, с историческими данными, мифами и легендами. При этом у читателя искушение прекратить чтение просто преогромно. Ибо — скучно и напрочь непонятно зачем ты это читаешь, сюжетно всё описывамое никуда не ведёт.

Вторая половина имеет интересный связный последовательный сюжет и читается даже с удовольствием. И при чтении становится видно зачем была нужна та, первая половина повести. Перед читателем складывается мозаика мысли автора.

Первую часть надо было значительно сокращать или вовсе реструктурировать повесть, введя первую часть экскурсами во вторую. И была бы короткая повесть, не заставляющая жалеть о потраченном времени.

Что ещё... многовато пафоса. Зато местами в наличии неплохой сарказм из уст главного героя.

Неожиданно приятный момент в повести — поведение американцев, хозяйствующих в Европе как у себя дома. Ну прямо провидчески.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Жалею, что наши отцы встретились с ними на Эльбе, а не на Сицилии. Теперь Европа не стонала бы от заокеанских громил.» (с) из текста романа

Я так полагаю, что глубинная мысль произведения состоит в том, что наша история очень интересна, Земля прекрасная и удивительна и ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы человек всё это погубил гонкой вооружений, военными действиями. То есть — антивоенный памфлет, написанный несколько более оригинально, чем стандартно для этого жанра.

Если бы не жутко тягомотная первая половина повести, моя оценка была бы выше как минимум на балл.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Антология «Записки домового: Русская фантастика первой половины XIX века»

Линдабрида, 9 июня 2015 г. 16:19

«К Смирдину как ни зайдешь,

Ничего не купишь:

Иль Сенковского найдешь,

Иль в Булгарина наступишь».

С таким мало вдохновляющим напутствием от Пушкина и Соллогуба я отправилась знакомиться с Сенковским. И обнаружила, что, какие бы грехи ни водились за Осипом Иванычем по литературной части, все же знакомства он заслуживает.

Сборник «Записки домового», как обычно и случается, не вполне ровен. Меня больше всего поразили первое и последнее произведения.

«Ученое путешествие на Медвежий остров» явно выбивается из ряда для своего времени. Поражает уже выбор места действия — не Петербург, не «город N.», а Якутия. Сенковский дает чуть ли не первое в нашей литературе описание Заполярья:

«Наконец, вступили мы в пустынное царство Севера. Зелени почти не видно. Гранит, вода и небо занимают все пространство. Природа кажется разоренною, взрытою, разграбленною недавно удалившимся врагом ее. Это поле сражения между планетою и ее атмосферою, в вечной борьбе которых лето составляет только мгновенное перемирие. В непрозрачном, тусклом воздухе, над полюсом, висят растворенные зима и бури, ожидая только удаления солнца, чтоб во мраке, с новым ожесточением, броситься на планету; и планета, скинув свое красивое растительное платье, нагою грудью сбирается встретить неистовые, стихии, свирепость которых как будто хочет она устрашить видом острых, черных исполинских членов и железных ребр своих».

И это сейчас постапокалипсисом никого не удивишь, но Сенковский разрабатывал сюжет двести лет назад.

Герои открывают, что в устье Лены некогда существовало могущественное государство Барабия. Столкновение кометы с землей вызвало землетрясение, потоп, смещение земной оси. Барабия погибла. Ироничные описания допотопных нравов автор ухитряется довольно органично сочетать с трагическими картинами гибели цивилизации.

«Спустя несколько часов все море покрылось бесчисленным множеством волнуемых на поверхности воды странного вида предметов: темных, продолговатых, круглых, походивших издали на короткие бревна черного дерева. Любопытство заставило нас выйти из пещеры, чтоб приглядеться к этой плавающей туче. К крайнему изумлению, в этих бревнах узнали мы нашу блистательную армию, ходившую войною на негров, и черную нагую рать нашего врага, обе заодно поднятые на волны, вероятно, во время сражения. Море выбросило на наш берег несколько длинных пик, бывших в употреблении у негров (Новой Земли). Я взял одну из них и притащил к себе прекрасный плоский ящик, плававший возле самой горы. Разломав его о скалу, мы нашли в нем только высокопарное слово, сочиненное накануне битвы для воспламенения храбрости воинов».

Иронично, но при этом ведь и жутко!

«Падение Ширванского царства» — вещь совершенно иного рода, весьма занимательная фантасмагория. Повесьте ваши уши на гвозде внимания, о любопытствующие! Автор поведает вам, сколько бед могут натворить в восточном государстве польская паненка и маг Джон Ди, если хорошенько постараются. Сенковский, основатель русской ориенталистики, порадует вас отменной пародией сразу и на ученую монографию (с обязательными ссылками на источники), и на сказку «Тысячи и одной ночи». Как это у него получается, объяснить не умею, но Запад, Восток, история и фантастика составляют в повести пестрый узор, подобный лучшим коврам персидским.

«Кто бы подумал, что эта невинная девушка, эта белая и розовая панна Марианна, сделается причиною погибели двух героев, двух славных и могущественных падишахов и еще орудием к уничтожению целой державы?.. Но в этом-то и состоит историческая „судьба народов“, которая теперь в моде! Все в истории зависит от „судьбы народов“».

На второе место в своем личном рейтинге я бы поместила «Сентиментальное путешествие на гору Этну», «Большой выход у Сатаны» и «Похождения одной ревижской души». Здесь автор дает волю своему острому языку и хлещет сарказмом всех, кто только оказывается поблизости: журналистику и философию, семейные нравы, теорию «полой земли» и идею кармы. Ничего странного, что Герцен сравнивал его с Мефистофелем! У Сенковского и впрямь есть нечто от холодного, безжалостного остроумия Мефистофеля. Но и над собой он смеется так же зло, как над окружающими.

Самые невыразительные в сборнике, на мой взгляд, — «Превращение голов в книги и книг в головы» и «Записки домового». Первому произведению, учитывая, что сюжет крутится вокруг представления с фокусами, не хватает зрелищности и динамизма. Второе откровенно скучно: автор увлекся изложением пародийной теории любви, и получилось сухо. Впрочем, современники смотрели на «Записки домового» иначе, и в подражание ему родился целый поджанр «замогильных записок» в русской классике.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Чаша терпения»

Fiametta, 15 сентября 2014 г. 09:32

Я никогда не могла смотреть на инвалидов и безумно боялась родить сиамских близнецов. Медведев мастерски прошелся по моим страхам (и наверняка, не только моим). Поскольку повесть 83-го года, злодеи — американцы и прислуживающие им предатели итальянского народа. Автор пишет об американцах, проводивших испытания атомной бомбы над своими солдатами, и не упоминает Тоцкий полигон. Странно, как легко герой попадает в Италию.

Повесть резко распадается на две-три почти не связанные между собой части. Про уйгуров я почти ничего не знала и страницы, посвященные им, читала с очень большим интересом.

Я готова была закричать от ужаса над страницами про интернат для глубоких инвалидов и над разговором с гениальным уродцем Колоссом.

Слог — слишком исполненный красивостей.

Читать: первую часть — интересующимся уйгурами, вторую — людям с очень крепкими нервами.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Яко Вертоград во цветении»

artem-sailer, 22 мая 2014 г. 10:35

Во-первых, очень понравилось. Рассказ, как мне кажется, романтичен и эмоционален (потусторонняя связь между главным героем и девушкой-«гадким утёнком», связь даже не платоническая, а более утончённая и возвышенная). Мистическая составляющая представлена в полном объёме, но без излишеств, без приторности (сверхъестественные способности, которые герои используют для «корректировок» своих жизненных путей, но, слава богу, без сражений на мечах и без драконов). Загадка так и остаётся загадкой, природа явления (происхождение способностей и таинственной скалы) не раскрывается, как и должно быть в настоящем магическом реализме. Этическая подоплёка (справедливость в любом случае восторжествует), при всей своей кажущейся наивности, отражает вечные ценности.

Во-вторых, рассказ запомнится атмосферой горного Казахстана, духом людей, живущих там. Автор знает предмет, как следует из посвящения, пишет о своей родине.

К минусам можно отнести странный язык повествования. Первое время думал, что рассказ ведётся от лица древней старушки-гадалки, настолько много анахронизмов и устаревших речевых оборотов. На мой взгляд, главный герой (молодой раздолбай, к тому же, сидевший) должен изъясняться другим языком. Также немного не понравилась некоторая религиозность.

В целом, очень хороший добрый рассказ, рекомендую широкому кругу читателей!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Юрий Михайлович Медведев «Дороги научного прорицания (Размышления с диалогами, с роботами, с атцеками, с машиной времени, с путешествием в ту и другую сторону от настоящего)»

Pirx, 8 февраля 2014 г. 15:51

Увы, это отнюдь не «интервью, взятое Ю. Медведевым у А. и Б. Стругацких», а, как явствует из 7-го тома «Неизвестных Стругацких», это вольная, даже чересчур вольная, фантазия Юрия Медведева по мотивам его разговора с Аркадием Стругацким. Фантазия небезынтересная, но обладающая одним весьма существенным изъяном: весь текст от первой буквы до последней точки принадлежит Юрию Медведеву, а от Аркадия Стругацкого в опубликованном тексте не осталось практически ничего. Бориса же Стругацкого в качестве участника этого разговора Медведев и вовсе выдумал.

И в заключение — цитата из другого — 8-го — тома «Неизвестных Стругацких» (письмо АНа БНу 10 июня 1974): «Жемайтиса ушли с работы. На его место назначают болвана Медведева — помнишь, он состряпал в «Технику — молодежи» идиотское интервью с нами».

Оценка: 5
– [  0  ] +

Елена Грушко, Юрий Михайлович Медведев «Энциклопедия русских чудес»

Рроман, 25 мая 2013 г. 23:38

Была у меня такая книжка.

Жутковатая, если честно. Оставляет тягостное впечатление.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Раба до скончания времён»

shna303, 21 мая 2013 г. 08:49

Фантастическая составляющая слабая – зачем могущественным инопланетянам эта женщина, почему нет других вариантов её жизни, зачем вообще всё это? Непонятно. Зато порнографическая – на уровне. Вполне в духе бандитских девяностых. Пусть уж лучше я буду ханжой.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Чертова дюжина «Оскаров»

Sumy, 29 сентября 2010 г. 19:36

Посмотрел результаты голосования — каждый пятый поставил этому рассказу единицу или двойку. А рассказ ведь в принципе и не плохой.Видимо сыграла роль фамилия автора. Имел бы автор фамилию Иванов , Петров или Сидоров , думаю , и оценка была бы повыше. Медведев , как писатель , несомненно посредственный , но рассказ

«Чертова дюжина «Оскаров»» вполне читабельный и в конце 70-х ( на фоне упадка советской фантастики) явление прогрессивное.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Легко ли стать вровень»

Sawwin, 8 апреля 2010 г. 12:58

Худший вид вранья -- полуправда. Данная статейка вполне отвечает этому определению. Говорить о фантастике молодых и не упомянуть о семинаре Бориса Стругацкого, о Московском семинаре, который успешно работал в те годы, о совещаниях молодых фантастов в Малеевке и Дубултах... надо было быть очень политически ангажированным товарищем, чтобы, ничтоже сумняшеся, написать подобный текст.

Статья представляет исключительно патологоанатомический интерес.

Оценка: 1
– [  14  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Комната невесты»

Sawwin, 8 апреля 2010 г. 12:32

Как написано в аннотации: «Много всего намешано в этом необычном философском произведении». С этим определением почти соглашусь. Намешано действительно много, вот только философии нет и следа. Ни единой собственной мысли, ни единого поворота сюжета. Всё как есть скрадено у Ефремова, Стругацких, других авторов. Беспорядочный ход событий, многозначительные фразы, раскавыченные цитаты из книги Владимира Даля «Пословицы и поговорки русского народа», всё это не может скрыть абсолютной пустоты и несамостоятельности рассказа.

Дочитал с трудом и никому не советую повторять мой опыт.

Оценка: 2
– [  12  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Протей»

Стронций 88, 24 февраля 2010 г. 15:15

Рассказ состоит в основном из диалогов, что не так уж и плохо. Неплохо если диалоги естественны, реалистичны… А тут… Автор рисует мир будущего, причём не такого уж и близкого. И вот, в этом самом будущем люди разговаривают используя выражения какие-то прямо из «века осемнадцатого» – точно Автор хочет добавить повествованию красоты таким вот старинным образом. И в разговоре в котором упоминаются «элекары», «космонавигаторы» и «Самоорганизующиеся Плазменно-Биологические Системы» всё это царапает так жутко, что удовольствие от чтения получить трудно. Ну не верю я, что в будущем будут так разговаривать ¬¬– как монахи из Гражданина Великого Новгорода. Так и вижу их ¬– монахи восемнадцатого века и установки ядерного синтеза. Есть конечно одно объяснение… И Шервинский и Емельян Эммануилович (Емельян века двадцать второго!) после встречи с «мозгом», как говорил один из них: «поумнели», могли и прошлое видеть – может, оттуда и нахватались. Хотя это и не объясняет почему, Шервинский от лица которого идёт повествование называет Емельяна Эммануиловича то затворником, то узником – прям былина какая-то… Да и эти «научные» (сугубо фантастические) названия («элекары», «космонавигаторы») – ощущение складывается, что они здесь прилеплены, и без них рассказ перестанет быть фантастикой и издохнет в муках… Дедсадовством каким-то попахивает. Если Автор хотел сделать такой вот оригинальный новаторский коктейль – то, по-моему, не получилось у него, сноровки нет. НЕ ЧИТАЕТСЯ это

Но ведь есть и плюсы.

Когда Автор описывает этот «мозг» на орбите Юпитера, у меня даже мурашки по коже пробежали. И то, что для него люди не цель, он летит устанавливать контакт в другую часть галактики (мимо нас!) – тоже понравилось как-то. И вообще всё поведение этого «мозга» хорошо придумано. И неожиданности есть интересные. И финал какой-то грустный даже…

Вот так вот ¬– рассказ как зебра, полоса белая, полоса чёрная; фрагмент скверный – фрагмент хороший. Правда, скверных полос на порядок больше. ¬

Оценка: 3
– [  3  ] +

Антология «Киевские ведьмы: Русская фантастика первой половины XIX века»

Вертер де Гёте, 5 февраля 2009 г. 23:36

В четвёртый том «Библиотеки русской фантастики» вошли фантастические произведения русских авторов первой трети 19 века. По замыслу ли составителя, либо же по случайному совпадению, но большая часть произведений сборника оказалась так или иначе связана с Украиной ( по-старому — с Малороссией) и её богатейшим фольклором. Антоний Погорельский, вошел в историю русской литературы прежде всего знаменитой повестью «Чёрная курица, или Подземные жители», но в антологии мы познакомимся с фрагментами другого его произведения — «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», составленного из мистических историй, к которым автор относится с изрядной долей иронии. Нас ждёт очередная встреча с одним из важнейших произведений отечественной литературы — гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки», бесценной кладовой малороссийских легенд, суеверий, обычаев. Близки по духу «Диканьке» и многие произведения предшественника Гоголя Ореста Сомова. Этот писатель, конечно, не обладал гением Гоголя, но тоже, по моему мнению, был весьма талантлив. В антологию вошли произведения Сомова из цикла «Малороссийские были и небылицы», основанного на украинских легендах (порой, как и у Гоголя, довольно страшноватых), а также рассказы по мотивам русских крестьянских поверий. Михаил Загоскин более известен как автор исторических романов, но в цикле «Вечер на Хопре» он талантливо рассказывает несколько мистических (не то — псевдо-мистических) случаев, посмеиваясь над наивной верой в таинственное. Впрочем, окончательный выбор: верить в истинность рассказанного или нет, автор оставляет за читателем. Действие некоторых рассказов цикла происходит в Польше и Белоруссии — продолжая малороссийскую направленность сборника.

Нельзя не отметить солидность издания: в качестве приложения в антологию входят русские легенды из книги Бурцева «Сказания русского народа», многочисленные примечания. Книга иллюстрирована работами почти забытого художника начала прошлого века Сергея Соломко. Хороший подарок для любителей ретро-фантастики. Общий уровень произведений антологии весьма высок — ещё бы: все авторы — заметные фигуры «золотого века русской литературы». Правда, многие повести, входящие в сборник, мне были уже хорошо известны , но цикл Загоскина стал приятным открытием.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Предчувствие великой судьбы»

sibiriak, 19 июня 2008 г. 15:21

Правильные, но общие слова. Исследованием эту публикацию не назовешь. Хотя (будем объективны) определенная информация наличествует.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Юрий Михайлович Медведев «Протей»

Sawwin, 29 апреля 2008 г. 16:25

Да-да, это тот самый Медведев, который оклеветал Стругацких, и тот самый «Протей» на страницах которого это было сделано. А в остальном, если бы не скандал двадцатилетней давности, эта повестушка не заслуживала бы упоминания. Протей, он протей и есть -- одноклеточный.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Елена Грушко, Юрий Михайлович Медведев «Толковый словарь русского языка В. И. Даля, современная версия»

Pickman, 13 апреля 2008 г. 13:55

Не согласен с Sawwin. Чтобы по-настоящему испортить труд Даля, нужны совсем другие люди и совсем другие приемы... Даже в таком виде словарь читается увлекательнее многих представленных на ФантЛабе романов и способен приносить реальную пользу. Если из сокровищницы, полной драгоценных камней, забрать пару сотен бриллиантов и сапфиров, оставшиеся от этого хуже не станут...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Елена Грушко, Юрий Михайлович Медведев «Толковый словарь русского языка В. И. Даля, современная версия»

Sawwin, 13 апреля 2008 г. 13:36

Эту вещь я не читал целиком, да и вряд ли кто-нибудь может прочесть её. Было достаточно в течение получаса полистать этот «словарь», чтобы понять, до какой степени хамски Грушко и Медведев обошлись с трудом Владимира Ивановича Даля. Уже самый факт, что с четырёх томов словарь оказался сокращён до одного, говорит сам за себя. Масса интереснейших вещей выкинута, после чего «авторы» обозвали оставшийся огрызок «Энциклопедией русского слова» и пустили в продажу. Да ещё и от себя кое-что вписали. А ведь кто-то может подумать, что это убоище действительно создано Владимиром Далем.

Оценка: 1
⇑ Наверх