fantlab ru

Все отзывы на произведения Элоны Демидовой

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Элона Демидова, Евгений Шкиль «Метро 2033: Отступник»

berrgelmir, 14 марта 2015 г. 10:10

«Это не Спарта… и даже не Афины, «Отступник» ВМ 2033, Э. Демидова и Е. Шкиль»

Говоря о книге, написанной в соавторстве, всегда сложно определить курс собственного мнения. Писать вдвоем тяжело, и порой сказанное чуть более жестче, чем надо – задевает того из авторов, кто отвечал за часть, по которой и прошлись. Одновременно с тем требовать с дуэта всегда стоит строже чем с одиночки. Это нормально, ведь книгу ведут две пары глаз, две личности задумывают сюжет и два априори неглупых человека отвечают за реалистичность, либо сказочность, создаваемого ими текста. Учитывая сказанное, постараюсь выразить мысли по книге авторов Демидовой и Шкиля и корректно и строго.

В первую очередь хочу поблагодарить тандем за присланный экземпляр. Во-первых – он скрасил мне половину поездки из Оренбурга домой. Во-вторых – это именно официальный текст, что дает возможность трактовать его как истину, не думая о сетевой неверной выкладке и возможных из-за этого ошибочных заливок. В-третьих – заранее все-таки извинюсь за некоторого рода жесткие высказывания. А они будут. И это хорошо, так как доказывает, что книга вызвала разные эмоции. Приступим, памятуя о Ктулху и кознях жидорептилоидов с Янтарного Гугона.

Лакедемон.

Именно на Лакедемон делался упор аннотации и слов Дмитрия Глуховского. На мой взгляд, раз уж хотелось показать мир военизированного полиса и вызвать определенные чувства у юных читателей, стоило бы назвать Лакедемоновку Новой Спартой. Юные читатели вряд ли вспомнят как звали брата Агамемнона, не говоря о названии второй части спартанского общества, т.е об илотах. Чего уж тут говорить про Лакедемон? Но суть моих претензий к «спартанцам» не в этом.

Скажу честно, что продраться через первые главы, посвященные именно Лакедемону, меня заставило лишь упрямство. Причина оказалась крайне простой – шаблонные герои и отсутствие хотя бы какой-то логики в создании этого куска мира книги. Ну, посудите сами по нескольким моментам.

Прозвище супруги царя Антона Светланы: Лики. Несомненно, авторы сообщают нам, что означает оно «волчица» и дано за отражение нападения лютоволка с весьма плохой потерей в виде располовинивания одной груди. Казалось бы – в чем вопрос, прозвище же, Спарта и прочее? Ан не тут-то было. Давайте разберемся в этом, казалось бы, не играющем никакую серьезную роль вопросе.

Итак, воинственной составляющей человеков «Отступника» выбрана модель военизированного по самую макушку древнегреческого полиса (города-государства) Спарты. Казалось бы, авторы соблюли многое, преобразовав и постаравшись показать нам именно подобное развитие. Цари, совет старейшин, деление на касты воинов и рабов, Храм и прочее. Но вот по какой-то непонятной причине из спартанского в языке у них лишь Лакедемон и Лики. Рабы не илоты, совет старейшин а не, скажем, ареопаг или совет архонтов. Почему в таком случае Лики? Погружения не ощущается. Далее непогружение продолжается и продолжается.

Артем, сын царя и Лики ведет себя как гипертрофированный жлоб гопообразный, вымерший на данный момент даже у нас в «пятнашке». И словарные обороты у него соответствующие. Это сын женщины по прозвищу Лики, отрок, должный быть воспитываемым как наследник (какой царь откажется передать власть детям?). «Мля..», повторяемое им через слово и Лики. Две стороны одной медали, что и говорить.

Вообще, поведение, мысли и поступки спартанцев настолько странны, настолько порой нелепы и настолько картонны, что в какой-то момент понимаешь – кто они такие. И, к сожалению, оказывается что они вовсе не былинные воины царя Леонида и даже не мирмидоняне Ахилла, не-не. Они вовсе даже штурмовики императора Палпатина из оригинальной Трилогии. Основное предназначение большинства из них идти, корчить страшно-жуткие и пафосные рожи и помирать.

К слову, именно к этому меня подвело и состояние лакедемонских бойцов во время похода в Таганрог. Уже видел мнение о книге, где нуклеаров сравнивали с нави из «Аватара». Если следовать такому течению мыслей, то все легко объяснимо. Но тогда непонятно – как же готовили воинов новой Спарты и как они вообще набирались опыта. Такое слово, как «разведка» им явно незнакомо. А еще им совершенно непонятен смысл, вкладываемый в «охраняемый периметр». Учитывая нахождение отряда в городе – сложно ли найти чего-то для растяжек и повесить на них что-то гремящее? Прятать не надо, погуще, погуще, чтобы спать спокойно.

Да и в целом, портреты этих ребят пестрят клише, выражаемые во всем. Скажем, группу, идущую за ГГ сразу и практически без аппеляции авторы величают не иначе как карателями. Каратели и все тут. Подумаешь, идут за ренегатом. Подумаешь, борются за генофонд. Каратели и никаких гвоздей.

Единственной отдушиной в краю суровых военов без кожаных трусов и алых плащей для меня стал царь Роман. Вот характер этого персонажа оказался интереснее практически всех его упомянутых соплеменников. Никаких соплей, никакого ненужного пафоса и громких речей. Постап Штирлиц в лайт-версии. Козни, ходы наперед, продуманные акции и прочее. Положа руку на сердце – единственное светлое пятно всего Великого Лакедемона.

Нуклеары.

А вот тут авторов стоит только хвалить. И пусть первоначально мне совершенно не показалось и это сообщество, но потом… Потом авторы отожгли по полной. Повествование, с ходу доставшее кошачьими зрачками, судьей, у которого во взгляде чего только не читалось, открылось для меня со свежей строки после появления Яна. Стоило возникнуть шаману, воспринимаемому мною как смесью из постаревшего Олега Даля и Джека-Воробья, и книга сразу ожила и расцвела буйным цветом «мненраццааффтардавайишшо».

Вероятно, сыграло роль отличие именно этого персонажа от всех прочих. В том числе и нуклеаров. Нуклеары, проявляющиеся в молодежи, что и говорить, несомненно неплохи. В отличие от их старших собратьев. Из трех выживших главных мужчин живым кажется именно Ян. Двое прочих, несмотря на кажущееся их верное поведение, чересчур натянуты. Или притянуты, черт знает.

Казалось бы – вот вам история про молодого парня, спасшего крохотулю, вырастившего его, давшего ему все? Верно, это правильная история, так и есть. Но, одновременно с тем, Леонид почему-то донельзя пресен. Он настолько духовен и наполнен любовью к человечности, что порой непонятно – как он такой вообще смог дожить до подобного возраста.

Да, герой показан в момент становления как борец с совершенно озверевшей урлой, разве что способ расправы мне показался немного странноватым и не совсем достоверным. Да и по какой-то причине замаячило забытым и неплохим фильмом «Новая земля», но это, вероятнее всего, из-за стереотипа, вбитого мне в голову когда-то давно.

Валерий же, как не странно, для меня раскрылся после процедуры, скажем так, выкуривания трубки мира. Именно его общение с Петром Великим заставило улыбнуться и понять, что он таки живой персонаж.

В целом весь мир нуклеаров стал мне интересен именно после семнадцатой главы. Все остальное, выдержанное правда в стиле булычевского «Поселка», читалось приятно, но не более. Начиная с момента разговора Олега с орлом (снова стереотип – прекрасный орел-тролль Зевса из советского анимационного цикла о греческих мифах) все стало куда как интереснее. Рассуждения, наблюдения, танец и прогулка Яна с тенью музыкантки, явно выраженные взгляды авторов на политическую составляющую, все оказалось в нужной кондиции.

Герои. Или герой?

Сам, понимаешь, отступник Олег. Личность странная, невнятная и непонятная. Причем, вот какая интересная фишка, в книге много неплохих вставок. От воспоминаний многих незначительных героев до прослеживания коротких моментов судеб даже местных гетер. И, при этом, полное непонимание меня, как читателя по поводу дочки Олега. Вопрос – на кой же ляд плюнуть на все, убежать, убивать тех, с кем вырос, если тебе наплевать на ребенка? Но, вероятнее всего, это моя личная проблема восприятия.

Резюме:

Это, в целом, весьма неплохая книга. Она рваного ритма, в ней есть логические провисания и нюансы, порой вызывающие непонимание. Вопрос: на кой ляд надо говорить про повелителя стерхов, если сам проект, в котором участвуют авторы, стал возможен только благодаря тому же королю журавлей? Ведь, вдуматься, именно доступный Интернет и неплохие доходы населения страны позволили развить и раскрутить вселенную. Это я о ценах на книги с самого начала второго запуска Метро 2033. А и доступный Интернет, и деньги у мам и пап на весьма недешевые книги сами по себе не появляются. Для того, чтобы их заработать – надо чтобы в стране было стабильно и уверенно. А оно, как не крути, напрямую зависит от государства и его главы.

Но то ладно, это тоже субъективное мнение.

Лучше ли книга авторов Демидовой и Шкиля каких-то прочих книг серии? Да кому как. Одно можно сказать точно: она не хуже многих. И даже не смотря на присутствие шаблонов про Лакедемон – всяко лучше шаблонов про коммунистов во всяких там темных тоннелях.

Удачи автору не желаю, т.к. она нужна ленивым, пожелаю успеха. И да пребудет с нами Сила, например)))

DIXI

Оценка: нет
– [  3  ] +

Элона Демидова, Евгений Шкиль «Метро 2033: Отступник»

Dobkachleo, 20 февраля 2015 г. 17:40

«Воспоминания»

Рецензия на «Метро 2033: Отступник» Элоны Демидовой и Евгения Шкиля

Вообще-то книгу я дочитал ещё в начале недели, но только сейчас нашёл время высказаться о ней. Что до подозрительного удивительно, задержка вышла не только с написанием настоящей рецензии, но и с прочтением рассматриваемого романа. Виной тому моя медлительность, в чём, ничтоже сумняшеся, признаюсь. К счастью, «Отступник» дочитан до последней точки в содержании, а отзыв — вот — строчу прямо в эти секунды.

Оба автора — и Элона Демидова, и Евгений Шкиль — успели отметиться во «Вселенной Метро 2033» другими работами. Элона известна (а некоторым и неизвестна) как автор идеи и один из четверых соавторов, не считая стихотворца Майка Зиновкина, романа «Изнанка мира», а также рассказа «Цепь»; Евгений пришёл в проект позже, на его счету до выхода «Отступника» был только рассказ «Явление святого Эрнесто». И «Цепь», и «Явление святого Эрнесто» встречаются на страницах одной и той же антологии «Сумрак в конце туннеля», что, возможно, отчасти и подтолкнуло к знакомству двух будущих соавторов. По сути, это уже их вторая совместная книга, если можно так выразиться.

Конечно, предложением выше я слегка слукавил, или, вернее, притянул за уши, ведь рассказы Элоны и Евгения написаны в одиночку, но тем не менее. Теперь мы можем видеть, читать и обсуждать их ДЕЙСТВИТЕЛЬНО совместную работу. И, надо признаться, тут я не могу сделать никаких предположений, где чьё перо. Это вообще интересный процесс: угадать, кто вёл ту или иную сюжетную линию. Но дело в том, что, технически, сюжетная линия одна — история отступника Олега. Нет, конечно, другой внимательный читатель, а тем паче любой из соавторов, может возмутиться, мол, как так, а как же истории Артура, Романа, да хотя бы «волчицы» Светланы. Увы, но я считаю всё это просто отступлениями от главной сюжетной линии, не более чем.

Кстати, прошу всех, кто увидит когда-нибудь эту рецензию, запомнить слово «отступление», встретившееся чуть ранее. Оно важное. Да-да, именно потому, что «Отступник». У меня даже было желание назвать весь этот отзыв «Отступлениями», но решил, что будет слишком явно. Коли я акцентировал внимание на «отступлении», начну развивать его. Начну издалека. Так уж совпало, что чтение романа пришлось на время, когда я, собравшись с силами и англо-русским словарём, засел за перевод сценария аудиопостановки «Загрей», приуроченной к сорокалетию существования (хотя тогда он, конечно, был временно закрыт) британского телесериала «Доктор Кто». Текст большой, но главное здесь другое. Одной из ключевой тем выпуска, получившего не менее юбилейный, пятидесятый, номер, стало явление-раса-вселенная «the Divergence», чему в моём переводе теперь соответствует четыре разных слова. Одно из них, как не трудно догадаться, — «отступление». Конечно, с «Отступником» больше никаких — ни лингвистических, ни, тем паче, сюжетных совпадений, нет, — но сама идея обыграть «отступление» как нечто большее, чем просто мысли на другую тему, любопытна.

Впрочем, весь предыдущий абзац тоже можно считать именно отступлением, что лишний раз иллюстрирует, насколько это слово ключевое в настоящей рецензии. Перенося это слово, это явление, на роман Демидовой и Шкиля, я обращаю внимание на такой довольно частый приём авторов, как флэшбэки. Их много. И они необходимы, да. Ведь «Отступник» не о Москве, Петербурге или любом другом фигурировавшем ранее городе. Он о новой локации — Миусском полуострове, что в Ростовской области, и Таганроге, в том же субъекте РФ. Да, собственно, то, что место действия читателям «Вселенной» в новинку — не главное, ведь, будь это хоть пресловутая Москва, хоть Ростов-на-Дону (привет «Муранче»), располагающийся не так уж далеко от Таганрога, флэшбэки призваны помочь читателю составить представление о людях, переживших Третью Мировую войну. О людях, ставших вершинами заложенного в книгу конфликта. С одной стороны, эти отступления в прошлое, воспоминания, действительно помогают прочувствовать всю остроту сложившейся ситуации, но, с другой стороны, местами притормаживают весь сюжет.

Вот я и о сюжете вспомнил! Самое время, не прошло и года. Должен признаться, сюжет выстроен достаточно грамотно, если закрыть глаза на пресловутые флэшбэки (тем более что некоторые встроены в ткань повествования вполне своевременно). В чём-то нашёл схожесть с «Будущим» Дмитрия Глуховского, где главного героя выбивает из привычной колеи появление дочери. В обоих случаях, кстати, протагонисту приходится стать ренегатом привычного общества, бежать туда, где его примут с неугодным чадом. Конечно, «Отступник» имеет много из своих индивидуальных черт, в том числе религиозный культ памятников, основанный на банальных галлюцинациях и правильном подходе к населению. Из-за травки я, признаться, увидел в романе потуги авторов сделать не просто постъядерную историю, а написать в соответствующих миру «Вселенной Метро 2033» декорациях полноценную антиутопию. (Нет, здесь я уже никоим образом на антиутопию «Будущее» не намекаю — она не единственная антиутопия в своём роде-жанре!) Потому как что Миусская Полития, что нуклеары Таганрога — общества, одинаково противные моему чувству утопического. Хотя я и отстал с чтением романа, всё-таки не буду расписывать эти сообщества, потому как могу уйти с головой в спойлеры. Замечу лишь, что спартанские порядки Лакедемона и галлюцинации с относительным отречением от прошлого мне не по душе в одинаковой мере. Да, для сбежавшего Олега Таганрог мог показаться отличным городом (а, ну да, эти дурацкие заморочки с усыновлениями-побратаниями…), но, в целом, он смотрится не лучшим вариантом. Кажется, подобие утопического постъядерного общества удалось разве что Игорю Осипову в «Измерителе». Элона, возможно, со мной не согласится, ибо я знаю её не самое благодушное отношение к коллеге по цеху, но на то это и мои мысли и взгляды, что могут они быть не похожи на чужие.

Вот. Как-то незаметно для себя удалился от невысказанной пока мысли, что сюжет выстроен не только достаточно грамотно, но и «быстро». Читал, что, мол, очень хороший метод — прыгать из одного события в другое, пропуская описание некоторых. Иногда он даже чем-то хорош, но в «Отступнике» прыжки если и случаются, то редко и метко. И, когда заканчивается одна глава и начинается следующая, а у тебя в голове рвутся бомбы воображения, и хочется узнать, что же с героем произойдёт дальше, переводишь взгляд под название главы и — ура и спасибо! — продолжение приключения именно этого героя! А когда не горишь желанием выяснить, что там дальше, соавторы, как будто читая мои мысли, подкидывают главу уже с другим персонажем. Особенно удались переходы от точки зрения Олега к точке зрения его дяди, не самого гадкого персонажа в книге, пускай и царя. О, кстати: смысл двоецарствия до меня так и не дошёл, сколько я не пытался его найти. Совершенно неудобное положение. Мне кажется, лучше подошла бы революция…

Возвращаюсь к отступлениям. Ещё одно отступление — история молодой модели, взявшей псевдоним Галина Грильска, и что из этого вышло. В отличие от флэшбэков — абсолютно бесполезная, на первый, да и на второй, чего греха таить, взгляд, вставка. Но мы должны помнить о том, что роман — художественное произведение, и фигурирование связующей художественной детали ему нужно как воздух. Возможно, без неё — или хотя бы без встречи Артура с девушкой из журнала — получилось бы не хуже, а то и капельку правдоподобнее. Собственно, указанная встреча, как и последующее видение на таганрогской улице, оканчивающееся шёпотом «Валя, Валя, Валя…», больше смахивает на рояль в кустах, хотя серьёзного веса оба события не имеют в перспективе целого романа.

Кстати, раз я упомянул «Измеритель», смею заметить, что войнушка в «Отступнике» произошла своевременно, а то Игорь до последней, самой маленькой части дотянул, оставив ощущение, читателя где-то на… обманули. Ведение войны в романе Элоны и Евгения интересно тем, что… никто не считает себя ни русским, ни россиянином, ни, тем более, русским офицером. Один раз, ещё до столкновения, один герой (Николай, если не путаю) вспоминает о «русских витязях», но очень быстро отбрасывает эту мысль. Не то чтобы как еретическую, но словно бесполезную и ненужную. И это несколько коробит. Даже в итальянском «Крестовом походе детей» объединённая армия чувствуется если не итальянской, но хотя бы миланской (в плане Милана как именно итальянского города). При этом больше в романе уделяется внимания человеческому эгоизму, невежеству, человеческой алчности. Такое мрачное критическое отношение, дающее читателю пощёчину похлеще, чем реализм с грязью и насилием у Дмитрия Манасыпова в «Дороге стали и надежды». Между тем весьма любопытна лакмусовая бумажка каждого «века» человечества, о которых повествует шаман. Это я про стихи. Чем ближе к нашему времени, тем хуже они становились. Весьма показательный пример падения нравов.

О, напоследок замолвлю слово за стихи. Я не стал читать неопубликованные эпиграфы Майка Зиновкина и, последовав совету Элоны Демидовой в её части авторского послесловия, прочитал содержание. Звучит красиво, этого не отнять. Тем более что можно было, при редактировании уже отняли.

Итак, роман я мог бы назвать одним из лучших, если бы не «социальная» жёсткость соавторов — раз, плохие по характеру (но хорошие по описанию и прописыванию) сообщества — два. В остальном — особых нареканий нет. Что ж, теперь жду новые работы Элоны Демидовой и Евгения Шкиля. Как в других проектах, так и в этом. Уверен, у них всё получится. Главное — быть добрее к людям, даже и вымышленным.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Элона Демидова, Евгений Шкиль «Метро 2033: Отступник»

eka007, 2 декабря 2014 г. 02:14

Во-первых, радует, что это не надоевшая до зевоты Москва, с ее набившим оскомину грибным чаем с ВДНХ, неубиваемыми сталкерами, байками о кремлевских звездах и разборками между Ганзой, Красными и Рейхом.

Во-вторых, авторам удалось придумать свой оригинальный, до мелочей реальный мир, в котором действуют живые люди. У каждого из героев своя цель, своя правда, и переплетаясь между собой они создают интересный рисунок жизни постядерного общества.

Мне так же понравилось, что главные герои были знакомы еще до войны, когда и завязался их конфликт, расхлебывать который пришлось их детям.

Открытый и довольно-таки непредсказуемый финал предполагает продолжение этой яркой истории. По крайней мере, я на это надеюсь.

Так же хочется сказать, что роман написан очень хорошим литературным языком, читается легко и даже небольшое провисание сюжета в середине книги не портит общее впечатление.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Элона Демидова «Цепь»

Dobkachleo, 13 января 2014 г. 12:29

«Цель»

Мини-рецензия на «Цепь» Элоны Демидовой

Чтобы привести мысли в порядок касаемо сборника, я однажды решил подсчитать, сколько уже опубликованных в серии авторов приняло участие в создании «Сумрака в конце туннеля». Получилось, что четверо: Константин Бенев, Ольга Швецова, Никита Аверин и… Тимофей Калашников. Вернее, семьдесят пять процентов последнего. В смысле, Константин Баранов уже отметился в антологиях «Вселенной Метро 2033», а остальные камрады уже под своими именами представили свои небольшие творения.

Идейной создательницей «четырёхголового» писателя является, несомненно, Элона Демидова. Её «Цепь» для меня явилась компаньонквелом «Изнанки мира», только на этот раз все интриги коснулись Ганзы. (Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что компаньонквел — это произведение, АБСОЛЮТНО не связанное с оригиналом, но имеющее сходную идею или сюжет («Затура» и «Джуманджи» в качестве примера).)

Как известно, есть люди, имеющие дар синестезии. Хотя, на мой взгляд, им обладают все в большей или меньшей степени. Те, у кого он не проявляется, могут провести синестетический анализ. Я вот и «Изнанку», и «Цепь» мысленно окрасил в красные и бурые тона. Кровь и, гм, да, оно самое. Спутники мрака, а не качества! Но рассказ в какой-то момент перекрашивается, становится чернильно-чёрным, истинно мрачным. Такой резкий контраст с «Котёнком»!.. А я такое не люблю. Мне Свет подавай. Правда, это как с «1984» Джорджа Оруэлла. Прекрасная вещь, а мир не понравился ни капельки. Хотя сверхдержавы — это хорошо… Так вот «Цепь» из таких произведений, которое читаешь, не можешь оторваться, видно — нравится, а спросишь, как оно, и говоришь честно — ужас! Так всё мрачно и жестоко… Не по-женски. Уж не знаю, где Элона черпает вдохновение, но хочется, чтобы в её текстах было «посветлее».

Как следствие, я не могу сказать, понравилась мне «Цепь» или нет. Могу лишь констатировать: рассказ сильный, без дураков.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Элона Демидова «Цепь»

eka007, 13 января 2014 г. 10:26

AlexxPrimoVictor прямо изо рта схватил! Тоже хочу отметить оригинальную авторскую идею, где название рассказа или скорее повести, как бы вырастает из частей-глав-звеньев. И надо сказать, что благодаря этому возникает дополнительное ощущение какой-то философской кармичности всей истории. Своими поступками герои как бы выковывают свою судьбу. Т.е. конечно, так всегда в жизни и получается, но в данном рассказе это показано особенно выпукло, что ли.

И до последнего момента не угадаешь, кто же выйдет победителем из смертельного поединка двух героев, связанных цепью любви и мести.

Я не стала бы относить этот рассказ к темной стороне сборника. Да, ситуации достаточно драматичны, но в финале все-таки автор дает надежду, что сумрак развеется и проблеск света все-таки присутствует. Хорошо, что здесь нет слез и соплей, размазанных по тарелке. Если бы не знала, что автор Элона Демидова, то не угадала бы женскую руку.

Резюме: отличный текст, держащий в напряжении до самого конца.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Элона Демидова «Цепь»

AlexxPrimoVictor, 13 января 2014 г. 09:00

Очень сильная работа... Интересная форма (звено за звеном плетётся цепь, а в финале замыкается), запоминающиеся герои... И простая, жестокая мораль: люди ничему не учатся, всё повторяется снова и снова, как в замкнутом круге или дурном сне.

Так вышло, что перед «Цепью» я читал только «светлые» рассказы («Котёнок», «Прошедший день» и т.д.). И вот — иная, тёмная, грань «Вселенной». Кто-то, возможно, назовёт эту грань «изнанкой», а я скажу иначе: это и есть лицо мира 2033. Да, страшное. Да, шокирующее. Прям не лицо, а харя оскаленная. А что вы хотели? Это Апокалипсис...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Элона Демидова «Цепь»

Алекс Фриш, 11 января 2014 г. 15:31

Удивительно трогательная и в то же время жестокая история, написанная мастерским языком и переданная в отлично прописанных характерах. Когда уже начинаешь думать, будто понял все, открывается нечто новое, о чем и не подозревал — двойное дно, как в чемоданчике шпиона. И о чем повесть даже сказать трудно. О судьбе? О человеке, который пожалел ребенка? Или о выборе, который нам приходится делать? Обо всем разом, пожалуй. Это тот самый случай, когда выбирать приходится между плохим и очень плохим. Как в «Острове проклятых»: Что лучше: жить монстром или умереть человеком? Спасибо автору.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

DmitryErm, 6 января 2014 г. 22:09

«Изнанка» реально цепляет. Когда читал в электронном виде, сначала одну главу, потом через месяц другую, такого эффекта не было. Собственно, оно и понятно. Отложишь книгу реально не просто. В том числе из-за большого числа героев и неожиданных поворотов. Отложить — потом поди вспомни, кто что делает! Главным достоинством «Изнанки» является то, что пять человек (Майк Зиновкин, конечно, писал лишь стихи, но тоже ведь член коллектива) сумели работать вместе как единый организм и выдали вполне единый текст. Тимофей Калашников, хоть его и нет, обрёл вполне осязаемые черты. Правда, когда авторы в финал романа решили сделать реверанс в сторону своего «Козьмы Пруткова» я едва удержался от смеха smile:) С чувством юмора у Элоны, Паши, Майка, Кости и Андрея всё в порядке smile:) Каждый герой, благо, за каждого из них думал и писал живой человек, выглядит ну просто как реальный человек. Начинало казаться временами, что вылезет сейчас из текста Зорин или Сомов и начнёт по комнате ходить smile:) Хотя сюжет и был в общих чертах известен, но финал романа, признаюсь честно, произвёл сильнейшее впечатление. Такое ощущение, будто получил по башке боксёрской грушей... Кто прочитает — тот поймёт. Да, книга вышла жестокая, кровавая. Тут нет даже слабых проблесков той роматники, сказочности (именно в поведении людей), которая свойственна, например, роману «Мраморный рай». Люди здесь бьются, фактически, каждый сам за себя. Любые союзы — временны, потому что большинство героев думают только об одном: «Как бы выжить самим». А выжить на «Изнанке мира» — задача очень трудная. Но, читая про эту грызню, интриги, предательства, невольно ловишь себя на мысли: «А в наше время разве такие уж люди другие?». Наблюдается своеобразный эффект пауков в банке, пожирающих друг друга. Конечно, кроме грызни этих самых «пауков», есть тут и более глобальный сюжет, фактически, впервые в роман о Московском метро описывается не просто диверсионный рейд, а самая настоящая война, пусть и не долгая. Но события, захватывающие целые станции, всё равно остаются лишь фоном для схватки главных героев. Местами от творящегося в тексте насилия становится слегка не по себе, честно скажу, но уж точно роман не оставляет равнодушным. А это — главное. Плюс насилие не кажется вставленным в текст лишь для того, чтоб «было больше крови и мяса!», оно оправдано сюжетом и самой атмосферой. Что не понравилось? Не понравилось отсутствие «Невидимых Наблюдателей». Как ни крути, а с исчезновением из романа шумерской тематики, «Изнанка» утратила часть своего очарования... Правда у меня в очередной раз есть претензии к анонсу книги. Может, я не совсем правильно понимаю, что такое «триллер», но «Изнанка» в рамки этого понятия не укладывается. Да, элементы триллера есть. Но вообще это скорее психологическая драма с элементами боевика, хоррора и т.д. Впрочем, авторы скорее всего и не ставили своей целью написать роман в рамках какого-то конкретного направления. И результат получился вполне достойным. Серия пополнилась жёсткой, бескомпромиссной книгой, раскрывающий всё то тёмное, злое, страшное, что творится в душах людей. Именно в душах, как говорил ещё Андрей Дьяков, сгустился мрак... Спасибо, ребята, за ваш труд! Удачи вам!!! P.S. Да, кстати, немного покоробил затылок условного мужчины на месте фотки автора. Тимофей Калашников совсем не такой, он таинственный, но не безликий. Он не отворачивается к публике задом smile:) Тут больше подошла бы затемённая фотка «условного мужчины»... Но это лично моё мнение.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

berrgelmir, 8 ноября 2013 г. 23:58

Когда на горизонт, свинцовой мглой закрытый,

Ложится тяжкий день, как тягостная ночь,

И давят небеса, как гробовые плиты,

И сердце этот гнет не в силах превозмочь

Шарль Бодлер.

Пролог:

Начну издалека. Не то, чтобы намедни, и даже не третьего месяца, а чуть ли не полгода назад, пришла мне бандероль. И в бандероли той лежала книга. Как вы уже догадались (ну, мне так кажется), это не была поваренная книга народов Севера, не великолепная эпопея страны Суоми «Калевала» и даже не «Камасутра». В пакете оказался весьма скромный том от автора Тимофея Калашникова. Что порадовало особо, так это подписи всех 4-х авторов, 1-го поэта и 1-го ведущего редактора серии «Метро-2033». А я…

А я, каюсь, поступил не особо хорошо. Книга «Изнанка мира» была мною открыта, начата и отложена. В свое оправдание могу сказать о том, что де сезон начался, работа и прочее, но потом-то не захватил ее с собой в отпуск, в отличие от толстенно-тяжеленного Геймана. Но, как известно, если можешь что-то сделать, так делай, и не полощи мозги людям.

Ну и, как водится, приступлю. И раз уж авторы хотели только правды, исключительно правды и ничего кроме правды, то так им и будет. Одним словом: sad but true и не стоит забывать о Ктулху. Ибо он спит и видит сны. А сон разума, как известно, порождает чудовищ.

Квартет и ощущение от него:

Прежде чем начать относительно возмущаться, я спросил сам себя: а понял ли ты, дорогой товарищ, что эти четверо ребят пошли на очень смелый шаг? Многие ли умеют писать вдвоем? Нет, немногие. На моей памяти поистине звездных современных дуэтов всего ничего. В фантастике, уточню. Дяченко, Олди, Зорич, порой Левицкий и Бобл. Моим любимым лит-дуэтом отечественной сказки для взрослых был Виктор Бурцев.

А что мы имеем тут? А тут мы имеем квартет. Четверо разных людей, не имеющих солидного опыта в сочинении, взялись сделать книгу. Воистину: аve (нужное подставить) morituri te salutant. Прямо-таки не больше и не меньше. Ибо сложно это, опираясь на собственный опыт межавторского проекта и совместного продолжения зарисовок. А тут… А тут полноформатная книга. И одно это обстоятельство, слово чести, пусть мне и стыдно, заставляло меня первоначально испытывать к автору «Тимофей Калашников» приязнь и уважение.

Скажу честно, что по окончанию прочтения мнение мое поменялось. Если в первом подходе основным впечатлением стал сумбур и некая толика разброда, то в финале кое в чем разобрался. В том числе и в том, что каждый член данного содружества дал другим. А чего так и не смог дать.

Тот самый упомянутый сумбур бросился в глаза сразу. И не отпускал до самой последней точки. По счастью – в какой-то момент он все же выправился, дав возможность выйти на передний план внятным смысловым конструкциям. Что же меня зацепило в отрицательном, а что в положительном смыслах?

Прыжки характеров одних и тех же персонажей. И именно это и заставляло нервничать и пытаться разобраться в сути этого, очень смелого, эксперимента. Причем, если разбираться в характере главного героя, т.е. Кирилла Зорина, то вот именно он сам вышел ровным. Как бы оно не казалось странным, но именно так и произошло. Непонятный юнец прошел за неделю путь до возмужавшего юноши. Возможно ли такое? Наверное, что да, если помнить про все, случившееся с ним по ходу пьесы. Именно к этому парнишке, весьма живо напомнившему мне Избранного оригинала своей упертостью в достижении цели, претензий оказалось меньше всего. Но это уже тема для разбора сюжета. К нему и стоит перейти, начав с тех самых характеров.

Сюжет и герои в нем:

Продолжая говорить о Кирилле, чуть внимательнее рассмотрим данного персонажа и его качества со склонностями.

Наивность? А мало ли у кого ее нет? Особенно в плане женщин и отношения к ним, желания хотя бы взять за руку, не говоря про случившееся с пареньком в камере. Единственный настороживший в данной ситуации момент – куда смотрел и или слушали охранники? Хотя, мало ли, может как раз-таки и смотрели, в глазок на двери. Какие времена, такие и нравы.

Желание отомстить? Из-за стервозной и хитрой девы? Да нет, не так все просто. Мотивы Кирилла вполне понятны, памятуя о всем произошедшем, о бедах и потерях, о нелепой смерти брата, к которой та же самая Лыкова имела пусть и косвенное, но отношение.

Упрямство на пути достижения цели? А это, если честно, плохо? Да, он чуть не погиб, самоубийственно вызвав Сомова, но и что? Это глупый, неправильный, и очень честный мужской поступок. Именно так, наплевав на свою жизнь и любым способом стараясь уничтожить врага своего даймё, поступали ронины эпохи Токугава. Именно к такой мысли и привел меня итог авторского сумбура.

И случившееся в последних абзацах порадовало. Причем, как мне кажется, можно было обойтись без следов от шипов, без ухмыляющихся бродяг, без будущего… но, но так интереснее. Кирилл, сдается мне, своими мытарствами заслужил подобный конец.

Лыковы. И вот тут, давайте честно, авторы попрыгали как кто хотел. Причем, если брать коварную Медею, то она-то как раз вышла весьма целостной, в отличие от папки. Да, девушка мила и непосредственна, великолепна и чудесна, красива и подла. И, если всмотреться в нее внимательнее, она весьма даже настоящая. А это просто весьма хорошо. Но, если уж разбираться полностью, то она все же дитя своего папы, весьма серьезного человека, и дочь своего времени, где выживают как могут. Вот Ирина и смогла ровно так, как вышло.

Скажу более, чуть приоткрывая завесу тайны над тем, почему добравшись до последней главы я поменял свое не самое позитивное мнение. Именно ее театрально-трагичное появление у Москвина тем не менее, несмотря на чуть ли не «заломанные руки а-ля Вера Холодная», заставило вздрогнуть и прочитать несколько страниц очень внимательно.

Да, странна была ее постоянная пьянка, да, весьма непонятны отношения с Сомовым, даже больше: они просто невероятны. Как может один из главных врагов семьи не знать ее, а она ни разу не видеть его? Хотя, несомненно, авторы честно старались объяснить данный момент и, в целом, у них получилось. Но вот ейный батяня…

Старший Лыков оказался человеком не просто с двойным характером. Характер у него оказался практически тройным… прям как одеколон времен СССР. Что только не скрывал в себе бывший… эт цетера. Тут тебе и продуманные шаги, приведшие к краху, и безоглядная любовь к дочери настолько, что плевать ему хотелось на все меры предосторожности насчет ее жизни вне самого метро, и ярая люто-злоба на Сомова, не приведшая ни к чему путному, и ярко выраженные стратегически хитрые шаги, превратившиеся в стариковскую глупость и сентиментальное невнимание, стоившее жизни. И, прям: старикам здесь не место. И кровиночка-Ириночка, схвативши недрогнувшей стальной рукой пистоль – поставила жирнющую точку в собственной судьбе и собственном отце.

Именно Лыков-старший продемонстрировал тот самый сумбур, о котором было сказано выше. Именно его характер метался аки мотылек на огоньке, меняя состоявшегося мужчину порой до неузнаваемости. Хотя, нет, ошибаюсь. Самый странный перснаж впереди.

И это вовсе не Лыков младший, выступивший статистом. Ну, что про него сказать? Он является прямым продолжением известного высказывания про АПЛ «Курск». Он умер.

Сомов. Вот он, тот человек, что точно не Рамзай. Ибо Рамзая, сдается мне, слили. А Сомов, вроде бы простой красногвардеец, неожиданно ставший частью элиты, вообще не старался себя прикрывать. Оно понятно, человеком Сомов показан горячим, с бушующей кровью, со своими страстями и демонами. Каково может быть утоление подобной жажды, кроме как не маскарад в облике гауляйтера? Или заливание собственного страха самогоном? Но, опять же, все равно странно.

Боец, партиец, отец солдатам и просто душевный человек. Очень неплохой тактик и сравнительно хороший стратег, имеющий определенные принципы, позволившие отослать Кирилла, вручив этому вьюноше даже патроны на житье-бытье. К слову, именно момент с Полянкой, потерей рюкзака в виде передаче бабке и прочие милые непотребства в определенной степени смутили. Хотя, разобравшись и покопавшись, понял и даже сделал собственный субъективный диагноз: синдром Воланда-Бездомного. Ага.

Так вот, возвращаясь к Сомову: где-то, в каком-то моменте, кто-то из квартета сделал определенное допущение и Сомов стал другим человеком. Совершенно другим, не похожим на себя первой половины «Изнанки». И разобраться в этом персонаже у меня так и не получилось. К огромному моему сожалению, да, так и есть.

Что касается самого сюжета, то, если разбираться внимательно, он есть, и он, крути- не крути, хорош. Хорош своей обыденностью, отсутствием спасения мира и достижением великих целей. Он очень эгоистичен, так, по-хорошему, по-человечески. Из борьбы одного глупого и балованного юнца с командиром и карьеристом – выросла борьба остатков кланов. Не самая большая, не убийственная для окружающих, но от того не менее трагичная.

И именно на ее фоне странноватым кажется противостояние с Ганзой. И, одновременно, совершенно верным. Квартет наглядно показал столкновение геополитических интересов и их влияние на общество. Простые люди идут и погибают. Не простые живут и здравствуют, лохмачей в глаз, чтобы шкуру не попортить, бьют. Другое дело, что сам этот момент, такой верный, такой нужный, авторы осилили именно с сумбуром. Отчего и хочется дать единственный совет: ребят, при продолжении эксперимента, расписывайте роли более подробно. И тогда акценты сместятся ровно так, как нужно. И вы сами не заметите, как книга вырастет в своем уровне.

Атмосферные странности:

Красногвардеец в буденновке? Откуда, ради командарма 1-ой Конной, возьмется шлем-богатырка в подземельях метрополитена? Хотя, если ради пасхалки и желания пошутить, полагаю, наверное да.

Равняется ли стрельба из «Утеса» по наступающим ганзейцам стрельбе Виктории Серас из OVA «Hellsing» по наступающим упырям со щитами в одной из серий? Сильная визуальной стороной часть боевки. Настолько сильная, что она полностью покрывает героически погибшую изнасилованную дочку коменданта. Потому как автору именно данной части картинка удалась. И это хорошо.

Почему т-щ Москвин совершенно не в курсе происходящего непотребства? Вот самый главный вопрос, возникший у меня. Единственный момент, который по-настоящему напряг, заставил листать книгу назад и искать хотя бы какое-то логическое объяснение.

Атмосферная стабильность:

Я совершенно не зря воткнул в самом начале четверостишие Бодлера из целого «Сплина». Когда-то использованное Крупновым со-товарищи стихотворение как нельзя лучше передает состояние книги Тимофея Калашникова. В ней нет наметок на отдаленное светлое будущее, в ней нет глубокого сияния ослепительной чистоты хотя бы какого-то рая после смерти, в ней нет ожидания тепла и добра. И это плюс. Плюс несомненный, ибо написать что-то нерадостное, но подать это «что-то» подобным образом – довольно сложно.

Книга, порой скачущая аки горный козел, порой ползущая медленно и неотвратимо как бронепоезд на малых парах, сделана с душой. Души у нее четыре, а если считать использованные стихи, то целых пять. И каждая старалась передать что-то личное, дабы текст не оказался заурядным и серым. Но… но ни это главное.

В великолепном фильме «День выборов» есть совершеннейше экзальтированный персонаж, худрук какого-то там театра. И когда он, со свойственным данному актеру апломбом, переходящим в истерику, восклицает: КАТАРСИС… мне всегда становилось смешно. Но, неожиданно для меня, последние страницы из последней главы «Изнанки» неожиданно сделали что-то подобное. И именно благодаря им в самом начале мнения красуется компоновка из названий двух фильмов братьев Коэн.

Момент, в котором Ирина Лыкова сидит и ждет своей судьбы, когда прямо из книги выпадает смертный приговор Тимофею Калашникову, когда Москвин показан со стороны, именно он меня покорил и заставил присмотреться к тесту повнимательнее.

Когда Антон Чивур, безумно прекрасно отыгранный Бардемом, сидит в кресле и ждет вдову персонажа Джоша Бролина, а потом выходит, то… кто-то думает о том, что женщина остается жива? Несколько фраз, несколько хороших кадров, и нате, получите прекрасную сцену. Именно что-то подобное возникло в процессе прочтения последних абзацев «Изнанки». Да-да, для меня она закончилась раньше ползущего вперед Кирилла. И вот этот самый финал мне показался очень и очень хорошим, за что авторам – спасибо.

Резюме:

Это не простая книга. И каждый явно сам увидит в ней что-то свое. Для себя – увидел. А что выбирать кому-то еще – решать именно «кому-то еще». И да пребудет с нами Сила.

DIXI

Оценка: нет
– [  5  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

tapok, 19 октября 2013 г. 15:59

В последнее время ВМ-2033 старается выдавать более-менее качественный продукт на выходе. Собственно, «Изнанка мира» — один из них.

Роман написан сразу несколькими авторами. Это с первых страниц заметно — текст хорошо отшлифован, заметна многослойность произведения. В книге присутствуют: любовная, политическая,военная линии. Отчасти это и триллер с философским подтекстом (не путать с псевдофилософией!). Соответственно в «Изнанке мира» много героев, которых можно условно поделить на два враждующих сообщества — Лыковы и Зорины. Ничего не напоминает? Извечный сюжет «Ромео и Джульетты» в [сильной] переработке от Тимофея Калашникова. Но это только первая ступень произведения, которая лишь запускает сказ.

Итак, понравились персонажи. Все выглядят весьма мощно и разномастно: Лыков старший и младший отличаются друг от друга, равно как и Ира (дочка Лыкова-старшего; амбициозна, высокомерна, пойдет по головам без задней мысли); Зорины тоже разными совсем вышли (все три — Кирилл наивен и инфантилен, Павел расчетлив и холоден; Иван политичен, жесток). Хороши были и отсылки в предыдущим романам Вселенной. Они выполнены в лёгком и ненавязчивом стиле. Но вместе с тем нужно хотя бы прочитать книгу, запустившую всю ВМ-2033. Порадовала динамика. Сам по себе объём «Изнанки» не такой уж большой (были романы и больше в серии), но поместилось тут очень много всего.

Отмечу, что авторы особо не жалуют своих героев — убивают их направо и налево. При этом Кирилл совершает огромный путь по метро, сравнимый, например, с дорогой Артёма. Наряду с этим авторы показали нрав того (того ли?!) времени — когда друг предает друга, начстанции продаёт всю ветку за свою жизнь, девушка спокойно отдаётся, простите за прямоту, парню за еду. Мне сразу вспоминаются строки из песни Короля и Шута «Добрые люди» — «Тут и ограбят, и убьют, и оболгут, и обессудят/ друг друга поедом едят, хрустя, обгладывают кости; своих детей едят отцы, творцы себя съедают сами». Будь всё это в фэнтези, роман получил бы в классификаторе «черное фэнтези».

Итог: дико понравился роман. Один из лучший в серии. Соавторство было удачным, надеюсь, что они продолжат работать вместе (ну или хотя бы по одному; Гребенщиков-то уж точно).

Оценка: 9
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

Oleg83tt, 19 апреля 2013 г. 17:20

Своеобразная книга, рассказывающая об эпизоде жизни на «красной ветке». Немного напомнила отходящий состав поезд, который постепенно набирает ход. Так и тут, постепенно и не спеша мы погружаемся в данную книгу. Сюжет хороший, «актеры» станций прописаны на высоте, нет ничего лишнего, чувства и эмоции выражают реальность происходящего, а моменты экшена – цепляют. Ко всему сказанному, стихи насыщают эту книгу своей философской легкостью.

Рекомендую.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

KiloHertz, 12 февраля 2013 г. 12:35

После череды откровенно слабых книг в сериале появилось сразу несколько лучиков света, один из самых ярких – «Изнанка мира». С одной стороны, книга довольно близка к оригиналу Глуховского, с другой, полна собственных идей. Подкупает красивый литературный язык, которым написано произведение, действующие лица надолго остаются в памяти, а сюжетные ходы радуют непредсказуемостью.

Несмотря на упреки предыдущего оратора в нереалистичности (особенно порадовал довод про атлетов и странная убежденность «критика», что в метро должны обитать исключительно хлюпики. Musthave, передайте привет Хантеру!), книга настолько безжалостна к свои героям, что невольно веришь – в жестоком постъядерном мире всё так и будет. Или как у Аволедо в «Корнях небес», или у МакКормака в «Дороге»... У людей изнашивается не тело (как утверждает упомянутый уже musthave), речь идет о несколько иных материях.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

musthave, 1 февраля 2013 г. 22:01

Кто любит реализм в фантастике лучше не читать. Очень слабая вещь в плане проработки персонажей. В метро все герои атлеты — Откуда? Там же сплошной голод, и не важно занимался ли он спортом или гены, лучше внутренний мир дали бы понять героев. Такая ситуация, как ядерная война, делает людей изношенными. 3 только за вселенную. Не рекомендуется к прочтению

Оценка: 3
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

nikn, 19 декабря 2012 г. 10:55

Этот роман написали четыре автора и это очень чувствуется при его прочтении. Вроде бы единый сюжет кажется собранным из отдельных кусков. Произведение, действие которого происходит в Московском метро, получилось жестоким и кровавым. По атмосфере и содержанию роман совершенно гармонично вписывается в заявленные первым романом Д. Глуховского рамки. А именно не логичный и не правдоподобный мир постапокалипсиса, на фоне которого разворачиваются различные истории общественного и личного апокалипсиса, остальное также по шаблону.

При этом вполне читаем и должен понравится любителям цикла «Вселенная Метро 2033».

Оценка: нет
– [  4  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

Dobkachleo, 23 ноября 2012 г. 12:00

«Политическая карта»

Рецензия на «Метро 2033: Изнанка мира» Тимофея Калашникова

Персонажи уходят из книги один за другим,

Словно им отвратительна роль, неприятны партнеры;

Или автор (безумный создатель) вдруг взял и затер их —

Затерял меж торосов жестокой словесной пурги.

Персонажи уходят — открыто бегут со страниц —

Прямо в руки врагам, натыкаясь на пули и пики,

Смело в пропасть шагая, успев что-то важное крикнуть.

Сами мылят веревку ли, ждут ли наемных убийц —

Персонажи уходят. Незыблем лишь главный герой.

Словно кто-то его бережет/охраняет/лелеет.

А для всех остальных в каждой новой главе — лотерея,

О которой герой наш зачем-то мечтает порой.

Будто он недоволен судьбой. Будто тоже в душе

Он не против уйти, если верный найдется попутчик.

Жить у бога за пазухой — может и это наскучить.

Извини, дорогой, ты ведь знаешь прекрасно сюжет…

М. Зиновкин, эпиграф к главе -1 «О главном герое замолвите слово».

Я, такой-сякой, добрался до книги значительно позже запланированного. Надеюсь, автор, во всех четырёх обличьях, меня простит. Тем более впечатления от его частичного дебюта получились положительными.

Сразу замечу, что довольно легко было заметить, где кто написал. Образ главной злодейки явно прописан женской рукой, её отца — мужской, опытной (аккуратное разграничение эмоций, правильная оценка каждой). Главного героя определённо вёл человек с иным характером, но явно мужчина. И, что касается батальных сцен, епархии Константина Баранова, тут тоже явственно чувствуется иная рука. Как будто в вымышленного Тимофея Калашникова вселялся бес и заставлял плясать пальцы под его дудку. Ибо крови пролилось не просто немало, а чересчур много.

Надо отдать Константину должное: крови, может, и много, зато самые «пикантные» подробности опущены. Оттого и картинка возникала незамысловатая: залитые кровью станции или перегоны, мёртвые тела и бесхозные стволы на полу.

Добавлю ещё: чаще всего от пуль и ножей погибали второстепенные… нет, не так. Эпизодические персонажи. Возможно, сейчас ступлю на зыбкую почву спойлеров, но не могу не заметить, что один из самых частых ходов, использованных «двухголовым Янусом» и предвещавших кровавую сцену, стал разговор часовых. Нет-нет, а что-то да и случится в момент мирной болтовни «обо всём и ни о чём». Видимо, следовало объяснить появление ненужных для сюжета героев путём временного введения в этот самый сюжет.

Теперь от эпизодических «персов» к ключевым фигурам. Каждому досталась своя. За исключением, кажется, только Баранова. Или это он взялся за Сомова? Так или иначе, все главные герои получились самобытными, с абсолютно непохожими характерами. По иронии судьбы, все они — враги и «адепты» одной и той же идеологии. Не знаю уж, на каком именно этапе написания «Изнанки» в проект вступил Андрей Гребенщиков, но и в его дебютном сольном романе, и здесь чётко разграничиваются коммунисты и большевики. И этот принцип, вкупе с борьбой за власть над Севером Красной Линии, становится краеугольным камнем повествования.

Эпилог романа преподнёс издевательские сюрпризы: Майк Зиновкин забракован Москвиным (Геннадием, не Сергеем!), а сам Тимофей Калашников — враг народа. Хотя есть в «Изнанке» неожиданности и поприятнее: сделаны реверансы в сторону «Санитаров» и «Царства крыс».

Немного о минусах. Выделю два. Первый — название. «Фанфик на самих себя» ещё может носить такое, но в описании Лицевой стороны истории не хватило сюжетного фундамента под словосочетание, попавшее на обложку. Если честно, до прочтения книги, думал назвать рецензию «Мир наизнанку», но ничего подобного в «Изнанке мира» нет. Просто аллюзия на социальные реалии прошлого.

Второй и гораздо более существенный недостаток заключается в обилии матерных и просто ругательных слов. Не припоминаю такого количества обсценной лексики ни в одной мало-мальски хорошей книге. Здесь же это бросалось в глаза и резало по ним.

Однако соавторам удалось по-новому описать оплот московских коммунистов, рассказать подробности о них и не забыть о существовании других государств, типа Полиса и Ганзы. Ещё бОльшая их заслуга — то, что они, вчетвером, не считая автора эпиграфов, смогли написать такое противоречивое произведение! Конечно, повторная попытка объединиться вряд ли будет, но… чем чёрт не шутит?

Оценка: 8
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

psix, 15 октября 2012 г. 18:29

Замечательная книжка Серии. Единственная, наверное, где нет места романтическим соплям и воспеванию военных действий. Персонажи настоящие, живые. Война грязная, кровавая. Дух «Метро 2033» Глуховского полностью передается. Мистика, загадки. Здесь можно найти все. Плюс в конце книги авторы (да, Тимофей Калашников — это не один человек) говорят о втором, полностью отличном сетевом виде романа. Если кому интересно, могу дать ссылку (я то его уже читаю))) ).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

eka007, 15 октября 2012 г. 05:58

Реалистичный, достаточно жесткий роман о Постядере.

События затрагивают северную окраину Красной ветки, но хотя, с точки зрения Центра — Красносельская и Сокольники, это почти что захолустье, там тоже кипят интриги, идет нешуточная борьба за власть.

Мне понравилось, что в романе нет прямолинейных железных суперменов, а все герои наделены человеческими характерами, со своими слабостями, но и с сильными сторонами тоже.

Острая интрига держит в напряжении до самой последней страницы.

Хороший язык, нормальные диалоги. Читается легко, увлекает.

Интересно рассказано о нравах, царящих на Ганзе. Вообще вся история с охотничьим полигоном кажется мне новым словом в серии Метро2033.

Оценка: 9
⇑ Наверх