Август Дерлет отзывы

Все отзывы на произведения Августа Дерлета (August Derleth)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 246

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«Пришелец из космоса»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 01 апреля 2024 г. в 17:33

К известному аркхэмскому психиатру Натаниэлю Кори поступает весьма необычный больной, утверждающий, что три года находился в теле инопланетянина, в то время как его собственным телом управлял кто-то чужеродный... Читатель, хорошо знакомый с творчеством Лавкрафта, сразу же уловит в данном сюжете своеобразное «повторение пройденного». Действительно, канва рассказа как бы продолжает разговор об принудительном обмене разумами между человеком и представителем Великой Расы. Не понимаю, зачем произведение вообще нужно было писать, ибо ничего нового к уже рассказанному ранее оно не добавит. Очередная жертва «обмена разумами» описывает то же самое, что некогда пережил герой романа «История Чарльза Декстера Варда», только в экспресс-варианте, без лишних подробностей. С одной стороны, это даже хорошо для тех, кто роман не читал, но хочет получить представление, о чем там говорится. С другой стороны, сказавши «А», нужно было говорить «Б», а не повторяться. Тем более, что автор намекал на некую войну с Властителями Древности, которая стала причиной ухода Великой Расы в глубины космоса. Почему бы не посвятить ей новый эпизод «прогрессорской» серии? Жаль, что Дерлет не оказался энтузиастом, а просто повторил старый сюжет в новой обстановке, от лица сотрудника психлечебницы. Читатель и так знает, что никто «обмененному» не поверит и будет считать его обычным шизофреником. Фактически, соавтор Лавкрафта поработал над концовкой рассказа, добавив в нее определенности к судьбе главного героя. А вот сам психиатр выглядит таким фантастическим тупицей, что вызывает даже невольное раздражение. Ему пытаются раскрыть глаза на проводимое инопланетным разумом вторжение в нашу реальность, а он только головой кивает и ничего не предпринимает! Неужели такой дипломированный специалист не может отделить «зерна от плевел» и вычленить истину из рассказа своего пациента? Сегодня с подобной задачей справится даже школьный учитель, которых также обучают основам психологии. В общем, претензии к произведению имеются, но они не фатальные, а чисто ситуативного толка. Читать его можно, только если вы еще не читали упомянутый выше роман. В противном случае просто сэкономьте свое время и отыщите себе более полезное занятие на вечер.

-----------

РЕЗЮМЕ: повторение истории, описанной в «Истории Чарльза Декстера Варда». То же фото, только «в анфас». То есть, с точки зрения психиатра.

Оценка : 7
«Возвращение к предкам»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 31 марта 2024 г. в 23:52

Безработный герой рассказа устраивается секретарем к своему кузену, занятому экспериментами по возвращению человеку его наследственной памяти. Эксперименты проходят вполне успешно, только вот у них имеется один побочный эффект... Идея рассказа, конечно, забавная, но не настолько, чтобы испугать читателя. Я бы на месте писателя вытащил из памяти какой-нибудь ужасный поступок его предков, о котором в семье предпочли не распространяться, и инсценировал его «в трех лицах» (герой, его кузен и читатель). Такой вариант еще хоть как-то мог бы «зацепить» последнего, сподвигнув его на определенную эмоциональную реакцию. А то, что предложил писатель, никоим образом читающего не касается, поэтому и оставляет равнодушным. Подумаешь — экспериментатор превратился в древнюю обезьяну... Где тут можно бояться-то? Идея телесной метаморфозы, вызванной ментальным путешествием в прошлое, конечно, оригинальна, только вот не до конца проработана. Думаю, нужно было показать МЕДЛЕННУЮ потерю кузеном человеческого облика со всеми остальными вытекающими последствиями, а не кормить читателя какими-то пустыми разговорами о несущественном. При удачном построении сюжета могло получиться что-то типа «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Но — увы! — получилась история, обратная «Тарзану»: если последний из обезьяны превратился в человека, то кузен Перри, наоборот, — из человека деградировал в обезьяну. После чего трусливо убежал в лес. Наставник Тарзана Акела в отчаяньи бьет себя лапой по лбу, тигр Шерхан кровожадно усмехается, а Эдгар Берроуз переворачивается в своем ветхом гробу.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о мысленном эксперименте, который пошел совсем не по плану. В итоге одной обезьяной на планете стало больше...

Оценка : 7
«Слуховое окно»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 29 марта 2024 г. в 17:57

Герой рассказа получает в наследство от своего кузена дом, расположенный в глухой ложбине недалеко от Эйлсбери-Парка. Кузен долгое время изучал археологию и антропологию, поэтому собрал у себя солидную коллекцию разных раритетов, самым главным из которых являлось «стекло Ляна», установленное в южной стене мансарды. И вот что странно: в своем завещании он недвусмысленно советовал будущему хозяину усадьбы сразу же разбить вышеупомянутое стекло, чтобы человечество не постигло некое ужасное бедствие...

Затравка этой истории не удивляет, но настраивает читателя на соответствующий лад: речь идет об очередной зловещей тайне, которую предстоит раскрыть главному герою. Понятное дело, что сначала он и не подумал выполнить требования завещания, считая их преувеличенными и необоснованными. А, прочитав так кстати подвернувшиеся дневниковые записи кузена, и вовсе загорелся желанием повторить его опыты. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в Преисподнюю. Интрига состоит в том, чем на самом деле закончится подобная авантюра — смертью героя или гибелью всего человечества? Потому как окошко в мансарде не простое, а волшебное. Точнее, магическое. И то, что сквозь него видно, в нашей реальности не существует. Мораль тут очевидна: «Любопытство и кошку сгубило». Правда, кузену нужно было быть более откровенным со своим родственником, а не говорить загадками, распаляя желание последнего поступить вопреки данному ему совету.

-------------

РЕЗЮМЕ: поучительная история, рассказывающая о том, что бывает с теми, кто не следует разумным рекомендациям бывалых людей. Меня одолевают смутные сомнения, что большинство наших читателей поступило бы аналогичным образом, окажись они на месте главного героя рассказа.

Оценка : 8
«Единственный наследник»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 28 марта 2024 г. в 16:20

Герой рассказа снимает на время один старинный дом в Провиденсе, выстроенный в квебекском стиле. Пытаясь докопаться до его истории, а заодно и родословной недавно умершего хозяина, он неожиданно наталкивается на множественные тайны и несоответствия, которые еще больше распаляют его воображение. В итоге всё воображаемое закономерно переходит в стадию самого настоящего кошмара...

Наверное, это самый лавкрафтовский из неоконченных им трудов. Если Дерлет и внес в новеллу какие-то изменения, то они были явно невелики и сильно на канву не повлияли (кроме диалогов это, скорей всего, отсылки к предыдущим произведениям писателя — таким, как «Дом с заколоченными ставнями», и финал со всеми нехарактерными для Лавкрафта пояснениями). Об этом, в частности, говорит сильная психологическая составляющая и о-очень растянутое повествование. Идея вполне тривиальная — некое «проклятие», довлеющее над таинственным домом на Барнс-стрит, мешающее сдавать его внаем. Проклятие заключается в мрачной атмосфере, которая вызывает у арендатора чувство необъяснимой тревоги, а также в разного рода неприятных запахах, исходящих от расположенного в саду колодца. А также в отсутствии нужной информации о предыдущем хозяине в городском архиве. Единственное, что удалось герою рассказа узнать, так это то, что первый из династии Шарьеров родился в 1636 году, а последний умер в 1927-ом. Между этими датами — никаких подробностей и прочей конкретики. Кроме, разве что, завещания, в котором изложено желание умершего отдать свое жилище «ближайшему родственнику», что заявит свои права. Опытный читатель к этому моменту уже поймет, «откуда ветер дует» — останется только уточнить отдельные детали (например, почему перед смертью Жан-Франсуа имел такой странный нечеловеческий облик). Не знаю, кому из соавторов принадлежала идея нахождения дневника доктора, но сюжет она явно не испортила, добавив к повествованию новую порцию интриги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Единственное, что мне лично показалось немного натянутым, так это странные ночные посещения дома своим «умершим» хозяином. Зачем вообще нужно было это делать, если всё шло по плану? Если он так пёкся о сохранности своих записей, то нужно было бы просто положить их в свой саркофаг.
Очевидно, что кто-то из авторов просто решил «прибавить жару» в повествование, повысив его эмоциональный фон. Жару-то он добавил, а вот с логикой не договорился. Но кто из критиков осмелится утверждать, что идеальное и полностью безгрешное произведение вообще возможно создать? Главное, чтобы эти «косяки» в глаза не бросались! А сама идея продления жизни засчет разного рода мутаций не так уж и плоха. Только вот сложна уж слишком...

-------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как временный жилец одного «проклятого» дома в Провиденсе докопался до истинной его сути и поставил в этом деле о-очень жирную точку. Я думаю, что ее экранизация хорошо бы вписалась в ряд похожих по типу «ужастиков» («Дракула», «Франкенштейн» и проч.).

Оценка : 7
«Лампа Альхазреда»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 27 марта 2024 г. в 18:06

Уорд Филлипс получил эту странную лампу в наследство от своего деда. Говорят, некогда ей владел полусумасшедший араб аль-Хазред, живший в знаменитом Безымянном городе, затерянном в песках Южной Аравии. Дед утверждал, что лампа может принести настоящую пользу тому человеку, что умеет мечтать о прекрасном. А внук как раз и был таким вот непризнанным романтиком. Единственное, чего ему не хватало, так это увлекательных сюжетов для своих романтических произведений. Но стоило только зажечь в первый раз лампу — и они тут же появились...

Безымянный город, известный посвященным как Ирем, окруженный Хребтами Безумия; мрачный город Аркхэм, затерявшийся на равнинах Новой Англии; прибрежный город Иннсмут, над которым тяготеет жуткое проклятье; да и сам аль-Хазред, сочинивший классику мистико-колдовского жанра, своеобразную Библию чернокнижников — знаменитый Necronomicon... Вам этот ряд ничего не напоминает? Совершенно ясно, что дописывавший новеллу Август Дерлет решил посвятить ее своему умершему другу — Говарду Филлипсу Лавкрафту, который и выдумал все перечисленные в ней миры. Для этого вовсе не понадобилось никакой волшебной лампы, ибо подобная романтика появилась в голове писателя сразу после его знакомства с произведениями Эдгара Аллана По и Лорда Дансени. Судьба отвела не так уж много времени на реализацию этих задумок, но Лавкрафт в общем и целом справился. Дерлету осталось довести до ума лишь немногое. Такое, как этот рассказ. Его можно считать своеобразным литературным памятником творчеству столь нестандартного писателя. Наверное, он тоже получился нестандартным. Ибо высказанная в нем идея финального ухода писателя в мир своих фантазий долгое время воспринималась критиками как вполне реальный факт: многие журналы писали о загадочном исчезновении Лавкрафта в середине 30-х годов прошлого века как о неразрывной части его биографии! Это породило своеобразную парадигму: настоящие писатели не умирают — они продолжают вечно жить в мире своих произведений. Пожалуй, лучшего памятника им построить уже не получится...

-----------

РЕЗЮМЕ: мистическая версия о том, откуда Лавкрафт черпал сюжеты своих произведений. Своеобразная эпитафия, написанная рукой одного из друзей писателя.

Оценка : 8
«Запертая комната»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 25 марта 2024 г. в 17:38

Эбнер Уэйтли получает в наследство от умершего деда его дом с водяной мельницей в Данвиче, что расположен недалеко от Аркхэма. Уже одно это должно насторожить опытного знатока творчества Лавкрафта: в этой местности всегда происходят какие-то сверхъестественные события. В этот раз ими являются необъяснимые случаи гибели диких животных и домашнего скота на берегах протекающей рядом реки Мискатоник. Местные жители связывают их с проклятием рода Уэйтли, породнившегося много лет назад с кошмарными обитателями тихоокеанских глубин...

История на любимую лавкрафтовскую тему — темные культы Дагона и Ктулху — была в очередной раз дописана и переработана Августом Дерлетом уже после смерти писателя. Судя по стилю новеллы, именно последнему принадлежит честь написания большей части текста. А Лавкрафт либо разработал саму концепцию произведения, либо ограничился только базовым наброском, на который Дерлет «нарастил мяса». Это заметно по большей литературности произведения и относительно слабой его атмосфрености. Читать такой «комбинированный» труд легче, но в итоге он не так сильно впечатляет читающего, как это делали произведения самого Лавкрафта. Правда, Дерлет смог значительно повысить интригу сюжета, дозированно давая своему читателю важную информацию. Поскольку делает он это открыто, без каких-то косвенных намеков, главную суть семейного «проклятия» понимаешь уже к четвертой странице. А дальше идут следствия, которые кажутся уже далеко не случайными. Например, пожизненное «затворничество» тети главного героя. Совершенно ясно, отчего дед посадил ее под своеобразный арест:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дело было вовсе не в ней самой, а ее сыне, родившемся от представителя «проклятого» семейства Маршей — он уже совсем перестал походить на обычного человека. Понятно, что дед не смог лично убить это чудовище — всё же он приходился ему внуком.
Но как-то вызывает сомнение тот факт, что предок не сообщил истинной причины такого решения никому из своих родственников, и «тянул лямку» в одиночку. Уж своему родному брату вполне мог бы довериться! В итоге внук вынужден был поднять все сопутствующие документы, чтобы докопаться до истины. В жизни такого, конечно, не случается, зато автору удалось создать атмосферу постоянно нарастающего страха и смутной тревоги. Я думаю, что в атмосферности Дерлет явно проиграл Лавкрафту, а вот в описании предыстории «проклятия» выиграл, ибо раскрыл все семейные секреты, не оставив никаких неясностей. В какой-то степени рассказ можно даже считать своеобразным детективом, в котором главный герой задним числом проводит расследование, пытаясь установить причины и корни давно канувших в Лету событий. Именно из-за такой формы произведение и становится интересным. Даже после раскрытия ключевой тайны оно всё равно продолжает впечатлять своей фантазией. Концовки всегда были слабой стороной Лавкрафта и сильной — Дерлета. Может, им двоим давно стоило бы создать творческий союз по созданию пугающих шедевров? Кто знает, каких высот он позволил бы тогда достичь...

----------

РЕЗЮМЕ: история одного семейного проклятия, корни которого лежали в опрометчивом браке одного из дальних родственников героя. Произведение в большей степени дерлетовское, чем лавкрафтовское. Наверное, это один из главных его «плюсов».

Оценка : 8
«Ведьмин лог»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 22 марта 2024 г. в 17:02

Герой рассказа работает в сельской окружной школе недалеко от Аркхэма. Место само по себе мрачное и запущенное, детей до смешного мало, поэтому большого желания ехать сюда учительствовать особо не наблюдается. Ученики это тоже понимают, так что найти к ним правильный подход сможет не каждый. Новый учитель сделал почти невозможное: заручился уважением двадцати шести подопечных из имеющихся двадцати семи. А вот «навести мосты» к угрюмому Эндрю Поттеру всё никак не удавалось. Решив заняться этим делом основательно, герой едет к Поттерам лично, чтобы ознакомиться с их бытом на месте. И сразу понимает, что там что-то нечисто...

Если все ранее рассмотренные мной рассказы, что были дописаны Августом Дерлетом после смерти Лавкрафта, были совсем неплохи и даже в чем-то оригинальны, то данный образец совсем из другой оперы. Нормальным в нем остался только сам литературный язык. А вот сюжет немного «провис» из-за недостаточной проработки. Если уж речь идет о вселении в тело человека инопланетной сущности, нужно было сделать это более явным и очевидным по контрасту с обычными людьми. А Дерлет просто ограничился мрачным внешним видом и абсолютным равнодушием к учебе. Мне кажется, что уж к истории и точным наукам инопланетные гости должны были проявлять хоть какой-то интерес — они же собирались разведывать обстановку! В чем же тогда состояла эта разведка, как не в получении важной информации? Да и не стоило угрожать учителю, привлекая к себе внимание со стороны властей. Разве разведчики на чужой территории так себя ведут? Каков сюжет, таков и финал: создается впечатление, что в рукописи не хватает парочки листов, где всё разъясняется должным образом. Скорее всего, Дерлет не стал ничего менять в оригинале, а придумывать что-то свое ему было лень. Поэтому в произведении остались заплатки, шитые белыми нитками, которые очень сильно бросаются в глаза. Жаль... Ибо при творческом подходе из рассказа могло получиться что-то дельное, подобное сценарию фильма «Они живут среди нас» (They live...) или даже «Люди в черном».

-----------

РЕЗЮМЕ: история одного инопланетного вторжения, которое смогли предотвратить школьный учитель с экзорцистом-профессором. Определенно, Джоанна Роулинг читала этот рассказ в детстве, раз решилась на написание целой серии романов о похождениях странного мальчишки по фамилии Поттер.

Оценка : 7
«Ночное братство»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 21 марта 2024 г. в 23:56

Во время своих ночных прогулок по Провиденсу Артур Филлипс встречает странного джентельмена, который интересовался расположением старого кладбища. Поговорив с ним некоторое время, герой рассказа неожиданно для себя осознает, что незнакомец как две капли воды похож на известного писателя Эдгара Аллана По. Который ушел из жизни более 10 лет назад...

Еще одно произведение, доведенное до ума Августом Дерлетом уже после смерти Лавкрафта. Так же, как и в случае с «Тенью в мансарде», это явно пошло ему на пользу. Мало того, что сюжет стал более цельным, логичным и завершенным, так и стиль изложения данной истории стал более литературным — в первую очередь, засчет пространных диалогов, которых в оригинале не было совсем. От этого персонажи стали вполне живыми людьми, а не бесстрастными манекенами, коими они казались у Лавкрафта. Поэтому история «внезапно воскресших» писателей увлекает и цепляет читающего не на шутку. В сюжете рассказа очень много параллелей с повестью «За гранью времён». В ней мир конусообразных инопланетян описан очень подробно — с того самого момента, когда им пришлось спасаться со своей гибнущей планеты на древнюю Землю. Если вы прочитаете повесть перед данным рассказом, никаких лишних вопросов у вас уже не возникнет. Можно сказать, что «Ночное братство» является вольным продолжением ранней истории. Неизвестно, правда, кто был инициатором подобного сиквела — сам Лавкрафт или его приятель Дерлет. Последний, конечно, сильно смягчил психологическую линию, превратив рассказ в чистую фантастику. Лавкрафт, несомненно, рассчитывал на легкий саспенс типа «Убийства на улице Морг» Эдгара По. Кстати, сама идея использовать образ По в сюжете рассказа несомненно принадлежит Лавкрафту, который в детстве чрезвычайно увлекался произведениями писателя и всячески подражал ему в своих первых творениях. Это, образно говоря, своеобразная благодарность мастеру хоррора за подсказанный стиль. Концовка, правда, в стиле Лавкрафта, но это не так уж и плохо: она заставляет читателя всерьез задуматься над тем, а не началось ли в реальности то самое вторжение, о котором упомянуто в рассказе.

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как одна случайная встреча в темноте в корне изменила жизнь одного дотошного провинциала из Провиденса. Если ты поздним вечером увидишь неспешно прогуливающегося по аллее Маяковского или Булгакова, знай — это не «глюк», а самое натуральное инопланетное нашествие...

Оценка : 8
«Тень в мансарде»
–  [ 0 ]  +

Darth_Veter, 19 марта 2024 г. в 16:59

Герой рассказа получает от своего родственника неожиданный подарок — его старинный особняк в Аркхэме. Условие вступления в наследство, правда, звучит несколько странновато: внук должен обязательно провести в усадьбе три летних месяца. Не заподозрив ничего, новый хозяин въезжает в свои новые владения и ... тут же понимает, почему соседи так сторонились его двоюродного деда...

Вы не поверите, но в этом рассказе есть весьма пространные диалоги! Причем, настоящие, живые, а не бессмысленно-формальные. Причина тут проста: рассказ был дописан и переработан сразу после смерти писателя одним из его близких знакомых, Августом Дерлетом. Именно поэтому он куда больше напоминает литературное произведение, нежели остальные творения «певца ужаса». Наличие диалогов — яркое тому подтверждение, ибо для Лавкрафта они были совсем нехарактерны. Теперь же появляется устойчивое ощущение натуральности происходящего: раскрыты чувства и эмоции действующих лиц, подробно расписаны все те странности, что происходят в пустом доме, даны все необходимые пояснения происходящему и, самое главное, концовка логична и оптимистична, что явно не в духе Лавкрафта. Словом, данная история описана так, как ее бы составил бы, к примеру, Эдгар По или Амбруаз Бирс. «Чистые» же творения Лавкрафта были по своему стилю сухи, неконкретны, документалистичны до мозга костей и слишком уж фантастичны, оторваны от реальности. Так что следы вмешательства Дерлета просто бросаются в глаза. И это идет произведению только на пользу! Думаю, настоящие ценители мистической литературы будут рады ознакомиться с данной редакцией.

-----------

РЕЗЮМЕ: поучительная история о том, что не всякий подарок нужно принимать даже от своих родственников. Особенно, если этих родственников при жизни вы как следует и не знали.

Оценка : 8
«Лампа Альхазреда»
–  [ 1 ]  +

Авелькаин, 16 марта 2024 г. в 18:22

Удивительно атмосферная вещь! Особенно хорошо воспринимается, когда читатель уже знаком с творчеством Г.Ф. Лавкрафта. Особенно радует, что Август Дерлет будучи верным последователем своего наставника и друга, посвятил ему такой теплый и душевный рассказ. Своего рода эпилог к творческому пути великого затворника из Провиденса. Браво!

Оценка : 10
«День Уэнтворта»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 13 марта 2024 г. в 17:46

Ровно пять лет назад Амос Старк занял 5000 долларов у своего приятеля Уэнтворта. А через два месяца сам заимодатель неожиданно погиб на охоте от случайного выстрела. Поскольку никаких расписок он не брал, Старк решил взятых им денег не возвращать. Да и кому их вообще отдавать? И вот пять лет прошли, и Уэнтворт явился к Старку за своим долгом... Как всегда, ужас будет лавкрафтовским — отдаленным и неясным, еле осязаемым. В первую очередь, потому, что вся история рассказана не самим должником, а совершенно посторонним человеком, застрявшем в доме Старка по чисто погодным обстоятельствам. Поскольку тот был не в курсе всех прошедших событий, большого значения словам хозяина не придал. К тому же, речь старика была так бессвязна и неконкретна, что вытащить из нее полезные сведения было совсем непросто. В этом весь Лавкрафт: сказать всё, не сказав конкретно ничего. Потому что таким образом даже самое простое событие приобретет черты таинственности и сверхъестественности. А это должно произвести на читателя соответствующее впечатление: он будет ждать, что вот-вот произойдет что-то необычно-ужасное. Поскольку ожидание всегда оказывается страшнее любого ощущения, финал новеллы не так уж и шокирует на самом деле. Чтобы сохранить интригу, надо было сделать его таким же размытым и неопределенным, чтобы в душе сохранилось это чувство «непонятого ужаса», но писатель отчего-то решил не обманывать предчувствия читающего и выложил всё, как есть. Чем немного снизил накал страстей в финале. А зря...

-------------

РЕЗЮМЕ: поучительная история, рассказывающая о том, что бывает с нечистоплотными должниками, пытающимися избежать уплаты долга. Как говорится, дружба дружбой, а денежки — врозь.

Оценка : 7
«Лампа Альхазреда»
–  [ 4 ]  +

summer_child, 28 февраля 2024 г. в 00:28

Это же «Тень каравеллы».

«Мягкий свет лампы отбрасывал на заставленные книгами стены желтоватые блики»

Это она, я узнала её.

«Он вновь увидел зелёные лужайки своего детства, тихие речные заводи и беседку, некогда построенную им в честь великого бога Пана, – вся безмятежная, счастливая пора его детства проявилась на этих стенах»

Дело раскрыто, теперь понятно, почему, попавшись в 9 лет на Великий Кристалл, снова клюешь на невыразимое неописуемое уже гораздо-гораздо позже. О да, теперь я вижу.

Оценка : 9
«Наследство Пибоди»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 22 февраля 2024 г. в 17:58

Герой рассказа получает в наследство фамильную усадьбу в глубинке штата Массачусетс. Начав ее восстановление и модернизацию, молодой Пибоди с изумлением для себя открывает, что старый дом скрывает внутри себя множество неприятных секретов, которые показывают его былых хозяев в весьма неприглядном свете... Еще один характерный представитель лавкрафтовского «ужастика», старающийся испугать своего читателя не страшными образами паранормальных чудовищ, а самой атмосферой неопределенности и потусторонности происходящего с главным персонажем. Уже в самом начале звучит загадочная фраза о наследстве Пибоди, которая должна настроить читателя на нужный лад, а дальше реальность начинает причудливо смешиваться то ли с иллюзиями, то ли с фантазиями нового хозяина усадьбы, вызывая нужное настроение. При этом каждое предложение по отдельности звучит почти что невинно, но вместе с последующим текстом, словно по кирпичикам формирует мрачное здание мистической истории, случившейся в поместье Пибоди сразу после знаменитого салемского процесса. Наверное, такой стиль изрядно пугал читателя начала ХХ века, из-за чего творения Лавкрафта были не слишком популярны. Но к 70-м годам ситуация в корне изменилась: ТВ и комиксы приучили людей к страху, так что требовалось что-то более действенное, чтобы поднять их тонус. Вот где пригодилось умение писателя не спеша раскручивать свой сюжет, оказывая нарастающее давление на психику с каждым предложением. Причем сам образ «сил зла» был весьма расплывчатым и неконкретным, что пугало читателя еще больше, ибо он сам начинал фантазировать, восстанавливая в уме пропущенные писателем детали. И детали эти весьма индивидуальны, так что образы двух разных людей вряд ли совпадут в точности. Если говорить проще, каждый читатель пугает себя сам, исходя из набора личных страхов. Вот почему страшилки Лавкрафта «цепляли» всех подряд и потому быстро стали популярными. Их автор нашел те струны человеческой натуры, на которых можно было играть, чтобы оставить читающего неравнодушным. Сама история (сюжет) тут отходит на второй план, выдвигая на первое место «правильные» чувства. То самое, что не могли дать рисунки комиксов и кадры художественных фильмов. Настоящий ужас, как известно, не имеет определенных образов и создается исключительно нашим воображением.

-------------

РЕЗЮМЕ: история о том, какие ужасы может скрывать в себе старая фамильная усадьба обычного американского фермера. Сегодня ею можно испугать разве что годовалого малыша, но если прочесть ее заполночь в пустом доме, результат может оказаться весьма неожиданным.

Оценка : 7
«Таящийся у порога»
–  [ 0 ]  +

Maximontano, 02 февраля 2024 г. в 22:34

Классический роман в стиле Говарда. Не прибавить не убавить. Читать любопытно и интересно. Единственный нюанс, что по сути у Лавкрафта все одно тонно, один рассказ похож на другую повесть, а повесть похожа на роман. Временами создается впечатление, что Говард уперся по сути в один и тот же сценарий, просто в различных кванстистенциях придает им новую оболочку, но по сути начинка та же.

Оценка : 7
«Таящийся у порога»
–  [ 1 ]  +

Kalibree_say, 21 января 2024 г. в 14:50

Небольшая предыстория.

Я читал авторский сборник издательства Иностранка/Азбука-Аттикус (твёрдая обложка). И дело в том что это, по сути, сборник наработок и черновиков, которые смог довести до ума друг и последователь Лавкрафта — Август Дерлет. И дело в том, что я читал всё подряд в этой книге: последовательно от и до. И пока я читал, не раз сталкивался с одним и тем же мотивом в сюжетах: есть глав. гер., который приезжает в какой-то городок/деревню/поселение чтобы поселиться в доме, который был передан ему по наследству от его предка (как правило деда). Пока глав. гер. обживается, он находит какие-то странные рукописи в доме, древние реликвии, старые записи и книги о ведьмах, древних злых богах и т.д. и т.п. И по итогу он выясняет, что его дед то оказывается занимался сильным колдунством и был чуть ни в сговоре с тем, что ни описать и сойти с ума можно; целый арсенал богов (там и Ктулху, и Дагон, и Йог-Сотот, и Ньярлатхотеп, и Хастур, и ещё невесть что). И таких рассказов там уйма! Какие-то были крепкими середнячками, какие-то не очень. Но в целом сюжет всегда почти был одинаков. Одно нравилось, и за что видимо остаётся оценить эти работы: описание места действия и атмосферы происходящего. А так от этого повторяющегося лейтмотива из рассказа в рассказ начинаешь беситься и ждёшь от следующего чего-то нового.

Теперь непосредственно к роману. Как по мне «Таящийся у порога» это квинтэссенция всех этих раннее описанных мной работ. Но куда детальнее проработано, в особенности (как я ранее говорил) обстановка. Однако, как по мне, концовка вышла смазанной, недожатой. Не могу сказать, что этот роман меня чем-то удивил, так как всё мистическое я уже и так знаю (точнее уже сыт по горло). Впервые упоминания этих божеств и прочих НЁХ у меня не вызвало ощущений, что Август Дерлет просто по шаблону упоминает их чтобы просто были видимо или ещё чего-то, я не знаю... отрабатывает «лавкрафтианскую повесточку», если можно.

Моё мнение. Из этой книги можно прочесть не больше 4-5 рассказов (включая этот). Остальное можно пропустить. Но! Если вы прям фанат-фанат Лавкрафта, то потом не жалуйтесь, как я сейчас. Я вас уведомил.

Оценка : 7
«Наблюдатели»
–  [ 0 ]  +

Kalibree_say, 08 января 2024 г. в 04:23

Жалко что незаконченна. А так начало хорошее. Тщательно проработана, неторопливо идёт сюжет, также есть отсылки на предыдущие работы. Если бы был завершён, то наверное вышло бы классно.

Оценка : 8
«Тайна среднего пролёта»
–  [ -1 ]  +

Kalibree_say, 01 января 2024 г. в 11:50

По сути является приложением к другому произведению Лавкрафта «Ужас Данвича». Если вы ярый поклонник творчества писателя, то скорее всего вы его прочитаете. Хотя как по мне она недоработанная. Либо я уже привык к стилю автора настолько, что меня уже плохо цепляет.

Оценка : 6
«Тень в мансарде»
–  [ 2 ]  +

Kalibree_say, 23 декабря 2023 г. в 07:22

Как по мне грамотная концовка (ну наконец-то кто-то додумался именно так покончить со злом) с победой сил добра. А то в основном злодеи побеждают либо вообще герои сходят с ума. Необычно даже, я уже привык к такому стилю Лавкрафта, а тут всё даже хорошо закончилось.

Оценка : 7
«Ночное братство»
–  [ 1 ]  +

Kalibree_say, 23 декабря 2023 г. в 07:19

Как по мне не доработанная. Да и задумка вроде уже была такая: про пришельцев среди нас, которые пытаются вселиться в нас и таким образом заселить собой нашу планету.

Оценка : 7
«Ведьмин лог»
–  [ 0 ]  +

stwnd, 10 декабря 2023 г. в 20:20

Безыскусный, наивный, ученического уровня рассказ, как будто бы написанный нейросетью по мотивам произведений Лавкрафта. Обычно уровень рассказов маэстро гораздо выше уровня палп-фикшн-журналов, где они часто печатались, но здесь уровень прямо соответствует им: прочитал и забыл.

Оценка : 6
«Случай с инопланетянином»
–  [ 0 ]  +

vam-1970, 03 декабря 2023 г. в 09:20

Номинант премии Небьюла.

Не ожидал даже такого успеха. Много продолжателей историй о Шерлоке Холмсе. Есть удачные- есть неудачные. Этот сюжет оригинален, но повторить КонанДойля не сумели соавторы. Не хватило тщательности в деталях расследования. Поэтому Ватсон всегда недоумевает и не в курсе — как и читатель. Часть сюжета с Ватсоном преобладает по тексту- просто забивает сюжет.

Оценка : 7
«Riders in the Sky»
–  [ 0 ]  +

Isha Bhikshu, 27 ноября 2023 г. в 13:18

Неплохой рассказ, хоть и короткий. В районе реки Ефрат на Ближнем Востоке исчезла группа археологов. От них остался лишь дневник, в котором говорится о встрече с лунным богом. Разумеется, встреча эта закончилась ужасом.

Оценка : 7
«Рыбак с Соколиного Мыса»
–  [ 1 ]  +

Kalibree_say, 04 ноября 2023 г. в 20:14

Короткий рассказ на одну-две страницы. Напоминает по стилю скорее байку. Но не смотря на свою длину, немного дополняет мифологию Ктулху, Глубоководных и Дагона. Также есть параллели с другим рассказом Лавкрафта и Дерлета — «Комната с заколоченными ставнями»: упомянуты семья Марш, например. Связей немного, но на этом всё о рассказе. Мало впечатлил.

Оценка : 7
«Запертая комната»
–  [ 2 ]  +

Kalibree_say, 04 ноября 2023 г. в 19:55

Годный рассказ. Хотя, как по мне, вышло немного затянуто. Но в целом годно. Автор вернулся к темам вроде: река Мискатоник, Глубоководные, Дагон и Ктулху. Концовка хорошая: хоть кто-то дал отпор этим гадам

Оценка : 8
«Лампа Альхазреда»
–  [ 0 ]  +

Kalibree_say, 23 октября 2023 г. в 16:44

Будто написан про самого Лавкрафта. Тот же одиночка, тот же писатель и редактор чужих работ (или гострайтер, Лавкрафт подрабатывал призрачным писателем ради булки с маслом), та же ностальгия по былым временам, воспоминания о дедушке (своим «литературным воспитанием» Лавкрафт обязан своему деду, у которого в доме была большая домашняя библиотека). Многое говорит о том, что рассказ в целом о Лавкрафте, многое. Есть в этом рассказе что-то действительно удручающее или тоскливое, не знаю. Даже не пойму, с какой целью это было написано: высказаться просто или как то подвести итоги.

Я думаю, что это скорее попытка высказаться по поводу писателя (рассказ на самом деле сочинил Август Дерлет по наброскам Лавкрафта); в ней нет какой-то чести автору, именно что просто рассказать чего хотел и чем жил Лавкрафт. Но от всего этого веет тоской.

Оценка : 8
«Таящийся у порога»
–  [ 3 ]  +

garris1969, 16 октября 2023 г. в 08:47

Можно как угодно относиться к Лавкрафту, но чего не отнять у него, так это восхитительный язык повествования. Особенно если повезло с переводчиком. Глаза просто отдыхают при чтении.

Оценка : 8
«Слуховое окно»
–  [ -4 ]  +

Kalibree_say, 02 октября 2023 г. в 13:17

Читаю в данный момент книгу эту (ISBN: 978-5-389-10625-3) и последнее прочитанное именно рассказ «Окно в мансарде». На данный момент больше асего понравился, с учётом того, что до жтого были однотипные рассказы

Оценка : 9
«Живущий-во-Тьме»
–  [ 4 ]  +

Aclo Aigiz, 21 июля 2023 г. в 13:42

За этим рассказом стоит весьма эпохальная для вселенной Мифов метаморфоза: Дерлет превратил хаотичную теогонию Лавкрафта в четкую систему с классификацией Властителей Древности по стихиям и уподобив ее христианскому мировоззрению, создав Старших богов — Силы Добра. Задумка о том, что Они находятся в тюрьме или плену, также принадлежит ему,

Безусловно, каждый оценит подобное изменение по-своему; с одной стороны, это существенное упрощение и лишение Мифов той таинственности и неясности, которые отличают произведения Мастера из Провиденса, а с другой — на этой новой платформе было создано столько чудесных и превосходных произведений, вроде «Роющих землю» Ламли или «Ужас в галерее» Лина Картера.

Но вернёмся к рассказу. Дерлет, решив организовать систему Древних по стихиям, позже получивший меткое прозвище «классификация Д'Эрлетта» (якобы предложенный французским графом Оноре Д'Эрлеттом, автором «Культов гулей» — он, очевидно, вдохновлён самим Дерлетом, чей род происходил из Франции), столкнулся с отсутствием у Лавкрафта и иже с ним Древнего, связанного с огнем. Он ловко решил, что Ктулху и Гатаноа — морские божества, Хастур и Итаква — боги ветра, а Шуб-Ниггурат, Ньярлатхотепа и Йог-Сотота он белыми нитями привязал к стихии земли. Все бы хорошо, но остаётся же огонь!

Вот он и написал этот рассказ, где представил нового Властителя Древности — повелителя огня, заточенного на Фомальгауте, Ктугху. Им. падеж — Ктугха. Хотя, вообще-то впервые он упоминается в рассказе «Дом на Карвен-стрит». Ктугха противостоит Ньярлатхотепу, и его посланники столь могущественны, что могут изгнать его аватара из леса Н'гаи. Более Дерлет о нем не писал, иногда лишь упоминая в списке теонимов.

Естественно, невооружённым глазом видно, что вся система слишком притянуто за уши. Но меня удивило другое — зачем было создавать божество-огненный элементаль, если подобное существо уже имелось у Лавкрафта. Вы удивлены? Вы напрягает память, но не можете ничего подобного вспомнить? Не беда. Нужно просто перечитать рассказ ГФЛ «Праздник». Помните, кому поклонялся зловещий культ в гниющем Кингспорте? Они призывали и почитали «живой столп зелёного пламени».

Конечно, ни в этом рассказе, ни где в другом месте не указано ни имя этой сущности, ни то, какова его природа — то бишь, Великий Древний ли он или нет. Но ничего не мешало Дерлету поименовать его и доработать образ. Можете он просто забыл о нем. А может, ему не понравился его цвет — зелёный. Как бы то ни было, в некоей игре его назвали Внешним богом, дав имя -Тульзча.

Оценка : 8
«Таящийся у порога»
–  [ 7 ]  +

Titus.crow, 20 июля 2023 г. в 18:28

Это истинный лавкрафтовский роман, шедевр, в котором чувствует перо и атмосфера Мастера из Провиденса. УЖАС и ТАЙНА, в чьих испарениях и омутах главные герои задыхаются и тонут, не в силах совладать с эманациями зла и дочеловеческого мрака. Подобно сыщику, Амброз Дьюарт, а затем и Стивен Бейтс тщательно ищут фрагменты, осколки этого запутанного страшного дела, а после безуспешно пытаются сложить всю картину. Это удастся лишь мискатоникскому учёному, коллеге самого Лабана Шрусбери Сенеке Лепхему и его помощнику Уинфилду Филлипсу, но правда окажется столь чудовищной, что человечество повиснет на краю инфернальной, космической пропасти, откуда вот-вот вылезут ужасные конечности, дабы «помочь» роду людскому бесповоротно провалиться в метафизическую бездну безумия и гибели.

Очевидно, что сей роман был вдохновлён «Случаем ЧДВ» Лавкрафта: параллели в виде тайны, уходящей в прошлое, неизвестной ужасной деятельности предка главного героя и прочих фактов слишком очевидны. Известно, что в основу романа Дерлет положил два небольших фрагмента-черновика ГФЛ, поэтому он и значится, как соавтор. Некоторые находят этот факт замечательным поводом повозмущаться и попилить верного ученика, который якобы решил нажиться на имени Учителя. А ничего, что роман написан в 1945 году, когда популяризация ГФЛ только-только начиналась? Думаете, он с прицелом на будущее так сделал? Вряд ли. Просто он был честным человеком, и два черновика, между прочим, содержали немало сюжетной составляющей. То бишь посмертный вклад ГФЛ не стоит преуменьшать. И разве его измеряют количеством слов?

Роман превосходен. «Таящийся у порога» — лучшее творение Дерлета, и это трудно не признать. Тщательная проработка идеи и сюжета, много интересных подробностей, объемные выдержки из запретных трудов в конце концов! И главное, соответствующая атмосфера. Тяжелая, нагнетающая, мрачная. Это чувствует в первой и второй частях. Да, в третьей части происходит разлом, но эта долгая, приправленная псевдофактами в стиле Чарльза Форта дисскусия не портит впечатления от истории. Как и несколько скомканный финал.

Здесь также Дерлет «пропагандирует«свои взгляды и нововведения в Мифы. Многие, как и я, недовольны инфантильными новшествами в виде Старших богов и защитного знака, но ведь это также процесс литературной эволюции Мифов. Процесс как естественный, так и неотвратимый. Нет, даже так — необходимый.

Ведь подобная выходка дала столь чудесные и зрелые плоды в виде многочисленных шедевров (хотя, согласен, утиля все же больше) поздних авторов. А без эволюции Мифы окончательно скатились бы в творческий тупик и миллионные самоповторы.

Оценка : 10
«Дом, окружённый дубами»
–  [ 3 ]  +

Ramonak, 10 июня 2023 г. в 14:25

Насколько знаю, Говард дописал до того места, где герои с мэром в полном сборе пытались проникнуть в Дом. Видимо, Спрэг Де Камп, разбирая рукописи Говарда, такой «Эврика! Кажется я знаю кто это может дописать!» Звонит Дерлету: «Август! Тут у меня есть фрагмент про ДОМ! Спорное наследство!» Дерлет сразу загорелся: «Да! Срочно отсылай мне рукопись! ДОМ! Моя пре-е-е-лесть!» Ну и принялся ваять очередное «Окно в мансарде» ))

Ну это такая шутка, что у Дерлета большая часть рассказов про очередной дом в наследство, где зачастую можно увидеть то, что недоступно зрячему!

Но то, что Дерлет дописал — это хорошо. В целом получился добротный рассказ, пятый полноценный в цикле «Кирован и его друзья». Не знаю, смерть ли Говарда повлияла на Дерлета, что он уготовал такую судьбу Конраду. А так рассказ еще ценен тем, что раскрывает историю безумного поэта Джастина Джеффри (Геофрея), который является довольно ярким дополнением к культовым персонажам мифов Ктулху.

Сама локация в рассказе довольно атмосферная. Большой дом, напоминающий замок, скрывается среди огромных дубов. И дубы не простые — выкорчевать их не получилось.

Интересно, а книга «Королевство теней» на полке, среди других книг в этом доме — это именно что томик с работами Говарда, или может отсылка, что те шпили из другого мира — это портал в Валузию, а монстры — змее-люди?

Оценка : 8
«Метель»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 21 апреля 2023 г. в 15:24

Очень крутой хоррор-ужастик. Ни капли не удивлюсь, если авторы известного в узкий кругах комикса «30 дней ночи» вдохновлялись именно этой историей — очень уж атмосферной и пугающей она вышла. Стоило бы хоть немного дожать с наглостью нерешительных вампиров, которые ведут себя на удивление робко и нерешительно в отношении осаждённых людей. Да и сама атмосфера смертельной метели вышла сильной — неясно даже, кто здесь представляет большую опасность.

Оценка : 7
«Чёрный остров»
–  [ 2 ]  +

Isha Bhikshu, 26 декабря 2022 г. в 16:20

В этом рассказе остров Рльех и Ктулху (см. «Зов Ктулху» Г.Ф. Лавкрафта) взорвали ядерной бомбой, чтобы не вылазил больше наружу. Не, подобный сюжет только унижает Великих Древних и сверхъестественные ужасы Лавкрафта.

Оценка : 5
«Хранитель ключа»
–  [ 0 ]  +

Isha Bhikshu, 26 декабря 2022 г. в 09:58

Август Дерлет в каждом рассказе пересказывает историю Мифов Ктулху, перечисляет божеств, книги... Словно обучает школьников. Здесь вновь появляется Лабан Шрусбери и затягивает в свои приключения очередного человека. И они даже посещают Безымянный город (см. одноимённый рассказ Г.Ф. Лавкрафта) и находят там могилу Альхазреда. Фантастика да и только.

Оценка : 9
«Ущелье близ Салапунко»
–  [ 0 ]  +

Isha Bhikshu, 26 декабря 2022 г. в 09:33

Очередные приключения доктора Лабана Шрусбери и его помощников. Судя по последовательности рассказов, доктор нашёл уже третьего человека, чтобы тот выполнял инструкции Шрусбери, полученные во сне. Неплохо. И мне самому вот захотелось побывать в Полинезии, Микронезии, Океании, на острове Пасхи...

Оценка : 8
«Следящий с небес»
–  [ 0 ]  +

Isha Bhikshu, 26 декабря 2022 г. в 09:17

Рассказ скорее приключения чем ужасы. Прямое продолжение «Дома на Кервен-стрит». Особенно посмешило, что два главных героя загримировались под жителей Иннсмута. Как-то не очень мне нравится идея Дерлета, что существ из Мифов Ктулху можно убить.

Оценка : 8
«Нечто Извне»
–  [ 0 ]  +

Isha Bhikshu, 26 декабря 2022 г. в 09:01

Рассказ о любимых Дерлетом камнях в формах звезды, которые защищают от злобных сущностей извне. (Эта тема часто встречается в его рассказах). Здесь мы увидим заброшенный монастырь, где стоял гроб с неким монстром внутри. Один молодой человек по незнанию унёс звёздный камень, сдерживающий монстра внутри, и тот выбрался на свободу, чтобы пожирать людей.

Оценка : 8
«Возвращение к предкам»
–  [ 5 ]  +

Isha Bhikshu, 13 декабря 2022 г. в 02:18

У этого рассказа любопытная история. ГФЛ записал в блокноте краткий сюжет уже существовавшего рассказа Леонарда Кляйна «Темный кабинет» (Лавкрафт делал конспекты популярных рассказов, чтобы потом подумать над тем, какие идеи интересны). Этот блокнот после смерти ГФЛ попал к Августу Дерлету, который подумал, что это незаконченный рассказ Лавкрафта и решил написать «Возвращение к предкам». Кстати подобный сюжет есть и у Дональда Уондри (друг Лавкрафта).

Оценка : 6
«Логовище отродья звёзд»
–  [ 2 ]  +

Isha Bhikshu, 11 декабря 2022 г. в 17:15

Начало неплохое — люди Чо-Чо, затерянный город в Бирме, спящие Великие Древние, но концовка какая-то примитивная — слишком легко два человека смогли избавиться от тёмных и опасных богов, никто даже не сошёл с ума.

Оценка : 8
«The River»
–  [ 2 ]  +

Isha Bhikshu, 11 декабря 2022 г. в 17:11

Рассказ о России времён бурлаков на Волге. Место действия — река Волга, где инженеры хотят построить мост, но им мешают какие-то колдуны. М-да... странная фантазия.

Оценка : 6
«The God-Box»
–  [ 0 ]  +

Isha Bhikshu, 11 декабря 2022 г. в 17:03

«Бог в коробке» — небольшой мистический рассказ, весьма неплохой. Один подпольный торговец антиквариатом украл с археологических раскопок маленькую запечатанную коробочку, и намеревался продать её какому-нибудь коллекционеру. Что находится в этой коробке? Какое-то древнее божество? Любопытство приведёт к ужасу.

Оценка : 8
«Phantom Lights»
–  [ 1 ]  +

Isha Bhikshu, 13 ноября 2022 г. в 02:03

Простенький рассказ о призраках утонувших людей в море, которые затягивают к себе человека, который ранее стал причиной их гибели. Один раз прочитать можно, но не испугаться.

Оценка : 7
«Лабан Шрусбери» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Aclo Aigiz, 11 ноября 2022 г. в 15:33

Весьма интересный цикл.

Да, оригинальностью, хорошим сюжетом, лавкрафтовскмм ужасом здесь и не пахнет. Но зато Дерлет предложил ряд интересных новинок и идей, для любителя Мифов Ктулху представляющих определенный интерес. Тем более после лавкрафтовской безысходности и бездействия главных героев хочется чего-то говардовского, только в рамках мифологии — и тут выручает профессор Лабан Шрусбери, который активно борется с Властителями Древности и зловещими культами.

Да, рассказы в общем однотипны, допрос Альхазреда не слишком проработан, но «Черный остров» мне понравился особо. Неужели люди настолько окажутся слабыми, что даже не попытаются сразится с Древним Ужасом? Нет, нельзя жить только тем, что человек не способен понять и противостоять божествам Мифов Ктулху. Да и разве это после сотого рассказа не приесться?

В общем, советую прочитать.

И напоследок. Мифы Ктулху продолжают жить, а раз они живут, то они эволюционируют. Что-то меняется, что-то привносится. Дерлет, Кемпбелл, Ламли, Прайс, Лин Картер — они молодцы. Пусть не все рассказы хорошие, но есть шедевры, например, «Роющие Землю» или «Очень холодная война».

Оценка : 9
«Пришелец из космоса»
–  [ 2 ]  +

god54, 12 сентября 2022 г. в 17:49

Данный рассказ привлекает своей старой и особой стилистикой документального романа, когда автор стремится уйти от эмоций старательно излагая лишь факты позволяя читателю самому делать необходимые выводы. По сюжету — это еще одна версия контакта в рамках планеты Земля, вполне оригинальная и привлекательная. В целом произведение достойное для прочтения.

Оценка : 8
«Дом, окружённый дубами»
–  [ 5 ]  +

bur_zumer, 15 августа 2022 г. в 19:38

Цикл о Джоне Кироване выгодно выделяется на фоне плеяды фэнтезийных и псевдоисторических рассказов Р.И Говарда о бесстрашных варварах, изобретательных пиратах, кровожадных пиктах и могучих кельтах. Думаю, причина сокрыта в том, что такие истории удачно погружают нас в антураж эпохи, в которой жил и творил автор. Эпоха эта славна тем, что мир ещё не был исследован до конца (можем вспомнить, хотя бы открытие гробницы Тутанхамона 1923го года). А потому яркая фантазия авторов наполняла тёмные и неизведанные уголки света различными мистическими проклятьями безымянных культов, монстрами из потусторонних миров и фантастическими порталами для путешествий сквозь пространство и время. Главным же пристанищем для подобных историй стал журнал «Weird Tales».

«Дом, окружённый дубами» это типичная, для эпохи бульварных хорроров, история, которая своими корнями уходит в американский готический роман, в духе А.Э. По. В ней Роберт Говард повествует нам о Джеймсе Конраде, джентльмене, основной деятельностью которого является раскрытие загадочных дел, не поддающихся рациональному объяснению, а также борьба с разного рода проявлениями мистики. В этот раз, главному герою придётся столкнуться с загадкой дома, скрывшегося в тени вековечных дубов. Но от кого, или от чего дубы отделяют жителей маленького провинциального городка? Это нам и предстоит узнать вместе со специалистом по паранормальным делам, Джеймсом Конрадом.

Занимательный рассказ, с привкусом работ Г.Ф. Лавкрафта и классической готики. Рекомендую к прочтению!

Оценка : 9
«Нечто из дерева»
–  [ 0 ]  +

Xosander, 11 августа 2022 г. в 20:28

Я небольшой поклонник Мифов Дерлета, но тут мы видим вполне неплохую, мистическую историю, по мотивам Лавкрафта. Неплохая вещь, особенно с учётом что у Дерлета есть книги намного хуже.

Оценка : 8
«Единственный наследник»
–  [ 6 ]  +

kas666, 21 июня 2022 г. в 21:45

мужик жил, никого не трогал ! Поэкспериментировал над собой ,лег поспать на пару лет в собственную землю. Мало того что в его дом заехали без спроса пока он спал ,так еще и.....

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убили за то что в своем доме перебирал свои вещи!

Оценка : 7
«Таящийся у порога»
–  [ 2 ]  +

Ravina, 04 апреля 2022 г. в 23:56

Очередная история от Августа Дерлета про наследника особняка, созданная на основе черновиков Г. Ф. Лавкрафта. Как же Дерлет любил этот сюжет, а! Поначалу было достаточно интересно, хотя и избито, но в процессе чтения появлялось желание бросить. Роман безбожно затянут. При этом, разбит на три части, и в каждой из них повествование ведётся от разных лиц. Первая – от имени Амброза Дюарта, наследника старого имения, вторая – от лица его кузена Стивена Бейтса, третья – от лица Винфилда Филлипса, потомка преподобного Варда Филлипса, которому, внезапно, выпала честь расхлëбывать вот это всë. Ощущения странные. Читаешь, привыкаешь к персонажу, ждëшь, что с ним будет дальше – а его сюжетная линия обрывается, он перестаëт быть главным персонажем, исчезает из поля зрения, и о нëм рассказывается уже по остаточному принципу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вот, зачем уделять персонажу время, рассказывать о его чувствах, эмоциях, если потом он умирает, и об этом сообщается вскользь, буквально, парой строк, как о чëм-то незначительном? Досадно, знаете ли.

Ещë более удивительно, что третья, т.е. заключительная часть – самая короткая, и при этом состоит, в основном, из разговоров. Активные действия начинаются всего за несколько страниц до конца. Вместо эффектной кульминации – долгие, монотонные объяснения, повторение пройденного. А потом – бац! Всë. Конец. Да и конец какой-то простенький.

Оценка : 6
«Мифы Дерлета» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Alex_Razor, 27 октября 2021 г. в 16:27

Ох уж этот Дерлет!

С одной стороны мы должны быть благодарны этому дядьке за то, что он начал издавать авторские сборники Лавкрафта и, фактически, вывел его творчество на новый уровень популярности. С другой стороны.... как же он всё опошлил!

Во-первых, конечно, мифология.

Вместо невообразимы неописуемых космических сил мы видим средней руки фентезийную мифологию с богами и демонами, которым во что бы то ни стало надо захватить\защитить Землю. Причём «демоны» не только воюют с «богами» но и между собой!

В каждом рассказе Дерлет прямым текстом говорит, что «мифология Ктулху» — это искажённый миф об изгнании Сатаны с неба, и наша Земля — поле битвы Добра и Зла. Видимо, не смог его католический мозг принять то, что у Лавкрафта человек ничтожен и беззащитен, Вселенной и Древним нет до него дела и нет у людей ни каких «добрых затупников». Да и Добра и Зла в масштабах Космоса — тоже нет. Не по-христиански это, надо поправить.

Но ладно бы это было написано талантливо... Местами, конечно, есть весьма атмосферные моменты, но в большинстве — примитив. Причём даже эти атмосферные моменты уже рассказу к 3-му перестают работать, т к. они все одинаковые!

Дерлет вторичен не по отношению к Лавкрафту, он вторичен по отношению к самому себе! Практически в каждом рассказе есть:

— Старый дом с «жуткой тайной»

— Старый родственник, как-то повязанный с «силами зла»

— Некрономикон

— Странная музыка, одновременно жуткая и красивая

— Хлюпающие звуки, которые раздаются «то из далека, то как будто из самого дома»

— Щупалец, козодоев и глубоководных добавить по вкусу.

Возможно, будь эти рассказы в антологиях, они бы смотрелись лучше, но когда читаешь их подряд... Я просто реально начал путаться, что в каком рассказе было, потому что они все одинаковые! Постоянное чувство дежавю «я ж это уже читал!» не отпускало меня до конца. Ну и да, согласен с тов. Zangezi — всё это похоже на игру.

Ну и главная проблема. Казалось бы, ну не понял мужик Мифологию, ну примитивно пишет, ну сделал свою плоскую версию Мифов — что такого? Не он первый (или он?), не он последний. Но благодаря его деятельности популяризатора именно его версия стала доминирующей в Лавкрафтиане на многие десятилетия вперёд, и в общем-то остаётся таковой до сих пор. Вы задавались вопросом, откуда пошло то, что вся мифология Лавкрафта сводится к Ктулху и щупальцам? Откуда берутся все эти примитвные поделки, которые сейчас печатают в «лавкрафтовских» антологиях? Вот отсюда.

Оценка : 6
«Инсмутская глина»
–  [ 0 ]  +

NST-off, 10 августа 2021 г. в 21:35

Если не читать «Морок над Инсмутом», то рассказ выглядит вообще никаким. Но в связке с ним смотрится неплохим продолжением.

PS: Если до кого-то почему-то не дошло, то рассказ действительно хороший. Лично мне он понравился. Но для читателя, не читавшего «Морок над Инсмутом», он будет выглядеть как не пришей к Дерлет рукав. Сплошные натяжки и отсылки к неизвестному тексту, завершающиеся «Пигмалионом». Проще говоря, самодостаточной ценности рассказ не имеет и выглядит как фанфик, хотя и очень хороший фанфик.

Оценка : 7
«Ведьмин лог»
–  [ 3 ]  +

AiRon88, 09 июня 2021 г. в 12:47

В этом рассказе можно найти истоки стольких сюжетных ходов, которые ещё не раз проявят себя в фантастике (и в кино и в литературе). Тут и «дьявольские» дети, с которыми что-то не то и инопланетяне, завладевшие телами и умами людей. А в том, как главные герои борются с монстрами с помощью неких артефактов можно увидеть сцены из «Светхъестественного», «Гримм» и других подобных фильмов/сериалов.

При этом соглашусь с теми, кто пишет, что сейчас история может казаться простой/наивной и т.п.

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх