![]() | Все отзывы на произведения Аркадия и Бориса Стругацких |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 4328
Страницы: 1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 . . . 83 84 85 86 87 (+10)» (+25)»»
«Попытка к бегству» |
| |||
Maximontano, 04 сентября 2022 г. в 16:13 | ||||
В очередной раз убеждаюсь, что браття Стругацкие просто не мои писатели, кроме хорошего слога, ничего интересного я для себя не открыл, еле закончив данное произведение. С пониманием отношусь, что у писателей есть своя огромная аудитория, но мне к сожалению ее пока не понять. | ||||
| ||||
«Суета вокруг дивана» |
| |||
Макс, 31 августа 2022 г. в 20:05 | ||||
Писать отзыв на это произведение *-)))))...увольте Просто прочтите его, не пожалеете 8-) Надеюсь, у меня мох на ушах не вырастит 8-)) | ||||
| ||||
«Трудно быть богом» |
| |||
Макс, 31 августа 2022 г. в 14:04 | ||||
Меня ни когда не интересовала стилистика повествования, или её хронология...но меня всегда заботило как повествование сюжета, его смысл, трогает мой разум и душу, какие сопереживания героям возникают в моем сознании. Роман «Трудно быть богом» стоит того что бы его прочитать, а после (спустя лет 5-7) перечитать, а потом снова и снова перечитывать находя в нём новые переживания. А после всех этих лет, понять каким образом Ваше восприятие мира менялось, что становилось важнее в Вашем мироздании, а что уходило на второй план. Эта литература не для «одного дня» или одного раза к прочтению, роман заставляет переосмысливать себя, свое отношение к людям и их поступкам, переосмысливать историю Земли и фантазировать о будущем. Я надеюсь и верю (в своей надежде), что наш Мир станет лучше. | ||||
| ||||
«Сказка о Тройке» |
| |||
Maximontano, 31 августа 2022 г. в 00:30 | ||||
3е произведение прочитанное от Стругацких и вновь мимо. Понимаю, что скорее всего это просто не мои писатели и собственно литература не для всех. Написано хорошо, но для понимания и целостности картинки сложно. | ||||
| ||||
«Трудно быть богом» |
| |||
Maximontano, 26 августа 2022 г. в 16:21 | ||||
Второе прочитанное мною произведение у братьев. И вновь и мягко говоря не в восторге. Очень сложно уловить ту грань которую хочет донести до писателя автор, либо это просто не мое чтение незнаю. Ввиду того, что столько положительных отзывов на данное творение, у меня просто язык не поворачивается сказать, что это плохо. Нет. Моментами было интересно, но это всего лишь моменты. А так в целов, проходной роман, лично для меня. Знакомимся дальше. | ||||
| ||||
«Второе нашествие марсиан» |
| |||
Тимолеонт, 25 августа 2022 г. в 20:06 | ||||
Очень интересный и необычный взгляд на нашествие ксеносов. Тут ведь даже не двойное, а тройное дно и поначалу простовая история оказывается гораздо сложней. В ироничном смысле затрагивая вопросы свободы, борьбы, самоопределения, удовлетворённости жизни и т.д. «Завоеватели» оказываются мирными колонизаторами, которые подойдя к делу с умом умудряются идеально соблюсти баланс и получить практически полностью покорное и довольное население! Что интересно, это «нашествие» даже не показано толком, а происходит где-то далеко, лишь через время доходя до ГГ. А бытовые эпизоды взаимодействия с соседями и семьёй удались, пожалуй, даже лучше фантастической части и прекрасно дополняющей философскую и сатирическую. Единственное — я так и не понял, зачем и к чему все названы в честь героев древнегреческой мифологии. Никто своему прообразу не соответствует и не тянет даже на сатиру в стиле антоним-противоположность. | ||||
| ||||
«Сказка о Тройке — 2» |
| |||
Тимолеонт, 25 августа 2022 г. в 19:45 | ||||
Мне изначально не очень понравилась во многом вымученная сатира «Сказки о Тройке», но это было то, на чём книга держалась, сокращая её и выдерая зубы стоит ожидать, что повесть резко упадёт в качестве. Эта же версия не только более пустая и скучная, но и более грубая. | ||||
| ||||
«Беспокойство» |
| |||
Тимолеонт, 20 августа 2022 г. в 18:05 | ||||
Слегка преувеличил автор в предсловии по поводу отличий от более поздней версии, конечно, и странно удивлялся невостребованности «Беспокойства» — простите, но она по ощущениям минимум на три четверти повторяет «Улитку на склоне», а только самые верные фанаты и принципиально-дотошные читатели станут интересоваться просто ранней редакцией. Если что — я о прочтении не жалею ни капли, в целом, благодаря другим акцентам и несколько иным настроениям, этот вариант понравился даже больше поздней «Улитки на склоне». Да и в рамках «Мира Полудня» такой интересный объект выглядит очень интересно. | ||||
| ||||
«Малыш» |
| |||
astb, 19 августа 2022 г. в 21:15 | ||||
Что такое человек? Что делает человека человеком? Книга начинается с гипотетической посадки на другую планету. Изначально, « Малыш» схож с другой повестью — « Солярисом» Станислава Лема. В книге звучат те же мысли : человек ищет в космосе себя, а контакт может быть невозможен. Как и в Соляриса, изначально герои слышат голоса-призраки, которые позже объясняются останками погибших пассажиров. Однако повторное прочтение повести оставляет взгляд, что у Стругацких был несколько другой замысел. Майка была первой, кто увидел в малыше человека. « Сверчок на печи», « Щелкунчик» — малыш излагает их голосами своё появление и кораблекрушение. Но малыш уже не человек. Он не только невоспитан человеком, он ещё и модифицирован для жизни на малопригодной планете. Кто его спас и зачем , в книге не раскрывается. Вероятно, из « гуманизма». Вероятно, высокоразвитая цивилизация. Также нежелающая, а может и неспособная идти на контакт. Свернувшаяся цивилизация, квазизамкнутая — так описывают ее авторы. Малыш же стал чем-то иным , человеческий детёныш, выживший благодаря инопланетянам и ими же переделанный. Каждое прочтение ведёт к новым открытиям, который каждый и поймёт по-иному. В « Малыше» повествуется не столько о невозможности какого-либо контакта между цивилизациями, но и о том, что значит быть человеком и что человеческого остаётся в таких, как малыш. | ||||
| ||||
«Парень из преисподней» |
| |||
Тимолеонт, 15 августа 2022 г. в 18:02 | ||||
С одной стороны, это яркая и сильная работа во всех смыслах. Есть захватывающие события и действие, есть интересные персонажи, есть неглупые диалоги и смысл. Сама адаптация «Парня из преисподней» к цивилизованному обществу показана достаточно любопытно. А с другой, именно здесь меня особо напрягла эта тема с «прогрессорством», очень уж сильно оно напоминает то, что в 20-21 веке творят некоторые западные страны. Да, конечно, в мире Полдня всё проходит вроде без прямого военного вмешательства, исключительно бескорыстно и по чисто гуманнистическим мотивам, но, блин, я могу вспомнить совсем-совсем-совсем немного примеров из мировой истории, когда прямое вмешательство одной страны во внутренние дела менее развитого и слабого государства, привело бы хоть к чему-нибудь хорошему. Да и сам Стругацкий-младший в «оффлайн-интервью» отзывался о сущности прогрессоров не то, чтобы положительно. В общем, мутно всё, вся идейная составляющая книги буквально сочится махровым идеализмом и не могу представить, чтобы всё это закончилось чем-нибудь хорошим. Прогрессоры много говорят о том, что они несут благо, но у Стругацкий я ещё не натыкался ни разу на внятное и ясное описание их работы и рассказ о последствиях вмешательства. | ||||
| ||||
«Сказка о Тройке» |
| |||
Тимолеонт, 14 августа 2022 г. в 09:51 | ||||
Добротная и неглупая сатира. Персонажи — хороши и интересны, сюжет существует лишь формально, весь интерес держится на диалогах и парадоксальных ситуациях, которые пытаются разрешить герои. Да, значительная часть сатиры выглядит натянутой и вымученной, но это простительно, да и сам же Борис Стругацкий в оффлайн-интервью говорил, что «Сказка о тройке» писалась по договору с издательством. | ||||
| ||||
«Туча» |
| |||
Тимолеонт, 13 августа 2022 г. в 17:49 | ||||
Из-за запутанной ситуации с библиографией Стругацких сначала прочитал киносценарий «Тучу», не исходную повесть «Гадкие лебеди»... Впрочем, кажется, на впечатление это не сильно повлияло. Это не самая банальная и безыдейная притча о гуманизме, взаимоотношении отцов и детей и просто о человеческих отношениях. «Туча» — очень атмосферная работа, которая действительно погружает в действие и заставляет сопереживать героям. | ||||
| ||||
«Полдень, XXII век» |
| |||
Тимолеонт, 10 августа 2022 г. в 03:50 | ||||
Моментами противоречивое, но всё равно светлая и относительно убедительная картина прекрасного светлого будущего. Два десятка рассказов повествуют о разных аспектах выстроенного людьми XXII-го века. Созидание, освоение новых миров, продвижение прогресса, науки и техники вперёд, улучшение жизни людей и т.д. В то же время — для желающих здесь всегда найдётся простор для риска и испытания себя, хоть это и нежелательно и вдумчивый, осторожный профессионал всегда окажется предпочтительней опрометчивого героя. Да и вообще вся суть в том, что каждый человек может самореализоваться и найти дело себе по душе. В то же время, Стругацкие продвигают серьёзные гуманистические идеалы, что понравилось — без излишнего фанатизма и крайностей в стиле «не раздави жучка». Задаются, хоть и очень поверхностно, и вопросом, а как такое будущее вообще построить? Это особенно контрастирует с большей частью зарубежной фантастики, где всегда было относительно немного успешных «оптимистичных» работ о будущем. Правда, уже из поздных интервью Бориса Стругацкого становится видно, что как минимум он сам в это не очень верил, да и сейчас очевидно, что за оставшееся время явно не успеем построить мир Полдня. К сожалению, мещанство и капитализм всё же победили, как минимум в обозримом будущем. | ||||
| ||||
«Какими вы будете» |
| |||
Тимолеонт, 09 августа 2022 г. в 11:22 | ||||
Не претендую на то, что полностью понял смысл заверщающего рассказа, но думаю, это «послание» читателям-предкам людей Полдня. Стругацкие показали нам оптимистичное, светлое будущее, к которому стоит стремиться, а тут напоминают, что его исполнение зависит в первую очередь от нас их читателей — кому ещё претворять идеалы Полдня в жизнь? Да и в целом это прекрасное прощание с действующими лицами, немало историй о которых уже было прочитано. Да, они встречаются и в других работах Стругацких, но все же понимают, что настоящий финал их истории — в «Какими вы будете». P.S. Да, простите, но я не могу не улыбаться с мысли от того, что Горбовскому встретился бы потомок из Ваховского далёкого, тёмного будущего и какой была реакция в таком случае). | ||||
| ||||
«Улитка на склоне» |
| |||
Тимолеонт, 09 августа 2022 г. в 09:03 | ||||
Едва ли не единственное, что может подпорить удовольствие от книги — сюрреализм, всё же многим он не нравится, а в «Улитке на склоне» этого добра хватает. Моментами авторы перегнули с попытками изобразить сатиру, моментами излишне увлеклись сатирой, но главное удалось — заложенные идеи достаточно оригинальны, приключения персонажей интригуют, а атмосфера нечто таинственного и непознаваемого — восхитительна. Две сюжетные линии поначалу могут показаться несвязными, но на самом деле неплохо друг друга дополняют. А вообще в целом согласен, что это, может, и не лучшая книга Стругацких, но точно в числе самых необычных и странных. | ||||
| ||||
«Человек из Пасифиды» |
| |||
SAG, 05 августа 2022 г. в 23:08 | ||||
Небольшой рассказ о появлении человекообразного существа из глубин океана. Что заставило написать эти строки. Хотя честно сказать не прочитал все отзывы. Да, потому что многие не понимают, сущность этого рассказа. Ведь это явный, по тем временам памфлет на отношения проигравших японцев и победивших американцев. Причём написанный с огромной дозой юмора с использованием фантастических предположений. Чем то, этот рассказ напоминает Беляевский «Сезам, откройся», о использовании робота для ограбления. Естественно в этом рассказе я на стороне, как и авторы, японцев удачно подыгравшим мошенникам. Да столь ли это важно. Но увы фантастики здесь нет. Да и рассказ очень схож с позднее появившимися юморесками о пришельцах, инопланетянах и роботах. Но, это небольшая проба пера, дала толчок для дальнейшей работы авторов. Причём очень удачная проба, так как рассказ запомнился и очень понравился. Почему то привлекает именно раннее творчество братьев | ||||
| ||||
«Хромая судьба» |
| |||
kerigma, 05 августа 2022 г. в 22:16 | ||||
Я много раз читала и очень люблю «Гадких лебедей», а вот «Хромую судьбу» целиком взяла впервые. Ждала, что будет как-то более.. емко, что ли. Что внешний сюжет как-то объяснит то, что происходит в городе дождя, но нет, увы. История немолодого писателя Феликса Сорокина вначале кажется совершенной бытовой нудятиной, и ниоткуда неочевидно, как из-под его пера могла выйти книга, подобная «Гадким лебедям». Постепенно появляются интригующие детали, все более интригующие, но совершенно не складывающиеся ни в какую общую картину. Но это ни к чему не приводит, и вызывает в итоге разочарование. Все привыкли, конечно, что АБС не раскрывают свои тайны и многие загадочные моменты в их книгах так и остаются загадочными. Но в данном случае — буквально все. К чему этот странный институт, к чему клетчатое пальто, к чему другой странный институт и машина, измеряющая талант (и если она правда измеряет, это скорее будет разочарованием, потому что это как-то пошловато). От всего этого, особенно финального финта с Булгаковым, тянет авторским розыгрышем. Типа, ага, читатель, повелся на наши традиционные приемы, на изящное вписывание странного в быт и быта в странное — но нет, зря ты тут ищешь какую-то привычную глубину и тайные смыслы, это мы тебя троллим, вот, смотри, Булгаков смотрит на тебя и подобных тебе с осуждением и уходит заниматься своими делами. На мой вкус, в истории писателя Сорокина как-то слишком много быта, причем такого совершенно скучного, и создается впечатление, что человек, настолько погруженный в то, как он воду в чайник наливает и чем будет ужинать, что такого удивительного может написать, а? И может быть, все то таинственное, что вокруг него происходит — на самом деле, продолжение работы его воображения? Зато «Гадкие лебеди» все так же прекрасны. Когда я была моложе, мне больше всего нравилась часть о детях и мокрецах, о новом мире, который не хочет ни ломать старый, ни воевать с ним, а просто вырастает рядом, параллельно, и постепенно захватывает все. А сейчас мне больше всего нравится очень острая и болезненная идея того, насколько люди и поколения не могут понять друг друга, насколько из разных ценностей можно исходить. И что люди, живущие в одних ценностях, не могут ни судить, ни оценивать людей, живущих в совершенно других. Я понимаю, что это в общем-то банальная идея и изрядное упрощение всего, что есть в «Лебедях» — но очень уж актуальная. И особенно болезненна ситуация, когда твою судьбу определяют те, чьи ценности категорически не совпадают с твоими. С другой стороны, ничто так не меняет мир, как смена ценностей у поколения. | ||||
| ||||
«Хищные вещи века» |
| |||
Нортон Коммандер, 04 августа 2022 г. в 23:41 | ||||
Повесть «Хищные вещи века» фактически является частью предполуденного цикла, хотя она содержит в себе многие элементы, которые позже будут использованы Стругацкими в других, не-полуденных произведениях. И по сути «ХВВ» более похожа на эти другие произведения — такие, как «Пикник на обочине» или «Гадкие лебеди». Их объединяет то, что во всех этих произведениях мы видим некую условную капиталистическую страну, где общество оскотинивается, и почти все только и делают, что пьют, курят, едят и деградируют. В то время было принято считать, что мы не такие, но потом стало понятно, что это и про всех нас — «Полдень» пока так и не сбылся, а мы имеем то, что видим вокруг. В такое деградирующее общество попадает главный герой повести Иван Жилин. В повести можно заметить и отголоски темы прогрессорства — Жилин выступает не просто в роли разведчика, но и задумывается о том, как вылечить этот больной социум. Когда братья Стругацкие это писали, они создавали антиутопию, показывая многие черты мира изобилия и общества потребления гипертрофированными. Но прошло время и стало казаться что это полный аналог нашего мира, в котором мы живём — он отличается деталями, но по сути мы идём именно в этом направлении. Как спасаться? Авторы ответа не дают. Кроме нашей собственной осознанности ничто нам помочь не может. | ||||
| ||||
«Глубокий поиск» |
| |||
Nomos, 04 августа 2022 г. в 17:02 | ||||
В этой зарисовке «Полудня» герои вожделенного будущего АБС продолжают варварски истреблять флору, фауну и естественный ландшафт везде, куда только дотягиваются их руки. На этот раз для своих занятий они погрузились глубоко в океан. Работы предстоит много: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) «Если бы не стажеры, — подумал Кондратьев, — я бы давно уже прикончил этого гада и принялся бы искать его родственников». Он не сомневался, что где-то на дне впадины скрываются дети, внуки и правнуки чудовища <...> «Завтра ночью спущусь и перебью остальных». И всё это благое действо XXII-го века победившего коммунизма происходит в антураже середины века XX-го — магнитные ленты, россыпь плёнок, диктофоны, стрекочущие кинокамеры, завинчивающиеся массивные люки. А что же изменилось за 200 лет? А ничего! Всё также нагибаем природу, разворачивая реки вспять и осушая моря с пламенным взором и с серпом и молотом в руках. Разве что пространство для манёвров теперь не ограничено лишь Землёй. | ||||
| ||||
«Свидание» |
| |||
Тимолеонт, 04 августа 2022 г. в 07:25 | ||||
Уже третий рассказ «Полдня», который я считаю лучшим. «Свидание» — действительно крайне сильная вещь, пик размышлений братьев о гуманизме-человечности, который, пожалуй, так и не был превзойдён в последующем творчестве. В то же время история резко контрастирует с предыдущими рассказами, во многом разбавляя оптимизм и благополучие «Полдня» очень тяжкими и страшными моральными терзаниями. Да, в какой-нибудь вахе не было бы вообще никаких проблем — «сожги мутанта, убей еретика, уничтожь ксеноса» и всё такое, но это и нужно, чтобы подчеркнуть моральное развитие Человечества в Полдне — Поль фактически сам помещает себя в ад, будучи не в силах смириться с мыслью, что убил разумное создание, да ещё и инопланетное — первое встреченное за очень-очень долгое время. Тут, конечно, можно было бы развернуть мысль о том, что считается разумным, были ли мы разумны для этого инопланетника, но оно было б неуместно в гуманистическом рассказе. | ||||
| ||||
«Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» |
| |||
Тимолеонт, 02 августа 2022 г. в 17:31 | ||||
Очень сильно противоречивые чувства... Начинается всё прекрасно, это практически лучший поздний роман братьев. Сюжет, персонажи, взаимоотношеия и прочие приключения лицеистов и «учителя и ученика». Правда, я был практически в восторге. Да и проблема хиппующей молодёжи поставлена неплохо — вследствии провальной молодёжной-пропагандисткой политики в позднем СССР, в 88-ом это, думаю, читалось очень актуально. Но авторы зачем-то решили нагрузить историю «смыслом» и философией в ущерб повествованию. При всём уважении к Стругацким, я всё равно удивляюсь тем, кто превозносит у них прям какую-то глубочайшую и мудрейшую философию — по факту вся она у них укладывается в стандартные рамки банального гуманизма и вообще ничего нового и необычного они по этому поводу не написали и не преподнесли. Если что, я не имею ничего против философстования в художественных книгах и мне любопытно почитать мысли авторов о всяком-разном, но только если оно не делает книгу хуже и дополняет произведение. Вот истории и фантастика у Стругацких — восхитительные, стоило, наверно, концентрироваться на них. | ||||
| ||||
«Отель «У Погибшего Альпиниста» |
| |||
Тимолеонт, 01 августа 2022 г. в 11:31 | ||||
С моей стороны, конечно, было глупо и наивно ожидать «реалистичного» детектива с логичными и последовательными разгадками, знал же, что фантастов читаю, но всё же). Намеренно закрутив тайну головоломную, Стругацкие дают «фантастическую» развязку необъяснимому. Реалистичная история перетекает в фантастическую постепенно, под грузом неразрешимых загадок и сомнений ГГ. Казалось бы, такая развязка гордиева узла должна разочаровать, но нет — всё равно получается достаточно изящная детективная история, где задача «детектива» оказывается далеко не так очевидна, как и «виновность». Авторы вообще здесь много рассуждают об этом и таком понятии, как доверие. Особенно доверие даже не к людям или народам-расам, а к другим внеземным видам. Гуманистические выводы получились очень любопытны и правильны, но всё же недожаты. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Ибо решительно непонятно, а почему ГГ должен был довериться «инопланетникам»? Просто так за здорово живёшь? Хотя не исключаю, что это такой авторский приём — показать недоразвитость человечества через неспособность к слепому доверию, хоть и неясно, как такие цивилизации вообще могли выжить. | ||||
| ||||
«Извне» |
| |||
Тимолеонт, 28 июля 2022 г. в 12:10 | ||||
Всё же непростая задача предстоит тем, кто хочет прочитать библиографию Стругацких чуть глубже, чем десяток самых популярных работ, но не хочет зарываться в бездны черновиков и разных вариаций, отличающихся лишь небольшими деталями. Благодаря поклонникам, вытащившим на свет, кажется, каждую строчку братьев, запутаться во всём этом — как нечего делать. Вот и на данную историю я наткнулся уже минимум в третий раз и каждый раз текст был под разными названиями). Мне очень понравилась данная история, но не настолько, чтобы перечитывать её в третий раз, к тому же я не настолько внимателен, чтобы подмечать мелкие различия разных редакций. | ||||
| ||||
«Пять ложек эликсира» |
| |||
Тимолеонт, 26 июля 2022 г. в 04:06 | ||||
Неплохая околофилософская история на тему бессмертия и его цены. Диалоги и смысловое наполнение только, кажутся, излишне наивными и натянутыми. Бессмертные — жалки и ничтожны даже не по своим мотивам, морали и действию, а даже исходя из их возможностей и того, чего сумели добиться за века своей жизни. И, простите, может, я не тем местом читал, но я так и не понял, зачем им сдался Снегирёв и что они вообще с ним рассусоливают — возможностей тихо устранить его просто море, зачем тратить время на абсолютно бесполезного для них типа? Но больше у меня претензий нет — диалог-конфронтация между «человеком»-смертным и теми, кто с точки зрения авторов свою человечность уже утратил, получился на славу. Да и в принципе «Пять ложек эликсира» — хорошее подтверждение тому, что вся интересная история может происходить только на словах и чуть ли не в рамках одного помещения. | ||||
| ||||
«Чародеи» |
| |||
Тимолеонт, 25 июля 2022 г. в 14:00 | ||||
Не смотрел одноимённый фильм, а потому оцениваю сценарий как самодостаточное произведение. В принципе, это практически полное повторение полноценного романа, только, конечно, сильно урезанное и упрощённое. Развязка с экспериментом Выбегалло немного другая, чуть смещены акценты и атмосфера, но больше значимых отличий мне заметить не удалось. Читать стоит только особо любопытным и поклонникам Стругацкий, всем остальным лучше прочитать-перечитать «Понедельник начинается в субботу». | ||||
| ||||
«Повесть о дружбе и недружбе» |
| |||
Тимолеонт, 25 июля 2022 г. в 08:51 | ||||
Почему-то именно после этой повести я особенно отчётливо заметил, насколько сильно Стругацкие повлияли на постсоветских авторов и как много те у них позаимствовали, переняли и напрямую сплагиатали. Например, минимум две три прочтённого мной в детстве творчества Емеца — это та же самая «Повесть о дружбе и недружбе», только с немного разными персонажами и приключениями, а так же всеми плюсами и минусами книги. Одним Емецом дело, конечно, не ограничивается... А что здесь есть хорошего и плохого? Из плюсов динамичные приключения, не самая скучная и унылая мораль. Из минусов — наивность и запредельная условность, натянутость всего обоснуя этих приключений, а так же странный юмор там, где он встречается и карикатурные, одномерные злодеи. В целом, подростки читать могут, но неясно зачем, ибо есть просто море более интересных альтернатив. | ||||
| ||||
«Обитаемый остров» |
| |||
astb, 23 июля 2022 г. в 14:46 | ||||
Многие не считают фантастику серьёзным жанром литературы, но не в случае братьев Стругацких. Их произведения относятся к настоящей классике. « По обитаемому острову» был давно снят фильм. Вышел он не сильно хорошим, чему я была расстроена. Потому что книга хорошая. Как и в « Трудно быть Богом», сюжет строится в далеком будущем, в котором путешественники с Земли посещают другие планеты, населённые людьми. Жизнь на ней не менее мрачная, чем в средневековых устоях. Так называемые башни-излучатели воздействуют на людей, одурманивая и одурачивая население. На одних она не действует, других же мучает. Те, кто не поддаются ее излучению, входят или в элиту, или становятся изгоями, обреченными на смерть и страдания. В общем-то, не самое радужное описание устройства жизни. Герой книги, Максим Краммер, описывает свою деятельность ребяческой , в которой больше задействованы руки и ноги, чем голова — так сказали бы на Земле. Он распутывает запутанный клубок событий происходящего, от для чего устроены башни-излучатели до кто же загадочные Отцы. Как всегда, задается вопрос, что правильно, а что неправильно. « Но мы с вами знаем не только как из прошлого выводить настоящее, но и как из настоящего выводить прошлое». Фраза не из Министерства Правды, но вполне применимая и в других многих несуществующих странах. К концу романа Максим узнает, что он не один из Земли на планете, только другие учат его действовать более основательно, думая о множестве факторов, о каждом шаге, просчитывая за тысячи миль вперёд. Отключить башни-излучатели — задумка Максима. Совсем другая концовка, чем в « Трудно быть Богом», но сюжет немного схож. | ||||
| ||||
«Обитаемый остров» |
| |||
Iriya, 20 июля 2022 г. в 17:37 | ||||
«Пусть совесть не мешает мыслить ясно, пусть разум научится при необходимости заглушать совесть.» Я не совсем понимаю, как такое произошло, но книги жанра фантастики незаметно стали продолжением окружающей меня реальности. Не стала исключением и повесть Стругацких. Прозорливое и лаконичное творение знаменитых на весь мир отцов-основателей современной российской фантастики потрясло меня злободневностью задетых тем. А ведь произведение Аркадия и Бориса было написано в далеком 1968 году, выйдя в свет в 1971 году после серьезных цензурных поправок. И дело, надо заметить, не только в политической актуальности, хотя и она имела место быть. Поэтому я в очередной раз убедилась, насколько гениальными в своих литературных пророчествах оказались авторы. События повести происходят в недалеком будущем. Если не докапываться до сути, то на поверхности сюжета лежит история молодого землянина по имени Максим. Являясь пилотом Группы Свободного Поиска, он путешествует по космосу, исследуя его. Одно из такие путешествий заканчивается крушением его космического корабля на планете Саракш, поразившей Максима картиной всемирного хаоса и разрушения. Это оказалась планета-могильник, планета, на которой еле-еле теплилась разумная жизнь, да и та готовая окончательно погасить себя в любой момент. Здесь шла непрекращающаяся война между Империей Неизвестных Отцов и двумя бывшими провинциями — Хонти и Пандеей. Однако не она оказалась самым страшным открытием для молодого волонтера. Помимо смыслового содержания, произведение украшали стремительная динамика с супергероем в главных ролях; яркие действующие лица, включающие монстров; плотный текст с репризными диалогами и ироничным юмором; а также непредсказуемый финал. Одним словом, Стругацкие — это бомба! «Существует определенный идеал: человек должен быть свободен духовно и физически. В этом мире массы еще не сознают этого идеала, и дорога к нему тяжелая. Но когда-то нужно начинать. Именно люди с обостренной совестью и должны будоражить массы, не давать им заснуть в скотском состоянии, поднимать их на борьбу с угнетением. Даже если массы не чувствуют этого угнетения.» Мир Саракша изолирован и убежденный в своей замкнутости. Его аборигены свято верят, что живут на вогнутой поверхности, где сильная рефракция задирает горизонт по краям кверху. И кажется, что отсюда выхода нет. Именно этот мир и выступил полем деятельности нашего героя и объектом литературного исследования писателей. Жители Саракша страдают не только от этой замкнутости, но и от беспросветного страха существования. Свежему воздуху перемен взяться здесь абсолютно неоткуда. Психотронные излучатели зомбируют большинство населения; неподверженное этому воздействию меньшинство преследуется законом; ото всюду звучат истерические крики про враждебное окружение, подкупленное грязными деньгами врагов; мутирующие люди думают только о том, как бы спокойно сдохнуть; а телевидение провозглашает стремительно выросший жизненный уровень. На протяжении всего чтения я пребывала в состоянии дезориентации — находясь на планете Саракш, мне казалось, что я пребываю на Земле. Просто массаракш какой-то! « — Как это — не веришь? Ну, предположим, мне ты можешь не верить, я — человек маленький. Ну а господину ротмистру? А бригадиру? Радио, наконец? Как можно не верить Отцам? Они никогда не лгут.» Братья Стругацкие, безусловно, блестящие рассказчики. Потрясающая динамика захватила меня буквально с первых страниц. События грянули как выстрел в упор, рубанули как сабля по горлу, рухнули как с крыши на асфальт… Сюжет повести представлял собой непрекращающееся крещендо противостояния героя-идеалиста различным слоям общества планеты, на которую он попал. История, начавшаяся наивно и весело, быстро приобрела краски темной сатиры, а затем превратилась в напряженную политическую драму, раскрывающуюся через грубый натурализм и цинизм. Повествование, в большинстве своем, вращалось вокруг образа Максима — его мыслей, глубоких переживаний и принятых решений. Не имея возможности покинуть этот странный мир, он вынужден был принять условия его игры, подстраивая под правила свою совесть. Лично я чувствовала себя невольной заложницей происходящего — схема описываемого авторами настолько идеально отражала современную реальность, что поневоле поверилось в пророческий дар фантастов. «А может быть, в этом мире вообще нельзя иначе, и если хочешь что-нибудь сделать, приходится пройти через глупость, через бессмысленную кровь, а может быть, и через подлость придется пройти. Жалкий человек... глупый человек... подлый человек... А что еще можно ожидать от человека в этом жалком, глупом и подлом мире?» Образ Максима Камеррера привлекателен прежде всего личностным ростом. На первых страницах повести перед нами предстал двадцатилетний землянин, который по мерками того мира, откуда он прилетел, — сущий бездельник. В Группе Свободного Поиска, членом которой он являлся, не было ничего для развития разума, только приключения тела. Поэтому взрослые солидные люди с взрослыми солидными делами туда не шли, и однообразно-утомительные планеты оставалось исследовать таким авантюристам, как наш главный герой. Но авторы не случайно выбрали в качестве протагониста именно такого человека. Будучи пришельцем из другого мира, Максим был способен единолично перевернуть режим Саракша. Наряду в этим, в силу своего возраста, он не имел убеждений и четко сформированной внутренней картины мира. Вместе с Максимом мы проделали интересный путь, пройдя множество стадий. На его примере авторы хорошо отразили одну из важных мыслей произведения: каждый человек — есть сила, если его поступки подчинены законам совести. «Глупость — есть следствие бессилия, а бессилие проистекает из невежества, из незнания верной дороги...» На фоне этой книги многие прочитанные мной произведения заметно тускнеют. Всему виной — задетые авторами вопросы, которые сумели войти в резонанс с моими раздумьями. Насколько внутренний замысел важен для перелома событий? Как отсутствие общей идеи приводит к напрасным жертвам? Можно ли примирить совесть и разум? И, конечно, размышления на тему войны. Авторы не романтизируют ее, они просто пытаются осмыслить и выразить свою ненависть к ней. Неужели вогнутый мир не может стабильно жить без войны, которую сначала провоцируют, а затем, как правило, проигрывают. Ответ очевиден. До сих пор перед глазами грандиозная в своей преступной нелепости картина, где красные языки пламени вылетают из пушек, танки окутываются черным дымом пороха, а из установленных на траве громкоговорителей бархатный бас вещает: «Там, за гребнем лощины, коварный враг. Только вперед. Рычаги на себя и — вперед. На врага...» Люди, деревянные марионетки, звери... Люди. Безумие! «Стучали колеса, вопил паровоз, несло гарью в маленькое зарешеченное окошечко, а за окошечком проносилась унылая безнадежная страна, страна беспросветных рабов, страна обреченных, страна ходячих кукол...» На мой взгляд, эта повесть способна встряхнуть и спасти от «излучателей» львиную долю читающей аудитории. Хотя чего-то сенсационного, если задуматься, в этой книге нет. Лишь мысль о том, что когда в мире наступает эпоха башен, он не в состоянии существовать без подпольщиков, внезапных проверок населения с арестами и без бессмысленных войн. Любая попытка свободомыслия заканчивается гонениями. А жителям остается только молчать и верить, что все обойдется. Это, по большому счету, единственное, на что они надеются. В заключение скажу, что такие произведения следует включить в общую школьную программу. Они бы непременно стали ее украшением. Однако, в силу всего происходящего вокруг и затронутых писателями тем, надеюсь, что шедевры Струкацких хоты бы цензурно не исчезнут с полок библиотек и прилавков книжных магазинов. Всем добра! « — Вы живете не на внутренней поверхности шара. Вы живете на внешней поверхности шара. И таких шаров еще множество в мире, на некоторых живут гораздо хуже вас, а на некоторых — гораздо лучше вас. Но нигде больше не живут глупее... Не верите? Ну и черт с вами.» | ||||
| ||||
«Благоустроенная планета» |
| |||
Тимолеонт, 19 июля 2022 г. в 20:45 | ||||
Обожаю Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) и рад каждой новой для меня хорошей истории на эту тематику. Хоть здесь про это и сказано очень мало, но очень приятно было постепенно понимать намёки авторов и догадываться, к чему всё идёт и чем завершится. Но всё же не это здесь главное, Стругацие хотели показать мышление людей Полдня в их отношении к гипотетическому Контакту. Максимальная осторожность, корректность и жуткий стыд за свои же косяки и ошибки. В сравнении с современностью здесь показано просто-таки торжество гуманизма и дипломатичности, когда не считающие себя достойными люди даже не пытаются взвалить на себя такую ответственную задачу. Всё это — долгая и тяжёлая работа по выработке правил, показанных нам в «Обитаемом острове» и «Трудно быть богом». биопанк | ||||
| ||||
«Поражение» |
| |||
Тимолеонт, 19 июля 2022 г. в 20:09 | ||||
Прекрасно показано, как некоторые герои изменились с прошлых историй про них и как грозит измениться их работа. Именно это и рассуждение об исследовании новых миров, их колонизации-освоении и необходимости десантников понравилось мне здесь больше всего. Да и сама идея невероятно сложных и трудозатратных Яиц прекрасно иллюстрирует, чего умудрился достичь мир Полдня. | ||||
| ||||
«Гадкие лебеди» |
| |||
amak2508, 18 июля 2022 г. в 08:15 | ||||
Пожалуй самое необычное из того, что написали братья Стругацкие. Причём необычно в этой повести практически всё — от идеи и сюжета до главного героя и собственно текста. Идея — рождение нового мира из недр существующего — для фантастики отнюдь не нова. Но так, как её интерпретировали братья, какие акценты расставили, да ещё понимая, что это писалось во времена Советского Союза — это было и неожиданно, и необычно, и несколько рискованно. Содержание, сюжет — они необычны хотя бы потому, что включают в себя элементы то ли мистики, то ли символизма, то ли просто некой условности, совершенно не характерные для братьев и не приветствуемые властями в советское время. Ну а мокрецы... они уже сами по себе большая неожиданность :). Главный герой — мятущийся интеллигент, заливающий свою неудовлетворенность вином (джином — на самом деле ведь такая гадость :)) — он для советской фантастики вообще, особенно в конце 60-х, даже не необычен, а просто немыслим. А получилось так, что он читателю оказался даже чем-то симпатичен. Наверное потому, что большинство остальных персонажей ещё хуже :). И, наконец, сам текст — очень умный и очень увлекательный. И тут опять непонятно и необычно: сюжет скорее камерный, действия в нём не так, чтобы и много, в основном это описания того, как сидит главный герой где-нибудь, выпивает и размышляет — а читать интересно, даже очень интересно. Кстати, и хорошего юмора в этой повести необычно много — пожалуй побольше, чем в других произведениях Стругацких. Ну а самая большая необычность — это то, как братья вдруг взяли и написали эту странную для советской фантастики вещь. И неожиданно сделали такой замечательный подарок всем любителям фантастики. Потому, что вещь получилась просто замечательной — необычной, увлекательной и умной. | ||||
| ||||
«Скатерть-самобранка» |
| |||
Nomos, 17 июля 2022 г. в 01:11 | ||||
Из восьми пока прочитанных рассказов «Полудня» этот показался самым живым, не скучным и оригинальным. Это из положительного. Однако же рассказ убедил меня в представлении о том, что мир Полудня — это не то будущее, которое мне было бы по нраву. Отрывок: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) У природы слишком много законов. Мы их открываем и используем, и все они нам мешают. Закон природы нельзя преступить. Ему можно только следовать. И это очень скучно, если подумать. А вот Человек Всемогущий будет просто отменять законы, которые ему неугодны. Возьмет и отменит. В предыдущих рассказах люди устраивают масштабные карательные облавы на местную фауну, осушают под ноль болота, хотят «просверлить луну огромным буравом» и т.д. В общем, всё запараллелить и заперпендикулярить, подчинить своей воле и закону или же закатать в бетон. И уже видится, как, справившись с Землёй, строители коммунистического будущего добираются до новых планет и под песню «Человек проходит, как хозяин...» насаждают там свои порядки, сметая всё на своём пути. Извините, как полчище саранчи... | ||||
| ||||
«О странствующих и путешествующих» |
| |||
Тимолеонт, 16 июля 2022 г. в 21:18 | ||||
Для понимания контекста этого рассказа стоит помнить, что написан он был в разгар оптимистичного поиска внеземного разума — как раз примерно в это время Карл Саган активно начал творить, как за рубежом, так и у нас велись активные дискуссии о гипотетической разумной жизни во Вселенной, кое-где строились гигантские антенны, чтобы следить за сигналами космоса... И хоть до запусков «Вояджеров» оставалось ещё полтора десятилетия, но первые обсуждения подобного проекта начались так же в начале 60-ых. А до массового разочарования и спада энтузиазма в этой теме было ещё далеко... И получается, что рассказ практически является авторским высказыванием по этой теме, их мнением, а что там вообще с инопланетным разумом и как может выглядеть встреча человечества с ним? Получилось, как и практически всегда у братьев Стругацких, очень оригинально, интересно и умно. | ||||
| ||||
«Естествознание в мире духов» |
| |||
Тимолеонт, 15 июля 2022 г. в 09:13 | ||||
Хороший замысел, но неоконченный сюжет. Да, я понимаю, что это авторы так решили и это было их полное право — не прописать логического финала и оставить его открытым, но впечатление всё равно оно портит, ибо не чувствуется уместным. К счастью, это компенсируется персонажами — они обычные люди с невероятной способностью, что создаёт интересные характеры, особенно забавным получилось их общение. | ||||
| ||||
«Свечи перед пультом» |
| |||
Тимолеонт, 15 июля 2022 г. в 06:51 | ||||
А ведь действительно описывается крайне амбициозный и масштабный замысел по переносу человеческого разума в электронный формат. Этакий протомеханикус в мире Полдня. Что круто — всё настолько убедительно и правдоподобно, что в эту историю действительно веришь, не важно становится даже то, что спустя 62 года всё это безнадёжно устарело и кажется наивным — да плевать, не в этом дело. Беспрецедентные меры безопасности, множество переживающих за своё дело людей, важнейшая и глобальная цель — Стругацкие прекрасно проявили ещё одну грань своего таланта. | ||||
| ||||
«Загадка задней ноги» |
| |||
Тимолеонт, 14 июля 2022 г. в 14:16 | ||||
Всё же не всегда у Стругацких хорошо получался юмор. Здесь он несмешной. Ну или чрезмерно предсказуемый, что то же самое. И это сильно портит историю, ибо идея о сошедшем с ума от выходок малокомпетентных идиотов сверхкомпьютер — шикарна. Да и проявляется оно здесь не без оригинального и интересного авторского подхода, но скучный юмор и слитый унылый финал всё портят. | ||||
| ||||
«Стажёры» |
| |||
Тимолеонт, 14 июля 2022 г. в 12:03 | ||||
Несомненно, «центральной» частью «Стажёров» является последняя история-рассуждение о противостоянии мещанства и коммунизма. Стругацие хоть и подыгрывают хорошим и бескорыстным персонажам, но всё же приводят довольно интересные аргументы в пользу «проигравшей» на момент действия «Стажёров» идеологии. Да, к сожалению, в реальности всё оказалось не так хорошо и оптимистично, но и здесь зачастую герои бессильны перед костностью, эгоизмом и нежеланием чего-либо менять. «Своя рубашка ближе к телу», как говорится, какое мне дело до какой-то там эксплуатации, правильных вещей и коммузма, если сейчас я зарабатываю больше, а при вашем этом коммунизме у меня не будет даже иллюзий на шанс заработать себе на золотой унитаз? Остальные рассказы романа не несут в себе такого любопытного идеологического посыла, но зато это просто очень захватывающие и интересные приключения. | ||||
| ||||
«Путь на Амальтею» |
| |||
Тимолеонт, 13 июля 2022 г. в 17:59 | ||||
Здесь в прекрасной и яркой форме представлено то, благодаря чему в будущем удавались проекты вроде «Светлячка». Ведь и там и здесь упор делается даже не на космический антураж и сюжет, хоть они и тоже крайне важны и хороши, но и плотное взаимодействие между рабочим коллективом. Та самая химия общения, когда за разговорами наблюдать интересней, чем за экшен-сценами, здесь прекрасна. И именно это делает «Путь на Амалтею» одной из лучших работ полуденного цикла. | ||||
| ||||
«Обитаемый остров» |
| |||
almazx, 13 июля 2022 г. в 12:02 | ||||
Невероятно страшно читать эту повесть в середине 2022-го года. Я даже не мог поверить в то, что книга написана в 1969 году, из-за пугающей актуальности написанного в наше время. | ||||
| ||||
«Глубокий поиск» |
| |||
Тимолеонт, 10 июля 2022 г. в 21:25 | ||||
Шикарное подводно-морское приключение! Стругацкие просто восхитительно создают атмосферу исследований и разведения морских обитателей, работы с ними, взаимодействия и противоборства с китами и гигантскими кальмарами — чувствовал себя ребёнком, читающим что-то из библиотеки приключений. Атмосферой «Глубокий поиск» изрядно напоминает лучшие производственные истории Беляева, и в данном контектсе это искренний большой комплимент. | ||||
| ||||
«Возвращение» |
| |||
Тимолеонт, 10 июля 2022 г. в 20:44 | ||||
Очень душевная и милая даже история. Она про то, что наравне с громким и заметным благородством вроде самопожертвования и подвигов вроде освоения новых планет, надо и по мелочи помогать ближнему своему. Прочая же тематика здесь достаточно традиционна для братьев — поиск своего предназначения, «возвращение» — как буквальное, так и метафорическое. Получилось, как обычно, глубокомысленно и интересно, но ничего принципиально нового — этому же посвящено минимум половина историй «Полдня». | ||||
| ||||
«Волны гасят ветер» |
| |||
Double Black, 10 июля 2022 г. в 13:44 | ||||
История человеческой глупости, написанная умными людьми. Или книга о том, как искать то, что у тебя под носом, но при этом не видеть (пардон) ни хрена. Книга, по ходу чтения которой хочется думать, а после прочтения не сойти с ума. | ||||
| ||||
«Понедельник начинается в субботу» |
| |||
dokktor, 07 июля 2022 г. в 16:54 | ||||
Интересный факт о любимой книге. Могу долго ее хвалить и восторгаться детскими, а потом юношескими впечатлениями. А потом и зрелым признанием. Но я просто хочу коротко рассказать о забавном случае, которому много-много лет. Недавно мне одна дама в летах рассказала, что в молодости к ней сватался парень, который вместо кольца подарил прекрасно изданный «Понедельник...». А когда она, подумав, отказала... ...расстроенный молодой человек потребовал вернуть книгу. Такое вот масштабное всенародное признание ПНС :))) | ||||
| ||||
«Человек из Пасифиды» |
| |||
Тимолеонт, 07 июля 2022 г. в 11:40 | ||||
Даже не знаю, как рассказать про этот рассказ без спойлеров! Если кратко, то это история про целеустремлённых людей, готовых добиваться своих целей и исполнять мечты. И всё это в форме лёгкого, но неглупого и бодрого авантюрно-плутовского рассказа, где удовольствие получаешь не только от развязки, но и от повествования, показываюшего старания и действия героев. Вообще не ожидал такого от Стругацких, такие рассказы они писали достаточно редко, обычно творили в гораздо более серьёзной и назидательной манере. | ||||
| ||||
«Томление духа» |
| |||
Тимолеонт, 06 июля 2022 г. в 16:29 | ||||
А вот здесь молодёжь уже стремительно взрослеет, понемногу отходит от «героической юности» и постепенно находит своё место в жизни. Я понял эту историю как то, что нет недостойного занятия — любая профессия и дело будут полезны, если поставлены на высоком технологическом уровне и приносят пользу обществу. Правда, помимо смыслового наполнения эта ещё и просто прекрасно написанная история, которую приятно читать и узнавать судьбы уже знакомых нам героев. | ||||
| ||||
«Десантники» |
| |||
Тимолеонт, 06 июля 2022 г. в 12:06 | ||||
Стругацкие очень любили тематику ненужности и опасности безрассудного героизма, во многих своих историях показывая, что спокойные и уверенные спецы-профессионалы будут во всех отношениях полезней, чем безрассудные герои. Лично мне сложно с этим не согласиться, не могу признавать «подвиги», которые исправляют даже не чужие косяки, а твои собственные. «Десантники» же лучшая история братьев по этой теме — здесь самая убедительная ситуация, наиболее интересные персонажи и самая наглядная демонстрация, что лучшие исследователи и первопроходцы это те, кто не рискует напрасно и всегда возвращается обратно, что бы ни случилось. | ||||
| ||||
«Забытый эксперимент» |
| |||
Тимолеонт, 04 июля 2022 г. в 17:34 | ||||
Наверно, одно из тех произведений, которым вдохновлялись создатели игры STALKER. Образ зоны настолько мощен и ярок, что узнаётся практически мгновенно и занимает здесь центральное место, оттеняя все остальные аспекты рассказа. Это не значит, что они плохи, просто не настолько важны. Сценаристами игры в какой-то степени даже обыграна наука, которая «противостоит» загадочной Зоне и пытается с ней совладать. Получается этакое противостояние необъяснимых загадок и мощи человеческого разума, перед которым не устоит ничего. Во всяком случае такое впечатление произвела на меня эта история. | ||||
| ||||
«Девятая планета Тайи» |
| |||
Carex, 01 июля 2022 г. в 15:51 | ||||
Для общих сведений. Тайи — название Полярной звёзды, α Малой Медведицы в древней китайской астрономии. По-китайски пишется 太一 (есть вариант написания 太乙). Что касается самого рассказа, он интересен только как эталонный шаблон советской фантастики того времени. | ||||
| ||||
«Понедельник начинается в субботу» |
| |||
Bladeness, 24 июня 2022 г. в 22:27 | ||||
Никогда прежде не читал Стругацких, поэтому решил начать ознакомление с одного из самых их известных и популярных произведений. И неожиданно для себя обнаружил, что король-то голый. Если первая часть хороша и читается с интересом, то вторая — тягомотная нудятина. Будь там хотя бы какой-то сюжет, возможно она бы не была столь унылой, но его там нет. Вместо него полно острой сатиры на советскую действительность и в частности работу НИИ и куча плоских шуток на тему сказочного фольклора и философии. Я понимаю суть шуток, улавливаю сатиру и отсылки, но отклика это все никакого не находит. Ни уму, ни сердцу. А разгадка одна — все это потеряло актуальность. Те, кто жил в то время, вероятно испытывают теплые ностальгические чувства, но всем прочим это попросту читать будет просто неинтересно. И отчасти в этом вина авторов — обыгрывая реалии они напрочь забыли про сюжет и персонажей, а когда реалий не стало, то и книга по сути потеряла смысл. Итог — гениальнейшая книга своего времени не прошла проверку временем. | ||||
| ||||
«Скатерть-самобранка» |
| |||
Тимолеонт, 22 июня 2022 г. в 18:53 | ||||
Блестящий и остроумный рассказ, ясно и доходчиво показывающий масштаб прогресса прекрасного будущего Полдня. Вот с одной стороны — смешно, а с другой — поражаешься мощи и технологичности «самобранки»). Да и вообще это просто маленький шедевр Стругацких, показывающий, что они порой могли проявлять прекрасное чувство юмора. | ||||
|
Страницы: 1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 . . . 83 84 85 86 87 (+10)» (+25)»»