fantlab ru

Все отзывы на произведения Робера Мерля (Robert Merle)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  4  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Masyama, 23 февраля 14:48

«Мальвиль» является образцом социальной фантастики о мире после ядерной войны. Написанный в 1972 году, он, возможно, стал одним из первых романов, в которых была рассмотрена подобная гипотетическая судьба человечества. Действие разворачивается в Северо-Западной части Франции (хотя автор об этом не говорит), потому что постоянно упоминается «местное наречие», то есть вероятно Бретонский язык.

Мне книга понравилась с самого начала. Сразу стало очевидно, что она написана профессиональным, высококлассным писателем, который замечательно владеет речью, умеет вдохнуть жизнь в своих героев, наделить их яркими характерами. Все персонажи «Мальвиля» имеют уникальные, запоминающиеся черты. Особенно, конечно, рассказчик, от лица которого ведётся повествование.

Знаете, имеется такое не совсем этичное выражение в русском языке «Есть за что подержаться». Так вот в тексте «Мальвиля» определённо «есть за что подержаться». Он полнокровен и густ, нетороплив в развитии событий и богат деталями.

Самое интересное в произведении, на мой взгляд, это механизмы взаимодействия членов изолированных маленьких групп: как выстраивается внутренняя иерархия, выдвигается естественный руководитель, как налаживаются бытовые связи и так далее. В целом, я бы, как и некоторые другие читатели книги, счёл её утопией в большей степени, нежели антиутопией. Да, сюжетный пейзаж, ряд обстоятельств и авторских выводов далеки от оптимизма, но всё же, в представлении Робера Мерля, люди нацелены на достижение общественного блага в большей степени, чем личного, и готовы многим жертвовать ради друзей, сограждан и тех, кто нуждается в защите и помощи.

Также предметами изучения для автора являются место религии в мире после конца света, отношение к собственности, взаимоотношения полов (особенно в гендерно несбалансированном после термоядерной войны обществе). Ко всем этим вопросам персонажи романа предпочитают подходить с рационалистической и практичной точек зрения, что часто приводит их к неожиданным и неоднозначным решениям.

Я читал издание 1977 года с обширным предисловием. Если вам попадётся в руки это же издание, не повторяйте мою ошибку, не читайте предисловие до того, как прочтёте сам роман. По доброй традиции Советской критики, во вступительную статью понапихана масса «спойлеров».

Кому, как мне кажется, книга не понравится. Во-первых, тем, кто предпочитает скупой стиль изложения с минимумом детализации. Для них она будет скучна и затянута, «ни о чём». Во-вторых, — как бы так поосторожнее выразиться, — людям, которые близко к сердцу воспринимают разницу между миссиями мужчин и женщин в быту. Для таких «Мальвиль» будет источником яростного раздражения.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Smolskiy, 10 февраля 11:39

Роман не самый лучший представитель этого жанра. Нудный, не запоминающийся, достаточно примитивный, с большим количеством неправдоподобных обстоятельств. Из серии прочитал и забыл. Нет ни должной атмосферы, ни динамики сюжета, ни какой бы то идеи. Всё достаточно примитивно и бутафорно. Да простят меня поклонники.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Робер Мерль «От автора»

Baskk, 21 января 2023 г. 06:12

Мнение автора о соём произведении всегда интереснее мнения профессионального критика. Автор поясняет. что он хотел, а критик не умеющий писать книги «додумывает» что бы он хотел. Мёрль назвал данное произведение романом-гибридом, и я (как и автор) не только не противник смешения кровей, а сторонник...

Оценка: 7
– [  0  ] +

Робер Мерль «Разумное животное»

Baskk, 21 января 2023 г. 06:03

В юности казалось, что вместе с дельфинами МЫ победим. Теперь вижу, что дельфины оказывается более разумны, чем люди

Оценка: нет
– [  4  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Gross0310, 13 февраля 2022 г. 13:11

Добротный представитель классической социальной фантастики. Нет кровавых подробностей, кишок и т.п. Приключения героев в постапокалиптическом мире чем-то напоминают приключения героев Жюлю Верна.

Любопытно посмотреть на приметы начала 70-х, когда роман был написан. Тут и кандидат в мэры — коммунист и отголоски сексуальной революции.

В целом хорошая добротная фантастика, недаром ее относительно быстро издали в СССР.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

genametr, 19 августа 2021 г. 17:15

Ну да это не рубилово с радиоактивными монстрами и кровожадными рейдерами. Кто ждет современный постапокал может разочароваться. Сцены перестрелок в книге конечно есть, но они не самоцель. Тут не «Вселенная Метро» или какой-нибудь «Древний», а робинзонада в духе «Таинственного острова». Гораздо интереснее автору исследовать психологию людей «до» и «после» катастрофы, фактически оказавшихся в условиях средневековья, но не утративших современные понятия о нравственности. Главы о детстве-юности главного героя как раз для этого. Автор неторопливо знакомит читателя с действующими лицами — рассказывает чем они жили и к чему стремились пока не упали бомбы. Да, жизнь французской провинции может показаться кому-то скучной и небогатой событиями, но Мерль на ней особо и не зацикливается. Рисует портреты своих героев и переходит к главному — день «Д» и тому что будет дальше. В книге есть и мародеры и религиозные фанатики и даже «фашистская» диктатура, но все это подано очень камерно, без лишнего пафоса. Просто люди проявляют другие качества в изменившемся мире. И тут Мерль показывает себя с лучшей стороны — все герои у него живые и разные. После современной литры, набитой шаблонными персонажами, читать мастерское описание характеров — истинное наслаждение. Конфликты не выглядят надуманно, они проистекают из свойств личности каждого. А центральный персонаж — Эммануэль Конт просто завораживает. Сила его характера, знание людей не могут не привлекать. Община Мальвиля обязана своим выживанием его умению обходить острые углы, сглаживать конфликты и настоять на своем не лишая людей выбора. При этом не чуждаясь некоторой доли «макиавеллизма». Прекрасное произведение, сейчас так уже не пишут. А фаны Тармашева и Глуховского пускай лепят минусы ))

Оценка: 10
– [  2  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Rhoads, 19 августа 2021 г. 15:00

Люблю постапок, и Робер Мерль в детстве запомнился своим «Разумным животным», так что с большим интересом начал читать эту книгу.

Осилил несколько глав. Итог — разочарование. Вместо сайнс фикшена, вместо описания изменившегося мира, поисков способов выживания и коммуникации, получил какую-то трансляцию из колхоза, где главная интрига — кому даст соседская нимфетка.

Как кто-то сказал — «засилье гуманитариев в фантастике».

Оценка: 5
– [  10  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

VovaZ, 19 января 2021 г. 15:34

Отнюдь не банальный апокалипсис с выживанием. Первая четверть романа вообще могла быть отдельным произведением. Проза о жизни французской глубинки. Колорит, самобытность, антураж, и невероятный консерватизм. До появления в сюжете тракторов, автомобилей и атомной бомбы, можно было бы подумать, что речь о 18 веке. Герой, его семья, его любовницы. Герой растит виноградник, делает вино, разводит лошадей, покупает и продаёт землю. Жизнь в окружении привычных слуг и работников. Жизнь и крошечная политика крошечного городка. Встречается и выпивает с друзьями. И вдруг, трах… Всё меняется.

С этого момента начинается совсем иное произведение. Трагическая драма, в которой, как мне кажется, главными являются не сами трагические события, потери и безнадёжная борьба на существование. Автору очень было важно изобразить предельно консервативную жизнь ГГ, в которой, в один момент, буквально изменилось всё. Чтобы герой не делал мгновения назад, со следующего мгновения ему всё придётся делать в жизни иначе.

В целом, это очень качественная, классическая проза. Тщательно отработанный сюжет, длинное описание сцен, с богатым антуражем и продуманными диалогами. Живыми, колоритными и глубокими образами персонажей. Однако, любителям “чистой” НФ может быть немного сложно. Это совсем не наш жанр.

Фраза “Жизнь – это работа. Не годится её бросать на полпути, даже если тебе невмоготу.”

Оценка: 8
– [  8  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

zvezdochet2009, 24 мая 2020 г. 20:10

Французов нельзя назвать особенно плодовитыми по части научной фантастики. Вспоминается всего-то пара-тройка имен, причем первый это создатель приключенческого фантастического романа Жюль Верн, а остальные – Пьер Буль с его «Планетой обезьян» и Робер Мерль, автор знаменитого фантастического романа «Мальвиль» 1972 года, выполненного в стилистике постапокалипсиса. А, ну и конечно Франсис Карсак, тоже интересный и самобытный автор. Количество небольшое, но зато качеством эти писатели берут отменным. И действительно, каждая их книга запоминается прочно и надолго.

Что касается Мерля и его «Мальвиля», этот роман сложно назвать традиционно постапокалиптическим. Возможно виной тому происхождение и культура автора, возможно, само время написания, когда о таком поджанре никто на континенте ничего и не слышал – следовательно он не был в моде и не мог породить грязную волну дешевых подражаний. Соответственно, Мерль писал свой роман, опираясь на традиционные для фантастики каноны. Получилось хорошо.

Действие произведения происходит во французской провинции сразу после удара термоядерной бомбы. Обитатели замка Мальвиль чудом спасаются от радиоактивного пламени за толстыми стенами крепости, после чего вынуждены собирать по крохам то немногое, что уцелело после конца света. Автор последовательно описывает жизнь выживших в этом новом изуродованном мире, их борьбу за существование и отчаянные попытки наладить систему самообеспечения, их вылазки в соседние городки, столкновения с другими выжившими, борьбу с другими коммунами и исход всего этого действа.

Первое, что сразу бросается в глаза по прочтении этого замечательного текста – язык. Обстоятельный, очень богатый язык высокообразованного человека, который со вкусом может подать и описание ландшафта, и разговор, и сцену действия. Чувствуется школа большой литературы, не испорченная влиянием популярной культуры. Но это также вылезает Мерлю боком – местами описания уж чересчур дотошны.

Еще одной особенностью является медленное раскачивание сюжетной линии, поскольку автор ударяется в различного рода лирические отступления, бесконечные воспоминания главного героя о прежней жизни и уходит в любовную лирику. Все это размывает напряженность, отчего роман читается как производственное произведение – словно нам рассказывают, как на пепелище мира пришла группа рабочих и обстоятельно, по деревяшке стали выкладывать новые стены, балки, стропила. Нет, здесь конечно присутствуют и боевые сцены, и психологическое противостояние, но они не являются самоцелью.

В целом же «Мальвиль» выгодно отличается от собратьев в поджанре своей витиеватостью – нет ни одного постапокалиптического романа, который бы так спокойно и размерено, но крайне реалистично и с учетом объективных факторов описывал ужасы постатомного мира. И в то же время акцентировал действие не на постоянной грызне выживших, а на попытках реконструировать этот мир. Удивительно, но среди своих собратьев это самый оптимистичный роман, герой которого верит в лучшее будущее! Да, «Мальвиль» такой один.

Очень хорошее произведение, которое можно отнести к лучшим представителям европейской научно-социальной фантастики.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

montakvir7511, 31 октября 2019 г. 20:57

Лишнее подтверждение, что культовость, принадлежность к «классике жанра» и очень высокие оценки подчас не имеют никакого веса лично для тебя. Это одна из самых занудных и скучных книг, которые я брал в свои руки. Чрезмерно, до жути просто затянутый роман, где обозначение «постапокалипсиса» вообще никак не обозначено, кроме полусотни бурно тревожных страниц в начале, пока дело разьяснилось.

Потом простые французские граждане будут остаток книги осваивать окрестные внезапно опустевшие территории, где нет ничего — ни убивающей зашкаливающей радиации, ни трупов, ни заразы, ни ядерной зимы, ни-че-го. Есть только то же, что в великолепных «Робинзонах космоса» — главное противостояние не с монстрами, мутантами, гидрами, главное противостояние с людьми...люди страшнее любых тварей, когда заходит речь об их личном выживании. Только здесь эта тема недотянута, нет интриги и, соответственно, нет переживаний за происходящее. К сожалению, при всем уважении к классику роман не удался, ибо фантастики как таковой здесь с гулькин нос, по сути только завязка. Начни читать после первой сотни страниц и можно будет подумать, что перед нами обычный полукриминальный триллер о конфликте простых граждан с местными бандитами. Остальное — вкрапления.

Вот и после прочтения в душе, к сожалению — ничего. Откуда такие восторги....не цепляет...

Оценка: 4
– [  3  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

GBV, 14 августа 2019 г. 16:14

Роман Робера Мерля изначально настраивает на серьёзный и мрачный лад своими объёмными отступлениями в прошлое рассказчика и апокалиптической картиной выжженного в результате неизвестной ядерной атаки окружающего мира. Однако это впечатление обманчиво, как вскоре выясняется, по духу он больше похож на роман другого французского писателя, «Робинзонов космоса».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Занятно, что там замок штурмовали герои в начале книги, а здесь разбойники штурмуют замок наших героев в конце.

Герои, которым повезло пережить катастрофу в подвале старого замка, не долго горюют по уничтоженному старому миру и своим родственникам, они берутся за обустройство хозяйства своей маленькой общины и благодаря стечению благоприятных обстоятельств, а также своих многочисленных полезных умений, вскоре преодолевают основные трудности, налаживая умеренно-скромный быт на обломках старой цивилизации. При этом смерти и ранения обходят стороной практически всех положительных героев, а все негодяи легко получают по заслугам. Если в «Робинзонах...» в условиях исследования нового дивного мира такое позитивное повествования смотрится хорошо, то здесь это несколько нарушает целостность композиции, вплоть до того, что даже банды разбойников смотрятся несколько ненатурально.

Но вообще «Мальвиль» всё-же довольно крепкий постапокалиптический роман, к тому же, ему повезло с переводом на русский язык, читался он мною легко и быстро. Интересно наблюдать за жизнью маленькой дружной общины замка, за противостоянием со лжесвященником из соседний общины и тем, как вчерашним мирным фермерам приходится экстренно изучать военное ремесло, а владельцу замка с неясными религиозными убеждениями — становиться духовным лидером ради общего блага. Все основные герои прописаны хорошо и вызывают искренне сопереживания, хоть и поводов для него не так много. Весьма много внимания уделено автором вопросам религии и сексуальным отношениям (французы, что с них взять), но не перегибая с этим. По идейному наполнению роман из тех, которые больше задают неявных вопросов, чем дают явных ответов, и скомканная по объективным причинам концовка ничего особо не заканчивает, лишь подводит некоторые выводы.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Робер Мерль «Уик-энд на берегу океана»

felixkriventzov, 8 мая 2019 г. 16:40

Ключевое слово романа Мерля — усталость. Война не просто изменила образ жизни в прибрежном французском городке, она разрушила и перевернула для его жителей всю картину мира. Хаос царит во всем — и в городских кварталах, начисто исчезающих под градом бомбардировок, и в головах людей, не способных понять своё место в новой беззаконной реальности. Всё перевернулось с ног на голову — здесь солдаты в растерянности бродят по улицам, гражданские берут в руки оружие, за домами присматривают дети, а простое рукопожатие ценится больше, чем приказ офицера. Среди этих людей — молодой Майа, который ищет не столько спасение из руин Дюнкерка, сколько старается всеми силами удержать самого себя и своё сознание. Больше всего роман, конечно же, перекликается с «Чумой» Камю — это то же путешествие по ожидающему неминуемого исхода (негативного или положительного, роли не играет) поселению, и упор так же сделан не на бесчеловечное зло, а на отношение людей к разрушаемому на их глазах пониманию мира. Или заново обретаемому призванию, у кого как. Эта точка зрения принципиально отличается от видения войны в отечественной культуре и тем самым очень интересна. Вдумчивый, дискомфортный и довольно грустный роман.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Jager, 14 апреля 2019 г. 08:01

Постапокалиптическая аграрная робинзониада о горстке французов, выживающих в замке Мальвиль и его окрестностях. Книга на ⅔ пропитана романтизмом, несвойственным современным историям о выживаниях после катастроф. Все у героев получается само собой, весело и с песней, просто “страна эльфов” какая-то. Но читать стоит хотя бы потому, что в “Мальвиле” впервые появляются сюжетные ходы, характерные для современной постапокалиптики, такие как: борьба за ресурсы, борьба за женщин, бродячие банды, усиление роли домашнего скота и т.д.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

IvanAnatolevich, 8 февраля 2019 г. 13:42

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Противоречивые чувства.

-Половая озабоченность.

-Наивность.

-Неимоверное везение мальвильцев.

-Нелогичность.

На фоне Мальвиля, День триффидов смотрится образцом жанра постапокалипсиса.

Разочарован во французских писателях.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Робер Мерль «Остров»

Podebrad, 24 декабря 2018 г. 18:20

Роман создан по мотивам известной истории «Баунти». Взбунтовавшийся экипаж британского судна и присоединившиеся к нему полинезийцы с Таити пытаются начать новую жизнь на необитаемом острове. Через несколько месяцев между английской и полинезийской общинами начинается война, в которой погибает почти всё мужское население острова. Войны никто не хотел, но она неизбежна. С самого начала растёт враждебность между общинами и внутри каждой из них. По Мерлю, виноваты англичане, и, действительно, главная вина лежит на них. На той их части, что считает полинезийцев получеловеками. Но и полинезийцы не без греха. Они добровольно отправились с могущественными богатыми людьми в надежде получить частицу их могущества и богатства. Не получили, разумеется, ни того, ни другого, и только превратились в людей второго сорта.

Главный герой действительно хороший человек. Умный, добрый, гуманный, исключительно порядочный, твёрдо следующий своим принципам. Он никому не делает зла и даже зла не желает. По-настоящему хороший человек. Но именно его действия и бездействия во многом приблизили катастрофу. А выживать ему удаётся только под охраной целого десятка женщин.

«Остров» создавался в конце пятидесятых годов, во время войны в Алжире. В этой войне погибло около миллиона человек. Часть французов, в основном леволиберальных убеждений, поддерживала арабов. Обстановка, сложившаяся вокруг войны, хорошо ощущается в романе. Мерль тоже придерживался леволиберальных взглядов (более левых, чем либеральных) и старался донести их до читателя. Он касается проблем сосуществования рас и цивилизаций, демократии, соотношения демократии и свободы, демократии и равенства, вопросов собственности, роли женщины в обществе и многого другого. Его соображения интересны и теперь. Человек умный и честный, он старается смотреть на вещи объективно и часто приходит к выводам, которые ему самому не нравятся. В итоге катастрофы избежать не удалось. В завершающем эпизоде автор всё-таки старается выразить своё видение правильного пути, но сам ощущает определённую искусственность этого эпизода и оставляет финал открытым.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

korsrok, 27 мая 2018 г. 20:45

«Произошел обрыв. Поступательное движение прервалось. И нам уже не ведомо, когда, в каком веке мы живем и будет ли у нас хоть какое-то будущее»

«С адским воем, лаем и скрежетом на нас обрушилась невиданной ярости лавина грохота»

«Я ухожу. Но это не означает, что я расстаюсь с ней. Я уношу ее с собою в мыслях…»

Мальвиль – это предостережение всему человечеству, взывающее мировых лидеров к моральной и социальной ответственности. Недавно Трамп грозил бомбить ядерными ракетами Корею. И подобные заявления сейчас мало кого шокировали. Хотя люди должны падать под стол от страха, осознавая угрозу, которую несет созданное ими оружие.

Романов постапокалипсисса много. И в большинстве из них уцелевшие, часто мутировавшие персонажи бомбят друг друга, делятся на два лагеря, чтобы продолжить противостояние. Часто в таких историях все упрощенно сводится к перестрелкам на фоне руин. Но есть и другие. Например эпичная «Песня Сван» Роберта Маккаммона. Драматичная и полная скрытых смыслов.

Мальвиль сильно отличается от классических представителей жанра. Борьба здесь скорее идет не между группами людей, а в их душах. Каждый по своему глубоко переживает потерю считай всего и воцарившееся на столетия новые реалии. Между ними строятся сложные отношения, основанные на доверии. А уцелели они благодаря замку.

Главный герой купил задолго до катастрофы, реконструировал и обустроил всеми удобствами. А главное, Мальвиль закрытый скалою. Когда Эммануель пригласил друзей и они пробовали в подвале его вино, взрывная волна прошла стороною. Некоторое время компания мужчин и старуха думали, что стали последними жителями на Земле…

Затем оказалось, что уцелевших больше и среди них есть молодые ЖЕНЩИНЫ! Чего стоит одна

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
немая
Мьета. С ее появлением страсти начали просто кипеть. И явно после долгого воздержание в ничто хорошее не вылились, если бы не дальновидность и стратегии Эммануеля.

Рассказать хорошего о романе можно много, но лучше самому прочитать. Рекомендую абсолютно всем.

В двух словах, это – книга мудрости!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Робер Мерль «Мадрапур»

korsrok, 27 января 2018 г. 01:30

«Красота стюардесс – всего лишь конфетка, которую авиакомпании предлагают вам, чтобы усладить взгляд и развеять страх во время взлета. Но ловушка действует безотказно»

«Наша жизнь не что иное, как колоссальная мистификация»

«Schön ist`s vielleicht anderwo, doch-hiev sind wir sowieso»

Главный герой романа, наш соотечественник, Киевлянин, отец которого был украинцем, прибыв в аэропорт Руасси обнаружил, что его огромный круглый стеклянный терминал пуст. А одна-единственная стюардесса, свежая как стакан холодной воды, переквалифицировавшись в бортпроводницу полетела в Мадрапур вместе с ним. Материальный багаж пассажиров (здесь шлюха, наркоман, педофил, содомит…) остался на Земле, а в салоне у них отобрали документы, деньги и драгоценности. Но самое интересное начинается, когда террорист решает захватить авиалайнер, но в кабине пилота оказывается никого нет.

Книга соткана из психологии, философии и столкновения внутренних миров грешников. Описания очень реалистичные, буквально да самого конца путешествия чувствовал себя невидимым участником невероятных событий.

Не стану утверждать, но вполне вероятно, что этот роман вдохновил Короля Ужасов на создание «Лангольеров»

Оценка: 9
– [  1  ] +

Робер Мерль «Остров»

Sancha, 21 января 2018 г. 00:16

Нужно было требовнать принятия решения не большинством, а консенсусом, либо учитывать наилие, которое необходимо применить для соблюдения навязанных решений.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С несправедливостью, порожденной сексизмом и расизмом, главному герою нужно было бороться взывая не к морали, а к последствиям. Ведь решения, принятые большинством, особенно когда оно было «британским»: 5-6 человек из 27 — привели к последствиям, которые не нравились вообще никому.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Angvat, 5 сентября 2017 г. 10:08

Как я уже говорил в парочке своих отзывов, в наше время мало какой жанр также затаскан, как постапокалиптика. Фабула «герои бродят по разрушенному миру» приелась уже порядком. Наш сегодняшний пациент – один из немногих примеров, где автор отказался от этой фабулы целиком и полностью.

Герои здесь фактически всю книгу сидят на одном месте, пытаясь обороняться и обустраиваться. Мутантов и безумных сектантов-каннибалов сюда тоже не завезли. Это просто хроника выживания одной небольшой коммуны людей в экстремальных условиях, незатейливая и местами даже пресноватая. Зато в ней нет кучи абсолютно нереалистичных и бредовых допущений, коими так любят щеголять современные авторы. Не сказать, что прям все выписано крайне точно и реалистично, но желания прикладывать ладонь к лицу каждые пару страниц также не возникает. Книгу вполне можно прикладывать в качестве подорожника к истерзанному низкопробными выдумками уму, скажем если каким-то образом угораздило прочесть что-то из серии Метро 2033. Только не ждите буйства фантазии автора и неожиданных сюжетных поворотов, книга не об этом. Что для кого-то может и минус, но лично мне уже наскучили бесчисленные вариации на тему «Безумного Макса», иногда хочется и прочесть что-то такое, более ровное и приземленное.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Робер Мерль «Мадрапур»

Ctixia, 3 сентября 2017 г. 01:42

Несмотря на мою личную низкую оценку, книга достаточно сильна в некоторых аспектах.

Это очень сильная социальная составляющая, например. Представители разного пола, возрастов, национальностей, принципов и убеждений. И все они волей судьбы оказываются в одной компании лицом друг к другу, что называется. Что происходит дальше — думаю, понятно? Естественно, люди в узком социуме начинают разговаривать, знакомиться, обсуждать, осуждать, ругаться и влюбляться.

Она довольно неожиданна в развязке. Именно вот такого финала я не ожидала, честно.

В общем, я крайне мало могу написать об этой книге без спойлеров. Хочу сделать акцент таки на моей оценке — она очень, очень субъективна. Пожалуйста, кто сейчас это читает — не принимайте ее, как рекомендацию или академическую оценку. Книга-то весьма недурна!

Оценка: 6
– [  4  ] +

Робер Мерль «Остров»

Sola, 20 июня 2017 г. 13:42

Интересная книга. При том, что поначалу она создает впечатление очередного приключенческого романа о бунте, освоении неведомой земли, на поверку оказывается историей о сложных взаимоотношениях людей, разделенных множеством отличий — культурных, религиозных, социальных, моральных. Парсел — главный герой романа, воплощает в себе множество добродетелей, красивую внешность, пацифизм, притягательность для женщин, которые души в нем не чают. На протяжение всей книги автор ставит его перед выбором и благородный герой выбирает нейтралитет. Он изливает на негодяев, трусов и подонков реки красноречия, но вот беда — им нет дела до его морали, ими руководят жадность и предрассудки. Так что здесь делать такому как Парсел? Он выбирает бездействие, позицию которую выбрал бы не только противник насилия, но и тот кому нет до других дела. Мне кажется главные вопросы которые ставит автор — можно ли сохранить себя в том аду, в котором оказался хороший человек, можно ли остаться человеком взявшись за оружие и оправдано ли любое насилие для защиты себя и своих близких. Лично я считаю, что благородная мораль Парсела больше подходит для красивой сказки, а жизнь иногда не оставляет перед человеком выбора — ну если не считать выбором допустить гибель друзей и родных, но только не тронуть мерзавца. Неоднозначный вопрос, где правда каждый решает сам.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Dantist1, 31 января 2017 г. 20:10

Дочитал только ради того, что это классика. Кстати к концу книга читается гораздо легче чем в начале... Может уже привык :)

В целом — книга переполнена лишним текстом. Кому-то это нравится (вроде как создает атмосферу), но как по мне, то 50% текста можно убрать и при этом книга только выиграет. После более современной литературы книга кажется вялой и, как бы это сказать, «сверхфантастической»: если фантастика заключается только во взрыве, а дальше постапакалипсис, то все, что посвящено выживанию должно быть реально, а тут постоянные подтасовки и рояли в кустах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну нельзя дома на коленке сделать патроны для армейского карабина; не будут люди мирно сидеть пол года, ничего не делать и слушаться деспота, если есть соседи — сбегут; где бандиты все это время брали продукты и как они перевозили амуницию; почему не было разведки и поиска ресурсов по другим близлежащим городам

Оценка: 4
– [  7  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Gytha Ogg, 7 января 2017 г. 21:22

Классика постапокалипсиса.

Общее впечатление от книги: познавательно, заставляет задуматься о роли человека в судьбе планеты и о том, как эта роль может измениться всего лишь за несколько часов.

Книга написана прекрасным языком, в описании есть масса интересных деталей, которые создают вокруг читателя эффект присутствия и дают ему возможность пережить вместе с героями ключевые моменты становления нового мира.

Последовательно, логично выписано, как герои под умелым руководством потихоньку оправляются от пережитого кошмара, и вместе с этим пытаются вдохнуть жизнь в то, что их окружает.

Впрочем, несмотря на общую безысходность постапокалиптики, книга оставляет ощущение надежды. В сюжете прослеживается не только упрёк человечеству за свершённое, но и надежда на возрождение посредством того же человечества.

В повествовании довольно много времени уделяется быту и взаимоотношениям героев, в том числе и взаимоотношению полов. Социальная напряжённость, возникшая из-за ограниченного количества материальных благ, является главным лейтмотивом повествования. Что занятно, данная тема поднимается ещё до наступления катастрофы.

Отношения между мужчинами и женщинами описаны именно так, как могут быть описаны лишь во французском романе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Концовка книги хоть и печальна, но удивительно логична. Автор подчёркивает, что блага цивилизации, которыми мы пользуемся, не задумываясь, а потому зачастую откладываем что-либо на будущее, тоже могут исчезнуть. Будущее может быть разным. А отсутствие квалифицированной медицинской помощи и антибиотиков, которые стали привычными для современного человека, убивает вернее бандита с оружием в руках. Эмануэль, будучи бесспорным лидером, умным и хитрым, смог победить проблемы, возникшие в условиях атомной катастрофы, но ничего не мог противопоставить аппендициту.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Kurfurstendamm, 23 августа 2016 г. 19:06

Читая эту книгу, я как будто-бы оказался с главными героями в самом центре событий. Почему же произошел такой перенос из одной реальности в другую моего воображения? А потому что написано все с чувством, с толком, с расстановкой. Такого внимания к мелочам я не встречал ни у одного автора, внимания к нужным мелочам.

В век «быстрой» литературы, когда писатель бежит галопом по сюжету, тем более в жанре постапокалипсиса, «Мальвиль» Мерля растекается как густой горячий шоколад — медленно и сладко. И ведь действительно горячо! Автор доказал что минимум экшена совсем не вредит жанру.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Волочара121, 23 августа 2016 г. 09:25

Крайне познавательно(и что уж скрывать:очень интересно)было познакомиться с одим из фундаментальных романов в становлении жанра постапокалипсис.Повествование ведётся от лица типичного фермера французской глубинки:образованного,брутального,успешного и невероятно везучего,который в буквальном смысле в огне не горит и в воде не тонет,да и пули его не берут.

Автор большой акцент делает на социальной стороне вопроса,а именно:существование и взаимодействие групп людей после ядерной катастрофы.Постядером, подстать «Метро 2033» это вряд ли назовёшь, ввиду почти полного отсутствия отличитильных признаков,свойственных этому жанру.Главной бедой для французский фермеров-джентельменов на первых порах становится полное отсутствие женского внимания и ласки.Борются с этой проблемой они активно и находят идеальный вариант.Дальше—больше.Тем немение Мерль ставит перед нами очень острые вопросы и с героями не цацкается.Насквозь положительными их не назовёшь.

В общем,время проведённое за чтением этого романа, даром не прошло.И, помниете:всегда вовремя обращайтесь к врачу,а то вдруг конец света!!!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

k2007, 23 июля 2016 г. 21:53

Неспешная такая постапокалиптика. Жизнь крестьян после атомной войны и гибели человечества. Коровы, лошади, семена, пахота, библия по вечерам. Спокойная сельская жизнь. Простые житейские радости.

Правда, когда надо браться за оружие, они берутся за него без колебаний. Нет ни переговоров, ни жалости. Тот, кто крадет у тебя еду, пытается тебя убить.

Рассказ о людях, которые пережили гибель близких и смогли жить дальше. И защитить свою жизнь

Оценка: 8
– [  5  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

UraN2, 26 декабря 2015 г. 11:35

Хорошая книга, мне понравилась. Предупреждаю вначале книга нудная и скучная, потом после взрыва сюжет медленно начинает раскачиваться. Далее и до конца романа автор неспешно и потихоньку будет нас знакомит с проблемами с которыми столкнуться мальвильцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это что это было? Взрыв? Если взрыв, то где радиация? Как жить? Что есть? Как продолжить род человеческий, если в живых остались одни мужчины и старуха? и так далее...
Мне кажется книгу эту надо читать уже в более поздним возрасте, после того как вы насытитесь Метро 2033, Сталкером, Fallout и прочими... Так как тут нет мутантов, разных мистических тварей, минимум перестрелок и драк. Мальвиль это роман, который открыл для меня жанр постапокалиптика с другой стороны, рекомендую.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Робер Мерль «Les Hommes protégés»

Mishel5014, 11 сентября 2015 г. 15:58

Вышло так, что французская фантастика мало популярна среди русской аудитории. Естественно, возвышается величественный монумент бородатого классика Жюля Верна (великого фантаста и просто выдающегося французского писателя), кое-кто вспомнит Пьера Буля как родоначальника «Планеты обезьян» (книга, кстати, уже затерялась и подзабылась в бесчисленных голливудских экранизациях). Кто-то вспомнит Франсиса Карсака или Рони Старшего с его фэнтези времен палеолита. Все.

А вот Робера Мерля – фантаста далеко не во всех своих произведениях, по большей части это автор «серьезной» литературы – военной и исторической прозы — с моей точки зрения не замечают совершенно незаслуженно. Он периодически появлялся в СССР на прилавках книжных магазинов в верноподданной ауре «прогрессивного западного писателя». Одно это могло надолго отбить у читателей охоту хотя бы пролистать. А зря.

Насколько Жюль Верн был талантлив в предсказании новинок технического прогресса, закладывая основы самого жанра НФ, настолько Робер Мерль был талантливым предсказателем социальных явлений и первопроходцем в тех жанрах, о которых в Советском Союзе еще и не догадывались. Это, в частности, был один из первых атомных постапокалипсисов («Мальвиль»). Это и сбывшееся, к сожалению, научно-фантастическое предсказание о боевых дельфинах («Разумное животное»), есть ведь сейчас доведенные до практического использования военные разработки и по минированию дельфинами судов противника, и по борьбе с боевыми пловцами...

И вот роман «Мужчины под охраной». Остроумная социальная антиутопия, раздающая «всем сестрам по серьгам». Злая сатира и на американский образ жизни с его гонкой за безумным потреблением любой ценой (а в романе – даже ценой отказа от права быть мужчиной), и на феминизм, дорывающийся до власти и оборачивающийся фашизмом невиданной формации, и на лживые и продажные средства массовой информации… Роман во многом напоминает многие лучшие вещи Стивена Кинга – по крайней мере, подход – изображение детально прописанного, знакомого до мелочей мира, в котором происходит нечто страшное – использован блестяще.

Сейчас, безусловно, этот роман можно рассматривать и как «альтернативную историю» или ретро-фантастику с ее пишущими машинками, фотокопиями и безинтернетным миром, в котором манипуляция общественным мнением проводится по старинке, в геббельсовских традициях, с использованием только газет, телевидения и радио. Что было бы, если бы выдуманный автором вирус энцефалита-16 в самом деле ударил по Земле в те уже далекие семидесятые годы, причем не как все приличные эпидемии – а с запада на восток, начав с США? Что произошло бы со страной развитой демократии, если бы она попала под управление вроде бы прогрессивных, а на деле фанатично-нетерпимых феминисток? Как может развиваться экономика, армия и полиция без мужчин? А наверняка ведь все было бы очень близко к тому, как написал Мерль.

Плюс захватывающий, стремительно развивающийся детективный сюжет (в чем-то гибридный с добротным «больничным» романом или повестью об исследователях-биологах), интересные герои, лихо набросанные двумя-тремя штрихами, и печально-веселая любовная линия. В романе есть и юмор, и откровенные эротические сцены, и грусть мудрого немолодого человека по поводу несовершенства нашего мира. Так местами и видится неснятый в те же семидесятые фантастический фильм – скажем, с Аленом Делоном и Орнеллой Мутти в главных ролях…

Вы еще не читали «Мужчин под охраной»?

Я вам немного завидую.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Робер Мерль «Мадрапур»

Adiga-man, 3 марта 2015 г. 09:29

Опять я нахожусь в непонятной ситуации, когда тебе книга нравится в целом, но концовка просто приводит тебя в ступор, так как концовки, как таковой, у книги отсутствует.

Задумка сама по себе интересная, 16 человек летят рейсом Париж-Мадрапур в странном самолете, где кресла расположены кругом и где каждый пассажир может увидеть всех остальных и сам как на ладони виден. И вот, эти 16 человек, естественно знакомятся, между ними завязывается разговор и тут автор прекрасно расписывает поведение людей в закрытом помещении. Пассажиры знакомятся, ссорятся, флиртуют, пытаются выбиться в лидеры, мирятся и любят друг друга, потом снова ссорятся и время от времени дело доходит, чуть ли не до рукоприкладства. Короче говоря, герои книги испытываю весь эмоциональный спектр во время полета и за этим очень интересно наблюдать. При этом почти в каждой главе происходят странные, иногда даже мистические вещи, которые подогревают интерес к книге и меняет поведение пассажиров. А пассажиры в свою очередь очень разношерстный народ. Тут и богатая вдова, и герцогиня, и бизнесмен, наркоторговец, полицейский, дипломат, переводчик, гомосексуалист, владелица публичного дома и так далее.

Но в конце книги, все сходит на нет. Мистика, а то и абсурд, перевешивает реальность и начинаешь путаться, что же, в конце концов, происходит. Автор проводит аллегорию, это понятно, но с чем именно, я так и не докурил. Лишь после прочтения романа вычитал в одной из рецензий идею, что самолет – это аллегория на Чистилище. И если знать этот факт с самого начала прочтения, я думаю, читателю будет легче и понятнее читать и воспринимать все происходящее в книге.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

zaitcev_net, 24 октября 2014 г. 12:15

Сколько существует предсказаний о Судном дне, Апокалипсисе, Рагнароке — не счесть. И постапокалиптика была популярна всегда (из русских — серия Метро 2033; американский сериал Иерихон (CBS) фильмы Нити, Дорога (по книге К.Маккарти)и т.п. Как же — а вдруг кто то сумеет выжить?... Роберт Мерль написал « Малвиль» в 1972г., и взгляду современного читателя, избалованного куда более масштабными и пугающими последствиями, это очень заметно.

По сюжету : конец света случился. Горстка людей уцелела в замке Малвиль, прикрытом от взрывов уступом горы. Что это было — выжившие не знают. Выжившие выходят из подвалов после нескольких дней отсиживания и видят что мир, каким он был , прекратил существование : нет растений, нет воды, нет солнца, только марево в небе и пустыня вокруг.

По счастью в закромах замка спрятано много припасов для поддержки штанов пока ситуация не прояснится...

Далее следует история выживания и борьбы с голодом , жаждой, нуждой, и даже самими собой. Эмманюэль ведет всех к победе над бедами (так и хочется добавить какой нибудь героический марш). Полному счастью мешает два факта (не знаю как расставить по важности...) :

1. Столкновения с одичавшими и бандой под руководством сумасшедшего, похожего на фашиста, садиста Фулберта.

2. Малое количество женщин.

Вообще по книге достаточно свободные отношения между полами — «что естественно , то не безобразно» (?), а естественным для человека видимо представляются исполнение самых приятных инстинктивных желаний ( по... продолжить род- скажу так, и потом поспать, поесть).

Удивительно , что книга выдержала столь много переизданий (сама читала по совету «нужно знать классику постапокалиптики»...), и экранизацию 1980г. Не шедевр.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Робер Мерль «Смерть - моё ремесло»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:45

Хороший роман. Написан — тут проявляется искусство Мерля — сухим, немного штабным языком, точно отражающим линейное, правильное мышление Рудольфа Хёсса, выведенного под именем Рудольф Ланг. Читая о том, как честно, выспренне, без сомнений, Хёсс решает поставленные ему задачи и выполняет приказы, начинаешь его понимать — не прощать, нет, потому что миллионы сожжённых людей останутся на нём мёртвым грузом, — а понимать, почему он поступал именно так; почему нельзя нарушить приказ. Почему самоубийство Гиммлера было предательством их общей веры, и почему Хёсс был честнее всех прочих, вместе взятых. Страшной честью, конечно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Робер Мерль «Разумное животное»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:44

Первый неудачный с моей точки зрения роман Мерля. Совершенно коммунистический, наивный, в стиле классической «научной фантастики ближнего прицела», столь популярной в СССР — поэтому роман перевели ещё тогда и более не переиздавали. Гениальные учёные контактируют с дельфинами, обучают их речи, налаживают общение со второй разумной расой Земли — а нехорошие американские военные пытаются с помощью дельфинов-смертников спровоцировать Третью Мировую войну. В конце герои бегут, конечно, на свободную Кубу. Зачем Мерль это писал? Возможно, это отражало его восприятие мира в разгар холодной войны. Сейчас читается комично. Хотя о дельфинах я теперь знаю всё :)

Оценка: 4
– [  3  ] +

Робер Мерль «За стеклом»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:41

Скучноватый социальный роман о студенческих волнениях во Франции в 1960-е годы. Я думал, что роман идёт к «Красному маю», к тем самым массовым студенческим беспорядкам, к миллионным забастовкам, к выступлениям и смещению правительства... А роман оказался странным. Он описывает жизнь нескольких человек — студентов, преподавателей, рабочих-иммигрантов — которые позже, уже за гранью романа, выйдут на площади. Это просто то, как живёт университет Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс до начала забастовок. Как он бурлит и успокаивается. И как ждёт взрыва, которого нет.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Робер Мерль «Мадрапур»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:09

Хорошо. Даже очень. Мы все летим в Мадрапур, не так ли? Нам не нужен наш багаж, мы сдаём наши кошельки и деньги, мы летим в несуществующую страну, в её четырёхзвёздочные отели, к её пляжам, к её древесине и наркотикам, мы стремимся туда, в загадочную местность, существование которой не признано даже властями Индии, и зачем мы туда летим, толком-то и не ответишь, и в самолёте есть только стюардесса, только она, потому что в пилотской кабине пустота, лишь красная лампочка, а мы летим в Мадрапур, и нам становится всё хуже и хуже, а на борту лишь одно лекарство, и мы принимаем его, и мы всё летим и летим в Мадрапур, мы летим и летим, мы летим и летим, и загорается надпись ««Пристегните ремни», и мы прибываем, и выходим из самолёта в ледяную тьму Мадрапура.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:08

Отличный роман. Второе в моей жизни доказательство — после «Дороги» Маккарти — того, что постапокалиптика может быть Литературой. Не «Сталкеры», «Метро» и прочие порождения российской книжной блевосферы, а — книгой. Просто когда ты поднимаешься из подвала своего замка, а наверху только что пронёсся огненный смерч, ты начинаешь выживать. Ты спасаешь едва живой скот, ты пытаешься возродить обожжённую землю, ты пашешь и пашешь, и твоя задача — не стрелять, а строить. И ты строишь, строишь, строишь свой замок, свой Мальвиль. Да.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Робер Мерль «Уик-энд на берегу океана»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:07

Советская школа перевода чувствуется — и не очень в данном случае мне нравится. Впрочем, что тут, всё равно продирает до мурашек — та самая жуткая сцена, когда Жюльен хватает Жанну и тащит её к кровати, это изнасилование через любовь, это страсть на фоне взрывающихся бомб, это пустота, свинья на бойне, планктон, попавший в алчный китовый рот. Это история двух дней одного человека, пустого внутри и безликого снаружи, человека, через призму восприятия которого Мерль показывает всю бессмысленность и глупость любой войны, в особенности — той войны, которую он видел своими глазами. Два дня из жизни. Два самых пустых её дня.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Робер Мерль «Остров»

haper, 16 мая 2014 г. 01:09

Очень интересная групповая робинзонада. Во главу угла книги автор поставил гуманизм и межличностные отношения совершенно разных по идеологии и цвету кожи людей, тут есть люди всех типов характера. Мерль еще раз доказывает что невозможно установить мир на ограниченном куске пространства между группой лиц разных социальных слоев и типов. В романе показаны жажда власти, жадность, жестокость и расовая ненависть но с другой стороны мы увидели тут и толику добра, понимания и уважения между людьми.

Умиляют ниже приведенные комментарии про ГГ. Кстати его зовут Парсел, а не Парсон. Ни за что свалили всех собак на его душу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ведь он никому не причинил зла, как мог способствовал восстановлению мира на острове. Кто же виноват что Маклеод и капитан Мэсон были отъявленными расистами, не считающих таитян за людей. Можно пенять его за излишнюю нерешительность, но он в сложившейся ситуации ни в коем моменте не виноват

Оценка: нет
– [  3  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

LeonardWEST, 5 апреля 2014 г. 10:18

читаешь-читаешь,а конца и края книге нет. Роман начинается как сладкое пирожное,а дальше растекается тонким блином,в конце превращаясь в червствый французский батон. Самая дотошная, и до мелочей прописанная постапокалиптика с иглой надежды,воткнутой в повествование. Книга обязательна к прочтению всем любителям фантастики и еще тем,кого интересует жизнь недавней французской провинции.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

ivan2543, 17 марта 2014 г. 21:51

Классика постапокалипсиса и одна из 100 лучших фантастических книг по версии журнала «Мир Фантастики». Что же представляет из себя «Мальвиль»?

Слово «классика» здесь имеет особое значение. «Мальвиль» напоминает прозу прежних веков – неторопливое, подробное повествование, с особым вниманием к деталям, полное чувств и воспоминаний. Да, это еще одна старомодная книга – даже для своего 1975 года.

Не знаю, насколько научно описана катастрофа – смущает полное отсутствие проблем с радиацией при столь чудовищных последствиях. Но Бог с ним, я не специалист по ядерному оружию и не физик. В любом случае, автора больше волнует психологический и социальный аспект происходящего – короче говоря, люди.

Эмманюэль Конт, его друзья детства Колен, Мейсонье и Пейсу, а также новый приятель Тома, а также домоправительница Мену с умственно отсталым сыном Момо – всем им удалось выжить после чудовищной бомбардировки, уничтожившей их поселок. Но мало пережить бомбардировку – нужно ежедневно бороться за жизнь на руинах цивилизации. А бороться придется – и с природой, и с людьми.

Неторопливость повествования придает ему особую убедительность, «эффект присутствия». Как медленно пробуждается в людях Мальвиля надежда, как постепенно восстанавливают они хозяйство и быт, так и читатель продвигается по тексту.

Многие сочли «Мальвиль» чрезмерно пасторальным – дескать, никакой жести, ни конфликтов, ни безумия. Но, в общем-то, это не так – просто в замке изначально собрались доброжелательно настроенные друг к другу люди, да еще и под руководством харизматичного лидера, который объединял. А вот их столкновения с прочими выжившими признаков идиллии не обнаруживают. Стихийную расправу над грабителями еще можно оправдать (не спойлерю, но у Эмманюэля было веское основание устроить Postal в реале), но вот решение поступать так в дальнейшем – жестокость, продиктованная обстоятельствами и дикая для нормальной цивилизации.

Жестокости в книге хватает, но вот дидактическая составляющая выпирает, что не есть хорошо. Собственно, неудивительно, что эту книгу очень быстро издали в СССР – коммунистический пафос произведения виден невооруженным взглядом. И ничего плохого в этом нет, но подача этих идей зачастую топорна. Герои начисто лишены неоднозначности: если они «свои» — то уже никаких неприятных сюрпризов от них ждать не стоит. В худшем случае поднимут вопрос на голосование и немного пошумят. А уж если злодеи – то эталонные фашисты, а то и вовсе маньяки-извращенцы. И биография у них липовая, и врут они на каждом шагу, и похотливы, и до чужого добра охочи…

Хотя повторюсь – выписано это так тщательно и с любовью, что поневоле веришь. Даже тому, как мальвильцы в считанные дни становятся воинами не хуже Рэмбо и без потерь выносят отряды, двукратно превосходящие по численности. Потому что жалко было бы, если было иначе.

Есть еще один неприятный момент – герои уж слишком зациклены на сексе. Видимо, не зря считают французов сладострастниками – найдя молодую женщину, они сразу же начинают думать о том, как она будет осуществлять свою личную жизнь в Мальвиле. Причем Эманнюэль считает, что она должна спать со всеми – дескать, чтобы все были довольны и не ревновали. Да, с Мьеттой им повезло, да и с другими девушками тоже – но далеко не всякая согласится на такой образ жизни. Понятное дело, в романе никто никого не принуждал к такому типу отношений – но, похоже, что сам автор согласен с главным героем. Но в чем смысл подобного образа жизни? Неужели автор полагает, что взрослые мужчины настолько одержимы сексуальными страстями, что не смогут прожить и дня без бабы? И настолько психически неустойчивы, что передерутся от ревности? Ладно бы, если все это преследовало демографические цели – но от избытка половых партнеров чаще рожать женщина не станет. Конечно, если дети буду от разных отцов, это может смягчить последствия близкородственного скрещивания в замкнутой популяции, в следующих поколениях. Но герой и автор подобную мысль не высказывают, объясняя необходимость промискуитета исключительно психологическими причинами. И представления о браке, как форме собственности, по меньшей мере, однобоки, а, точнее, в корне неверны и проистекают из того, что в традиционных обществах зачастую женщина рассматривается, как собственность мужчины. Но в современном обществе суть брака давно уже не в том, что один партнер «приобретает» другого в собственность! Понятное дело, Эмманюэль – человек деревенский, а на селе сильны старые традиции и архаичные представления о жизни, но все же, Франция, 70-е годы… Заблуждение о собственнической природе брака во многом подкреплялось тем, что исторически сторонники капитализма являлись одновременно сторонниками консервативных ценностей, и борцы за сексуальную революцию неизбежно оказались в лагере «левых». Но, в конце концов, и ханжеская консервативная нравственность с обязательной дискриминацией женщин и общественным контролем за личной жизнью человека, и желание «обобществить всех баб» — это просто две радикальные и нездоровые тенденции, одинаково, на мой взгляд, противные человеческой природе.

Впрочем, автор допустил оговорочку по Фрейду – рассказав, как Эмманюэль сотоварищи мечтали жить в замке с какой-нибудь девицей. Вот и мне кажется, что вся «естественность» ситуации – не более, чем сексуальные предпочтения автора.

Но несмотря на то, что роман совершенно отчетливо продвигает определенные идеи (причем не все из них мне близки), впечатление он все равно оставляет хорошее. Добротная, неглупая книга, написанная с патриархальной деревенской основательностью, и при этом полная революционной веры в будущее. Впрочем, насчет безудержного пафоса не все так просто. Основной текст рассказа – дневник Эмманюэля, и он, в полном соответствии со своим характером и убеждениями, «гнет партийную линию». А если обратиться к «комментариям» Тома, становится ясно, что положение в Мальвиле далеко не столь радужное, да и сам Эмманюэль не идеален. А уж эпилог, написанный также от лица Тома, и вовсе полон тревоги за будущее. Так что не так уж прост Мерль и его книга. Просто в его задачу входило создать определенный тип персонажа – лидера, стратега, оптимиста; и показать ситуацию его глазами.

Итог: постапокалипсис в классическом стиле. Неторопливый и основательный «постъядерный соцреализм». Любителям старомодной психологической прозы, а также старомодных приключенческих романов. Противопоказано при непереносимости к коммунизму и эротике.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Робер Мерль «Les Hommes protégés»

rustex, 21 января 2014 г. 07:15

На английском языке роман опубликован в 1977 под названием — Virility Factor.

344 стр. твердая обложка издательство McGraw-Hill

Время романа — 70 года прошлого века. Место действия — США. Быстро распространяющаяся эпидемия Энцефалит 16 угрожает стране. Это болезнь уничтожает мужчин и приводит к созданию мира, где женщины играют роль повелевающей и движущей силы.

Есть фотография обложки английского издания.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Робер Мерль «Изабелла»

Orm Irian, 22 августа 2013 г. 21:42

Рассказ исторический, хотя и не точный. Речь о супружеской паре — герцоге Орсини и его жене Изабелле Медичи. Изабелла в долгое отсутствие мужа жила под присмотром его двоюродного брата Троило. Есть основания полагать, что она изменила мужу с Троило (или кому-то было выгодно, чтобы это так выглядело). Это якобы и послужило причиной убийства Изабеллы. Согласно рассказу, ее убил муж, чтобы смыть кровью пятно на своей чести, и она даже сама ему в этом помогла. Кинжал был вонзен в сердце. Википедия же говорит по этому поводу, что:

«Со смертью отца Изабелла лишилась его защиты и не нашла поддержки у брата, нового великого герцога, Франческо I. Паоло Джордано узнал об измене супруги и решил отомстить за бесчестье. Он задумал убить её. 15 июля 1576 года Изабелла Медичи была задушена на вилле Черрето-Гвиди мальтийским рыцарем Массимо, другом семьи Орсини.»

Братец тоже присутствует в рассказе в виде пренеприятнейшего персонажа. В реале в это все была замешана политика и борьба за власть. В рассказе об этом не упоминается. Вернемся теперь к самому тексту.

Рассказ выпускает любые политические подробности, сосредотачиваясь на романтическое части истории. По замыслу автора получается, что причиной трагедии стал один случай нарушения взаимопонимания между супругами. Остальное сделали обычаи и нравы 16 века. Особо удивительно, насколько тогда религиозный фанатизм сочетался с совершенно мирскими понятиями о чести и кровной мести, и люди даже не обращали внимания на то, насколько противоречат друг другу эти две системы ценностей. Сплошное лицемерие и ложь. Впрочем, вряд ли сейчас сильно по-другому в этом аспекте. Но теперь хотя бы есть свобода отказаться от подобного мировоззрения, а тогда не было.

С задачей описания этих жутких общественных нравов рассказ справился довольно неплохо. В остальном же немного слишком напоминает наивную мелодраму. Я понимаю, что мышление и мировосприятие в людей тогда было несколько иным, но финал все равно кажется натянутым. Хотя мысль насчет «умереть, пока любит, и пока я не стала старая и страшная» довольно интересна. Но как-то она естественней смотрится при самоубийстве, а не при описанных в рассказе обстоятельствах.

И еще есть претензия к самой подаче. Не могу, к сожалению, сравнить перевод с оригиналом, так как французским не владею и пока не собираюсь, но в этом переводе, во всяком случае, рассказ выглядит суховато. Местами он напоминает краткий пересказ какого-то более объемного произведения.

В целом, небезынтересно, но слабовато.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Робер Мерль «Остров»

indieboot, 15 июля 2013 г. 13:49

Согласен полностью с предыдущим отзывом. Чтобы не повторяться замечу: неприязнь к главному герою усиливается к концу произведения, да так, что порой становится не выносимо (бывало, даже возмущался вслух). Основным же выводом считаю, что даже святые при определенных обстоятельствах могут быть бОльшими негодяями, чем отъявленные подонки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Капитана (Мэсона), как героя книги, я, можно сказать, презирал. Хоть он и не был ни тем, ни другим.

Хороший, насыщенный драматизма и переживаний роман, местами затянут, но впечатление оставляет более чем приятное. Тому способствует и его окончание.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

iskender-leon, 1 мая 2013 г. 12:13

С интересом прочёл роман, который является если не дедушкой, то наверняка дядей многим книгам в жанре постапокалипсиса. Хотелось бы сразу похвалить автора за урок литературного мастерства. Оказывается, наличие зомби, мутировавших тварей и прочего типичного антуража, вовсе не является необходимым условием привлекательности книги. Также по ходу чтения уже заготовил фразу о том, что неторопливое, размеренное развитие событий нисколько не портит роман, но положив руку на сердце, всё же вынужден от неё отказаться, поскольку уже после первой половины повествование стало мне несколько в тягость.

Роман психологический, роман отчасти философский и пусть речь и идёт о небольшой группе людей, но коль скоро население планеты катастрофически уменьшилось, то и роман социальный. Текст воспринимается довольно сложно. Прежде всего нужно видимо быть французом и более того, уроженцем конкретной части страны, чтобы действия героев не казались нам странными, а местами нелепыми. Действие произведения разворачивается в южной Франции, по-видимому где-то около Тулузы. Мне всегда казалось, что это исторически бунтарский регион — альбигойцы, близость Испании, рядом древняя Наварра и страна басков. Поэтому провинциально-патриархальный уклад жизни, большое влияние церкви и местных кюре на жизнь общества стала для меня неприятным сюрпризом. В наше время и в нашей части мира люди не используют таких речевых оборотов, не разводят таких церемоний, в принципе не ведут себя как герои романа. От сопряжённых с этим ощущений я отрешиться по мере чтения не смог.

Современный автор уложил бы события романа в как минимум наполовину меньший по объёму текст. Это не хорошо и не плохо, но это так и это стоит учесть, если вы раздумываете, читать ли вам эту книгу. Моя оценка была бы выше, если бы не

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
прогнозируемая оптимистичная концовка и резко диссонирующий с ней нарочито печальный эпилог.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

mogzonec, 1 апреля 2013 г. 16:30

Постядерная робинзонада. Когда книга вышла на русском языке, ее восприняли как исключительно талантливый роман-предупреждение. Собственно, насчет талантливости мало кто сомневался. Запоминающиеся персонажи. Острое сопереживание физическим ощущениям главных героев, оказавшихся в каменном мешке замка, когда был нанесен ядерный удар. Попытки выжить в опустошенной местности. «Взрослые» физиологические потребности в условиях постапокалипсиса. Столкновение нормальности и брутальности. И главное — полное отсутствие ответа на вопрос — а что же будет потом. Лишь в конце чуть-чуть оптимизма и надежды. Роман захватывает, а потом пдолго-долго вспоминается. В свое время в Советском Союзе много шума наделал американский телевизионный фильм «На следующий день», о ядерном ударе по США. Враг — там не указан, но есть ядерные ракеты, атомные грибы, рассеивающийся прах сгоревших в ядерном взрыве, гибель и разрушение. И, конечно же, американский оптимизм. Удивительно, но этот оптимизм показан через коллективизм: «вместе мы все преодолеем». В «Мальвиле» же все по другому: там все индивидуалисты, со своими характерами, недостаткам и заморочками, оптизима не так уж и много. Не все просто развивается в этой выжившей сельской общине. Гораздо больше проблем и противоречий, поисков пути, как выжить и что оставить потомкам, если они будут. И тем не менее, верится, что этот путь уже найден.Тем болеее, что где-то есть и другие выжившие.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

corpseisdish, 25 марта 2013 г. 16:49

Очень хорошая книга. Даже дело не в жанре и сюжете, мне очень нравится манера и стиль автора, как он развивает сюжетную линию. С одной стороны размеренная и постепенная, а с другой стороны даже самые незначительные повороты в сюжете кажутся ключевыми. Так же мне по нраву описание быта и местности того времени, возникает ощущение что автор пишет свою биографию.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Робер Мерль «Разумное животное»

Podebrad, 24 февраля 2013 г. 14:27

Классический образец научной+социальной фантастики XX века с ее сильными и слабыми сторонами. Дельфины у Мерля оказываются разумнее и чище многих людей, хотя автор ни разу не опускается до карикатуры. Вообще-то, вопрос о степени разумности дельфинов так и завис в воздухе. Насколько я понимаю, опыты в этом направлении были свернуты не по причине непроходимой тупости животных, а по чисто финансовым соображениям. В восьмидесятые годы, с победой по всему миру дикого рынка, и на Западе, и на Востоке были заморожены почти все научные проекты, не сулившие быстрой коммерческой отдачи. Дельфиний проект оказался одним из многих. В лучшие времена мы, может быть, еще научимся понимать дельфинов. Говорить с ними — это, конечно, вряд ли.

Сильная сторона книги — хороший литературный уровень. Легкий ясный язык, что ощущается даже в переводе. Внимание к незначительным для сюжета деталям. Интересными получились герои, и люди, и дельфины. Не менее интересно следить за реакцией общества на эксперимент. Слабой стороной в наше время выглядит политизация сюжета. Но, во-первых, почти вся французская литература XX века была политизирована еще в большей мере, чем советская, причем преобладали красные оттенки. Мерль на фоне многих своих коллег выглядит даже умеренным. Во-вторых, политика тогда еще не окончательно превратилась в шоу, и отношение к ней было другим. Наличие политической составляющей сюжета в 1967 казалось читателям скорее достоинством, чем недостатком. Опять же, и у нас, и у них.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Робер Мерль «Мадрапур»

oksanaw23, 6 февраля 2013 г. 16:35

Прочитав в аннотации, что это мистико-философский роман, начала читать с некоторой настороженностью, поскольку такую литературу я не читаю. Но раз книга выпала мне в рамках флэшмоба, решила, а вдруг...

Но, дочитав до конца, еще раз убедилась, что да, такой жанр все таки не мое.

Хотя, автор,неожиданно заинтересовал, читается легко,образы такие яркие, что появлялось чувство, что ты находишься среди героев и видишь все происходящее своими глазами, а не глазами автора.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

mick_ekb, 15 января 2013 г. 21:56

Размеренный и плавный роман. Читается нормально при отключенном критическом мышлении. В самом начале книги Логика удивленно взмахивает руками и уходит в чулан. Там пребывает до конца повествования и тихо что-то бубнит на заднем плане. Но ее почти не слышно.

И как же оно там без логики? Удивительно, но не так уж плохо. Что с того, что не ясно, что же за катастрофа такая, что большинство вроде как и выжило, но мир вроде как и разрушен. Цивилизация вроде как и вымерла, но вроде как и непонятно, с чего вообще так решили. Вымерла и баста. Аксиома имеет право на существование.

Что забавно, так это то, что после катастрофы большинство людей становится скорре добрыми, чем злыми. Проблема выживания почему-то не стоит, нкт особенных грабежей и марадерства. Отряд с парой ружей в перепаханном огороде (он же — фортицикация нового времени) может успешно обороняться от врагов и даже переходить в наступление. Даже женщин они готовы делить в порядке очередности.

Что еще сказать. Если принять правила игры, то неплохо. Правила дурацкие. В итоге — средне.

Зато мы знаем, почему в мире не настал коммунизм. Карибский кризис закончился не так, как надо было для этого.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

Yazewa, 2 января 2013 г. 10:23

Этот роман я читала не без удовольствия. Уже просто потому, что люблю такие сюжеты, где действие развивается в ограниченном пространстве, с ограниченным числом действующих лиц.

Как постапокалиптика эта история абсолютно не воспринимается. Да, скорее это робинзонада.

Вост орга высказать не могу. Просто потому, что его не испытала. Возникло ощущение какой-то детской книги, несмотря на вполне себе недетские и местами жестокие перипетии сюжета. Как-то уж очень хэппи-эндовскими были все детали. Все у ГГ получается отлично, все удается. И с какого-то момента понимаешь, что так оно и будет, так что даже скучновато становится читать. Я вспомнила, когда еще я испытывала аналогичное чувство, — читая Карла Мая. Но того читать просто невозможно, а здесь, повторюсь, я прочитала все не без удовольствия.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

indieboot, 9 декабря 2012 г. 16:43

(Можно я сделаю одно замечание по поводу терминологии. Больше не могу терпеть. АПОКАЛИПТИКА — финский инструментальный коллектив, название которого предполагает некоторое противопоставление американской группе МЕТАЛЛИКА, так как изначально репертуар состоял исключительно из инструментальных аранжировок именно этой группы. Поэтому, ПОСТАПОКАЛИПТИКА, по логике,- это период музыкального творчества коллективов после Апокалиптики. Так и только так (я в свое время был свидетелем рождения термина «Апокалиптика»). В связи с этим прошу называть все своими именами.)

Книга.

Есть такой установившийся термин — атмосферность (сюжета), который подразумевает создание целостного ощущения описываемого автором мира. На мой взгяд «Мальвиль» создает такое ощущение. Причем такое стойкое, что оно не отпускает еще на протяжении длительного времени. Особенно если книга была прочитана на фоне истерии по поводу конца света. Я и мои знакомые, кто прочитал эту книгу в недавнем прошлом, долгое время темой общих разговоров избирали именно «что нужно сделать, чтобы достойно пережить апокалипсис». Это, что называется, — зацепило.

А по поводу аграрного (и (меж)полового) коммунизма, по моему эти темы не главные, значимые, но не главные. Главное это все таки проблема выживания в сложившихся условиях. И какие для этого выбираются средства — дело другое. Да, симпатии коммунистическим взглядам чувствуются. Даже быт в Мальвиле был организован по принципу коммуны. Но относительно роли женщин в этой коммуне я могу сказать одно. Если у вас есть стойкая привычка (именно так) к женщине (жене), любое, даже самое непродолжительное, ее отсутствие приводит к определенному внутреннему дискомфорту. Отсюда раздражительность и т.п. И как в таком случае строить межличностные отношения в коммуне? А они мужики-то взрослые и кое-что повидали и привычку эту имели. Так что, я считаю, что отношения данного рода были построены совершенно справедливо.

А еще книга заставляет задуматься о вреде урбанизации. В случае какого-либо катаклизма в городе выжить практически не возможно. А те кто выживет будут сбиваться в стаи и становиться самыми опасными хищниками. А, грубо говоря, в деревне больше приспособленность к выживанию в сложных условиях: здесь и продовольственные запасы, и запас инструментов, и умение ими пользоваться. Кроме того последствия любого катаклизма будут мягче: ракетные удары в первую очередь будут наноситься по местам с высокой концентрацией промышленности, техники и живой силы противника; при возникновении какого-либо биологического поражения — ниже плотность населения и т.д.

И конечно — замок. Какой мальчишка не мечтал в свое время о замке (или о хоббичьей норе)? Я мечтал. Правда в разное время и о том, и о другом. Тут нет смысла описывать эти ощущения: кто с этим знаком, тот меня поймет.

З.Ы. Первое личное замечание. И еще. Между делом в тексте где-то упоминалось парижское метро.

З.З.Ы. Второе личное замечание. Согласны — не согласны с сюжетом и автором, но в общем «Мальвиль» не оставил никого равнодушным. Отзывы в большинстве своем все таки не похожи на отписки.

Оценка: 10
⇑ Наверх