fantlab ru

Все отзывы на произведения Марии Стреловой

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Мария Стрелова «Метро 2033: Призраки прошлого»

Dobkachleo, 5 мая 2019 г. 16:29

«Прошлое в прошлом»

Рецензия на «Метро 2033: Призраки прошлого» Марии Стреловой

Третью часть трилогии «Берилловый город» заявили сразу после возникновения более-менее подробной информации о «Нас больше нет». Между «Изоляцией» и сиквелом прошло не только два года, но и достаточно беспокойный период заморозки. 2018 год стал для «Вселенной» самым урожайным за всё время, благодаря запуску «Вселенной Метро 2035». Никаких сомнений в том, что обе линейки продолжат выходить без проволочек в дальнейшем, пока нет. И завершение цикла Марии Стреловой мы смогли получить на год быстрее.

«Нас больше нет» взорвало читательскую аудиторию немыслимой жестокостью, что, казалось бы, уползла в более взрослую премиум-серию. Я видел много восторженных отзывов по этому поводу, откуда следовало, что авторесса избрала наиболее правильный подход, который нравится не только ей, но и большому числу поклонников серии. Так уж вышло, что к жестокости в искусстве я весьма холоден, но даже меня потрясло то, насколько складно и проработанно Мария описала пытки и страдания персонажей.

Можно подумать, что здесь последует какое-то «но», вот только никаких подводных камней я не подбрасываю. Наоборот, хочу отметить, что всем, кому зашёл сиквел, триквел понравится точно так же! Он предельно близок по тональности, и главные герои всё так же страдают и мучаются, борясь с ужасами нового мира, где понятия добра и зла по умолчанию размыты, если не испарились в огне ядерных взрывов.

Первое, что бросается в глаза, — это, конечно, сам протагонист. Вернее, его судьба. В отличие от доброго и почти наивного Жени Дмитрий Холодов успел побывать по обе стороны баррикад, он занимался ужасными делами и поплатился и за них, и за отказ от их дальнейшего осуществления. Этот герой — раскаивающийся палач, желающий получить второй шанс, стать лучшим человеком, чем всю его предыдущую жизнь.

Метаморфоза разительна и, если занудствовать, кажется не особо возможной (у юноши просто не было надлежащего шаблона для подражания, кроме правильных слов — зёрен сомнения). Но я занудствовать не буду, ведь Мария, набившая руку на флэшбеках, не отказывает себе в удовольствии вновь обратиться к воспоминаниям. Со времени «Изоляции» — этакой, гм, хронологической матрёшки — авторесса повысила умение составлять композицию книги, так что все флэшбеки последовательные и уместные, из них мы узнаём всё необходимое, чтобы понимать стремления и взгляды героев. Однако это не значит, что сюрпризов не будет! Ещё как будут, хоть к ним и располагают явные предпосылки.

Помимо флэшбеков, на развитие образа Дмитрия Холодова благотворно влияют «прорывы» прошлого этого противоречивого героя. Иногда он начинает кипятиться, ему нелегко сидеть на том же уровне, что и окружающие, и знаниями и делом он всячески добивается авторитета и какого-никакого, а уважения к своей личности. По крайней мере, в Нагорном прокатило.

Как я уже сказал выше, «Призраки прошлого» близки по тональности к «Нас больше нет», и ничего удивительного, что происходят оба романа почти в одном и том же месте. Да, в заключительной части трилогии география немного шире, но в целом такая же камерная и крутится вокруг Мытищ, где Мария оторвалась по полной в прошлой части. Нашлось место и возвращению в Раменки, с помощью Метро-2. Я знаю, что в начале работы над романом авторесса ломала голову над тем, как связать две удалённые друг от друга точки географически и сюжетно, и то, во что вылились усиленные размышления, достойно искренней похвалы! Она связала всё элегантно и складно, отчасти закольцевав историю и завершив её на счастливо-печальной ноте.

На этом подошёл к концу очередной цикл в рамках «Вселенной». Мария Стрелова справилась с поставленной задачей блестяще, и даже если больше не вернётся в тёмные туннели, надеюсь, её творческий путь на достигнутом не остановится!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Мария Стрелова «Метро 2033: Нас больше нет»

Dobkachleo, 29 июля 2018 г. 12:30

«С дьявольским упорством»

Рецензия на «Метро 2033: Нас больше нет» Марии Стреловой

Я ещё помню те времена, когда романы с объёмными флэшбеками считались чем-то из ряда вон выходящим. Но за сотню книг, с учётом «Вселенной Метро 2035», это стало вполне обычным, а мне и вовсе перестало нравиться. А может, дело в подаче. Не каждое воспоминание, будь оно хоть трижды к месту, заслуживает своего появления, я считаю. Но раз автор оставил(а) его, если редактор одобрил сцену, значит, это я упустил важную деталь и должен принять выбивающийся из линии времени отрывок как данность.

В «Изоляции» флэшбеки сыграли ключевую роль. Они раскрыли прошлое бункера в Раменках, а также главной героини, подготовив нас к ужасному и потрясающему откровению всего сюжета. Чего-то подобного я ждал и в продолжении. Каково же было моё удивление, когда внезапно я наткнулся на… флэшфорвард! Для тех, кто не знает, поясню: это флэшбек наоборот. То есть сцена, относящаяся к будущему по отношению к основному сюжету (но вставленная посреди его или до, а не после). Однако очень скоро они мутируют в обычные флэшбеки, и становится ясно, какая линия главная. Вообще, в «Нас больше нет», как мне кажется, все эти прыжки в воспоминаниях гораздо лучше структурированы, чем в первой части. Может быть, они иногда и сбивают темп, но в большинстве своём подхватывают читателя и распаляют его воображение.

Теперь о героях. Новый главный герой — Женя Коровин, сын начальника одного из бункеров. Он тёзка вероломного любовника Марины Алексеевой, но в сюжете это почти не обыгрывается, лишь мельком приводится такое наблюдение. Разумеется, не обошлось и без связей с первой книгой, в конце которой отпрыска Марины находят разведчики как раз из бункера, где живёт Женя. Если о Раменках мы успели тогда узнать всё, то о бункерах Мытищ выяснили всего ничего. Имевшееся представление не идёт ни в какое сравнение с тем, что подготовила авторесса для сиквела. Вряд ли кто-то будет удивлён, если я скажу, что радужным благополучным мирком эту четвёрку не назовёшь. Может быть, поначалу нет особой вражды между убежищами, но человеческое дитя от мутанта запускает как бы обратный отсчёт. На кон встаёт многое, и разные герои ведут себя совершенно отлично друг от друга в схожих ситуациях. Главное же здесь другое — Мария поступает с протагонистом, бедным мальчиком Женечкой, крайне жёстко, хотя, оглядываясь назад, думаю, что она не забывала и об авторском милосердии. Есть мнение, что в русской литературе кто-то обязан страдать, будь то автор, герой или читатель. Здесь страдает Женя. Эти страдания настолько ярко переданы, что порой диву даёшься, какие кровожадные мысли рождаются и развиваются в целые романы у молодых девушек. Мария Стрелова доказывает в очередной раз, что если роман о постъядерном мире написан женщиной, он необязательно будет доброй историей любви. Хотя совсем без неё здесь не обходится. Правда, задействована скорее материнская забота и детская привязанность, чем любовь мужчины и женщины.

Как и прошлый роман, «Нас больше нет» развивает идею о вымышленных свойствах пластохинона. Однако на этот раз он представлен не в биологическом, а, скорее, в военно-политическом разрезе. И новых свойств, пожалуй, можно сказать, что и нет. Я знаю, что авторов иногда ругают, что они придумывают каким-то вымышленным явлениям и веществам дополнительные особенности («как Йода смог вызвать молнию, будучи призраком Силы», например), но Мария не идёт на этот шаг и, думается мне, правильно делает. Да, SkQ1 в мире «Метро» отличается от реального, но его действие остаётся схожим или около того. Оттого чтение об этом органическом соединении пугало своей оглушающей убедительностью, даром что знаю, что оно работает немного иначе. Если «Изоляция» стала первым хоррором без применения мистики, то «Нас больше нет» не посрамило предшествующую часть. Местами даже было более жутко, чем при чтении «Изоляции». Тут же должен отметить, какую потрясающую картину рисует Мария красками-эмоциями! Они все к месту, от ледяного безразличия до всепожирающей ненависти, и делают текст ещё более живым, словно стоишь рядом и слышишь каждую реплику, видишь каждое событие, только ещё временами способен заглянуть в рассудок некоторых персонажей. Там чуточку придерусь — временами некоторых героев чересчур заносит в мыслях, они уходят куда-то далеко-далеко, и не всегда авторесса успевает остановить галоп размышлений. Зато именно в таких вот спонтанных безмолвных мозговых штурмах раскрываются лучше те или иные персонажи. И читатель то встаёт на одну с ними сторону, то, «выбравшись» из их голов, смотрит на них со стороны и ужасается. Или отвращается. Или проявляет сочувствие. Эмоции бьют через край — и роману веришь ещё и в этом.

«Нас больше нет» оказалось мрачной историей о пригороде Москвы, которая ловит читателя и уносит его в мир жестоких экспериментов, хитрых властителей и безвольных подчинённых, где справедливость — недостижимый мираж, а верить нельзя никому, даже тому, кому хочется доверять. Роман вас оглушит, но после него вы ещё долго будете пребывать под неизгладимым впечатлением. И гадать, каким будет заключительный том.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Мария Стрелова «Метро 2033: Изоляция»

Оружейник, 4 декабря 2016 г. 21:36

Прочитав во вселенной «Метро» несколько десятков романов, «Изоляцию» Марии Стреловой смело отношу к достойным представителям этой серии.

Несмотря на то, что действие романа, за редким исключением, разворачивается практически в одном месте — в относительно социально-благополучном подземном Бункере, мы тем не менее, по мере развития повествования всю глубже и глубже погружаемся в мир постядерного апокалипсиса, все яснее и яснее ощущаем всю дальнейшую безнадегу и безвыходность существования деградирующего человечества, безвозвратно загнанного медленно умирать под землю, и в конце романа просто «тонем» в ужасной и трагической развязке....

Роман своеобразный, описание давать смысла нет — это не отразит создаваемую автором атмосферу, просто советую прочитать). Вроде бы не такой уж и лихой сюжет, нет особого экшена и обилия боевых сцен и кровавых рейдов против мутантов (надо же понимать — все же писала девушка)), но от чтения трудно оторваться. Вся изюминка заключена в том, что автор подала нам историю, с одновременным повествованием в двух хронологических периодах, в результате чего повествование превратилось в своеобразный интригующий квест-загадку, ответ на которую мы ищем и узнаем только в конце, на фоне поглотивщего подземелье кровавого Ужаса и гнетущей безысходности....

Да, один ньюансик, имхо). Так как роман писала Девушка, нужно быть готовым к тому, что в лице главной героини, вы вдруг сталкнетесь с нелогичными поступками «влюбленной дурочки», что ну никак не вяжется с созданным образом «стального зама начальника», за десятилетия перевидавшего всего с избытком, рисковавшей жизнью за каждого человека колонии, отдававшей всю себя бункеру, накопившей мудрого жизненного опыта и вдруг в 40 лет, ведущей себя как 18-летняя девчонка, которой «альфонс» вскружил ветренную головку и готовой просто погубить все созданное за «понюшку табака»)).. Ну ладно, не будем строги, надо же автору-женщине ввести любовную линию, любви все возрасты покорны)).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Мария Стрелова «Метро 2033: Изоляция»

Dobkachleo, 1 октября 2016 г. 21:34

«История»

Рецензия на «Метро 2033: Изоляция» Марии Стреловой

Много ли поклонников «Вселенной» может похвастаться, что прочитали все книги серии? Я один из таких. И с каждой книгой я снова и снова задаю себе вопрос: а почему я продолжаю их читать? Всё просто: мне, домоседу, они помогают открывать город за городом, район за районом новые места, где я никогда не бывал и, возможно, никогда не окажусь. А ещё каждый раз я хочу прочитать что-то новое, оригинальное, и книги проекта, как правило, помогают в этом.

Про любую книгу можно сказать, что она о людях. Якобы это самое важное, а потому перекрывает прочие достоинства и недостатки и вообще должно смутить тех, кто готов поспорить. Но да, «Изоляция» именно о людях. Я бы даже сказал, её можно поставить в один ряд с дилогией Андрея Буторина «Мутант» и дилогией Сергея Зайцева «Санитары». Потому что роман Марии Стреловой ещё и о мутантах, нашей возможной следующей ступени эволюции.

Я никогда не считал мутантов чем-то важным в рамках «Вселенной Метро». Да, они могут убивать полюбившихся и не успевших полюбиться персонажей, могут сосуществовать рядом с остатками человечества, а могут быть этими самыми остатками. И тогда авторы любят наделять людей-мутантов суперспособностями. Признаться, это я люблю. Особенно проникся, когда давным-давно сел за просмотр сериала «Герои». «Вселенная Метро 2033» чем-то похожа на них. Будь она телевизионным сериалом, а не литературной серией, наверное, было бы нечто похожее, только ещё более эпичное. Голоса выживших из разрозненных городков переплетаются в одну большую сложную историю… Впрочем, не о формате проекта речь. Так вот, суперспособности я люблю, но зачастую авторы приносят в жертву какую-никакую реалистичность в угоду «картинке». Тот же Сергей Зайцев предложил цикл об этаких постъядерных Людях Икс, только начинают они с болезни «быстрянки». А у Андрея Буторина только пирокинетик Глеб, по сути, да несколько невосприимчивых к радиации персонажей. В остальном же театр уродцев. Мария Стрелова пошла дальше: она развернула на страницах дебютного романа такую интригу, что сразу и не догадаешься, где собака зарыта. Единственное, что смутило в этой истории, — довольно быстрая метаморфоза, в которую поверить я так до конца не сумел.

Интриговать авторы любят и, если уж добрались до печати, умеют. В своё время «Обмануть судьбу» Анны Калинкиной я счёл наполненной хитросплетениями сюжетных интриг и думал, что запутать сильнее читателя нельзя. Ошибся. Интрига Марии Стреловой кажется простой, когда раскрывается, но до последнего гадаешь, в чём же там дело? Что не договаривает главная героиня, Марина Алексеева? И почему она не стареет? Правда страшнее домыслов. И когда мы добираемся до разгадки, мы уже знаем о прошлом бункера и Марины почти всё. Почти — ха! На самом деле едва ли больше рядовых жителей этого самого бункера.

Судьба бункера, написанная в форме многочисленных флэшбеков, разбросанных во времени, — настоящий паззл, который собираешь вместе с автором, и не знаешь, что в итоге получится. И приготовьтесь к настоящему ужасу, без мистики, без дополнительных загадок. Леденящему душу и беспокоящему сердце. Потому что автор действительно сумела рассказать сюжет так, что проняло.

И ещё одно достоинство романа, что обрадует тех из читателей, кто предпочитает камерные произведения, а не путешествия не знамо куда, не знамо зачем. Большая часть «Изоляции» происходит в одном-единственном бункере. Ещё есть фонящий НИИ, станция Фрунзенская и родной город Марии и Марины, Мытищи. То, что автор сосредоточилась на конкретном обиталище, позволило ей, не растекаясь мыслию по древу, рассказать свою историю искренне и подробно, словно всё, произошедшее на страницах, действительно произошло. Поздравляю Марию с прекрасным дебютом, я вам поверил. Теперь черёд других.

Оценка: 8
⇑ Наверх