Фредерик Пол отзывы

Все отзывы на произведения Фредерика Пола (Frederik Pohl)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 409

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 

«Панч»
–  [ -3 ]  +

Буба, 13 февраля 2024 г. в 19:18

«Бойтесь дары приносящих», а если серьёзно, паршивый рассказик в стиле баек из склепа, очень по американски.

«Походка пьяницы»
–  [ 3 ]  +

god54, 07 января 2024 г. в 08:57

С моей точки зрения вполне оригинальное для того времени произведение. Сложнее оказалось с сюжетом. Слишком затянутое вступление, читатель уже начинает догадываться, а потом резкий и быстрый финал на десяток страниц. Думаю, роман заслуживает прочтения, так по всему тексту автор разбрасывает массу интересных маленьких идей: новая система чтения лекций, устройства системы образования, цеховая система науки и так далее. Ободряет вывод автора о пользе алкоголя. На бытовом уровне я давно догадывался об этом, но вот научное экспериментальное обоснование как раз к месту, это в отношении новой волны борьбы с алкоголем.

Оценка : 8
«Операция «Венера»
–  [ 8 ]  +

FixedGrin, 12 ноября 2023 г. в 08:16

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/ehrVZ).

У этой книги, ставшей неожиданным бестселлером и распроданной на двадцати пяти языках общим тиражом около десяти миллионов экземпляров, удивительная история: вырос роман из ностальгической повести молодого Пола о родном Нью-Йорке Позолоченного Века 1930-х, за которую он взялся на Второй мировой войне в Италии под влиянием горестной новости из дома. Повестью Пол остался так недоволен, что впоследствии сжег рукопись, но от самой идеи создать книгу о рекламном бизнесе не отказался и, вернувшись из армии, устроился на работу копирайтером — Митчелла Кортнея, великолепного в своем непринужденном профессиональном цинизме (главное — не слишком увлекаться тем, что с Кортнеем происходит в книге после того, как Пол с Корнблатом заставили его пройти из князи в грязи и обратно в князи арку душевного кризиса в социальных канализациях «Хлореллы»), стоит фактически рассматривать как идеал, которого Пол, оставаясь индивидуалистом, достичь бы не мог. Ни совершенного потребителя, ни андроидообразного шарлатана-консультанта, какими полнятся офисы разнообразных маккинсей, прайсвотерхаусов и бэйнов в наши времена, из Фредерика не получилось, чересчур интересны ему были извивы туннеля под миром рекламы.

Оно и хорошо. А «Торговцы космосом»/«Операция Венера» — творение настолько же визионерское в отношении “общества потребления” второй половины XX века и “момента однополярности” для евроатлантического мира, как «Распознавание образов» Уильяма Гибсона для всей планеты в прекрасную эпоху скевоморфного дизайна интерфейсов, углеводородной евроинтеграции России, войн с мировым терроризмом, скоростного широкополосного Интернета, нарождающихся видеохостингов и прозрачных границ. Отсюда же пошли такие общеупотребительные нынче термины, как «соевый бургер»/«веганская котлета», «3D» (о телевидении и кино), «R&D», «музак»/«лифтовая музыка» (о фоновой музыке в супермаркетах и других общественных пространствах) и прочие: Пол и Корнблат, как и пристало дотошным авторам, предварительно разметили стройплощадку сеттинга базисными колышками неологизмов, и почти все эти слова непринужденно переползли в повседневный английский лексикон. А вот информационные сети в этом мире слаборазвиты, робототехника если и есть, то зачаточная, устройств электронно-биологического сопряжения нет совсем (например, связь с космическим кораблем на Венере налажена по проводной телефонной линии, а астронавта для миссии отбирают по принципу карликовости, чтобы бортовой компьютер поместился в корпусе — ах, Питер Динклейдж подошел бы на роль Джека О`Ши как влитой), поэтому в строгом смысле к протокиберпанку, в отличие от «Властелина мозга» Мэннинга, «Солнечной лотереи» Дика или «У врат преисподней ветрено» Муркока, «Операцию Венера» не отнесешь, несмотря на то, что все традиционные для киберпанка приметы футуристического технотриллера с разгулом корпораций тут не просто прописаны — это, похоже, тропообразующие примеры, 1952 год на дворе-то.

Одним словом, «Операция Венера» в НФ — то, чем могла бы стать «Гламорама» Бретта Истона Эллиса, если бы ее адаптировала для радиопьесы Юлия Латынина. В смысле, не нынешняя ютуберша, а еще та Латынина, красавица и авторесса ориентально-политэкономической фантастики, до гормонального сдвига в новогазетные стрингерши.

К роману приложили шаловливые ручки и американские, и старосоветские редакторы/цензоры. В классическом русском переводе 1965 года хватает мелких лакун, а еще из него пропали три последних главы, с 20–й по 22-ю, где, собственно, и показана Венера (включая местные формы жизни). Впрочем, они отсутствовали и в большинстве книжных изданий до 2011 года.

Потому и в фантлабовском классификаторе романа Венера как место действия на данный момент отражена лишь у 5 проголосовавших участников из 47, включая меня. А жаль, ибо Венера Пола и Корнблата меньше отклоняется от нашего варианта реальности, чем в «Ярости» Каттнера и Мур, с которой старомодные образы этого мира в НФ/космоопере обычно ассоциируются. Там жарко, как в преисподней авраамических религий, воды нет, сверхплотная атмосфера (из... формальдегида! непритворно интересен гипотетический механизм ее формирования) непригодна для дыхания, и ветер перекидывает по поверхности камни и песок. Правда, на самом деле у венерианской поверхности скорость ветра отнюдь не ураганная, а углекислого газа в избытке, и план завозить в верхние слои атмосферы углекислоту для ОХЛАЖДЕНИЯ феерически глуп. Это не говоря уж о том, что даже безводный формальдегид, из коего, по версии авторов, состоит венерианская газовая оболочка, на солнечном свету разлагается, а при быстром охлаждении из разогретого газового состояния полимеризуется.

Впрочем, до посадки старосоветских зондов-то оставалась ещё почти четверть века.

Оценка : 9
«Ферми и стужа»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 22 октября 2023 г. в 10:57

Некоторые из коллег-лаборантов удивляются:« За что этому рассказу дали премию «Хьюго»?». На мой взгляд — ничего удивительного. Многим в 1986 году этот опус показался просто пророческим.

Три даты для сравнения и умозаключения:

— рассказ увидел свет в 1985 году;

— 26 апреля 1986 год — катастрофа на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС;

— 28 августа 1986 года — церемония вручения премии.

По-моему всё ясно. «Чернобыльское» облако обошло весь мир. В Канаде выпали радиоактивные осадки.

Да и чисто художественных достоинств текст не лишён. Описание последствий ядерной зимы реалистичны и способны впечатлить любого, даже весьма искушённого читателя. Оставленный мальчик в аэропорту, его спасение главгиром и их дальнейшее «бытиё» в Исландии — эти моменты в рассказе также не оставляют равнодушными и заставляют искренне сопереживать. Лично для меня, умение вызвать эмпатию, признак настоящей литературы и неважно в каком жанре она описана.

Единственное, что не очень понравилось, так это трёхвариантная концовка. Ну зачем? Лучше бы просто оставить финал открытым — пусть читатель сам додумает, чем всё закончилось.

Читать, нынче такие рассказы редкость, здесь я полностью согласен с коллегой-лаборантом под ником amak2508.

Оценка : 8
«Дедушка сорвиголова»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 04 октября 2023 г. в 22:59

Отличный рассказ, забавный и без искусственного нагнетания напряжения. Просто семейная склока, но подоплека этой склоки довольно забавная, развязка одновременно жуткая. С другой стороны, если «дедушка» выглядит как дедушка, значит он стареет, а это вызывает некоторые вопросы. Хотя, этот рассказ не для того, чтобы над ним сильно задумываться, это именно развлекательное чтиво, так к нему и стоит относится.

Оценка : 9
«Те, кого принимают в расчёт»
–  [ 2 ]  +

god54, 04 октября 2023 г. в 16:36

Довольно простенькая и мало логичная повесть на тему контакта. Может, когда она публиковалась, это было ново и оригинально. Сегодня, всё уже практически стандартно. Может ли подсознание победить сознание? Может да, а может и нет. Можно прочитать, если скучно. Но второй раз читать уже не буду.

Оценка : 7
«Миллионный день»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 02 октября 2023 г. в 23:07

А мне понравился рассказ. Основной смысл в том, что мы даже не представляем во что может превратиться человечество спустя 1000 лет, если даже спустя 40-50 лет изменения настолько кардинальные, что наши дедушки-бабушки за голову хватаются. А может быть все вообще будет наоборот, учитывая цикличность истории, человечество скатится в какой-нибудь новый мистический культ и отринет всё научное, новая инквизиция и пуританство? А может быть генетические опыты вообще доведут человечество до андрогинности и закончится наконец эта гендерная война? Шутки шутками, а автор прав в том, что Атилла точно бы нас не одобрил. :)

Оценка : 8
«Снежные люди»
–  [ 1 ]  +

god54, 15 сентября 2023 г. в 15:49

Довольно интересный рассказ. Во-первых, оригинальная фантастическая идея, жизнь людей под толщей льда. Во-вторых, необычный текст, язык подстроен под современный молодежный сленг. В третьих, социальное устройство, пара слов, и всё понятно. В четвёртых, концовка просто атас. В итоге необычный, но чем-то привлекательный рассказ. Может своей жестокостью.

Оценка : 8
«Родительское собрание»
–  [ 0 ]  +

kandid, 12 сентября 2023 г. в 11:51

Прекрасный и трогательный рассказ двух мастеров жанра, не зря получивший Хьюго.

Вот только модератору базы стоило бы заменить в классификаторе Реализм на Фантастику. Всё таки пересадка мозга не скоро ещё станет реальностью, если вообще когда-нибудь станет.

«Врата»
–  [ 2 ]  +

ВладимирВас, 25 июля 2023 г. в 12:13

Вероятно для 1977 г. роман динамичный, с новизной сюжетных линий и идейных посылов, но в моем настоящем сильно не хватает и динамики, и новых идей, и эмоций. Да интересен сюжет, если его изложить в виде краткой аннотации, но когда это читаешь в полной форме, то ждешь эмоций и сюжетных зигзагов. Драматизм и конфликты делают интересными книги в значительной степени, а тут с этим напряженка.

Но, тем не менее, главная интрига романа (что же там, на той стороне проложенных маршрутов кораблей Хичи) продержалась до конца и не позволила бросить чтение, хотя из-за этого в конце лишь прибавилось разочарования, так как роман ни на какие вопросы так и не дает ответы. Возможно ответы будут в следующих книгах и цикл приобретет законченную стройность и получит более высокую оценку, но пока имеем то, что имеем.

Оценка : 7
«Чума Мидаса»
–  [ 3 ]  +

Neri-rin, 24 июня 2023 г. в 12:55

Любопытная вещица. Изменившиеся представление о богатстве и бедности, сложившаяся от бесконечного потребления.

Буквально заповеди потребления.

И изящное, подобное фарсу решение. Нас оставляют перед очередным решением с непонятными последствиями. Зарисовка на злободневную тему.

Оценка : 6
«Туннель под миром»
–  [ 6 ]  +

Bordz1, 06 июня 2023 г. в 17:31

Основное для меня в этом произведении — ярко выписанная полная и абсолютная безнадежность.

Вот странности, которые требуют объяснения. Вот вроде бы что-то проясняется. Вдруг все становится весьма мрачным — страшный заговор, и весь мир против героя. Но мы все ещё верим, что он как-то сумеет выкрутиться, ему придут на помощь. Ну, или в крайнем случае герой погибнет в неравном бою — за правду, за свободу, за себя, в конце концов.

Увы — в жутком финале ему не будет дарован даже горький дар смерти, и ждёт его судьба, хуже которой трудно и представить.

Оценка : 10
«Третье предисловие. Атмосферные испытания»
–  [ 0 ]  +

vam-1970, 03 мая 2023 г. в 17:42

Неплохо замечено авторами — ядерные взрывы на планете создают вспышку(световая энергия() , которая может быть зарегистрирована инопланетянами. Аналогично как и электромагнитный импульс, сопутствующий взрыву. Это настораживает их. Это признак опасности. И вызывает ответные их действия. Это самая сильная часть романа.

Оценка : 10
«Последняя теорема»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 03 мая 2023 г. в 17:38

Впечатления мои от прочитанного -наивный роман, состоящий из современных идей других писателей. Нетрадиционные отношения героев поначалу ну ни в какие ворота не лезут! Никакого смысла для сюжета -просто дань моде на тот момент. Поведение СверхРазума — наивное. Это критика.

Полезное тоже есть -всё-таки гранды фантастики сочиняли. Это: эхо от ядерного взрыва (электромагнитный импульс ) распространяется по Вселенной со скоростью света. И улавливается другими цивилизациями- это что-то новое из придуманного. Да, сила ядерного взрыва способна быть заметной на других звездных системах -это всё-таки большая энергия.

Второе- разоружение малых ядерных государств -впечатляет! Как пример приведена Северная Корея.

Оценка : 7
«Второе предисловие. Говорит Фредерик Пол»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 22 апреля 2023 г. в 17:26

Увлечение Полом теорией чисел привело его к фантастике. Иногда читаешь вот такие факты из биографий писателей и раскрываются тайные пружины их творчества.

Оценка : 7
«Мир Мириона Флауерса»
–  [ 2 ]  +

БондаренкоЕА, 18 апреля 2023 г. в 18:32

Некоторые читатели этого рассказа упускают его суть, изюминку, обращая внимание только на его фантастическую часть. А «простая художественная» часть написана авторами совсем не зря, обе части тесно связаны.

Мирион Флауэрс, тиран-спаситель, жёстко загонял своих чёрных собратьев в рамки, которые он для них определил в своих планах, нисколько не интересуясь их желаниями. Когда он погубил гениального изобретателя и опробовал на себе его прибор, то внезапно стал слышать мысли всех людей, которые его ненавидели. Его мир превратился в ад. Возмездие настигло его, и он повесился. Финита.

Оценка : 7
«Narabedla Ltd.»
–  [ 1 ]  +

Vagabung, 28 февраля 2023 г. в 16:24

Талантливый оперный певец, вдруг теряет голос и становится финансовым консультантом. Одна из организаций, предлагающая музыкантам очень хорошие контракты, кажется ему подозрительной. Он пытается провести расследование, но угождает в сети этой же организации. Далее действие происходит в созвездии (прочитайте название книги наоборот, т.е. с конца)... Как и большинство книг Пола — очень захватывающая история.

Оценка : 9
«Terror»
–  [ 1 ]  +

Vagabung, 25 февраля 2023 г. в 04:57

Вероятно удивлю, но прочитал данную книгу на немецком, перевод с английского. Книга понравилась, хотя немцы часто переводят книги так, что они становятся лучше оригинальных версий. Сюжет любопытный! Там есть и атомная бомба в коварных руках западных служб, и террористы, и даже советский физик ядерщик, который придумал как вызвать стихийные бедствия с помощью атомных взрывов. Главная героиня — американская туристка, а место действия — Гавайи. Всё очень увлекательно, не мог оторваться.

Оценка : 9
«Я — это другое дело»
–  [ 0 ]  +

Baskk, 10 января 2023 г. в 17:20

«Я — это другое дело» — хотя я не психиатр, но по моему вопрос самооценки человека по отношению к окружающим его людям, может служить тестовым при определении социальной опасности личности

Оценка : 8
«Дитя звёзд» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

Helge Apfelwein, 07 января 2023 г. в 11:51

Читал много лет назад. Это было потрясение. Понравилось и до сих пол образы из этих книг вспоминаются. Я читаю ради эмоций, а эмоций было предостаточно. Поэтому серия в моей внутренней классификации занимает ведущие позиции. Сейчас уже перечитывать не буду. пусть хранятся те самые яркие юношеские впечатления.

Оценка : 9
«В ожидании олимпийцев»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 07 декабря 2022 г. в 18:43

Мы вписали альтернативную историю в повесть об альтернативной истории, чтобы ты мог читать альтернативную историю, пока читаешь альтернативную историю. Жаль только, что автор не мотивировал толком и не объяснил редкое тугодумие профессионального писателя, который и представить себе не может, чтобы история пошла по иному пути. Неубедительно, но интересно, как можно было дойти до такого жанра, где господство Вечного Города неоспоримо и не подлежит сомнению даже в самых диких мыслях.

Вообще слабо, к сожалению, показаны особенности такого интересного мира, только пара интересных деталей, вроде игры с именами и названиями — мне понравилось, как здесь обозвали Антарктиду, хорошая отсылка к географической фантазии римлян).

Ну а по поводу рабства в таком развитом мире... Ну, рабство и формы зависимости разные бывают, хоть автор и виноват, что не прояснил такие моменты — может, местные рабы и не являются только имуществом, имея лишь символическую зависимость? Неясно...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Меня больше удивили инопланетяне, готовые отменить контакт даже не разобравшись толком в этом вопросе — не, ну а вдруг, просто перевод подкачал?

Оценка : 7
«Хичи» [Цикл]
–  [ 1 ]  +

Max1959, 30 ноября 2022 г. в 20:24

Очень хорошая серия для любителей добротной фантастики. Первый роман (Врата) написан наиболее качественно и, я бы сказал, изящно. Литературно изящно. Далее пошла добротная классическая фантастика (что делает её не менее читаемой). С точки зрения фантастических идей и сюжетных ходов всё очень хорошо.

Оценка : 8
«Я — это другое дело»
–  [ 2 ]  +

Eldgernon, 14 июля 2022 г. в 14:48

Удивительно, как личное уникальное мироощущение меняет для нас оценку входящей информации.

Кто-то увидел сюжет, кто-то проблему абсолютной власти...

Для меня этот рассказ гениален, потому как он сначала оглушил меня, а потом изменил мою картину мира.

В своем рассказе Пол затронул не очевидную особенность нашего мозга — тот почему-то не просто выделяет собственную личность, как непохожую, а позиционирует ее вообще в отдельную категорию, которая, как следствие, не принадлежит к общему пулу прочих личностей. И к ней не могут применяться те же мерки, что и для остальных.

Это вроде бы и нелогично, и открывает лазейку для порой чудовищных поступков, но эволюция устроила нас именно так.

То, что мы для себя всегда особенные знает каждый, это не новость.

Шоком для меня явилось осознание того, где именно проходит граница этой особенности.

Если взять банку с разноцветными шариками, то раньше я считал себя одним из многих, но со своим непохожим «особенным» оттенком.

Пол показал мне, что моя особенность такова, что моего шарика вообще нет в той банке, где все остальные.

Для меня, сюжет рассказа — это просто второстепенный каркас, задача которого только в том, чтобы смоделировать такую ситуацию, где данная установка нашего мозга достигает своего апофеоза. В том числе и по своим, зачастую ужасающим, последствиям.

«Владеющего тайной абсолютной власти нельзя оставлять в живых.»

Этот тезис не знает эмоций и всегда сохраняет свою силу. Ему без разницы, друг это или кто-то еще.

Будь это даже твоя родная мать. Ее будет жаль, но тезис применим абсолютно ко всем.

Кроме меня. Ведь я — это совсем другая, отдельная «банка».

Я — другое дело.

«The Mantle of Graag»
–  [ 2 ]  +

drw, 01 июня 2022 г. в 11:12

«Мантия Граага» — слабенький рассказ на тему проклятия колдуна. Трое друзей обнаружили в купленном поместье одного из них — старую книгу на латыни, из которой узнали о спрятанном сокровище. Отыскав нужное место они нашли лишь сундук с телом червя, которое рассыпалось тут же в пыль. Проклятие таким образом было активировано, и смерть пришла за всеми, кто присутствовал при открытии.

С Мифами Ктулху связано лишь упоминанием вскользь «Некрономикона».

Оценка : 4
«Волчья напасть»
–  [ 2 ]  +

god54, 19 мая 2022 г. в 18:10

Оригинальная, для своего времени, идея, неплохой сюжет. Лишь текст местами становится скучным, слишком детализированным, нудным, назидательным и мало логичным. Это раздражает. Однако в целом вполне приемлемое произведение для чтения, даже в наше время, вполне допустимо роман будет интересен до наступления реального времени, когда это начнет осуществляться в жизни. Тогда станет просто страшно.

Оценка : 8
«За синим горизонтом событий»
–  [ 3 ]  +

dxbckt, 02 мая 2022 г. в 16:46

Если первая часть данного цикла получилась весьма неоднозначной, то здесь от «множества граней» мозг порой буквально закипал))

Начну с того, что я (сначала) даже не подозревал, что данная часть будет прямым продолжением (части первой), т.к начало книги — не дает никакого намека об этом... В общем я и подумал, что здесь будет история о новых героях (пусть и в рамках заданной вселенной). Как оказалось (позже) я был немного неправ))

Во второй части читателя ждет еще больший «винигрет» от метаний неврастеника-олигарха (того-самого невезучего старателя, отчего-то уже второй раз «вытянувшего выигрышный билет»), и его стараний искупить вину перед «прошлой» женой (Кларой) и (одновременно) наладить жизнь с женой «настоящей»))

Плюс — паралельно развивается сюжет о новых искателях, рискнувших отправиться в неизведаннное, что бы «сорвать новый куш»... Далее — цель прибытия и некий (молодой обитатель) космического «дурдома», в котором есть место выяснению вопроса личных подростковых влечений, а так же «мертвым голосам», и ... пришельцам (обитающим там, на «праве пользования жилым помещением»)), и под управлением кого-то или чего-то, отдаленно напоминающего машину в стиле «Берсеркера» Ф.Саберхагена).

Далее поток непонятно-иллюстрирующих знаний (о сотворении вселенной и прочих «кварко-фотонных процессах») и ...судебные иски друг к другу (как раз, в то время когда все человечество может просто исчезнуть к херам)) Да... еще «на закуску», некие приступы (очень напоминающие лучи Стругацких из мира «Обитаемого острова»).

В общем — чего тут нет, сказать сложно, и может быть кто-то увидит и другие знакомые символы... Итоговое же резюме — читать стоит однозначно, поскольку это именно тот случай, когда «старые вещи», пусть даже местами и чем-то непонятны, но (по итогу прочтения) оставляют действительно стоящее впечатление... И конечно — если сравнивать их с современными циклами, они могут проиграть (как в плане четкости изложения, логики или красочности), но в плане многогранности и трактования «искомого результата» (современным романам) бывает «ой как далеко»))

Оценка : 7
«Врата»
–  [ 3 ]  +

dxbckt, 29 апреля 2022 г. в 20:18

С некоторых пор я стал целенаправленно искать подборку книг изд.Амбер... И хотя все что там есть, уже практически давно перепечатанно десятки раз (в более солидных томах и изданиях), именно эти неказистые старые книги (с обложкой черного цвета и местами с просто ужасным оформлением) отчего-то пришлись мне по душе... И вообще — нельзя отрицать, что в старых сериях есть определенный шарм...

Впрочем, если сказать конкретно про данное произведение, то оно написано не совсем в привычном стиле (что сразу бросается в глаза): с одной стороны — это сюжет «после» (когда ты вытянув «счастливый билет» оказался «на вершине мира» и все твои желания отныне закон)). С другой — это «настоящее» перемежается с «прошлым» (другой сюжетной линией — повествующей историю «до», в которой царит полный мрак, безысходность и тупой и очень тяжелый ежедневный труд...) Между ними — еще одна небольшая «прослойка» в виде некой «рекламы» (обьявлений в чатах и сети, информации «для чайников», инструкций и т.п) которая дополнительно раскрывает данный мир (по автору).

Единственно что забавляет, это наличие (если учесть время написания и время нынешнего прочтения) порой просто жутких несуразиц (которые я не буду долго и нудно перечислять, так как их действительно много) ... Но как ни странно, они не только не «обнуляют» весь эффект, но (наоборот) становятся некой изюминкой)) Ну в самом деле — а чего Вы хотите, это же 1977 год в конце концов)) Так что если не заморачиваться «поиском ведьм» (и наивных представлений того времени о космосе и будущем), текст начинает «цеплять с полоборота»))

Начало же данного романа очень напомнило (по атмосфере) покинутые миры жукеров (из «Игры Эндера» О.Карда) и прочих романов о «заброшенном наследстве ушедших»)) В остальном же — все написано весьма живо, ярко и образно... А местами, еще и довольно откровенно)) Так же, на что (автор советует) обратить внимание — это то, что проблема счастья (как оказалось) порой не зависит от размера благосостояния... Именно это раскрыто очень откровенно... И в самом деле — чего еще хотеть, в мире где ты все можешь? Но нам (думаю) этого товарища все же «совсем и никогда не понять»)) Ибо такой опыт мало кому дается))

Другой же стороной «монеты» (и то что меня особо поразило) является отсутствие иллюзий «прекрасного далека»... Даже в этом «прекрасном новом мире» большая часть человечества сведена к быдло-рабам, ведущим бессмысленный и тяжкий образ жизни... И у них конечно есть всякие малые радости (в виде пива и дивана), но в общем и целом перспектив никаких... И эта картина — не только на Земле, но и на других «колонизированных» планетах... Читая это — сразу вспоминаешь несколько фантастических фильмов (Марс в фильме «Вспомнить все», и Земля в фильме «Эллизиум»). Так что это — еще один небольшой повод задуматься тем, кто ждет от покорения космоса немедленной отдачи в виде всеобщего «равенства и счастья»))

Ну а то, что не совсем понравилось — это все эти Фрейдистские «штуки» по поводу «фантазий» и снов)) Сеансы психотерапии реально были менее интересны, по сравнению с основным сюжетом... А финал... финал как бы намекает что несмотря на все сопутствующие чувства (дружбу, привязанность и даже любовь) каждый из нас понятия не имеет что «выкинет» в аналогичной ситуации... Впрочем (как известно) за любой выбор, рано или поздно, все же приходится платить... Что (наконец) и осознал и главный герой данного романа...

Дописано 2023.07.13

Пожалуй самая лучшая книга именно та, которую ты внезапно не просто вспоминаешь — а хочется все бросить, и пойти ее перечитать)) Примерно так и здесь.

Так что несмотря на всю «почти осязаемую боль» персонажа, все эти «рекламные вставки» вывесок и обьявлений (а так же на всю эту Фрейдо/номику) книга явно тянет на мой (персонально самый) высший разряд «шедевр»)) И при этом совсем не важно что главный герой здесь личность «не совсем позитивная», и совсем не важно, что «мир победившего капитализма» (по автору) оказался полным дерьмом (что кстати весьма не ново, почитайте другие произведения), и совсем... совсем неважно что (то или это — подставить нужное). Это однозначно шедевр (в моем «субъективно шизоидном понимании»))

Больше не буду «рассыпаться в дифирамбах» — скажу лишь, что я решил перечитать часть вторую и наконец-таки узнать «а что же блин, там дальше!»))

Ссылка на сообщение muxaJIu4, 23 февраля 2018 г.

Удивительно — дожить до 45-ти, из них что-то около 30-ти увлекаться фантастикой — и открыть для себя Фредерика Пола

P.s   Самое забавное — что у меня «примерно такая же фигня«!!!))

Оценка : 6
«Дитя звёзд» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 12 апреля 2022 г. в 22:33

Не секрет, что любая многотомная история рискует в итоге скатиться к самоцитированию или бездарной банальщине (или наоборот). Не смогла избежать подобной судьбы и трилогия «Дитя звезд». Впрочем, по первому роману этого сказать было никак нельзя: очень интересный сюжет о противостоянии системы и ее отдельного «винтика», неординарная социальная организация общества (являющаяся развитием в будущее системы из романа Оруэлла «1984»), два запоминающихся героя и необычная форма звездной жизни — пространственники и фузориты. У романа были все задатки для успеха. Наверное, это вскружило авторам голову, и они решились на продолжение саги. А, может, им просто захотелось заработать денег на распаханной ниве... Так или иначе, но второй роман был не так уж свеж и приятен, хотя использовал аналогичный сюжет. Возможно, именно вторичность и понизила градус читательского внимания — как известно, два раза войти в одни и те же воды еще никому не удавалось. Кроме того, как мне кажется, главгерой второй части был не столь приятен для взора, как Стив Райленд из первого романа. Потому как предатели и перебежчики имеют мало шансов стать настоящими героями. Но, даже несмотря на этот факт, вторая часть всё еще сохраняла в себе ауру романтики и приключений, каковые присущи любой космической опере. Финал, правда, вышел какой-то нелепый и совершенно нереальный: звезды, оказывается, тоже разумны! Честно говоря, я ждал несколько иного — появления нового вида человека, способного жить и передвигаться в открытом космосе без скафандра. Но авторы бросились в другую крайность, превратив фантастический роман в какую-то андерсеновскую сказку о «гадком утенке».

Но всякие надежды на возрождение изначальной идеи окончательно похоронил третий роман. Учитывая финал второй части, перед ним стояла сложная задача описать мир «живых» звезд и человеческое общество, заселившее всю Галактику. Задним числом можно сказать, что с подобной задачей писатели не справились. Во-первых, не чувствуется галактического размаха — все основные действия разворачиваются на матушке-Земле. Во-вторых, человек будущего показан сущим идиотом, не способным решить ни одной задачи смостоятельно, без обращения к «старшему брату» по разуму. В-третьих, несуразна описанная в романе Церковь Звезды, которая обожествляет «живые» звезды вместо того, чтобы изучать их. В-четвертых, комичный и глупый по сути язык изложения также вносит свою долю диссонанса во все произведение, превращая его в некое подобие «Палаты №6». Похоже, роман больше рассчитан на подростков, чем на взрослых людей. В итоге — закономерный провал. Авторам можно было следом писать критическую статью «Как за 3 шага угробить хорошую идею».

Если давать рекомендации, то посоветую читать только первый роман («Рифы космоса»). Если вам некуда девать свободное время, читайте и вторую часть. Но третью не читайте ни при каких условиях! Лучше уж возьмитесь за перечитывание хорошо знакомых шедевров...

-----------

РЕЗЮМЕ: космическая опера, показывающая нам три этапа человеческой экспансии во Вселенную. Лучше б она всё же осталась дилогией...

Оценка : 7
«Блуждающая звезда»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 12 апреля 2022 г. в 00:20

Третий роман любого литературного цикла — это серьезное испытание на его оригинальность и эпичность. Если в изначальном сюжете заложена перспективная и многогранная тема, такое испытание только подтвердит статус цикла как самостоятельного произведения и станет основанием для его дальнейшего развития. Если же деградация сюжета станет слишком очевидной, значит, заложенные в него цели (и средства), по большому счету, не оправдали себя. Что же мы имеем с совместным творением Пола и Уильямсона? Первый роман был весьма необычным откровением, предлагавшим читателю нестандартный взгляд на общество будущего. Читать его было одновременно и жутко, и интересно, ибо перипетии сюжета были закручены весьма круто, а само действо развивалось быстро и динамично. Второй роман пытался развить разработанную ранее форму, но результат не полностью оправдал наши ожидания, ибо того самого развития не получилось: сложно выдать за оное «живые» фузоритовые звезды. Но, по крайней мере, автор показал нам следующую ступень развития разумной материи.

Третий роман лишь подтвердил мои опасения, что тема уже исчерпала себя и ничего нового нам не покажет. Действительно, разве можно считать новацией образование «фузоритовых товариществ» и войны с «блуждающими» светилами? Это уже само собой подразумевалось в финале второго романа, и читатель вполне мог самостоятельно домыслить подобную перспективу и без помощи писателей. Весь сюжет третьей части крутится вокруг любовного треугольника с вершиной Молли Залдивар. Попытка создать из этого динамичный саспенс потерпела неудачу хотя бы из-за иронично-несерьезного слога. Диалоги персонажей настолько корявы по сложению и тупы по содержанию, что временами хочется выть от досады, а не смеяться над подобными несуразностями. Действительно, сообщество звезды Альмалик выглядит совершенно некомпетентным, когда дело касается экспериментов с искусственным звездным разумом: обычный рядовой его член знает куда больше о происходящем и успевает принести куда больше пользы, чем все одаренные фузоритами особы. Если авторы хотели высмеять ассимиляцию как форму общества будущего, то у них это не особо вышло: вместо прогрессирующей эволюции разума мы увидели деградирующее общество, сплошь и рядом пораженное новым видом религии. Только место Бога заняли теперь разумные звезды, которые дарят людям бессмертие. И это вы назваете прогрессом??

Исчезли увлекательные приключения главных героев, придававшие произведению привкус космической оперы. Отдельные спорадические перемещения по нуль-каналам я отказываюсь назвать космическими перелетами, ибо никаких усилий от человека они уже не требуют — нужно просто помолиться новому богу и получить его благословение. Я сильно сомневаюсь, что это изначально предполагалось в сюжете, ведь в первых двух частях об этом даже и не упоминалось! Авторы банально выдали за «новацию» очередной свой «рояль», который просто взяли «с потолка» без каких-либо разъяснений. Человечество, перемещающееся по Вселенной быстрее света, по своему развитию оказалось даже ниже наших современников! Цивилизованные дикари с продвинутой технологией нуль-переходов не могут навести порядок на своей прародине — куда им до звездных высей...

Главный персонаж, хоть и показывает нам всю нелепость и гротескность общественного устройства, не особо блещет умом и сообразительностью, из-за чего теряет любимую и допускает локальный апокалипсис в одной из земных локаций. Что полезного он вообще сделал? Оказывается, помогал Альмалику увидеть всю глупость и тщетность своих потуг. По большому счету, такая позиция ничего не изменила и не принесла (особенно, самому герою). А в финале авторы вдруг резко сменили акценты и выставили героями совсем других персонажей. Я понимаю, что им очень хотелось «расшевелить» своих читателей столь нежданным ходом, но в конечном итоге всё это выглядело нелогично и слишком натянуто. Я бы не рискнул назвать сие спорное решение интригующим. Единственной интересной мыслью была технология изменения человечества с помощью фузоритов, но и тут авторы упустили инициативу, фактически повторив высказанные в предыдущих романах идеи, только в более глобальных масштабах.

Вынужден констатировать, что третья часть получилась более «приземленной» (в прямом и переносном смыслах) и бедной на идеи и сюжетные повороты. Авторам не удалось показать нам величие и масштабность мира «живых солнц». Они и сами, должно быть, поняли это, т.к. очередного продолжения тема не получила и благополучно канула в Лету. Лично я бы не рекомендовал данное произведение к чтению всеми ценителями фантастического жанра, чтобы они не разочаровались в его апологетах.

-----------

РЕЗЮМЕ: сказ про звездную любовь, что сумела превратить человечество в расу небожителей. Слабое произведение, недостойное очей истинного ценителя.

Оценка : 6
«Дитя звёзд»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 21 марта 2022 г. в 21:13

Продолжение весьма новаторского романа о машинизированном обществе Земли. Вопреки оптимистическому финалу первой части, примирения человека с Планирующей машиной не произошло. Все старые персонажи сошли со сцены, не выполнив своей основной задачи, и на Земле всё вернулось к исходной точке. Только теперь Рифы заселены удачливыми беглецами из мира Машины, а за Плутоном появилась станция Поларис, призванная следить за ними. Одному из ее служащих — Бойсу Ганну — суждено сыграть в новой истории куда более значимую роль, чем была уготована герою первой части Райленду...

Чем же смог удивить нас второй роман трилогии? Честно говоря, весьма немногим. Основная часть его сюжета является калькой с первой части: Планирующая машина, порабощенное человечество, вынужденное работать на некий абстрактный План, маленький кусочек свободной жизни на Рифах, удивительные внеземные существа — пространственники и пироподы. Нет только орган-банка, но упоминания о нем присутствуют. Авторы, естественно, не могли расчитывать на успех, имея такой вот скромный набор сюжетных элементов. Пришлось кое-что добавить, чтобы роман не явился точным повторением пройденного. В первую очередь, это загадочный Дитя Звезд, имя которого вынесено в заголовок. До самых последних строк неясно, кто скрывается под этим именем — и это хорошо. Какая-никакая интрига... Второе — это новый способ взаимодействия Машины с человеком (нейронный интерфейс с тональным акустическим языком). По современным понятиям — явный анахронизм, как и общение через телетайп из первой части. Но не забываем, что роман вышел в середине 60-х годов, когда у ЭВМ еще не было дисплеев, а единственным языком общения с ними был двоичный код. Третье — новая форма религии, появившаяся на Рифах (церковь Звезды). Она связана с Денебом, Альфой созвездия Лебедь. И вообще: звезды в данной части играют куда более значимую роль, нежели машины. Четвертое — гиперпространственные тоннели, позволяющие в мгновение ока переместиться с Рифов в любую точку Солнечной системы. Правда, управлять таким перемещением человек не может. Пока не может... Пятое — необычная «фузоритовая» жизнь. Она появилась еще в первой части, но полностью раскрылась только здесь, во второй. К тому же, станет ясным, какую роль фузориты играют во Вселенной.

Набор неплохой, но у меня всё же неоднократно возникало ощущение deja vue, ведь, по сути, кардинальных инноваций в романе очень мало. Для нагнетания интриги авторам пришлось не только сразу же выдать основной секрет (ультиматум Дитя Звезд), но и добавить в историю цивилизации одиссею звездолета «Сообщность» с дубликатом Планирующей машины. Так сказать, важное уточнение к хронологии, которое сыграет ключевую роль в финале. Но бОльшую часть повествования составляют однообразные мытарства Бойса Ганна по всем земным инстанциям (исключая орган-банк, естественно). Однообразные — читай: скучные. Им далековато до приключений Стивена Райленда из первой части. Действие заметно оживляется только с десятой главы, когда статус Ганна кардинально изменяется Машиной. Но немного тяжеловатый язык повествования заметно снижает накал, нивелируя остроту происходящих событий. Правда, финал вышел просто эпический — с возвышенным слогом, огромным размахом и потрясающими следствиями. Честно говоря, даже затрудняюсь сказать, о чем пойдет речь в третьей части. Ведь уровень Бога уже пройден.

------------

РЕЗЮМЕ: вторая часть истории человечества, живущего под гнетом Планирующей машины, посвящена поискам загадочного Дитя Звезд, грозящего погасить ближайшие к Земле звезды. Менее впечатляюще, чем первая часть, но всё равно достойно чтения любителями космической фантастики.

Оценка : 7
«Рифы космоса»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 16 марта 2022 г. в 22:00

Немного мрачная книга о не таком уж и далеком будущем Земли. Границы между государствами стерты, а всем заправляет Планирующая Машина, работающая по особому алгоритму. Все должны выполнять ее указания, иначе — арест с поражением в правах, а то и вовсе медленная смерть в орган-банке. Стива Райленда объявили преступником (опом) за чтение недозволенных книг. Но это — всего лишь формальное обвинение, потому как Райленд виноват в поддержке известного бунтаря против системы Рона Донвуда. По версии следствия, тот передал Стиву некую информацию, которая помогла ученому открыть нереактивный способ движения в пространстве. Окружение Машины тоже мечтает завладеть этим секретом, поэтому Стива не убили, а поместили в особую тюрьму, где заключенные могут заниматься исследовательской деятельностью. Если он откроет Машине принципы нереактивного движения, то может рассчитывать на полное восстановление в правах...

Сюжет, конечно, не совсем стандартный, потому и интригующий. Похожее будущее в свое время описали Оруэлл с Замятлиным, так что авторы романа всего лишь развили идею «вширь» — не только на всю планету целиком. но и в ближний космос. Физика тут вполне реальная, поэтому на полет к границам Солнечной системы уходят месяцы. И это совсем не устраивает План Человека (фактическое правительство Земли). Тем более, что в астероидном поясе обитают особые существа (пространственники), не использующие при перемещении в космосе реактивного принципа. Казалось бы, чушь и бред, но в конце повествования авторы раскрывают тайну такого движения, и она уже не кажется идеей сумасшедшего. Другой вопрос: можно ли ее реализовать в действительности? Законов физики и космогонии подобная теория не нарушает, но я лично не верю в практическую пользу от подобного знания: вряд ли подобные способности будут даны хоть одному живому существу Вселенной. Хотя бы потому, что жизнь среди звезд, в мертвом и пустом пространстве, лишена всякого смысла. Пожалуй, пространственники — это единственный по-настоящему фантастический элемент повествования. Зато социальная система Земли будущего вполне реальна, учитывая современные тенденции в политике. Это, конечно, не концлагерь, но что-то весьма близкое к нему. Планирующая Машина жестока не потому, что ненавидит людей, как Терминатор, а потому, что лишена обычных человеческих чувств. Она не сможет отличить радости от печали, ей неведом восторг побед и горечь поражений, — она видит в людях только винтики своей системы. На ум приходит еще одно сравнение — фильм «Метрополис» с его нечеловеческим ритмом жизни и полным безразличием к человеческим потребностям. Сцены в орган-банке ужасны не только постоянным ожиданием смерти, висящей над головой каждого обреченного подобно дамоклову мечу, а именно своей обыденностью. Многие люди там давно уже потеряли свой человеческий облик, отдавая свои органы более важным служителям Проекта. Людьми они являются чисто формально, а фактически — это мыслящие машины, более близкие по духу электронному правителю Земли, нежели остальным людям. Саму идею орган-банка могла придумать только такая вот машина — бездушная и расчетливая, с холодным математическим разумом. Она в сто крат страшнее любого фанатичного диктатора. Неудивительно, что противостоят ей только самые отважные и отчаянные, своеобразные робингуды машинного века. Живут они там, где Машина не может их достать. Их Шервудский лес — это окраина Солнечной системы, названная Космическими Рифами. Здесь власть Машины кончается, и начинается власть Человека. На подобном противостоянии можно выстроить неплохой сюжет. Неудивительно, что схожее решение было многократно повторено в более поздних произведениях других писателей!

Что касается действующих лиц романа, то они описаны через свои слова и поступки, а не через видимый образ. Райленд — типичный упоротый ученый, не интересующийся политикой до тех пор, пока она сама не приходит к нему на порог. Донна Криири — избалованная «принцесса на горошине», не потерявшая, однако, своих главных качеств — сострадания и человечности. Именно благодаря им она выбирает противную Машине сторону и, в итоге, становится ближе к звездам, как в прямом, так и в переносном смыслах. Остальные персонажи вырисованы еще схематичнее и потому кажутся искусственными и немного надуманными. Про бывшего товарища главгероя, Опорто, многие читатели даже и не вспомнят после прочтения книги! Но общий негативный фон от подобных «иуд» чувствуется весьма четко — авторы на совесть постарались с созданием соответствующей атмосферы. В общем, героям не просто сочувствуешь — за них нешуточно переживаешь и потому вместе с ними радуешься позитивному финалу.

-------------

РЕЗЮМЕ: социально-приключенческий роман о противостоянии человека и бездушной Системы на фоне стихийной колонизации Дальнего Космоса. Рекомендуется к чтению настоящим ценителям хорошей фантастики.

Оценка : 8
«Встреча с Хичи»
–  [ 2 ]  +

Тигр5, 20 февраля 2022 г. в 09:55

Интересная книга, но на мой взгляд несколько слабее прошлых частей.

Пожалуй в первую очередь в глаза бросается повторение одного и того же пройденного материала, вроде предыстории персонажей или Хиччей и их технологий. Это несколько сбивает темп повествования.

Однако вместе с тем продолжается расширение описываемого мира уже до около вселенских масштабов. Особенно у мене, как любителя ксенобиологии, вызвало интерес описание жителей планеты Грязь и планеты Пегги, а также (меньше из-за меньших подробностей) других соседей Хиччей по галактике и самих Хиччей.

Из персонажей хорошо запоминается Робин Броадхед с его переживаниями по поводу прошлых ошибок, страхами за своё будущее и будущее мира. Особенно понравилось, что будучи выходцом из низов, понимая как благодаря везению он смог высоко подняться (и не умереть на Вратах), он стремится помочь другим бедным людям с Земли. Однако ему необходимо учитывать свои интересы и денежные интересы коллег

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, поэтому пролёт может быть бесплатным, а за обратный полёт плати, при этом на самой планете могут подставить с оборудованием, например дать тюбики без витамина С. Однако несколько трогательно выглядит окончание пути Робина в виде человека. И вместе с тем с интересом выглядит его «следующая жизнь» в виде скана.

Также интерес программа имитирующая Альберта Эйнштейна с его достовляющими комментариями по поводу происходящего

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, которая по сути стала полноценным персонажем ловя проблемы с «психикой» при столкновении с тем что противоречит его убеждениям.

Увы другие персонажи не так хорошо запоминаются, особенно если учитывать персонажей прошлой части (при том что их число уменьшено). Также несколько обидно стало за Вэна, с одной стороны достаточно правдоподобно описана причина, по которой он относится к людям как к вещам. И следовало ожидать, что в ходе странствий с другими персонажей он будет постепенно перековываться и хотя бы будет учитывать интересы людей рядом с собой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но увы нет, последнее его появление было сжавшись в клубочек при появлении Хиччей. Возможно его дальнейший путь покажут в следующей книге.

Не могу пройти мимо поднятой проблемы — человечество страдает от различных терактов и в особенности разрушительными с помощью телепатических машинок. Сами персонажи рассуждали, что люди по отдельности разумны, но собравшись вместе средний уровень интеллекта резко падает, хотя тут можно отметить что периодическое облучение телепатической машинки за 11 лет не проходят без последствий. Но насколько мне известно в реальности к таким жестоким и бесчеловечным методам не найдя и не придумав ничего по-лучше прибегают городские сумасшедшие или политгруппировки для продавливания исполнения своих идей. Однако такой план бесполезен поскольку люди наверху проявят закономерную жестокость и будут усиленно давить опасное движение и закручивать гайки в целом, и что также население будет по большому счёту помогать этому процессу.

Но в целом думаю это было введено для создания антуража ни разу не счастливого будущего, как и нехватки ресурсов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кстати был интересный момент во-второй части когда вдовец пояснял Робину, что его мечта открыть дорогу к звёздам и достать пищевую фабрику таки просто не позволят избавиться от трущоб.
Проблемы остро встававшие при написании книг и увы не исчезнувшие сейчас.

Оценка : 8
«За синим горизонтом событий»
–  [ 5 ]  +

kirsanov, 16 февраля 2022 г. в 10:00

Книга «За синим горизонтом событий» в отличие от «Врат» не собрала вороха премий, зато поражает больше прошлой, т.к. здесь и сильные и слабые стороны Фредерика Пола заметно усиливаются.

Начну со слабых сторон:

— мне пришлось заметно опустить планку критического восприятия сюжета, чтобы получать удовольствие от книги, причем прежде всего в плане восприятия сюжетных поворотов. Он местами не то чтобы неряшлив, но вызывает вопросы. Например, зачем немолодому человеку бросая всё, нарушая законы, делать самому выполнить опасную миссию? Да, у многих были вопросы и к концепции искателей из первой книги: но предоставить конструкцию, когда выполнять на опасные и практически неконтролируемые миссии учёных бессмысленно и вместо этого предлагают желающим самим заплатить за свою подготовку — это не так нелогично, это просто неожиданно и в какой-то мере ловко, особенно для постсоветского человека, часто не понимающего слова «окупаемость». В общем в первой книге вопросов у меня было по минимуму, тут их было больше. Объяснения можно придумать, но автор их избегает

— технологическое ретро с одной стороны такое же остро заметное, с другой стороны с просветами: например, цифровые двойники почти адекватные

— как и в розницу твой книге концовка внезапная и прописана очень небольшими штрихами: она в каком-то смысле анти-кинематографичная. Цикл на второй книге остаётся непоколебим в этом. По настроению это скорее Пол Томас Андресон или Нолан на минималках.

— кроме концовки приключений на психику может надавить самое начало книги со смутившим меня вниманием к половому взрослению персонажа девочки. Толи я сноб, толи автор чуть здесь перегнул палку. Возможно, первое.

— Наконец по сравнению с первой книгой исчезла пара интересных находок: секса сильно меньше, душевные терзания в избытке, но не такие острые, а где могли бы быть острые (отец главных героев, например) они прописаны не так подробно, как у главного героя первой книги. То есть некая иерархия персонажей и персонажам второго сорта достается ощутимо меньше внимания. И да, их больше. Прошлая книга была диалогом, тут скорее два соперничающих мини оркестра.

Так мы перетекает к плюсам, т.к. последние пункты — это конечно уже из серии «сомнительно», а не «не понравилось».

Плюсы:

— у книги более лихой сюжет. Он внезапно напоминает, например, Филипа Дика. Написан не так весело и жутко, как мог бы сделать автор «Убика», но формально все элементы тех прото-киберпанков в наличии и даже с избытком

— книга несколько раз делает резкие повороты сюжета. Начинаясь как космо-робинзониада в стиле «Малыша» (снова привет Стругацким) она затем становится и триллером, и боевиком в духе политических и даже чистым научным манифестом, который подведёт к разгадке шикарного названия,

— книга по-прежнему напоминает современный сериал в хорошем смысле слова (структурные качели сохранены). Но теперь «бюджет» как бы вырос и локаций существенно больше

Наконец автор придумал очень остроумное объяснение загадке Хиччи, и это подкупает.

Цикл хочется продолжать читать, 7 из 10.

Оценка : 6
«Врата»
–  [ 8 ]  +

kirsanov, 10 февраля 2022 г. в 14:26

Книги, выигравшие все 3 главные НФ- премии, часто вызывают вопросы (например, «Бесконечная война» или «Свидание с Рамой» не лучшие книги 70-ых на мой взгляд при всех достоинствах). Возможно, дело в том, что угодить сразу многим можно лишь будучи в чем-то усредненным.

Один из первых романов Фредерика Пола тоже из 1970-ых и я читал его не без боязни, и он оказался неплох. Как и все произведения какого-то характерного десятилетия он показывает нам общественный срез, опрокинутый в прошлое – своего рода героев «Лакричной пиццы», Аллена, Олтмена или «Крамер против Крамера», отправленных на заработки в космос. Они много курят, обсуждают гороскопы (привет new age), с интересом смотрят на новые фасоны одежды, много занимаются любовью и исследуют свою сексуальность, вплоть до определения отношения к гомосексуализму и анальному сексу. Структура романа при этом оказывается вполне современной. Роман состоит из последовательных точек и тире: коротких визитов к психологу и длинных «космических» флэшблеков. Психолога после недавней матрицы, конечно же представляешь в исполнении Нил Патрик Харриса из «Как я встретил вашу маму», но, наверное, это мои личные проблемы. Локаций также немного – в наше время сериал «Локи» с похожим набором мест обвиняют к экономности картинки. Но некий психологический нерв, заданный структурой – этими двумя сходящимися временными линиями, конечно, есть и он затягивает. В наше время это были бы 3-4 захватывающие серии.

Российские фанаты сравнивают книгу со Стругацкими: она действительно напоминает и «Пикник на Обочине» и, настроением что ли» «Жука в Муравейнике». На мой взгляд это скорее из-за отражения одной и той же эпохи (70-ых) не более.

Из минусов: недавящее, но очевидное устаревание технологий, как у всей старой фантастики, фрейдизм – визиты к психологу. Наконец, главный герой напоминает типажей Мастрояни или Де Ниро и прочих киногероев 60-ых — 70-ых – он не хороший человек, подставляет друга и не готов на подвиг.

Из плюсов: несколько забавных фантазий автора, например, описание интерактивного музея из сотен экранов с жидкими кристаллами (привет московский MAMM) или мнение, что при населении Земли больше 11 млрд. людям придется есть продукты на основе нефти и природного газа.

В целом книга – хороший ретро-НФ, местами заставляющий вспомнить «Интерстеллар». 7 из 10.

Оценка : 8
«Парень, который будет жить вечно»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 20 января 2022 г. в 23:51

Не думаю, что для понимания сути данного рассказа следует читать весь цикл о хичи. Хотя иногда всё же следует так и поступить, чтобы как следует вжиться во вселенную, придуманную автором. Тем более, что фабулу своему циклу писатель придумал весьма интригующую: повсюду в Солнечной системе люди обнаруживают следы древнего присутствия высокоразвитой цивилизации космического масштаба. Вначале это были запутанные подземные лабиринты непонятного назначения, но вот в поясе астероидов обнаружилась настоящая космическая база, полная кораблей-автоматов. Земляне учреждают корпорацию «Врата» и решают нанести инопланетянам визит вежливости... Заброшенные инопланетные сооружения и брошенная техника — излюбленная тема многих западных фантастов от Нортон и Кларка до Стита и Варли. Этой темой уже вряд ли кого поразишь. Впечатление производит вовсе не абстрактный фон высказанной идеи, а живое действо — сюжет. Это всё равно, что сравнивать фотографию с кино. Фотография может быть очень красивой и четкой, но всё же непонятной. Смысл ей придает только движение. Так и в литературе: плохое раскрытие сюжета способно угробить самую отличную идею. В такую ловушку попадают не только молодые авторы, но и даже зрелые мастера, стоит им только увлечься штамповкой сиквелов или приквелов. Как говорится, любой роман опасен своим продолжением. Именно они погубили Джона Картера, Лаки Старра и железного Робокопа. Надеюсь, что произведений Фредерика Пола это не коснулось, ибо данный рассказ мне в целом понравился, а сам цикл я еще не читал. В качестве претензии упомяну только сам финал рассказа: на мой взгляд, не следовало показывать читателю этих хичи — это напрочь убивает всю интригу. Нужно было направлять персонажей по всё более свежим следам космических бродяг, давая ложные надежды на предстоящую встречу, но сам контакт оттягивать как можно дольше. И только в самом последнем произведении показать вожделенных инопланетников где-то вблизи горизонта и сразу же оборвать повествование — остальное пусть додумают читатели. А в данном рассказе герои не только встречают хичи, но и живут у них о-очень долго. В таком антураже главная цель быстро тускнеет и становится повседневной обыденностью, что лично меня сильно огорчает: завершать циклы всегда нужно на восходящей ноте.

------------------

РЕЗЮМЕ: дежурный выпуск анналов хичи, рассказывающий о непростом пути от обнаружения звездной базы пришельцев до Первого Контакта. Слишком быстро и незамысловато для такой интригующей идеи.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 3 ]  +

avdeyevip, 20 января 2022 г. в 17:56

«Смрад, пот и крокодильи слезы». Примерно так, перефразировав выступление Уинстона Черчилля, можно кратко охарактеризовать эту беспросветную и клаустрофобичную книжонку)))

Оценка : 5
«Человек-схема»
–  [ -1 ]  +

igor_pantyuhov, 06 января 2022 г. в 12:46

Хотелось бы отметить данный рассказ. Весьма любопытный на тему потери разума в процессе изобретательской деятельности. С неожиданной развязкой.

Оценка : 9
«Операция «Венера»
–  [ 5 ]  +

igor_pantyuhov, 06 января 2022 г. в 12:45

Роман давший названию сборнику, очень понравился. Теперь понятно у кого Морган слямзил сюжет для романа «Рыночные силы»

Корпоративные разборки, все это выпутывание из безнадежных ситуаций.. Мне такое нравится. К тому же, несмотря на очень беглый стиль повествования, все оказалось прописано довольно подробно. То есть вопросов в принципе не возникло. Даже показалось что тут есть кое-что от моего любимого Хайнлдйна. Слишком уж большой делается акцент на силе характера главного героя. 9/10

Оценка : 9
«Подводный флот»
–  [ 3 ]  +

god54, 10 декабря 2021 г. в 18:23

Вполне приличный приключенческий фантастический подростковый роман. И, как мне кажется, этим сказано практически всё. Хорошая идея, увлекательный сюжет, легко читаемый текст, а в сумме то, что может привлечь даже пожилого читателя, чтобы вспомнить истоки и классику фантастики.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 7 ]  +

holyship, 30 октября 2021 г. в 21:38

Отличная задумка, ужасная реализация. Что удивительно, всё равно не оторвался, пока не дочитал.

ГГ неправдоподобный: гадость сделал, которую условно нормальный человек не сделает, а терзается потом почище Раскольникова.

Сеттинг неправдоподобный — можно было отправлять идейных добровольцев или на худой конец роботов (это фантастика или как?).

Десятки страниц тягомотины про не решающихся отправиться в полёт. Хотя, это же фантастика, значит можно придумывать любой бред?

На мой взгляд остальные 3 тома ещё хуже.

«Миллионный день»
–  [ 8 ]  +

Darth_Veter, 13 октября 2021 г. в 22:19

Явная пародия на «светлое будущее» человечества. Парень встречает девушку, и они решают пожениться. Казалось бы, всё вполне обычно. Ан нет! Парень на самом деле 180-летний старик, девушка на самом деле считает себя вовсе не девушкой, а парнем со странным именем Омикрон-Дибез, а их желание пожениться отнюдь не значит связать свою жизнь друг с другом...

Известный американский фантаст явно рассчитывает шокировать вас подобной информацией. Он не скрывает своих намерений и заранее раскрывает все карты. Особенно позабавила его фраза насчет «педиков», которые могут вызвать у читателя чувство отвращения и брезгливости. Знал бы классик, что всего через 40 лет (а не через 1000, как он предполагал) его любимое общество станет весьма трогательно относиться к однополым бракам и защищать право ребенка на выбор пола! Думаю, он сам был бы шокирован столь откровенной «свободой чувств», которая превзошла его самые смелые извращения. Вкладывая в рассказ изрядную долю шутки и сарказма, он и не подозревал, что 21-й век воплотит весь его юмор в реальность. Уже за одно такое попадание «в яблочко» следует накинуть дополнительный балл! Хотя в целом рассказик слабоват по меркам русского менталитета. Нас такими отклонениями в психике не удивишь: за свою долгую историю мы повидали куда более причудливых глупцов!

-------------

РЕЗЮМЕ: ироничная зарисовка про любовь и взаимоотношение полов на миллионный день от Р.Х. Нет такой фантазии, которую бы извращенное американское общество не смогло бы сделать действительностью.

Оценка : 7
«Чума Мидаса»
–  [ 3 ]  +

god54, 01 октября 2021 г. в 18:55

Начало и середина повести были великолепные: общество потребления, классы, талоны, система поощрений и наказаний, способы улучшить результаты с помощью незаконных методов... А вот концовка всё перевернула с ног на голову и автор стал опрвдывать общество потребления и даже предложил вариант решения проблемы потребления в масштабах целой страны, а может даже земного шара... И вместо острой социально-политической фантастики мы получили подделку под лубочную фигурку: все хорошо и всё прекрасно милая маркиза... И это испортило настроение окончательно.

Оценка : 7
«Подводная экспедиция»
–  [ 3 ]  +

god54, 09 сентября 2021 г. в 18:38

Довольно увлекательное приключенческое произведение для подрастающего поколения, чем-то напоминает Р. Хайнлайна, а может всем. Конечно, для взрослого читателя многовато роялей в кустах, но, думаю, это не оттолкнет юного читателя, который прочитал достаточное количество взрослой фантастики. В то же время и седой читатель может прочитать этот роман, я прочитал, вспомнил молодость, веру в счастливый исход и приключения. Есть еще на полках качественная фантастика.

Оценка : 8
«Гладиатор по закону»
–  [ 3 ]  +

god54, 26 июля 2021 г. в 18:37

Прочитал и задумался к чему в романе фантастическая линия. Обычная ситуация на биржах, которые возникают практически каждый день, кто-то покупает, кто-то разоряется... Вывод, не играйте в азартные игры с деньгами, тем более не давайте их другим, которые от вашего имени продадут их ещё быстрее чем вы сами. Понравилось лишь описание довольно оригинально устроенного мира будущего, жаль, что слишком мало деталей. В остальном мало убедительный сюжет, картонные события с роялями в кустах, а хэппи-энд скорее раздражает, чем вдохновляет.

Оценка : 7
«Туннель под миром»
–  [ 5 ]  +

montakvir7511, 25 апреля 2021 г. в 07:39

И все? Весь этот шизофренический кавардак только ради испытания новых технологий продвижения рекламы? Ради этого можно «воскресить» 21 тысячу человек и воссоздать разрушенный химическим взрывом город? Серьезно? Ради изучения влияния определенных препаратов либо психологического возлействия на испытуемых?

Логические нестыковки вроде того, что уничтожение приличного города с немаленьким населением не приводит к прибытию следователей из центра и фбровцев спишем на фантастику. Действительно, подумаешь, выброс химотходов должен был быть виден за десятки, если не за сотни километров, однако нет ни полиции, ни оцепления, ничего вообще.

Так я раздраженно читал этот рассказ, поражаясь авторскому бреду, как вдруг сцена в конце все расставила по местам. Она не гениальная, но очень к этому близка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вот так, значит. На самом деле, скорее всего, и расследование ведется, и разрушенный город оцеплен, но воссозданным искусственным образом жителям от этого ни холодно, ни жарко.

Ведь они всего лишь крошечные роботы, обитающие в специально для них созданном миниатюрном городе на лабораторном столе, где от погибших людей гениальный безумец взял только мозг, мысли и душу, вложив их в железные тельца, как белки в колесе бегающие по замкнутому кругу — 15 июня. Всегда 15 июня. Но некоторые вспоминают. И пытаются бороться.

Вот этот вот финальный авторский невероятный рывок вытащил занимательное, но логически глупое произведение в категорию классики. Возможно, что его и можно было преудагадать, но Пол до этого момента ни единым намеком не дал понять, где происходит дело.

Это было круто.

Оценка : 7
«Операция «Венера»
–  [ 3 ]  +

god54, 03 марта 2021 г. в 17:11

В принципе для разового прочтения как-будто всё на месте: сюжет, идея, текст. Вполне читабельное произведение с развлекательным сюжетом, немного боевика и довольно яркая любовная линия. Что разочаровало? Длинный текст, авторы столько страниц отдали описанию рекламного бизнеса, что порой хотелось взять ручку и законспектировать отдельные идеи для свой работы, любовная линия не очень прописана в части психологии и эмоций, уж очень как-то фальшиво, не всегда вообще понимаешь зачем героиня так поступает. С другой стороны стандартный роман с обязательным эндом и возможностью продолжения, на всякий случай.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 10 ]  +

Sergekot, 17 января 2021 г. в 16:37

Постараюсь кратко описать, чего ждать от книги для тех, кто не любит пространные отзывы.

Это выжимка моих мыслей сразу после прочтения. Не стал разбивать на плюсы и минусы, пусть лучше вы решите сами, что хорошо, а что плохо.

— интересная идея — даже если вы догадаетесь, чем закончится очередная глава, вам не станет от этого скучнее.

— достаточно раскрытый мир — автор постарался расписать жизнь в декорациях сеттинга, и у него неплохо получилось.

— рваное повествование — оно идёт по двум путям, рассказу о путешествии, и диалогам в кабинете психоаналитика. Лично меня раздражали обилие рефлексии, и постоянные переходы между двумя линиями.

— нетипичный герой — достаточно странный тип, который не понимает что ему надо, но и не страдает идиотскими самобичеваниями. Мне не понравилось смотреть на мир его глазами, однако опыт интересный.

— причинно-следственная связь и логика есть — в мир можно поверить, у него есть рациональный костяк, правда и нелогичностей хватает (не относится к поведению героев, они люди, и ведут себя как люди)

Общее впечатление — косяки есть, но книга необычная и интересная.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Блин, какая же халтура, отправлять случайных людей почти без подготовки, на исследования других миров в неизученных кораблях. Вообще не удивительно, что за столько времени умники корпорации умудрились узнать о хичи, их машинах, и окружающем мире почти ничего

Оценка : 9
«Врата»
–  [ 13 ]  +

zvezdochet2009, 03 января 2021 г. в 19:39

К моменту публикации в 1977 году романа «Врата», открывающего цикл «Хичи», американский писатель Фредерик Пол был уже состоявшимся редактором и автором жанра, лицом в фантастике не новым. Думается, «Врата» стали закономерным этапом в естественном развитии карьеры этого интересного писателя, очень хорошо разбиравшегося в подводных течениях жанра, основательно набившего руку и в малой, и в большой форме.

Это чувствуется в общем уровне романа, в уверенном слоге, сюжете и структуре текста. Идея романа и одноименного цикла чем-то напоминает знаменитый «Пикник на обочине» Стругацких: в недалеком будущем некая цивилизация сверхмогущественной расы разумных существ по имени «хичи» оставляет на астероиде заброшенную базу с кораблями и устройством для телепорта во все мыслимые уголки галактики. База получает название Врат, и это действительно врата в целую вселенную – пугающую и одновременно манящую человечество, зовущую нас к смертельно опасным, но несомненно удивительным исследованиям космоса с помощью неразгаданной технологии хичи. То есть по факту человечество наткнулось на заброшенный форпост без прямого контакта и может лишь исследовать артефакты и пользоваться технологией сгинувших по неизвестной причине хичи.

Только если у Стругацких следы остались на Земле и вызывают аномалии в физике мира, хичи интересует лишь космос, они межзвездные инженеры. Идея более чем интересная и открывающая огромное поле для раскрытия. Фредерик Пол вводит в сюжет рабочего по имени Робинетт Броудхед, которому посчастливилось выиграть в лотерею внушительную сумму денег. Для перенаселенного, токсичного будущего это неслыханная роскошь, и Броудхед принимает решение отправляться на Врата и стать исследователем дальних рубежей.

Врата смертельно опасны; вероятность не вернуться из прыжка или вернуться мертвым огромна, но риск ровно на столько же оправдан и сулит смельчакам головокружительные открытия в виде неизученных ранее артефактов и новых обитаемых планет. Любая находка щедро вознаграждается, есть шанс вырваться из бедности. Перспектива более чем заманчивая для общества, львиная часть которого вынуждена работать всю жизнь на еду.

Здесь сразу вызывает интерес то, как автор поступает со своей идеей.

Врата становятся еще одним прекрасным маркером, метафорической призмой, с помощью которой Пол исследует не хичи, а конечно же человека. Это так характерно для научной фантастики второй половины 1970-х, смещение акцентов с удивительных физических парадоксов, инопланетных цивилизаций обратно на человека, на общество, необратимо меняющееся под воздействием прогресса и испытания космосом. При прочтении становится совершенно очевидно, что хичи и сами Врата понадобились автору всего лишь как эффектный инструмент для исследования главного героя и окружающих его людей.

И вот тут Пол совершает очень любопытную вещь. Одним из немногих в жанре он пытается изобразить своего героя не сильным бойцом, а слабым, подверженным искушениям ипохондриком, то есть срывает с героя романтико-героический флер стандарта предыдущих десятилетий, где отважные исследователи космоса смело бросаются в пасть опасности, и безусловно, ожидаемо и так неинтересно побеждают. Броудхед – не победитель, он обычный человек, с весьма средними способностями. Ему страшно, он совершает ошибки, он такой же как большинство всех нас. И то, что раньше читателя отталкивало (не хотелось видеть свое отражение еще и в прекрасном мире будущего), странным образом стало его притягивать. Возможно потому, что космическая экспансия и возможный контакт из мифологемы, из сказки постепенно стала меняться в сознании читателей и превращаться во вполне себе реальную перспективу. Напомним, это 1977 год, люди уже побывали на Луне, в этом же году были запущены знаменитые модули «Вояджер», самые успешные исследовательские программы в истории NASA. Люди вполне серьезно рассматривали возможность колонизации Луны и Марса, кризис 1980-х еще не наступил, хотя грядущие перемены уже вовсю показывали клыки.

Но как человек сможет выстоять в столь серьезном испытании как звездная экспансия и контакт с Чужими? Пол пытается понять, что изменится в нас с введением этой новой переменной в виде внеземного разума и воздействием его абсолютно непостижимой технологии на человеческое общество, экономику, культуру. Станем ли мы подобно аборигенам, собирать космический мусор и восхищаться им не в силах постичь его назначение, или попытаемся изучить эту новую технологию, овладеть ею, подняться до уровня его создателей? Сможем ли мы сохранить свою уникальность, не станут ли Врата новым искушением, предметом конфликтов, массовым оружием, ящиком Пандоры?

На примере Броудхеда автор показывает, как далеко не радужное будущее меняется, деформируется под воздействием новой переменной, вызывающей своим появлением в человеческой цивилизации что-то вроде кругов на воде. В каком-то смысле Врата также символизируют собой судьбу – слепую и неотвратимую. То, что должно случиться с человеком, обязательно случится с ним, и он не в силах повлиять на исход. Хичи в этом контексте становятся проводниками неумолимой могущественной силы рока, а все что может человек – лишь следовать по расчерченной линии жизни, аналог которой это наугад проложенный из Врат маршрут на странном корабле. Ты садишься в корабль и отдаешь себя на волю силам, лежащим вне твоего понимания. Это инициация, духовное испытание, и наряду с остальными смельчаками Броудхед должен его пройти. Конечно же, не так важно, что он сможет найти там, в пункте назначения, важно то, что он вынесет в себе после каждого такого прыжка во Врата, которые кажутся рекой Стикс – только эту реку можно переплыть много раз туда и обратно, если повезет.

Врата – это испытание, гигантская русская рулетка, приглашение к трансцендентному прыжку вовне – и внутрь себя.

То есть путь к духовному перерождению.

Тест на человечность, если угодно.

Оценка : 9
«Человек-схема»
–  [ 1 ]  +

VovaZ, 20 октября 2020 г. в 13:09

Рассказ чрезмерно минималистичен, скорее эссе.

Пол лишь ставит проблему «оцифровывания» человека, и человеческих отношений, однако не делает ни малейшей попытки завязать сюжет, и создать действие. Больше похоже на набросок мыслей к будущему роману, так и не реализованному.

Оценка : 6
«Операция «Венера»
–  [ -1 ]  +

vlandry, 04 октября 2020 г. в 16:34

Единственный, но огромный, минус этого романа в «мировском» издании — неоднократно переизданном — отсутствие трех последних глав.

П.С. Стоит извиниться перед изд-вом «Мир». Перевод был осуществлен с книжного издания, и в нем в самом деле отсутствуют три последние главы, которые есть в журнальном варианте.


  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 



⇑ Наверх