Первый второй сааг придет


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «nikalexey» > Первый, второй… сааг придет за тобой… (по роману "Пещера" М.и С. Дяченко)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Первый, второй… сааг придет за тобой… (по роману «Пещера» М.и С. Дяченко)

Статья написана 17 октября 2011 г. 14:50

цитата

Первый, второй… сааг придет за тобой…

Третий, четвертый… Дверь закрой за собой…

Пятый, шестой… Бьется Пещера в груди…

Седьмой, восьмой… Никогда не спи…

Задумка с романом Пещера безусловна интересна, да и выполнена на должном уровне. В романе описан мир, в котором жители по ночам попадают в некую пещеру, где их души /хотя это и не совсем точная характеристика, скорее некая частичка «я»/ оживают в животных. Зависимость между жизнью в Пещере и реальностью /хотя что именно надо считать реальностью?/ довольно сложная , тем не менее она все же присутствует в главном — в пещере можно повстречаться с хищником.

Еще с давних времен многие люди считали, что сон — это вторая жизнь, что сны могут влиять на реальность, также как и реальность влияет на сны, что через сны можно даже причинить вред, что сны — это двери в мир духов... К снам возвращались многие литераторы, ученые (дедушка Фред) и кинематограф (взять того же обожженного маньяка Фредди, немного переделанная песенка из фильма о котором и взята в эпиграф).

В романе же Дьяченко сны — это практически вторая жизнь, хотя и отличающаяся полностью от дневной. Авторы сумели создать мир с одной стороны практически полностью идентичный нашему (мне он почему-то напомнил Прибалтику), вместе с тем они внесли в мир и принципиально новое — Пещеру, вокруг которой и будет крутится все остальное повествование. И именно наличие этой Пещеры и скрашивает многие огрехи авторов, делает чтение увлекательным.

Персонажи отлично прорисованы, даже второстепенные, что, можно сказать, является «визитной карточкой» авторов. Что-то, а образы, в особенности психологические, они могут прорисовывать отлично, чего, к сожалению, нельзя сказать о мире.

Помимо основного увлекательного сюжета и хитросплетений, в книге присутствует довольно много вещей, о которых можно поразмыслить. Авторы попытались переосмыслить саму основу цивилизации человечества — необходимость совершать насилие над другими для достижения своих целей (многие, конечно же не согласятся над этим, но так оно и есть). Мир Пещеры утопичен, и как и остальные подобные сообщества, крайне уязвим для каких либо перемен. Любое «неадекватное» (для данного мира неадекватное) поведение может легко пошатнуть местные устои. Так что тут стоит еще одна проблема — счастье одного индивидуума и благосостояние всего общества. Можно ли пожертвовать одним индивидуумом ради спасение других. И вообще кто может определить, что является благом для всего общества, а что злом. И, как говориться, «кто будет сторожить сторожей»? И подобных проблем морально-этического и социального характера в книге много, очень много.

Тем не менее, как уже говорилось, у книги есть и слабые места (куда уж без них, всем-то не угодишь)

Одним из слабых моментов, как это часто бывает у Дяченко, оказался недостаточно проработанный мир. В этот раз мир пещеры: судя по описаниям автора, в нем присутствуют несколько видов существ (ни животными, ни людьми их назвать нельзя): сарна /травоядная/, сааг /опасный хищник/, схруль /хищник/, барбак /хищник/, тхоль /мелкий хищник/. Как видим — фауна довольно бедна, в первую очередь травоядными. По сути там одни хищники, мелкие или крупные. Поэтому получается, что, во-первых, чем питаются хищники (слишком уж мала пищевая цепочка), во-вторых, слишком уж упрощенная схема деления психологических портретов аборигенов /типов хищников — несколько, а жертв — только один/, в-третьих, ну не может быть большая часть общества — хищники, пусть даже и человеческого (а ведь сарн, судя по описанию, не так уж и много встречалось). Одним словом тут неувязочка у авторов вышла. Стоило бы хоть чуть разнообразить мир Пещеры, добавив туда хоть еще нескольких животных.

Еще удивило увлечение театром — театр в этом мире, суд по всему, играет одну из ведущих ролей в социальной жизни. И это при том, что телевидение уже находится отнюдь не на зачаточном состоянии. Тем не менее, театр в этом мире выжил, телевидению же осталась роль исключительно информационная, об игровом кино походе там не знают. Довольно странно, конечно, но оставим это авторам. Все же их мир уникален, так что может быть театр там и отвоевал свое место у кинематографа.

Кроме того, в самом начале авторы слишком уж «утяжелили» роман большим количеством бытовых подробностей из жизни Павлы, в особенности проказ Митики. Имхо это было совсем уж лишним.

Кстати, Пещеры мне сильно напомнил мир Машины времени Герберта Уэлса, а именно симбиоз /если это можно так назвать/ морлоков и элоев. Обычные люди (вне Пещеры) живут довольно счастливой, а главное, беспечной жизнью. Тем не менее, попадая в Пещеру каждый из них подвергается довольно реальной опасности (такая же расплата за беспечность днем — ночная опасность). Только в мире Пещеры морлоки и элои по сути являются разными сторонами личности, точнее даже не личности, а общества. Которое осознано выбрало беспечное день и опасную ночь: ведь днем счастливы все, а ночью погибают редко, тем не менее все же погибают. Также и элои платили некую дань своими жизнями морлокам, приходившими за ними по ночам. Кроме того, сам феномен Пещеры, как уже было сказано, не принято было обсуждать, также и элои старались не обсуждать морлоков, и вообще считали это неприличным.

К негативным моментам можно отнести очень затянутую концовку, которая начинает «тянуться» примерно со второй трети романа. Хотя, судя по всему, это присуще и остальным романам Дяченко — яркое и захватывающее начало, довольно напряженная середина и немного затянутая концовка, которую следовала бы немного сократить по объему.

В целом же роман оставил после себя довольно позитивные воспоминания, так что могу его посоветовать и другим читателям, даже тем, кто еще не знаком с творчеством Дяченко. В первую очередь понравилась, конечно же, ИДЕЯ.





179
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх