ПОСТМОДЕРНИЗАЦИЯ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Premii12» > ПОСТМОДЕРНИЗАЦИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ПОСТМОДЕРНИЗАЦИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА.

Статья написана 6 февраля 2012 г. 20:08

Олег Кашин «Роисся вперде». — М.: Ад Маргинем-Пресс 2010. 3000 экз.

((Рецензия в сокращенном варианте была опубликована в «Русском журнале«http://russ.ru/pole/Postmodernizaciya-postmodernizma )

«Писатель, журналист и блоггер Олег Кашин  написал книгу «Роисся вперде»...

Само это сообщение отлично бы смотрелось на страницах означенной книги, что называется «на все сто» вписываясь в контекст текста… Кхм, ладно – прошу прощения у читателей за некоторое ерничанье и каламбуры: тем более они вполне, как мне кажется уместны.

Итак, Книга, где в качестве названия взят бунтарский слоган-пародия, изобретенный национал-большевиками Эдуарда Лимонова, и обожаемый российскими неонацистами, вышла 30 декабря 2010 года в издательстве Ad Marginem.

По сути  «Россия вперде» – это фантастический детектив,  с элементами политического  памфлета на тему теории заговора. Написан роман в форме близкой к  журналистскому расследованию, и повествует  о том, как гениальное научное открытие русского самоучки  позволило превратить малолетних детей во взрослых за считанные недели, и как оное изобретение попало в недобросовестные руки.

Как  признает сам Кашин,  идею он взял из старого фантастического романа «Патент АВ» Лазаря Лагина (если кто забыл – автора классического «Старика Хоттабыча»  и довольно современно звучащего и по названию и по содержанию «Голубого человека»). Более того – многие сюжетные ходы вроде истории циркового лилипута Вани прямиком «утянуты» из первоисточника.

Но это отнюдь  не римейк, как можно  подумать. Скорее уж это «анти-Лагин»,  где вместо антибуржуазного пафоса пафос буржуазный и либеральный, а вместо трагедии жертв преступных замыслов – бурлеск-балаганчик с клюквенным соком.

Ибо если у Лагина чудесным эликсиром завладевают настоящие злодеи мирового масштаба, мечтающие вырастить с его помощью из детей толпы идеальных солдат и рабов, то планы героев (антигероев?) Кашина куда скромнее. Они намерены всего-навсего получить в свое распоряжение «модернизационное большинство» — взрослый электорат с разумом ребенка.

Тут продвинутый читатель наверняка  вспомнит  неутихающие  споры вокруг  ювенальной юстиции, или  пресловутый «Форсайт-проект-детство 2030».

Он, предусматривал, как известно,  массовое изъятие детей из семей, слегка изменив лексику романа, «немодернизационного большинства» (а также различные формы злоупотребления научными достижениями вроде поголовной чипизации подрастающего поколения и генных экспериментов над человеком).

Но вряд ли Олег Кашин имел ввиду именно этот аспект нашей действительности.

В повествование вплетены разные второстепенные линии вроде отношений изобретателя волшебного снадобья  Карпова с женой Мариной, или  попытки матери одного из подопытных детей (зовут  её, кстати, Надежда Константиновна Черненко – Кашин и тут остался верен себе и своему специфическому юмору) отыскать свое чадо.

В романе уже увидели  пародию на произведения Минаева и Пелевина, отсылки к ряду знаковых книг –чего стоит имя одного из героев, взятое из заглавия нашумевшего не так давно  сочинения пресловутого Натана Дубовицкого – Околоноля. Но чаще всего на взгляд рецензента, при прочтении вспоминается Владимир Сорокин: некоторые страницы так вообще производят впечатление цитат из его «Льда» или «Пути Бро» – то ли тонкая стилизация, то ли что называется «глубокое проникновение» в материал.

Кто-то из критиков вспоминает «Роковые яйца» Булгакова, кто-то – мрачный мистицизм конца «Серебряного века» а то и вообще толстовский «Гиперболоид инженера Гарина».

А над всем этим простер совиные крыла (э-ээ – что-то рецензента потянуло на классику) привычный постмодернистсткий стеб над всем и вся. Правда окрашен он в некие отстраненно-усталые тона – стебаться уже надоело, да и вообще – всё ерунда.

«Чтиво для маргинальной и зомбированной публики, кухонная биомасса всегда любит «открывать для себя гениальность чужих мыслей» – так желчно определил  книгу некий интернет -пользователь.

«Литературная подлость российской действительности»: образно охарактеризовали произведение Кашина иные высокодуховные критики.

Тем не менее, книга сия имеет определенный успех – как обречена на тот или иной успех всякая книга, написанная медийной персоной (по слухам её уже собираются издавать в Норвегии).

Вот собственно и всё о данном произведении.

Остается  главное: ответить на вопрос – что, в конце концов, автор хотел сказать  читателям? Какова же главная мысль, спрятанная под переплетом  «Роисси вперде», её, говоря языком литературоведов,  глубинное содержание, её идея, её посыл и месседж?

Что «все начальники — сволочи»? Что наука в руках аморальных людей  несет зло?  

Что в России есть много проблем, а властям мешает народ?

И вот тут-то мы и переходим к главному. К тому, что никакой сверхидеи и идей вообще  в книге нет. Можно пересказать фабулу, можно при желании  найти параллели со многими текстами советской, поcтсоветской и антисоветской прозы, с литературой «Серебряного века» и даже с Мишелем Уэльбеком. Можно,  в конце концов, выяснить с той или иной степенью достоверности – кого автор вывел в образах героев.

Но что вчистую невозможно,  так это понять: ЧТО автор хотел сказать. И возникает простой в своей жути ответ – ничего он не хотел сказать. Или может быть вернее так – сказать НИЧЕГО?

Ничто. «Нихель» русских нигилистов. Нуль. Или, повторяя сам роман – «околоноля».

И автор в этом что характерно, чистосердечно признался: «…Сюжет сам уводит в сторону пустоты и  бессмысленности, из которых, по-хорошему, состоит вся российская государственная реальность…» (Конец цитаты)

Поздравим Олега Кашина – также как в свое время Малевич в живописи создал эталонное произведение футуризма «Черный квадрат», дальше которого, хоть тресни, а не двинешься, он сумел создать эталонное произведение российской литературы постмодернизма. Модернизировав (или может быть лучше —  «постмодернизировав») его что называется – «по самое нехочу».

И одновременно возникает страшненькая мысль:  но ведь это он о нас пишет, о нашем обществе, о нашей реальности – за всем этим, выходит, тоже нет ничего?

И напрашивается уже другое словечко, по звучанию схожее с постмодернизмом: пост мортем. Рostmortem.

Это, если кто не знает, медицинский термин, которым обозначается вскрытие тела для установления причин смерти.





336
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 21:35 цитировать

цитата Premii12

Поздравим Олега Кашина – также как в свое время Малевич в живописи создал эталонное произведение футуризма «Черный квадрат», дальше которого, хоть тресни, а не двинешься, он сумел создать эталонное произведение российской литературы постмодернизма. Модернизировав (или может быть лучше — «постмодернизировав») его что называется – «по самое нехочу».



Все хрошо, только к постмодернизму никакого отношения не имеет. А так — хорошо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 мая 2012 г. 23:03 цитировать
Ну я больше имел ввиду не столько литературный постмодернизм сколько социальное явление




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх