Майк Гелприн Брошу писать


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Майк Гелприн: «Брошу писать, когда издам сборник рассказов». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Майк Гелприн: «Брошу писать, когда издам сборник рассказов». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»

Статья написана 10 сентября 2013 г. 15:34

цитата

МАЙК ГЕЛПРИН: «БРОШУ ПИСАТЬ, КОГДА ИЗДАМ СБОРНИК РАССКАЗОВ»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_fan_column....

— В России и ближнем зарубежье не осталось, пожалуй, ни одного издания, регулярно публикующего фантастику, где не печатался бы по крайней мере один рассказ Майка Гелприна. Ну, разве что «Сноб» и «Русский Плейбой» еще не окучены. Как вам удалось этого добиться, несмотря на различие форматов СМИ и требований к публикуемым текстам?

— Так получилось, что, окунувшись в написание фантастических рассказов, я стал выдавать их с приличной скоростью — штук по двадцать в год, а то и больше. Разного, прямо говоря, качества — от очень и весьма удачных до провальных и недалеко ушедших от той самой первой пробы пера, о которой речь выше. Довольно скоро я, как и большинство из пишущей братии, задался вопросом «для чего же я пишу?». Наиболее очевидные и правдивые ответы «оттого, что делать нечего», «оттого, что графоман» и «оттого, что подвержен вредным привычкам» оправдать в собственных глазах это занятие никак не могли. Тогда я придумал для себя лозунг «я пишу для того, чтобы меня читали» и заставил себя в него поверить. Нисколько не иронизирую — я прекрасно отдаю себе отчёт, что пишу, в основном по совокупности трёх вышеупомянутых причин. Но верю — слепо верю, по-собачьи — что пишу как раз для того, чтобы меня читали.

Ответив на вопрос «для чего», я задался новым: «что нужно сделать, чтобы читали?» Ответ нарисовался очевидный: публиковаться. Что ж, я нагло сунулся во все издания, публикующие в то время фантастику, не особо веря, что это к чему-то хорошему приведёт. Однако, к моему вящему удивлению, у меня вдруг приняли к публикации ряд рассказов. И не куда-нибудь, а в «Полдень, ХХI век», «Реальность фантастики» и «Мир фантастики». Сейчас, глядя на те, давние рассказы, не слишком умело написанные, подчас с языковыми корявостями, тавтологиями и плеоназмами, я хотел бы выразить огромную благодарность редакторам, сумевшим разглядеть в них ростки чего-то большего. Собирался перечислить редакторов, с которыми мне посчастливилось сотрудничать, поимённо, но обнаружил, что список получился бы слишком большим. Поэтому попросту спасибо вам всем, дорогие! Я уверен, что некоторые из вас прочитают это интервью.

Ну, и, конечно, безмерное восхищение, преклонение, почёт и вечная память покойному Борису Натановичу Стругацкому. На книгах АБС я вырос и никогда не написал бы ни строчки, не будь в нашем мире «Пикника на обочине», «Обитаемого острова», «Хромой судьбы», «Жука в муравейнике», «Малыша»...

Прошла пара лет, и я, смею думать, научился писать рассказы достаточно профессионально. Ну, а принцип, он же лозунг, остался прежним: «Я пишу для того, чтобы меня читали».

— Мой любимый вопрос — о сетевых конкурсах. Создается ощущение, что вы не пропускаете ни один из них. При том, что и дополнительный стимул, чтобы писать рассказы, вам не требуется, и печатают их охотно в самых разных изданиях... Зачем автору, у которого и так все неплохо складывается, участие в этих забавах для начинающих? Тем более что в большинстве случаев вы занимаете призовые места практически без боя.

— Ваш любимый вопрос совпал с моей любимой темой, на которую, дай мне волю, я могу говорить вечно. Наверное, на сегодняшний день в рунете я один из самых, если не самый компетентный человек относительно сетевых конкурсов и всего, что с ними связано. Ну-с, виртуально окрестясь, начнём. Прежде всего, фраза насчёт призовых мест, тем более без боя, ошибочна — я немало проваливался на конкурсах и продолжаю чередовать победы и призовые места с провалами. Ну, а теперь о конкурсах как таковых. Я, как конкурсный фанат и человек, научившийся прилично писать за очень короткий срок именно благодаря конкурсам, перечислю лишь их плюсы. Минусы тоже есть, немало, но я их оставлю за кадром и заранее прошу прощения за эдакую необъективность. Фактически, я сейчас буду хвалить то, что, считаю, заслуживает искренней похвалы, а бранят пускай другие, там есть, что бранить. Сразу оговорюсь: речь пойдёт исключительно о честных, «лобовых» конкурсах, которых в сети не так много, особенно по сравнению с междусобойчиками, затеянными в основном с целью потусоваться и пофлудить, при этом потешив своё эго, а бывает, и чувство собственного величия.

С моей точки зрения, конкурсы для привыкшего думать и анализировать человека лучший и самый эффективный способ быстро выйти с нуля на литературный уровень, подъём на который обычно занимает долгие годы.

Конкурс — прекрасная лакмусовая бумажка. Литературная судьба рассказа, читательская ему оценка практически всегда совпадают с результатами конкурсов. Победители и призёры достаточно легко публикуются в приличных изданиях и потом собирают тёплые отзывы. Провалившиеся тексты, как бы это сказать... В последние несколько лет я их уничтожаю — просто потому, что не хочу скармливать читателю посредственную литературную жвачку. Дело в том, что коллективное мнение конкурсантов практически всегда совпадает с коллективным мнением публики при условии, что конкурсантов достаточно много. Если мнение это отрицательное, большинство читателей будет плеваться. И наоборот. В моей практике исключения из этого правила случались, но были настолько редкими, что нет даже смысла о них говорить.

Конкурс — отличное средство убрать ляпы, как технические, так и языковые. Редко какой рассказ обходится вовсе без них. После конкурса я практически всегда, учитывая замечания коллег, «навожу марафет» и лишь потом предлагаю текст издателям.

Конкурсы — замечательное средство оценить себя объективно. Звёздную болезнь они разом излечивают. И из литературной депрессии вывести способны — я знаю людей, которых победы на конкурсах сделали литераторами из индивидов, пишущих так-сяк и постольку-поскольку. Да и сам, собственно говоря, из таких. Не победи я тогда, семь лет назад, на самиздатовской «Коза Ностре», кто знает, стал бы писать дальше или бросил, уверившись, что бездарен.

Конкурс задаёт тему и включает воображение. Многим, и мне в том числе, нужен «пинок», чтобы начать писать. Конкурс такой «пинок» предоставляет. При этом тема на хороших конкурсах, как правило, достаточно широкая, чтобы ограничить воображение конкурсантов не слишком сильно.

Конкурс — это азарт, как и любое соревнование. Мне, как бывшему профессиональному картёжнику, азарт брат родной, ну, пускай двоюродный.

Конкурс — место встречи с друзьями. Многие ждут регулярного конкурса подобно празднику — чтобы наконец-то собраться за общим столом.

Есть и ещё причины, по которым стоит участвовать в конкурсах. Но для меня они второстепенны, и перечислять их поэтому не стану.





605
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение12 сентября 2013 г. 17:53
Проще бросить курить:-)))
И потом, уйдя из литературы, потеряешь свою вторую жизнь. А их у нас не так уж и много — не кошки, чай;-)
Пишите еще, любезный Майк, не ставя рубежей! Пока горит свеча.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2013 г. 20:29
Бросить курить я не смог, хотя пытался пару раз. Бросить литературу всё же проще, если есть, чем её заменить. :-)
Так или иначе, спасибо.
 


Ссылка на сообщение16 сентября 2013 г. 16:35
Не за что.
Пару раз... Значит основная лит.известность еще впереди. Марк Твен бросал раз сто.
Нет необходимости избавляться от недуга, если не считаешь сам, что это — недуг.
Как говорится, если водка мешает игре в футбол, нужно бросать... футбол :-)))


Ссылка на сообщение15 сентября 2013 г. 10:42
В силу формата интервью остался нераскрытым один интересный вопрос. В массовых жанрах (фантастике, детективе, дамском романе) существует два полюса: узнаваемость -- и уникальность. Беда русских фантастов в том, что они усердно пытаются натянуть гандон на глобус, пардон май френч. То есть стремятся и тому, и к другому полюсу одновременно. Что в сложившейся ситуации невозможно. У нас ведь как? Либо ты работаешь строго в рамках серии, формата, «проекта», в расчете на приличные тиражи и гонорары, -- но тогда учитывай, что ты работаешь не на свой бренд, а на черт знает чей. Читатель и имени твоего, скорее всего, не запомнит. Либо ты пишешь то, что только ты один, со своим умом и талантом, можешь написать -- но тогда тебе прямая дорога в «Шико» или «Фантаверсум». Или в редакцию «Жанры» издательства «АСТ», где тиражи приличных книг вплотную приближаются к шиковским (см. серию «Амальгамма»). Зато три с половиной инвалида, которые думают на той же волне, тебя запомнят, полюбят и будут ждать новых произведений -- а если повезет, еще и премию какую-нибудь организуют... И то, и другое -- стратегии со своими достоинствами и своими издержками. Но наш среднестатистический фантаст застрял где-то посредине: для создания уникального, штучного продукта не хватает таланта, чисто ремесленическому отношению к творчеству мешает ЧСЗ, иными словами, необъяснимый и ни чем не обоснованный гонор. В результате и не уважают его, и денег не платят приличных. И он, бедняга, в растрепанных чувствах бежит жаловаться френдам в ЖЖшечку -- как правило, на пиратов. :-))) А всего-то надо определиться, чего ты от жизни хочешь... Вот авторы дамских детективов, например, обычно без претензий, хорошо знают цену своим изделиям -- и не грузятся. Молодцы, ящитаю!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 2013 г. 17:19
Но это ведь не относится к интервью. :-)
Я в некотором роде, видимо, исключение из обоих «либо», не в лучшую сторону, наверное. Гонорары меня мало интересуют, то есть не в первую голову уж точно. ЧСЗ нету. Таланта особого тоже. Гонора хоть отбавляй, но к литературе он отношения не имеет. Пиратов я ненавижу всеми фибрами, но не материально, а эстетически — как человек, у которого беззастенчиво и без спроса хапают, пользуясь беззаконием. Другими словами, меня интересует признание, как, видимо, любого из пишущей братии. Но профанацию, что авторы якобы обязаны признанием пиратам, я бы засунул в задний проход тем, кто её изрекает. :-)))


Ссылка на сообщение17 сентября 2013 г. 18:22

цитата kypislona

и лимон баксов


Писать надо лучше! Сто оттенков розового, например :-)))


Ссылка на сообщение17 сентября 2013 г. 20:40
MikeGel
Во-первых хочу сказать, что все читанные мною рассказы М. Гелприна (их штук 7) очень понравились, особенно «Виршители». Так что респект!:cool!:
А во-вторых , я тут давеча глядел Twilight Zone сериал 1986 года серию «Dealer''s Choise». Там пять друзей играют партию в покер, среди них затесался типа новичок. Ну суть да дело выясняется, что новичок является Дьяволом собственной персоной и он пришёл забрать одного из них в ад. А картёжник предлагает поставить свою душу на кон и сыграть партию. В итоге Дьявол выиграл и потащил проигравшего с собой, как вдруг выясняется, что он смухлевал и ему приходиться пощадить смертника.
Я тогда ещё подумал что-то знакомое. Ну точно! — «Смерть на шестерых». Очень похоже, зацените серию если не видели. Тем более что там молодой Морган Фримен играет8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 23:22
Спасибо. Посмотрю. Должен сказать, что по серости даже о существовании этой Зоны Сумерек не подозревал. :-) А «Смерть на шестерых» — приятно, что запомнили, это самый «трудный» мой рассказ.
Страницы: 12

⇑ Наверх