Как издавали фантастику в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Karavaev» > Как издавали фантастику в СССР. Визуальные очерки. #17: Уральский следопыт. Часть вторая: 1971-1980.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Как издавали фантастику в СССР. Визуальные очерки. #17: Уральский следопыт. Часть вторая: 1971-1980.

Статья написана 13 ноября 2013 г. 09:34
Размещена в рубрике «Как издавали фантастику» и в авторской колонке Karavaev

«Уральский следопыт» продолжал свое неторопливое восхождение, постепенно перерастая тесные рамки регионального издания.  Расширялись круг и география авторов. Менялось оформление. Редакция любила беседовать со своим читателем, изучать то, чем он дышит.

И в результате на страницах «Следопыта» появилась Викторина, стремительно завоевавшая сердца и умы любителей фантастики.

Новый – 1971 год – снова стартовал без главного редактора.

«И.о. главного редактора А.Богачёв».

Журналу, в общем-то, было не привыкать, да и год в «Уральском Следопыте» начинался не как у всех – с апреля. Частые смены не приводили к особенным редакционным потрясениям. Уходили они мирно: на творческую работу или на повышение, часто оставаясь в составе редколлегии. Лицо журнала кардинально не менялось.

Январский номер вышел тиражом в 145 000, остальные  – в 155 000. В последующие несколько лет тираж будет расти каждый год, «заморозившись» в 1974 году на отметке в 270 000 экземпляров.

Благополучно обстояло дело и с рубрикой «Мой друг – фантастика».

Год начался рассказом С.Борина «Фамилия мне неизвестна», продолжился рассказами А.Балабухи и Дм. Биленкина, юморесками М.Немченко «Контакты» и И.Варшавского «Яйцо №15».




В августе-сентябре – под подписную компанию – была дана повесть Дмитрия Сергеева «Завещание каменного века».






Иллюстрации Евгении Стерлиговой

Неплохо все было и с фантастиковедением.

В.Бугров рассказал о новой книге Б.Ляпунова «В мире мечты», Г. Альтов в статье «Новые рубежи фантастики» поразмышлял о судьбе фантастической литературы в эпоху НТР, а И.Лукодьянов в очерке «Пришедшие из сказки» поговорил с читателем о мифах, роботах и фантастике.


Ну и традиционные «врезки» с обзором фантастических новинок. Вполне себе обычные публикации обычного года. Но было в 1971 году событие, пусть и негромкое, а для рядовых читателей даже и незаметное, которое определило судьбу журнала на следующие два десятка лет.

В апреле главным редактором «Уральского Следопыта» стал Станислав Федорович Мешавкин.


фото В.Коблова

Родился 14 ноября 1930 года в Петропавловске (Северо-Казахстанской области). После школы работал библиотекарем, заведовал избой-читальней (1947-1948), был ответственным секретарём районной газеты. В 1956 году окончил факультет журналистики Уральского государственного университета. Во время учебы в университете заведовал отделом,  а  затем исполнял обязанности заместителя редактора газеты “Березовский рабочий”. С 1957 работал в областной газете «Уральский рабочий», в обкоме КПСС (1959-1960), в университете (1966-1971). С 1964 по 1971 — редактор газеты «Вечерний Свердловск». С 1971 по 1993 возглавлял журнал «Уральский следопыт». Был депутатом, заместителем председателя областной организации Союза Журналистов. Заслуженный работник культуры РСФСР (1981).

Автор нескольких публицистических книг, множества публикаций в газетах и журналах.

Умер 6 сентября 2007 года после повторного инсульта.

    

Здесь, я думаю, будет уместно сказать несколько слов вот о чём.

Писатели пишут, редакторы отделов отбирают, художники все это оформляют. И при поверхностном взгляде может показаться, что фигура главного редактора банально поставлена «на хозяйство».

На самом деле именно Главред определял облик журнала и указывал направление. Он принимал на себя удар и бился за сотрудников. Он брал на себя ответственность за то, что предлагали сотрудники. И пробивал эти предложения в вышестоящих инстанциях.

«Во время рейса капитан нужен только тогда, когда случается катастрофа, — сказал он со странной усмешкой. — И тогда он нужен больше, чем кто-нибудь другой».

Эта фраза из «Стажеров» братьев Стругацких, на мой взгляд, очень хорошо отражает роль главного редактора журнала в советские годы.

Но вернемся к «Следопыту».

А Следопыт, поправив курточку-анорак и сжав альпеншток, начал неторопливое  и обстоятельное восхождение к вершине. К всесоюзной популярности, к Викторине и «Аэлите».

«Тихо, тихо ползи, улитка…»

Не будем торопиться и мы.

Фантастические публикации семьдесят второго года открыл рассказ А.Шалимова «Окно в бесконечность».




Иллюстрации В.Сыскова

Продолжили «Взаимопонимание возможно» И.Варшавского, два рассказа Дм. Биленкина – «Встреча» и «Чужая природа»,  «Тайна Люль-Тура» Л.Федорова и «Обыкновенный уникум» П.Амнуэля и Р.Леонидова, «Пятно в пространстве» А.Меерова и «Её улыбка» А.Ассовской.




Иллюстрации Е.Стерлиговой



Художник не указан



Иллюстрации Е. Стерлиговой

В мартовском номере был опубликован интереснейший материал А.Блюма: «Путешествие в будущее под судом царской цензуры», в котором рассказывалось о цензурных приключениях фантастических романов.


Например, о первом русском переводе (около 1899 года) уэллсовской «Машины времени» Е.А. Предтеченского, носившего подзаголовок: «Хроноплан, машина для проникновения в прошедшее и будущее». На перевод сей было дано цензурное заключение:

«Из изложенного содержания видно, что автор желает показать читателю степень гнёта, который оказывают высшие аристократические классы общества на рабочий класс. Т.о. сочинение проникнуто довольно яркими социалистическими тенденциями, не удовлетворяющие требованиям цензуры. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 95, 95 и 96 п.1 «Устава о Цензуре», Комитет определил: рукопись к напечатанию не дозволять»

И не дозволили. Впрочем, цензор следующего перевода «Машины» работал без тщания, так что перевод, правда, другого автора, все-таки опубликовали. Помимо «Машины времени» досталось Эдварду Беллами «Через сто лет» и даже рассказу с крамольным названием «Грядущий социализм»  Дж. К. Джерома.

А в июльском номере С.Слепынин размышлял про «Золотой век в изображении Ф.М.Достоевского».

С апреля по июнь в журнале шла большая повесть И.Росоховатского «Пусть сеятель знает».









Иллюстрации Э.Баженовой

Завершился же год на печальной ноте. В декабрьском номере опубликовано интервью с Иваном Ефремовым «Собирающий красоту». Увы, с траурной врезкой о  его смерти.

Следующий год был изобилен на фантастику. В каждом месяце был свой кусочек фантастического мира.

Первые два номера предлагали читателю новую повесть И.Росоховатского «Неудачники».





Иллюстрации Е.Стерлиговой

В февральском номере рубрика «Мой друг – фантастика» получила обновку – новую эмблему. Продержалась она, впрочем, недолго. Появилась  и новая форма подачи материала – «Заметки», позволяющая давать в рубрике всякую всячину: от новостей до цитат на разные темы.


По два рассказа опубликовали в семьдесят третьем году  Дм.Биленкин и А.Балабуха



Иллюстрации Е.Стерлиговой


Художник Е.Стерлигова

Художник Г.Метелев

Традиционно в мартовском номере с новым очерком «Республика Северный Полюс» выступил А.Блюм. На сей раз он рассказал о «фальсифицированных» дневниках полярного исследователя Андрэ, который на воздушном шаре «Орёл» отправился к северному полюсу и сгинул. В 1898 году некто А. Ва-ский опубликовал утопию под видом «найденных» дневников Андрэ.

Кроме этого, редакция дала «Разноцветное счастье» В.Колупаева,




Иллюстрации С.Киприна

«Иду по трассе» П.Амнуэля,




Иллюстрации Е.Стерлиговой

«Неудачный эксперимент» А.Шалимова.





Иллюстрации Е.Стерлиговой

И две «детских» фантастических повести.

Веселые «Приключения Лана и Поула» В.Санина






Художник С.Хализов

и «Летчик для особых поручений» В.Крапивина.






Иллюстрации Е.Стерлиговой

А в 1974 году начались Перемены. Правда, первое полугодие прошло спокойно.

Читатель получил рассказ А.Кириченко «Давным-давно»,



Иллюстрации В.Меринова

повесть Г.Прашкевича «Мир, в котором я дома»,





Иллюстрации Е.Стерлиговой

рассказы Ф.Суркиса «Перекресток, или сказка о Тави», «Звезды» В.Колупаева, «Вторые тени» А.Шалимова.


Художник В.Меринов

Художник Р.Кантиков

А со второго полугодия журнал начал менять свой облик.



Изменился дизайн обложки, оформление титульного листа и материалов. Рубрики приобрели новые эмблемки-печати. Свою «печать» с ракетой получила и «Мой друг – фантастика».


Журнал приобрел хорошо любимый всем поклонникам фантастики вид. Узнаваемый. Ностальгически характерный. Именно в этой «одежде» журнал вышел на всесоюзную сцену.

Первым из фантастических вещей «примерил» новый дизайн рассказ М.Немченко «Мальчишки… Мальчишки…».



Иллюстрации Е.Стерлиговой

В августе опубликовали журнальный вариант «Земных приманок: хроника одного фантастического события» Дм. Биленкина. Редакция экспериментировала с набором – материал шел в три колонки. А некоторые рубрики давали даже в четыре!




Иллюстрации В.Меринова

В сентябре палео-шпионскую повесть Г.Прашкевича «Шпион в юрском периоде».




Иллюстрации Е.Стерлиговой

А завершил год новый роман С.Слепынина «Звёздный странник», опубликованный с некоторыми сокращениями.










Иллюстрации Н.Павлова

Фантастический калейдоскоп был представлен двумя статьями В.Губина: «Капитан Немо в России» и «Прошлый век в космосе» (о романах Ж.Ле Фора и А. де Графиньи).

Помимо прочего, журнал учредил премию, чтобы отмечать лучшие публикации уходящего года. В 1974 году из людей, причастных к фантастическому цеху, премией были отмечены иллюстрации к фантастическим произведениям художницы Евгении Стерлиговой.


Если есть у журналов добрая фея, то у «Уральского Следопыта», пожалуй, это именно она – Евгения Ивановна Стерлигова. Представить журнал без её обложек и иллюстраций весьма затруднительно.

Евгения Стерлигова родилась 10 июля 1939 года.

Удивительно, но по первому образованию она биолог, окончила биологический факультет Уральского государственного университета, и даже успела попреподавать химию и биологию в одной из школ Верхнего Тагила. И только потом художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института и Уральский полиграфический институт со специализацией по книжной графике. Преподаватель кафедры рисунка Екатеринбургского архитектурного института, доктор искусствоведения, почётный профессор.

Как художник-постановщик участвовала в создании мультфильмов: «Всё дело в шляпе», «Лето в Муми-доле», «В Муми-дол приходит осень».

Помимо «Уральского Следопыта» проиллюстрировала множество – около сотни – книг, большая часть которых принадлежит перу Владислава Крапивина.

Лауреат премии им. Ивана Ефремова (1997) и премии им. Владислава Крапивина (2008).

                            

А неутомимый и жизнерадостный Следопыт продолжал свое восхождение.

В 1975 году редакция приготовила читателям несколько повестей, рассказы известных и молодых авторов, а также сюрприз, имевший далеко идущие последствия.

Открыла год повесть П.Амнуэля «Крутизна».





Иллюстрации Е.Стерлиговой

Поддерживаемые рубрикой «Калейдоскоп» представили свои рассказы: «Сокровища Нерчаны» Дм. Биленкина, «Разворованное чудо» Г.Прашкевича, «Сказки» В.Комарова, «Сотворение мира»  Ф.Суркиса, «Спешу на свидание» В.Колупаева





Иллюстрации Е.Стерлиговой

«Синдром Йензена» А.Балабухи, «Заметки рыбьего хвоста» А.Щербакова и «Сиди и не высовывайся!...» Р.Кошурниковой.


Художник Е.Стерлигова

Художник Е.Стерлигова

Художник Н.Павлов

В апрельском номере дали слово молодым писателям-фантастам, опубликовав рассказы  «Эх, контакты! Из рассказов Севы Мошкина, галактического туриста» Александра Лубнина, «По грибы» Святослава Витмана и «Чистильщики» Александра Морскова.

В «Заметках» была подборка прогнозов и гипотез ученых и писателей-фантастов.

Летом (июнь-июль) читатель имел возможность прочесть повесть Д.Сергеева «Прерванная игра».





Иллюстрации Е.Стерлиговой

В ноябрьском номере в рубрике «Калейдоскоп» были представлены экслибрисы известных писателей-фантастов работы ленинградского художника Виктора Шапиля.


И в этом же номере дебютировала Викторина для любителей фантастики под простеньким названием «Проверьте свою память».


Как все гениальное, идея была проста. Читателю предлагалось восемь вопросов: семь конкретных и один «свободный». Ответы на них нужно было прислать довольно быстро – до 1 января.

В качестве приза предлагались книги с автографами советских фантастов.

Множество читателей с радостью приняли вызов, и в редакцию потекли письма со всей страны. Многие хотели испытать себя и выиграть дефицитную фантастическую книгу. Времена стояли такие, что совершенно неважно было какую именно. Фантастическую!

А книга была желанным подарком. Даже во всенародно любимой телевикторине «Что? Где? Когда?», стартовавшей, к слову, в том же семьдесят пятом, в качестве призов тоже будут вручать именно книги.

Кстати, не желаете ли ответить на вопросы первой следопытской викторины? Вопросы даны выше, а к тексту этой статьи прикреплен пдф-файл с ответами. Только учтите: Гугла в те годы не было, и участник мог рассчитывать только на собственные знания, библиотеку да помощь друзей.

Придумал викторину редактор раздела «Мой друг – фантастика» Виталий Бугров, и это хороший повод наконец-то представить его читателю.


фото Б.Завгороднего

Виталий Иванович Бугров родился 14 мая 1938 года в г. Ханты-Мансийске (тогда он  назывался Остяко-Вогульск). Отец  преподавал в педучилище, мама была учительницей начальных классов. Окончил филологический факультет Уральского университета. С 1955 г. жил в Свердловске  Работал учителем в средней школе, воспитателем в интернате.

с 1966 г. — сотрудник журнала «Уральский следопыт», сначала литературный сотрудник, а впоследствии — заведующий отделом фантастики.

В.Бугров был видным пропагандистом фантастики, чьи усилия описываются ёмким термином «Просветитель». Еще он был Собирателем, сохранителем фантастического наследия, Светлым Паладином, противостоящим беспамятству.

Отдельные работы Виталия Ивановича Бугрова собраны в книгах «В поисках завтрашнего дня. О фантастике всерьёз и с улыбкой» (1981) и «1000 ликов мечты. О фантастике всерьёз и с улыбкой. Очерки и этюды» (1988).

Среди важнейших его библиографических исследований выделяются: «Советская фантастика: книги 1917-1975 гг.» (1979), «Погребённые в периодике (1945-1976)» (1980),  аннотированные указатели, составленные в соавторстве с Игорем Халымбаджой (о котором мы обязательно поговорим позднее) «Фантастика в дореволюционной русской литературе» (1983) и «Довоенная советская фантастика» (1986; с дополнениями).

Был одним из отцов легендарной «Аэлиты».

Благодаря его трудам, «Уральский следопыт» вырвался из рамок регионального издания и стал ярчайшим явлением в советской фантастике.

Лауреат премии «Великое Кольцо» (1981), премии имени Ивана Ефремова (1988) и премии «Странник» (1995) в номинации «Паладин фантастики» (посмертно).

Заслуженный работник культуры РСФСР (1988).

Умер В.И.Бугров 24 июня 1994 года.

В 1997 году посмертно вышел сборник рассказов  «Второе путешествие Филеаса Фогга». В том же году была учреждена мемориальная премия — Премия имени Виталия Бугрова — присуждающаяся за вклад в фантастиковедение.

Прежде чем мы вновь вернемся на страницы «Уральского Следопыта», позволю себе одну реплику. То, что о Виталии Бугрове в стране нашей до сих пор не издано ни одной даже захудалой брошюрки, многое говорит о нашем фэндоме.

Завершило год подведение итогов.


На этот раз среди лауреатов оказался Геннадий Прашкевич за повесть «Разворованное чудо».

      

В 1976 году редакция продолжила «обкатывать» новое оформление. Какие-то его элементы приживались, какие-то отвергались.

Околофантастические публикации рубрики «Калейдоскоп» обрели собственную эмблему.


Впрочем, от основной она мало чем отличалась. Нехудожественные фантматериалы теперь имели свой собственный маркер, и, если позволяло место, их старались давать единым блоком. В семьдесят шестом году редакция опробовала периодичность выпусков «Калейдоскопа» один раз в два месяца.


Начался год рассказами О.Лукьянова «Эльдорадо», Л.Панасенко «Поливит» и Дм.Биленкина «Гениальный дом».




Иллюстрации Е.Стерлиговой


Художник Н.Павлов

Художник Е.Стерлигова

Художник Е.Стерлигова

В мартовском номере была напечатана повесть Ольги Ларионовой «Сказка королей».




Иллюстрации Е.Стерлиговой

А в апрельском номере знатокам фантастики (и всем остальным тоже) была предложена новая Викторина. Лавина писем убедила редакцию, что эксперимент понравился читателю. На этот раз ответы принимали до 1 июля.


Фантастические же публикации продолжили «Дружеский шарж» Г.Львова и очередные приключения шпиона от Г.Прашкевича. На этот раз «Шпион против компьютера».


Художник Н.Павлов

Художник Е.Стерлигова

Художник Е.Стерлигова

В июньском номере редакция наконец-то подвела итоги прошлогодней викторины. В большом материале «Следствие ведут знатоки» – на пять полос – В.Бугров подробно разобрал присланные ответы. (Как мы договаривались выше, желающие подробностей могут обратиться к файлу «Otvet.pdf», прикрепленному в конце этого очерка).

А победители получили свои призы.

На призовых книгах ставилось персональное приветствие от редакции «Уральского Следопыта», подкрепленное автографами писателей. Выглядело это примерно следующим образом.







Книга действительно была прекрасным и желанным подарком. Спрос на фантастику рос. Книги становились дефицитом, утекая на «черный рынок» к «жучкам», как тогда называли (по крайней мере, в наших краях) торговцев-перекупщиков. Да если бы и не утекали – тогдашние тиражи просто не могли удовлетворить всех жаждущих.

Даже в ответах на викторину недоступность книг стала таким общим местом, что в конце обзора В.Бугров даже вынужден был дать следующую ремарку:

цитата

Дорогие товарищи! Будь у нас такая возможность, мы непременно помогли бы вам. Но редакция не располагает книгами. Не знаем мы, к сожалению, и ни одного магазина, который бы высылал фантастическую литературу по почте… Обращайтесь за книгами в библиотеки: школьные, районные, городские, областные, — это, пожалуй, единственное, что мы можем вам посоветовать.

Помогло это, правда, не слишком. Просьбы помочь с приобретением книг так и не утихли.

Далее были «Экзамен по космографии» М.Грешнова и «Круг» В.Комарова.


Художник Н.Павлов

Художник Е.Стерлигова

    

Наконец-то нашлось место и для фантастиковедения. В августовском номере

В.Бугров опубликовал очерк о, вероятно, первом советском «попаданце»: «Князь Ватерлоо с Верх- Исетского завода». Хорошая иллюстрация максимы «Все придумано до нас».

Роман Владычин, предварительно тщательно изучив эпоху наполеоновских войн, является на сконструированной им машине времени к Наполеону в самый канун Ватерлоо. Стоит ли говорить о том, что с его помощью у Наполеона все заладилось?

«Бесцеремонный роман» — так называлась эта книга — В.Гиршгорна, И.Келлера и Б.Липатова был издан издательством «Круг» в 1928 году.

А в ноябре была рассказана история о героях с говорящим именем в материале «Бесконечные Гулливеры».

           

Завершали фантастические публикации 1976 года рассказы Ф.Суркиса «Сова» и Д.Биленкина «Исключение из правил».




Иллюстрации Н.Павлова

В двенадцатом номере снова разбор Викторины, на этот раз апрельской. В дальнейшем это стало доброй традицией: год начинался и заканчивался викториной – вопросами и подробным обзором, который делал В.Бугров. И, разумеется, «раздачей слонов».

Из фантастических публикаций года редакция отметила «Сказку королей» Ольги Ларионовой.


           

В январе семьдесят седьмого журнал порадовал запоминающимся и добрым рассказом С.Другаля «Тигр проводит вас до гаража». В советской истории было немало случаев, когда журнальная публикация сразу делала автора знаменитым.


Художник Е.Стерлигова

Во втором номере прозвучала «Далёкая песня Арктура» П.Амнуэля.




Иллюстрации Н.Павлова

И стартовала очередная викторина. Редакция пыталась нащупать оптимальный вариант: чтобы и читателю было интересно, и редакция смогла этот вал обработать. В этом году вопросы были разбиты на две группы. Первая подразумевала конкретный ответ, вторая – более свободный. Шестым вопросом второй группы шло предложение написать микрорассказ в 20-30 строк.

Кроме того, журнал начал «общий сбор» КЛФ, предложив читателям ответить на семь вопросов о своём Клубе Любителей Фантастики.


А для затравки была дана статья о КЛФ из… Болгарии. Георги Арнаудов рассказал о софийском клубе прогностики и фантастики имени И.Ефремова.

Живут же люди! – думали мы. А чем мы хуже? Да ничем!

Меж тем публикации продолжились рассказом Г.Гуревича «Открытие секунды»




Иллюстрации Е.Стерлиговой

и повестью В.Колупаева «Защита».







Иллюстрации Н.Павлова

В апрельском Калейдоскопе были напечатаны воспоминания о встрече с И.Ефремовым  «Путями старых горняков» Вильяма Савельзона и очерк А.Шалимова «Форум Мечтателей» — о третьем Евроконе в Познани. Вольно или невольно редакция готовила нас к «Аэлите».

Чем мы хуже? Ничем!

В августе Евгений Брандис рассказал о рукописи и истории «Звезды КЭЦ» Александра Беляева.


Во второй половине года были даны рассказы Е.Кривенко «Танец перед повелителем статуй», «Дорожное происшествие» Н.Советова и «У каждого дерева своя птица» С.Другаля.



Иллюстрации Н.Павлова




Иллюстрации Л.Смирновой

В ноябре был опубликован и первый отклик на анкету. Юрий Шмаков рассказал о хабаровском КЛФ «Фант». Клуб еще и учредил одноименную премию за лучшее произведение советской фантастики!

Призом была 30-ти сантиметровая деревянная скульптура, «символически изображающая стремление человека к познанию». Автор скульптуры: учебный мастер мастерской чеканки Хабаровского пединститута Борис Глазков.


Лауреатом 1976 года стала повесть Аркадия и Бориса Стругацких «За миллиард лет до конца света». Интересно, добралась ли она до писателей?

Завершился год новой повестью В.Крапивина «В ночь большого прилива».







Иллюстрации Е.Стерлиговой

Традиционно – уже традиционно – в декабрьском номере подвели итоги викторины. Журнал назвал своих призеров: от «нас» это был В.Крапивин и художник Н.Моос, проиллюстрировавший немало фантастических публикаций «Следопыта».


Ну а напоследок был опубликован необычный микрорассказ, присланный в качестве ответа на шестой вопрос второй группы. Читатель Виталий Бригадир из Мурманска свой рассказ нарисовал!



      

Фантастический корпус 1978 года составили рассказы Д.Биленкина «И всё такое прочее», м.Чудаковой «Тихий старик», переиздание рассказа А.Беляева «Держи на Запад!», последний раз напечатанного в 1929 году, «Возвращение с пастбищ» М.Немченко, «Гусляр-Неаполь» К.Булычева, «два рассказа о  Контакте»: «Реабилитация» С.Другаля и «Рефлекс» А.Морскова, «Бывают же на свете чудеса» Д.Бабушкина.


Художник С.Малышев

Художник В.Меринов

Художник Е. Стерлигова




Художник А.Банных

«Крупная» форма была представлена тремя повестями.

«Преступление в медовом раю» Б.Романовского



Иллюстрации Е.Стерлиговой

«Вечный жемчуг» В.Крапивина






Иллюстрации Е.Стерлиговой

и  «Только человек» Г.Прашкевича.





Иллюстрации Н.Павлова

Разумеется, в первом январском номере были вопросы очередной викторины. Кроме того, редакция предложила знатокам в качестве приложения к викторине «Рассказ из названий», составленный читателем В.Козубовым из названий фантастических произведений. Подобная форма будет довольно популярна в дальнейшем, и склоните голову, о неофиты, перед олдскульными знатоками, которые кололи такие орешки без Гугла и Яндекса.


Отчаянным современным знатокам я предлагаю установить авторство этих произведений. Их 127. Ответы приложены к данному очерку в файле «Story». Удачи, и да пребудет с вами Сила!

В «Калейдоскопе» отметили полутора вековой  юбилей Жюля Верна, опубликовав интервью с Е.Брандисом,


В.Бугров сделал попытку разнообразить рубрику разговором о фантастической живописи, рассказав в очерке «Зов иных миров» о сочинском художнике Г.Курнине. Надо сказать, что реализовать подобную попытку было непросто, так как «Уральский Следопыт» на всем протяжении был черно-белый, располагая для цветной печати лишь четырьмя вкладками и тремя сторонами обложки (лицевую обложку мы по очевидным причинам исключаем).



Отметили 50 лет «Человека-амфибии», рассказали про КЛФ «Фотонный самовар» из Красногорска Московской области, вспомнили об Атлантиде и завершили год очередным подведением итогов викторины.

И практически незаметным осталась малюсенькая заметка в «подвале» итогов викторины о прошедшем в Свердловске выездном  заседании Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе.

Как написал об этом В.Гаков в обзоре «Меридианы фантастики: Хроника событий в мире научной фантастики», опубликованном в 21 выпуске сборника научной фантастики «Знание»:

цитата

25 — 28 сентября в Свердловске состоялось региональное совещание, проведенное совместно Советом по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР и Комиссией по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей РСФСР. Среди участников совещания были известные писатели-фантасты — С. Абрамов, Д. Биленкин и 3. Юрьев из Москвы, В, Колупаев (Томск), С. Снегов (Калининград); молодые фантасты — А. Балабуха (Ленинград), М. Клименко (Челябинск), Г. Прашкевич (Новосибирск), Р. Сагабалян (Ереван) и другие; писатели-фантасты из Свердловска — И. Давыдов, С. Другаль, В. Крапивин, А. Малахов, М. Немченко, С. Слепынин. Кроме того, с докладами выступили критики и литературоведы (Е. Брандис), представители центральных и периферийных издательств, Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП), работники аппаратов Союза писателей СССР и РСФСР.

Участники совещания выступали на Белоярской АЭС и в цехах Первоуральского новотрубного завода, в библиотеках, институтах и на предприятиях Свердловска. На совещании обсуждался широкий круг вопросов, среди которых особое внимание было уделено дальнейшему развитию научно-фантастической литературы на Урале и в Сибири. Была одобрена инициатива трех уральских издательств — в Свердловске, Челябинске и Перми — по организации выпуска регулярного сборника фантастики и приключений, в котором будут публиковаться авторы Уральско-Сибирского региона.

С единодушием был отмечен большой вклад редакции журнала «Уральский следопыт» (главный редактор Ст. Мешавкин, заведующий отделом Л. Румянцев, редактор раздела «Мой друг — фантастика» В. Бугров) в дело развития отечественной научно-фантастической литературы.

Официоз официозом, а «Следопыт» сделал еще один шаг к грядущей «Аэлите», приобретя опыт в организации массовых мероприятий и заработав очки. Эти очки ох как пригодятся, когда будут пробивать «Аэлиту». Но не будем забегать вперёд.

Год 1979 выдался на редкость урожайным!

Викторина была вновь модифицирована, увеличено количество вопросов, убрано деление на группы. По общему мнению, получилась она самой сложной из всех предыдущих.

Свои произведения представили: В.Четвериков «Вечный двигатель», А.Королев «Мотогонки по вертикальной стене», Д.Биленкин  «Все образы мира»,  Р.Кошурникова «Задворки», С.Другаль «Экзамен», Р.Подольный «Пионы», В.Соколовский «Облако, золотая полянка», Г.Яковлев «Реликтовая роща», С.Абрамов «Рыжий, красный, человек опасный».






Иллюстрации А.Банных


Художник М.Тарабукина

Художник Е. Стерлигова

Центральной же фантастической публикацией года стала повесть Евгения Гуляковского «Сезон туманов», публиковавшаяся с февраля по апрель.







Иллюстрации Е.Стерлиговой

Апрельский номер вышел и вовсе фантастическим! Почти целиком он был отдан космической тематике.

Вообще говоря, интересно было бы поразмышлять на досуге о том, как сложилась бы судьба советской фантастики, не окажись мы пионерами в освоении космоса. Но это разговор для другой темы.

Тональность номера задавалась уже  обложкой Евгении Стерлиговой.

На вклейке были репродукции картин уже знакомого нам Г.Курнина – «Пейзажи Венеры», а на второй и третьей вклейках были помещены работы А.Соколова.




В Калейдоскопе журнал начал публиковать анкету «За круглым столом – фантасты».


Этот цикл был закончен в следующем году. Редакция попыталась дать максимально широкий охват.

Свое мнение высказали Сергей Абрамов, Генрих Альтов, Георгий Гуревич, Аркадий и Борис Стругацкие, Дмитрий Биленкин, Евгений Гуляковский, Борис Лапин, Ольга Ларионова, Геннадий Прашкевич, Сергей Слепынин, Сергей Снегов, Валентина Журавлёва, Виктор Колупаев, Сергей Другаль, Павел Амнуэль, Андрей Балабуха, Владислав Крапивин, Юрий Тупицын, Кир Булычев, Евгений Войскунский, Александр Казанцев, Владимир Савченко.

Кто-то, конечно, банально отписался, но в целом вышло очень интересно.

Полный текст ответов на анкету можно прочесть в приложенном к этому очерку файле с названием «Anketa».

В очерке В.Губина (читай В.Бугрова) «Проблемы, проблемы…» рассказывалось об уже нами упомянутом свердловском совещании. Кир Булычев выступил в рубрике «В ума палату» с веселой заметкой «Беспощадная охота», И.Чебаненко рассказал о «Командировке в Лапутию». В статье «Звездный Штурман» А.Войскунский отдал должное пионеру космонавтики Ари Штернфельду. И. Бестужев-Лада поразмышлял о перспективах: «Космос: вчера, сегодня, завтра». О невесомости в произведениях писателей-фантастов поговорил Е.Брандис в обзоре «Можно ли в этой точке подпрыгнуть?». А В.Гаков начал свой рассказ о Венере – «История одной планеты». На десерт шли фант-стихи.

Не номер, а именины сердца!

А августовском Калейдоскопе В.Бугров в очерке «Шабс-капитан будит Спящего…» рассказал о фантастическом романе Н.В. Колесникова «Тевтоны», вышедшем в Казани в  1916 году.  Про то, как Россия победила Германию при помощи использования анабиоза.

Разбор итогов викторины в этот раз получился аж на семи полосах!

Премию журнала ожидаемо получил «Сезон туманов» Е.Гуляковского.


В олимпийский год викторину стали проводить в два тура с интервалом в два месяца. Вопросы первого тура публиковались в январе, второго – в марте.

В портфеле редакции в 1980 году оказалось много интересных, я бы даже сказал – знаковых повестей.

Но начнем с рассказов.

Их было на редкость мало: традиционный рассказ Д.Биленкина «Бремя человеческое», «Звёздная лодка» В.Новикова, «Упрямый Марсий» К.Булычева да «Светлячковая поляна» С.Другаля.


Художник А.Банных

Художник Е. Стерлигова







Иллюстрации Е.Стерлиговой

А повести как на подбор!

В марте апреле «Встречники» В.Савченко,






Иллюстрации Е.Стерлиговой

В июне-июле «Толстяк» над миром» В.Колупаева.






Иллюстрации Е.Стерлиговой

А в сентябре-ноябре знаковая повесть В.Фирсова «Срубить крест».







Иллюстрации Е.Стерлиговой

Во втором номере была опубликовано маленькое, но важное обращение редакции «К нашим читателям». Редакция призывала предложить свои варианты названия для фантастической премии!


Заметка была всего в несколько строк, но пищи для разговоров дала с избытком!

Фантастиковедение было представлено размышлениями А.Палея на тему «Зачем нужно лететь на марс?», «олимпийским» очерком «А в будущем… А в будущем…» о спорте в произведениях писателей фантастов и статьей В.Гакова «Хьюго Гернсбек и его «Эмейзинг».

В декабрьском номере были подведены итоги викторины, а премию журнала получила повесть В.Савченко.


Впереди у журнала были интересные времена и невероятные хлопоты. Ибо на сцену выходила «Аэлита» — премия и фестиваль. Журналу оставалось совсем немного до вершины, она уже показалась в разрывах облаков.

Но про это мы с вами поговорим в следующем выпуске «Как издавали фантастику в СССР».




Файлы: Anketa.pdf (4690 Кб) story.jpg (1863 Кб) Otvet.pdf (1180 Кб)


1360
просмотры





  Комментарии
Страницы: [1] 2 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 09:56 цитировать
Спасибо!

Книгу сделать бы из Ваших очерков, да с картинками...:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 12:13 цитировать

цитата

Книгу сделать бы из Ваших очерков, да с картинками...
Кстати, да!
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 12:14 цитировать

цитата teron

Книгу сделать бы из Ваших очерков, да с картинками

Гхм!
Там видно будет, может еще и сделается.
Посмотрим.


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 11:58 цитировать
Восьмидесятый был убийственный год. Как раз мне отказали в подписке, я написал на деревню дедушке слёзницу и за подписью Мешавкина пришла тележка на фирменном бланке: «Просим в виде исключения разврешить подписку...» На почте со мной потом лет пять здоровались хором.

И, конечно, Разворованное чудо — уникум.

(А ведь не только фантастика там была! Давыдычев «Поп Попов», потом гениальное «Сокрушение Лёхи Быкова», а какие были «Дивногорские этюды«!)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 12:12 цитировать

цитата Zharkovsky

А ведь не только фантастика там была!

А ты меня не провоцируй! Вам здесь не пивная, вам здесь учреждение фантастической направленности.
По уму, Серёж, надо писать ИСТОРИЮ журналов.
Потому как выдирать из общего кусок не ахти какой глубины подход.
Да только поди, напиши
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 12:15 цитировать

цитата Karavaev

А ты меня не провоцируй!
Провоцируйте, пожалуйста, провоцируйте! ^_^


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 12:00 цитировать
Эх, жаль ТОГДА жуткий «К вопросу о циклотации», вроде бы и принятый Следопытом, не напечатался.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 12:12 цитировать

цитата Zharkovsky

Эх, жаль ТОГДА жуткий «К вопросу о циклотации», вроде бы и принятый Следопытом, не напечатался.

Ага. Ну, зато сценарии были потом.


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 12:34 цитировать
Спасибо за такую познавательную красоту.


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 14:30 цитировать
«Князь с района» хорошо звучит, но в оригинале все-таки «с завода».
Ближе к концу Бугров почему-то превратился в Борисова??? два раза.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 15:00 цитировать

цитата ameshavkin

Ближе к концу Бугров почему-то превратился в Борисова два раза

Да вижу уже, икру мечу бочками.:0(
Вот хрен его знает с какого перепуга такие замены случаются.
Сейчас с телефона сижу, вечером исправлю.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 17:03 цитировать
Спасибо! Поправил эти чудеса подсознания.


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 15:02 цитировать
Спасибо за колонку и особо за Е. Стерлигову.


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:55 цитировать
И Чебаненко псевдоним И Халымбаджи
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:59 цитировать
Я знаю. Но о Халымбадже в следующем очерке
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 17:20 цитировать
Халымбаджа (И Чебаненко) дебютировал в УС (Калейдоскоп) №12 1975г. юмореской «Пятое измерение» Мне ли её не знать:-)))
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 17:23 цитировать
Не логично говорить что это псевдоним И.Х и не рассказать кто это.
А в третьей части Аэлита — самое время дать справку тем, кто не знает. А кто знает, тот еще в первом очерке отписался. :0)


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 18:49 цитировать
8:-0 А рассказ Р. Подольного Пионы иллюстрировала С. Тарабукина, по вашему или М. Тарабукина по сайтовскому.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 19:24 цитировать

цитата SAG

М. Тарабукина по сайтовскому.

По сайтовскому. У меня описка, сейчас поправлю.


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 19:00 цитировать
В 1978 году «Уральский следопыт» к своему 20-тилетию удостоился персонального сборника в изд. Молодая гвардия «Тропы «Уральского следопыта» с предисловием С Михалкова.
Составитель Л Г Румянцев выбрал конечно не самую лучшую фантастику «УС», но само издание получилось знаковым


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 19:31 цитировать
За Стерлигову отдельное спасибо.
Страницы: [1] 2 



Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх