Дуэль


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «stogsena» > Дуэль
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дуэль

Статья написана 20 июля 2015 г. 19:19
Сыграл три тура поэтической дуэли. Соответственно, появились три новых стихотворения, которые я и представляю тем, кто не видел, и освежаю в памяти остальным.  


1. В первом туре надо было создать стихи с заимствованными у А.С. Пушкина строками. Я взял за основу пару строк из «Бахчисарайского фонтана» и решил писать онегинской строфой. Редкий случай для меня — использовал эпиграф (взял строки из Руми).


      Круг факира


                                                                          Я – пылинка в солнечном луче
                                                                          И целое солнце

                                                                          Джалал ад-Дин  Руми,
                                                                       «Я – это ты», Диван Ша́мса Тебризи


Что смотришь, мальчик караванный,
На трюки дивные огня,
Как будто жизнь – строка Дивана,
Напоминая мне – меня?
И я когда-то за верблюдом
Ходил и в зной, и в холод лютый,
Пока баши́ в седых песках
К Колодцу Снов не отыскал
Пути. Ждал дервиш, маг бродячий,
Там спутников в Хиву́, и нас
Решив занять в полночный час,
Прошел по углям наудачу.
Так жребий мы встречаем свой –
Случайно, вдруг, врасплох, впервой.


Перед рассветом смежив веки,
Я услыхал простой совет.
Блажен факир, узревший Мекку
На старости преклонных лет, –

Шепнул и сгинул волхв украдкой.
Вмиг стала мне тесна палатка.
От сытых дней и праздных фраз
В обитель дервишей, в Шираз
Увлек меня мой дух мятежный,
Где от космических начал
Науку чар я изучал
Семь лет бессонно и прилежно.
Почил там мальчик, вышел в мир
Бродяга-фокусник, факир.


От Синда до снегов Арзрума
Могилу, Лестницу, Канат* –
Три фокуса, а сколько шума –
Являл народу я стократ.
Двуглавый наг, свирепый, жуткий
Мне танцевал под пенье дудки
И жаждущим дарил от бед
Суфийской мудрости секрет.
Но на кольце у ибн Дауда
Три буквы сомкнутые есть:
Проходит все – любовь и честь,
И слава, и мгновенье чуда.
В свой час, презрев упадок сил,
Почтить Каабу я решил.


Но что тебе, погонщик юный
Чужих дорог слепая вязь?
С чужих небес чужие луны
Ты не достанешь, не спросясь.
Под плеск воды в колодце круглом
Так думал я, трещали угли
Под грубой кожей бо́сых ног...
К утру, из слов слепив манок,
Блажен факир, узревший Мекку
На старости преклонных лет, –

Шепнул – и все, меня уж нет,
С лица земли исчез навеки.
На час прослывшие людьми,
Кто мы? – Лишь строки из Руми́.



* – трюки Могила факира, Лестница клинков и Индийский канат



2. После победы в первом туре я выбирал тему третьфинала и предложил «Летний сонет», вырвав кусочек творчества А.А. Ахматовой (как раз в годовщину написания первоисточника).
Сонет дался существенно тяжелее, долго не давался 2-й катрен — не получалось выбрать подходящий вариант.



                  * * *


Есть формулы, предвидящие впрок
Все сущее. Они универсальны.
В них скрыты геометрия Версаля
И хаос вавилонского метро.


Что ни возьми: гармоний ровный строй,                          
Дождя ли шум, игру ли волн в кристалле –                  
Их символы все в мире проницают,
Сплетенные теорией хитро.


И приучают верить в бренность тел…
Бессветье как исчисленный предел
В наш век уже секрет Полишинеля.


Логичен суд – но поезд вдруг, шаля,
Из сумрака халдейского тоннеля
Выныривает в августе в Филях*.


* – станция московского метро Фили расположена на стыке тоннеля и открытых путей


Нареканий было больше — не всегда точна рифма, трудно читается «волн в кристалле». С волнами согласен, с рифмой — мне кажется, она в порядке. Да, почему «халдейский тоннель» — в Нововавилонским царстве заправляли халдеи. По Филям проверил по Вики (вдруг забыл?) — перегон «Кутузовская — Фили» почти целиком подземный (кроме самих станций и коротких примыканий), до и после перегона — да, открытые пути.
Наградой за старания стал личный рекорд 16,4 балла.


3. В финале все писали стихотворение в духе метареализма. Сам был не рад, что навел irish на представителей этого поэтического направления. Но я согласен с ней: хочешь называться поэтом —  поднимай планку. Вроде, справились. У меня вышло следующее.


                         В кино


              Помнишь ли ту детвору
           в заэкранном пространстве?
                      Карабкались
              к небу взахлеб ввечеру
                    по стремянке.
                Пусть полотняному –
             им дотянуться бы только
            до сини, до дали, до доли.
             Что там крутили тогда –
             не «Джульетту и духи»?
                      Шушукалась
                на космотрапе орда
                    вольнодумцев:
                сквозь белолунную
            ткань образа́ проступали
           зеркально природе и залу.
            Двигались стрелки часов
               от двенадцати влево,
                      да бе́з толку:
              время назад не текло –
                    мы взрослели,
                 близкого не́бушка
            трогали гладь… чемпионы
           с гравюрищи Фламмариона.
           Рва́лись наружу, в рассвет,
               попадали в ночь зала
                    с печальными,
             младше пропащих детей
                         матерями
                    и понимали, что
              нужно еще, напоследок
           по пыльному яркому следу –
               ровно туда, где исток,
                 теургический центр
                         гомоте́тии,
             в крипту, где царь-колесом
                       вертит ленту
                  сам нестареющий
              киномеханик, где шалость
               и свет получают начало.
             Жаль одного лишь – не все
                    успевали: сеансы
                          кончаются
               вовремя. С нами ли, без.


Ну, чемпионом я не стал, но, считаю, стихи годные получились — не хуже сонета, хоть и наиграли на 14,5 всего. Был вопрос, как это сделано технически. Это 5 с половиной восьмистиший aBBaBBCC (строчные буквы — мужская рифма, прописные — женская, курсив — дактилическая), каждое из которых можно записать в пару длинных дактилических строк (10 и 7 стоп) или четверостишие BBCC (нечетные строки — дактиль, четные — амфибрахий) с урезанной последней строкой.





359
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 20:20
очень сильные стихи
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 20:26
Саша, спасибо большое... Заходи на страничку, ставь 20-ки оценки — добро пожаловать:-).
 


Ссылка на сообщение21 июля 2015 г. 10:46
точно ))))


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 21:06
Спасибо за ответ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 21:14
Спасибо за вопрос:beer:


Ссылка на сообщение21 июля 2015 г. 07:53
Ваши стихи приятно читать и перечитывать:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2015 г. 08:12
Андрей, спасибо. Мне это очень ценно — до вашего умения работать с акустикой стиха, добиваться чистого, объемного звучания мне еще работать и работать... Но я стараюсь.:-):beer:
 


Ссылка на сообщение21 июля 2015 г. 08:15
А я, в свою очередь, совсем не прочь поучиться у Вас


Ссылка на сообщение21 июля 2015 г. 10:15
Тенгиз, стихи у тебя очень хорошие вышли.8-)
Конкурсы явно на пользу, всем. :-)

Удачи и вдохновения! :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2015 г. 10:48
Михаил, твоего участия на дуэли не хватало. И как участника (ну, это я с радостью срепя сердцем пережил;-)) и как судьи (в 1-м туре и финале). По твоим вещам всегда можно сверять точность формы, да и как критик ты четко чувствуешь ошибки — а в твое отсутствие народ расслабляется, позволяет вольности...
И спасибо за высокую оценку!:beer:
 


Ссылка на сообщение21 июля 2015 г. 10:51

цитата stogsena

не хватало

спасибо за оценку, конечно...:-)

цитата stogsena

народ расслабляется, позволяет вольности...
— ну, я бы не сказал.
Прошедший конкурс — очень сильный, слитный, стройный. Несмотря на трудность тем.;-)


Ссылка на сообщение22 июля 2015 г. 07:49
Согласна с Сашей — стихи очень сильные.
В третий раз возвращаюсь, чтобы перечитать :-)
Тенгиз
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2015 г. 09:17
Спасибо, Таня. Потихоньку учусь говорить сложно о простом, но пока умения вплетать эмоцию в тексты, как это делаешь ты, мне все-таки не хватает. Иногда хожу на твою страничку на Стихи.ру, но там уже почти год нет новых стихов. А мы их очень ждем...
 


Ссылка на сообщение24 июля 2015 г. 06:45
Тенгиз, вот на меня зря оглядываешься, твои стихи гораздо сильнее. И к тому же, чувствуется огромный рост мастерства!

Спасибо, что заходишь 8-) Но как я не надо, боже упаси... У меня не эмоции вплетаются в тексты, а наоборот, тексты в эмоции ;-) Потому и новых нет — пока есть силы пережить то, что подбрасывает жизнь, ничего не рождается. Стихи получаются, когда всё, финита, больше не могу)) Т.е., такой облегченный вариант суицида, альтернатива :-D


Ссылка на сообщение22 июля 2015 г. 08:34
Так, а я что, ни один стих так толком и не прокомментировала за два месяца?.. 8-]

Факир — не знаю, как тебе это удалось, но звучание совершенно пушкинское. Философия как никогда здорово вплетена в сюжет.
Сонет — неожиданно вынырнувший в конце стиха поезд в Филях держит весь текст мертвой хваткой. Всю дорогу мы со скрипом пробирались через лабиринт абстрактных понятий и вдруг выныриваем в видимую-слышимую-осязаемую, подсвеченную собственными воспоминаниями и ассоциациями реальность. Такой глоток свежего воздуха. Шалость удалась. :)))
Кино — снова блестящая концовка, на этот раз с легкой горчинкой... Прямо берет читателя за горло и заставляет вернуться и перечитать, обращая внимание уже на все детали и нюансы. Думаю, это самые сильные и стильные стихи не только в финале, но и во всем конкурсе, и победа должна была быть твоей. :-)

Ты здорово вырос. Вроде бы и стиль-мотивы-образные ряды все те же самые, но впечатление от стихов ощутимо более глубокое, не исчерпывающееся после нескольких прочтений.
Впрочем, я на днях вспоминала Ананке — чудо как хороша, злодейка! :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2015 г. 12:37
Отвечаю по мере поступления:
1. Я не говорил, перед тем, как начать, я погружался в Пушкина. Именно в его Большие вещи, которые сделаны онегинской строфой или онегинскоподобными. Специально ничего другого не делал. Видимо, подсознание улавливает все, что нужно, анализирует частотность употребления звуков, связок, созвучий — и понуждает использовать именно их...
2. Собственно, образ поезда пришел сначала (зрительный, не поэтический пока), потом я строил логику стихов под концовку и ждал вдохновения, а когда удалась первая строфа, сложилась структура в целом — дальше оставалось только работать.
3. Такое бывает, придумываешь что-то, пишешь строку за строкой — и вдруг все складывается. В данном случае я видел только общее направление, и просто плыл за стихом, ну, пытался как-то держать руль. Повезло.:-) Если знать, как поставить такие вещи на поток...
4. Ир, ты же знаешь, без тебя, твоих конкурсов, строк ничего подобного бы не было. Спасибо!
5.

цитата irish

Ананке — чудо как хороша, злодейка!
Да, но мне больше нравится смотреть на нее спереди...:-)))


Ссылка на сообщение23 июля 2015 г. 14:53
Тенгиз, что мне особо импонирует в твоём творчестве — философичность, глубина, и — тонкость, изящество.
Вот такой симбиоз :-)

Молодец.
Пиши.:-)


⇑ Наверх