Темная сторона сети выходит


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «lady-maika» > Темная сторона сети выходит из сумрака
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Темная сторона сети выходит из сумрака

Статья написана 20 октября 2015 г. 00:10
Размещена в рубрике «Рецензии» и в авторской колонке lady-maika

Темная сторона сети, антология, АСТ, 2015 г.

(мнение составителя)


Когда наступает время «Х» и кто-то из корпорации Эппл или Майкрософт поднимается на сцену, чтобы представить публике новый продукт компании, публика не считает это нескромностью. Ну, вот и мне, как составителю, придется выйти из сумрака… Чтобы в лучах прожекторов читательского придирчивого внимания рассказать все, что я знаю о «Темной стороне сети». (Так же, как я

сделала это для предыдущего сборника серии «Темная сторона дороги»). Это будет справедливо.

А если и не скромно, то самую малость и, надеюсь, все же простительно.

Сразу предупреждаю: каждый рассказ (ну, кроме своих; до такой объективности я еще не доросла) я буду хвалить. Было бы нелогично поступать иначе, ведь ясно: раз уж взяла эти тексты в сборник, значит, они мне нравятся. Каждый хорош, и ни один нельзя выкинуть, как нельзя выгнать кого-то из детей в большой семье.

Да, я буду пристрастна, и буду выражать свое сугубо личное мнение, и, если кому-то это не нравится – просто не читайте этот текст.

Про собственно составительскую работу скажу, что вторую книгу собрать оказалось легче. Так как к этому моменту я смогла увереннее ориентироваться в теме: в меня поверили нужные люди — друзья, которые помогали и поддерживали проект от начала и до конца. Да, я говорю об авторах.

Тут ведь в чем сложность? Для сборников серии «Темная сторона: городские легенды» рассказы авторам приходится писать всегда новые. Причем, в отличие от проекта ССК, в котором участвуют тексты, написанные «по собственному желанию и своему хотению» – в «легендах» это тексты на четко заданную тему и с определенными условиями.

А это уже предполагает наличие профессионализма, соответствующего уровня мастерства: далеко не каждый автор способен работать стабильно, ловить вдохновение в нужный момент, успевать в нужные сроки. Сохраняя при этом самобытность и оригинальное мышление, чтобы не бежать проторенными путями и сюжетами, наступая на общие для всех грабли.

«Свежесть» бывает только первой категории, как научил нас булгаковский Воланд. И если такая свежесть получается в тематическом сборнике – уж поверьте, здесь осталось очень мало места для случайностей.

Хотя, разумеется, они не исключены – в первую очередь, как шанс для новичков. Или – что тоже бывает – если речь идет о действительно СЧАСТЛИВОМ СОВПАДЕНИИ.

Как это произошло с рассказом Алексея Провоторова «Форумные тролли», который попался мне среди конкурсных текстов сайта Киммерия. И, благодаря любезной помощи организатора + доброму отношению нашего редактора Ирины Епифановой, и, конечно, богам, ведающим удачей – успел «вскочить в вагон уходящего поезда» буквально в последний момент. (Чему я до сих пор радуюсь – и

рассказ превосходный, и автор талантливый, хороший человек! Кстати, заодно спасибо и Алексею Шолохову – именно он надоумил меня на конкурсе Киммерии поработать, поискать авторов: как в воду глядел!)

Вступление затянулось и стало слишком напоминать Оскаровские речи. Прошу прощения. Напоследок скажу только одно: то, что в серии «Темная сторона: городские легенды» уровень текстов в среднем достаточно высок – это никого не должно удивлять.

Это ЕСТЕСТВЕННО и НОРМАЛЬНО.

Читайте нас со всей строгостью и придирчивостью. К нам не надо быть снисходительными — мы работаем не по любительским стандартам. Мы готовы делать страшно и интересно по самым высоким меркам. И мы будем трудиться над этим и дальше.

Итак, «ТЕМНАЯ СТОРОНА СЕТИ» – рецензия составителя. (С кучей спойлеров, да, да. :))

Александр Подольский «Этот человек»

Один из самых сильных и быстро растущих авторов современного русского хоррора, Александр Подольский обладает особенно хитроумным – если можно так выразиться – оригинальным мышлением. Что, собственно, и позволяет ему всякий раз находить какие-то особенные повороты сюжетов, внешне не броские, но бьющие четко в точку, в болезненную точку души современного человека.

Его тексты могут казаться простыми, но на самом деле – всегда снабжены каким-то дополнительным смыслом, двойным дном. Вы думаете, рассказ «Этот человек» – простая жанровая беллетристика с занимательным сюжетцем, прицепленным к расхожей сетевой баечке? Портреты некрасивого человечка, о котором идет речь в рассказе, можно найти повсюду в Интернете – что интересного в

нем? А вот задумайтесь: насколько похожими становимся мы все, когда едем в метро, унифицировано уткнувшись в свои унифицированные гаджеты и как удивительно одинаково ждем лайков и размещаем фоточки утреннего завтрака или любимого котика. И где мы все пропадаем? И где искать пропавших самих себя, если в сетевом мире большинство из нас – анонимы, лишенные даже

реального имени… Что, вздрогнули? Правильно… Это — начало.

Ольга Денисова «SMILE.JPG»

С творчеством Ольги Денисовой я не знакома до сих пор, но знаю, что автор – не новичок, хотя именно на поле хоррора, кажется, не играла до сей поры. Тем интереснее: рассказ об инфернальной собаке-убийце влетел в состав сборника как гол в футбольные ворота – чисто и безоговорочно. Этот рассказ — умело выстроенная ловушка: читатель входит в уютную атмосферу одиночества на

зимней даче, попадает в чей-то кошмарный сон, пробуждается – и выскакивает как ошпаренный, с вытаращенными от ужаса глазами.

Впечатляет. Особенно, если вы боитесь собак.))

Олег Кожин  «Граффити»

Этот автор, как и Александр Подольский, уже известен знатокам жанра, входит в основную плеяду блестящих молодых талантливых российских хорорщиков и уже не требует представления. Олег пишет с такой легкостью и так стабильно хорошо, что многим наверняка представляется этаким везунчиком, по чистой случайности одаренным судьбой (тем более, что и первый опубликованный Кожиным роман как раз об этом – со знанием дела исследует тему удачи).

На самом деле – под этой легкостью скрывается постоянный труд. Очень много труда и беспощадность к себе. Кожин — писатель от бога, потому что он все время пишет. Все время, которое иногда есть.

«Граффити» – отголосок предыдущей профессии Олега, его близкого знакомства и общения с молодыми уличными художниками. А также и знание психологии подростков, которых Олег, и сам вроде бы только теперь начинающий взрослеть, так хорошо понимает. Это рассказ о тварях, скрывающихся в тени города и тварях, скрывающихся внутри людей. Которые ради нескольких лайков готовы рискнуть чужими жизнями. Кто пугает больше – еще вопрос.

Максим Кабир «Скелетик»

Тему опасных существ, паразитов, которых можно подцепить в сети, подхватывает другой, блестяще страшный и ужасный автор, – Максим Кабир. Тоже молодой, талантливый и трудяга не меньше Кожина. И его работы также производят впечатление завидной легкости. Авторы эти действительно похожи во всем, кроме тематики, наверное.

У Максима ужасы выходят по-гоголевски безбашенными и, в отличие от Кожина, который, как правило, ищет гармонии в сочетании этики с эстетикой – напротив, погружается в самую бездну безобразия, чтобы в этой крайности отыскать красоту. «Цветы зла» его не пугают, как будто сам Вий, уже с поднятыми веками, заглянул ему в глаза.

Некоторые читатели восприняли «Скелетик» так, что, мол, тема интернета здесь совсем «шурупами прикручена… Я уверена, что это не так. Да, худеющая девушка – героиня рассказа — большую часть времени проводит офф-лайн… Но покупку опасного средства, которое должно ей помочь, а на самом деле – губит ее, она приобретает по рекламе в сети. И это – важный момент. Ключевой.

Потому что такого рода покупки – рискованные средства для похудения, соблазняющие духи с ферамонами, запрещенные курительные смеси – все, что не регламентируется законом – куда легче люди приобретают в сети. Ведь мы помним — здесь все анонимы, и, следовательно, степень социализации личности, ответственность и стыд – в интернете снижены в разы.  

Алексей Шолохов «Порно для шимпанзе»

Да, Интернет – это терра инкогнита. Ничейная полоса. Вам только кажется, что все тут понятно и знакомо. На самом деле – это зона настоящего сумрака, где чудовища, обитающие внутри человека, выбираются на свободу. Как это происходит? Зло вкрадчиво.

Зло притворяется обыденным. Об этом повествует рассказ состоявшегося, настоящего гранд-мастера русского хоррора – Алексея Шолохова, который как огромный кит, в общих сборниках скользит неприметной, но опасной тенью рядом с молодняком. Внешняя языковая простота текстов этого писателя всегда скрывает тонкий психологизм, глубокое знание человеческой натуры, ему

свойственные. В чем тут дело, даже трудно сказать: может быть, в том, что Шолохов просто чрезвычайно честен с самим собой и придирчиво наблюдая собственные темные стороны, все пропуская через себя, столь же честно и просто умеет писать об этом – без кокетства и притворства. А может быть потому, что всякую тему он исследует со всей тщательностью и добросовестностью, какая только возможна.

Рассказ «Порно для шимпанзе» был написан специально для сборника по мотивам известной интернет-легенды и опубликован в «Даркере» (как и рассказ Александра Подольского «Свиньи», первоначально названный им «Сучка в кубе» и даже выставленный на конкурс Чертова Дюжина под этим названием).

Рассказы эти были представлены публике прежде других даже не ради рекламы будущего сборника, сколько потому, что мне, как составителю, важно было определить степень восприимчивости наших читателей к таким текстам – рискованным во многих отношениях. Ведь предыдущие книги серии были куда ближе к мистике и мягкому городскому фентази, нежели вот к таким слэшеро-подобным жесткачам. Мы ожидали, что изд-во может воспротивиться и придется спорить… Но… Читатели отнеслись благосклонно, и никто нам не возразил. (Спасибо!) Мы сделали еще один шаг в черную-пречерную комнату, полную кошмаров…

Валерий Тищенко «ЛОТ №366»

Если сюжет рассказа Алексея Шолохова построен на грехе похоти, толкающей человека на смертельно-опасные приключения и развлечения в сети, то рассказ Валерия Тищенко – первая публикация этого автора! – о другой модификации того же самого, по сути, греха, а именно: об азарте. Это такой же инструмент дьявола, приводящий людей к гибели, но он настолько привычен, что почти никого не пугает. До поры, до времени. Потому что если человека захватил азарт – он, так же, как мистический артефакт, купленный героем рассказа Тищенко на сетевом аукционе – в конце концов потребует от своего носителя-обладателя самых чудовищных жертв. Кровавых и невозможных.

Александр Подольский «Свиньи»

Помещая этот рассказ в сборник, я наступила сама себе на горло. Честно признаюсь. Отдавая должное автору и даже отдавая должное сплаттерпанку, как жанру, в котором я тоже люблю писать… (Но это не значит, что я люблю это ЧИТАТЬ). Читать этот рассказ нереально тяжело. Как раз потому, что сам он – в высшей степени реалистичен, не смотря даже на явно мистическую составляющую, на мистическое фантдопущение, на котором и построен сюжет. Тематика довлеет. И только редкое мастерство автора спасает текст от того, чтобы не скатиться ему в какой-то дикий треш. Огромный и постоянный риск, кстати говоря, присущий почти всем, кто занимается ужасами: эстетизировать крайнее зло – дело совершенно неблагодарное. Даже если у вас это получится, и вы раскрасите зло, сделав его эстетично-приемлемым – вас именно потому и обвинят в аморальности: зачем вы это сделали? Разве не понятно, что зло не должно быть привлекательным?! Нельзя писать о ТАКОМ!

Но ТАКОЕ, увы, существует. ТАКОЕ, увы, ходит с нами и вами по одним улицам, живет рядом в наших домах… Разве кто-то может поручиться, что не за стенкой соседней квартиры некий Ютуб не натянул уже маску и не включил камеры, чтобы… Нет, я не могу про это писать. Не умею. Читайте рассказ А. Подольского.

Альберт Гумеров «Дорогой паука»

После рассказа «Свиньи» текст Альберта Гумерова, по теме довольно близкий – все-таки позволяет читателю дышать. Вернее, глотнуть воздуха перед следующим погружением в ужас. Рассказ Гумерова жесткий, но чуть менее красочный… Скорее всего потому, что написан он едва ли не на документальном материале.

Мы обсуждали это с Альбертом, и он сказал, что случай, похожий на тот, что описан в его рассказе, произошел в его городе. Некий маньяк, которого долго искали и не могли найти, убивал несовершеннолетних. А когда его все-таки поймали, выяснилось, что этот нелюдь сам участвовал в поисках пропавших детей (Убитых им детей!) в качестве волонтера. Когда зло слишком близко

прошло рядом – расписывать его во всех подробностях просто невозможно. Наверно поэтому рассказ «Дорогой паука» – карандашный эксиз, сетка черных нечетких штрихов, скупо разбросанных по бумаге.  

Александр Матюхин «Скучающий»

Собственно говоря, этот рассказ — явное продолжение предыдущей темы пауков, обитающих в сети. Только тут притаившееся в НИГДЕ инфернальная сущность, хотя и притворяется человеком, однако обладает столь явно выраженными демоническими способностями, что, в общем, можно сказать, почти и не скрывается. Наоборот: оно выходит поближе к краю, высовывает любопытную мордочку. Оно

жаждет общаться. Общаться. Питаться эмоциями… Жрать… Поглощать больные, ущербные человеческие души.

Почему ущербные? Потому что причина одиночества – не печальная судьба и несчастный случай, а душевная пустота одинокого «страдальца». Если человек не сумел закрыть пробоину в душе чем-то правильным, чем-то веским и стОящим – дыра эта забьется сама каким-нибудь мусором. Дырки в душе, как и черные дыры во Вселенной, тоже что-то притягивают – из сети. Нечто грязное, злое и беспощадное…

Александр Матюхин – зрелый мастер, и он детально, технично, тщательно и аккуратно – хирургически – вскрывает такую социальную язву, как одиночество и общение в соцсетях. Внешне не броский, не яркий, но вполне жуткий рассказ.

Юрий Погуляй «Приют Оцифрованных Душ»

Самый красивый рассказ сборника. Ну, право же, дорогие читатели, даже от ужасов надо ведь отдыхать? Если читателя пугать слишком настойчиво и безжалостно – он убежит.

Так вот, чтоб не убежал – в самой середине сборника имеется вот этот рассказ Юрия Погуляя. Ностальгический, полный романтики… От него невозможно оторваться – он затягивает, словно черный омут, в котором обитают русалки. Он печально-прекрасен, как осенний букет…

И коварен, как бывает коварна людская любовь. Финал рассказа – словно удар бритвой по горлу, холодно отрезвит размякшего читателя: эй, приятель! Проснись! Ты все-таки сборник ужасов читаешь, а не гуляешь под ручку с дамой. Изумительный рассказ – рассказ-греза, рассказ-тень, рассказ-предсказание.

Парфенов М.С. «Кто-нибудь, помогите!»

Многие знают, что сам автор этим рассказом был крайне недоволен и даже в какой-то момент намеревался отозвать его… Не знаю, что думает Михаил сейчас, но убеждена, что большинство читателей будут рады (как и я), что рассказ все-таки в сборнике остался.

На мой взгляд, Михаил Парфенов, как автор, отличается умением находить темы остросоциальные, наиболее актуальные для общества.

Этот рассказ похож на музыкальную композицию, которая начинается какими-то чисто бытовыми звуками – льется вода, гудит вентилятор ноутбука, где-то за стенкой переговариваются и гремят посудой соседи… А потом в какой-то момент вступает вокал.

Низкий воющий голос. Не слишком приятный, но и не вызывающий отторжения. Он что-то рассказывает, звучит речитативом, затем его тон повышается, темп учащается, вокалист начинает задыхаться, он уже не поет, а отчаянно голосит, рыдает, воет, орет и рычит, задыхаясь, еле дыша… И в то мгновение, когда вы думаете, что он уже ничего не может – не должен мочь! – его голос

срывается в тонкий, пилящий (жалящий) скриминг – и уходит прямо в небо, забрав с собой всю возможную боль, какая только есть.

Все.

Таким я слышу этот рассказ.

Еще одна интересная особенность этого рассказа (и думается, автора тоже): отталкивающий персонаж, изначально способный вызвать только отвращение – типичный персонаж хоррора, плохой парень, которому должно быть ПОДЕЛОМ – в финале вызывает жгучее сострадание. Пробудить жалость к подонку – умение довольно редкое среди людей и тем более – среди писателей.

А сострадание такого рода необходимо, поскольку только оно способно заставить читателя встать на одну ступень с неприятным типом, ассоциировать себя с ним и все-таки — заглянуть в собственную душу, обшарить с полным беспристрастием самые темные ее уголки, чтобы, если не признать, то хотя бы задуматься: а я – не такой же? Разве я не бываю столь же бесчувственной эгоистичной сволочью время от времени? Какое же наказание могу заслужить я за свои собственные прегрешения и ошибки?.. И, как мне кажется, подобная осуждающая мысль – самое жуткое и самое главное, чего может добиться писатель ужасов от своих читателей.

Виктория Колыхалова  «Селфи»

Формально этот рассказ схож по сюжету со «Скелетиком» Максима Кабира — и там, и там имеются главные героини, одержимые мыслью о похудении. Но сразу вслед за этим формальным фактом сюжеты расходятся по разным дорожкам: «Селфи» – сжат как пружинка, миниатюрен, как заточенное шило, остер и прям как стилет убийцы.

Виктория Колыхалова – как настоящая женщина, скрывает в себе загадку. Как настоящая женщина и настоящий писатель… Ну как она может писать такие кошмары?! %-\ Неизвестно. Надо просто внимательнее следить за ее творчеством. Проявляя осторожность и предусмотрительность: мало ли откуда она выскочит и пырнет читателя в самое сердце?! (Вика, это мое признание тебе! Коллеге и

подруге по интересам :)))

Дмитрий Лазарев  «Кадиллак Эльдорадо»

Вот еще один человек, с чьим творчеством я знакома очень мало. Рассказ написан по сетевой легенде, точно соответствует заявленной теме и условиям сборника, написан ярко, и также отличается острой общественной актуальностью. После того, как в нашем родном отечестве начали стрелять в школах, офисах и на улицах – невозможно не испугаться, прочитав рассказ о кадиллаке

«Эльдорадо».

Рассказ выстроен композиционно совершенно, написан легким, читабельным языком. Говоря проще: это хорошая увлекательная история с социальной подоплекой. Зер гуд.

Алексей Жарков «Непроходимая»

Сборник, посвященный сетевым страхам, не мог обойтись без рассказа о «проклятой» игре. Это естественно. Видимо, поэтому такой рассказ и был написан. Неотвратимо как судьба… Медленно, но верно сводящая человека с ума нереальная, искусственная реальность – основная тема рассказа Алексея Жаркова. Легкие волны безумия наплывают на читателя… Чтобы он, как минимум, почувствовал себя неуютно.

Сергей Леппе «Любимый кузен Тайво»

Еще новичок: Сергей Леппе. Рассказ понравился сразу наличием в нем черного юмора – весьма редкая птица в отечественном хорроре, такого всегда мало. А если говорить о самой истории – то она великолепна: легкая, быстрая, заковыристая…

Завораживающе реалистичная и одновременно фантастическая в деталях и сюжете. Автор вызывает интерес: будет любопытно посмотреть, что он еще напишет.

Дмитрий Мордас «Прикосновение»

Рассказы Дмитрия Мордаса всегда атмосферные, лиричные; их сюжет бывает невозможно пересказать – настолько тонко прописаны детали, что точку сборки произведения отыскать невозможно – конструкции не чувствуется, как не чувствуется остов листа, сорванного ветром из кроны дерева. Рассказы Дмитрия – как живые организмы; их нельзя разобрать, препарировать… С ними приходится общаться.

Рассказ, пугающий безысходностью, неумолимостью судьбы… А написан также по мотивам известной сетевой легенды. Самый грустный рассказ сборника.

Дмитрий Козлов «Агарес»

Очень интересный рассказ, настоящая детективная история с мистической сердцевиной. Редкий случай: детективные рассказы вообще штука не простая; это жанр, почти отживший свое. Ведь нынче, если и пишут детективы – так целыми романами. Надо обладать особенным мастерством и тонким чувством меры, чтобы изложить историю по классическим детективным канонам – завязка-коллизии-развязка – на таком крохотном текстовом пятачке в 15-20 тысяч знаков.

Дмитрий Козлов эту хитрую задачку решил. Можно сказать: справился мастерски!

Мария Артемьева «ЦИФРОВОЙ»

Пожалуй, про этот текст я могу ничего не говорить. Сэкономлю слова))

Михаил Павлов «Тихий дом»

Изначально их было двое. «Уровень b» и «Тихий дом» явились ко мне как два брата — сиамских близнеца, связанные одной пуповиной, одной сюжетной линией. Я решилась на операцию и разделила то, что автор считал единым и неделимым.

«Тихий дом» мне показался краше, жизнеспособнее, динамичнее… Его я оставила. А «Уровень b» был опубликован в «Даркере», участвовал в конкурсе и, в общем, тоже не сильно обижен судьбой и читательским вниманием. Теперь вы знаете, что они – темная и светлая половина одного авторского замысла. Темная – в сборнике. :)

Алексей Шолохов «Всё сложно»

Второй рассказ, написанный Алексеем Шолоховым специально для сборника «Темная сторона сети». Вероятно, замысел был рожден когда-то давно – об этом говорят реалии рассказа, а после – доработан по неким свежим впечатлениям. Тут впервые – в этом сборнике – поднимается проблема анонимности и ответственности за поступки, совершенные вне правового поля невиртуального

общества.

Алексей Провоторов «Форумные тролли»

Можно я еще раз порадуюсь, что мне повезло найти этот рассказ на конкурсе? Честно – благодаря этому рассказу я как будто сама этот конкурс выиграла и получила отличный приз. До этого момента имя автора мне ни о чем не говорило, и его произведений я никогда не видела.

Зато, к счастью, нашему редактору, Ирине Епифановой, оно было отлично знакомо. И, когда я робко заикнулась о том, что хотя сборник уже собран и готов на верстку – может быть, вы все-таки найдете время прочитать еще один рассказ – претендент… Ирина моментально ответила, что рассказ Алексея Провоторова она готова включить в сборник даже и не читая. Вот так. И ни разу мы

потом не передумывали и не жалели об этом.

Спойлерить не буду – чтоб не перебить аппетит. Читайте «Форумных троллей» – и содрогайтесь от ужаса!

Николай Иванов «Кусунгобу»

Очень любопытный рассказ. Сложный, как клубок шерсти, которым поиграл черт (чтобы не говорить тут о котиках). И очень пугающий, если хорошенько понять, в чем смысл. А смысл его в том, что цифровые технологии позволяют еще тоньше, еще незаметнее человеком манипулировать… И никто не знает, кто именно дергает нас с вами за ниточки!

Олег Кожин «Сетевой»

Еще один плюс автора Олега Кожина: он очень умело использует в своих произведениях российский фольклор. Умело и тонко. Вы можете прочитать рассказ, и так и не понять, что за демон строит пакости главной героине… Кто он? Откуда взялся?

Чего хочет? Может, это всего лишь домовой, поселившийся в ноутбуке? На такой вариант нам намекает название. Но, может быть, это и не так. Совсем не так. И на самом деле – внутри компьютера скрывается нечто куда более пугающее… Исключительно ловко умеющее маскироваться. И эта неопределенность – настоящая скрытая угроза… Читатель, вздрагивая и оглядываясь, уходит…

Александр БАЛАШЕВ-ЮГО «УЖИН»

…И попадает в еще более жуткий переплет. Если уворовать ноутбук со вселившейся в него нечистью дано отнюдь не каждому, то задерживаться на работе приходилось многим – оставаться в маленьком круге света посреди темноты, когда офисы пустеют, а коридоры становятся особенно гулкими и каждый шаг в звонкой пустоте и тишине – кто там??? — отдается биением пульса прямо в горле.

Рассказ написан очень умело и – что особенно дорого – с чувством юмора. Черного, разумеется.

С творчеством автора и самим автором меня познакомил именно сборник «Темная сторона сети» – и, буду надеяться, знакомство это не случайное, а вполне себе РОКОВОЕ.:)

Мария Артемьева «СПАМ»

«Это не люди, это спам!» — сказал как-то один мой друг. Мне стало жутко, и я поняла, какой нужно написать рассказ. Остальное в тексте — почти так же документально. Кроме выдумки.:)

Александр Подольский «Цифропокалипсис»

Как ни странно, но именно за этот текст –динамичный фантастический боевичок-постапокал, хотя и весьма своеобразный – действительно пришлось если не повоевать, то, по крайней мере, побороться, чтобы отстоять его в составе сборника.

С самого начала в нем сомневался автор. В нем сомневалось изд-во. И совершенно понятно – почему: рассказ этот явственно тяготеет к фантастике. От ужасов и мистики он далек… Хотя – виртуальный мир, создаваемый человеком в режиме он-лайн и сам по себе далек от реальности, разве нет? Мир цифры. Офифрованных душ. Затаившихся сетевых демонов и призраков…

И тем не менее: «Цифропокалипсис» – сам по себе не ужасы. Если рассматривать его в отрыве от всего остального.

Но суть сборников – и замечательная их прелесть – в том, что в их разнородной разноголосице рождается транс-контекст, а в нем – единое смысловое зерно.

(Все термины я тут изобретаю на ходу, потому что не знаю, как иначе это выразить). Собирая тексты, нанизывая их смыслы на общую канву, составитель выводит какой-то главный месседж, основной посыл, идею сборника.

Так вот, основная идея сборника без этого фантастического боевичка Александра Подольского не получила бы своего логичного завершения. Этот рассказ в сборнике – как вишенка на торте. Для послевкусия.

Ну, а какой именно месседж подразумевал составитель… Это вы узнаете, прочитав сборник. И поглядев картиночки, которых в книге так много и такие они все прикольные. С художниками нам вообще определенно везет.

Удачи на Темной Стороне, где «силы зла царствуют безраздельно«!:):cool!:


кадр из буктрейлера к сборнику Темная сторона сети по рисунками Михаила Артемьева





1269
просмотры





  Комментарии
Nicolett 


Ссылка на сообщение22 октября 2015 г. 01:47 цитировать
Отчего-то вспомнилось, что на небезызвестном неназываемом Сумраком кличут доступ через TOR и I2P.
свернуть ветку
 
Гришка 


Ссылка на сообщение27 октября 2015 г. 00:08 цитировать
Вообще-то, ни разу там его так не кликали. Оперируют понятиями «тор», «айтупи», «заглушка», но никак не какой-то там романтизированный Сумрак.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Это я Вам говорю, как человек с небезызвестного и неназываемого (кстати, с каких пор — неназываемого? Пятнадцатый год на дворе, как-никак:-)))).
 
FixedGrin 


Ссылка на сообщение27 октября 2015 г. 01:06 цитировать
Сразу виден эксперт по вопросам теневого книжного Рунета. У вас сколько знаков в идентификаторе пользователя?
 
Nicolett 


Ссылка на сообщение29 октября 2015 г. 22:06 цитировать

цитата Гришка

Это я Вам говорю, как человек с небезызвестного и неназываемого

Ага, я вижу, какой вы человек с небезызвестного и неназываемого, ежели принялись объяснять тамошние реалии мне.
Кстати, вот вам свеженький заголовок топика из тамошнего трекера:

цитата

Рутрекер уходит в сумрак

Еще вопросы?
 
Гришка 


Ссылка на сообщение29 октября 2015 г. 22:22 цитировать
Эммм, видимо, мы о разных небезызвестных и неназываемых. Непонимание-с. Я-то под «небезызвестным неназываемом» подразумевал всего лишь

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

один неприлично разросшийся развлекательный портал типа имиджборда и соответствующую серию «глубинных» тредов.
Думал, и Вы о том же. Так что прошу извинить. Погорячился.
Гришка 


Ссылка на сообщение29 октября 2015 г. 22:27 цитировать
А книгу все-таки хочется поругать за эксплуатацию пресловутых интернет-легенд, причем местами довольно-таки беспомощную. То, что органично смотрится в качестве интернет-легенды, «крипипасты» или чего-то в этом духе, не всегда органично смотрится в качестве полноценного литературного произведения. Лично я конкретно в этой антологии сильно-сильно разочарован. Но «Форумные тролли» гениальны. Но они там одни.
свернуть ветку
 
lady-maika 


Ссылка на сообщение3 ноября 2015 г. 22:31 цитировать
Хотите ругать — ругайте. Но будьте конкретны. Где именно вы нашли «эксплуатацию» и к тому же «беспомощную»? О чем вы? По мотивам интернет-легенд написаны рассказы. Причем меньше трети на самом деле. Давайте конкретно: где именно беспомощная эксплуатация и что, собственно, подразумевается под вашим беспомощным термином?
 
Гришка 


Ссылка на сообщение3 ноября 2015 г. 23:30 цитировать
Ну вот пожалуйста: рассказ про «Порно для шимпанзе» являет собой переработку не какой-то безымянной интернет-байки, вроде того же Смайл.дога, а вполне себе авторской вещи: крипипасты (и автор, пусть и под ником, указан) и соответствующей ARG (а ARG — такая же интеллектуальная собственность, как и крипипаста, как и все остальное). Я ни в коем случае не рвусь осудить автора рассказа, но скромно замечу: в жанре крипипасты NormalPornForNormalPeople — действительно вещица необычная. Но в форме «полноценного литературного произведения» получился банальноватый сплаттер с банальноватой моралью, которой в исходном материале, вообще-то, не было. Вот что я называю беспомощной эксплуатацией: превращение хорошей крипипасты (в данном случае еще и авторской) в плохое литературное произведение. Крипипаста — это тоже, несомненно, фикшн, но фикшн, уместный в своей среде — Интернете. Все попытки перенести в литературу, как правило, сугубо плачевны (хотя рассказ о Смайл-доге лично я считаю неплохо сработанным). Тот же случай с Тихим Домом: вся идеология Тихого Дома и задействованные автором термины (Шуман, зеркала и т.п.) произошли из линейки тредов на анонимной имиджборде. Весь этот криптографический хайп уже открутился, хотя особо упертые до сих пор курсируют эту тему с «картами Интернета» и мифическими точками на ней. Одноименный рассказ из сборника, собственно, даже не может адекватно репрезентовать эти идеи — это просто впечатление (неправильное) о чем-то, услышанном/прочитанном в Сети, изложенное автором. А между прочим, по понятию «нетсталкинг» есть объемные исследования, и всю их суть рассказ ну самую малость (повторюсь, автору особых обвинений я не выдвигаю) дискредитирует. Собственно, вопрос — стоило ли писать о том самом звоне, что был услышан, но источник остался автору неведом? Вот вам два самых актуальных примера из антологии.
 
lady-maika 


Ссылка на сообщение18 января 2016 г. 22:47 цитировать
У вас слишком специфическое видение проблемы, чтобы с вами спорить!))




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх