Хаос Амбер что дальше


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «nikalexey» > Хаос, Амбер, что дальше ...?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Хаос, Амбер, что дальше ...?

Статья написана 18 августа 2009 г. 20:10

К превеликому сожалению, последний роман Хроник Амбера (Повелитель Хаоса) Желязны закончил всего за несколько лет до своей смерти. Хотя логически чувствуется, что у серии должно быть продолжение – слишком уж много сюжетных нитей осталось незаконченными, слишком много недосказанного: это и вопрос с престолонаследием Хаоса, противостояние Логруса и Лабиринта, возвращение Корвина, да много еще чего. На некоторые вопросы отвечает серия Амберских рассказов. Тем не менее, после их прочтения остается чувство недосказанного, а также того, что эти рассказы представляют собой только часть, они только элементы сложной мозаики, которую начал складывать Желязны, но, к сожалению, так и не успел.

Если пойти в рассуждениях дальше, а именно по структуре произведения, то получается, что Хроники делятся на пятикнижье, причем в каждом из них автор приносит в мир что-то новое. В первом пятикнижье появляется Амбер – истинный мир, центр всего сущего. В конце пятикнижья (роман Владения Хаоса) более четкую картину начинает обретать Хаос, можно даже сказать, что принцип мира Хроник меняется: это уже не однополярный мир с центром в Амбере. Далее во втором пятикнижье читатель все больше знакомится с миром Владений, узнает его историю, в том числе и тот факт, что представление о мире с центром в Амбере, скажем так, не совсем верно отражало реальность. Хаос также являлся центром притяжения, влияя на окружающие тени и вступая в противоборство с Амбером. Таким образом, у нас получился биполярный мир «Амбер — Владения Хаоса».

Если же продолжить свои размышления дальше, можно предположить, что автор, вполне возможно, и в третьем пятикнижье (если уж придерживаться логики о продолжении Хроник и сохранении структуры цикла) появится «третий центр» вселенной, либо третья сила. Именно этим прогнозам (многие их, наверное, посчитают еретическими) хотелось бы уделит внимание.

Ведь Хроники Амбера, несмотря на свою популярность, имеют довольно небольшое число сиквелов, приквелов или вбоквелов других авторов (к счастью или сожалению – это уж пусть решает каждый сам для себя). Более-менее внятные получились продолжения у Мзареулова, да предыстория у Бетанкура.

Тем не менее хотелось бы высказать некоторые свои рассуждения, о том, какая именно сила бы появилась в третьем патикнижье.

Всего таких теорий у меня получилось три:

Первая. Самая логичная на первый взгляд – Лабиринт Корвина, который он создал по пути к финальной битве между Амбером и Хаосом, думая, что Оберон не смог починить Истинный Лабиринт (Владения Хаоса). Таким образом, возник еще один Лабиринт, который, вопреки ожиданиям, не слился с Лабиринтом Дворкина и начал вести собственную игру на фоне противоборства Лабиринта Дворкина и Логруса. Хотя эта игра была рассчитана в основном только на выживание, но это пока. Как видно из последних книг новый Лабиринт активно вербует себе сторонников, предоставляя им защиту, как от Лабиринта Дворкина, так и Логруса. Кроме того, в финале Принца Хаоса на сцену снова выходит Корвин, демиург нового Лабиринта, что существенно увеличивает силу нового Узора. Да и Мерлин, Далт, Джарт и Ринальдо также решили скрыться на время под покровительством нового Лабиринта. К тому же новый узор заполучил (пусть, возможно, и временно) Корал с Глазом Хаоса, которая скрывается под его защитой от Лабиринта Дворкина и Логруса. А если учесть, как обошлись с Корал две силы до этого, вряд ли она согласится по доброй воле возвращаться во Владения или Амбер. Таком образом новый Лабиринт сильно упрочил свои позиции, и, возможно, сможет соперничать с более древними и могущественными силами.

Из слабых сторон этой теории можно назвать тот факт, что у Лабиринта Корвина пока что нет структуры (как то города Амбера либо Владений Хаоса) способных защищать его и династии, к которой будет привязан узор, либо наоборот, которая будет привязана к узору. Да и новый Лабиринт пока что прошли только Корвин и его сын Мерлин (призраки пока не в счет). Хотя можно предположить, что и город и династия появятся гораздо позже, но в настоящий момент (окончание 10 романа) такого пока нет. Кроме того, есть еще один аспект – ни исследования Мендора и Фионы, ни Сухая не показали факт появления Теней отбрасываемых новым Лабиринтом (уж если бы такое произошло, вряд ли этому не придали бы значение).

Вторая. Новой силой, успешно конкурирующей с Лабиринтом и Логрусом, является также Призрачное колесо – суперкомпьютер, созданный Мерлином и способным путешествовать по Теням, перенося не только себя, но и другие предметы и людей. Кроме того всех возможностей Призрачного колеса, по всей видимости, не знает даже сам Мерлин, его творец. Но, тем не менее, Колесо уже неоднократно сталкивалось с другими силами – Змеей и Единорогом. Нельзя сказать, что в этих противостояниях был победитель, хотя уже тот факт, что Силы не справились с Колесом, говорит о многом.

Теперь встает закономерный вопрос с династией и центром мира. Насчет династии вопрос крайне сложный ввиду природы Колеса, с другой стороны оно называет Мерлина отцом.

Что до центра нового мира, то им могла бы послужить Земля. Да, наша Земля, которой в Хрониках уделено довольно много внимания. Здесь долгое время жил Корвин и Фиона, здесь учился Мерлин и Люк, и именно здесь Мерлину пришла в голову идея создания Призрачного колеса. Конечно, все это можно списать на то, что живя долгое время на Земле, Корвин тем самым усиливал ее, как в свое время усилил Авалон (кстати, по странному стечению обстоятельств только Корвин /имеется  ввиду второе поколение амберитов/ обзавелся подобным миром, как то Авалон и Земля, и только он же смог нарисовать еще один Узор). К тому же Земля сильно отличается в своем развитии как от Амбера, так и от Хаоса. Она выбрала свой путь отличный от магии Амбера и Хаоса, развивая технологию. И именно эта технология стала основой для создания Призрачного колеса.

Тем не менее, эта теория маловероятная и едва ли продолжение Хроник пошло бы таким путем.

Третья. Появление протосилы, первичной по отношению к Хаосу и, естественно, Амберу.

По моему мнению, наиболее вероятный и наиболее интересный для читателей вариант.

Так, к примеру, поступил Мзареулов в трилогии Хроники Фауста (альтернативное продолжение Хроник Амбера Роджера Желязны), когда ввел в повествование Нирвану, но в дальнейшем произведение скатилось чуть ли не в открытый стеб, тем самым разрушив создаваемый мир.

Тем не менее, появление такой протосилы (буду ее в дальнейшем называть так) вполне обосновано некоторыми причинами, на которых остановлюсь подробнее. В первых романах автор представил Землю всего лишь как отражение Амбера, впоследствии Амбер оказался, беспристрастно говоря, всего лишь мятежным пространством Хаоса, созданным бежавшим из Хаоса Дворкиным. Так что вполне вероятно Желязны мог бы ввести протосилу, существование которой обуславливало бы вторичность и Хаоса, погружая читателя все дальше и дальше к истокам (хотя возможно и не совсем к истокам) создания вселенной Хаоса-Амбера.

Кроме того, если в тексте Хроник (в честности Принц Хаоса и сборник Амберских рассказов) можно встретить косвенные упоминания о некой неизвестной доселе силы. Одним из таких упоминаний являются спикарды – кольца, которые являются источниками силы, сравнимые по мощи со знаком Логруса и Лабиринта, и использующие энергии, не принадлежащие к известным источникам, то есть не зависящие ни от Логруса ни от Лабиринта. Одно из таких колец помогает Мерлину в противостоянии с Дарой и Мендором, причем последних поддерживал Логрус. Полостью о могуществе спикардов мало что известно, также как об их создателях и источниках. Но создать такие артефакты можно только используя колоссальные затраты мощности и подключив спикарды к неиссякаемым источникам энергии. Одним из объяснений существования спикардов может быть протосила, более могущественная чем Логрус и Амбер.

Информация о спикардах крайне отрывчатая, да и знают об этом немногие: Сухай, да разве что Делвин – сын Оберона, возможно частично еще Мендор и Дара, но знания последних двух скорее всего прикладного характера. О Сухае, хранителе Логруса, знающего очень многие тайны мироздания, можно предполагать многие вещи, вплоть до того, что именно он является создателем Логруса. (Кстати, тогда, возможно, таким образом объяснить его силу, могущество и знания, а также то, откуда он знает о спикардах).

О Делвине известно также мало. Он сын Оберона, но очень давно по каким-то причинам покинул Амбер. Где он сейчас и чем занимается неизвестно. Но именно он, совместно с Блейзом, подменил спикард для Мерлина. Благодаря чему Мерлин получил не тот спикард, на который рассчитывали Дара и Мендор. В разговоре с Мерлином Делвин говорит:

цитата

Мое имя Делвин, и мы можем не встретиться никогда… если древние силы не вырвутся на свободу. Принц Хаоса.

Не уточняя при этом, о каких древних силах идет речь, но и не скрывает наличие этих самых сил.

Еще где-то среди теней есть Страж Четырех Миров – место где сходятся четыре Тени, создавая при этом поток энергии, по мощности могущий поспорить с силой Логруса и Лабиринта.

И спикарды и Страж Четырех Миров могут представлять собой артефакты, оставленные протосилой. Причем их мощность настолько велика, что в известной вселенной едва ли найдутся аналоги. А ведь это по сути всего лишь частички нечто большего.

Кроме того в рассказе Сокрытая и гизель появляется новая раса – Сокрытые, живущие в таинственном Зазеркалье. Об этом народе известно крайне мало – они смогли сохранить свое существование в тайне как от Логруса так и от Лабиринта. Более того, согласны помочь Мерлину в его борьбе в ответ на его услугу по уничтожению гизели.

В общем, к концу пятой книги второго петикнижья уже скопилось довольно много вопросов, требующих пояснений. Одним из таких пояснений могло бы стать появление третьей силы, до сих пор остающейся в тайне.

Если уж эта протосила вдруг бы заявила о своем существовании, хотелось бы еще предположить о месте ее нахождении. Таких версий может быть несколько:

— таинственное зазеркалье, где живут сокрытые;

— Преисподняя (граница Дворов Хаоса). Наиболее подходящее место для нахождения протосилы – за гранью исследованного, там где царит только первозданный Хаос. (Кстати, ныряльщики заметили, что в Преисподни начались волнения и необъяснимые вещи – вполне возможно, что это предвестники появления протосилы).

Итак, все три теории о возможном дальнейшем ходе событий при продолжении Хроник Амбера рассмотрены. Но все это только рассуждения и догадки. Правды о том, что было бы дальше, к сожалению, мы не узнаем никогда.





1724
просмотры





  Комментарии
Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16 


Ссылка на сообщение19 декабря 2011 г. 06:22 цитировать
Есть ещё «... чтобы добиться баланса, который бы сам, без насилья установился, будь станций побольше у них.

Согласен. Равновесие — вообще глобальный архетип в мировой фантастике. Именно на Созданиях и системе Постов я строю свою гипотезу о том, что основой мироздания в Амбере являются спикарты, а Лабиринт выступает лишь объединяющей сетью. Хотя в Созданиях Дом Жизни и Дом Смерти выступают частью ИЗНАЧАЛЬНО задуманного равновесия. В Амбере равновесие не задумывалось (исключая слова Дары о том, что ни слить ни добиться преобладания одного из королевств невозможно), а возникло самопроизвольно.


Ссылка на сообщение19 декабря 2011 г. 08:08 цитировать
» — Хорошая копия, — сказал Корвин, — но даже Лабиринт не может сдублировать Грейсвандир. — Я думал, на клинке воспроизведен сегмент Лабиринта. — Или окольный путь, — сказал он. — Что ты имеешь в виду?»

Я не настолько хорошо знаю английский, но принял на веру то, что way around явяляется англоязычной идиомой для «наоборот». Таким образом спикарты — артефакты мрачных времен, когда теневых королевств еще не существовало. С их помощью посланцы богов стабилизировали Хаос и создавали миры. Спикарты являются древними силами, которые зашевелились. И, очевидно, обладают достаточным могуществом для того, чтобы уничтожить Амбер и Лабиринт (речь, правда, идет о Грейсвандире и Вирвиндле). Потому что именно при их помощи он, Амбер, и был создан. Ключом для понимания принципа является то, что узоры мечей являются не полными рисунками Лабиринта, а воспроизводят лишь части.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2011 г. 15:57 цитировать

цитата

= Я не настолько хорошо знаю английский


А на чей всё же перевод идёт ориентировка, ежели не секрет?
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2011 г. 11:10 цитировать
Перевод Яна Юа. Про идиому было сказано в одном из фанатских обсуждений несколько лет назад. Не могу назвать имени автора — я его не знаю.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2011 г. 17:58 цитировать

цитата Илья Бароховский

И, очевидно, обладают достаточным могуществом для того, чтобы уничтожить Амбер и Лабиринт (речь, правда, идет о Грейсвандире и Вирвиндле). Потому что именно при их помощи он, Амбер, и был создан. Ключом для понимания принципа является то, что узоры мечей являются не полными рисунками Лабиринта, а воспроизводят лишь части.
Амбер (Лабиринт) был создан при помощи Глаза Змея (Камня Правосудия), Грейсвандир был создан позже
Кстати, а где говорилось, что Грейсвандир способен уничтожить Амбер?
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2011 г. 21:48 цитировать
Боюсь, Илья расширительно понимает высказывание Фракир. Она сказала, что «You might well be able to draw enough energy through Werewindle to destroy a world», но здесь речь явно об одной Тени, то есть, это уровень последнего урока Сухьи.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2011 г. 11:29 цитировать
Грейсвандир (спикарт, а не меч) создан ДО Лабиринта. Если понять так, что сначала был подчинен мир Тир На Ногта (путем проставления на спикарт Лабиринта), затем Ребма...и лишь затем начертан изначальный Лабиринт. При помощи этих двух вспомогательных миров и трех спикратов. То становится понятным — в чем отличие Лабиринта Корвина от Изначального. Изначальный — сильнейшая структура. Но — самая молодая.


Ссылка на сообщение19 декабря 2011 г. 10:29 цитировать
« — Ладно, — сказал я. — В начале творения боги создали несколько колец, с помощью которых их посланцы умиротворяли Тень.
    — Знаю, — отвечал Люк. — Мерлин носит спикард.
    — Да, — сказал я. — Каждый имеет способность черпать из многих
источников во многих Тенях. Все они различны.»

За основу теории мы берем то, что спикарт не является чисто материальным образованием. Спикарт это узел сил. Происхождение этих сил неизвестно, но суть и назначения понятны. По аналогии с Постами из «Созданий Света и Тьмы» это узлы управления течением энергий, которые использовались для обуздания хаотично изменяющихся Теней. Можно спорить о том — имели ли спикарты изначально единого высшего создателя и точный координационный план для носителей или же каждое кольцо создавалось самостоятельно и спикарты — суть порождения индивидуального творчества гениев не расколовшегося ещё в ту пору народа хаоситов/амберитов. В первом случае, мы можем предположить, что противоречия между носителями колец (демиургов того мира) зашли так далеко, что результатом стала смута, во втором — что единство отсутствовало изначально. Возможно также, что некто (основавший позже династию Хаоса) предпринял попытку собирания всех спикартов с целью осуществления контроля над Вселенной. Или же, что мятеж Дворкина и был такой попыткой и дальнейшее усиление Лабиринта реализовалось посредством ликвидации носителей спикартов и подчинения их мощи синтетическому разуму Лабиринта.


Ссылка на сообщение19 декабря 2011 г. 10:49 цитировать
Существующая фанатская гипотеза, касающаяся того, что каждый спикарт — имеет воплощение в мире или месте, позволяет предположить, что во вселенной Амбера существуют особенные миры, не являющиеся обыкновенными Тенями. Именно в таком, связанном мощью спикарта месте был начертан Лабиринт. Согласно той же гипотезе — свой спикарт имеет и Хаос. Причем кольцо, меч, замок — все это не является спикартами в полном смысле. Спикарт это узел сил. Меч Корвина (разумный, согласно тексту автора, как и Вирвиндль) — воплощение мира. Модуль связи с источником сил. Ключ от власти, провод от генератора... (Согласитесь — странно предположить, что в незначительный объем можно поместить такую мощь. Очевидно, что спикарт является чем-то большим).
Та же гипотеза убеждает нас в том, что спикартами обладают и другие миры. Спикарт Амбера воплощен с Замке. Спикарт Тир На Ногтха — в Грейсвандире. Гипотеза о том, что Тень Амбера была создана путем слияния её с двумя соседними — Ребмой и Тир На Ногтом — логична. Остается добавить то, что для слияния были выбраны Тени, стабилизированные спикартами, а сами спикарты вошли в структуру Лабиринта после того, как там была начертаны неполнофункциональные матрицы Лабиринта, подпавшие под контроль Изначального Лабиринта и сравнимые с матрицей Корвина, которая не была начертана при помощи крови и и не оказалась усилена спикартом.


Ссылка на сообщение19 декабря 2011 г. 10:57 цитировать
Тот факт, что мечи хранят на себе лишь часть Лабиринта, может быть объяснен тем, что графическая структура Лабиринта отражает реальную. Часть начала, часть конца Лабиринта — изображены на мечах. И это — воплощения спикартов, три из которых (ПРЕДВАРИТЕЛЬНО УСЫПЛЕННЫЕ) были положены в энергетическую основу Лабиринта. Прошедший Лабиринт — приобретал возможность изменять миры (опираясь на механику и могущество спикартов). То, что Лабиринт был начертан кровью Дворкина — создавало своеобразный фэйс-контроль для сторонних проходимцев. Амбериты и хаоситы — не единственные выходцы из Бездны, способные устоять при разборке на атомы и последующей сборке. Но любого обладающего нужной сопротивляемостью чужака (например, Сокрытого) система просто уничтожает.


Ссылка на сообщение19 декабря 2011 г. 11:04 цитировать
Таким образом, подчинение спикарта происходит путем впечатывания в него Лабиринта. Мы имеем перед глазами образ Грейсвандира и Вервиндля. Очевидно, что в 9 книге Амбера Мерлином был воссоздан отнюдь не рядовой теневой Лабиринт — очень трудно представить, что поглощение ОДНОЙ тени из тысяч — может серьезно усилить Лабиринт. Очевидно, речь шла о гипотетическом мире — носителе спикарта. Мире, контроль над которым существенно ослаб, в связи с изменением Изначального лабиринта (новые линии наложились на старые, в результате возникла химера), и мире, контроль над которым был восстановлен начертанием новой вспомогательной матрицы. Лабиринт поглотил её сразу, до того, как она сумела обрести разум и воспротивиться.   Лабиринту Корвина в этом смысле повезло — Изначальный на момент начертания был ослаблен и не сумел воспротивиться появлению разумного соперника.


Ссылка на сообщение19 декабря 2011 г. 11:09 цитировать
Это поглощение спикарта — существенно сместило баланс в пользу Лабиринта. он стал близок к тому, чтобы перераспределить центральные районы Отражений в свою пользу. Т.е. нарушить паритет и превратить Хаос в остров, окруженный океаном безудержного порядка. Хаос объявил мобилизацию. И в этот момент...что-то привело к пробуждению спикартов. Которые, очевидно, могут переосмыслить целесообразность своего подчинения Лабиринту или же подпасть под контроль разумных владельцев.


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 04:05 цитировать
Дал ссылку в zelazny_ru. Первые комментарии:
===v_r_a_n
Опять повторяется заведомо ложное утверждение — мол, Борхес где-то говорил, что в литературе существует всего четыре сюжета. Борхес вообще-то не про сюжеты говорил. Перечитайте его эссе «Четыре цикла».

Что касается сюжетов, то их намного больше четырёх. Собственно, потому Бетанкур выглядит дико вторичным — он дублирует именно желязновский сюжет, только заменив Корвина на его отца Оберона.


Теперь по теме.
Чисто структурно в Янтарных хрониках есть тяготение к двум числам — к числу три (например, Амбер — Ребма — Тир-на-Ногт) и к числу пять (пять Корвиновских хроник, пять Мерлиновских, пять последних рассказов). Будем плясать от этого.
Конечно, появление пяти сил, пяти сущностей, равных по мощи — это, возможно, перебор. А вот третья сила в третьем подцикле появиться просто обязана. Тут я полностью согласен с автором исходной статьи.

О сущности третьей силы можно делать лишь догадки. К сожалению, не настолько хорошо помню текст Хроник, чтобы добавить свои варианты к тем, что уже предложены, но о вероятном содержании третьего подцикла стоит подумать.
Может быть — может быть! — все перечисленные варианты Сил (и какие-либо неперечисленные) в третьем разделе Хроник Эмбера сражались бы друг с другом за место под солнцем. За возможность встать вровень с Дворами Хаоса и Королевством Эмбер. А те, естественно, отчаянно старались бы помешать каждому «новичку» вырасти в третий независимый центр, сопоставимый с ними по могуществу.

Чем бы могла завершиться борьба «новичков»? Чем угодно. В этом как раз должна сохраняться интрига до самого финала. «Исход корриды бывает разный» (с).
===
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 10:47 цитировать
«Историй всего четыре. Одна, самая старая...» и т.д. Борхес. Не вижу противоречия. Речь об архетипах.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 11:09 цитировать

цитата timofeikoryakin

Может быть — может быть! — все перечисленные варианты Сил (и какие-либо неперечисленные) в третьем разделе Хроник Эмбера сражались бы друг с другом за место под солнцем. За возможность встать вровень с Дворами Хаоса и Королевством Эмбер. А те, естественно, отчаянно старались бы помешать каждому «новичку» вырасти в третий независимый центр, сопоставимый с ними по могуществу.
как по мне, так думаю, что если бы третья сила и появилась, она была бы намного сильнее и Амбера и Хаоса
мне ближе третий вариант — появление протосилы, более могущественной и древней, так как это было с Хаосом


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 04:06 цитировать
===gidrik
Первообразная от Тени (в т.ч. Земли) — Материя (Амбер)
Первообразная от Материи — Хаос.

Если понять, производной чего является хаос, станет ясно, про что должны бы были быть следующие 5 книг. Вариантов два — время и вероятность.
Точнее: 11-15 тома про управление вероятностью, а 16-20 — про центр времени.

Я наивно полагал, что это я первый придумал :)
Но Авраменко ещё раньше написал свой сериал, и сделал ставку как раз на вероятность.
С вероятностью я согласен, а с литературным уровнем — нет.

А «тяготение к числу три» есть в любой сказке :)
===


Ссылка на сообщение20 декабря 2011 г. 11:15 цитировать
«Первообразная от Тени (в т.ч. Земли) — Материя (Амбер)
Первообразная от Материи — Хаос.»

Не думаю, что существует принципиальная разница между материей Хаоса и Амбера. Это два принципа организации материи. А материя одна. Добро проиходится творить из зла. Потому что его больше не из чего творить. Порядок творили из Хаоса.
Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16 



Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх