Победа Трампа что дальше


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Эдди» > Победа Трампа: что дальше? Часть 4.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Победа Трампа: что дальше? Часть 4.

Статья написана 26 февраля 2017 г. 13:04

Часть 4

Проводить намеченные преобразования Трампу придется в условиях прямо-таки военных.

Во-первых, по некоторым признакам США начинают сползать в очередную рецессию.

Во-вторых, та часть элиты, которая представляет в США не национальные интересы, а интересы транснациональных, прежде всего финансовых, монополий, судя по всему, объявили ему войну на уничтожение и не успокоится, пока не добьется либо импичмента, либо отстранения его от власти иным путем. По существу, сейчас в Штатах разгорается Вторая, пока холодная, гражданская война.

Противники Трампа будут саботировать (через Конгресс и т.н. «общественные движения») его попытки воплотить в жизнь свои обещания и программу. Они будут высмеивать и неверно представлять всё, что он сделает, пусть даже он добьётся крупных успехов, шантажировать его и постоянно угрожать политической расплатой (импичментом, а то и похуже), если он не будет «делать как надо». Что в условиях тяжелого экономического положения и раскола электората Соединенных Штатов на две примерно равные части грозит уже не только холодной гражданской войной.

Вдобавок, бешеная травля Трампа ослабляет весь институт президентства. К примеру, недавняя «блестящая» идея, выдвинутая некоторыми политиками — «запретить президенту США использовать ядерное оружие без одобрения Конгресса, за исключением случаев, когда против самих США совершено ядерное нападение». С практической точки зрения это чушь, но это же сигнал всей планете: «Мы, в Конгрессе, считаем, что нашему Главнокомандующему нельзя доверять ядерное оружие». И неважно, что они доверили бы Хиллари те же самые ядерные ракеты, и неважно, что Трамп может воспользоваться только традиционным оружием, чтобы начать глобальную ядерную войну (например, напав традиционным оружием на Китай), но ведь они открыто говорят, что президент США — безумец, которому нельзя доверять. И как они могут ожидать, что его будут воспринимать всерьёз по каким-либо вопросам? Как будет выглядеть президент при ведении каких бы то ни было международных переговоров? И сколько будет стоить при таком подходе Конгресса любой подписанный им договор?

Представьте, что произойдет, если антитрамповские силы преуспеют?! Не только в самих США выборная демократия будет полностью и окончательно дискредитирована, но риск гражданской войны в ядерной державе, вырастет многократно. Тут на кону намного большее, чем просто местечковая американская политика.

Мне даже представляется, что с исторической точки зрения победа Трампа несколько преждевременна. Одержи ее Клинтон, и экономика Соединенных штатов скатилась бы в такую яму, что необходимость реформ стала бы общим местом, и избрание нового Рузвельта было бы результатом национального консенсуса. Правда, чем бы пришлось заплатить за это не только американцам, но и жителям всей планеты – бог весть, но уж немало, это точно.

Впрочем, оставим внутриполитические разборки новому президенту. Он явно не из тех, кто подставляет вторую щеку для удара, хотя вести гражданскую войну всегда гораздо труднее, нежели внешнюю, хоть горячую, хоть холодную. Но, как известно еще со времен Наполеона, для ведения войны требуются три вещи: деньги, деньги и деньги. Деньги для модернизации армии, деньги для инвестиций в новое оборудование и ПО, и, наконец, очень большие деньги для борьбы с надвигающейся рецессией, а, следовательно, и с ростом недовольства избирателей, которые как всегда примут на себя девятый вал сопровождающих оную неприятностей в виде безработицы, трудностей с погашением кредитов, потерей жилищ, etc.

Так где же может администрация Трампа взять денег, хотя бы для армии и стимулирования экономики?

Вариант первый. Можно попытаться занять. Две предыдущие администрации, кажется, только это и делали. Во время своего нахождения в Белом доме с 2000 по 2008 годы Джордж Буш почти удвоил национальный долг США. Его администрация заняла столько, сколько заняли все его предшественники вместе взятые, включая Клинтона. Но следующая администрация затмила свершения Буша, увеличив федеральный долг с $10 трлн. — до почти $20 трлн., или, в среднем ~$1,2 трлн. в год. То есть, грубо говоря, 1/3 всех расходов федерального бюджета США покрывались за счет заемных средств.

Может ли вновь назначенная администрация продолжить следовать этим курсом?

Еще раз, долг правительства США сегодня составляет практически $20 трлн. И пока доходность американских гособлигаций составляла 1-2% годовых, правительству удавалось достаточно легко обслуживать все возрастающий долг. Доходность американских облигаций с десятилетним сроком погашения на момент избрания Трампа составляла 1,7%, что соответствовало приблизительно $340 млрд. годовых выплат или ориентировочно 8,5% федерального бюджета на 2016 год.

За восемь недель после избрания Дональда Трампа президентом США доходность американских облигаций с десятилетним сроком погашения увеличилась до 2,3%годовых. И это при том, что ставка Федрезерва выросла всего на 0,25 процентных пункта.

Рост доходности объясняется ожиданиями мировых финансовых рынков, что при Дональде Трампе снижение налогов и рост расходов на инфраструктуру и оборону увеличат бюджетный дефицит, повысив потребность бюджета в заемных средствах. А дополнительный бюджетный дефицит может привести к ускорению инфляции, что, в свою очередь должно побудить ФРС к новым повышениям процентной ставки. Образуется этакая заемно-инфляционная спираль, которая ведет к дальнейшему росту доходности госбумаг.

Средняя процентная ставка, по которой американское правительство платило по своим долгам с различными сроками погашения, в 2000 году (накануне развертывания монетарного эксперимента по “разбрасыванию денег с вертолета“) составляла 6,62%.

Сейчас раздаются голоса, в том числе и из Федрезерва, призывающие к “нормализации” процентных ставок. То есть увеличению ключевой ставки ФРС к той, которая была в 2006-08 годах (5,25%). Это, несомненно, вызовет мощный приток инвестиций в страну. Но это одновременно означает, что выплаты по госбумагам вырастут до ~7% годовых или $1,6 трлн. в год, что больше 40% федерального бюджета.

Кроме того, нельзя забывать, что госдолг США составляет относительно небольшую долю общей задолженности экономики этого государства (~20%). Поскольку увеличение базовой ставки ФРС немедленно отразится на росте стоимости обслуживания долгов не только федерального правительства, но и всех остальных ($80трлн. * 8%, а то и 10% годовых = от 6 до 8 трлн. долларов в год). Выплачивать по долгам от 1/3 до 1/2 ВВП страны просто невозможно.

В итоге Штаты сталкиваются с дилеммой: если они хотят привлечь инвестиции для модернизации страны необходимо ставку повышать. Но если они хотят жить по средствам, то нельзя позволять процентным ставкам вырасти. Тогда госзаимствования могли бы все-таки продолжаться хотя бы в прежних размерах ($1-2 трлн. в год). Но для этого ФРС придется вернуться к практике количественного смягчения, которую Барак Обама был вынужден прекратить еще в 2014 году, и вновь начать «печатать» доллары. В результате возрастет вероятность высокой инфляции, начала валютных войн, роста (с последующим неизбежным крахом) очередных биржевых и прочих финансовых пузырей, который надуваются все последние месяцы, и других «черных лебедей», которые живут там, где деньги «разбрасываются с вертолетов».





103
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх