Беды русскоязычного


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Semenych» > Беды русскоязычного Самиздата
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Беды русскоязычного Самиздата

Статья написана 21 января 2018 г. 21:19

Глядя на список популярных произведений на русскоязычных сайтах самиздата мне кажется, что у самиздата три беды

  1. Попаданцы

  2. ЛитРПГ

  3. Магические Академии

Есть еще конечно Любовное фэнтази и книги по Eve Online, но первое это общая беда человечества и тут мне кажется сами боги бессильны что-то сделать. А второе к счастью достаточно локально и опытный читатель легко может избегнуть встречи с этим «жанром».

При это нельзя сказать, что вот все-все книги попадающие в эти категории никуда не годятся. Например

Попаданцы — очень приличный и разумный цикл Артема Рыбакова Игрушки http://samlib.ru/r/rybakow_artem_olegowic...

ЛитРПГ — Александр Зайцев Тактика малых групп http://samlib.ru/z/zajcew_aleskandr/t-1.s... или более простой, но вполне читабельный Путь Шамана Маханенко http://mahanenko.ru/ru/book/put-shamana-s...

Магическая Академия — тут сложнее, но чтобы не быть голословным — Сергей Садов Ледяная принцесса http://www.sadov.com/books/Ice-Princess-B...

Любовное фэнтези я обойду стороной, ограничусь ссылкой на Guilty Pleasures Лорел Гамильтон https://fantlab.ru/work21976, а с eve online можно вспомнить например Алексея Чижовского Инженер с Земли http://samlib.ru/a/aleksej_g_k/01.shtml

Но все же на мой взгляд самой острой и актуальной проблемой Самиздата на текущий момент является ЛитРПГ. Несмотря на наличие довольно приличных книги и серьезных авторов (например, Самый странный нуб Артема Каменистого https://fantlab.ru/work602228) пишущих книги про виртуальные миры, в целом все это представляет жалкое, беспомощное и тупиковое действо. Давайте посмотрим на типичный ЛитРПГ роман.

Главный герой (покупает или получает другим способом вирт капсулу/попадает в вирт тюрьму/умирает), далее он осваивается в игре и набивает первых Н уровней. Тут вариантов мало и все строго обусловлено завязкой. Потом идет какая-то интрига, легендартные квесты, уникальный лут, знакомство с богом Тьмы (светлые боги не в почете) кланы и их темная и страшная политика. Причем без исключений топ кланы всегда очень серьезны и ими руководят люди являющиеся мультимиллиардерами в реальной жизни (ну или могущественные какие-то другим образом). В концовке следует эпический бой и главный герой (приобретает что-то редкое/достигает высокого уровня/получает еще один легендарный квест/навсегда бросает игру ибо решил проблему приведшую его в игровой мир/...). Продолжение следует.

Одна из наиболее популярных книг направления называется Играть, чтобы жить http://samlib.ru/d/dmitrij_rus/0koma.shtml. Увы, в большинстве книг речь идет скорее о играть, чтобы играть. Достижения героев смотрятся уныло и не привлекательно. Именно по этому, в каждой второй книге есть инвалиды которым виртуальный мир дает полноту жизни/мажоры вкладывающие невероятные деньги в игру ради развлечения/игроки кормящие семью деньгами заработанными в реальном мире и тому подобные люди, которые при любом другом стечении дел не стали бы зависать в игре большую часть дня.

Возьмем недавно прочитанную книгу Дмитрия Билика Верравия. Ключ Отца https://author.today/work/12039 — главный герой попадает в игру принудительно, в середине идет много приключений, рост виртуальных характеристик, добыча виртуального золота и рост уровней, заканчивается книга получением уникального игрового предмета. Сравним эти достижения с самым банальным романом про обучение в магической академии, где главный герой пьянствует, спит с однокурсницами и изучает заклинания. Что выглядит привлекательнее и интереснее? Я думаю выбор очевиден. При этом Ключ Отца не самая плохая книга, такой крепкий середнячок.

Другой пример: Горъ Василий Альфа-один http://samlib.ru/g/gozalishwili_w_t/alxfa... — формально цель много более достойная — спасение человека. Да и сама книга уровнем на много выше. Но если отступить на шаг назад и абстрагироваться от деталей, то сюжет выглядит так — бравому вояке пришлось принудительно изучить вязание на спицах, чтобы спасти человека. Поскольку он военный и у него хорошая координация движений он очень хорошо вяжет и у него все получается, человек спасен, но чтобы его защищать и дальше главный герой должен и дальше вязать на спицах. Очень, очень секси! Хочу еще про вязание на спицах! Да!

Наверное наиболее осмысленным и видимо по этому наиболее длинным из известных мне циклом ЛитРПГ является цикл Васильева Андрея Акула пера в мире Файролла http://samlib.ru/w/wasilxew_andrej_a/inde... — там погружения в виртуал в хорошей пропорции перемешаны с весьма интересными приключениями в реальном мире, что собственно и вытягивает цикл. Рассуждения о том, что жизнь в виртуальной игре не хуже настоящей и вообще все там будем напоминают мне рассуждения слегача из Хищных вещей века. Может быть мы там и будем, но лучше позже чем раньше. Теплая ванна с «Девоном» и радиоприемник даже внешне напоминают вирт капсулу.

Наверное я не очень ошибусь, если скажу, что человеку приятно читать книги в которых главный герой стремится и добивается чего большего. Где есть полет фантазии и достижение чего-то несбыточного. Фантастического. Полет к звездам, владение магией, странствия по другим мирам, создание искусственного интеллекта (ну или борьба с ним). Но изменение 100 байтовой записи в базе данных с id меча новичка на id супер-пупер меча нагибатора не выглядит фантастической целью о которой стоит мечтать вообще никак. Господи, когда уже мода на ЛитРПГ пройдет?!!! Есть ли на Самиздате книга в которой в прошлое отправляют киборга, который убивает автора Лунного Скульптора http://samlib.ru/o/odinow_d_j/index_1.shtml?

PS: Я играю в компьютерные игры примерно с 1988 года и ничего против них не имею. Проблема тут в цели и количестве романов. Для меня сотни произведения в тематике ЛитРПГ это как если бы Самиздат заполнился бы сотнями романов про обстоятельное и планомерное питье бурбона. Я очень уважаю виски из Кентукки и выпиваю пару шотов Джека не реже, чем раз в несколько недель, но увидеть на Самиздате сотни книг посвященных исключительно вдумчивому и углубленному употреблению бурбона я не готов. Впрочем это не значит, что одна-две книг не имеют права на жизнь, снимают же кино про скотч https://www.youtube.com/watch?v=CcLp7tBepo0

PPS: буквально сегодняшнее дополнение истории в блоге Надежды Поповой. https://congregatio.livejournal.com/24356... https://www.facebook.com/groups/LitRPG.bo...

цитата

Какой-то ушлый американский МТА умыкнул у ЭКСМО термин «ЛитРПГ» — зарегистрировал его как свой товарный знак.

Прям жаба против гадюки, не знаю, за кого и болеть...





224
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 13:17
Ну, то есть, по-вашему, у электронного «самиздата» в РФ других проблем нет, так что ли?
И не важно, что в Корее и Японии такие ресурсы находятся на главной центральных «государственных» порталов вроде Naver или Cacao, или у самих издательств (Square) (ау! мэйл ру и яндекс — где у вас раздел книжки?).
И не важно, что все эти «жанры» (кроме академок — это сугубо локальная развлекуха, по-ходу) в топах «самиздата» по всему миру и не вредит другим изданиям совершенно.
И не важно, что авторам из РФ запрещено самостоятельно публиковаться на том же гугл-сторе.

Нет, вся беда в попаданцах и литрпг!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 14:29
Другие проблемы есть. а по поводу остального — ну не важно да. Про публикацию на гугл стор и все такое не хочу комментировать, а про не вредит другим изданиям — мне кажется все таки вредит, прежде всего тем, что авторы которые могли бы написать что-то толковое пишут ЛитРПГ.
А в чем беда того, что нельзя в Гугл сторе публиковаться? Первый раз об этом слышу если честно.


⇑ Наверх