КРУГ ПОЖИРАТЕЛЕЙ ДЕРЕВЬЕВ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > КРУГ ПОЖИРАТЕЛЕЙ ДЕРЕВЬЕВ (Nowa Fantastyka 11 (158) 1995) (часть 5)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

КРУГ ПОЖИРАТЕЛЕЙ ДЕРЕВЬЕВ (Nowa Fantastyka 11 (158) 1995) (часть 5)

Статья написана 26 февраля 2018 г. 06:51

ПАВЕЛ СЕДЛЯР

Павел Седляр/Paweł Siedlar (род. 22 сентября 1953) – польский писатель НФ, «ужасов» и детективно-реалистической прозы.

Родился в Кракове, где провел детство, но взрослел уже в Подгалье. Трудился помимо прочего лесорубом, лесоводом, строительным и дорожным рабочим, инспектором охраны природы, грузчиком. В конце концов осел в Варшаве, где много лет работал в международном аэропорту Окенце. Страстный горнолыжник, турист, занимается стрелковым спортом, умелый лучник, пловец на дальние дистанции. Дебютировал в жанре миниатюрой «Brzytwą, kochanie, brzytwą!!!/Бритвой, золотце, бритвой!!!», напечатанной в 1994 году в 5-м номере журнала “Fenix”. Герой «макабрески» после драматической гибели преследует своих убийц – неверную жену и ее любовника, своего вероломного приятеля… В начале следующего года в этом же журнале (“Fenix”, 1/1995) появился рассказ с замечательным названием «Ewolwenta w cieniu wysokich kominów/Эвольвента в тени высоких труб» -- о будничной жизни двух людей, оказавшихся единственными уцелевшими после некоего жуткого катаклизма.

Однако уже следующая, лирико-философская новелла «Znikający żólw/Исчезающая черепаха», напечатанная в журнале «Nowa Fantastyka» (№ 11/1995), разительно отличалась от указанных произведений как по тематике, так и по настроению. Рассказы Седляра вошли также в состав антологий «Demony/Демоны» (2004, 2009); «Deszcze niespokojne/Тревожные дожди» (2005); «Epidemie i zarazy/Эпидемии и заразные болезни» (2008)

и авторских сборников писателя «Biurko z kaukaskiego orzecha/Письменный стол из кавказского ореха» (2000); «Opowieści okrutne/Жестокие рассказы» (2006); «Икс в кубе» (2010).

Вот что пишет о втором из указанных сборников один из рецензентов. Здесь нам «встречаются все ситуации, свойственные литературе “ужасов”: беспокойная атмосфера, таинственные предзнаменования и внезапные материализации, гипнотические видения и телепортация. Автор жонглирует литературными реквизитами со сноровкой лучших фокусников XX века. Седляр творит эти самые ужасные ситуации, постепенно нагнетая напряжение, подобно тому, как это делал Хичкок в своих фильмах: вот тут заплутавший в метели автобус пересекает границу миров, а тут в пустом, выгоревшем доме оживают события прошлого, проникая в твое подсознания и оставляя в нем свой след. Ты хочешь прервать вереницу картин, возносящих твое воображение на вершину ужаса, и натыкаешься вдруг на гипнотический взгляд черной собаки. И теперь она властвует над тобой, и ты уже не знаешь, кто за кем наблюдает…"

В “Czekając w ciemności/Подстерегая во мраке” (2002), первом романе Седляра, та же напряженная атмосфера, сильные одинокие герои. «<…> Мы попеременно читаем то историю, рассказываемую нашим современником и развертывающуюся в небольшом провинциальном городке, то фрагменты дневника шляхтича XVI века, последнего властителя замка, находящегося поблизости от городка. <…> Книга хорошо читается вплоть до самой развязки сюжета, с которой мы знакомимся неожиданно быстро, примерно за 1/7 до конца текста. И что же там дальше, на этих последних страницах? А там эпилог, написанный от имени… третьего рассказчика, тоже нашего современника, студента, принимавшего участие в археологических раскопках. И именно он, этот эпилог, вынуждает нас глянуть на то, что уже известно, заново, под другим углом зрения. Мы вдруг открываем второе (а может, и третье?) дно, несколько не находивших себе ранее места фрагментов головоломки вскальзывают туда, куда надо…»

Двухтомный роман “Rozdeptać pająka/Растоптать паука” (2007) Павла Седляра – «лишь на первый взгляд обычное реалистическое произведение. Его героев связывают чувства исключительно токсического характера. Стремление любой ценой сохранить эту связь толкает их на деяния, последствий которых они не в состоянии предвидеть. Банальный, казалось бы, роман между женатым мужчиной и замужней женщиной постепенно превращается в потусторонний ужас, скрывающий в своей глубине величайшее зло. В каждом из нас таится зло, подобное пауку, готовому в любой удобный момент оплести своей паутиной наш разум. Если нам не удастся вовремя уничтожить паука, воспрепятствовать плетению паутины, если у нас недостанет на это желания или не хватит сил, паук парализует нашу волю, преодолеет все преграды, установленные нашими этическими и моральными принципами, подтолкнет к преступлению…»





204
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх