Итак, третья повесть Чернышева. Сразу скажу, что получилась она наиболее светлой из всей трилогии (по сюжету «Брешь» и «Аннигиляция» являются дилогией, по философскому замыслу, вселенной — все три повести составляют одно целое). Если «Брешь» была несколько мрачной и с намеком на тупик и ущербность человечества, «Аннигиляция» была схематически-абстрактной, то «Модерация» явно выигрывает на их фоне.
Начнем с плюсов. Однозначный плюс — сюжет. Сюжет интересный и нескучный.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Приятно поразили различные миры и экзотические обитатели планет, с которыми сталкивался главный герой. Еще один плюс — автор поднимает тему загадочной темной материи. Сама идея модерации — наблюдения и контроля связана с миром загадочных «темных». Согласно авторского замысла, весь наш мир возник из модифицированной темной материи. Это очевидная находка писателя, ведь, кажется, никто такую идею в фантастике еще не использовал.
Мужскую половину читателей не может не радовать сюжетная линия, (подобное всегда воспринимается на «ура») с эффектным андроидом женского пола. И как и в «Звездном Корсар» Бердника, робот таки становится, наконец, человеком.
О другом. Не хочу повторяться и говорить то, о чем указывалось при анализе предыдущих произведений автора. В данной повести философская система Чернышева, наконец, приобрела завершенный вид. Философия, да простит меня автор, конечно, реакционная. Здесь даже не сильный антропный принцип, где все построено под появление человека, автор прямо пишет об акте творения. Откровенный антидарвинизм и креационизм. Светский клерикализм (или философская теология – это уже как кому нравится) — автор всячески обосновывает идею бога.
Разум — это атрибут материи, как его рассматривали Спиноза и Ильенков, а не дар сверхъестественных сил — так и хочется ответить автору.
Современная наука и ученые показаны в карикатурно-пародийном виде.
Недооценка роли народных масс и бонапартизм, преувеличения роли личности в истории. Люди сами, читаем между строк, ни на что не способны, у них несовершенная природа, их надо вести и направлять как неразумных детей. В основном, правильная оценка реалий современного мира (очень понравилось место, где говорится об искусственности границ и единстве человечества, о том, что враги у человека уже определены автоматически государством, в котором он живет), интересные прогнозы по ситуации и будущему Украины (жаль, автор называет без разбора «сбродом» всех эмигрантов из стран «третьего мира», которых по замыслу, Европа перенаправит в Украину) соседствует с социальным мессианством. Все социальные проблемы, войны, бедность были преодолены одним человеком, пусть и наделенным «космическими волшебниками» сверхспособностями.
О социальном устройстве разных миров Чернышева говорить тоже не приходится — большинство из них является отражением мечты об идеальном государстве, старый добрый патернализм. По поводу социальной стратификации, как отмечал автор еще в «Бреши», — иерархия должна быть, без нее нет порядка (!!!). За всем этим чувствуется армейское прошлое самого автора — действительно, без иерархии армия сразу рассыпается. Жаль, что все это переносится на «гражданку». То тут , то там видим формы допуска, спецоперации, отдача чести, нашивки и шевроны. Военная тема в том или ином виде сопровождает читателя на протяжении всех трех повестей.
Вывод. По 10-балльной шкале: сюжет — 7, философский смысл — 4, речь — 10.