Андрей Лях


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Андрей Лях. "Челтенхэм"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Андрей Лях. «Челтенхэм»

Статья написана 14 февраля 2019 г. 05:57


Вернер фон Браун, человек-авиаконструктор, человек-штурмбанфюрер и человек-ракета, где-то когда-то на перегоне от ракетостроительного завода в Пенемюнде до центра управления космических полётов НАСА сказал – а Томас Пинчон вынес в эпиграф знаменитейшего своего произведения – что природа не знает угасания, а знает только преобразование. Вот этой фразой бы и начать разговор о последнем романе Андрея Ляха, а так же о трёх его романах предыдущих, поскольку, во-первых, и ракетостроение, и авиаконструирование, и немецкий милитаризм (скорее в стиле Второго рейха, нежели недоброй памяти Третьего) играют в разговоре роль огромную, а во-вторых – число три тут некоторая условность, как и любое другое число, любое другое членение. Начав с «Реквиема по пилоту» (2000), продолжив крупноразмерной повестью «В направлении Окна» (2006) и теперь издав Челтенхэм (2019, а написан роман был сильно раньше) Лях пишет одно и тоже сложноорганизованное, самоусложняющееся произведение, то, что иногда называют словом «метароман». Как Набоков, разместивший протагониста «Пнина» среди задников «Бледного Огня», а персонажей «Короля, дамы, валета» проводивший, мельком, перед глазами читателя «Защиты Лужина». Как Фолкнер, чья Йокнопатофа состоит из сквозных отсылок, лейтмотивов и перекличек. Как – читателю русской фантастики это придёт в голову в первую очередь – Стругацкие с их густо и привычно (ко второй-третьей книге) населённым миром Полдня.

И на этом, наверное, следует закончить разговор о сходствах в виду исчерпания самих сходств. Лях выстраивает самобытную – как по отношению к отечественным, так и по отношениям к зарубежным жанровым коллегам — вселенную и его многочисленные терминологические реверансы скорее увеличивают, чем сокращают дистанцию. Он развивает, варьирует, аранжирует в собственных декорациях собственные темы, среди которых главная – скорость. Его герои либо бегут, пока живы, либо на бегу умирают. Живые фон брауновские ракеты. Все три романа Ляха – это не просто динамичные (экшн, действие, боевик) книги, это книги о динамике.

С самого первого романа мы видим мир (как потом поймём – даже два мира, а в перспективе и гораздо больше) некоего неопределённого будущего, широкой, но ограниченной космической экспансии человечества, внутри себя разделённого на две крупных сферы влияния – более-менее эклектичный, скорее англо-саксонский планетарный конгломерат, управляемый землёй, и отчётливо-монолитный, выраженно-германский Стимфал, чью военную (но не политическую) иерархию возглавляет человек по званию маршал, а по имени Джон Джеймс Кромвель – и то, как эти сферы влияния преображаются в театры военных действий, собственно, и составляет весь антураж повествования. В каком-то смысле перед нами не далёкое будущее, а «Европа цезарей! С тех пор как в Бонапарта гусиное перо направил Меттерних» — старая недобрая европейская политика, её моральный закон, спроецированный в звёздное небо с «поправкой на ветер». В такой проекции нет ничего необычного по сути, здесь куда интересней форма. Глобальная, масштабная история панорамируется через очень локальные окна: и персонажи «Реквиема» с «Окном» и персонажи «Челтенхэма» — люди, играющие в происходящем роли далеко не главные. Лях очень интересно работает с оптикой: мы знаем топографию повествования, но не знаем его географию – судьбы Хедли Холла, Терла-Эттина-старшего и младшего соприкасаются с судьбами мира как бы по касательной, все, что мы видим, мы видим наскоро, в промельке, размыто: и это тоже создаёт ощущение огромных скоростей, свист в ушах. Перейдём к роману, пока не оглохли.

Сам «Челтенхэм» представляет собой результат очень интересного эксперимента по жанровому смешению: это, по сути, боевик (со всеми характерными для жанра тропами и механикой), но написанный в совершенно нехарактерной барочной эстетике. Сам зачин романа, флангированный предисловиями, являет нам главного героя, в отношении которого слово герой не столько сюжетная характеристика, сколько профессиональная. Диноэл Тэрла-Эттин – спецназовец, разведчик, контактер – героем всю жизнь работал, это было его водой и хлебом, его повседневностью, бытом, и если раньше протагониста побуждало к действию любимое ремесло, то теперь — потеря любимого ремесла в результате вынужденной демобилизации. Отставник, оказавшийся за бортом после расформирования любимой конторы, отправляется расследовать многоуровневый хитроумный заговор двух разведок не из патриотизма или своекорыстия, а потому что больше ничего не желает, не умеет желать. И далее перед читателем разворачивается серия авантюр, начавшихся не вчера, подсвеченных в предыдущих романах Ляха, уходящих в прошлое и в будущее. Сюжетная линия не то, чтобы разветвляется, скорее прирастает: к истории Терла-Эттина — история Контакта и войны землян со стимфальскими птицами маршала Кромвеля, затем она смыкается с вполне фэнтезийной историей планеты Тратэра, острова Челтенхэм, Англии VIII и её жестокосердного короля нешекспировского Ричарда III Глостера, совершающего вполне шекспировское восхождение на трон. Оттуда тянутся другие веточки – история семьи Ричарда, его детей, и любопытно смотреть с какой виртуозностью Лях замыкает это сложную композиционную архитектуру, сводя всё вновь к истории героя, с которого он начал рассказ. С инженерной точки зрения роман построен идеально, как и с точки зрения стилистической. Бессмысленно хвалить Ляха за стиль, за письмо – отменной чеканки предложения, его работа с деталями, словарный запас, изощрённая описательность, технические отступления – всё это вышито гладью. При этом "шекспировский", феодальный, фэнтезийный пласт романа интегрирован в фантастический, техногенный текст великолепно.

Хочется и далее длить похвалы, но вот здесь у меня возникло ощущение определённого неприятного диссонанса. Для такого языка и такой формально-изощрённой работы содержание кажется каким-то слишком простоватым: оно слишком развлекательное, слишком боевичковое, хотелось бы чего-то поглубже, а поглубже нет. Некие намёки встречаются в историософских вкраплениях, в опасениях иных персонажей (в первую очередь Скифа) грядущей и малоотвратимой гибели человечества после достижения им технологической не по сеньке шапки, но эти намёки так и остаются намёками, они никуда не ведут сюжетно.

Начинает несколько приедаться и этот свойственный боевикам нарочитый титанизм. Абсолютно все главные персонажи — это сверхлюди, уберменьши, стреляющие с двух рук, непобиваемые в рукопашной ни одним супостатом и переживающие какие-либо травмы и кризисы только как паузу для релаксации перед очередным превозмоганием. Повествовательная техника, при всей композиционной виртуозности, тоже несколько однообразна, с таким сильным креном в сторону развлекательной литературы роману не помешала бы детективность, но никакой детективности, никакой загадки нет: мы почти не извлекаем сведения о мире и фабуле постепенно, из каких-то деталей и ситуаций, нет, всё это проговаривается самим автором, выписывающим огромные блоки повествовательной информации. Пусть эти блоки составляют очень мощную кладку, но хотелось бы какого-то разнообразия приёмов, увидеть работу не только зубилом и мастерком, но и что-то более пуантилистичное. Ведь барокко – это комбинация разных форм, а не бесконечное преумножение одной, пусть и весьма удачной. Другим, куда более серьёзным упрёком (особенно к последней трети романа) будут второстепенные женские персонажи – упрёк, увы, типичный для боевиков. Они просто отвратительны. Эти диалоги, эти отношения –штамповка и картонаж. Особенно чудовищны сцены с киборгизированной любовницей Кромвеля и, слава Богу, что они в тексте единичны. Это вдвойне обидно, поскольку Лях умеет работать с разнополыми характерами, сюжетная линия Мериет удалась ему в полной мере, но в упомянутом случае... Это уровень той самой "боевой фантастики", где сисястые порнокрасавицы падают в объятия для поятий к богатырю в промежутках между истериками. Эпизод с Синельниковым – другим сквозным персонажем Ляха — тоже показался мне хоть и не провальным, но весьма спорным и довольно-таки чужеродным. Если средневековые реалии оказались вполне гармоничны выписанному миру, то реалии современные – уже нет.

Однако при всех этих претензиях, иногда достаточно весомых, работа демонстрирует такое мастерство, такую вескость умения, что игнорировать её не следует никак. Следующий роман Ляха ожидаем с огромным интересом, и, думаю, не только мною.

P.S. Поскольку в связи именно с этим романом возникают странные упрёки в малодоступности, то скажу, что я заказал его вот у этого человека. Чего и вам желаю.





1701
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 февраля 2019 г. 11:33
[Сообщение изъято модератором]
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2019 г. 11:50
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2019 г. 12:08
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2019 г. 12:23
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2019 г. 13:32
А зря — малотиражка Тужилкина очень хорошо сделана.


Ссылка на сообщение14 февраля 2019 г. 20:17
Где когда и что будет и будет ли вообще — большой вопрос. Сейчас есть только это издание и имеет смысл обсуждать только его.


Ссылка на сообщение14 февраля 2019 г. 21:49
Спасибо! Честно говоря, достаточно скептически отношусь к современной российской фантастике, но эта книга заинтересовала...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2019 г. 23:12
Хотя романы отдельные, я бы рекомендовал читать его по порядку, т.е Реквием-Окно-Челтенхэм. Если понравится один — понравятся все, если один не понравится, то скорее всего и остальные не пойдут.
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2019 г. 04:04
Я после вашей рецензии почитал сразу отзывы на его более ранние романы, но там как-то меньше заинтересовало. Меня подкупили «шекспировость» и «барочность», и конечно же Кромвель!8:-0
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2019 г. 05:42
Я подумал... у меня наверное просто такое впечатление сложилось, потому что я их читал в таком порядке.
Наверное это не обязательно. Там интересно выстраивать общую хронологию и вообще понимать, что спасший Кромвеля в «Окне» Глостер — это отец Ричарда Глостера из «Челтенхэма», а сам мир «Челтенхэма» и «Реквиема» это не мир «Окна», а как раз те самые Аналоги, с которыми у мира «Окна» очень сложные отношения.
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2019 г. 12:53
Я попробую с этого начать, а там уже посмотрим... Хотя конечно сам люблю читать по порядку и хронологично...

А его апокриф про Дюну с этим всем тоже как-то коррелирует?
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2019 г. 22:50
Апокриф мне этот резко не понравился, я его даже не дочитал.
Какие-то упоминания там кажется есть, но вроде бы он самостоятельный.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 01:42
Фанфик стилистически и сюжетно ужасен, и он вполне коррелирует с остальным творчеством Ляха. Во второй половине появляется вездесущий попаданец Синельников, да и какой-то из Кромвелей тут же помянут.

цитата

– Матерь божья, – шепотом ахнул Синельников, – Алия, вон твой Тамерлан…
Взгляд Алии тревожно метнулся в сторону, но Феллах уже был рядом.
– Ваше величество, – сказала Алия. – Не надо расценивать мой визит ни как дипломатический маневр, ни как жест доброй воли. Это шаг отчаяния.
Эмир забрал ее руки в свои.
– Дитя мое, мне не надо объяснять, каких усилий вам это стоило. Поверьте, вы у друзей. Приветствую вас, Владимир. Вы снова творите добрые дела. Алия, Фейда-Рауту вам представлять не надо…
– Привет, сестренка! – Харконнен захлопал в ладоши, держа их на уровне живота. – Наконец-то ты сделала правильный выбор!
– … а это начальник нашего Генерального штаба маршал Кромвель.
Тот подошел, снял фуражку, пожал Алие руку. Она уставилась, как зачарованная. Волна седых волос, прозрачные совиные глаза, странная оцепенелая улыбка… Дух Войны – от него и в самом деле дохнуло жутью.
– Володя, – приветливо сказал Дух Войны. – Как тесен мир…
– Да, Джон, – ответил Синельников. – Даже удивительно.
– Ничего удивительного, уверяю тебя. Ты с нами?
– Нет, господа. Прошу меня простить, – Синельников поклонился так, словно на нем был фрак, а не пыльный простреленный стилсьют. – Я вас покидаю. Мне хорошо известно, что здесь устроит маршал Кромвель. Он всегда устраивает одно и то же, и, признаюсь, у меня нет охоты в этом участвовать. Я удаляюсь от мира и становлюсь отшельником. У меня с собой Евангелие, Коран и сборник Конфуция. Да, еще Лао-Цзы. Я все это собираюсь освежить в памяти или даже почитать вслух, если найдутся слушатели. Алия, надеюсь, ты будешь меня вспоминать. Засим позвольте откланяться, всего наилучшего.
Алия мгновенно очутилась рядом, побелевшие пальцы впились в отворот стилсьюта:
– И не рассчитывай от меня отделаться. Я найду тебя где угодно. Дай мне несколько дней.
В ответ Синельников взъерошил ей волосы.
– Алюш, занимайся своими делами. Иншалла. Что это значит, его величество тебе объяснит. Будь здорова. Если тебе там надоест, мы с «Ордынкой» тебя ждем.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 02:01

цитата

Фанфик стилистически и сюжетно ужасен, и он вполне коррелирует с остальным творчеством Ляха

Я согласен по поводу ляховской «Дюны», но категорически несогласен по поводу его творчества в целом.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 02:02
Дело хозяйское, я вон первую трилогию Бэккера для себя довольно высоко ставлю, пока он в канве крестового похода держится, а вот дальше круто по нисходящей, когда он в отчаянную деконсекрацию Толкиена пополам с Хербертом ударяется. А у вас явно наоборот.

Говоря о корреляции, я имел в виду главным образом переходящих из книжки в книжку Синельникова и Кромвеля, а также криптоисторические склонности.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 02:09

цитата

Дело хозяйское, я вон первую трилогию Бэккера для себя довольно высоко ставлю, пока он в канве крестового похода держится, а вот дальше круто по нисходящей, когда он в отчаянную деконсекрацию Толкиена пополам с Хербертом ударяется. А у вас явно наоборот

Нет, наоборот, тут я с вами согласен. Я именно первую трилогию ставлю сильно выше последующих. Я считаю, что он _ Бэккер то есть — до определённой степени выправил уровень в двух последних книгах, но всё равно не достиг уровня первых.
Я об этом писал в профильной теме, там был большой отзыв.

цитата

Говоря о корреляции, я имел в виду главным образом переходящих из книжки в книжку Синельникова и Кромвеля, а также криптоисторические склонности.

Может быть, но как раз Синельникова нет ни в «Окне» ни в «Реквиеме». В «Челтенхэме» есть и эпизоды с ним мне не показались удачными, но их ничтожно мало. А Кромвель там и должен быть, это же его мир(ы).

А насчёт «Дюны» я с вами полностью согласен, это провальная вещь. Я даже не дочитал до тех моментов, где, оказывается, он вводит персонажей своего основного цикла.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 01:46

цитата georgkorg

Честно говоря, достаточно скептически отношусь к современной российской фантастике

И правильно делаете, покуда она погрязла в бесконечном самиздате.

Несколько огрубляя, можно сказать так: если вам нравятся криптоистории Еськова, альтернативки Лазарчука, Звягинцева, то может понравиться и Лях (оценка близости субъективная). Я даже одно время полагал, что это псевдоним Еськова, от него логично было бы ожидать подобных работ.

Я не поклонник этих авторов, потому и Лях мне совсем не зашел. Окажись в нем больше от талантов аккаунта дожурналистской Латыниной (есть неподтвержденные слухи, что в период Вейского цикла этот аккаунт был неоднопользовательским), то, возможно, я изменил бы свой вердикт, но как стилист он по читанному беспомощен. Особенно это касается фанфика по Дюне. Там кросстекстуальный и межмировой попаданс настолько немотивированный, что ломает не только Барьерную Стену, но и четвертую. Бэккер тоже сильно опирается на Херберта и спорит с ним, показывая, как это можно делать куда изящнее. И даже Кинг, о котором я невысокого мнения, дал бы Ляху мастер-класс на примере Каллахэна, убредшего из «Жребия Салема» в цикл о Темной башне. Про такие эталонные исполнения, как у М. Дж. Харрисона или Муркока, и говорить излишне.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 02:05

цитата

но как стилист он по читанному беспомощен.

Это просто ерунда. Язык там великолепный. И уж точно не пресную Латынину с ним сравнивать.

цитата

Клайд Ванвейлен вовсе не собирался открывать новую планету.
Это вышло случайно. У Серого Пятна за его кораблем погнались двое пиратов с фальшивыми опознавательными знаками Порте-Кассино, даже не пиратов, если говорить честно, а отощавших обывателей Ньютоны. Планету недавно вышибли из Федерации за несоблюдение прав человека, отчего местный диктатор, конечно, не перестал расстреливать собственных болтунов, однако совсем перестал преследовать собственных бандитов.

Если бы у Ванвейлена был хороший корабль и надежный экипаж, он бы подождал эти катера и популярно, с помощью бортовых лазеров, разъяснил им международное право, – но у Ванвейлена был этакий грузовой бочонок с подтекавшими стабилизаторами, на котором он вез на Эркон геофизическое оборудование и прилагаемого к оборудованию геофизика по имени Сайлас Бредшо, скромного молодого человека с застенчивыми манерами и глазами черными, как донышко пусковой шахты. Бредшо, был нежен, тих, слюняв, и во время погрузки так хлопотал над запечатанными контейнерами, словно его буровые вышки были собраны из лепестков гортензии.
Ванвейлен подумал, что если его пассажир запсихует и доложит в порту назначения о незарегестрированных средствах защиты на борту, то у Ванвейлена опять отберут лицензию и еще, пожалуй, конфискуют это старое корыто, и эта мысль ему не очень-то пришлась по душе.

Тут атакующие катера вздыбились и превратились в два широких синих плевка длиной, с точки зрения приборов, в семь тысяч километров, – Ванвейлен врезал по панели управления и ушел в подпространство, не утруждая компьютер координатами выхода.

Когда поле вновь собрало корабль в одном месте, на экранах сияла неведомая Ванвейлену россыпь звезд, а чуть справа по курсу, как одинокая елочная игрушка, висел серебристо-синий шар, важно подставлявший затянутый облаками бок небольшому желтому солнцу. Даже невооруженным глазом можно было заподозрить, что атмосфера на важном шаре – земного типа, и это было редкой удачей. Весь экипаж, в количестве шести человек, сбежался в рубку, и пассажир Бредшо, подскакивая от восторга, потребовал подойти к планете.


цитата

День рождения. Двадцать пять лет. Одна из последних летних ночей, уже наполненная предчувствием сентябрьской прохлады. Веранда тонет в сигаретном дыме, зажгли свечи, лиц стало не разобрать, шум, гам, громогласно страдал и стонал Крис Норман, кто-то предложил открыть окна, но не открыли, длинноногий Баженов улегся на стол среди бутылок и салатов, объявил: «Я Орка, кит-убийца», после чего немедленно заснул. Его поволокли на второй этаж, там тоже что-то заварилось, кто-то уехал, свечи, обливаясь стеариновыми слезами, догорели до деревянного подсвечника, тот обуглился, свет померк, и все мало-помалу успокоилось.
Он открыл глаза и посмотрел на часы. Цифры в зеленом прямоугольнике перемигнули, и ноль три сорок пять сменились на ноль три сорок шесть. Подступившее ненастье сгущало предрассветный сумрак; натягивая спортивную куртку, он подошел к окну — ничего не разобрать, слоистая муть, только слышно, как внизу, под террасой, волны разбиваются об искусственные скалы и под полом вздрагивают бетонные сваи. Надо собираться. Денег ни копейки, да и к чему сейчас деньги, но в багажнике нетронутые бутерброды плюс баженовский термос. Можно было бы сказать так: до смерти осталось пять бутербродов.
Его звали Эрлен Терра-Эттин, или, согласно старинному прозвищу, Эрликон. Он сын знаменитого Диноэла Терра-Эттина, человека судьбы фантастической и до крайности сумбурной, и кажется, будто дикость характера отца отразилась на внешности сына.
Вид Эрликона был не столько уродливым, сколько необычным. Он мал ростом, хрупок, сутул, левая половина узкого и длинного лица словно смята, и надбровье выступает козырьком, отчего взгляд приобретает постоянно хмуро-удивленное выражение. Зато, когда дело дошло до глаз, суровая мать-природа вдруг расщедрилась и наградила Эрликона дивными темно-синими очами, как видно первоначально предназначавшимися какой-нибудь бернисдельской колдунье, и волосы, предмет его тайной гордости, были очень хороши: густые черные кудри литыми кольцами сбегали на неровные узкие плечи. Странное было лицо, наверное, так выглядел в незапамятные времена король сказочных троллей.

Пройдя по отделанному камнем коридору, Эрлен спустился на первый этаж — стеклянную веранду, нависшую над морем. Здесь стоял стол — хранитель останков буйного пиршества; в инвалидном кресле на колесах устроилась неясная, но юная фигура, а у дверей привалился все повидавший ветеран-«харлей» — мастодонт в мире мотоциклов — тяжеловесно-логичное нагромождение хромированной стали — с буйволовыми рогами руля и ракетными дюзами выхлопных труб. Правда, зеркальный блеск его частей был основательно ободран, время обнажило красное мясо коренной металлической стати и обратило белизну цифр на шкалах в желтизну и зелень.

Прямо по первому абзацу видно, кто писатель, а кто погулять вышел. И писатель тут не Латынина.
«Крейсера вздыбились».
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 02:09
Я оговариваю, что оценка субъективная. У нас с вами вообще ранговая корреляция слабовата, расхождения тут ожидаемы.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 07:55
Моё отношение к современной русскоязычной фантастике намного сложнее и избирательнее. Мне нравятся Покровский, Шведов, Радов, Лукин... В остальном кто-то может нравиться частями или только периодами творчества. А кого-то я вообще не перевариваю... Столяров еще нравился. Хлумов. Может кто-то еще, но так сходу не вспомню. Наша современная фантастика поэтому занимает меньше 5% моего чтения...
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 08:31
Я почему-то женщин из нее предпочитаю. Славникову, Галину, Фёдорову, раннюю Латынину периода Вейского цикла (с вероятным соавтором).

А в целом читаю почти исключительно на иностранных языках, да. Заметки и прочий креатив в последнее время с перекосом в английский.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 08:56
Латынину я как раз только раннюю и пробовал — времен азбучной серии русского фэнтези. Вроде бы негатива не вызвала. Других не читал. Галина заинтересовала по нескольким недавно прочитанным рецензиям.
На иностранных языках я почти не читаю, хотя и могу. Всё же предпочитаю русский. Поэтому в основном переводная литература.

У многих русских авторов, кого пробовал, с точки зрения языка сразу отталкивает какая-то дебильная лубочность, придурковатость, идущая, как мне кажется, от «Понедельника» Стругацких. Особая квинтессенция этого на мой взгляд у Олди... Прям до отторжения, не могу дочитать их книгу уже года 4...
Хотя вот у Лукина в «Катали мы ваше солнце» или Толстой в «Кыси» это обыграно очень тонко и не вызывает отторжения.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 09:18
Да, согласен, Олди сколько ни брался читать, они через мозг без усвоения проходят.

Если вам хочется более сложного и изысканно-метафоричного языка, посмотрите 2017 Славниковой, это субъективно лучшая альтернативка в русской фантастике из читанных и одна из лучших русских книг нашего века вообще. Но у нее очень полярные оценки обычно. Возможно, вам понравится.

А стремление к избыточной простоте языка объясняется имхо тем, что основная целевая аудитория нынче и так на СИ ориентируется, и авторы с разной степенью осознанности подстраиваются под ее вкусы. Распространенная ошибка — реальное или декларируемое стремление заработать на своей продукции, в Рунете это невозможно ввиду чрезвычайной легкодоступности того же СИ сетевых библиотек. Но если даже такой ошибки не делают, то совершают еще худшую — ударяются в фанфикерство-проектерство , прежде всего, да, стругацкообразное времяучениковое, имея целью встроиться в коммьюнити и наработать опыт «на реальных проектах». Эти подходы из области айтишного аутсорса ничем полезным для русской фантастики не заканчиваются.

Я вот, скажем, полагаю, что нужно креативить скорее так, чтобы тексты читались одинаково удачно случайным посетителем по-русски и по-английски, или на каком бишь языке еще ставить опыты, а это требует не опускаться ниже определенной планки сложности; для любого мыслимого сюжета более простых (ну или более оригинальных) альтернатив на рынке, будь то СИ или ЖЖ, всегда будет примерно столько же, сколько на Аliexpress вариантов расцветки айфонообразных чехлов. Правда, это замечание касается в основном нонфикшена (по отзывам в моем профиле можете сходить глянуть, там не только про фантастику).
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 10:59
Да, во многом я согласен. Насчёт АБСности подавляющей части русской фантастики — это как раз и отталкивает. Я не большой поклонник АБС, но даже их воспринимаю легче, чем многочисленные эпигоны...
Кстати за Славникову спасибо — надо бы посмотреть этот её роман. А я же оказывается её знаю по некоторым не фантастическим делам. И вообще она у меня в восприятии скорее как за пределами «жанровой» литературы. Как та же Толстая.

Кстати вспомнил вот еще одного автора, который мне нравился раньше — Тюрин. Но поздние вещи у него стали для меня менее читаемы.


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 18:33
Ого! У вас авторская колонка появилась, здорово. И роман надо брать, конечно
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2019 г. 23:58
Не, это не авторская, это я стал писать в рубрику рецензий. Про всякие заинтересовавшие вещи.

P.S. Мы вроде на «ты» были, когда последний раз говорили. )
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2019 г. 21:32
Это я уважением проникся, читая. Извиняюсь)
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2019 г. 02:16
Когда был обвинен старицкий воевода,
Что, гордый знатностью и древностию рода,
Присвоить он себе мечтает царский сан,
Предстать ему велел пред очи Иоанн.
И осужденному поднес венец богатый,
И ризою облек из жемчуга и злата,
И бармы возложил, и сам на свой престол
По шелковым коврам виновного возвел.
И, взор пред ним склонив, он пал среди палаты,
И, в землю кланяясь с покорностью трикраты,
Сказал: «Доволен будь в величии своем,
Се аз, твой раб, тебе на царстве бью челом!»
И, вспрянув тот же час со злобой беспощадной,
Он в сердце нож ему вонзил рукою жадной.
И, лик свой наклоня над сверженным врагом,
Он наступил на труп узорным сапогом
И в очи мертвые глядел, и с дрожью зыбкой
Державные уста змеилися улыбкой.

Уважение такая штука...можно пересолить. :-)))
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2019 г. 07:48
А.К. Толстой хорош в стихах, да.


⇑ Наверх