Разрушенная империя Марка


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тик-Так» > "Разрушенная империя" Марка Лоуренса
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Разрушенная империя» Марка Лоуренса

Статья написана 18 июня 2019 г. 05:34

Марк Лоуренс — один из популярных за рубежом авторов, вошедших в жанр фэнтези на волне успеха «Игры престолов» и расцвета темного фэнтези. Он пишет примерно в том же направлении, что и Джо Аберкромби, хотя и несколько все же уступает ему в известности. И заслуженно, на мой взгляд, если забегать вперед. Хотя и сам Аберкромби пишет более чем спорно, Лоуренс пишет еще более спорно. Дебютная работа этого автора — трилогия «Разрушенная империя», состоящая из романов «Принц терний», «Король терний» и «Император терний».

Трилогия объединена сквозным персонажем — юным принцем Йоргом Анкратом, и описывает его карьерный взлет от главаря банды дорожных разбойников до повелителя континентальной империи и спасителя мира от темных сил. Сам мир представляет из себя постядерную Европу далекую будущего, деградировавшую до состояния нового средневековья и раздираемую бесконечными феодальными войнами. Такой сеттинг мне интересен, и это отчасти обусловило, что я прочитал все три книги этой серии — хотя не понравилась мне уже первая. Но обо всем по порядку.


Как мы узнаем из романа «Принц терний», принц Йорг из дома Анкратов — 14-летний юноша, уже четыре года как возглавляющий шайку эдаких вольных стрелков и ведущий партизанскую войну на охваченных хаосом территориях. Йорг стремится отомстить графу Ренару, своему родному дяде, за мать и младшего брата. Когда Йоргу было десять лет, его родственников убили люди Ренара, а отец Йорга, король, не стал за жену мстить, приняв от Ренара откуп. Вскоре после этого король Олидан вновь женился. Он хочет завести нового наследника, а от Йорга был бы не против избавиться. Почему король так относится к единственному уцелевшему сыну, который при этом показан как храбрый и смелый молодой воин, я из первой книжки так и не понял. Видно, этот король просто плохой человек. Ладно, бывает.

Итак, когда десятилетний Йорг потерял мать, он решил мстить за нее сам, и сколотил собственную шайку разбойников. Благодаря уму, жесткости и красноречию мальчик стал у них лидером. В 14 лет он уже выигрывает небольшие битвы. При этом Йорг начитан, не против полистать на досуге после битвы какого-нибудь древнего философа, изучал с наставником в отцовском замке искусство ниндзя (по книжке с картинками, которую тот привез из Японии) и мечтает стать императором, чтобы остановить войны в Европе и навести порядок. Периодически Йорг красиво и пафосно об этом говорит.

В общем, вы уже поняли наверно, что главный герой — сияющая мэрисья.

Поймите меня правильно — да, в средневековье раньше взрослели. Да, на войне подростки взрослели особенно быстро. Но никакое средневековье не заставит меня поверить, что десятилетний мальчик может рассуждать следующим образом:

— Это невозможно сделать, — заявил нубанец.

— Есть вещи, которые легко преодолеть при желании, — возразил я.

— Невозможно, — повторил нубанец. — Это не для тех, кто хочет прожить хотя бы пять минут после того, что сделает.

— Если бы мне нужен был просто убийца, готовый пожертвовать собственной жизнью, то Сотня давно превратилась бы в Дюжину. — Мой отец пережил несколько покушений, при которых предполагаемые убийцы даже не делали попыток сбежать. — Ни от одного из претендентов на Имперский трон так легко не избавишься.

Нубанец повернулся в седле и хмуро посмотрел на меня. Он давно отказался от попыток выяснить, откуда ребенок так многое знает. Интересно, сколько еще потребуется времени, чтобы он перестал отговаривать меня от задуманного.

Я слегка пришпорил коня. Казалось, за последние полчаса башни графского замка не приблизились ни на дюйм.

— Надо узнать, чем сильна оборона графа, — произнес я. — Выяснить, что он считает самым верным. На что возлагает свои надежды.

Нубанец снова нахмурился.

— Выяви слабое место врага, — сказал он, — а потом стреляй.

Он ласково провел по тяжелому арбалету, пристегнутому к седлу ремнем.

— Но ты же сам утверждал, что это невозможно, — возразил я. — Причем много раз. — Спасаясь от холодного вечернего ветра, я посильнее закутался в плащ. Я отнял его у высокого человека, поэтому он свободно болтался на мне. — Выходит, ты ищешь самый верный способ проиграть.

На мой взгляд, это смешно и неправдоподобно. Будь Йоргу в этом фрагменте 15, 16, 18 лет — ладно. Но не десять же. Перебор.

В основном действии, когда Йоргу уже недавно исполнилось четырнадцать (за несколько дней до того), отец, решив видно избавиться от слишком умного и крутого отпрыска, поручает ему с небольшим отрядом взять Красный Замок — неприступную пограничную вражескую крепость, защищенную многочисленными гарнизоном. Этот замок никто не мог взять много лет, и король рассчитывает, что Йорг там погибнет. Я не знаю, зачем ему это. Король плохой, я уже сказал. При этом мать Йорга была из другого королевства и, по идее, отправив ее сына на смерть, Олидан может рассориться с тем государством, если об этом кто-то узнает. Ну а как же — женился на какой-то новой даме, на прежний союз наплевал, за королеву даже не мстил, сына ее отправил в безнадежный бой... Но не похоже, чтобы это хоть как-то кого-то волновало.

Итак, Йорг получает невыполнимую миссию. Из документа, найденного им в отцовской библиотеке, ГГ узнает, что Красный Замок построен на месте старой военной базы, в которой хранится химическое оружие. Йорг решает поджечь этот склад, чтобы отравить газами гарнизон. До Йорга эта идея никому в голову не приходила. Йорг проникает в подземелья крепости, миновав тайные ходы и, видимо, заброшенное метро или что-то типа, населенные мутантами и таинственными колдунами, поднимающими живых мертвецов. (В этом мире существует настоящая магия, о чем будет пояснено позже). Сам склад никем не охраняется, его дверь не заперта — «электромагнитные болты», видите ли, размагнитились, как доверительно сообщает местный ИИ. Йорг сотоварищи поджигают запасы оружия и успевают сныкаться. Успевают весьма вовремя, так как оказывается, что на складе также хранилась ядерная бомба — и вся крепость весело взлетает к чертям.

С ядерной войны прошла тысяча лет, королевства Анкрат и Геллет воюют давно, но за эти годы никому прежде Йорга не пришла мысль заглянуть в тайник древнего оружия и так или иначе им воспользоваться. Также гарнизону крепости не пришло в голову этот тайник охранять, хотя о разрушительном древнем оружии тут все наслышаны. О, это так прекрасно, когда все в книге идиоты, кроме сияющего военного гения ГГ. Напоминает врагов Рокэ Алвы (персонажа «Отблесков Этерны» Веры Камши), с той разницей, что Алве было не четырнадцать лет.

Финал книги особенно плох — там рассказывается, как Йорг встречается со злоумышлявшим против него колдуном-телепатом. Установив над разумом Йорга ментальный контроль, колдун обездвижил его — однако поскольку вокруг разворачивалось сражение, Йорга пнула в спину подбежавшая лошадь, он упал прямо на колдуна и проткнул его кинжалом, который сжимал в тот момент в своей руке. Более глупой смерти злодея я не видел больше нигде.

Книга оставила у меня очень противоречивые впечатления — однако я все же взялся за второй роман.

Если «Принц терний» был историей достаточно неправдоподобной, но хотя бы динамичной и бодрой, «Король терний» удивительно зануден и затянут. Он почти вдвое толще первой части — и это увеличение объема совсем не пошло ему на пользу. Как и в первой части, мы следим за развитием двух сюжетных линий, разворачивающихся попутно в настоящем (когда Йоргу 18 лет) и в прошлом (когда ему 14). В обеих линиях сюжет развивается ужасающе медленно. Как будто бы что-то происходит — какие-то стычки, приключения и открытие новых локаций на карте — но все это довольно бессвязно, и большей части событий могло бы и не быть.

В особенности сказанное касается линии флешбеков. В ней 14-летний Йорг, к слову, по-прежнему демонстрирует те же мудрость и харизматичность, так раздражавшие меня в первой части. Мальчик вырос в маленьком средневековом городке, пусть и был сыном местного удельного короля, и с десяти лет шлялся с разбойниками по глухомани, однако это не мешает ему почти в каждой главе цитировать античных авторов, старинных философов и поэтов времен эпохи Ренессанса, вспоминать при случае любые исторические факты, а также демонстрировать познания в высшей математике.

Йорг обожает философствовать и выдавать к месту и не к месту сложные рассуждения о судьбе человека и роли личности в истории. Он размышляет как интеллигентный и поживший на свете мужчина средних лет, а никак не как пацан, ничего кроме крови и грязи в жизни считай и не видевший. Да, при этом говорится, что наставник в отцовском замке до десяти лет дал Йоргу классическое образование... но мало кто из нас в десять лет имел такой багаж знаний, а выросли мы в куда более цивилизованную эпоху.

Во флешбеках Йорг странствует по Европе. Сначала ему надо отвезти затесавшегося в его отряд мальчика-пирокинетика к живущему на севере Германии опытному магу, чтобы тот научил ребенка владеть даром, который иначе окажется неуправляем и опасен. Затем Йорг едет в Испанию — повидать своих родственников по материнской линии и заручиться их поддержкой на случай возможных проблем. Попутно он встревает во множество дорожных приключений, наподобие стычек с разбойниками, спасения попавшихся ему по пути несчастных и совершения тому подобных добрых дел, положенных герою фэнтези. Книга порой пытается убедить нас в том, что она является дарком, живописуя кровь и кишки в боевых сценах, но поскольку ведет себя Йорг как типичный странствующий рыцарь, пусть и несколько циничный, смотрится это все неубедительно. По большей части эти приключения лишь расширяют объем. На меня они навевали скуку, так как все они довольно банальны.

В настоящем времени мы наблюдаем за событиями одного-единственного дня, когда замок Йорга осажден силами могущественного принца, желающего подчинить себе континент. Враг привел армию из двадцати тысяч бойцов, когда Йорг располагает примерно тысячей. Тем не менее, за этот размазанный по книге и прерываемый флешбеками день Йорг одерживает сокрушительную победу. Сначала его лучники удачно обстреливают вражеские отряды с выгодной позиции на горных склонах, потом Йорг заманивает врага под снежную лавину во все тех же горах, наконец его невеста обрушивает на неприятеля боевую магию из подаренного ей родителями артефакта. Хотя врагов очень много, они ведут себя без инициативы, как боты в компьютерной игре, и послушно заходят в расставленные им ловушки.

В финале Йорг сходится в поединке с вражеским командующим. Когда противники оказываются близко друг к другу, Йорг выхватывает найденный в своих странствиях пистолет и стреляет по своему противнику. Вот только у Йорга в этом мире есть пистолет, угу. Герой одерживает победу и продолжает свой путь к императорскому трону.

Я оказался в некоторой расстерянности по итогам этого романа. Казалось бы, известный на весь мир автор, раскрученная и распиаренная серия — а между тем, это абсолютно примитивный боевик со всесильным героем, идущим к трону. Все как положено, в худших традициях жанра. Тут даже добавить что-то сложно, текст говорит сам за себя. В такого героя поверить очень сложно — он слишком крут для любого возраста, а мир, по большому счету, напоминает скорее локацию из компьютерной игры, в которой Йорг может продемонстрировать свою крутизну.

Почти все остальные герои не важны и являются лишь статистами, помогающими или мешающими Йоргу одержать победу. Какой-то индивидуальностью обладают лишь Катрин, возлюбленная Йорга, и противостоящий ему принц Оррин, но их доля в тексте очень мала. В остальном мы видим товарищей Йорга — совершенно однотипных бравых ребят с большой дороги, которых сложно различить меж собой.

Несмотря на все свои сомнения, я все же, чтобы добить уже это дело, прочел «Императора терний» — заключительную книгу трилогии. Не могу сказать, что она произвела на меня сильно приятное впечатление. В целом, сюжет стал ровнее, с меньшим количеством натяжек, да и супергероизм Йорга уже менее надуманный — хотя бы потому, что я просто привык к тому, что Йорг супер-крутой. Но в целом «Император терний» продолжает линию, начатую двумя предыдущими книгами. Есть флешбеки, в которых мы видим прямое продолжение приключений Йорга, начатых в предыдущем томе, и видим настоящее время, в котором Йорг борется за императорский титул. Попутно всему миру угрожает нашествие живых мертвецов, которыми правит загадочный Мертвый Король.

Мы больше узнаем о мире, в котором происходит действие. Так, например, объясняется, откуда в нем взялась магия — она стала результатом эксперимента, который древние ученые поставили над самой структурой реальности. Тем не менее многие подробности сеттинга, его развития и его устройства так и остались о кадром — для целой трилогии о мире было сказать довольно мало. У Лоуренса есть еще одна трилогия, посвященная тому же миру, но с новым главным героем — однако я ее читать уже не стал, и вряд ли захочу это сделать в будущем.

У «Разрушенной империи» имеются определенные достоинства — так, например, временами приключения Йорга описаны динамично. Но в целом трилогия Лоуренса оставила у меня негативные впечатления. Герой слишком могущественен и гениален, мир слишком плохо прописан, сюжет слишком бессвязный, с огромным количеством лишних или неправдоподобных элементов. Я не могу порекомендовать «Разрушенную империю» даже поклонникам героического фэнтези как такового — ибо в этом жанре есть множество намного более внятных и увлекательных книг.





342
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх