Альманах Буйный бродяга


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Альманах «Буйный бродяга», №4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Альманах «Буйный бродяга», №4

Статья написана 2 февраля 2020 г. 00:33

«Буйный бродяга № 4, зима 2016»
2016, журнал, сетевая публикация


Предисловие (2016) // Автор: Ия Корецкая

Краткий обзор современной ситуации в мире с левых позиций. Радует то, что по сравнению с №3 анализ более взвешенный.

Прыжок к свободе (2016) // Автор: Александр Харченко

Отец русского космизма Николай Федоров предрекал, что моральным долгом потомков перед предками будет воскрешение всех, когда-либо живших. Нет, этот рассказ не о реинкарнации давно умерших. Не забываем, что рассказ-то коммунистический. Тем не менее, тема космизма тут развита в полной мере.

…Группу добровольцев из эпохи давно победившего коммунизма отправляют в далекое прошлое. Множество времен, мириады стран и народов. И везде одно и то же – богатые и бедные, история борьбы классов. Как сделать так, чтобы оградить всех предков, живших в классовых обществах, от бремени социального разделения людей? И как при всем этом самим не стать жертвой эффекта бабочки?

Рукоплещу автору – он не только нашел выход из той довольно сложной задачи, которую сам же себе и поставил, но еще и удивил намного превзошедшим эту задачу результатом. Плюс рассказу в том, что тут совершена успешная попытка выйти за рамки традиционного для коммунистической фантастики круга проблем (социальные противоречия, революция, утопия и тп.).

Единственный небольшой минус – неуместная позиция автора по отношению к сексменшинствам в сюжетной композиции рассказа. Выглядит какой-то искусственной вставкой, немного портящей послевкусие.

День великого воссоединения (2016) // Автор: Ия Корецкая

Небольшой и довольно актуальный ныне аллегорический рассказ. Показана абсурдность национального противостояния и этнического деления вообще. Акценты расставлены, на мой взгляд, верно.

Молчание призрака (2016) // Автор: Александр Рубер

Что ответит искусственный интеллект, в память которого загружена вся информация о человечестве, на тривиальный вопрос о росте капитала? Согласится ли он помочь сильным мира сего в деле извлечения прибыли и уменьшения затрат? Ведь его программировал НАШ человек…

Оригинальным выглядит образ ИИ Рубера. Тут он не демон, пытающийся захватить власть над миром и изжить со свету человечество, каким его часто изображают в киберпанковских романах и фильмах. Руберовский ИИ похож на товарища в общей борьбе.

Вечная память (2016) // Автор: Юлия Лиморенко

В обществе капитала ученые не могут быть полностью независимыми от окружающего их мира. Некоторые из них – оторванные от жизни гении, другие – беспринципные деляги, без зазрений совести приписывающие себе чужие достижения. А иные могут просто пойти на сделку со своей совестью, пожертвовав благородной и вполне воплотимой в жизнь идеей ради меркантильных личных благ. Но привычная вереница несправедливости внезапно прерывается – одни получают по заслугам, а другие – бессмертие.

Когда Ку-клукс-клан плачет (2016) // Автор: Ия Корецкая

Довольно информативная статья об итогах Хьюго-2015. Оказывается, в США существуют некие «Щенки», ратующие за возвращение к «традиционной фантастике». В понимании «Щенков» это нф, которая не обременена подтекстом, но зато с непременно интересным и легким сюжетом. Общество «Щенков» узрело некий заговор «левацко-толерантных авторов» против консервативных ценностей в фантастике.

Война миров: чьей идеологии принадлежит право первородства в НФ? (2013) // Автор: Адам Робертс

Анализируются особенности «левого» и «правого» подходов в научной фантастике. Приводятся конкретные примеры из творчества Хайнлайна и Бэнкса, вскрывающие идеологический окрас того или иного типа фантастики. Отмечается, что левые фантасты более оптимистичны в отношении проблемы «чужого». Чужое может быть не угрозой, а элементом разнообразия.

Одним лишь светом (2016) // Автор: Александр Рубер

Фантастиковедческое эссе Александра Рубера. Материал посвящен одноименному роману Адама Робертса. Роман является неким перепевом истории об элоях и морлоках, в его более мягком варианте. Бедные тут еще не отдельный вид людей, но уже на пути к этому. Фотосинтетические длинные волосы бедных – отличительный признак класса, так же как стриженые натуральные – богатых. В мире романа обычная еда – привилегия избранных. Деградация, конфликты и революция без ясной программы преобразований – такова фабула, которую разбирает Александр Рубер.

Немного удивила сама форма эссе. Авторских размышлений тут не так много, основную часть работы представляет обширная цитата – выдержка из романа Робертса, а также пересказ сюжета. Правильные, хотя и очень немногословные вводные замечания и выводы занимают очень уж небольшой размер – несколько абзацев в начале и в конце материала.

Epic Pooh [= Эпический Пух] (1978) // Автор: Майкл Муркок

Полезная для расширения кругозора читателя, интересующегося твердой и социальной фантастикой, статья. Развенчивается социальная подоплека такого популярного ныне жанра, как эпическое фэнтези. О том, что данный жанр отражает идеализированное феодально-средневековое мировоззрение, писали уже давно и не единожды. Мурок же в свою очередь отмечает такие неожиданные аспекты эпического фэнтези, как извращенный романтизм, реакционную сентиментальность, неуважение к ребенку как читателю, стремление к уютному, неопасному лесу, бегство от жизни в мегаполисе со всеми его противоречиями, слабую манеру письма, консервативно-среднеклассовую ориентацию и др. Перо мастера не щадит таких авторитетов жанра как Толкин, Льюис, Адамс.

Итог. В целом номер вышел интересным. Уже нет того идейного разнобоя, который присутствовал в предыдущих выпусках. К плюсам номера можно также отнести усиление критической составляющей, обзор новостей из мира левоориентированной фантастики и околофантастической жизни.





543
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх