Звуки в неземного


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Icipher» > Звуки (в)неземного происхождения. Часть 2: «Mother Tongue»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Звуки (в)неземного происхождения. Часть 2: «Mother Tongue»

Статья написана 13 января 2010 г. 15:38

14 сентября 1993 года вокально-инструментальный ансамбль «Циник» из-за ошибки автопилота приземлился не на предполагаемый спутник газового гиганта в системе Альфа Центавра, а на саму материнскую планету, и по этому не предполагавшемуся, но вполне удачному стечению обстоятельств, записали там альбом «Фокус». К несчастью, при посадке корабль повредил гиперпространственный привод, поэтому путь от газового гиганта к изначальной цели занял целых 15 лет. И вот, наконец, 17 ноября 2008 года корабль USS Star Destructor с командой, несущей на своих плечах гуманистическую миссию, сел на Пандоре...

progressive metal/jazz fusion

Треклист:

1. Nunc Fluens – 2:56

2. The Space for This — 5:46

3. Evolutionary Sleeper — 3:35

4. Integral Birth — 3:53

5. The Unknown Guest — 4:13

6. Adam’s Murmur — 3:29

7. King Of Those Who Knows — 6:09

8. Nunc Stans — 4:13

Album line-up:

Пол Масвидал – гитара, вокал, синтезаторы

Шон Рейнерт – ударные, перкуссия

Шон Мэлоун – безладовый бас, стик

Таймон Крудениер — гитара, вокал (гроулинг)

Эми Коррейа – сессионный вокал

Человек меняется с возрастом, но во внешности его всегда остаются определённые черты, по которым его узнаешь даже спустя пятнадцать лет. Ничто не вызывает сомнений в том, что это именно Cynic. Даже обложка по-прежнему выбиралась среди картин Роберта Венозы, а лирика по-прежнему наполнена аллюзиями на близко знакомые глубокоуважаемому Полу Масвидалу индуистские учения и некоторые философские тексты. Но оставлю удовольствие от самостоятельного исследования этого аспекта нового шедевра «граждан Вселенной». На то, чтобы расслушать его, у меня ушло даже больше времени, чем на ту же процедуру для Focus. Наверное, даже на меня подействовали вопли «элиты среди небыдла» («они упростились! где мой фьюжен!?») и «тру-митолиздов» («они больше нитакиэ тижолые!! где мой расово верный дэтх??»), хотя на самом деле этих недовольных было до смешного мало. Учитывая достаточно высокий уровень, скажем так, его easy-listening качеств, первое очень удивительно для меня самого, а второе — ничуть. Это я о расслушивании и воплях, разумеется.

Всё ложь, всё неправда. Да, звучание стало мягче. Например, исчез даже малейший намёк на атаку в саунде безладового баса. Но кого это волнует? Тем более что напряженность и динамика в новом творении Пола и двух Шонов присутствуют в полной мере. Эта троица прекрасно понимает, что энергетика заключается в правильной ритмике, а не в мифической тяжести. Впрочем, спорить с фэнами экстремального металла бессмысленно. Им главное чтоб «качало». Полагаю, если бы Cynic спустили строй до инфразвуковой частотной полосы и сыграли всё 16-ми и 32-ми в быстром темпе, они наложили бы в штаны в самом прямом смысле. Единственное, что тогда неясно – а чего такого тяжёлого они нашли на предыдущем релизе?

Особый звук альбома сослужил ему плохую службу и среди особенно ярых поклонников «Фокуса». Но сравнивать Traced In Air с Focus всё равно, что птицу из вымершего реликтового вида, кормящей птенцов молоком, с клеткой, взятой из уникальной именно для этой птички молочной железы, рассматриваемой под микроскопом. Родственная связь есть, разумеется. Только звучит по-разному. TIA подобен живому существу и по этой причине. Это только снаружи у него всё кажется органичным и естественным. Ну, подумаешь, тигр. Мы что, кошек не видели? Вот только при вскрытии тушки можно заработать перелом нижней челюсти. Вы же не думаете, что, скажем, тот же Мэлоун просто так трудился над докторской диссертацией по теории музыкальной композиции? Если угодно, проще всё это доказать одной King Of Those Who Knows – второй по сложности на пару с Textures композиции в репертуаре Cynic. Хрупкая мелодика, насыщенное полотно, комплексная аранжировка – и всё вкупе с убийственной исполнительской техникой, не идущей в разрез с потрясающей целостностью, обеспечивающей лёгкость восприятия. Между тем, ещё и удачный пример того, как надо уклоняться от жанровых обязательств. В шесть минут товарищи запихнули такой объём материала, который большинство проговых групп растянуло бы на вдвое большее время. Стик Мэлоуна всё так же ленив и певуч, но бас теперь редко вторгается в музыкальную фактуру со сложными узорами. Зато теперь он отдаёт больше пространства сливающимся в лишённом агрессивности контрапункте гитарных партий Масвидала и второго гитариста, которые, как и сольные выпады, по-прежнему спокойно укладываются в джазовую гармоническую сетку. А постукивания частенько Рейнерта более мудрёные. Аккуратно и мудро работая с «железом», сменяя шаманские ритмы сбивками, основанными на рудиментах, и то тут, то там, совершенно незаметно вворачивая полиритмические рисунки, он по взмаху волшебной барабанной палочки ставит на колени всех конкурентов. Так что всё ложь, всё неправда. Влияния никуда не делись. И пока что все заявления о простоте – примитивности – музыкального материала у меня вызывают лишь хитрую, но беззлобную улыбку и мысль: «Ну-ну, как же...». Traced In Air очень обманчив в своей внешней простоте. Его можно ассоциировать с немногословным буддистским монахом, одетым в простое облачение, но обладающим множеством скрытых знаний и умений. Это ли не подлинная мудрость и настоящее мастерство?

И, пока не забыл: вокальные мелодии Пола теперь можно слушать с неподдельным удовольствием — десяток лет пения под аккомпанемент фортепиано не проходит даром. Кстати, в некоторых случаях он обошёлся без электронной обработки. Гроулинга теперь почти не слышно, а если и появляется, то чаще всего в унисон со ставшим более тёплым с «роботизированным» голосом.

Звучит ли это столь же непонятно, как и пишется? Нет, нет и нет. Всё ложь, всё неправда. Масвидал и компания не из тех музыкантов-технарей, кто любит заниматься прилюдным инструментальным…самолюбованием. Но и то, что новые композиции при поверхностном прослушивании кажутся кому-то «попсовыми», ничего не означает. Да, при желании можно привести в подтверждение своего мнения массу необычных композиторских находок, разбирая композицию за композицией. Но, скажите, кто будет заниматься препарированием животного для лучшего понимания его красоты и физической слаженности? Разве что не вылезающий из лаборатории анекдотичный учёный. Он красоту может и умеет воспринимать, но ему так привычнее. Кстати, когда люди оценивают грацию изображённого на картине человека или животного, срисованного с живой модели, большинство ведь не догадывается о том, какими объёмными знаниями (пониманием устройства и работы костно-мышечного скелета, к примеру) должен обладать художник, чтобы создать такую работу. А чем Cynic не художники? В первый раз они срисовывали сюрреалистических медуз-амёб, парящих в узорах облаков и ветров юпитероподобного шара, а в этот – странных животных в окружении не менее сюрреалистических, пусть и кажущихся более привычными нашему взгляду, завораживающе странных и прекрасных пейзажей землеподобной планеты.

Это я всё к чему? Не верьте никому – мне тем более. Всё ложь, всё неправда. Купите, возьмите у друга или украдите из магазина (можете даже убить продавца, но ни в коем случае не скачивайте — это грубо нарушает авторские права!) этот диск, выгоните веником из комнаты всех домашних и включите. Натуральная музыка без консервантов – редкий в последнее время на прилавках десерт. А тут сразу тридцать минут чистого звукового блаженства. Они, не поднимая шуму, вернулись спустя 15 лет молчания и… Будда, Кришна, Элвис… Они создали один из самых значительных альбомов последних десяти лет. Это целый мир, в который можно погрузиться без остатка и который совсем не тяжело покидать. Жаль, что всего лишь на тридцать минут.





88
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 января 2010 г. 13:43 цитировать
Спасибо. Я оказался именно среди тех, кому новый альбом показался упрощённым и скучноватым. Справедливости ради, я и послушал его всего лишь один раз. Но после такого замечательного разбора полётов, дам себе ещё один шанс.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 января 2010 г. 15:11 цитировать
Тут ещё проблема мастеринга сказалась. На удивление ударные партии очень аккуратно записаны и сведены, но всё остальное не фонтан из-за убитого ДД. Чтобы тот же бас нормально услышать, пришлось порыться в настройках звуковой карты.
Если и проще, то немногим. Я изучал как-то официальные нотытабы Focus. Там тоже ничего такого нет, в общем-то, если смотреть на поверхность. Ну, например, есть хитрый момент в The Unknown Guest — во время «припевов», коих три, обратите внимание на изменения в рисунке бас-бочки. И такие мелкие нюансики в партиях раскиданы повсюду. По структуре композиции несложные и на Focus. Просто чуть больше «переходов» — бриджей, пред-припевов, брейков.
 


Ссылка на сообщение21 января 2010 г. 20:44 цитировать

цитата Senna

альбом показался упрощённым и скучноватым.
И мне так при первых прослушиваниях показалось. А потом ничего,втянулся.:-) Но все равно мое мнение — альбому чего-то не достает.Пускай немного,пускай чуть-чуть,пусть даже самою малость (а может и не малость ;-)), но не хватает чего.8:-0
 


Ссылка на сообщение21 января 2010 г. 21:49 цитировать
Да, при более тесном знакомстве альбом производит впечатление. Не Фокус, но работа достойная.


Ссылка на сообщение11 января 2011 г. 19:05 цитировать
уже который день хожу и напеваю под нос «Can i be the space for this? Will i be the space for this?» :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 января 2011 г. 19:09 цитировать
С вступлением в ряды.8-)
 


Ссылка на сообщение11 января 2011 г. 19:10 цитировать
ага :-)
а вообще, рецензия показалась весьма развёрнутой, поэтому заинтересовался и подписался на колонку на всякий случай — пиши ещё
 


Ссылка на сообщение11 января 2011 г. 19:22 цитировать
Спасибо на добром слове.:beer: К сожалению, последние полгода у меня времени едва хватает, чтобы даже на форуме что-то постить. :-( Когда-то, года два назад, обзоры писал часто, но на одном конкретном ресурсе не сидел, поэтому большая их часть порастерялась на просторах Интернета.:-(((




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх