Борис Евгеньевич Штерн


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Борис Евгеньевич Штерн. Ледяная скорлупа (2018)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Борис Евгеньевич Штерн. Ледяная скорлупа (2018)

Статья написана 17 июня 2020 г. 09:39

Как известно, книги бывают разные. Есть книги, которые «цепляют», после прочтения не можешь успокоиться, заснуть, забыть. С мыслями, высказанными в произведении, хочется спорить, обсуждать, дискутировать на тему. Еще одна подмеченная особенность — ключевую роль в возникновении ответной реакции не играет объем и даже… качество написанного. Да-да, иногда бурную реакцию вызывают откровенно слабые или отторгаемые, как внутренне несовместимые с собственным мировоззрением, романы.

Но существуют и другие случаи. Когда по каким-то причинам ожидаешь от книги возникновения той самой эмпатии, а она так и не наступает.

Сегодня речь будет идти об одном таком произведении – новом романе Бориса Штерна «Ледяная скорлупа». Собственно, рецензия будет краткой, т.к. по сути, сложно что-то добавить к характеристике, изложенной в аннотации:

цитата
Герои романа — пытливые жители глубин океана спутника Юпитера Европы, покрытого многокилометровым льдом. Они обделены большой физической силой, но обладают разумом, сходным с человеческим, завидным упорством и забавным, но местами непереводимым языком. Живя во мраке, изначально разбавляемом лишь тусклой биолюминесценцией, они развивают ремесла, технологии, узнают устройство своего Мира, обнаруживают соседние миры и в конечном счете прорубают окно во Вселенную. Хроника развития европиан охватывает период от подобия нашей античности до развитой технологической цивилизации, развитой, но тем не менее переживающей серьезные кризисы.

Итак, что мы имеем? Твердая фантастика, это бесспорно. Идеи? С этим все просто – автор досконально (насколько это вообще возможно при нынешнем уровне знаний о спутнике) смоделировал технологическую и частично социальную историю гипотетических жителей Европы. Художественные особенности и справочный аппарат? Тут можно сказать, что в отличие от предыдущего романа, нет грубых отступлений, все в порядке со сносками; вообще в чисто техническом плане роман выглядит совершеннее «Ковчега 47 Либра». Персонажи? С этим вообще глухо. То есть героев множество, но почти все они представляют собой постоянно мельтешащие «говорящие головы», ретранслирующие те или иные идеи, этапные открытия. Немного разряжает это мельтешение манера общения с придуманными комичными оборотами («жморов дрын», «ялдаброды» и т.п.). Ну и при всей научной обоснованности осталось непонятным, для чего многоруким гермафродитам, делящимся почкованием, брачные игры? Думается, когда автор описывает столетия или тысячелетия, самой подходящей формой будет та, которая использовалась в «Городе» Саймака или в «Последних и первых людях» Стэплдона. Это когда минимум персонажей или даже их отсутствие (поскольку при таких масштабах они играют роль статистов, не раскрываются) нисколько не вредит магистральной линии повествования. Сюжет? См. аннотацию выше, в ней о сюжете сказано все.

По-настоящему интересны в книжке два момента.

1. Автор говорит о некоей закономерности, связанной с развитием технологических цивилизаций, подобных земной. Когда после периода бурного развития техники и множества открытий наступает период гедонизма и потребительства. В романе европиане проходят такие деструктивные периоды дважды, первый раз деградация чуть не привела к десоциализации, второй раз общество надолго потеряло тягу к познанию, увязнув в периоде «вялых веков». Оба раза на помощь цивилизации приходят чудесные спасители-ученые, которые перезапускают социальный прогресс.

Между строк ощущается смутное недовольство автора реально существующим миропорядком, однако, заметно, что до глубин Штерн докапываться не хочет, в романе все загнано в чередование (научно-)темных и (научно-)светлых веков. Одно из следствий общественной формы движения (развитие науки и технологии) подается чуть ли не как первопричина всего, происходящего в социуме.

2. Читая заключительные главы, подспудно ждешь, как будет раскрыта тема если не контакта, то хотя бы открытия цивилизации землян. Автор подошел к этому в свойственной себе манере: реализм с некоторой долей пессимизма. Земляне и европиане (еще или уже) не могут взаимодействовать в одном времени. Слишком много самоуничтожительных соблазнов на пути развития обеих цивилизаций.

Любопытно выглядит открытие самой возможности жизни на Земле. Оно было сделано в форме гениальной догадки. Субъективно, очень напоминает обоснование Титом Лукрецием Каром в его трактате «О природе вещей» атомарной структуры материи.

Наверное, мой предшественник был прав, когда рассматривал два несвязанных романа Штерна в одной статье. Во-первых, общее у них то, что в обеих вещах утверждается важность т.н. «межпоколенческого альтруизма». Если в первом романе этому посвящена вся концепция, то во втором – это логический вывод, к которому пришел автор в вопросе контакта двух цивилизаций в рамках одной Солнечной системы. Во-вторых, начинать чтение, очевидно, надобно таки с романа «Ледяная скорлупа», поскольку это лишь умозрительная модель гипотетической подводной (подледной) цивилизации; пробивая метафорическую «скорлупу» «Ковчег 47 Либра» выглядит существенно более масштабным, построения автора идут намного дальше, чем простое обоснование экзотической модели.





884
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 июня 2020 г. 22:07
Хорошо написано! Я бы отметил еще научно-популярную составляющую книги — в духе «твердой» фантастики прошлых лет. Из авторов того времени нечто подобное, пожалуй, мог написать Хол Клемент — большой специалист по конструированию обитаемых планет с самыми необычными условиями.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2020 г. 22:12
Да, к этому у меня претензий нет — с научной точки зрения все продумано, практически не к чему придраться :-)


Ссылка на сообщение2 июля 2020 г. 04:48
Отличная и очень ёмкая рецензия:beer: Среди прочего интуитивно уловила, что она местами как-то что ли особенно заритмиченная.
... Заснуть, забыть — классно выстроенная фонетика. Я понимаю, что такие вещи заранее не просчитываются:-) И тем не менее это приятно для читателя8-)

И Вы правы, безусловно, — речь не столько в объёме, а именно в качестве определённого произведения.
Роман пока не читала, — искренне рекомендуете, да?;-)
Кстати, аннотация на роман в ветке ФЛ от Вас тоже классно написана. Вот это место очень понравилось, — возможно оно полностью раскрывает суть романа: Но, оказывается, пробить толстый слой льда бывает проще, чем слой невежества и равнодушия...
И вот эта вещь хорошо и с выточеной душой сделана. Адекватно взволновали такой аннотацией, — очень точно терминологию подбираете.
PS У Вас талант на краткую форму изложения (не всем по умолчанию доступную). Спасибо — порадовали:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июля 2020 г. 10:34
neo smile, спасибо за добрые слова!
Даже не знаю, что сказать по поводу рекоммендаций. Это твердая нф, да еще с толикой авторского цинизма, пусть и оправданного в некоторых случаях. Вы приверженец психологических, «мягких» вещей, в данном романе вряд ли Вам что-то будет интересно с точки зрения психоанализа.
 


Ссылка на сообщение2 июля 2020 г. 10:39
Да, спасибо! С твёрдой НФ у меня пока «роман не клеится»8:-0 Если верно чувствую этот сегмент, — Грег Иган в своё время не зашел и совместное творчество такого Желязны тоже. Возможно, имеет значение гендер, — и это чисто мужская «прерогатива» читать такие тексты. В данном аспекте, — для меня практически весь С. Лем твёрже некуда. Среди прочего страшно горжусь собой, что читаю (а главное искренне люблю) такие вещи8-):-D


⇑ Наверх