Зеркальная волна Вал третий


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bbg» > Зеркальная волна. Вал третий. Отзывы
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Зеркальная волна. Вал третий. Отзывы

Статья написана 22 июня 2021 г. 15:30

Ещё отзывов от Бульдозера

========================

Все оттенки безумия

Истории о заброшенных кораблях, городах и планетах всегда интригуют. Следы катаклизмов и разрушений, а порой и никаких следов – при этом не видно ни одного человека, живого или мёртвого. Потом человек находится и, само собой, оказывается чокнутым убийцей, который прикидывается не тем, кто он есть.

В общем, собрание жанровых штампов, которые все вместе смотрятся забавно и вписываются в сюжет – как эксперимент неплохо, как полноценный рассказ посредственно.

--- — Похоже, экипажу хана. А бедолаги с поверхности, оставшись без связи со станцией и челноков, продолжили ковыряться в своих развалинах, ожидая спасения. Ученые такие ученые. А вот, кстати, и они — бесконечная пустынная синева на экране наконец-то сменилась изображением огромного купола. Возведенный над древним инопланетным городом свод огораживал людей от воды, чем существенно упрощал исследования. Повреждений купола не было, однако освещение отсутствовало — тревожный знак, без энергии системы жизнеобеспечения не функционировали. ---

— в этом абзаце непонятно, где заканчивается прямая речь и начинается авторская.

Посмехушек такого рода написан целый вагон, но если бы добавить что-то оригинальное и сделать текст посерьёзнее, он бы стоил внимания.


Глаз в свастике прицела

Нацист выписан по всем правилам: высокомерие, неуважение к природе, уверенность в своей непогрешимости и божественности, отсутствие эмпатии, презрение к верованиям туземцев и одновременно вера в «истинных богов», извращённые вкусы – белую пуму убил! И съел! Изнасиловал жрицу! Убил павиана! А в его клетку посадил жрицу!

Нацистский учёный старается не отстать, но где ему, он только мышек может уничтожать. Ну разве что создаст своё супероружие.

Естественно, их наказывают местные боги. Наказывают оригинально, но, как мне показалось, с опозданием, потому что нацисты успевают наворотить достаточно; ещё и жена погибает, которая все эти дела мужа не поддерживала. А главного злодея оставляют жить, хоть и возвращают назад во времени... ну и что это даёт, спрошу я. Повторение всего по кругу, чтобы заново и заново переживал кошмар? Или это возможность сделать другой выбор? Но тут есть один маленький нюанс: автор слишком постарался изобразить пакостника-мерзопакостника на службе у пакостной организации и главаря. Весьма сомнительно, что он сразу станет добренький, ничего не сделает проводнику, жрице, и вообще разуверится в прежних богах и идеалах, всех простит и возвратится в Германию, забросив эксперименты. Ну, пуму, может, пощадит... Но до превращения в положительного персонажа далековато, даже если принять, что он поверит мимолётному видению о том, что Клара родила двух белых пум.

Разве что был какой-то исторический Альтхейм, который совершил разворот в сторону добра, но весь этот шок-контент не побуждает наводить справки.

В итоге получилось достаточно странно, чтобы было неплохо, однако недостаточно жутко, чтобы стало идеально. «Нашу тайную катастрофу» почитайте, хе-хе.


Город с жёлтыми фонарями

Страшная история. Она почти вся о хорошем: дети, наивные вопросы, возможность прожить вторую жизнь параллельно первой, спасение от гибели; но страшно оттого, что всё это хорошее – просто утешение, когда вокруг разлуки, ссоры, необратимые решения, война и горе, стирание даже виртуального мира со всеми, кто его населяет...

Короткий рассказ. Не так уж много слов, и у меня не много слов, чтобы описать своё впечатление. Вспоминается приписка на ценнике к перцу: «Горький, как жизнь». Вот что-то в этом роде.


Гравитация любви

Тут, безусловно, фантастика, но к чему и почему, извините, не пойму. К мужикам является голая и прекрасная Она. К тёткам является шиш с маслом, да вдобавок мужья бросают, иногда и убивают. ГГ идёт за Ней, тянет такую же Её из ямы, а сама туда сваливается. Потом ГГ кто-то протягивает руку. Конец.

Да, всё на образах, и если ими проникнуться, то можно и любовь к планете ощутить. Умом понимаю, эмоционально – нет. Не моё. При том что ярко и самобытно.


Два шага до победы

Больше всего в этом тексте удивило обилие имён и фамилий, которые персонажи считают своим долгом называть по ходу сюжета. От Дроэль Лунто до Мухаммад-Реза Кипчага. Сюда же «Миротворец Барак Обама» и «Джо Байден». Если закрыть глаза на это типа-шутение, то рассказ о вражеском агенте под личиной человека. Загвоздка в том, что у инопланетян, кроме способности «линять» в людей, имеется ещё биологическое оружие. То есть вряд ли у землян есть перспективы...

Как по мне, всерьёз получилось бы получше, чем сейчас, в погремушечном стиле.


ДЕВУШКА СМЕРТЬ

ПО ИМЕНИ ЛЮБОВЬ

Довольно простенькая философия, житейские наблюдения и доля мистики. В один момент показалось, что девушка окажется дочерью ГГ – он пьянствовал, её отцу «стакан семью заменил». Но нет, они не родственники, да ещё ей дали второй шанс – всё складывается как нельзя лучше!

На этой позитивной ноте рассказ и заканчивается. Поздравим влюблённых!


«ДЕЖАВЮ»

Кратко сюжет можно изложить так: у человека обратились вспять биологические процессы, он занялся поиском причин и докопался, что это случилось в «святых местах». Но это кратко, а не всем такой путь нравится...

Подробный рассказ об обследованиях и их результатах. О преподавании и отношениях с коллегами и студентами. И так далее и тому подобное. Абзацы большие, но читаются при этом легко. Правда, иногда прёт канцелярит:

--- Отсутствие страсти к фотодокументированию достопримечательностей усложняло поиск решения. ---

При таком дотошном, но удобочитаемом изложении было интересно, куда же заведёт текст. К сожалению, он, как тот гид, завёл да и бросил. Загадка осталась «сама-собой». Сколько раз себе говорю: не начинай слушать долгие пространные объяснения! Ничего особенного не наслушаешь. Главное – рассказчик «что-то важное» понял для себя...

Дело о рейхенбахском апокрифе

Оригинальное сравнение произведений о Холмсе с другими произведениями, сопоставление персонажей, поиск противоречий и неувязок в самих книгах о Холмсе; всё это стилизовано под священные тексты и написано с юмором и любовью к первоисточнику, но – не совсем понятно, зачем. Слегка выражается авторское отношение ко всем затронутым предметам и явлениям, да и всё тут. А мне так и вовсе при чтении подобных текстов вспоминается всякое «окстись, отче, окаянный опутал».


Десятая заповедь

Рассказ про технологичную разводку – как говорится, граждан предупреждают о новых способах мошенничества. Показалось, что рассказ не уравновешен в своих составляющих: очень много расписывается, что и как происходило у соседей, совсем ничего – о том, как составлялся план операции (ну ладно, это понятно, хотя было бы куда интереснее всех этих живых шоу), и ничтожно мало – о грани добра и зла в головеГГ, о том, как же «учёный внутри него» решился на преступление (прописанное в УК) и, как бы это, деяние, пока там не обозначенное. Это мы ещё не рассматриваем этическую сторону вопроса. (И вообще, не стоило ли назвать «Восьмая заповедь»?) А для такого нужен вполне определённый склад ума плюс некритичность по поводу того, почему вообще стена стала показывать картинки.

Удивительно, да? Столько рассказано, что чувствовал и думал Мальцев, с кем о чём говорил, но всё равно большой пробел на самом важном месте. Почему сделал? – и с чего подельники взяли, что сделает именно это. Варианты-то были.

В процессе чтения возникало не сопереживание ГГ, а сомнения. А если поверить, наверное, хороший был бы рассказ.


Дети — такое отродье!

Трудно было читать. Из-за обилия незнакомых слов выглядело как смесь «Глокой куздры» и сцен на балу из «Войны и мира», где половина фраз написана на хранцузском. А сюжет, если всё-таки справиться со всеми мзунгу, нзури-нзури , яутами и Чираутами, просто сценка из жизни земной колонии, где люди успели сжиться с местными. С чем их и поздравим, порадуемся их мирной и весёлой жизни, и пожелаем всех благ.


Детские голоса

Повезло же мне читать этот рассказ аккурат после прочитанных крипи-историй. На этом фоне и Вячеслав подозрителен, и женщина из ларька, и общая атмосфера кажется жуткой. Как обычно, накатывает раздражение на рассказчика: ну как можно было не заметить ничего странного?

Впрочем, суть истории такова, что странное замечать как раз и не следовало, потому что заметив, невозможно не поделиться с близким человеком, а он – зачем, кстати? – расскажет не менее печальную и пугающую правду. И тогда уже не останется шансов удержать съезжающую психику...

Поступок приёмной матери страннее всего в данном случае. Ну что, нельзя было придумать отмазку, не затрагивающую лично ГГ? Хотя... наверное, просто растерялась, а тут ещё память о прошлом не даёт покоя.

Автору удалось меня удивить, а это редкость при нынешнем обилии «призрачных» рассказов и их предсказуемости.


Доброта спасёт мир.

Так и не удалось понять, это стилизация под МТА или на полном серьёзе. Уж очень много штампов с первых строчек. Яйцеголовые, дринк, фамилия Ганлайкстер, русские-американцы, непонятки типа: как можно было узнать, что под воздействием изобретения испытуемые становятся честнее и бескорыстнее, если до этого проверяли только на животных?

Если стилизация, то браво. Если написано искренне, то тоже неплохо, редко когда так может получиться. Да и идея забавная: в самом деле, честная жена не равно верная жена, она просто всё выложит и об измене, и о её причинах – нелестных для мужа.

В общем, интересно написано и заставляет задуматься.


Долг каннибала

Что первым делом смущает в таких текстах: подробности жизни исторических персонажей, о которых я, в силу не большого интереса к истории, не могу судить, достоверные они или выдуманные. Что Версаль казался королю тесным и невзрачным, что король не любил большую свиту на охоте, приятель-индеец и так далее. А ведь от того, придуманы детали или нет, в частности, может зависеть, фантастика передо мной или конспект книжки «Жизнь французских королей», за который, конечно, было бы спасибо автору, но тогда и рассказу дорога в другой сборник...

Вот и тут: если был какой-то Луи Франсуа, и все прочие реально-исторические факты правдивы, то фантастики в рассказе с гулькин нос, вся она из серии «персонажу снится сон». Если же что-то придумано, тогда фантастики как бы прибавляется, пусть по принципу «фантастика это же то, чего не было на самом деле?».

Ну а сон про не сон, где индеец уплатил свой долг, условно перенесясь на родину, интересный, изюминку в сюжет определённо добавляет. И написано складно.


Долго и счастливо

Кажется, это называют деконструкцией. Взять известную историю и показать, что красавицы не были такие уж красивые, а принцы – сильные и отважные. А злодеи, наоборот, ничего злодейского не делали, или по крайней мере у них были веские мотивы. Вот и сказка про Золушку выглядит иначе, если посмотреть глазами одной из сводных сестёр. И главное то, что Золушка не совсем человек...

А что, с выдумкой написано. Пару глупостей, правда, полукровка совершает: оставляет ГГ в живых после того, как та подслушала разговор, и усаживает на неё принца. Впрочем, в её характер это вписывается, могла и не подумать, что для кого-то благополучие людей важнее собственной кожи.

Печально, страшновато, но, видимо, в реале было не краше. А сказка умелая.


Достаточно дел

Колонисты-в-опасности и их дальние родственники, которые вроде бы должны прийти на помощь. Очень хороший, мрачновато-обнадёживающий и интригующий текст. Вот только всегда в таких случаях (а их в литературе немало) возникает вопрос: ну а чего, собственно, не объяснять детям, что люди и колонисты – немножко разные? Какие такие потрясения основ и пошатывания психики за этим могут последовать? Да при грамотной подаче даже клоны спокойно относятся к тому, что их однажды поразбирают на органы.

Вот почитать бы, кстати, как кто-то воспитывает детей с пояснением, что они – люди, но не такие, как были люди когда-то... И что к этому можно относиться так или этак, но надо жить дальше.

Правда, тогда есть вероятность, что рассказ бы получился несколько короче. Зато реалистичнее.


Если он вернётся

Очень здорово, красиво обыгранная ситуация «власти скрывают» под видом борьбы с предрассудками. Не знаю, есть ли у сеттинга некие первоисточники, но всё понятно и без них. Власти, хоть и скрывают, и запугивают подозреваемых, и советуют им кондукторствовать и поменьше фантазировать, при всём при том не кровожадны и лишних жертв стараются избежать – это прямо согрело мне сердце. Значит, в чём-то звери получше нас. Не надо к ним возвращаться, пусть живут своей жизнью.

Ещё один короткий рассказ, который можно в сборник. Не знаю, правда, сколько их коротких туда поместится. Но прям тронуло.


Железное сердце тающего города

Рассказ странен и потусторонен настолько, что это уже хорошо. Странность не зашкаливает, происходящее подчиняется определённой логике, вот только подаётся всё глазами робота, не прошедшего техосмотр. А это, как нам уже известно из самых разных произведений, чревато. Чем же именно чревато, мы узнаем, когда дочитаем до конца. Может быть, кто-то поймёт и раньше, но мне это не удалось, слишком много было теорий, а автор мастерски держал интригу. ГГ на самом деле человек? Маг? Он специально так запрограммирован, чтобы уничтожать людей/магов? Он умер и попал в чистилище?

В финале всё объясняется. Правда, остаётся ещё немало вопросов – что же это за мир такой, что в нём случилось, что людям понадобилось переносить сознание и, главное, скрывать это от роботов; почему ГГ не так сильно был подвержен действию «магии»... Это всё можно додумать, и возможно, я так и сделаю, если решу когда-нибудь перечитать этот рассказ. Но пока очень здорово и без лишних объяснений.


Житие Святой Ари

Сдаётся мне, что это версия рассказа из прошлого отбора, только добрая, если можно так сказать. Там грибы захватывали людей и съедали, а тут – заставляют творить добрые дела: спасать невинно осуждённых, помогать детским приютам, справедливо судить и так далее. А судить приходится часто, потому что, когда на дворе постапокалипсис с откатом в религиозность и средневековость, поводов для поиска правых и виноватых хоть отбавляй.

Всё здесь искажённое, такое да не такое. Обитель – вроде монастырь, а нравы не сказать чтобы монастырские, Матушка даёт воспитаннице травки от беременности; старые книги не для всех, но они есть; между Ари и Ружем то ли любовь, то ли привязанность, вроде и расстаться не могут, но каждый при своём деле... И всё равно, встретившись вновь, продолжают видеться, потому что дороги друг другу. И Ари не может навредить Ружу, а он защищает её последним усилием.

Замечательный вопрос: «Если тебе предложат силу, чтобы изменить мир к лучшему, взамен на половину твоей жизни, что ты выберешь?» – если автор сам придумал, то аплодисменты ему. Он ведь ухватил суть огромного куска геройских и супергеройских произведений.

Необычная история, с особенной неровной атмосферой полу-депрессии, полу-романтики. Финал с выстрелившим вторым Трезубцем – на отлично!


Заложные

По этому рассказу классная песня получилась бы, у Сектора Газа помню похожие. Он хорош яркостью впечатления и полной неопределённостью того, что будет дальше, после такой концовки. Сделанное однажды действительно не воротишь. А вернуть, или хотя бы загладить, хочется.


Зверушка, которой всё равно

Наивная и светлая сказка про неведому зверушку, приносящую удачу и избавление от неприятностей. После первой сцены, где зверушку пытался прихлопнуть придурок, всю дорогу было ожидание трагической развязки – и даже когда закончилось всё на оптимистической ноте, опасения не покинули. Но как бы то ни было, очень понравилось. В наше время это не просто смелый ход, а прямо-таки отважный – взять и написать о доброте, бескорыстии, семейных привязанностях, бережном отношении к живым существам, даже странным и привязчивым... На зависть.


Земля

Так-то я не очень люблю все эти «сохранив культуру, мы сохраним себя», «память делает людей Людьми», «читайте книги, в них мудрость» и тому подобные старческие нравоучения. Но этот рассказ хорош! Что в нём такого? Наверное, бодрые диалоги пацана со стариком. Оба сильны и не дают спуску друг другу. Оба чувствуют что-то, остальным недоступное.

Жаль, правда, что так получилось и с землёй, и с музеем. Но... значит, есть в произошедшем какая-то сермяжная правда.

Единственное, что не удалось понять – куда летят все эти люди и сколько ещё надо пролететь. Но, кажется, это не важно.

Понравилось названиефильма«Человек-Чёрная Дыра против мутантов из будущего» – гениально. Прямо сейчас пойду на это кино, если где-то крутят.

Сентиментальность без сантиментов. Такого бы побольше.


Зов страны невидимок

Попадался мне уже этот рассказ, не помню только, где. По ходу чтения казалось, что мальчишки – единственные не осознавшие свою смерть, а невидимки – реальные люди, которые пытаются разобраться, что же произошло с детьми. Оказывается, не совсем всё так, но может оно и к лучшему. Получилось загадочнее, иносказательнее и оптимистичнее. О беззаботном времени, когда можно играть с сомом, слегка (или сильно) пугаться невидимок, о первой любви, расставании с детством, об унылой взрослой жизни. О том, что рано или поздно всем приходится уйти в эту страну невидимок...

Философское произведение.


Играя роли

Очень долго казалось, что девушка + котик = это такая манипуляция чувствами читателя. Но котик тут очень даже на своём месте, а девушка, ну, почему бы и нет. Девушке сложнее приходится в тех переплетениях сюжета, которые нужны для истории.

Станция на краю Вселенной. Человечество погибло, а на станции орудует банда, и ГГ надо как-то выживать... хотя зачем, непонятно – разве что из-за надежды, что можно всё исправить.

Потом оказывается, что это эксперимент, и из него тоже не спастись. Интрига продолжается до финала, а там сходятся квантовые реальности, и картинка впечатляющая.

Про квантовое схождение читать или не приходилось, или краем глаза – во всяком случае, сильно получилось. Даже при том, что непонятно, почему меняется цвет кошачьей шерсти, хотя кот вроде как один и тот же... Ну да ладно, наука дело заковыристое.

Кажется, буду перечитывать рассказ. В сборнике хочу видеть обязательно.





151
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 июня 2021 г. 19:34
Пропущено «Дело сбежавшего жениха». Рассказ милый, но явно дописанный в последнюю минуту, как в ночь перед экзаменом. Его нужно просто поредактировать чуток — и в сборник.
В целом наши с Бульдозером оценки очень близки, за исключением последнего упомянутого в рецензии рассказа. Я, увы, физик по образованию. И мне все эти «квантовые схождения» резали ухо. Эвереттовская интерпретация квантов, конечно, популярна, потому что доступна обыденному пониманию (хотя я лично упорно придерживаюсь Копенгагеновской), но и с ней нельзя же ТАК вольно обращаться...

А еще про детей, которые отродье. Меня вот не утруднило читать все тамошние новоязы, а сам-то рассказ милый. Не «А», конечно, но...

Интересно, кстати, посмотреть зависимость оценок от первой буквы названия рассказов. Те, что на З и Ж — как на подбор: Железное сердце, Житие, Зверушка, Земля — не ниже «Б». Что бы это Значило, а?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2021 г. 21:08
Жуткая загадка
 


Ссылка на сообщение23 июня 2021 г. 10:57

цитата anagor1

В целом наши с Бульдорзером оценки очень близки

:-D


⇑ Наверх