Знакомьтесь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» > Знакомьтесь: фантастика.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Знакомьтесь: фантастика.

Статья написана 17 апреля 2022 г. 07:56

А. Кагарлицкая. Знакомьтесь: фантастика (статья) // Правда № 207, 25 июля 1980, с. 3

Знакомьтесь: фантастика.

Научная фантастика и телевидение. Их плодотворное взаимодействие вызвало к жизни новый цикл передач детской редакции Центрального телевидения «Этот фантастический мир». «Малый экран» еще раз доказал, что способен быть не просто иллюстратором, но самостоятельным интерпретатором литературы, просветителем и публицистом.

По замыслу перед нами литературная викторина. Но она ничего общего не имеет с сухим перечнем вопросов и ответов. Зрелище стало живым, увлекательным потому, что авторы передачи Л. Ермилина и А. Костенецкий сохранили условно-игровой элемент фантастики, почувствовав его близость природе телевидения.

В первом же выпуске телевикторины (режиссер В. Спиридонов) зрителя знакомят с правилами игры. В комнате, где школьник Алёша готовит уроки, появляется не совсем обычная личность, отрекомендовавшаяся пришельцем из космоса, потерявшим свою родную планету. Гость (актер В. Сергачев) и Алёша, путешествуя по страницам научно-фантастических книг, ищут в них знакомые Гостю приметы, способные ему помочь вновь обрести родину. Зрителям предлагается вспомнить названия и авторов оживших на телеэкране фрагментов из книг.

И еще одно важное условие подразумевает игра: происходящее само разыгрывается по законам художественного произведения. Драма и публицистика, детектив и приключения, комедия и мюзикл переплелись здесь неожиданным образом, причем эти жанровые элементы подсказываются самими произведениями, которые словно на наших глазах экранизируются. Причем игровой момент даст возможность ребятам самим сделать выводы и извлечь нравственный урок из увиденного.

Постановка разных вопросов во втором выпуске «Этого фантастическою мира» (режиссер Т. Павлюченко) на доступных примерах побуждает ребят задумываться над проблемами совсем не детскими — по существу нравственно-философскими, социальными. Действие здесь уже не замыкается лишь рамками студийного интерьера — в окрестностях древнего замка бродит старый Мерлин из повести Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», высоко в небо взмывает антигравитационный коврик вместе с учителем Синицей, героем повести «Победитель невозможного» Е. Велтистова. Причем заметим: натурные эпизоды ничуть не контрастируют со снятыми в павильоне отрывками. На стыке «земных» тем, снятых на натуре, и тем космических, воплощенных в павильонных декорациях, рождается некий обобщенный, важный для передачи образ — Разум, Добро, Вечность. В его создании немалая заслуга и такого компонента передачи, как музыка. Песни и музыкальные фрагменты (их постоянный автор — композитор Е. Дога) не просто дополняют экранное изображение, но и помогают устанавливать смысловые, образные связи между происходящими событиями.

Успех третьего выпуска передачи (режиссер А. Сахаров), кажется, мог быть предрешен самим подбором исполнителей — в нем заняты такие актеры, как М. Глузский, М. Зимин, Э. Марцевич, Е. Карельских, Е. Киндинов, И. Янковский. Играют они с подъёмом, добиваясь в небольших эпизодах подчас глубокого проникновения в психологию своих героев. Особо хотелось бы отметать Э. Марцевича, создавшего тонкий романтический образ Стеббса из «Блистающего мира» А. Грина. Однако идейный центр тяжести в передаче оказался перенесенным в основном на «земные», человеческие темы; проблемы же, связанные с собственно фантастикой, остались на уровне внешних декоративных примет, что, думается, не пошло на пользу передаче. Порой стремление прибегать к сложным техническим ухищрениям, желание добиться как можно большего правдоподобия на деле ведут к тяжеловесной бутафории, а увлекательная атмосфера игры исчезает.

Итак, телевизионная викторина для школьников. Только ли для школьников? Думается, предмет передачи, а главное, её художественный уровень заслуживают внимания широкой телеаудитории, сама же передача — продолжения и более ритмичного выпуска. В самом деле, едва ли не год разделяет выход на телеэкран двух последних серий «Этого фантастического мира», да и время их показа в эфире выбрано не слишком удачно. Лётчик-космонавт СССР Георгий Гречко, много сделавший для успеха передачи и ныне представляющий её телезрителям, вообще считает, что вихторина в сущности превратилась в телеспектакль, который требует соответствующего отношения, создания лучших условий работы.

А. КАГАРЛИЦКАЯ.

---------

Перевод в текстовый формат ЛысенкоВИ






103
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх