Франкенштейн 2025 любовь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» > Франкенштейн (2025) – любовь и готика от Гильермо дель Торо
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Франкенштейн (2025) – любовь и готика от Гильермо дель Торо

Статья написана 11 ноября 01:50

Недавно на Netflix вышел один из самых ожидаемых мною фильмов года — адаптация «Франкенштейна» Гильермо дель Торо. И хотя я не могу назвать результат лучшим фильмом автора, но в нём точно есть много прекрасного, как и тем для разговора (включая и разговора про экранизации).

Кстати, что касается конкурса из финала ролика — комментарии будут собраны до конца месяца, а победителя определим в декабре!

Ролик на Бусти и Ролик в ВК





377
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 ноября 01:36
Спасибо за отличный разбор.
Фильм очень красивый, но слегка... простоватый сценарно. Хотя идея превратить аморального убийцу, которым в оригинале был монстр, в трагично-готичного героя, освежила концепт.
Ждём «Хребтов безумия». Впрочем сам Дель Торо упоминал, что следующий его фильм, возможно, будет экранизацией «Призрака Оперы».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 07:50
Мне всегда было интересно, что означает претензия «простоватый сценарно». Все великие произведения предельно просты сюжетно, что там усложнять-то?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 11:20
Моя претензия проста — фильм Дель Торо красивый и стильный, но с точки зрения сюжета, персонажей, подачи, идей etc., там ловить нечего.
Далеко не все: Бесконечная шутка, Улисс, Ложная слепота и т.д. и т.п. Сложны ли эти произведения? Да. Велики ли они? Безусловно.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 11:56
цитата Jack Skellington
Далеко не все: Бесконечная шутка, Улисс, Ложная слепота и т.д. и т.п. Сложны ли эти произведения? Да. Велики ли они? Безусловно.

Не настолько безусловно и не настолько велики, как Достоевский, Гоголь, Шекспир или та же Шелли.
цитата Jack Skellington
но с точки зрения сюжета, персонажей, подачи, идей etc., там ловить нечего.

С точки зрения подачи все там в порядке, персонажи в сравнении с первоисточником даже усложнены, идея сохранена — ответственность ученого, взаимоотношения создания и создателя, религиозные аллюзии, etc. Только в кои-то веки это было подано грамотно, что уже оригинально. Что тут переусложнять?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 12:23
цитата Karnosaur123
Не настолько безусловно и не настолько велики, как Достоевский, Гоголь, Шекспир или та же Шелли.

Я бы сказал, что это вкусовщина. Для меня, как пример, «Шутка» безусловно выше «Преступления и наказания», который тоже не самый простой роман.
цитата Karnosaur123
в сравнении с первоисточником

Вот и корень проблемы — сам первоисточник не то, чтобы является вершиной нарративного искусства. Хотя след в культуре оставил немалый. Моя претензия в том числе о том, что Дель Торо, при желании, мог бы пойти дальше, раз уж экранизация всё равно «по мотивам», но ограничился просто красивой готической проходной сказкой. Которая всё ещё простовата сценарно ¯\_(ツ)_/¯
 


Ссылка на сообщение13 ноября 12:50
цитата Jack Skellington
который тоже не самый простой роман.

Психологически — да. Сюжетно — проще некуда.
цитата Jack Skellington
сам первоисточник не то, чтобы является вершиной нарративного искусства

Там есть огрехи, свойственные времени и юности автора, но на самом деле как раз с нарративом там все в порядке, чего стоит хотя бы то, что раскрытие Существа как личности происходит во второй половине книги, что становится неслабым сюрпризом и резко усложняет конфликт.
цитата Jack Skellington
Моя претензия в том числе о том, что Дель Торо, при желании, мог бы пойти дальше, раз уж экранизация всё равно «по мотивам»

В наши дни быть традиционным — уже оригинально.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 13:01
цитата Karnosaur123
Психологически — да. Сюжетно — проще некуда.

Тут соглашусь — с «сюжетностью» у Достоевского всегда были проблемы.
цитата Karnosaur123
на самом деле как раз с нарративом там все в порядке

Ну как сказать... скорее нет чем да. Достаточно типичная история для готичной/романтичной литературы того времени. Про игру в бога, наказание за амбиции, красоту и внутреннее уродство и т.п.
И, при всём уважении, раскрытие личности Существа никак не является сюрпризом для читателя.
цитата Karnosaur123
В наши дни быть традиционным — уже оригинально.

Так он и не был — от оригинальной канвы романа режиссер отошел. Хотя бы уже тем, что сделал Чудовище положительным персонажем. Просто Дель Торо не захотел идти дальше, как он это весьма ловко сделал с «Пиноккио».
 


Ссылка на сообщение13 ноября 13:13
цитата Jack Skellington
Тут соглашусь — с «сюжетностью» у Достоевского всегда были проблемы.

Или это у нас проблемы — нам бы все усложнять)
цитата Jack Skellington
Достаточно типичная история для готичной/романтичной литературы того времени. Про игру в бога, наказание за амбиции, красоту и внутреннее уродство и т.п.

Там нет ничего про внутреннее уродство (но как раз есть у Дель Торо) — Франкенштейн просто типичный изнеженный аристократ, который облажался, столкнувшись с реальностью.
цитата Jack Skellington
И, при всём уважении, раскрытие личности Существа никак не является сюрпризом для читателя.

Да нет же, является. Первый раз мы видим его в ночь сотворения — тогда оно просто внушает ужас, как любой неразумный монстр. Затем мы узнаем об убийстве младшего брата — это ужасает, это даёт понять, что Создание разумно, но оно по-прежнему воспринимается как жуткое и бесчеловечно-мстительное чудовище, дикий зверь. А затем происходит встреча, и мы видим всю ситуацию уже под совершенно другим углом, вполне в духе какого-нибудь современного психологического триллера. Кстати, основная проблема у версии Кеннета Браны в том, что он этот момент упустил.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 13:37
цитата Karnosaur123
Там нет ничего про внутреннее уродство

Есть — Франкенштейн оказался не готов к последствиям своих действий и повёл себя, в лучшем случае, подло. Само же Существо манипулятор и убийца.
цитата Karnosaur123
Да нет же, является.

Для меня не являлось — идея взглянуть на ситуацию со стороны оппонента, мягко говоря, не нова. Этим ещё Конан Дойл в своё время баловался.
Впрочем всё это никак не изменяет простоватости и, пожалуй, некоторой недокрученности, сценария Дель Торо.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 14:15
цитата Jack Skellington
Есть — Франкенштейн оказался не готов к последствиям своих действий и повёл себя, в лучшем случае, подло.

Скорее, неумно и трусливо, но это не внутреннее уродство, это воспитание. Дель Торо этот момент вывернул наизнанку, заменив балованного ребенка на травмированного.
цитата Jack Skellington
Само же Существо манипулятор и убийца.

А, не совсем верно понял — думал, речь о «внутреннем уродстве при внешней красоте». Там внутреннее содержание скорее привели к общему знаменателю с физическим.
цитата Jack Skellington
Этим ещё Конан Дойл в своё время баловался

Вот только Конан Дойль этим баловался сильно позже. И дело не столько во взгляде со стороны, сколько в том, что в данном контексте это было достаточно неожиданно.
цитата Jack Skellington
Впрочем всё это никак не изменяет простоватости и, пожалуй, некоторой недокрученности, сценария Дель Торо.

Ну вот по-вашему — что в этой истории можно было докрутить?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 14:46
цитата Karnosaur123
Дель Торо этот момент вывернул наизнанку

Просто сместил акцент — Существо стало невинной жертвой, а Франкенштейн злодеем.
цитата Karnosaur123
анном контексте это было достаточно неожиданно.

А так вы про то, как роман воспринимался в XIX веке... Ну по прошествии времени, и миллиона переосмыслений, точка зрения Существа неожиданностью не является. Для меня по крайней мере не являлась, когда я в первый раз читал книгу.
цитата Karnosaur123
Ну вот по-вашему — что в этой истории можно было докрутить?

Я не зря упомянул «Пиноккио» от того же Дель Торо. Оригинал является сказкой своего времени. С ключевой моралью: «ВСЕГДА подчиняйся родителям/старшим или тебе будет плохо». Дель Торо же добавил, и весьма органично, такие темы как: война и её влияние на детей; несовершенство родителей; смерть, как в метафорическом так и в персонажном плане, политическую сатиру, личные трагедии персонажей, взаимодействие бессмертного существа со смертными и т.д.
Примерно схожим образом можно было бы развить и «Франкенштейна»:
Раз учёный в глуши из кучки трупов создает человека с ТТХ Терминатора, что помешает, например, государственным структурам повторить процесс для военных нужд? Есть ли высшие силы в данном сеттинге, и как они относятся к франкештейновской некромантии? А что там с интеллектуальными способностями искусственных людей? Вроде и по книге и по фильму Дель Торо, довольно высокие. Можно ли в таком случае поставить на поток создание немертвых Эйншетейнов? И т.д. и т.п.
Я куда больше жду от Дель Торо экранизацию (помимо «Хребтов безумия») «Призрака Оперы» — вот где он сможет развернуться со своей любовью к готике, монстрам и стимпанку.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 15:16
цитата Jack Skellington
А так вы про то, как роман воспринимался в XIX веке... Ну по прошествии времени, и миллиона переосмыслений, точка зрения Существа неожиданностью не является. Для меня по крайней мере не являлась, когда я в первый раз читал книгу.

Ну так мы говорим о том, что задало стандарт. Довольно странно обвинять произведение за то, что его сюжетный поворот не нов, когда оно собственно и было одним из кодификаторов.
цитата Jack Skellington
Я не зря упомянул «Пиноккио» от того же Дель Торо. Оригинал является сказкой своего времени. С ключевой моралью: «ВСЕГДА подчиняйся родителям/старшим или тебе будет плохо»

Там тоже не все так однозначно (например, Кучер — тоже взрослый). Но в целом — да.
цитата Jack Skellington
Дель Торо же добавил, и весьма органично, такие темы как: война и её влияние на детей; несовершенство родителей; смерть, как в метафорическом так и в персонажном плане, политическую сатиру, личные трагедии персонажей, взаимодействие бессмертного существа со смертными и т.д.

Тут соглашусь — отлично получилось. Вообще, сила дельторовских экранизаций как раз в том. что при всей любви к первоисточникам, он не стесняется с ними полемизировать, как выросший сын спорит с родителями.
цитата Jack Skellington
Примерно схожим образом можно было бы развить и «Франкенштейна»:
Раз учёный в глуши из кучки трупов создает человека с ТТХ Терминатора, что помешает, например, государственным структурам повторить процесс для военных нужд? Есть ли высшие силы в данном сеттинге, и как они относятся к франкештейновской некромантии? А что там с интеллектуальными способностями искусственных людей? Вроде и по книге и по фильму Дель Торо, довольно высокие. Можно ли в таком случае поставить на поток создание немертвых Эйншетейнов? И т.д. и т.п.

Ой. Ой. Вот тогда вместо экранизации мы бы точно получили гибрид «Формы воды» с «Пиноккио», плюс избитая тема с суперсолдатами/сверхумами для правительства. Но таких историй полно, а много ли хороших и БЛИЗКИХ к тексту (не только по форме, но и по духу) экранизаций «Франкенштейна»? Что оригинально — Дель Торо осмыслил миф о Франкенштейне (как и о Пиноккио) как культурный феномен — с высоты минувших веков, опыта предыдущих адаптаций и изменений публичного восприятия.
Кстати, любопытно, что версия Браны при всей незатейливости получилась очень любопытным высказыванием на классовую тему (уж не знаю, было ли так задумано).
 


Ссылка на сообщение13 ноября 15:44
цитата Karnosaur123
Довольно странно обвинять произведение за то, что его сюжетный поворот не нов

Се ля ви — времена изменились, и не всё что производило впечатление 150 лет назад, производит аналогичное впечатление сейчас. Не всем дано быть Шекспиром.
цитата Karnosaur123
мы бы точно получили гибрид «Формы воды» с «Пиноккио», плюс избитая тема с суперсолдатами/сверхумами для правительства.

Не обязательно идти по этой стезе. Можно было бы сосредоточиться на мистическо-религиозной составляющей: есть ли у Существа душа? Откуда она взялась? От одного из трупов? Или божественные силы предоставили? И если последнее, то действия Франкенштейна угодны богу или он чудовищнейший из грешников? Можно было бы пойти по пути «Фауста», и задействовать инфернальные силы.
Или можно было бы сосредоточиться на смерти и бессмертии: если можно оживить сшитую из мертвецов куклу, можно ли оживить оригинальных умерших? С их личностью и воспоминаниями. Тогда ребром встает вопрос если не о бессмертии, то о радикальном продлении жизни.
цитата Karnosaur123
уж не знаю, было ли так задумано

Возможно, хотя Бранна в дальнейшем к социалке вроде бы не возвращался.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 16:00
цитата Jack Skellington
Можно было бы сосредоточиться на мистическо-религиозной составляющей: есть ли у Существа душа? Откуда она взялась? От одного из трупов? Или божественные силы предоставили?

Ну, что она есть, сомневаться не приходится, а откуда... В любом случае, это новая личность. Так-то тему Творения хорошо раскрыли — то, что вопросы Существа к Виктору это и вопросы человека к Богу, мирозданию и т. д. Если вдуматься, то сцена, где Виктор оставляет свое творение погибать в огне, по-настоящему страшна сверх сюжета — на метафизическом уровне. А в какой-то момент Существо отождествляется и с Христом, посланным в мир для страданий, и с Иовом, и (как в романе) с Адамом, сотворенным из праха и изгнанным из Рая. Неплохо же для «простой истории с красивой картинкой», а?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 16:15
цитата Karnosaur123
Неплохо же для «простой истории с красивой картинкой», а?

Боюсь всё ещё маловато будет — это как раз и есть часть «красивой картинки» без осмысления. Ну как сеттинг Холодной войны в «Формуле воды», использовался исключительно для эстетики. От режиссера «Лабиринта Фавна» и «Пиноккио» ожидаешь несколько большего.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 17:07
цитата Jack Skellington
Боюсь всё ещё маловато будет — это как раз и есть часть «красивой картинки» без осмысления.

А по-моему, вполне себе осмысление. Совсем уж отходить от текста и духа книги точно не стоило бы. Да и автор, в конце концов, имеет право на свое видение, а не то, какое от него ждёт зритель. Дель Торо вложил в картину свою любовь к персонажу, свое восприятие и свои ассоциации, думаю, это и было его художественной задачей.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 17:50
цитата Jack Skellington
Спасибо за отличный разбор.

Спасибо за просмотр и добрые слова! :beer:

цитата Jack Skellington
Хотя идея превратить аморального убийцу, которым в оригинале был монстр, в трагично-готичного героя, освежила концепт.

Мне вообще понравилось то, как Элорди сыграл монстра тут, достойный плюс.

цитата Jack Skellington
Ждём «Хребтов безумия». Впрочем сам Дель Торо упоминал, что следующий его фильм, возможно, будет экранизацией «Призрака Оперы».

Ну, кстати, тоже интересно — хотя и не так будто бы свежо. :-)))


⇑ Наверх