Дайки Охаси
Полное собрание сочинений о Гиперборее
大橋大希
ハイパーボリア全集
Содержание
Утраченная доисторическая эпоха
Смерть Зулохима
Свет из Дома
Истории невезения
Колдовство Иккуа
Орглиас
Наследие Фарнагоса
Мученики
Битва при Зетросе
Предисловие
Настоящий том, «Полное собрание сочинений о Гиперборее» (The Complete Works Of Hyperborea), представляет собой сборник предыдущих работ Дайки Охаси, расположенных в порядке их написания. Он включает одиннадцать рассказов о Гиперборее и два рассказа о Ломаре. Как ясно из названий перечисленных произведений, описываемый в этой книге мир относится к тому, что обычно называют Мифами Ктулху или Мифосом. Этот цикл берёт своё начало в тридцатых годах ХХ века, начатый Говардом Филлипсом Лавкрафтом, продолженный Августом Дерлетом и другими авторами, и теперь является всемирно признанным жанром, объединяющим серию романов, изображающих космический ужас.
Содержание Мифоса сложное, его стиль характеризуется добавлением элементов ужаса и фантастики, а кроме того в нём фигурируют и активно действуют различные устрашающие божества. В «Полном собрании сочинений о Гиперборее» нечасто появляются боги, составляющие ось Мифоса, но сам факт, что действие составляющих его рассказов происходит на вымышленном сверхдревнем континенте, тесно связывает эти произведения с данным миром.
Следует отметить, что произведения автора основаны на старом мировоззрении, которое развивали Кларк Эштон Смит и Лин Картер. В частности, континент Гиперборея, созданный Кларком Эштоном Смитом, является основой для рассказов, собранных в этой книге. Вымышленный континент-остров Гиперборея, как и популярные Атлантида или Му, представляет собой чрезвычайно привлекательное место действия для фантастических произведений. Особенно это касается Гипербореи, представляющей собой обширное пространство для творчества, поскольку ею интересовались совсем немногие авторы, пишущие официальные продолжения, как, например, Лин Картер. Нетрудно представить, что автор нацелился именно на этот пробел в фантастической литературе.
В наши дни случаи, когда японские авторы создают произведения, действие которых происходит в таком мире, редки, и в этом можно увидеть особенность данной книги. На родине Лавкрафта Мифы Ктулху пользуются популярностью, но нашей стране не повезло со столь же выдающимися авторами. В современную эпоху, с развитием новейших технологий, таких как Интернет, эти сложные эзотерические произведения стало легко публиковать в виде электронных книг, и читатели получили к ним лёгкий доступ. И, как доказывает «Полное собрание сочинений о Гиперборее», в Японии всё ещё имеются молодые и амбициозные авторы, увлекающиеся фантастической литературой.
По мере увеличения количества произведений, неизбежно возрастает и вероятность появления выдающихся творений. Если произведения в жанре Мифов Ктулху будут распространяться в такой среде, то можно предположить, что стремление завершить наследие, оставленное писателями прошлого, станет сильнее, поскольку эта книга сумела заполнить часть истории континента Гиперборея,
В заключение я привожу краткие описания и даты написания каждого произведения, используя справочные материалы о предыдущих работах автора.
Краткие аннотации к произведениям
«Девушка из Узульдарома» (The Lady of Uzuldaroum)
Опубликовано 6 октября 2010 года.
Первое произведение автора о Гиперборее. В нём заметно влияние Роберта Ирвина Говарда, что проявляется в содержании, ориентированном в сторону героики. В этом рассказе, помимо классических элементов любовной романтики, изображается конфликт двух разных цивилизаций. Эта тема является сильной стороной автора и будет подчёркнута в более поздних работах.
«Возвращение в Старый мир» (The Return to Old World)
Опубликовано: 6 октября 2010 года.
Первоначально рассказ задумывался как продолжение «Девушки из Узульдарома», но, по решению автора, он был включён в сборник как отдельное короткое произведение. В отличие от говардовского стиля предыдущей части, здесь ощущается почерк, напоминающий стиль Кларка Эштона Смита.
«Утраченный допотопный век» (The Lost Antediluvian Age)
Опубликовано: 11 ноября 2010 года.
Согласно материалам, это, по-видимому, объединение короткого рассказа, описывающего времена змеелюдей, и истории о том, как человечество овладело континентом Гиперборея. В примечании указано, что при переиздании в сборнике в него были внесены некоторые дополнения и исправления.
«Смерть Злохиму» (The Death to Zlohim)
Опубликовано: 24 ноября 2010 года.
Это рассказ, в котором великий учёный, приняв точку зрения змеелюдей, наблюдает за появлением человечества, написана под сильным влиянием Лина Картера. Народ змеелюдей отмечен большим вниманием этого автора, и они часто появляются в рассказах о Гиперборее. Кроме того, в этом произведении уже упоминается имя Фарнагос, что является подготовкой к последующим работам.
«Свет из Старого Дома» (The Light from Old Home)
Опубликовано: 24 декабря 2010 года.
В своё время Кларк Эштон Смит, вдохновлённый экзотическим миром «Тысячи и одной ночи», создал далёкий суперконтинент будущего Зоти́к, который, несомненно, был воспроизведением его собственного идеального мира. В этом произведении, описывающем прошлое человека, ищущего континент Гиперборея, также сильно выражена тоска автора по своему идеалу.
«Хронист Судьбы» (The Chronicler of Doom)
Опубликовано: 17 августа 2011 года.
Этот рассказ стал первым произведением о Гиперборее, действие которого происходит в 2011 году, в мире на краю света, на Крайнем Севере. Отмечается, что на это произведение повлияли истории о Посейдонисе и легенды о Лесемдипе, раположенном в Лемурии. Это ясно видно из описаний в начале и в конце рассказа.
«Колдовство Иккуа» (The Sorcery of Iqqua)
Опубликовано: 23 августа 2011 года.
Цикл произведений, описывающих деяния великого мага древности, известен как «Трилогия Орглиаса». В заметках к этому рассказу указано, что автор использовал приём «никогда не высказываться вслух», что было характерно для Кларка Эштона Смита. Поэтому можно заметить, что эмоции персонажей намеренно не выражены в сюжете.
«Орглиас» (The Orgrias)
Опубликовано: 16 сентября 2011 года.
Последняя часть «Трилогии Орглиаса». В «Истории Гипербореи» «Колдовство Иккуа» соответствует событиям, которые произошли после этого рассказа. Здесь снова появляются змеелюди, и описывается их взаимодействие с рабами-людьми. Оставшаяся часть «Трилогии Орглиаса» на момент написания этого текста остаётся неопубликованной.
«Наследие Фарнагоса» (The Legacy of Falenagos)
Опубликовано: 24 сентября 2011 года.
С момента написания предыдущего рассказа прошло немного времени. Содержание сосредоточено на Фарнагосе, древнейшем царстве Гипербореи, которое несколько раз упоминалось в предыдущих рассказах. Это самый большой из рассказов автора, отличающийся тем, что состоит из трёх частей. При этом его последняя часть, «Неожиданное открытие», может восприниматься как самостоятельный короткий рассказ. Царство Фарнагос, где разворачивается действие, полностью вымышлено автором и, по замыслу, его расцвет приходится на времена до появления Комморьома.
«Мученик» (The Martyr)
Опубликовано: 15 октября 2012 года.
Завершено после значительного перерыва с момента публикации предыдущего произведения. Этот рассказ, изображающий дружбу и конфликт двух мудрецов Гипербореи, содержит элементы, отличные от предыдущих работ. Во-первых, в нём заметно сильное влияние Библии, и присутствуют определённые общие черты с некоторыми житиями святых, особенно сцена, где мудрец спасает бедняков, которая явно воспроизводит библейские легенды. Такая смена стиля явно отличает его от ранних произведений в стиле Говарда.
«Битва при Зетросе» (The Battle of Zetros)
Опубликовано: 23 августа 2014 года.
Рассказ, написанный автором после долгого перерыва с написанием фэнтези. Стиль этого произведения вдохновлён древнегреческими мифами и намеренно использует слово «Гипербореос». Сцена поединка со змеелюдом также демонстрирует явное влияние средневековых рыцарских романов.
«Белый всадник» (The White Cavalry)
Опубликовано: 2 октября 2011 года.
В этом рассказе действие переносится на континент Ломар. Данный континент впервые стал известен после появления рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта «Полярис» (1918). В этом произведении вновь возрождается стиль Р. И. Говарда: разгорается конфликт между коренными жителями Ломара и захватчиками.
«Вера в Богиню» (The Faith to Goddess)
Опубликовано: 4 октября 2011 года.
Продолжение «Белого всадника». В этом рассказе раскрывается происхождение народа Ломара и его связь с Гипербореей, а кульминация, где герой-победитель и красавица объединяются, — это как раз тот стиль, который Роберт Ирвин Говард часто использовал в своей серии о Конане. Данное произведение можно рассматривать как развитую версию «Девушки из Узульдарома», но при взгляде на предыдущие работы, склонность автора к героическому мировоззрению становится очевидной.
Курахиса Суми
Август 2014 г.
Первое издание: 25 августа 2014 года
Перевод В. Спринского

(И Бородину, разумеется тоже!
