И вновь из закромов сайта «Пан Оптыкон» пана Давида Гловни (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl … И как изменялась продолжительность показа кинолент в эпоху немого кино? Запись в блоге от 28 июля 2025 года).
Для тех, кто хоть немного интересуется историей кино, не секрет, что ранние фильмы были очень короткими, и с развитием киноиндустрии их продолжительность увеличивалась, пока то, что мы сейчас воспринимаем как полнометражный фильм, не стало стандартом. Менее очевидное — по крайней мере, я так думаю — это скорость такого процесса.
Самые ранние фильмы, снятые в ателье “Black Maria” Томаса Альвы Эдисона, предназначенные для проекции в кинетоскопах (то есть в аппаратах для единственного зрителя, в которых фильмы смотрелись через видоискатель), длились около 15–20 секунд.
Первая публичная демонстрация фильма с использованием кинетоскопа состоялась в Нью-Йорке 9 мая 1893 года. Год спустя начали открываться первые салоны кинетоскопов, где зрители могли использовать несколько или несколько десятков камер.
Фильмы, снятые в Европе в 1895–1896 годах в том числе братьями Люмьер, Жоржем Мельесом и Робертом В. Полем, длились около 50–60 секунд. В 1898 году в США компания Зигмунда Любина представила фильм «После битвы» (“Affter the Battle”), выпускавшийся в вариантах длиной 50, 100 и 200 футов — проецируемый на стандартной скорости, последняя версия длилась более 3 минут.
В том же году предложение Мельеса включало «Сон астронома» (“La lune à un mètre”), длительностью более 3 минут. Некоторые из его фильмов 1899 года уже длились от 6 до 10 минут.
В 1903 году в США Эдвин С. Портер снял «Хижину дяди Тома» (“Uncle Tom’s Cabin”) для студии Эдисона, состоящую из 14 сцен и имеющую длину 1100 футов, что составляло чуть более 15 минут проекции.
В первом десятилетии двадцатого века продолжительность демонстрации большинство фильмов составляла до 15 минут, что эквивалентно прогона времени прогона стандартной бобины киноплёнки — 1000 футов (305 метров), со стандартной скоростью демонстрации немого фильма 16 кадров в секунду. В то время бобина стала общепринятой мерой длительности фильмов (ходили разговоры об однобобинном, двухбобинном и т.д. фильмах).
Первым фильмом, который приблизился к такой длине, как считается ныне полным метражом, был фильм «История банды Келли» (“The Story of the Kelly Gang”), снятый в 1906 году в Австралии Чарльзом Тейтом (Charles Tait). Этот фильм сохранился лишь в виде нескольких фрагментов. Изначально его длина составляла около 4000 футов, что означало час проекции.
Первым фильмом продолжительностью более часа, снятый в США, стал фильм «Отверженные» режиссера Дж. Стюарта Блэктона (“Les Misérables”, 1909, J. Stuart Blackton). В Европе такие фильмы снимаются с 1911 года.