КОЛЛЕКЦИОНЕР ("Nowa Fantastyka" 254 (346) 8/2011). Часть 4
13. Очередная, напечатанная на стр. 8 и 10, статья Агнешки Хаски и Ежи Стаховича из «чуланного» цикла носит название:
Имевшиеся сто лет назад представления о XXI веке более или менее последовательны. Обычно в них полным-полно летательных транспортных средств, разнородных, но в основном механических удобств – в средствах связи, на работе, в школе, дома и на ферме, революционных изобретений. А также войн -- земных, лунных и, конечно, марсианских. Однако даже самые сочные описания будущего не оказывали столь же сильного воздействия на коллективное воображение, как их графические изображения. Поэтому в начале XX века популярным средством повествования о будущем стали рекламные открытки или картинки, прилагавшиеся к различным продуктам.
Заочное кино
Безусловно, самыми известными – благодаря выставке «Утопия», подготовленной французской Национальной библиотекой и показанной в 2000 году в Париже и Нью-Йорке, а также доступной в Интернете – являются хромолитографии французского художника ВИЛЛЕМАРА из серии “En l'an 2000” («В 2000-м году»). Более двадцати изображений, вероятно, прикреплявшихся наряду с этикетками к продуктам питания, документируют повседневную жизнь будущего. Конечно, это будущее выглядит в основном летающим:
моторные аэростаты транспортируют корабли на большие расстояния,
летная полиция задерживает авиапилотов, спешащих на работу, но нарушающих правила движения,
и преследует преступников,
а также патрулирует окрестности в чем-то вроде протогеликоптеров,
а пожарная команда пользуется механическими крыльями, благодаря чему тушение пожаров в высотных зданиях и спасение женщин и детей больше не являются проблемами.
Для тех граждан, которые страдают аэрофобией, предусмотрены также и другие современные транспортные средства --электрические поезда линии Париж-Пекин
или моторизованные роликовые коньки,
и водные лыжи.
Лошади определенно ушли в прошлое и их можно увидеть только в кунсткамерах.
ВИЛЛЕМАР также не забыл о военных акцентах – на одной из картинок изображены боевые велосипеды,
на другой – броневики, оснащенные пулеметами.
Будущее характеризуется также механическими изобретениями. В школе детей потчуют знаниями, поставляемыми им в головы по проводам, связанным с книгомольной машиной.
При заказе одежды у портного производится измерение габаритных размеров заказчика с помощью механических щупов с последующим извлечением из машины готовой одежды,
парикмахер производит стрижку-бритье с помощью механических устройств, управляемых некоей программой,
архитектор строит дом, сидя в псевдотелефонной будке и нажимая кнопки на пульте управления,
а крестьянин убирает урожай, не сходя с крылечка.
Добрались удобства и до ванных комнат французских дам, где с помощью нескольких кнопок можно принять ванну, сделать маникюр, педикюр и припудрить нос.
Уборку в доме значительно облегчают механические приспособления.
Несколько картинок посвящено изобретениям в области коммуникации и медиа, таким как заочный кинотеатр, благодаря которому можно общаться с людьми «вживую»,
и газеты, транслируемые граммофоном.
Кроме того, в салонах будущего будут подавать изготовленные путем химического синтеза кушания,
а дома станут отапливаться радиевыми каминами.
Интересно, что одним из элементов этого будущего станет вино, которое небесные рестораны с радостью будут подавать пролетающим пилотам.
(И еще несколько картинок с этой выставки, воспользуемся уж оказией. W.
Вот запись некоего сообщения,
которое, вероятно, получит адресат.
Вот смелое проникновение ученого в микромир.
А здесь нечто вроде воздушного такси на линии Париж-Бордо.
Впрочем, путешествовать можно и не выходя из дома.
Но путешествовать можно не только по поверхности Земли, под водой тоже удобно.
Под водой, кстати, много чего интересного происходит.
А вот да, несчастные утки, им и в воздухе жить не дают. И как они, бедные, только выживают?
Хотя, конечно, свободный полет – это наше все!
(Продолжение следует)
М.: