Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 28 июля 2019 г. 11:59

Эразм Маевский. Доктор Мухоловкин

Серия: Библиотека приключений и научной фантастики

М.: Внеземной Центр, 2017 г. 268 страниц

Эразм Маевский (1858-1922) — известный польский учёный-естествоиспытатель своего времени, чья слава вышла далеко за пределы его родины. Широта его научных знаний и изысканий поражает. Здесь и энтомология, и археология, и этнография, и экономика, и социология... В общем настоящий человек и пароход!

Он одним из первых стал выступать за охрану археологических памятников. Вспомните здесь хотя бы варварские методы работы Шлимана в поисках Трои — а ведь в то время это было вполне нормальным отношением к остаткам древних цивилизаций...

Маевский редактировал два журнала и был автором нескольких научно-популярных книг. Был членом-корреспндентом Антропологического общества и почётным членом Международного социологического института в Париже, а с 1919 года — профессором кафедры доисторической археологии Варшавского университета.

Известна была его научно-популярная книга "Конец света. Обзор случав, которые могут вызвать гибель Земли".

Но настоящую популярность получила его художественная книга "Доктор Мухоловкин", опубликованная в 1890 году. Роман имеет подзаголовок "Фантастические приключения в мире насекомых", что полностью оправдано. Это первый или один из первых в истории мировой литературы пример приключений в микромире, а именно — в мире насекомых. Известный энтомолог Доктор Мухоловкин случайным образом находит микроскопическое послание на лапке пойманной его племянником мухи. В нём повествуется о похождениях лорда Пуцкинса, который выпив волшебный эликсир индийского мудреца Нуредина, уменьшился настолько, что оказался на равных с насекомыми. Разумеется, Доктор Мухоловкин считает своим долгом отправиться на выручку незадачливому лорду. И тут для Маевского наступает рай влюблённого в энтомологию учёного — по мере приключений в мире насекомых Доктор рассказывает о жизни и повадках всех встреченных нами живых существ...

Безусловно, это "твёрдая" научная фантастика, где собственно наука на первом месте, уступая место всему остальному. И из такой книги можно подчерпнуть сведений о насекомых гораздо больше чем из какого-нибудь справочника, ведь читать эту книгу гораздо интереснее! Недаром Маевского называли "польским Жюлем Верном".

Отдельно стоит сказать об иллюстрациях — какая же книга без картинок! А в этой книге их ровно сто двадцать шесть!


Статья написана 26 июля 2019 г. 17:32

Девятая жизнь нечисти, Алексей Атеев, 2004

https://fantlab.ru/work178097?sort=date#r...

«Девятая жизнь нечисти» Алексея Атеева не похожа на роман в привычном понимании. Её четыре отдельные истории, объединённые пятой, могли бы напомнить структуру «Декамерона» Джованни Боккаччо, но рамочный сюжет здесь не развит. Можно предположить, что обрамление появилось с целью украшения этого, по сути, сборника и лишь формально соединяет входящие в него рассказы, но нельзя также полностью отрицать возможность существования заложенных в их выборе и взаимодействии скрытых авторских смыслов. Как бы то ни было, единого повествования тут нет.

Завязка обрамляющего сюжета-зарисовки и всей книги такова: смешанная компания наших соотечественников, мужчин и женщин разного возраста, отдыхает на даче поздней осенью. Сходили в баньку, выпивают, сидя не чинясь и кто в чём за накрытым столом у горящего камина. Внезапно поваливший снег будто отрезает их от всего остального мира, и разговор невольно заходит о возможности существования сверхъестественного в современной жизни. Как водится, некоторые из присутствующих начинают приводить собственные, случившиеся с ними самими или с их знакомыми, примеры.

Интересно, что персонажи этого вводного сюжета перечислены, но не поименованы. Для автора имеют значение их пол, возраст и социальный статус. Указываются элементы одежды и уровень образованности. Даются характеризующие определения в два-три слова, как лёгкие мазки кистью: «начитанный хозяин дачи», «обладательница махрового халата», «почитатель Фрейда», «литературная дама». Никакой конкретики – и, одновременно, даётся возможность вжиться в происходящее для почти любого читателя. Создаётся располагающая атмосфера задушевного разговора, усиливающая впечатление от четырёх рассказанных под влиянием момента и общего настроения историй.

Основные новеллы выглядят, как осовремененные бывальщины и былички в литературном изложении. Одни рассказчики преподносят их от первого лица, другие – от третьего, признавая или скрывая свою личную сопричастность. Хорошо заметна близость с городской легендой и влияние классической русской прозы 19-20 веков. Композиционно каждой новелле посвящена целая глава, в начале и конце которой повествование возвращается к тесному кружку у камина, где активно обсуждается действующими лицами. Примечательно, что их короткие реплики предвосхищают многие читательские реакции и соображения. Что это, игра с читателем?

История первая, «Проделки ведьм»

Россия конца девяностых или начала двухтысячных. В меру привлекательная двадцатипятилетняя девственница-библиотекарь наконец-то решилась снять «венец безбрачия». Естественно, у гадалки-ворожеи, и, конечно же, по рекомендации подруги. Последствия были ужасны и поучительны! Народный сюжет о сделке с ведьмой в реалиях современного провинциального города страшен, жесток и драматичен. Вызывают недоумение отсутствие положительных черт у главной героини и та лёгкость, с которой она меняется, мечась из крайности в крайность. Оборванный финал, наоборот, кажется полностью естественным.

История вторая, «Плевок на могилу»

Украина времён становления советской власти. В семействе еврея, извозчика и контрабандиста, поспела дочка на выданье. За кого бы выдать? Один претендент в немалом военном чине и обеспеченный, но русский и коммунист, другой – еврей и книжник-каббалист, но беден. Основа – почти классический сюжет о двух женихах, послушной отцу невесте, страшной свадьбе и проклятии. Исполнение – в стиле «Пентакля» Г. Л. Олди, М. и С. Дяченко и А. Валентинова. Исторические реалии, национальный колорит, мистика и юмор.

История третья, «Чума»

Юг СССР, начало семидесятых годов двадцатого века. Набирается – и неожиданно хорошо оплачивается – студотряд для проведения археологических раскопок местной «Чумной горки», пользующейся в народе дурной славой. Люди в нём подобрались самые разные: спортсмены, идейные, заучки, простаки, халтурщики, демагоги, провокаторы, рвачи и мародёры. Результаты полевого исследования можно оценить, как минимум, трояко… Пожалуй, этот рассказ стоит наособицу. Он близок не мистике, классике или фольклору, а поздней советской научной фантастике или, к примеру, раннему творчеству В. Головачёва.

История четвёртая, «Зримая тьма»

1950-й год. Выпускник столичного педвуза, учитель русского языка и литературы, попал по распределению в райцентр на стыке Рязанской и Московской областей. Дело своё знал хорошо, но скучал дико в захолустье. Страдал по-интеллигентному, пока не подсказали ему заняться охотой. Всё бы ничего, да завела «благородная страсть» в запретное болото… Культурно, красиво, философично. Тургенев, Чехов, Толстой, Гоголь, Бунин и другие в реминисценциях. Труды С. В. Максимова и А. Н. Афанасьева. Размышления о язычестве и христианстве в советское время.

Все четыре новеллы прежде всего разные. Не скажу, что в них нельзя угадать одного автора, но стиль изложения, а в какой-то мере и жанр, меняются значительно. Фольклор, мистика, классическая литература и научная фантастика. Вместе – своего рода отечественный магический реализм, описывающий жизнь нечисти во времена становления советской власти, существования СССР и современной России. Забавно, что в начале и конце рассматриваемого периода проявления нечистой силы активны и опасны, а в середине нейтральны настолько, что возникает соблазн объяснить их рационально.

В целом, роман «Девятая жизнь нечисти» оставляет впечатление умной и реалистической прозы, несмотря на присутствие мистики. Возможно потому, что позиция автора нейтральна, что автор повествует и описывает сверхъестественное, интригует, подталкивает к размышлению, иронизирует, но не имеет своей целью пугать или развлекать читателя. Идея произведения не на виду, и это даже к лучшему.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work178097?sort=date#r...


Статья написана 25 июля 2019 г. 20:07

Добрая сказка российского милитаризма.

Дагон Пропп доволен.

Сказка начинается с момента выхода наивного персонажа из зоны комфорта.

Да, московский продажник в Африке — тут выяснилось, что стрелять начали.

У героя должен быть артефакт.

Да, это "избушка" на механических ножках — робот-шагоход с башней от "Тунгуски", который и продавал наивный офисный парень. Описание боевых шагающих роботов — а дело происходит в 2040-х — составляет изрядную часть текста.

У героя должен быть волшебный помощник.

Да, и раз уж "Иванушке" тут 25 лет, то сказка для совершеннолетних, и помощница — сексуально-боевая барышня с доработанными в генетических лабораториях качествами. Исчезает ровно в момент прекращения неопределенности.

Должны быть приключения с перемещением по карте и возвратом в исходную точку.

Да, круг почета по территории двух стран — стрельба в ассортименте. Анабазис.

Должна героя встречать Баба-яга, сторож подземного царства мертвых.

Конечно. Нестареющая стерва, которая командует в секретной подземной биолаборатории — к услугам "Иванушки".

Должна быть непременно измена.

Да, "Иванушка" постоянно на измене — то сам думает бросить все и сбежать, то ему это предлагают.

Должна быть мораль.

Да, есть такая: как правильно общаться с далеким начальством, чтобы и предателем не стать, и живым остаться, и всех вокруг не подставить.

Основная концепция, которой жонглирует автор — "война Шредингера" — конфликт между "прокси", который разворачивается, но пока не истолковывается основными "патронами-кукловодами".

Всё очень динамично, на фане и внутренней уверенности в победе.

Но все равно это сказка.

Нет, автор, как опытный рекламщик, заботится о разоблачении каких-то сказочных моментов: "обычный стиральный порошок не смывает это пятно". Развеивается легенда о наборе детей в эскобарские генетические лаборатории. Дескать, по трущобам ездит черная машина, у детей анализы крови берет, и если ребенок подходящий — его забирают, а родителям щедро платят. В реальности, рассуждает "Иванушка", скорее всего, детей или просто отбирают, или родители сами приносят их продавать за денежку малую.

Однако есть два момента, в "Техподдержке" освещенных очень скупо:

а) "Война Шредингера" может зависнуть — и люди в ней застыть, как мухи в янтаре. Собственно, подобные конфликты, когда все решается наверху — очень давняя история. "Большая игра" во многом состояла из таких действий: утренний шармицель в горах, а через несколько месяцев в столицах великих держав разъясняют, кто кому должен. "Холодная война" — коварные пинки под столом, а потом народу поясняют чей телевизор убедительнее будет. Что же через двадцать лет? На фоне легкого, почти игрового (для персонажа) эпизода, должны быть истории десятилетней неизвестности — ужасы под сукном ("Конференция маньяков с веселым пикничком" — и там лучшая шутка про человека, который в Африке 20 лет сидел в клетке с крокодилами);

б) Судьба любит каждого десятого храбреца — остальных забывает. У автора немного другая пропорция (для поступления в элитные войска должны съесть каждого десятого). Но что будет мотивацией к подвигу? У "Иванушки" все понятно — это самореализация. "Кто ты — трус, иль избранник судьбы, и отведай на вкус настоящей борьбы..." Что у остальных — кто годами сидит в ящиках Шредингера? Причем, на разных ступенях социальной лестницы. Остаться серым кардиналом в истории Лимпопо? Там ведь другое... И вот это различие будет критическим, для понимания сути российского милитаризма (в сравнении, скажем, с классическим британским, где есть сплав из "законного бабла джентльмена" и "бремени белого человека").

Впрочем, если бы автор подробно осветил эти вопросы, это была бы уже не сказка...


Статья написана 25 июля 2019 г. 12:35

Аннотация:

2072 год. На Луне идет добыча гелия-3, с помощью которого решается энергетический кризис Земли. Когда в Море Спокойствия убивают одного из коллег Кэдена Дэкерта, бывшего морпеха и ветерана войн на Востоке, нарушается старейшее космическое правило: «Безопасность для всех». И Дэкерту приходится начать расследование, которое сделает его очередной мишенью и может вызвать Первую Лунную войну.




В отличие от Хайнлайна, назвавшего Луну неприветливой хозяйкой, Дэкерт, главный герой романа "Пороховая Луна" Дэвида Пэдрейры, считает ее пустыней, перешедшей всякие границы. Смерть поджидает здесь людей на каждом шагу. Радиация от солнечных вспышек, постоянная угроза декомпрессии, вездесущая и выводящая из строя технику лунная пыль и даже крохотный риск попадания микрометеорита. В такой обстановке во главу угла встают внимательность к безопасности, взаимовыручка и осторожность. Однако бизнесмены в Управлении требуют увеличения прибылей, поэтому вся система работает на износ — связь сбоит, движки транспортеров барахлят, оборудование стареет, а во главу угла уже встают объемы выработки. Если бросить в эту пороховую бочку пылающую искру трагического инцидента с политическим запашком, то взрыв окажется неизбежен.

В конце 2058 года всплытие триллионов тонн метана на поверхность океана спровоцировало Термический максимум, череду климатических катастроф, достигших Библейского масштаба, от суперураганов и пожаров до пандемий и экстремистов. Однако в то же время это стало мощным стимулом для уцелевшей части человечества отбросить недоверие и враждебность, чтобы сократить выбросы парниковых газов и сообща найти выход из туннеля, ведущего в дикость и хаос. Спасением стали термоядерные реакторы, которым в больших количествах потребовался гелий-3. И балансируя на грани упадка, человечество взялось за освоение Луны. Увы, энтузиасты и труженики, героически работавшие на поверхности земного спутника, даже не подозревали, что едва мировая экономика начнет выходить из кризиса, так немедленно начнется новый виток геополитического противостояния, которое все разрастающимся снежным комом докатится и до Луны.

Тема освоения Луны в фантастике встречается регулярно. Не то чтобы "Пороховая Луна" Пэдрейры стояла на плечах гигантов, но она очевидным образом тесно перекликается с собратьями по НФ. С "Артемидой" Энди Вейера "Пороховую луну" роднит внимание к техническим деталям, подробные описания регламентов и внимание к мелочам. Однако Пэдрейра почти обошелся без вульгарного юмора, инженерных приколов у него меньше, а бывший десантник и военный пилот, командир станции "Море Ясности 1" Дэкерт гораздо взрослее и серьезнее, чем импульсивная Джазмин у Вейера. Неоднократно сам автор делает уважительный поклон Роберту Хайнлайну. Также у романа Пэдрейры много общего с циклом Пола Макоули "Тихая война" — оба любят описывать инопланетные пейзажи, недолюбливают политику и верят, что люди не должны нести в космическое пространство грязь земных раздоров, лицемерия и ненависти. Что же до упрямого идеализма Дэкерта, то этим он сильно напоминает Джима Холдена из "Пространства" Джеймса Кори, но в отличие от него Дэкерт умеет отступать. Или делать вид, что отступился.

Как бывший репортер, Дэвид Пэдрейра трезво и прагматично смотрит на жизнь. В соревновании сверхдержав у обеих сторон руки по локоть в грязи, а то и в крови. Однако в фокусе внимания оказывается пытающаяся выжить между двух огней команда станции "Море Ясности-1" и ее командир Дэкерт, который однажды уже потерял почти всех подчиненных, когда сражался в долинах Ливана. Теперь он готов на все, чтобы защитить ставших близкими людей: работяг и энтузиастов, романтиков и экстремалов. В целом, у Пэдрейры получилась добротная производственно-психологическая фантастика, в которой нашлось место и будням освоения земного спутника, и плавно нагнетаемому ознобу триллера, и политике высоких эшелонов, и даже военному космобоевику.

Итог: суровая лунная фантастика ближнего прицела про обычных людей.

Моя оценка: 8/10

Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Пола Макоули «Тихая война».

  2. Рецензия на роман Энди Вейера «Артемида».


Статья написана 24 июля 2019 г. 00:49

Дивов О. Техподдержка. М.: ЭКСМО, 2019. 416 с. 5.000 экз.

https://fantlab.ru/work1114074


Любопытная технология сборки у этого романа. В сущности, "Техподдержка" это роман-микрофиш. Таких вещей у Олега Дивова уже есть несколько штук, некоторые получше, некоторые похуже, в целом же они ему чаще удаются.

Что такое текст-микрофиш? Это текст, в котором сюжетное начало искусственно укорочено и, более того, развивается не линейно, а с многочисленными флэшбэками и отскоками в боковую ветвь, в "обстоятельства действия" (а не само действие). Нарочитая недоразвитость сюжета компенсируется медленным, плотным, ироничным "накачиванием" текста сведениями по ТТХ вторичной реальности романа. Впоследствии это выводит на одну-единственную, но рассмотренную со всех углов социальную или философскую проблему.

В сущности, у "Техподдержки", вещи романного объема, сюжет — на рассказ, не больше. Но Дивов насыщает текст психологическими или же квази-профессиональными диалогами, размышлениями главного героя о том, что было в локации действия в старые времена, о том, куда развиваются войны и военное дело, о том, что такое офисная этика в российском раскладе, о том, как рождался боевой шагоход и т.п. Плюс — рассказы "старших товарищей" о том же самом. Автор также добавляет немного (немного!) высококачественной боевки, пару щепоток приятной, но не обременительной любовьки... И получает он в итоге вещь, которую можно, рассматривая, двигать влево-вправо, вперед-назад без потери в понимании сюжета, но с постепенным углублением в "ситуацию". А "ситуация" уже сама по себе вводит в фокус читательского интереса проблему "войны Шрёдингера", т.е. иначе названной "гибридной войны", доразвивавшейся к 2049 году (время действия романа) до абсурда.

Да, конечно, стреляют танки, пушки, боевые шагоходы, на цель заходят самолеты и вертолеты, палит изо всего навешанного на экзоскафы пехота... но это всё второстепенно. А первостепенно то, как стороны конфликта или вообще какие-то "стороны", официально не воюющие, но, как говорится, "интересанты проекта" поработают с масс медиа. Медийные оплоты и определят, кто победил, каковы потери, да и была ли война вообще. "Война Шрёдингера" это такая штука, когда в джунглях какой-нибудь эээ... пятки мира днями, неделями, годами идет бойня, гибнут, быть может, тысячи или десятки тысяч людей, но формально никакой войны нет. Там может быть "полицейская операция", "серия несчастных случаев", "временная хаотизация социума", "инциденты неясной направленности" и т.д. А потом выяснится, что война была, и что победил, скажем, "красный деспот" или "подлинно демократический режим", или... да какая разница! Кого назовут, тот и победил. А потом война опять исчезнет, ее опять не было... и опять была... и опять, и опять, и опять... — по мере надобности.

Ну и кто после войны за Новороссию скажет, что эта схема "неработающая"?

Роман доводит идею до логического завершения, и читатель поневоле чувствует: безумие чем дальше, тем больше принимает статус социальной нормы. То ли еще будет ой-ёй-ёй...

Олегу Дивову за эту вещь спасибо: легкая, изящная, увлекательная, остроумная. И по делу.

Да! Для тех, кто не в курсе: микрофиширование — способ фотокопирования, принятый в нашем архивном деле времен СССР. Какое-нибудь архивное дело фотографируется так, чтобы все кадры попали в сильно уменьшенном виде на прямоугольный фрагмент фотопленки, так, чтобы они оказались размещены во много рядов и во много столбцов. Этот фрагмент и есть микрофиш. Для чтения микрофиша применяется особый прибор с небольшим, хорошо освещенным предметным столиком под сильным увеличителем. Столик двигается вправо-влево, вперед-назад, и через увеличитель можно прочитать все кадры микрофиша.





  Подписка

Количество подписчиков: 890

⇑ Наверх