Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod

Авторы рубрики: RebeccaPopova, Фрейя, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, Dark Andrew, Pickman, fox_mulder, Нопэрапон, Vladimir Puziy, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, Saneshka, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, 240580, Календула, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 30 июля 2018 г. 13:06

Аннотация:

Добро пожаловать в мир, где звучит эхо мушкетных выстрелов и лязг стали, но настоящая битва разворачивается против зловредной, хотя и почти незаметной магии…

Капитан Маркус д’Ивор, командир одного из колониальных гарнизонов империи Вордариан давно смирился, что ему суждено провести всю свою службу в отдалённом, сонном гарнизоне. Но нагрянувшее восстание кардинально меняет всю его жизнь. Именно на его плечи ложится ответственность за деморализованных солдат, чудом уцелевших в небольшом форте на краю пустыни.

Бежавшая от прошлого Уинтер Игергласс прячется под видом мужчины, рядового колониальных войск Вордариана. Она верит, что никто не раскроет её тайну. Но когда в её руках оказываются судьбы солдат, ей придётся завоевать их умы и сердца и повести их в битву против невообразимых созданий.

Полковник Янус бет Вхалних, военный гений, посланный королём навести порядок, не знает вкуса поражений. За его спиной Маркус и Уинтер чувствуют себя совершенно спокойно. Но что случится с ними, когда они поймут, что амбиции полковника простираются далеко за пределами полей сражений, и касаются областей магии, которые могут изменить жизнь любого, кто окажется на его пути к желанной цели.




В фэнтези существует множество способов конструирования мира. Кто-то из авторов опирается на свою фантазию, создавая максимально необычное окружение. Кто-то активно использует мифологические мотивы или экзотический фольклор. А кто-то обращается к избранным местам в истории, перенося в фэнтезийный антураж драматические события из прошлого. Конечно, до самого знаменитого примера — основанных на войне Алой и Белой розы "Песен льда и пламени" Джорджа Мартина — Джанго Векслеру все же далеко, однако "Тысяча имен", первый роман в цикле "Теневые войны", вполне заслуживает читательского внимания.

Затерянное в жарких песках государство Хандар отделено от королевства Ворданай морем, однако это не препятствует его королевскому величеству Фарусу Восьмому вмешиваться во внутренние дела союзника и держать на его территории Первый колониальный полк. В мирное время ворданайские офицеры тренировали хандарских военных, а солдаты участвовали в местных парадах, прожигали деньги в тавернах и борделях. Однако когда Эш-Катарионе, столице Хандара, вспыхнуло религиозно-освободительное восстание, Искупление, направленное против иноземцев, старого священства и правящей династии Эксоптераев, Первый колониальный спешно отступил в прибрежный Форт Доблести вместе с принцем и его придворными, чтобы дождаться приказов и помощи из метрополии. Офицеры и солдаты были почти уверены, что им велят грузиться на корабли и возвращаться, поскольку мятежников в пять-шесть раз больше, чем ворданайцев. Но у прибывшего вместе с пополнением полковника графа Януса Вальниха свое мнение на этот счет, ведь не зря же он специально добивался этого назначения.

Как нетрудно догадаться, историческим прообразом для "Тысячи имен" стал Египетский поход Наполеона, во время которого известный полководец неоднократно наголову громил противника, неся при этом крайне малые потери. Также полковник Вальних унаследовал от своего прототипа пронзительный взгляд и главное — уникальное сочетание интуиции, эрудиции и логического мышления, что позволяет ему владеть ситуацией, безошибочно предугадывая поведение противника. Тяжелые переходы по раскаленной безводной пустыне, древние храмы и памятники довершают сходство.

За исключением прологов, знакомящих читателя с происходящим в стане восставших перед началом каждой части, роман посвящен ворданайской армии, за которой мы попеременно следим глазами двух главных героев, капитана первого батальона Маркуса Д’Ивуара и новоиспеченного сержанта седьмой роты Винтера Игернгласса. Исполнявший до прибытия Януса Вальниха обязанности командира полка, капитан Маркус являет собой образцового служаку, самоотверженного, ответственного и исполнительного, однако не привыкшего к рискованным стратегическим играм. А потому на протяжении романа он исправно ассистирует полковнику в роли прямолинейного доктора Ватсона, задавая вопросы и поражаясь гениальности командира. В свою очередь сержант Винтер пытается одновременно справиться с внезапным повышением в звании и сохранить в тайне принадлежность к женскому полу, поскольку на самом деле Винтер — сбежавшая из приюта для неблагонадежных детей девушка. Получилось почти классическое становление-взросление юной героини с задатками лидера — принятие ответственности, дружба с подчиненными, борьба с недругами из числа однополчан, поиск нестандартных решений в кризисный момент. И да, по ночам девушку посещают тревожные видения с призраком ее первой возлюбленной.

По большей части история представляет собой военно-полевые хроники Колониального полка, составленные подробно, но без сухой скрупулезности, присущей справочникам и уставам. Автор описывает эпоху, когда личное огнестрельное оружие уже стало играть ключевую роль в сражениях, но штыковые атаки еще сохранили свою действенность. В отличие от "Порохового мага" Брайана Макклеллана, в котором сделан основной акцент на похождениях магов, а простые солдаты описаны схематично, Векслер куда больше внимания уделяет строевым упражнениям, процедуре зарядки мушкетов, тактическим приемам. Изнанка войны тоже отражена в полной мере — с оторванными конечностями, замученными пленниками и хирургами-"мясниками". Батальные сцены удались однозначно, поданные атмосферно и масштабно. И лишь ближе к финалу магическая подоплека резко выйдет на передний план, почти что в духе "Индианы Джонса", обещая в следующих томах продолжение тайного противостояния могущественных орденов и культов.

Итог: добротное военно-приключенческое фэнтези.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Брайана Макклеллана «Кровавый завет».


Статья написана 26 июля 2018 г. 12:57

М.: Снежный Ком М, 2018

Сост. Ю. Лебединская

Серия: Антологии

Фэнтези, Мистика

416 страниц (офсет)

Тип обложки: 7БЦ

Формат: 130x200 мм

ISBN 978-5-9500850-9-3

Обложка Майя Курхули

Иллюстрации Майя Курхули

Городская мистика – хорошая тема для сборника. Она достаточно широка и многогранна, чтобы практически не стеснять авторов в выборе сюжетов, идей и литературных приемов. И тут авторы развернулись как следует – под этой обложкой собраны четыре настолько разноплановые повести, насколько это только возможно. Содружество авторов и составителей сумело охватить почти всю ширину возможного диапазона.

Ярослав Веров в повести «Горячее лето восемьдесят третьего» мастерски решил задачу социальной адаптации сверхъестественного – вписал в исторические реалии последнего десятилетия советской эпохи мистических близнецов, оказывающих на людей очень странное и практически непреодолимое воздействие. Мистика тут тесно сплетена с социальной фантастикой, советской исторической драмой, детективом и тонкой психологической прозой, выворачивающей наизнанку души не только героев, но и читателей. Вдобавок мы знакомимся с очень интересной теорией, объясняющей до сих пор кажущийся невероятным крутой исторический поворот Горбачевской эпохи.

В повести Дмитрия Лукина «Леночка сдает экзамен, или персональный отбор» нам, по сути, представлен принципиально новый жанр – биржевая мистика или, скорее, даже фэнтези. Автор очень хорошо поработал с финансовой матчастью, добавив в динамичный сюжет из жизни сверхуспешного трейдера чуть-чуть, в общем-то, необязательной мистики по вкусу.

Потрясающая психологичная и атмосферная мистико-детективная драма Юлианы Лебединской «Город воробьев» захватывает и не отпускает с первых страниц и до последних. Читатель буквально ныряет в этот таинственный город, в котором каждому жителю дается шанс заниматься любимым делом. Вот только сыра бесплатного не бывает, и цена порой оказывается просто неподъемной. На каком-то этапе жители города оказываются перед очень тяжелым выбором. В атмосфере тайн и загадок разгораются нешуточные страсти, и читателю очень даже верится в то, с каким трудом и душевной болью каждый герой решает свою персональную дилемму, сражаясь не только с самим собой, но и с городом, который… с которым все тоже очень непросто.

Повесть Далии Трускиновской «Сын», пожалуй, наименее мистическая в сборнике. В общем-то, тут мы встречаемся с женским детективом а-ля Хмелевская, написанным живым, легким языком, только на отнюдь не легкие и очень актуальные сегодня темы. И смеяться как-то не хочется. И это не только потому, что у героини сложились странные отношения с персонифицированной смертью, чьи шаги она периодически может слышать. Мистика тут — лишь прием для усиления отдельных моментов, а история о человеческих отношениях.

Резюме: сборник очень разнообразный, и у каждого произведения, пожалуй, свой круг читателей, хотя наверняка найдутся те, кому одинаково зайдут все четыре повести.

Автор: ldv-writer


Статья написана 24 июля 2018 г. 21:46

Отмычка к рынку. Без гарантии.

Как на кинорынке Китай пытается выйти в новые сектора ("Девятиэтажная башня демонов"), отъев у Голливуда сектор дорогой фантастики, так и в литературе — надо же пробоваться, нужна своя мощная НФ. Тем более, китайцы всё больше ощущают себя нацией с великим будущим. А значит, история должна вращаться именно вокруг Поднебесной.

В этом смысле роман до ужаса напоминает китайские легковушки: берем структуру чужого производства, потом делает похожий проект, аккуратно добавляем национальную специфику — и выходим на рынок.

"Задача трёх тел" держится на трёх китах:

— заимствование части приемов в подаче сюжета — естественно из американского стандарта. Триллер? Вот вам напряженное расследование и тоталитарная секта. Боевик в стиле бондианы? Вот вам освобождение заложников и ядерная бомба в руках фанатика. Ужастик — вот ощущение физика от того, что явно начали нарушаться законы природы, и некоторые другие физики, которые докопались до этого секрета, уже в гробу. Разумеется, в деле виртуальная игра, организованная непонятно кем. Киберпанка желаете? А вот вам молекулярные нити, которыми можно спокойно разрезать танкер, проходящий Панамский канал. Роман постоянно намекает на свою возможность стать чем-то похожим на очередной фильм/бестселлер, но не становится. Аналогично и с частью персонажей: есть фигура бирюковатого, но умного следователя, прям из детективов, только вот она не заполняет собой всё действие — хамит строго в отведенном секторе. Американский эколог — как из агитки "Гринписа", но тоже не выходит за рамки;

— научная подкладка. От названия и до последних строк роман — проводит линию твердого НФ (ужастик? Ну так автор просто показывал, что так тоже умеет). Странная физика есть, увязка с историей физики есть, пришельцы и какой-то вариант противостояния с ними — тоже есть. Обязательное растолковывание обывателю парочки сложных моментов, похожих скорее на фокусы (тут лучше всего получилось с сигаретным фильтром — если его распрямить, все плоскости внутри него поставить рядом, то будет громадная площадь — то есть прибавление размерности к объекту позволяет бОльшие размеры упаковать в мЕньшие).

До Нила Стивенсона с его барочной трилогией тут очень далеко, скорее уровень "Бразильи" Йена Макдональда. С одной стороны автор пытается работать на совесть, с другой — требование эффектности и подражания другим жанрам ведут к упрощениям и "перегибам палки".

— история Китая. Тут имеется двойственность. Автор явно работал по принципу "снимем фильм так, чтобы победить на фестивале" (и Хьюго-2015 он взял) — то есть скажем что-то антитоталитарное, чтобы провели по статье "иранских режиссеров". Отсюда довольно натуралистичные подробности из времен Культурной революции. С другой стороны — автор меньше всего хотел смачно плюнуть в родную страну. Поэтому он дает мастер-класс по "правильному выходу из тоталитаризма": а) прежде всего надо закрыть дискуссию. Если начать разбираться, кто прав, кто виноват, все снова возьмутся за ножи. Поэтому прямым текстом говорится: "Это — прошлое". Подобное в истории повторяется регулярно, и автор совершенно сознательно проводит аналогию между разборками современных сектантов и перестрелками хунвэйбинов: если дело доходит до такого, то перед нами тупик; б) нет стороны, где сосредоточились только мерзавцы и негодяи. Как юные/постаревшие хунвэйбинки, так и вполне зрелые политработники — несут в себе смесь отрицательных и положительных черт; в) Китай очень разный по уровню техники: когда культурная революция несла деградацию, одновременно в той же стране создавали водородную бомбу и запускали свой первый спутник. В данном случае — построили радиотелескоп-передатчик-вундерприблуду и установили контакт с другой цивилизацией.

Персонажи очень разные — по уровню проработки, качеству обрисовки, даже реалистичности. Центральной фигурой выступает отнюдь не ученый, от имени которого ведется повествование в современности, а Е Вэньцзе — пожилая специалистка по астрофизике, которая прошла и ужасы публичного позора, и лагерь, и шарашку — колебалась от ненависти к человечеству, до любви хотя бы к природе.

Качество перевода — тут мне судить сложно. Не настолько я знаю китайскую культуру. Иногда возникает ощущение, что чего-то текст недоговаривает, заусеницы есть, но отнести это к переводчику или к автору?

Как "выход на новый рынок" — текст вполне достойный, и совершенно правильно получил премию. Появись что-то похожее на постсоветском пространстве — фурора, конечно, не случилось бы, но текст добротный, и как роман — на голову выше процентов восьмидесяти "мутного книжного потока".

Только вот "родовые травмы" — никуда не делись. Там, где автор нарочито подделывается под очередной штамп, под раскрученный сюжетный ход — читать хочется куда меньше. Напоминает мистику Валентинова начала 90-х, "Преступившие" — там было очень похожее сочетание оригинальности и вторичности. Детективы тех же 90-х с попыткой заимствования персонажей — аналогично. Ещё хуже — попытка показать мышление негуманоидов. Политические и эстетические намёки есть, а понимания, чем же отличается та цивилизация от земной — нет.Моменты с виртуальной игрой, в которую приходили неофиты, — слабые, потому как автор считает виртуальность местом, где игрок может всё.

Потому — 8 баллов.


Статья написана 21 июля 2018 г. 18:37

Прочел тут по наводке Наташи Осояну "Страну лета" ("Summerland") Ханну нашего Райяниеми. Очень интересный — в том числе в свете дискуссий о книге-как-эстетическом-феномене — феномен. Правда, в нашей фантастике нет и такого, но что уж тут.

"Страна лета" — это шпионский роман с привидениями, le Carré meeting ghosts, shaken-not-stirred. Действие происходит в конце 1938 года, точка Джонбара — 1890-е, когда лихой полковник типа Янгхазбенда выдвинулся в посмертие, после чего викторианцы его, посмертие, эдак по-викториански колонизировали. Там — Страна Лета, как теософы называли глубокий астрал, и Летний Двор, которым правит покойная королева Виктория. Здесь — Зимний Двор, видимо, с актуальным королем, но король не упоминается; на деле страной руководит премьер-министр Герберт Бланко Уэст, один из сподвижников полковника и основатель двойной, посю- и потусторонней монархии — наряду с Маркони и Оливером Лоджем.

Те, кто хорошо служит своей стране, получают Билет и переходят в посмертие, не теряя личности; меритократия-с! Точнее, как они там говорят, эктокапитализм. Кто плохо себя ведет — те Билета не получают и распадаются (they Fade); технология описана подробно — в душе есть сила "вим" и форма "лус", первая теряется, вторая остается пустой и так далее. Экономика Летней страны простая: в ней всё состоит из эфира, то есть из душ. По сути Летняя страна — это гигантский тессеракт, в котором есть два добавочных направления, "ана" и "ката", всё как Хинтон сочинил.




Статья написана 21 июля 2018 г. 12:45

Историческая монография, которая читается, как приключенческий роман. Я не знаток истории Италии, и про императора Фридриха узнала от своего тогда еще не мужа — он собирался (и собирается до сих пор) писать про него роман. Но поскольку романа я так и не дождалась, приходится довольствоваться историческими работами. Труд Канторовича — пожалуй, самый известный и очень объемный — 700 страниц, так что читала я его долго, но не потому, что это было скучно.

Напротив, реальная биография императора Фридриха, внука Барбароссы и последнего императора Священной Римской Империи кажется куда более необычной, чем любая фантазия романиста; придумай такого персонажа романист, ему бы сказали, что это Марти Стью и таких людей не бывает. Тем не менее, Фридрих Второй был и оставил колоссальный след в итории и культуре. Автор замечает, что его политика и поведение во многом стали предвестниками и итальянского Ренессанса (потому что именно Фридрих начал собирать вокруг себя поэтов и скульпторов, создающих светское искусство, которого в то время почти не существовало), и ренессансных тиранов типа Медичи (которые не слишком умело копировали его действия).

Самое начало жизни Фридриха, казалось бы, не предвещало такого потрясающего возвышения. Он рано остался без родителей, воспитывался под папской эгидой в итальянской провинции и унаследовал от отца лишь корону Сицилийского королевства — и то это была скорее номинальная власть, чем реальная, поскольку в период междувластия после смерти матери Фридриха на Сицилии замки и земли позахватывали местные аристократические роды и, естественно, никого не хотели видеть правителем над собой. Тем не менее, Фридриху удалось не только полностью овладеть Сицилией, но и со временем устроить там государство совершенно нового типа, которого в начале 13 века не было и не могло быть больше нигде. Сицилийское королевство стало под его рукой идеальной бюрократической машиной, управляемой назначаемыми правителями регионов, со строгой отчетностью, строгим правосудием — крайне эффективным. На протяжении всей жизни Фридриха Сицилия оставалась для него поставщиком и денег, и, извините, квалифицированных управленческих кадров — я не знаю, как это иначе сказать. В то время, когда еще даже феодального строя толком не было, но создал новый класс профессиональных государственных служащих, опередив свое время лет на 400. Канторович пишет: "These officials shared the view the Emperor loved to inculcate: that "fame comes through knowledge, honour comes through fame, and riches come through honour". По-моему, этот подход идеален для любого государственного устройства в любые времена — он предусматривает, что у руля стоят в первую очередь профессионалы.

Что характерно, Фредерик совершенно не пытался устроить всю свою империю по единому образцу — слишком она была разношерстной. Если на Сицилии можно было организовать такую "идеальную тиранию", то в Германии, куда Фредерик отправился в 1212, он повел себя совсем по другому. Никакой Германии тогда, понятно, не было, а было множество разрозненных земель, принадлежащих немецким принцам, которые хоть и склочничали между собой, резво объединялись, едва ими решал править кто-то еще. Здесь Фридрих изо всех сил демонстрировал, что ни в коей мере не покушается на них права и привилегии, и за счет такой политики ему удалось добиться их поддержки и в итоге получить германскую корону. Немецкие земли в дальнейшем исправно поставляли Фридриху войска.

Как так вышло, что никому не нужный мальчик-сирота под опекой папы из своей полуразоренной Сицилии внезапно стал правителем огромной империи, самого значимого государства в тогдашней европейской истории. Автор ехидно отмечает, что "What he did, he did coram publico, and he always announces beforehand what his intentions were. Yet his actions always containted an element of suddenness and surprise, either because no one had taken him seriously, or because he carried out his intention at the moment when people had ceased to expect it". Каждое из его притязаний и действий казалось вполне обоснованным, а потом уже некому, кроме папы, было и опоминаться, чтобы толком противостоять этому натиску.

Самой сложной частью империи оказалась материковая Италия. Юга — Апулия и Калабрия — однозначно принадлежали Фридриху, но загвоздка состояла в сводолюбивых Ломбардских городах и Папской области. С ними Фредерик вступил в борьбу, которая продолжалась всю его жизнь с переменным успехом.

Одним из самых удивительных моментов в биографии Фридриха мне кажется его постоянное противостояние с папством — и ладно бы еще с каким-то одним папой, невзлюбившим его персонально. Но нет, сначала Иннокентий III, умный, сильный и просвещенный, который был формальным опекуном Фридриха после смерти матери — сначала он "поставил" на Фридриха, но потом переменил решение и начал играть за то, чтобы германским императором признали Оттона Вельфа. Но в итоге, поняв, что Оттон еще менее управляем, опять обратил взгляд на Фридриха.

За Иннокентием последовал Гонорий III, изо всех сил пытавшийся отправить Фридриха в Крестовый поход. В поход Фридрих в итоге сходил, причем ему удалось то, что не удавалось никому ни до, ни после. Он — внимание! — договорился с Каирским султаном аль-Камилем и в обмен на помощь против Султана Дамаска получил Иерусалим без войны. С аль-Камилем, кстати, Фридрих оставался дружен еще многе годы, и из своего Крестового похода привел сарацинское войско, которое служило ему весь остаток его жизни. Фридрих отвел сарацинам город-гетто в Италии и набирал из них личную гвардию.

За время подготовки к Крестовому походу папа Гонорий III умер, а новый, Григорий IX, благополучно отлучил Фридриха от церкви за то, что тот медлил с отправлением в Святую землю. Тем не менее, Фридрих благополучно и бескровно вернул христианам Иерусалим и по возвращении в Италию начал уже открытую войну с папскими войсками.

Папа Григорий пытался собрать даже целый собор для того, чтобы осудить императора — но "явка" была низкой, потому что следовавших на собор прелатов перехватил сын Фридриха, и они окончили свои дни преимущественно в имперских тюрьмах. Первое отлучение Григория было отменено в итоге переговоров, но за ним последовало второе — из-за того, что Фридрих дал своему сыну титул короля Сардинии, которая рассматривалась как папский протекторат.

По смерти Григория IX следующий папа Иннокентий IV продолжил борьбу с императором и пытался даже организовать против него персонально Крестовый поход — но других таких дураков не нашлось. К тому же за пару лет до этого в Восточной Европе появились татары, и у всех нашлись тревоги поважнее.

Я все время думаю — вот если бы Фридриху удалось организовать взаимодействие с папами по принципу Византии или даже России — когда церковь и государство сливаются в экстазе, и церковное благословение легитимизирует власть монарха — какой сокрушительный эффект это могло бы оказать на историю Европы. Понятно, что на Италии и Германии Фридрих бы не остановился и, возможно, мы сейчас имели бы если не другую политическую карту мира, то другую общеевропейскую культуру и политическую историю. Но папы, которые в каждом конкретном случае преследовали гораздо более локальные интересы, чем борьба с идеей общеевропейского "просвещенного тоталитаризма", противостояли императору в буквальном смысле изо всех сил. Последний, Иннокентий, даже слинял от Фридриха в Лион — потому что опасался, что в Риме его поднимут на вилы местные гибеллины и будут правы.

Собственно, мне кажется, что если бы не поддержка папы, Фридрих прекрасно раскатал бы ломбардские города — всякие там Милан, Бергамо, Витербо и Парму, не говоря уж про Фаенцу. И ездили бы мы сейчас шопиться не в Милан, а в Кремону (там, кстати, миленько, но очень скучно). А про фаянс бы и не слышали.

Забавный, но очень показательный момент в биографии Фридриха — собственно, не момент, поскольку это проходит через всю его жизнь. Сам Фридрих был очень просвященным и образованным человеком. Знал то ли 6, то ли 9 языков, относился с иноверцам с огромной веротерпимостью (в частности, защищал евреев, которых традиционно обвиняли во всех бедах), собрал вокруг себя блестящий двор. "Nothing gives Frederick such unique distinction in the gallery of famous monarchs as the unruffled cheerfulness which he maintained through all vicissitudes: that intellectual cheerfulness of the man who feels himself equal to every emergency, whose glance scans the earth from Olympian heights and shrinks not form contemplation of himself".

В том, что принято называть частной жизнью, Фридриха отличала та же экстравагантность и широта. Он не был скромным и не отличался самоотречением в быту, как многие хорошие монархи более позднего периода, поставившие всю свою жизнь на службу своему государству. Напротив, где-то у Канторовича говорится, что во времена ломбардских войн, когда Фридриху не хватало денег, войск и еды для них, когда солдатам начали вместо монеты выдавать кожаные деньги с печатью императора, а поставки всего неоходимого организовывались из далекой Сицилии — в общем, даже тогда примерно треть от объема переписки императорской канцелярии составляли личные "хобби" Фридриха. Охота, искусство, экзотические животные и всякие подобные развлечения. В частности, в поездках (в том числе военных) по Италии Фридрих таскал за собой огромный двор, приправленный сарацинами и зверинцем. Канторович пишет, что в какой-то поездке Фридрих остановился в монастыре Святой Юстины. "It was a great honour for the monks, of course, but no small burden, for they were expected (as were later the monks of San Zeno in Verona) to entertain en elephant, five leopands and twenty-four camels, asa well as an emperor". Фридрих, видимо, шел за 25-го верблюда)) Я просто представляю себе такую средневековую фреску "Монахи Святой Юстины развлекают слона". Сильное художественное воздействие должна была бы иметь.

Среди всех своих забот Фридрих умудрялся находить время и для внимания искусствам, и для открытия в Неаполе университета, и для написания трактата об охоте на птиц. Как он все успевал, для меня полная загадка.

Но в вопросах правления он был скорее тираном и бюрократом, и вся эта ломбардская демократия с выборными подеста и вольными торговыми городами стояла у него поперек горла. Особенно к концу своей жизни, увязнув окончательно в бесконечных локальных стычках с папскими сторонниками и восстаниями в итальянских городах, он развернул настоящую машину если не террора, то тотального шпионажа. Для того, чтобы охранить Сицилию от зловредного гвельфского воздействия, Фридрих установил на острове настоящий "железный занавес": прибывающие корабли тщательно обыскивались имперскими служащими, допрашивалась команда и пассажиры. Выехать из королевства без разрешения императора было вообще невозможно. "Above all, papers and letters were forbidden. To bring a letter into Sicily required the imperial permission in each separate case. If such permission had not been obtained the bearer was hanged". А мы еще жалуемся, что у нас государство тоталитарное, ха!

Удивительным образом Фридриху "везло" на жен: он пережил четырех, и все оставили ему уйму наследников мужского пола, которые дальше благополучно получили короны в оотдельных частях его империи и служили опорой его политике. Под конец своей жизни Фридрих (который умер всего 56 лет) отправлял воевать с ломбардцами не только сыновей, но и внука. Пленение болонцами его сына короля Энцо в 1249 было, конечно, ударом, но Фридрих резонно заметил, что сыновей у него еще много.

Печально и поразительно, как быстро вся эта огромная империя (и огромная имперская семья) развалилась после смерти императора. Казалось, везение Фридриха отыгралось на его потомках: они пытались отвоевать былую славу империи или хотя бы просто удержать короны отдельных частей, выданные Фридрихом, но потерпели просто сокрушительное поражение. При этом отдельные эпизоды иначе, как злым роком, просто необъяснимы. К примеру, внук Фридриха, молодой Конрадин, в 16, кажется, лет триумфально вступил в Рим императором (чего Фридрих не смог добиться всю свою жизнь) — но буквально через месяц проиграл знаменитую битву при Тальякоццо (об этом есть у Данте) и был казнен (! для объявленного монарха вещь невероятная) в Неаполе. А несчастный король Энцо, в 20 лет попавший в плен к болонцам в результате неудачной, но ничего не значившей битвы, так в этом плену и прожил жизнь, и умер, увидев крушение империи своего отца.

Фридрих, с другой стороны, всего этого не застал, хотя его смерть тоже можно назвать дурацкой случайностью. Подхватив на охоте дизентерию, но скоропостижно умер в возрасте 56 лет. Кстати, всю свою жизнь Фридрих избегал ездить во Флоренцию, потому что ему напророчили, что он умрет sub flore, читай — в городе с цветочным названием. Когда ему стало дурно в окрестностях Фоджи, он нашел прибежище в близлежащем Castel Fiorentino, богом забытой дыре в Апулии, и оттуда уже не уехал.

Что сказать напоследок. Труд Канторовича прекрасен, и вряд ли я передала и сотую долю того, насколько это интересно читать — он дает картину и очень наполненной и потрясающей жизни, и всей этой столь же активной и бурной эпохи, которая еще долго резонировала в веках и ближайшим образом дала нам творчество Данте. Который, кстати, в "Божественной комедии" умоминает и императора, и многих его сыновей, приближенных и врагов.





  Подписка

Количество подписчиков: 890

⇑ Наверх