Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.
Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,
объём не менее 2000 символов без пробелов,
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),
рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)
Классическая рецензия включает следующие важные пункты:
1) Краткие библиографические сведения о книге;
2) Смысл названия книги;
3) Краткая информация о содержании и о сюжете;
4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;
5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);
6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).
Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.
Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.
Кирилл Фокин. Лучи уходят за горизонт. 2001 – 2091. М.: ОГИ, 2017. – 672 с.
Кирилл Фокин известен как автор альтернативно-исторической повести «Огонь», по мотивам которой в Санкт-Петербурге, на Новой сцене Александринского театра, предназначенной для экспериментальных творческих работ, был поставлен спектакль «Сегодня. 2016». (Подробнее см. в моей статье "Дождь в огне" в альманахе "Полдень". 2016 г., вып. 2. Скачать статью в pdf можно здесь). Уже тогда молодой писатель, легко оперирующий историческими перспективами, умело применивший в «Огне» ряд фантастических допущений, обратил на себя внимание смелой трактовкой возможного будущего. Было дело, я сетовал в статье «В ожидании большой фантастики» на отсутствие в современной отечественной фантастической литературе произведений, рассказывающих читателю не о выдуманных победах в прошлом, а о реальных вызовах грядущего. И очень рад, что в своей новой книге Фокин, отвечая читательским ожиданиям, убедительно показывает как само будущее, так и развёрнутую во времени и пространстве широкую панораму его прихода. «Лучи уходят за горизонт» – добротная, обстоятельная, насыщенная множеством деталей и подробностей футуристическая сага о жизни человечества на протяжении почти всего ХХI века, основанная на серьёзном анализе современного состояния мира и весьма похожем на правду прогнозе динамики нынешних геополитических тенденций.
Герои романа – не винтики в сложном механизме мироустройства. Автор смело использует так называемый «человеческий фактор» для кардинальной переориентации устоявшегося вектора мирового развития. «Прогресс – это не русло реки, а канал, который роем мы сами». Талантливые, исключительные личности уверенно перестраивают мир, рискуя многим, в том числе – собственной жизнью, и, благодаря их неординарным решениям, мир коренным образом меняется. Речь в романе не о мелких, надуманных, высосанных из пальца завтрашних проблемах. Герои Фокина осуществляют то, о чём многие задумываются уже сейчас...
Земля погибла. Давно. Ошибка, знаете ли, случилась. Большая. Но человечество выжило. Оно, как тараканы, неистребимо. Началась хиджра — великое переселение гомо сапиенс. Успешное.
Прошло пару столетий. Давно позабыта Старая Земля. На карте другие игроки. Гегемония Человека. Объединенная в Великую Сеть. Вооруженная Нуль-Т и Военно-Космическими Силами.
Кто сможет противостоять такой мощи?
Оказалось, кандидаты имеются.
Бродяги – безжалостные мутанты, забывшие все человеческое, бросают вызов Гегемонии, направляясь к Гипериону, планете, единственной в своем роде.
Именно тут находятся непостижимые Гробницы Времени, и безжалостный Шрайк, чья сущность неведома никому среди живущих.
Пытаясь разгадать загадку Гробниц Времени, руководство Гегемонии отправляет к Шрайку семерых паломников. Людей, каждый из которых, как выясняется, тесно связан с Повелителем Боли и Гиперионом. В качестве бонуса один из них получит исполнение любого своего желания, остальные умрут.
Это, конечно, печально, но гораздо печальнее, что неудача их паломничества может стать концом всего человечества.
Дэн Симмонс, неоднократный лауреат кучи литературных премий, включая Хьюго и Локус. Преподаватель, сценарист и писатель, пробовавший свои силы практически во всех жанрах литературы.
Сайнс фикшн, фентези, детектив, история, ужасы. Талантливый человек талантлив во всем? В случае Дэна так оно и есть. Но все же всемирную известность принесли ему именно «Песни Гипериона».
Принесли по праву.
У Симмонса родилась глубокая, многоплановая книга, в той или иной мере способная заинтересовать практически любого читателя.
Желаете военной фантастики? Пожалуйста. Научной? Без проблем. Детектива? Ради Бога! Элементов фентези и мистического романа? Конечно! Побольше ужастика и саспенса? Политических интриг? Сей момент!
Хотите переживать за ученого? Не вопрос. Вояку? Дипломата? Священника? Поэта? Сыщика? Любой каприз за ваши деньги.
А насколько шикарно построена структура романа! Магистральная линия с нападением Бродяг и квестом паломников, плотно переплетается с рассказами путешественников, каждый из которых достоин отдельного романа. Каждый написан в своем стиле, тесно завязан на повествователя, шикарно раскрывает душу персонажа. Его профессиональные, внутренние качества, увлечения, и нюансы характера.
Демонстрируя мир романа с точки зрения разных групп людей будущего, причем устами их типичного представителя.
Меняется темп, ритм повествования. Бодрые, полные энергии участки сменяются плавными философскими этюдами, через страницу вновь набирая разгон и опрокидывая расслабившегося читателя в пучину действия. Проплывают перед глазами панорамы мира, загадочного и далекого.
В результате перед нашими глазами расцветает прекрасный, диковинный цветок, по имени Гиперион. Цветок похожий одновременно на шикарную розу, милые ландыши, редкую орхидею, и на что-то абсолютно неизвестное, но при этом до жути привлекательное и завораживающее.
А как не упомянуть кучу интересных и оригинальных фантдопущений, без которых невозможна ни одна уважающая себя научная фантастика.
Великая Сеть миров Гегемонии, объединенная транспортными Нуль-Т порталами. «Зеленые» тамплиеры (!), творчески развившие идеи эколога Мюира, с их звездолетами-деревьями. Живые острова Мауи-Обетованной. Нью-бусидо, позволившее военным сохранить себя как сословие, и в корне изменившее методы ведения войны. Отношения между мирами, политические интриги и игрища, конфликты старых и новых колонистов. Река и улица, текущие между планетами. Могущественные ИскИны и их детища кибриды. Забавы со временем. И, конечно же, пресловутый Шрайк.
А что уж говорить об идейном наполнении!
На страницах романа Дэн предлагает читателю поразмыслить о религии и поисках бога. Войне, воинах и чести. Всемогущем Слове, поэзии и поэте. Времени, и его парадоксах. Связи науки и веры. Нечеловеческом интеллекте, человеке и человечности. Любви, возрасте, ненависти, мести и прощении.
И все эти идеи мы пощупаем и попробуем на вкус не только снаружи, но и изнутри, побывав шкуре их носителей (еще раз респект за истории паломников). Погрузимся в творение Симмонса, как в безбрежный океан, таящий в глубине волшебные загадки и смертельные опасности. И практически сразу же потянемся к началу, чтобы новым взглядом, уже знакомым с авторским замыслом, посмотреть на многие моменты, открывающиеся теперь с абсолютно новой стороны.
В итоге даже у человека, пришедшего к «Гипериону» исключительно за действием, хочешь, не хочешь, а в подсознании обязательно отложится что-нибудь из богатейшей идейной подоплеки романа. А это, знаете ли, говорит о высочайшем мастерстве автора.
Во второй части «Песен» — «Падении Гипериона» Симмонс порадует нас парой новых, но при этом хорошо знакомых героев. А ритм повествования в очередной раз изменится. Вместо слегка медитативной, напевной баллады, пробирающей до последней косточки, на нас обрушится надрывный военный марш вперемешку с напряженнейшей, таинственной, еле слышимой мелодией, полной саспенса.
Симмонс все же шикарно владеет словом.
Эрго. Отличный многоплановый и многожанровый роман, похожий на изысканное творение талантливого флориста-дизайнера, сплетающего в одно прекрасное целое уйму разнообразных мельчайших деталей. Создающего свой, неповторимый мир.
Начнем, пожалуй, с оформления. Не самый привычный формат: визуально кажется почти квадратным. Мрачная суперобложка: некое гуманоидное существо, вызывающее ассоциации с плетеным человеком, направляется сквозь тьму к домику вдалеке. Под суперобложкой скрывается изображение ветвей дерева на фоне ночного неба, ветви черные, небо темно-синее, сквозь ветви виден белый диск луны. Внутри нас ждут мрачные, но красивые черно-белые иллюстрации. Текст перемежается картинками, занимающими каждая целый разворот. Бумага толстая, глянцевая. Не смотря на то, что в книге всего 216 страниц, она весьма увесистая. Общее впечатление от оформления и исполнения: мрачно, ничего веселого нас не ждет. Книга довлеет над читателем, создает определенное впечатление. Вы никогда не получите подобного впечатления, если будете читать «Голос монстра» в электронном виде. Перед нами прекрасный пример индивидуального подхода к изданию книги, это не просто роман там или повесть, а настоящий арт-объект.
У тринадцатилетнего Конора О`Молли, как и у любого тринадцатилетнего подростка, все в жизни сложно. Каждую ночь ему снятся кошмары, в школе проблемы с одноклассниками, родители развелись и – самое страшное – мама медленно умирает от рака. Когда у человека такая темная полоса в жизни, кажется, что белая никогда не случится. Как будто этого мало, однажды к Конору приходит самый настоящий монстр. Растущий на ближайшем кладбище тис ожил, превратился в древесного великана и явился перед мальчиком. Представившись Герном Охотником, Кернунном и Уроборосом, чудовище сообщило, что пришло не просто так: Конор призвал его (Конор, разумеется, не понимает, как он это сделал), чтобы Тис рассказал ему три истории, а потом сам Конор должен будет рассказать четвертую. Мальчик считает, что затея эта, скажем так, бредовая, но Тис настойчив, и истории все равно будут рассказаны.
Оставим за скобками вопрос реальности монстра. Разумеется, текст выстроен таким образом, что однозначного ответа читатель не получит. Возможно, он – просто сон главного героя. Возможно, это его фантазия. Возможно, все по-настоящему, ведь берутся же откуда-то на полу спальни Конора все эти тисовые листья, а из половицы гостиной каким-то образом вылез тисовый росток. Оставим за скобками и вопрос символизма. Конечно, ожившее дерево – многозначный образ. Его можно трактовать и как овеществившееся подсознание Конора, его Тень, деструктивное начало его души, мистера Хайда и Тайлера Дердена. А можно воспринимать и как выражение коллективного бессознательного и векового опыта предков. В конце концов, никто не мешает нам воспринимать чудовище как персонификацию автора, который приходит на помощь оказавшемуся в тяжелой ситуации герою его повести. Но по-хорошему (или по-плохому, учитывая фабулу «Голоса монстра») все сводится к следующему: вот подросток с тьмой в душе, а вот истинная тьма, которая стремится помочь подростку, очистив его душу. Не самая классическая пара «ученик – учитель» из описанных в мировой литературе.
Самый важный вопрос в случае этого текста совсем в другом. В моральной части. И учитывая, что «Голос монстра» проходит по ведомству детской литературы, этот вопрос, в общем-то, сводится к тому, считать ли книжку Патрика Несса детской. Разумеется, проблема не в мрачности темы. В конце концов, еще с советских времен «Белый Бим Черное ухо» Троепольского и «Муму» Тургенева считаются у нас школьным чтением. И никого не смущает их трагичность и мрачность. И в защиту «Голоса монстра» всегда можно сказать, что в нем поднимаются острые психологические и социальные проблемы, с которыми может столкнуться любой подросток: смерть родителей, как себя вести со сверстниками, переживающими подобную трагедию. И да, так и есть. С детьми надо говорить на эти темы, чтобы в итоге у нас не вырастали инфантильные великовозрастные товарищи. Закавыка не в теме книги, а в том, что в ней рассказывается.
Первое, что бросается в глаза, это деструктивный мотив разрушения. Однажды Конор в ярости разнесет гостиную свой бабушки: сломает дорогие антикварные часы, поступит так же с мебелью, исцарапает пол, разобьет окна. Казалось бы, он должен будет получить за это от бабушки по первое число. Но она не станет его наказывать, она просто будет молчать. А через несколько дней после этого Конор изобьет до полусмерти своего одноклассника. Тот, конечно, заслужил, но отношения этого одноклассника с Конором, вообще, отдельный предмет для психологического исследования, там все очень запущено. И опять же мальчика поругают, но из школы выгонять не станут. Просто все понимают – и бабушка, и директор школы, – что у ребенка тяжелый период. Конечно, болезнь матери объясняет его поведение, но не оправдывает. А в тексте сквозит именно оправданием, а не объяснением. Словно всем детям, находящимся в подобной ситуации, автор выписывает индульгенцию. Это можно было бы счесть сгущением красок, если бы эту индульгенцию автор не вложил в уста матери Коннора. На больничной койке, находясь под морфинами, она прямым текстом выдает своему сыну разрешение на все это. Мол, не слушай никого, хочется ломать, ломай, хочется бить, бей, хочется калечить, калечь. Тебе можно. Сразу вспоминается «Бойцовский клуб» Паланика. Безусловно, Паланик не пропагандирует насилие. Он, вообще, ничего не пропагандирует. Тоже самое можно сказать и про Несса. Но если куча взрослых восприняла когда-то «Бойцовский клуб» как руководство к действию, то кто сказал, что подростки не могут сделать того же с «Голосом монстра»? Стоит ли после вышесказанного считать «Голос монстра» детской книжкой?
Сомнения усилятся, если вчитаться в истории, которые рассказывает Тис. Они похожи на старинные сказки. Вот вам история про принца и его мачеху, которая, конечно, колдунья и очень хочет после смерти короля остаться на троне. Вот вам история про злобного аптекаря (в тексте именуется провизором) и священника; священник запретил аптекарю срубить вековечный тис, который нужен был аптекарю для приготовления лекарства, а аптекарь не вылечил дочек священника. Вот вам история про невидимого человека, который очень хотел стать видимым, вот только не обрадовался, когда это случилось. Отличие от привычных сказок здесь в том, что мораль всех этих историй всегда неожиданная и выкрученная наизнанку. Чтобы разобраться с ними, – а в итоге согласиться с монстром или не согласиться (читай: согласиться с автором или не согласиться), – надо даже взрослому человеку посидеть и подумать, и это учитывая, что у взрослого читателя жизненный опыт побольше, чем у подростка, который все пока еще воспринимает исключительно радикальным образом – если черное, значит абсолютно черное, если белое, значит тотально белое. С одной стороны, конечно, подобное чтение полезно подростку, заставит думать. С другой – а получится ли у него во всех этих тонкостях разобраться?
Конечно, все это риторические вопросы. Мы все должны понимать, что и «Маленький принц» Сент-Экзюпери, и «Алые паруса» Грина – далеко не детское чтение. Но даем же мы эти тексты читать детям. Вообще, детям можно давать любую книгу. Если она слишком взрослая, то ребенку просто станет скучно, и он ее забросит. Запрещать чтение – непедагогично, хотя, конечно, вручать одиннадцатилетнему ребенку де Сада все-таки не стоит, его и взрослым-то читать не очень-то нужно. Все вышесказанное было, конечно, не про возрастную цензуру, оно было про неоднозначность книжки Патрика Несса. Которая, кстати, написана по идеи писательницы Шиван Доуд, умершей в сорок семь лет от рака. Идея у нее возникла, а вот воплотить ее она не успела. Это сделал Патрик Несс. В общем, понятно откуда взялись мрачность и проблематика «Голоса монстра».
При всей неоднозначности прочтения «Голоса монстра» можно сказать, что он о двух вещах. О том, что в самый темный час, в самые тяжелые минуты, кто-то нашептывает нам плохие мысли, и нам надо уметь с ними работать, уметь справляться и отпускать. А еще «Голос монстра» про то, что истории мы рассказываем не только, чтобы убежать от реальности, но еще и чтобы разобраться с собственными проблемами. И вот эти вещи точно должен понимать каждый – и взрослый и ребенок.
P.S. «Голос монстра» недавно был экранизирован. Автор этих строк еще не смотрел экранизацию. Потому у него просьба: не касаться вопроса экранизации в комментариях. Хорошая она или плохая, подробная или нет, он узнает сам, а потом, возможно, что-нибудь про это напишет.
Честно говоря, я никогда не являлся поклонником жанра фэнтези и обычно обходил его книги стороной.
Даже те романы, которые помимо сказочных и мифологических мотивов содержали в себе элементы хоррора (например, "Имаджика" Клайва Баркера), я читал лишь изредка.
Но, ознакомившись с отрывком из "Потерянных богов"Джеральда Брома, я почти сразу для себя решил, что хочу узнать это произведение поближе.
Что, собственно, и сделал некоторое время спустя.
О чем же повествует роман?
В центре его сюжета находится вышедший из тюрьмы парень по имени Чет Моран, который хочет начать новую жизнь вместе со своей беременной девушкой Триш.
Однако жестокая судьба вносит свои коррективы в его план, в результате чего молодой глава семейства погибает, а Триш попадает в заложники к некоему древнему и могущественному монстру.
Не желая мириться с такой ситуацией, призрак Чета отправляется в Чистилище, дабы найти там артефакт, способный спасти его невесту и их еще нерожденное дитя.
И как уже можно было догадаться, его путешествие будет далеко не легким и приятным, ведь Загробный мир — это на редкость страшное и опасное место, населенное несчастными душами, забытыми богами и коварными демонами.
Сразу отмечу, что всё, что касается Чистилища — описание его мрачных городов и бесплодных земель, а также обитающих там существ и законов по которым они взаимодействуют друг с другом — всё это выполнено на отлично!
В жуткий мир, нарисованный Бромом, не просто веришь, но и погружаешься в него с головой, отчего начинает казаться, что именно такая "жизнь" вполне может ждать тебя после смерти.
Кстати, часть персонажей автор действительно изобразил в цвете, что только пошло роману на пользу.
Талантливо выполненные иллюстрации, периодически встречающиеся на страницах книги, украсили текст и помогли увидеть некоторых героев такими, какими их видел своим мысленным взором сам писатель.
Умение не только рассказать увлекательную историю, но и запечатлеть ее фрагменты на холсте, роднит Джеральда с упомянутым выше Клайвом Баркером.
Также как и любовь к натуралистичному кровавому насилию.
Правда, в отличие от его английского коллеги у американца Брома вы не найдете совсем уж мерзких и тошнотворных сцен.
Вместо этого вас будут ждать прекрасно выписанный мир, колоритные персонажи, интересные размышления и суровый экшен, складывающиеся в замысловатую, интригующую и очень пронзительную книгу!
Наследники Карацупы на страже центра Вселенной или Темные двери в чумную эпоху/
Пограничный дозор
Наша вселенная состоит из множества миров. Словно лепестки цветка, устремляются они в разные стороны мироздания. Но как лепестки сливаются в сердцевину, так и миры соединяются в центре. Точнее Центруме.
Любое разумное существо потенциально способно открыть портал в Центрум (а примерно сто человек на миллион в состоянии этот потенциал использовать на практике). Веками тысячи людей попадали сюда из своих домов. Многие оставались, становясь пограничниками, вливаясь в местную экономику, обеспечивая государствам новую кровь, а вместе с ней и процветание.
Так продолжалось, пока на земли центрального мира не пришла Высокомолекулярная чума или Праздник мертвых.
Она перевернула ход истории, остановив развитие Центрума на долгие десятилетия.
Ведь теперь о таких вещах как нефть, пластик, пластмассы можно было позабыть. Все местные запасы разложились, а доставляемое извне разрушалось за считанные часы.
За окнами Центрума расцветал 20 век (если воспользоваться земными аналогиями). Вся планета была обвита сетью железных дорог, в небе проплывали первые аппараты тяжелее воздуха.
Случился кризис, какой трудно себе представить.
Буквально за пару суток Центрум оказался отброшен на несколько веков назад. Привычный мир рухнул, расстояния мгновенно увеличились в сотни раз, а к такому никто готов не был. Каждый выживал, как мог. И если бы не роль «перекрестка миров», не факт что цивилизация здесь вообще сохранилась.
Было сложно. Очень. Погибли сотни тысяч. Но все же местные жители сумели справиться с ударом. Воцарилась эра пара и газа.
Ситуация стабилизировалась, восстановились старые связи, и были налажены новые. А межмировыми контрабандистами, полюбившими таскать в Центрум недозволенные товары, или просто уклоняться от налогов, занялись погранцы из Корпуса Пограничной стражи (на 90 процентов, кстати, состоящего из жителей других миров).
Никто так и не понял, откуда появилась Пластиковая чума. Но все популярнее становилась теория, что катастрофа не случилась сама по себе. Что были те, кто и организовал локальный Армагеддон. Агенты из мира, так устраняющего конкурентов. Из Очага.
Прошло чуть больше века. В один прекрасный день все семь пограничников 16-й заставы Корпуса Пограничной стражи Клондала (где, так уже повелось, несли службу исключительно россияне с Земли), получают информацию об интересе к их скромным персонам Главного всепланетного пограничного штаба. Их предписано арестовать и, «всеми доступными способами лишив возможности перемещения из мира в мир», доставить в штаб.
Никто из них не чувствует за собой вины, но, как становится понятно, опасность им грозит нешуточная. Вскоре выясняется, что не только им.
Сергей Васильевич Лукьяненко известен любителям фантастики с начала 90-х годов. В то время на свет появились «Рыцари Сорока Островов» (называемых многими своеобразным оммажем- пикировкой с Крапивиным) и «Лорд с планеты Земля». Уже в этих книгах был виден недюжинный потенциал молодого (родился 11 апреля 1968) автора.
Затем вышли «Линия грёз» (взявшая за основу мир жутко популярной в то время стратегии «Мастер Ориона»), «Лабиринт отражений» и «Ночной дозор» (кардинально отличающийся от лубочно-аляповатой экранизации). Определившие Сергея в число лучших фантастов страны.
Все последующие годы Лукьяненко, переживая взлеты и падения, все равно удерживал поднятую в молодости планку. Далеко не каждая его вещь становилась шедевром, но он никогда не позволял себе опускаться ниже определенного (весьма высокого) уровня.
Итак, межавторский цикл «Пограничье».
После Пластиковой чумы на планете образовалось некоторое количество самостоятельных государств разного экономического уровня развития.
Но воспоминание о единой империи ни на минуту не покидает умов власть предержащих. И вот уже несут контрабандисты с Земли чертежи атомной бомбы, без единой пластиковой детали.
Знакомо, не находите?
Я думаю, внутренним теркам в Центруме еще будет уделено изрядное внимание. И не забываем о потомственных железнодорожниках, держащих руку на горле большинства местных держав. А также пограничном корпусе, играющем в свои собственные игры и использовании элементов паропанка, добавляющего миру некую архаично-тревожную изюминку.
В чем Лукьяненко никогда нельзя было отказать – так это в фантазии. На его счету немало оригинальных (или показанных с другой точки) миров, существ и даже концепций.
Мир Центрума сложно назвать прорывом и откровением (путешествия между мирами в творчестве Сергея появились не впервые), но своих интересных фишек у него вдоволь:
Мартыши, говорящие, гуманоидные существа, не дружащие с глаголами.
Система межмировых порталов, открывающихся только в центральный мир.
Высокомолекулярная чума, уничтожающая пластик.
Пограничный корпус, комплектующийся из иномирцев.
Железнодорожники и погранцы, сумевшие поставить себя фактически отдельными государствами в государстве.
Согласитесь, даже вышеназванного достаточно, чтобы не назвать «Заставу» проходной книжонкой.
А ведь в наличии еще и вполне достойная детективная линия, приличное нагнетание атмосферы (не побоюсь этого слова «саспенса»), и толково прописанные характеры.
Основной герой, Иван Переславский, через восприятие которого нам подается история, типичный представитель современной творческой интеллигенции. Ударник, музыкант, барабанщик, не ставший звездой сцены, не нашедший себя в своем мире. Посему с удовольствием погружающийся в эскапизм, возвращаясь в Москву исключительно для кормления рыбок.
Среди его сослуживцев представлены практически все слои российского общества. Бизнесмен – Скрипач. Бывший токарь – Старик. Сотрудник ФСБ на пенсии — Ведьма. Программист — Иван. Потерянная молодежь с тяжелым прошлым – Калька. Подросток в начале пубертатного периода — Дед.
И никто из них не чувствует себя полностью дома на родной вроде бы Земле.
Это еще одна особенность книг Лукьяненко. За фантастическими предпосылками, приключениями, погонями и схватками, он никогда не забывает рассмотреть в своих романах некоторое количество общечеловеческих мыслей, идей и моральных дилемм. Чем всегда выгодно отличается от основной массы фантастики, за «пиф-паф» или обсасыванием интересной находки-фантдопущения, забывающей практически обо всем.
Эрго. Вполне читабельная история с парой-тройкой неплохих оригинальных задумок, под свист пара и перестук колес раздумывающая о прогрессе, долге, самореализации, родине и эскапизме.