Сергей Крикун, Владислав Женевский, Дмитрий Тихонов, Александр Щёголев, Михаил Парфёнов и Мария Гинзбург собрались варить летательное снадобье из жира некрещёного ребенка. Нет, не так. Собрались печь пирог из зомби. Нет, тоже не то. Собрались расчленить Дракулу и вырезать заветную железу бессмертия… Всё не то!
На самом деле оперировать они будут...
На самом деле оперировать они будут друг дружку. И вас в том числе – будут удалять опухоли заблуждения, ошибочных мнений да изгонять лживых демонов массовой культуры. Но бояться нечего – резать будут словами.
Нет-нет, речь пойдёт не о мифах Ктулху, а о чём-то намного более грандиозном, страшном и всеобъемлющем – о хорроре. И правда, какой жанр фантастической литературы может тягаться с ним в неоднозначности? Ни на фэнтези, ни на сай-фай не смотрят с таким презрением. Почему? Зачем? Как?
В ходе операции мы попытаемся удалить все заблуждения и оголить истину, а участники круглого стола постараются ответить на ваши самые наболевшие вопросы. Нарушители спокойствия будут забрызганы томатным соком и с позором изгнаны в ад.
Доклад-показ «Хоррор в коротком метре» (А. Подольский)
Можно ли снять вменяемый фильм длиной в четыре минуты? Еще как можно! Пусть и гораздо сложнее наполнить смыслом сверхкороткую форму, нежели размазать идею по двухчасовому хронометражу. К этому специфическому жанру обращаются не только любители за три копейки срежиссировать шабаш друзей за гаражами, но и видные кинематографисты. Тёмная сторона искусства не осталась в стороне и здесь. Именно из короткометражек выросли такие культовые хоррор-франшизы, как «Зловещие мертвецы» и «Пила», в России ежегодно проходит конкурс любительских экранизаций произведений Стивена Кинга, а персонажи фильмов ужасов мелькают в рекламе и музыкальных клипах.
На нашем показе видящий да узреет...
На нашем показе видящий да узреет:
неожиданные для хоррора персоналии в режиссёрском кресле;
мрачную мультипликацию;
экранизированные комиксы, претендующие на мутацию в полнометражный фильм;
разнообразие «тёмного» кино: от жесткой социалки до чёрного юмора.
А ещё мы проведём блиц-конкурс на знание фильмов ужасов с призами-книгами. Беременные служители церкви, не достигшие совершеннолетия, на показ не допускаются. Всем остальным можно проносить с собой пиво.
Доклад «Роберт Уильям Чамберс: Король в Жёлтом» (А. Миронова)
Роберт Уилльям Чамберс – писатель, интересный во многом своими странностями, как в жизни, так и в творчестве. С одной стороны, благодаря происхождению и образованию, а также художественному таланту и отличному вкусу он обладал всеми задатками, для того чтобы создавать вещи, которые остались бы в памяти людей на века. С другой, по причинам, о которых нам теперь остаётся только догадываться, он предпочёл жанр, который приносил прибыль в его время, но оказался малоинтересен будущим поколениям.
Тем не менее...
Тем не менее до сих пор самые разные авторы пытаются создать пьесу под названием «Король в Жёлтом» и на все лады воспевают таинственную Каркозу, возносящую свои башни под светом чёрных звезд. Так же, наравне с Амброзом Бирсом, Чамберс неизменно поминается как предшественник и вдохновитель самого Лавкрафта.
Тезисы доклада:
Американский «аристократ», заигравшийся в богему: происхождение и ранние годы, время в Париже.
Весь интерес в безумии: «Король в Жёлтом» и другие мистические и фантастические произведения автора.
А была ли проблема? Возможные причины, побудившие Чамберса избрать жанр любовного романа. Вопреки ли вкусу и здравому смыслу?
Шикарная жизнь: поместье, поздние годы, смерть.
Последствия: отзвуки в творчестве современных англоязычных авторов.
Чамберс в России: «Женщина в чёрном», «Жёлтый знак», проект «Жившие в Каркозе».
Доклад-показ «Зловещие образы» (С. Крикун)
(Это мероприятие тоже должно было проходить на прошлой Ассамблее, но состоится только на нынешней.)
Сон разума рождает чудовищ. Веки сомкнутся – и...
Сон разума рождает чудовищ. Веки сомкнутся – и:
мы перетрём между пальцев давно истлевший прах, полюбуемся на картины, которые рисует пыль в лунном свете;
прогуляемся по могилам, заглянем в склепы и попытаемся расшифровать странные жадеитовые орнаменты;
нанесём визит в морг и взглянем на таинственные татуировки умерших, на призрачные отражения в лужах крови;
произведём попытку телепатической связи с ныне живущими, настроим своё восприятие на волну их творческого потока…
И все ради того, чтобы явить вам картины, порождённые (больным?) воображением художников, посмевших взглянуть в лицо Князю Тьмы.
Могут ли зловещие образы быть по-настоящему опасными? Кто управляет кистью, порождающей потусторонние пейзажи? Что это на самом деле – примитивная мазня из клыков-щупальцев-буркал или настоящее Искусство, настоящая Магия?
Но не будем темнить и скажем чуть проще: вы увидите много неприятных, пугающих, завораживающих картин, вышедших из-под кисти лучших художников всех времён. Они могут подарить вам парочку кошмаров, а могут и рассказать кое-что интересное о Существе-под-кроватью. И, что не менее любопытно, вы увидите человеческие лица за всеми этими кошмарами, а уж с ними не заскучаешь!
Помимо отдельно анонсированного мероприятия с участием нашего иностранного гостя – Кори Доктороу, на Петербургской фантастической ассамблее состоятся творческие встречи с рядом известных отечественных авторов, где им можно будет задать вопросы и подписать книги.
М. Семёнова, В. Камша, В. Панов, М. Галина
Мария Семёнова – создатель знаменитого «Волкодава» и первопроходец направления «славянское фэнтези»; Мария Васильевна хоть и нечастый гость конвентов, но наш хороший друг – она и в прошлом году приезжала на Ассамблею, и нынче обещала быть.
Вера Камша – самые известные её циклы – «Хроники Арции», образец классического фэнтези, и «Отблески Этерны», историческое фэнтези. Вера Викторовна – один из организаторов постоянно действующего литературного конкурса «Наше дело правое», по результатам которого вышли сборники «Наше дело правое», «Герои на все времена» и «От легенды до легенды», а сейчас готовится к публикации и четвертый сборник.
Вадим Панов – автор циклов в жанре городского фэнтези «Тайный город» и «Анклавы», а также ряда других произведений, в том числе новеллизации по компьютерной игре «Prime World». По «Анклавам» создан межавторский проект, а «Тайный город» стал основой для многочисленных онлайновых, настольных и ролевых игр (одна из которых планируется и на Ассамблее).
Мария Галина – писатель, поэт и публицист, автор романов «Малая Глуша», «Медведки» и др., лауреат несчётного множества литературных премий.
Помимо вышеперечисленных почётных гостей многие писатели будут на Ассамблее в качестве докладчиков, участников круглых столов или простых участников. Следите за постоянно обновляемым списком – и, быть может, вы увидите там фамилию автора вашей любимой книги.
Беседа о фантастике в сверхкрупной форме
За что читатели так любят циклы, сериалы и эпические романы с продолжением? Уже и автор устал от придуманной вселенной, и половина главных героев пала смертью храбрых, и сюжетный потенциал истощился, а публика всё требует: «Давай-давай, хотим ещё!» Какие дополнительные возможности такая форма дает писателю? Как создателю цикла миновать подводные камни, не скатиться к самоповтору, избежать штампов? В рамках Петербургской фантастической ассамблеи – 2012 на эти вопросы ответят популярные писатели Вадим Панов, Вера Камша, Мария Семёнова и Дмитрий Вересов. Круглый стол ведёт литературовед и писатель Алан Кубатиев, недавно завершивший биографическую книгу о Джонотане Свифте, авторе знаменитой тетралогии о путешествиях Гулливера.
«Кто там за дверью издательства?..», часть 2 (ведущий В. Владимирский)
Одним из наиболее интересных мероприятий Петербургской фантастической ассамблеи 2011 года был доклад профессиональных редакторов и корректоров Наталья Витько и Нины Цюрупы «Кто там за дверью издательства?..», раскрывающий механику предпечатной подготовки – в том числе фантастической литературы. Своеобразным продолжением этого доклада стал практикум по корректуре и редактуре, состоявшийся на литературном семинаре «Малеевка-Интерпресскон». Мы решили развить эту тему и обратиться к более глобальным проблемам современного книгоиздания. На Петербургской фантастической ассамблее – 2012 вы сможете заглянуть в издательское закулисье, познакомиться с творческой кухней ответственных редакторов, по сути определяющих направление развития нашей фантастики. Представители ведущих российских издательств ответят на животрепещущие вопросы: «Формат – это кандалы или костыли?», «Есть ли шанс у “самотека”?», «Из чего складывается авторский гонорар?», «Не украдет ли издательство мою рукопись?», «С кем надо переспать, чтобы увидеть опубликованной свою нетленку?» и многие другие. Добро пожаловать на Ассамблею!
С 23 по 26 августа во Вроцлаве пройдёт очередной общепольский конвент "Полкон". Среди почётных гостей кона -- Анджей Сапковский, Эрих фон Дэникен, Питер Бретт. На коне состоится вручение главной премии польской фантастики -- награды имени Януша Зайделя. Будет огромное количество самых разных мероприятий в нескольких блоках: литература, наука, комиксы, "Звёздные войны", аниме, конкурсы и т.д.
В общем, должно быть здорово!
Ну а пока организаторы поделились фотографиями места, где будут проходить основные мероприятия кона.
(команда организаторов)
(главный холл)
("А аудитории у нас с кондиционерами...")
("...и просторные")
(И места для дискуссий хватает)
(Заканчивают ремонт :) ).
Бонус: дабы участники "Полкона" могли осознанно проголосовать за те или иные тексты, все рассказы, выдвинутые на премию Зайделя, выложены в сети.
Ну а я с тремя коллегами-фантлабовцами планирую побывать на "Полконе" вживую и, конечно, поделиться личными впечатлениями о конвенте.
<...> По сути, главным содержанием «СтарКона» стали шоу, связанные с косплеем – костюмированным «отыгрыванием» героев «Звездных войн», «Вавилона-5», «Доктора Кто» и далее по списку. Рядовым участникам действа необязательно даже самим готовить костюмы: многочисленные фирмы и фирмочки, оживленно торговавшие на фестивале «сопутствующими товарами», предлагают богатый ассортимент услуг. Ну а для тех, кто увлекается косплеем всерьез, существует глянцевый ежеквартальник Pro Cosplay, выходящий тиражом всего 3000 экземпляров, зато уже два с половиной года.
Молодежная субкультура, сцементированная «СтарКоном», ориентирована прежде всего на потребление – по вполне очевидным причинам. В России за редкими исключениями не производят качественные фантастические сериалы, да и с качественными сериалами вообще напряженно. Зато в нашей стране активно переводят и смотрят западную НФ-классику. Коммерческий потенциал этой аудитории огромен, покупательская активность высока – было бы странно, если бы никто не воспользовался столь удачным стечением обстоятельств.
А вот книги на юбилейном «СтарКоне» явно терялись среди гаджетов и аксессуаров. Пожалуй, единственным ярким пятном, с точки зрения книжников, стала презентация альтернативно-исторического комикса «Пантеон», чуть-чуть недотягивающего до серьезного «графического романа». Филипп Соседов, автор этого многообещающего проекта, сумел вывести свое детище на западный рынок, тем самым обеспечив ему более-менее светлое будущее.
На церемонии открытия организаторы не раз подчеркивали уникальность фестиваля. Не удивлюсь, если они и впрямь не слышали о существовании «Интерпресскона», «Странника», «Блинкома», «Петербургской фантастической ассамблеи» и прочих конвентов, проводящихся в нашем городе уже не первый год, в некоторых случаях – не первое десятилетие. А если и слышали, традиционные конвенты «СтарКону» не конкуренты ни по конечным целям, ни по количеству участников, ни по привлекательности для партнеров и спонсоров. <...>