Существует много определений комикса, все они в целом сводятся к тому, что комикс — это серия изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Комикс — это единство повествования и визуального действия. В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом, но чаще всего, прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который «выдувается» из уст персонажа.
Комиксы могут быть любыми и по жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура. Этот стереотип долго портил репутацию комиксов. Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем.
Важно:На статьи, посвященные новинкам и планам издательств, распространяются соответствующие локальные правила рубрики «Новинки и планы издательств».
Главный герой Накоши Сусуму — безработный и, даже более того, бездомный молодой человек, который живет в местном аналоге запорожца, припаркованном на дороге между дорогим пятизвездочным отелем и парком, являющимся для лиц без определенного места жительства... местом жительства. Накоши успел побывать по обе стороны дороги, поэтому он не очень-то спешит вливаться в теплую компанию, а, как сказал бы молодой начинающий художник: "он просто находится в поисках себя". Но реальность такова, что все хотят есть: и его собственный желудок, и его любимая машина, поэтому не остается иного выбора, кроме как согласиться на весьма сомнительное предложение другого молодого человека (Ито Манабу) сделать трепанацию черепа за 700 000 йен. По словам Ито, если просверлить отверстие в черепе взрослого человека, то изменится внутричерепное давление и улучшится кровоснабжение мозга, благодаря чему мозговая активность достигнет своего пика. По статистике у 36% испытуемых проявляются определенные сверхспособности вроде телепатии, предвидения, ясновидения, просветления и других. В нашем случае, Накоши начинает видеть гомункулов.
Мангака описывает гомункулов как маленьких человечков живущих в голове. Суть в том, что человек пользуется всеми своими чувствами для сбора информации и обрабатывая её, он накапливает опыт. Со временем все ощущения откладываются в мозгу и формируется память, олицетворением которой в итоге и являются эти самые гомункулы. Они образуются из-за психологических расстройств или сильных душевных потрясений и не зависят от физического состояния. К примеру, женщина, которая изображена без шеи потому, что в прошлом муж ее постоянно душил, и она пытается инстинктивно защищаться, вздрагивая каждый раз, когда упоминают шею, песчаная девушка, которая рассыпается, когда что-то идет вразрез с её представлениями о том, как должно быть, маленький мальчик, который прячется в костюме стального робота и т.д.
Стоит заметить, что все это не полная выдумка. В неврологии существует такое понятие как кортикальный гомункул. Его открыл доктор Уайлдер Пенфилд, который оперировал больных эпилепсией. Однажды его разобрало любопытство, когда перед ним на столе оказался живой мозг, и доктор решил потыкать в него немножко. В результате дальнейших исследований Пенфилдом было установлено какая часть коры головного мозга отвечает за те или иные чувства и функции тела, и то, что он обнаружил, было значительно искаженным представлением о человеческом теле — кортикальным гомункулом. Гомункул отображает важность частей тела так, как они воспринимаются мозгом.
Любителям поиска глубинных смыслов тут есть где разгуляться, ибо манга плотно набита ими — от самых незначительных, вроде позы главного героя, когда он спит, до сюжетообразующих, в виде пресловутых гомункулов. "Homunculus" построена на символизме. Взяв за основу концепцию сознательного/бессознательного, при которой субъект сознательно убирает куда подальше неприятные воспоминания, но бессознательно хранит их в своем сердце, автор заставляет Накоши разгадывать значения тех или иных символов, вытаскивая суть проблемы из зоны бессознательного, попутно разбираясь в себе и, разумеется, много рефлексировать. Не "тварь дрожащая" конечно, но все равно интересно.
Если говорить о личных впечатлениях, то первая половина манги очень нравится: загадочная, интригующая, интересная и прочее, и прочее, благодаря чему читается просто влёт, но вот во второй половине, когда внимание начинает акцентироваться на главном персонаже, все это действо немного проседает и плавно подводит к предфинальной шокирующей развязке его собственного прошлого, что, кхм, выглядит не так шокирующе как хотелось бы. На мой взгляд, это как раз таки один из тех случаев, когда слишком быстрое распутывание сюжетной линии пошло во вред, ибо хочется, наоборот, срывать покровы с как можно большего количества гомункулов.
Тем не менее, эффектная картинка Ямамото Хидео никуда не делась даже во второй половине, и способна доставить удовольствие сама по себе. Автор хорошо работает с перспективой и нередко балует страницами с какой-нибудь необычной точки зрения. Вообще, рисунок очень хорошо передает психическое состояние главное героя и способен преподносить неожиданные сюрпризы. К примеру, страницы вообще без всяких диалогов, только образы, декорации, воспоминания или, наоборот, только диалоги на полностью черных страницах.
"Homunculus" — не очередная манга о спасении мира школьниками. Она о людях и их окружении, о том, как легко человеческая жизнь может превратиться в ничто, и, возможно, о том, что не стоит лгать миру и самому себе.
* Ахтунг! В манге содержится большое количество сексуального подтекста, а нередко и прямого текста без всякой приставки "под", а так же несколько жутко неприятных сцен с участием семенной жидкости. Я предупредил.
** На русский язык манга переведена чуть более, чем наполовину, и если треть переведена добротно, то дальше начинается лютейший промт без какой-либо редактуры. На английский язык переведена полностью.
Сегодня «Алан Мур» и «комиксы» – это одно целое. Каким бы был мир графических романов без бородача из Нортхэмптона? И у этой истории есть начало.
Для журнала «2000 AD» 1980 год ознаменовывается двумя важными событиями: постоянным сценаристом издания становится Алан Мур, а у судьи Дредда, иконы журнала, наконец-то появляется достойный соперник – судья Смерть.
Период с 1980 по 1984 год был очень сложным и важным для Мура – за это время он стал на ноги и заработал авторитет уважаемого сценариста комиксов. Сейчас это может показаться удивительным, но уже в начале 80-тых комикс-индустрия в Англии чувствовала себя прекрасно: она бурно развивалась, и комиксы перестали быть детской забавой. «Стало ясно, что читатели вырастали, но при этом остались верны любимым тайтлам. Комиксы уже не были чтивом для малышни – их покупали и тинейджеры, даже студенты».
Естественно, у взрослого читателя запросы повыше. С самого начала Мур поставил себе довольно высокую планку – возможно, в этом и кроется секрет его популярности. «Помню, все предлагали мне работу. Просто из страха, что я переметнусь к их соперникам. Так что мне предлагали много всяких проектов», – вспоминает Мур. Возможно, Алан немного лукавит, ведь в документалке «Разум Алана Мура» («Mindscape of Alan Moore») он говорит, что для него это решение было прыжком в неизвестность, актом веры – «a leap of faith», как выразился он сам. Работа в «2000 AD» стала его первой постоянной работой сценариста комиксов, и на продаже LSD можно было ставить крест.
Начал он с историй для серий «Шокирующее будущее» («Future Shocks») и «Времяворот» («Time Twisters»). За три года Мур написал свыше пятидесяти таких рассказиков, и все это были коротенькие рассказы в 6 страничек: один номер – один, отдельный рассказик для каждой серии.
Пэта Миллса «2000 AD» так впечатлили успехи Мура, что он решил дать писателю собственный стрип. Им стал «Скизз» («Skizz») – сериал, который взял за основу фильм «Инопланетянин» Стивена Спилберга. По крайней мере, Мура попросили сделать нечто похожее. В «Скиззе» рассказывается о пришельце, чей корабль разбился на Земле. От военных его спасает девушка по имени Рокси, и начинаются приключения. В руках Мура этот сериал стал произведением иного характера, и теперь его сравнивают с телевизионной драмой «Мальчики из Блэкстаффа», написанную Аланом Блисдейлом, известного тем, что в своих произведениях он часто подымает серьезные социальные вопросы.
Первый эпизод «Скизза» появился в 1983 году, в 308-м номере журнала, и растянулся на больше, чем двадцать выпусков. Любопытно, что у истории было еще два продолжения, которые написал и нарисовал художник первой части, Джим Блейки.
В 317-м номере журнала впервые появляется «Б. О. и Квинч» («D.R. and Quinch»). Это история о двух инопланетных проходимцах, которые в первом стрипе, «Б. О. и Квинч куролесят на Земле», привносят в историю нашей планеты толику анархизма. «Пипл» настолько «схавал» этот стрип, что Мура попросили написать продолжение, и в итоге у Алана получилось шесть сюжетных «арков», шесть рассказов о космических болванах. Причем, последний сюжет общепризнано лучший: Мур одной левой сломал убеждение, что продолжение всегда хуже оригинала. Есть еще и седьмая часть, которую написал Джейми Дилейно, но… но Дилейно – не Мур.
Самым амбициозным проектом для «2000 AD» стала «Баллада о Хэйлоу Джонс» («The Ballad of Halo Jones»). В чем его ключевое отличие? Главным героем этих комиксов была женщина. В то время комиксы ориентировались в основном на парней, а все «женские» комиксы позакрывали – остались одни «альфа-самцы с большими подбородками и здоровенными пушками». Возмущенный такой несправедливостью, Мур решил написать настоящий «дамский» комикс, в котором акценты бы стояли не на перестрелках, а на диалогах и взаимоотношениях персонажей. «2000 AD» показался Муру идеальной колыбелью для такой истории.
«Давайте сделаем комикс о женщине из будущего, подумали мы. Не обязательно писать героику, пускай это будет обычная девушка. И нашу идею поддержали читатели обоих полов. Хотя, конечно же, девушкам Хэйлоу Джонс нравилась больше. Я – дитя 70-тых, я современный человек, я мою посуду и все такое, и мне хотелось осветить и этот аспект жизни! Мне подумалось, что если станут печатать больше историй, нацеленных на женскую аудиторию, то комиксы будет читать больше девушек. Сейчас это кажется простым и прямолинейным, но когда я только начинал работать в этой сфере, издатели часто принимали такие идеи в штыки: «Ой, ну, знаешь, комиксы о девушках плохо продаются, ты то!» Если присмотреться, то понимаешь, что женские персонажи были напрочь вторичными, они ничего не значили. Просто миленькие девчушки. Меня смущает тот факт, что очень много художников комиксов пробились благодаря тому, что могли рисовать полуголых девиц дни напролет и получать за это хорошие деньги.
Работая над «Хэйлоу Джонс», мы всегда помнили о том, что это далеко не предел. Мы пытались просветить наших читателей, по большой части мужского пола, хотели рассказать им о том, что женщины – это не симпотные инопланетянки, которых нужно обожать, спасать, или о чем там еще думали наши читатели-мужчины. У нас получилось пропихнуть много интересных, спорных тем, а ведь это был мэйнстримный комикс, и покупали его в основном обычные мальчишки».
«Баллада о Хэйлоу Джонс» рассказывает об обычной девушке из 50-го века, и хотя в сюжете много юмора, часто он смещается к серьезному спектру. Эта история считается одной из лучших, что когда-либо появлялись на страницах «2000 AD».
Мур и Иэн Гибсон планировали рассказать историю Хэйлоу от юных лет до преклонного возраста, но в первых трех «книгах» они успели поведать лишь о десяти годах ее жизни – к сожалению, остальные шесть частей так и не воплотились в жизнь. Не смотря на это, Муру и Гибону удалось показать читателям впечатляющую картину отдаленного будущего и рассказать далеко нетривиальную историю – о мисс Джонс до сих пор слагают песни (это не шутка).
Работы Мура были одними из самых популярных публикаций «2000 AD», но из-за проблем с авторским правом (в британском законодательстве отсутствовал раздела об авторских правах на интеллектуальную собственность для комиксов) Алан переключает внимание на Америку. Он стал одним из первых, кто использовал журнал, как своеобразный батут, чтобы перепрыгнуть на американскую сторону. Близкий друг Мура, Нил Гейман, поступил по его примеру, тоже начав с «Шокирующего будущего».
Отток британских комиксмейкеров в США получил название Британского вторжения, или Второго британского вторжения − первым считают «нашествие» английских исполнителей рок-н-ролла в шестидесятых, в частности, «Битлов». Однако некоторые комиксисты продолжают работать по обе стороны океана, и «2000 AD» не испытывает никакого дискомфорта, да и старуха Англия стабильно пополняет свои рады новыми молодыми талантами. Среди них стоит отметить Саймона Бисли, начавшего свою карьеру в комикс-сериале «АБВ воины» (“ABC Warriors”) под эгидой Пэта Миллса.
Влившись в американский мэйнстрим, Алан Мур быстро сделал себя имя на «Саге о Болотной Твари», «Хранителях», «Убийственной шутке» и начал выдавать себя за Распутина, но это уже совсе-е-ем друга-а-ая исто-о-ория
"Осматривая старый звездолет, в штурманской рубке Туланов неожидано обнаружил множество книг. стопками заполнявших почти все пространство помещения, и устройство, окзавшееся книжным материализатором. Удивившись , он взял первую попавшуюся в руки и раскрыл...
С тех пор он часто приходил сюда, и устраиваясь в удобное, старинное кресло, погружался в мир шелеста страниц и запаха бумаги. Сначала он просмотрел уже имеющиеся книги — интересы их неведомого хозяина были разнообразны. Он встретил фолианты по земной географии, тома истории Средневековья, труды философов, поэтов... Многие из них были настоящими копиями древних манускриптов с толстыми кожанными обложками и грубой бумагой.
Потом, разобравшись с устройством материализатора, он заказывал книги с светящейся бумагой — с ней было удобно читать в полутьме рубки. Кроме того, это было странно волнующе и даже волшебно — вокруг мерцали звезды, медленно вращался гигант Мореус, и страницы с печатным текстом неотвратимо затягивали в свои необыкновенные истории. "
— Мы над горами — многозначительно сообщил пилот, инспектору. — Через 15 минут база -
Несмотря на автоматический режим полета, руки он постоянно держал на панелях управления.Внезапно густая пелена тумана разорвалась, и Валимов увидел хребты Коргениута. Десятки каменных драконов сплетали свои огромные тела, формируя пропасти и гребни в немыслимых сочетаниях.
— Ого! — невольно вырвалось у него.
— Да, впечатляющий пейзажик, — подтвердил пилот. — Сколько раз уже