В этой рубрике публикуются материалы о литературе, которая не относится к фантастической: исторические романы и исторически исследования, научно-популярные книги, детективы и приключения, и другое.
Среди декабрьских новинок от издательства "Азбука" — проза от "первого барда" Михаила Анчарова (он же сценарист первого в СССР сериала), история жизни врача в Древнем Египте, постмодернистское путешествие по временам и континентам и поиски себя в Восточной Азии.
«Автор предупреждает, что все научные положения в романе не доказаны, в отличие от житейских фактов, которые все выдуманы». Этой фразой Михаил Анчаров предваряет свое самое, возможно, лучшее сочинение, роман «Самшитовый лес». Собственно говоря, в этом весь писатель Анчаров. Вероятное у него бывает невероятно, невероятное вполне вероятно, а герои, живущие в его книгах, — неприкаянные Дон Кихоты и выдумщики. Теория невероятности, которую он разработал и применил на практике в своих книгах, не изучаемая, к сожалению, в вузах, необходимейшая, на наш взгляд, из всех на свете теорий, включая учение Карла Маркса о прибавочной стоимости.
Добавим, что писатель Анчаров первый, по времени, русский бард, и песни его доныне помнятся и поются, и Владимир Высоцкий, кстати, считал барда Анчарова главным своим учителем. И в кино писатель Анчаров оставил заметный след: сценарист в фильме «Мой младший брат» по повести Василия Аксенова «Звездный билет», автор первого российского телесериала «День за днем», который, по указке правительства, продлили и вместо запланированных девяти серий показали семнадцать, настолько он был популярен у телезрителей.
В сборник вошло лучшее из написанного Михаилом Анчаровым. Опять-таки, на наш взгляд.
«Египтянин» (1945) – исторический роман финского писателя Мика Тойми Валтари (1908-1979), ставший бестселлером во всем мире и переведенный на десятки языков.
Мика Валтари сумел создать произведение, которое привлекает не только захватывающими сюжетными перипетиями и достоверным историческим антуражем, но и ощущением причастности к событиям, происходившим в Древнем Египте во времена правления фараона-реформатора Эхнатона и его царственной супруги Нефертити. Эффект присутствия достигается, во многом, благодаря исповедальному характеру повествования, так как главный герой, врач Синухе, пишет историю своей жизни только «для себя и ради себя самого». Кроме того, в силу своей профессии и природной тяги к познанию, он проникает за такие двери и становится поверенным в такие тайны, которые не доступны никому другому.
Роман находил, и продолжает находить живой отклик в сердцах современных читателей, поскольку в исторических декорациях в нем разыгрывается драма на вечные темы: любви и ненависти, дружбы и предательства, взросления личности и поисков истины.
Перевод с финского Владимира Богачева, Лауры Виролайнен, Елены Каменской
В новом переводе — великолепный роман современного классика Дэвида Митчелла, дважды финалиста Букеровской премии, автора таких интеллектуальных бестселлеров, как «Сон №9», «Облачный атлас» (недавно экранизированный Томом Тыквером и братьями Вачовски), «Голодный дом» и другие. В «Костяных часах» Митчелл продолжает и развивает темы, затронутые в «Облачном атласе» и углубленные в «Голодном доме». «Прекрасная история, прекрасный язык, все прекрасно, — писал о “Костяных часах” Стивен Кинг. — Один из лучших романов года, ничуть не уступающий долгожданному “Щеглу” Донны Тартт по литературной глубине». «Триумфальное, ошеломительное, головокружительное путешествие по всему миру, — вторила ему в своей рецензии маститая Урсула Ле Гуин. — Пугающие темные глубины “Костяных часов” дерзко скрыты за остроумными фокусами и словесными кружевами, которые сплетает неподражаемый рассказчик Дэвид Митчелл».
Итак, познакомьтесь с главной героиней: «Холли Сайкс, простая английская девушка, ничем не уступает Холдену Колфилду» (Booklist). Однажды жарким летним днем она сбегает из дому: своенравный подросток, бунтарка с разбитым сердцем, невольная пешка в тайном глобальном конфликте. Когда-то она слышала голоса «радиолюдей» — теперь же тайна одного потерянного уикенда аукнется в различные ключевые моменты ее жизни. И год за годом она ломает голову, что же имел в виду семилетний братишка Джеко, вручив ей картонку с «инфернальным лабиринтом» и велев заучить его наизусть: «Когда идешь по этому лабиринту, Мрак неотступно следует за тобой»…
«“Костяные часы” — превосходная работа мастера, которую с удовольствием можно читать и как литературную загадку, и как необыкновенную историю жизни обычной женщины на протяжении шести бурных десятилетий» (San Francisco Chronicle).
Перевод с английского Александры Питчер
Оформление обложки Виктории Манацковой
768 страниц
Плановая дата готовности: декабрь 2019
В следующем году в серии "Большой роман" планируется к выходу книга Дэвида Митчелла "Под знаком черного лебедя".
Отец Джулии Вин — личность поистине загадочная. Он блестящий американский адвокат и добропорядочный семьянин, но его прошлое окутано тьмой. Поэтому, когда однажды мистер Вин исчезает, полиция и родные понятия не имеют, где его искать. Единственная зацепка — любовное послание к некой женщине по имени Ми Ми, которая живет по другую сторону океана. Через четыре года после исчезновения отца это письмо находит его дочь Джулия. Она успешный юрист, но ее личная жизнь не сложилась, и Джулия, чтобы избежать мучительных вопросов на эту тему, решает отправиться в далекую неизвестную страну, где ей предстоит овладеть очень непростым искусством — слышать стук сердца других людей и научиться жить в согласии со своим сердцем.
Перевод с английского Игоря Иванова
Оформление обложки Ильи Кучмы
576 страниц
Плановая дата готовности: 12 декабря 2019 года
И в заключение — небольшой тизер на начало будущего года: в серии "The Big Book" планируется к выходу иллюстрированный роман Корнелии Функе "Лабиринт Фавна" по одноименному фильму Гильермо дель Торо, в серии "Большой роман" — "Птица в клетке" Кристин Лененс (на этой книге основан скандально известный фильм Тайки Вайтити "Кролик Джоджо"), в серии "Большие книги" — "Вечный странник, или Падение Константинополя" от автора "Бен-Гура" Лью Уоллеса.
Внимание! Даты готовности изданий, указанные в анонсе, не равняются датам появления книг в продаже! В сроках появления новинок возможны изменения.
Издательство: М.: Альпина нон-фикшн, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 330 стр. ISBN: 978-5-00139-096-1
Аннотация: Десятки лет один из самых известных ученых нашего времени заставляет общество задуматься о фундаментальных законах природы и о неразрывной связи науки и социума. В своей новой книге «Всё ещё неизвестная Вселенная» Стивен Вайнберг освещает широкий круг вопросов: от космологических проблем он переходит к социальным, от астрономии, квантовой механики и теории науки — к ограниченности современного знания, искусству научных открытий и пользе ошибок. Лауреат Нобелевской премии Стивен Вайнберг делится своими взглядами на захватывающие фундаментальные вопросы физики и устройства Вселенной. При этом ему удается не ограничиваться узкими дисциплинарными рамками и не прятаться от политических тем, среди которых нецелесообразность пилотируемых космических полетов, проблемы социального неравенства и важность поддержки большой науки.
Издательство: М.: Альпина нон-фикшн, 2020 год, твёрдая обложка, 368 стр. ISBN: 978-5-00139-089-3
Аннотация: 14 июля 2015 г. произошло удивительное событие. Более чем в 4,8 млрд км от Земли маленький космический аппарат NASA под названием «Новые горизонты» промчался мимо Плутона со скоростью более 50 000 км/ч, направив все свои приборы на таинственные ледяные миры, а затем продолжил путешествие к дальним пределам Солнечной системы. Ничего подобного не случалось на памяти целого поколения — исследований новых миров не было со времен полетов «Вояджеров» к Урану и Нептуну, — и ничего похожего на это не планировалось в будущем. На сайте NASA, посвященном экспедиции, за дни перед пролетом и после него побывало более 2 млрд человек. А теперь все подробности этого исторического проекта можно узнать из рассказа непосредственных его участников — руководителя Алана Стерна и других членов команды. Эта книга — захватывающий репортаж о научном открытии, о десятилетиях самоотверженной и настойчивой работы, о политических сражениях внутри NASA и вокруг него, о высоком мастерстве, которое потребовалось для того, чтобы спроектировать и построить космический аппарат, а затем отправить его в полет. И еще о дальнейшей судьбе программы и о том, что нас ждет за новыми горизонтами. Авторы подробно описывают предысторию исследований Плутона, подготовку миссии и сам полет продолжительностью 9,5 лет к этой самой далекой планете Солнечной системы. Книга захватывает читателя в вихрь волнительных событий, где временами кажется, что полет так и не удастся осуществить, заставляет сопереживать команде «Новых горизонтов» до самого конца повествования.
Издательство: М.: Альпина нон-фикшн, 2020 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 378 стр. ISBN: 978-5-00139-071-8
Аннотация: В наши дни мало кто знает, что Конан Дойль, прославленный автор детективов о Шерлоке Холмсе, был еще и известным общественным деятелем, защитником несправедливо осужденных. Вмешательство Конан Дойля помогло смягчить приговор его другу, обвиненному в государственной измене, восстановить законность в громком деле англичанина индийского происхождения, ставшего жертвой ксенофобии, и, наконец, освободить Оскара Слейтера, признанного виновным в убийстве состоятельной дамы.
Издательство: М.: Ломоносовъ, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 208 стр. ISBN: 978-5-91678-557-9 Серия: История. География. Этнография
Аннотация: Англо-ирландско-американский востоковед и писатель Лафкадио Хирн прожил удивительную жизнь. Родился в Греции, вырос в Ирландии, начал карьеру в США, где в эпоху узаконенной расовой сегрегации взял в жены чернокожую женщину, жил на Мартинике, изучая обряды вуду, а затем уехал в Японию и остался там навсегда, стал профессором Токийского университета, принял японское имя Коидзуми Якумо и женился второй раз на дочери самурая. Приезд Хирна в Японию пришелся на период Мэйдзи, названный так по девизу правления императора Муцухито (1868 – 1912 годы). Это было время, когда Япония, отказавшись от самоизоляции, начала превращаться в мировую державу. Преподавая японцам английский, Хирн и сам учился: постигал тонкости языка, впитывал дух Японии. Здесь началась его литературная жизнь, которая принесла ему мировую славу. В настоящую книгу включены этнокультурные тексты, которые большей частью впервые публикуются на русском языке, — о стиле жизни, домашнем обиходе, обычаях, нравах и верованиях японцев.
Комментарий: Сборник избранных эссе. Художник не указан.
Издательство: М.: Эксмо, 2020 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-04-105785-5 Серия: Арчи Грин и Магическая библиотека
Аннотация: Магия – очень, очень странная штука. Арчи Грин в этом совершенно уверен. Трудно не чувствовать себя безумцем, закапывая старинную книгу в компост, чтобы её отремонтировать. Или уворачиваясь от пролетевшей мимо книги – нет, её никто не бросал, она летает, потому что ей так хочется. Поэтому, когда книги с Арчи заговорили, он не сильно удивился. Но встревожился. Книги пожаловались ему, что кто-то ворует их магию. Но почему об этом не знает никто из взрослых? Неужели только Арчи слышит голоса книг? Значит, это именно Арчи предстоит разобраться с этим делом?
Комментарий: Первый роман цикла "Арчи Грин". Иллюстрация на обложке Х. Фогта (в издании не указан).
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 4000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 224 стр. ISBN: 978-5-17-118228-1 Серия: Эксклюзивная классика
Аннотация: Культовый роман, ставший в свое время одной из программных книг "бунтующих 60-х". Дэвид, молодой американец "из хорошей семьи", приезжает в Париж – чтобы найти иной смысл жизни, чем тот, к которому подталкивала его жизнь на родине. В этом городе любви, никогда не знающем сна и покоя, он действительно открывает нового себя. Попав в капкан отношений, откуда с каждым днем все сложнее вырваться, он оказывается лицом к лицу со своими тайными и оттого еще более пугающими внутренними демонами …
Комментарий: Внецикловый роман.
Переиздание в другой серии и мягкой обложке романа "Giovanni's Room" (1956)
Издательство: М.: Вече, 2019 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-4484-1521-0 Серия: 100 великих романов
Аннотация: Этот роман насчитывает сотни переизданий и является самым читаемым произведением великого английского писателя Чарльза Диккенса (1812-1870). Эпоха конца XVIII века с ее потрясениями и сейчас вызывает немало вопросов. По словам самого Диккенса, "это было лучшее из всех времен, это было худшее из всех времен". Как отозвалась Великая французская революция на судьбах героев романа? Сумеет ли избежать гильотины Чарльз Дарней, английский аристократ, оказавшийся в Париже, охваченном диким огнем свободы?
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Ж.-П. Уэля.
Аннотация: XVIII век, Англия. Обладатель подзорной трубы и нескольких шиллингов в кармане, Уильям Бемрод, молодой пастор из Ашборна, покинул разбойничий Ноттингем и прибыл в Уэльс, край древних суеверий и мистики. Душу Уильяма снедает гордыня, а в груди теплится мечта — покорить всех однажды, подобно королю с Львиным Сердцем, или стать великим творцом, подобно Гомеру и Леонардо. Вступив в новую должность, Уильям узнает о старинной легенде, связанной с пасторским домом. Если в полночь на исходе сентября одна из запертых дверей откроется сама собой — жди беды. Это призрак таинственной дамы в сером бродит вокруг и ищет свою жертву. В очередной том иллюстрированного собрания сочинений Александра Дюма входит остросюжетный роман с элементами готики "Ашборнский пастор".
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Р. Лаккера.
Аннотация: Авраам Б. Иегошуа — один из самых читаемых в Израиле и за его пределами авторов. «Господин Мани» — наиболее известный его роман. Он представляет собой впечатляющую семейную сагу, охватывающую шесть поколений семьи Мани и огромное пространство событий: от Греции и Польши XIX века до подмандатной британской территории Палестины и оккупированного нацистами Крита в середине века XX, а затем и современный Израиль. Описав петлю во времени, эта насыщенная драматическими событиями история завершается в Афинах, в 1848 году.
Переиздание в другом оформлении романа "מר מאני" (1990)
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-17-115340-3 Серия: Миры Кассандры Клэр
Аннотация: Сумеречные охотники — бесстрашные воины, которые защищают людей и помогают им в борьбе со злом, скрывающимся под самыми разными личинами. Эта книга познакомит вас с прекрасным и пугающим миром Сумеречных охотников. Кодекс ответит на многие вопросы и научит сражаться с демонами и прочими порождениями тьмы, чтобы любой, кто вступил на путь Сумеречных охотников, смог защитить хрупкое равновесие, царящее между мирами.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 5000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 288 стр. ISBN: 978-5-17-115633-6 Серия: Эксклюзивная классика
Аннотация: Одно из самых остроумных, тонких и ироничных произведений Станислава Лема, в котором равно проявились его таланты писателя, философа и литературного критика. Сборник безупречно созданных рецензий на вымышленные произведения никогда не существовавших авторов: прозаиков, ученых и философов. Лем осознанно избрал такую необычную форму, позволившую ему вместить в эту маленькую книжку настоящую энциклопедию литературных направлений и жанров, философских концепций и научных идей.
Комментарий: Сборник рецензий на вымышленные произведения. Художник не указан.
Переиздание в другой серии и мягкой обложке авторского сборника "Doskonała próżnia" (1971)
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 10000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-17-118881-8 Серия: Эксклюзивная классика
Аннотация: Каждому хочется верить: настоящая любовь бессмертна. Каждому хочется надеяться: истинное чувство можно пронести сквозь годы и испытания… Доусон Коул и первая красавица школы Аманда полюбили друг друга, — однако жизнь развела их. Прошло много лет. Аманда стала женой другого, у нее семья, дом, дети… Но случай приводит ее в родной городок и дарит новую встречу с Доусоном. Их любовь вспыхивает вновь, — и Аманда, и Доусон понимают, что расставание было трагической ошибкой. Неужели, им представился шанс начать все сначала? Или у судьбы свои планы?
Комментарий: Внецикловый роман.
Переиздание в другой серии и мягкой обложке романа "The Best of Me" (2011)
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 672 стр. ISBN: 978-5-17-119484-0 Серия: Библиотека классики
Аннотация: Прошло полвека со времени первой публикации, но "Поправка-22" по-прежнему остается краеугольным камнем американской литературы и одной из самых знаменитых книг всех времен. "Time", "Newsweek", "Modern Library", "London Observer" включили ее в списки "лучших романов", а в списке "200 лучших книг по версии BBC" она занимает 11 место. Эта оригинальная история о службе летчиков ВВС США в период Второй мировой войны полна несуразных ситуаций, не менее несуразных смешных диалогов, безумных персонажей и абсурдных бюрократических коллизий, связанных с некой не существующей на бумаге, но от этого не менее действенной "поправкой-22" в законе, гласящей о том, что "всякий, кто хочет уклониться от боевого задания, нормален и, следовательно, годен к строевой"… Это произведение сложно назвать просто антивоенным романом. Это глубокая всеобъемлющая сатира на нашу повседневность, образ жизни и принципы "цивилизованного" общества.
Издательство: М.: Пробел-2000, 2019 год, мягкая обложка, ISBN: 978-5-98604-702-7
Аннотация: Митя Вельяминов родился в 1988 году, то есть принадлежит к поколению, на детство и отрочество которого выпали «славные» или «лихие» но, безусловно, переломные и очень значимые для российской жизни годы. «Над пропастью во ржи» Сэлинджера интонационно и психологически очень близко «Музею героев» и многие узнают в них себя. Все комплексы и амбиции подростков в школе и на улице, вся красота и трагедия неприкаянной юности. Панки, неформалы, гопники, криминалитет, наркоманы, молодежные группировки, прочие обитатели социального дна, а также алкоголь, музыка, кино, сложные отношения с миром взрослых, трогательная незащищенность – всё это описано не со стороны, а дано как свидетельство личного опыта миллениала...
Издательство: М.: Эксмо, 2019 год, 25000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-04-101544-2 Серия: Историческое расследование Юлии Латыниной
Аннотация: Иисус Христос был — но не один. Их было много. Едва ли не каждый адепт раннего христианства мог видеть и знать своего Христа. В продолжении бестселлера "Иисус. Историческое расследование" писатель и журналист Юлия Латынина ставит перед читателями новые неожиданные вопросы: чему именно учил настоящий Мессия, и почему его апостолы так быстро стали переделывать его учение? Книга превращает безликие статические фигуры апостолов — Иоанна, Филиппа, Павла, — в живых людей, со своими необыкновенными биографиями и яростными несовместимыми теологиями. Двум персонажам уделено особое внимание. Фигура Иуды Фомы, претендовавшего на звание духовного близнеца Христа и проповедовавшего за Евфратом, переворачивает традиционное представление о христианстве, как о вере, развивавшейся в пределах Римской империи. А фигура Иоанна Крестителя — религиозно-политического лидера невероятного авторитета и мощи — принципиально меняет представления о времени и причине возникновения гностицизма.
Издательство: М.: Молодая гвардия, 2019 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 544 стр. ISBN: 978-5-235-04234-6 Серия: Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ)
Аннотация: Имя великого русского поэта Валерия Яковлевича Брюсова (1873 — 1924), вождя символизма и реформатора литературы, известно каждому образованному человеку, но его биография появляется впервые. Книга содержит проницательный анализ жизненных и творческих коллизий, сплавленных в увлекательный «жизнетворческий» текст. Вдохновенный поэт и требовательный мастер, мудрый учитель и вечный ученик, мистик и рационалист, империалист и большевик, Брюсов-человек предстает перед читателем во всей своей «стообразной сути». Литературные произведения, мемуары, дневники, письма Брюсова и его современников, друзей и врагов, послужили автору материалом для критического жизнеописания, в котором из мозаики фактов складывается достоверный портрет уникальной творческой личности в контексте эпохи, обильной драматическими событиями.
Комментарий: Выпуск 1770 (1970). Биографическое произведение. Иллюстрации на обложке Л. Бакста и М. Врубеля (в издании не указаны).
Издательство: М.: Молодая гвардия, 2019 год, 15000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 1040 стр. ISBN: 978-5-235-04341-1 Серия: Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ)
Аннотация: Сергея Есенина любят так, как, наверное, никакого другого поэта в мире. Причем — всего сразу — и стихи, и его самого, как человека. Но если взглянуть на его жизнь и творчество чуть внимательнее, то сразу возникают жёсткие и непримиримые вопросы. Есенин — советский поэт или антисоветский? Христианский поэт или богоборец? Поэт для приблатнённой публики и томных девушек или новатор, воздействующий на мировую поэзию и поныне? Крестьянский поэт он или имажинист? Кого считал главным соперником в поэзии и почему? С кем по- настоящему дружил? Каковы его отношения с большевистскими вождями? Сколько у него детей и от скольких жён? Кого из своих женщин он по-настоящему любил, наконец? Пил ли он — или это придумали завистники? А если пил — то кто его спаивал? За что на него заводили уголовные дела? Хулиган ли он был, как сам о себе писал — или жертва обстоятельств? Чем он занимался те полтора года, пока был за пределами Советской России? И, наконец, самоубийство или убийство? Книга даёт ответы не только на все перечисленные вопросы, но и на множество иных. Захар Прилепин с присущей ему яркостью и самобытностью детально, день за днём, отражает биографию Сергея Есенина, делая неожиданные выводы и заставляя читателя остро сопереживать.
Комментарий: Выпуск 1800 (2000). Биографическое произведение. Иллюстрация на обложке Ю. Анненкова (в издании не указан).
Издательство: М.: Эксмо, 2019 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-105467-0 Серия: Подвиги древних славян
Аннотация: Неспокойно на берегах Оки. Коварная орда хазар обложила крепость Вольное, за стенами которой укрылся род полян-землепашцев. Лютой мести жаждет бек Шамат, ведь незадолго до этого в здешних местах погиб отборный отряд кочевников во главе с сыном вождя. Хазары готовят полянам расправу, рассчитывая на скорую победу и богатую добычу. Они уверены, что защитники крепости, мирные труженики, не смогут дать отпор безжалостному войску степняков. Откуда им знать, что незадолго до этого у полян появилось необычное и очень грозное оружие. Самое время испытать его на непрошенных гостях…
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 15000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 256 стр. ISBN: 978-5-17-120436-5 Серия: Улицкая: новые истории
Аннотация: Долгожданная новая проза Людмилы Улицкой! Биолог по образованию и писатель по призванию, в новой книге «О теле души» Людмила Улицкая исследует тело и душу, не разделяя их, а героев рассказов описывает в том предельном состоянии, когда размывается граница между реальностью и небытием. «Про тело мы знаем гораздо больше, чем про душу. Никто не может нарисовать атлас души. Только пограничное пространство иногда удается уловить. Там, вблизи этой границы, по мере приближения к ней, начинаются такие вибрации, раскрываются такие тонкие детали, о которых почти невозможно и говорить на нашем прекрасном, но ограниченном языке. Рискованное, очень опасное приближение. Но притягивает к себе это пространство чем дальше живешь, тем сильнее» — Людмила Улицкая Проживая жизнь, мы постоянно встречаемся с границами – внутренними, внешними, условными, реальными. Границы «расширяются», «стираются», «преодолеваются», «требуют к себе уважения», какие-то устанавливаем мы сами, иные – обозначают государства, общество или традиции. Именно философское и гуманистическое осмысление этого понятия занимает Улицкую. Сборник включает в себя два цикла рассказов. В рассказах цикла «Подружки» ключевым мотивом, мотором повествования является любовь, возможно, главное оружие, сметающее границы между людьми. Через любовь физическую и кровную, позднюю, неожиданную, постепенную, сочувствующую герои обретают недостающую часть души, силу, необходимую для жизни. У многих рассказов сборника есть персональные посвящения. Во втором цикле «О теле души» Людмила Улицкая приближается к самой сокровенной границе – границе жизни, точнее физического существования. Есть ли граница между жизнью и смертью? Или смерть – это граница жизни? И что там, за границей
Комментарий: Сборник рассказов. Иллюстрация на обложке Андрея Красулина.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 4000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-17-118086-7 Серия: Эксклюзив: Русская классика
Аннотация: "Пегий пес, бегущий краем моря" — одно из лучших произведений Айтматова, в котором мифологические мотивы легко и естественно вплетаются в интересный, увлекательный сюжет. У сурового Охотского моря на острове Сахалин проживают нивхи — смелые рыбаки и охотники, ведущие свой род от Великой Рыбы-женщины. К этому народу принадлежит и одиннадцатилетний мальчик Кириск, которому предстоит впервые выйти в открытое море, чтобы участвовать вместе со взрослыми мужчинами в охоте на нерпу. Кириск еще не знает, что этот радостный день обернется для него долгим и трудным испытанием, в котором человеческая сила и мужество вступит в противостояние со слепой жестокостью могущественной стихии… В сборник также вошли повести "Джамиля" и "Прощай, Гульсары!".
Комментарий: Сборник избранных повестей.
Переиздание в другой серии и мягкой обложке сборника повестей
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 4000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-17-118068-3 Серия: Эксклюзив: Русская классика
Аннотация: В этот сборник вошли психологические и психиатрические работы В.М. Бехтерева, посвященные вопросам гипноза, внушения и психологии масс, телепатии. Он исследовал возникновение иллюзий и галлюцинаций, проанализировал, почему случаются эпидемии религиозного характера и от чего на телах истово верующих появляются стигматы, объяснил феномен таких лидеров, как Жанна д’Арк, Магомет, Петр Великий, Наполеон, и почему за ними шли толпы, зараженные "психическим микробом".
Комментарий: Сборник психологических и психиатрических работ.
Переиздание в другой серии и мягкой обложке сборника научных работ
Издательство: М.: Молодая гвардия, 2019 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 272 стр. ISBN: 978-5-235-04245-2 Серия: Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ)
Аннотация: Князь Влад III, правивший Валахией в XV веке, вошел в историю с прозвищами Дракула — не только «Сын дракона», но и «Сын дьявола», — и Цепеш, «Колосажатель». В современной массовой культуре его имя прочно связано с образом кровопийцы-вампира, в то время как в Румынии его прославляют как народного героя, борца за независимость страны. О Дракуле сохранилось много легенд и мало документальных свидетельств, позволяющих, однако, воссоздать биографию этого незаурядного правителя, жившего на сломе эпох, на рубеже противоборства сильнейших держав своего времени — Османской и Священной Римской империй, Венгрии, Польши. Историк Вадим Эрлихман в своей книге исследует не только жизнь реального Влада Дракулы, но и развитие «черной легенды» о нем от лубочных книжек эпохи Возрождения до новейших голливудских фильмов. Неизбежно затрагиваются и легенды о вампирах, хотя с ними Дракула оказался связан только в XIX столетии. Случайно или нет — непростой вопрос, который тоже рассматривается автором книги.
Комментарий: Выпуск 1774 (1974). Биографическое произведение. Художник не указан.
Переиздание в другой серии документального произведения "Дракула" (2013)
Редакция журнала «Литература»Издательского дома «Первое сентября» отправила в производство последний свой номер. С января 2020 года журнал больше выходить не будет. Об этом сообщил главный редактор журнала, историк культуры и писатель Сергей Дмитренко. По его словам, после закрытия журнала архив номеров должен остаться в свободном доступе. Журнал выходил 6 раз в год, до августа 2011 года издавался как газета "Литература"
В последнее время стал активно переводить поэзию, потому что вижу: мало кто этим занимается. Хотя меня самого результаты удовлетворяют не всегда, тем не менее, продолжаю заниматься этим делом (вдруг кого ещё заинтересую? — кого-то, чувствующего поэзию в большей степени, чем я), и теперь уже перешёл на творчество других поэтов, хотя начинал исключительно с Роберта И. Говарда.
Вот несколько стихотворений, переведённых этой осенью (можно уже сказать, минувшей осенью). Все они довольно мрачны, но вместе с тем ярки и красочны. Два из них посвящены цивилизациям Мезоамерики, ещё два обращаются к европейской тематике (преобладает Северная Европа).
2. У скандинавов славной считалась только смерть на поле боя, после которой воин отправлялся в Вальхаллу (др.-сканд. Valhöll — «чертог мёртвых»), где он сражался с другими, а после — пировал за общим столом. Умершим во сне в своей постели путь туда был заказан.
3. Хель (др.-сканд. Hel) — в германо-скандинавской мифологии повелительница мира мёртвых (Хельхейма).
«Говорят, никакое оружие ее не брало. Мечи отскакивали от ее кожи. А еще говорят, будто бы от ее безумного хохота волосы вставали дыбом у всей округи. Разумеется, в некоторых обстоятельствах без такого хохота, именно безумного – обязательной части ведьмовского профессионального инвентаря, – не обойтись. Однако ее хохот был абсолютно чокнутым, самым что ни на есть наихудшим. Кроме того, Черная Алиса превращала людей в пряники, а дом у нее был из лягушек. И чем дальше, тем больше – ближе к концу стало совсем гадко. Так всегда бывает, когда добрая ведьма превращается в злую.
Конечно, добрые ведьмы не всегда превращаются в злых. Иногда они просто… куда-то уходят.
Интеллект матушки жаждал действия. И матушка боролась со скукой изо всех сил. Обычно она ложилась у себя в хижине и, вселившись в какую-нибудь лесную зверушку, слушала ее ушами, смотрела ее глазами. В этом нет ничего плохого – наоборот, это очень даже познавательно. Но слишком уж она в этом преуспела. В другом существе матушка могла пребывать очень долго, дольше, чем кто-либо другой из тех, кого знала нянюшка Ягг.
Когда-нибудь она не вернется из своих странствий, в этом можно было не сомневаться… Просто не захочет. Как раз сейчас самое опасное время года: дикие гуси каждую ночь перечеркивают небо, сопровождая свой полет зазывным курлыканьем, а холодный осенний воздух так свеж и сладок… Есть в этом какой-то страшный соблазн».
Терри Пратчетт. Маскарад
Конечно, шоу должно продолжаться! Веселый роман (из цикла о ведьмах) представляет собой изящную пародию на знаменитый «Призрак оперы» в юмористическом варианте. В тексте множество иронических моментов, парочка Призраков, очень изысканное обыгрывание восклицательных знаков, реалий шоу-бизнеса и отчасти – представлений о волшебстве и его изнанке. Что выбрать – чудеса или искусство? Итак, вместо того, чтобы колдовать и повелевать, героиня мечтает исполнять на сцене оперные арии, а вот кот становиться человеком. Как можно оценить эти два выбора? Роман – вполне в духе Пратчетта: множество колоритных диалогов, каламбуров и афоризмов, добрых шуток над актерскими и музыкальными интригами, почетными гостями и суевериями, закулисьем и восторженными зрителями.
В книге оригинально обыгрывается тема масок, заодно рассеивая предрассудки, и даже ненавязчиво приобщая к классическим музыкальным традициям, которым автор отдает должное. Как и другим традициям, смеясь, но при этом – вовсе не обижая.
«Агнесса закрыла глаза, сжала кулаки, открыла рот и завопила.
Все началось с низких нот. С потолка, будто снежинки, посыпались хлопья штукатурки. Призмы в люстре, вздрогнув, зазвенели в унисон.
Затем голос взлетел выше, быстро миновал таинственную высоту четырнадцать циклов в секунду, после которой человеческий дух начинает крайне неуютно чувствовать себя в этой вселенной и беспокоиться по поводу места в оной органов пищеварения. Мелкие предметы по всей Опере, вибрируя, попадали с полок и разбились о пол.
А голос все повышался, звенел как колокол, после чего повышался опять. В оркестровой яме, одна за другой, полопались струны всех скрипок.
Хрустальные призмы дребезжали уже не переставая. В баре бутылки шампанского дали дружный пробочный залп. Лед в ведерке раскрошился на мелкие льдинки. К общему хору присоединились бокалы, ободки их подернулись трещинками и взорвались, как головки некоего опасного чертополоха.
Во все стороны разлетались гармоники, вызывающие самые странные последствия. В артистических гримерках растаял грим номер три. Зеркала треснули, наполнив балетный класс миллионами осколков изображений.
Пыль поднималась, мухи падали. В камнях, из которых была сложена Опера, начали перемещаться крошечные частицы кварца…
А затем наступила тишина, нарушаемая лишь редкими глухими ударами и звонами.
Нянюшка улыбнулась во весь рот.
– А, – сказала она. – Вот теперь опера действительно закончилась».
«Основу военной силы Альянса Лордерона составляли семь королевств людей, но сотрудничеству мешали собственные амбиции королевств, их соперничество и скептическое отношение к Альянсу. Этими королевствами был Лордерон, Штромград, Кул Тирас, Стромгард, Гилнеас, Даларан и Альтерак. Штромград остается и мощной силой в современном Альянсе, однако судьбы остальных королевств различны».
Кейтлин Плит, Энн Стикни. World of Warcraft: Полная иллюстрированная энциклопедия
Красочная издание, подробно рассказывающее о содержимом одной из самых популярных игровых вселенных, начинается с описания рас, легендарного оружия и переходит к хронологии. Далее идет повествование об Альянсе и Орде. В книге рассказывается история Тралла – сына Дуротана, бывшего предводителя орков клана Северного Волка. После того, как его родители были убиты, младенца Тралла нашел и вырастил человек. Тралл, выросший в плену, стал гладиатором, а потом сумел сбежать и освободить орков. Тралл говорил: «Я живу в двух мирах. Меня вырастили люди, но я родился орком, и во мне соединилась сила этих двух рас. Я знаю их обе». Став военачальником Орды, Тралл превратился в мудрого дипломата и правителя. У него родился сын Дуран. Две последние части энциклопедии посвящены героям и злодеям Альтернативного Дренора и Азерота. Среди колоритных персонажей – Хеминг Эрнестуэй, дворф-охотник, прошедший в погоне за новой добычей Тернистую долину, Награнд и Низину Шолазар.
«Говорят, что Хеминг даже добрался на воздушном шаре в Пандарию. Путешественники повсюду встречали этого легендарного дворфа и его сына Хеминга Эрнестуэя-младшего… Он написал замечательные истории (в основном о собственных подвигах), а его самая известная работа – «Зеленые холмы Долины»»… Древний Стальгорн уже давно стал резиденцией правителей дворфов. Массивная крепость, вырубленная в горах Каз Модан, отражает ценности дворфов: очаг, дом, промышленность и яркое почитание истории. И хотя Стальгорн долгое время был причиной разногласий между кланов дворфов, горная цитадель остается оплотом силы.
Мастерство дворфов и изобретательность гномов принесли Стальгорну славу промышленного и торгового центра Альянса. Город представляет собой серию концентрических колец, меньшие из которых находятся на более глубоких уровнях под землей».
«В США еще в 1990-е годы возникло движение трансгуманизма, которое пытается соединить прорывы в области компьютерных и генетических технологий с философией преодоления природных ограничений, присущих человеку как смертному существу. На смену ему придут более совершенные киборги, бессмертные и бесконечно самосовершенствуемые технические или биотехнические носители разума. Постгуманизм нацелен на возникновение так называемой сингулярности, взрывной точки развития, которая современными футурологами, такими, как Рэй Курцвайл, прогнозируется на середину ХХI века. Тогда созданные человеческим интеллектом механизмы и компьютерные системы выйдут на передний край эволюции разума и поведут за собой все более отстающих (а иногда и упирающихся) человеков. Лучшее, на что может надеяться человек как биологическая форма разума, — это на свою внутреннюю технизацию, которая дополнит технизацию и роботизацию всего социума. Биологические, несовершенные органы все более будут заменяться искусственными, нестареющими, и возникнет непрерывный энергоинформационный обмен постчеловеческого техно-организма со всей окружающей средой.
По предсказанию Р. Курцвайла, уже к концу XXI века мир будет населен преимущественно искусственными интеллектами в форме информационных программ, передвигающихся от одного компьютера к другому через электронные сети. Эти компьютерные программы будут способны манифестировать себя в физическом мире в виде роботов, а также одновременно управлять множеством своих программируемых тел. При этом индивидуальные сознания будут постоянно сочетаться и разделяться, так что уже невозможно будет определить, сколько «людей» или «разумных существ» проживает на Земле».
Михаил Эпштейн. Будущее гуманитарных наук. Техногуманизм, креаторика, эротология, электронная филология и другие науки XXI века
В тексте рассказывается о современном кризисе гуманитарных наук. Но как может измениться в мире ситуация в грядущем? Ведь именно специалисты гуманитарных направлений далеко не всегда могут быть заменены анализом «больших данных». Далее в тексте рассматривается понятие гуманитарных технологий и их практических применений, в том числе – в «лингводизайне», создающем искусственные языки.
Один из самых интересных разделов посвящен судьбе человека в технический век. Но помимо сторонников трансгуманизма есть приверженцы антитехнизма, считающие, что мыслящие механизмы – опасны, и сторонники техногуманизма.
В главе, посвященной роли лингвистики в развитии языка, приводится материал из написанной в 1940 году статьи Джорджа Оруэлла «Новые слова», в которой он предлагал создавать новые слова и вводить их в язык. Но не в варианте романа «1984», и ранней советской действительности, когда происходило последовательное сокращение словарного запаса, что наблюдается при сравнении российских словарей XIX столетия (академического издания 1847 года и словаря Даля 1863-1865 годов) и Словаря Д. Ушакова 1940 года.
«Машины, техника, компьютеры все более овладевают традиционными областями человеческого мышления и действия (вычисление, конструирование, производство, строительство, накопление и обмен информацией и т. д.). Соответственно и человеческое, в его несводимости к этим человекообразным функциям машины, все более воспринимается как нечто редкое, диковинное, удивительное, не просто «поглощается», но «дегустируется», у него появится особый, благородный вкус, как у выдержанного вина. Нужна высокоразвитая техническая цивилизация, чтобы запечатлеть образ человека на таком экологическом уровне: тело, прикосновение, взгляд, разговор по душам, вера, надежда, «любви старинные туманы». Возникает примерно такое же отстраненное и остраняющее отношение к человеку, как к природе в рамках экологии, — отношение издалека, как к исчезающему виду. Уже в XVIII–XX веках объектом такого экологического внимания и ностальгического влечения, наряду с первозданной природой, становятся первобытные народы, архаические и традиционные культуры, т. е. человек как предмет этнографии или культурной антропологии. Эта перспектива расширяется в будущее. Постепенно и современный человек будет передвигаться в область экологического внимания и заботы, поскольку «современность» будет все более осознаваться как техносреда, из которой человеческая телесность и индивидуальность выпадают «в осадок», как рудимент давней стадии развития разума — «полудикой», промежуточной между природой и культурой, полуестественной – полуискусственной».
«XV век ознаменовался появлением в Индии огнестрельного оружия. Огнестрельная артиллерия появилась где-то в первой половине XV века, а в последней четверти того столетия на вооружение было принято ручное огнестрельное оружие. Однако вплоть до XVI века огнестрельное оружие имело распространение только в некоторых регионах Западной, Центральной и Южной Индии… именно благодаря огнестрельному оружию империя Моголов достигнет небывалого расцвета в XVI-XVII веках.
В 1530 г. Бабур умирает, и правителем становится его сын Хумаюн. В 1539 г. армия Хумаюна подвергается внезапному нападению Шер-хана, военачальника-афганца, захватившего к тому времени Бихар и Бенгалию. Хумаюну едва удается скрыться бегством, переплыв Ганг. Он собирает новую армию и на следующий год между Хумаюном и Шер-ханом происходит еще одна битва – при Канаудже. Однако армия Моголов опять терпит поражение, а Хумаюну снова приходиться переплывать Ганг, на этот раз на слоне. Не найдя союзников в Синде и Раджасткане, Хумаюн бежит сначала в Кандагар, а затем в Иран.
В 1540 г. Шер-хан коронуется как Шер-шах Сура. Он делает своей столицей Дели, разрушает здесь город Хумаюна, Динпанах, и строит здесь новый город. С 1545 по 1554 г. правил его сын Ислам-шах, после смерти которого начинаются распри между афганскими военачальниками, позволившие Хумаюну при поддержке иранского шаха вновь обрести власть в Северной Индии и завладеть Дели и Агрой».
К. С. Носов. Замки и крепости Индии
Индия по праву считается одним из мест возникновения древнейших цивилизаций – на ее земле люди жили 250 тысяч лет назад. Около середины III тысячелетия в долине реки Инд возникли одни из самых древних городов нашей планеты, Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибаган. При раскопках археологи обнаружили дома в два-три этажа, прекрасные художественные произведения, множество печатей и табличек с надписями, которые так и не удалось расшифровать. Эти города имели двухчастотную планировку: они состояли из цитадели, расположенные на возвышенности, и нижнего города. В цитадели располагались административные и религиозные постройки, и хранились запасы продовольствия (на случай осады). Стены крепостей имели прямоугольную планировку, по углам, а иногда и в центре стен были расположены выступающие за линию стен прямоугольники башен. При строительстве укреплений использовался как необожженный (как в древнем Египте), так и обожженный кирпич, что означает, что в те времена в долине Инда существовали густые леса, которые могли обеспечить топливо для обжига.
Существует множество гипотез, объясняющих причины гибели Индской цивилизации. Автор связывает ее упадок с миграциями ариев – так снаружи и внутри цитадели Мохенджо-Даро было обнаружено множество метательных снарядов, что свидетельствует об активной обороне города. К тому же, в этом месте обнаружены следы резни – скелеты мужчин и женщин с колотыми и резаными ранами от мечей и топоров. Несчастные не были захоронены, что свидетельствует о том, что после падения город опустел.
Александр Македонский во время своего похода в Индию обнаружил множество укрепленных городов, многие из которых были возведены на непреступных горных вершинах и к тому же дополнительно укреплены фортификациями. Так, пример, город Мазага (Массага), по описанию Квинта Курция Руфа, «с восточной стороны опоясан бурной рекой, оба ее крутых берега заграждают доступ к городу. С запада и с юга природа как будто нарочно взгромоздила очень высокие скалы, под которыми находятся впадины и пропасти...Александр рассматривал эти укрепления и не знал, на что решиться: заровнять пропасти можно было, только засыпав их…»
Издание не только приводит профессионально сделанные авторские фотографий 120 крепостей (и руин), но и подробно излагает историю крепостей, причем начиная с древнейших письменных источников. В классическом трактате «Артхашастра» выделяются 4 типа крепостей: Аудака-крепость – водная крепость, расположенная на острове; Парвата-дурга — горная крепость; Дханвана-дурга — пустынная крепость; Вана-дурга – лесная крепость. Помимо этого, разновидности крепостей упоминаются в «Шилпашастре» (19 типов) и «Манасара Шилпашастра» (8 типов), «Вишвакарма Вастушастра» (12 типов). Автор приводит описание древних крепостей, взятые из этих источников и дополненные данными археологических раскопок.
В древних текстах «регламентировались» глубина рвов, вала, стен. Особо подчеркивается своеобразность декоративных элементов цитаделей: высокие, толстые стены с массивными башнями и воротами призваны были создавать ощущение мощи и богатства правителя, но при этом «они должны были производить на гостя впечатление своей красотой и изяществом». В первую очередь это касалось входных врат – так в трактатах утверждалось, что на стенах и воротах должна быть обязательно размещена эмблема столицы или правителя. Поэтому по сторонам воротного проезда часто размещали скульптуры львов, тигров, слонов (пример — Фатехпур-Сикри), рельефы с изображением военных сцен или танцев. Это напоминает ворота богини Иштар в древнем Вавилоне, украшенные рельефными изображениями быка и фантастического существа сирруш.
Издание также рассказывает об истории укреплений Индии в период мусульманского нашествия и господства Великих Моголов, правления англичан, а также об особенностях архитектуры разных областей. Подробно разбираются и основные термины: «В Индии все старые украшения называются фортами. Это дань традиции, которая зародилась во времена английского владычества. В XVII-XIX в. англичане строили именно форты, а замки уже отошли в историю». Если форт – как правило чисто военное сооружение, то замок – это укрепление владыки, махараджи, жилище его и слуг, символ его власти.
Под мусульманским влиянием важными архитектурными деталями становятся своды и арки правильной формы, пришедшие на смену плоским перемычкам, характерным для индусской архитектуры.
С крепостями связаны и многие индийские традиции: если замок должен был пасть, то раджпутские женщины, чтобы избежать пленения (и надругательства) добровольно совершали самосожжение – джаухар. Так в 1303 г. при осаде замка Читторгарх делийским султаном Али уд-дином несколько тысяч женщин сожгли себя в подземельях заживо. А воины-мужчины вышли на смертный бой.
В поздних укреплениях чувствуется и иноземное влияние – так расположенная в штате Керала крепость Каннур Сент-Анджело (построенная португальцами в 1505 г. и в 1515 г. ими перестроенная), имела своеобразную ориентировку ворот. Главный вход, защищенный бастионами, находился со стороны суши, но имелся и потайной вход к морю.
«Были и ракеты, представлявшие собой бамбуковую палку с прикрепленной бумажной трубкой, начиненной порохом. Во второй половине XIV века эти ракеты были приняты на вооружение в армиях Делийского султаната, империи Виджаянагар и государства Бахманидов. Позднее, в XVI веке, они были усовершенствованы: бумажная трубка была заменена на железную, выдерживающую большой пороховой заряд. Благодаря этому усовершенствованию, ракеты оказались весьма эффективным боевым оружием и не были вытеснены огнестрельным оружием. Их использование отмечено во всех крупных битвах вплоть до XIX века. До середины XVI века ракеты были известны как хаваи, а позднее обозначались термином бан…
Сохранились несколько образцов ракет, самые древние из которых предположительно произведены в Голконде во времена осады города Аурангзебом…. Ракеты запускали с земли, придерживая или направляя рукой или ногой. Их могли запускать и с Х-образной подставки. По свидетельству очевидцев, в полете они издавали такой жуткий свист, что пугались даже самые опытные боевые слоны. Возможно, некоторые варианты ракет снабжали специальным свистком. Иногда к ракетам крепили флажки, то ли для лучшего баланса, то ли в чисто декоративных целях. Считается, что последний раз ракеты были применены при атаке Джханси в 1858 г.»
«Осуществленное Францией в 1830 г. завоевание Алжира было предпринято под предлогом «удара хлопушкой для мух», а точнее опахалом, которым дей Хусейн ударил 29 апреля 1827 г. французского консула Деваля, явившегося во дворец с претензиями насчет задолженности Алжира французской казне, тогда как дей считал, что это она ему задолжала.
Оскорбление, нанесенное консулу, было сочтено королем Карлом Х (1824-1830) и правительством Франции как оскорбление ей самой и повлекло за собой морскую экспедицию: 100 военных судов и около 500 транспортных, три пехотных дивизии, три стрелковых эскадрона, саперы и артиллерия (всего 37 тыс. человек). Вскоре дей, у которого было под ружьем 50 тыс. человек, но разношерстных, понял, что держать оборону, которую он поручил своему казначею (тот не придумал ничего лучше, как поджечь пороховой погреб в Касбе – верхней части г. Алжир), невозможно, и капитулировал.
10 июля 1830 г. он отплыл на французском фрегате со своими министрами, слугами, личной казной и гаремом в Малую Азию. Еще четыре фарнцузских корабля отвезли туда же 2,5 тыс. янычар»
Мария Видясова, Владимир Орлов. Алжир у трех дорог
Книга двух видных исследователей повествует о прошлом и настоящем этой североафриканской страны, имеющей древние исторические корни. Нумидийское конное войско славилось еще в эпоху Карфагена, будучи главной силой в армии легендарного Ганнибала. Традиционно Алжир объединял три историко-географических региона – Нумидию со столицей в городе Цирта (сейчас – Константина), Мавретанию Цезарейскую и часть Сахары, непосредственно прилегающую к Нумидии. Потом Сахара была присоединена к Алжиру полностью, но это произошло в XIX веке, когда страна была захвачена французскими колонизаторами. Тогда же она получила и современное название – Алжир.
Колониальный период отразился на Алжире не так, как на многих других странах Азии, подвластных европейским державам. Здесь почти не сформировалась местная — арабская — элита. Слой преуспевающих и образованных людей появился только среди кабилов, второго по численности этноса, потом уже в ХХ веке это отозвалось противостоянием между арабами и кабилами в независимом Алжире. Прибывшие после колонизации на алжирскую землю французы выработали свой особый менталитет: они демонстративно презирали не только местное население, но и своих соотечественников, оставшихся во Франции, воспринимая как настоящих французов только себя. Причем такими эталонными французами себя в Алжире очень быстро начали считать выходцы из разных европейских стран, не только Франции. Среди алжирских европейцев считалось хорошим тоном упрекать жителей метрополии в трусости, слабости характера и жадности.
В книге описана последующая борьба за независимость Алжира, которая оказалась весьма жестокой и долгой, захватив не только эту страну, но и саму Францию. Уделено внимание и недавним событиям в Алжире на фоне «арабской весны» и миграционного кризиса в Европе.
«Характерным для этого времени стало подпольное кино – продукция режиссеров, вернувшихся из алжирского ада и сделавших там секретно фотографии и кинокадры. Созданные по этим материалам документальные и документально-художественные фильмы показывали в подвалах, сараях или гаражах, из которых кинопрокатчики и зрители бежали, услышав стук в дверь полиции. Другой феномен – «носильщики чемоданов», которые передавали в них оружие и деньги алжирским повстанцам. Эту подпольную сеть возглавил Франсис Жансон (1922-2009) – философ, соратник Сартра, который публично клеймил войну и одновременно вел подпольную деятельность».
«История Товарищества — это история художников, стремившихся к творческой независимости. Почти все они заканчивали петербургскую Академию художеств, главную художественную школу страны. Это официальное учреждение, находившееся в подчинении императорского двора, служило воспитанию годных к государственной службе художников-чиновников. При успешном окончании заведения его выпускники получали звание, которое соответствовало чиновничьему табелю о рангах. Ради чинов и наград, дальнейшего роста карьеры, успеха и состоятельности, что в значительной степени обеспечивалось сотрудничеством с Академией, художники вынуждены были следовать правилам и нормам, выработанным за многие десятилетия. К середине XIX столетия идеалы, которыми жила петербургская Академия художеств, стали подвергаться сомнению. Во многом это объяснялось тем, что сменился социальный состав учащихся. После упразднения в 1840 году Воспитательного училища все ученики Академии становятся вольноприходящими (перестал ограничиваться максимальный возраст абитуриентов и срок их обучения). К 1860-м годам новой активной силой русского общества стали разночинцы, именно они, жадные до знаний, лидировали в студенческой среде. Обучение в Академии было для них осознанным выбором, и приходили, а чаще приезжали из провинции они, как правило, уже сформировавшимися личностями, со своей жизненной позицией. Вкусив демократических настроений, усилившихся в период проведения антикрепостнических реформ начала 1860-х годов, разночинцы выдвигали новые приоритеты. Академическое искусство было оторвано от действительности и ориентировано на классику, объявленную идеалом, именно на высоких образцах классического искусства Академия воспитывала своих питомцев. Разрыв между «идеальным» искусством и реальностью был настолько глубок, что этот конфликт должен был найти разрешение».
Елена Нестерова. Товарищество передвижников. Демократический реализм
Товарищество, чья первая выставка открылась 29 ноября 1871 года, просуществовало более полувека. В книге подробно рассказывается об истории Товарищества, выставках (и посещениях их царской семьей и Александром III и наследником), картинах и художниках (Репине и Крамском, Перове и Архипове, Ге и Куинджи, Васнецове и Шишкине).
«А.И. Куинджи участвовал всего на пяти выставках Товарищества, но среди показанных там картин были его знаменитые «Забытая деревня», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «После дождя», «Березовая роща», «Север»… Если Шишкин любил лес, а Саврасов был влюблен в весну, Куинджи оказался околдован светом луны и солнца, он сумел покорить зрителей иллюзорно переданным освещением. Его глаз прекрасно улавливал градации тона, и поэтому ему отлично удавалось показать разное время суток: сумерки и рассвет, яркий полдень и лунную ночь, состояние природы после дождя, когда грозовые тучи еще теснятся на горизонте и освещение придает пейзажу рельефность». Популярный художник стал героем карикатур (на одной из них его изображали держащим кисть, а вместо палитры – электрическую лампочку), его картинам посвящали шуточные стихи.
В тексте рассказывается о жанровой живописи и портрете, о том, какое воздействие оказала фотография на эволюцию портретного жанра, развернувшейся полемике – в чем же заключаются достоинства художественного портрета и каковы его преимуществ перед фотографией.
Отдельные главы посвящены пейзажу (реалистическому А. Саврасова и неоромантизму А. Васнецова) и исторической картине, в том числе – историческому костюму и интерьеру, жанровой трактовке исторических сюжетов. Завершающий раздел – альбом работы передвижников.
«Утвержденный устав Товарищества включал 24 параграфа. Первый был сформулирован следующим образом: «Товарищество имеет целью: устройство с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений».
Таким образом, главными оказались два взаимосвязанных положения о широкой популяризации художественных произведений и возможности их более успешной продажи, иными словами, поиск нового зрителя и нового покупателя. Нравственная и материальная позиции в Товариществе совпали. В уставе были определены источники, составившие денежный фонд Товарищества. В его кассу поступала плата за посещение выставок и отчисление пяти процентов с продаваемых произведений и изданий (каталогов и фоторепродукций популярных картин). Девятнадцатый параграф устава гласил: «По окончании выставки чистая прибыль, если таковая окажется за расходами по устройству и передвижению выставки и за вычетом 5% с проданных вещей, поступает в раздел между экспонентами… Сумма же, составившаяся из означенных 5%, назначается для выдачи из нее ссуд тем членам Товарищества, которые по недостаточности средств не имеют возможности окончить свои произведения…» Кроме ссуд членам Товарищества, подлежавших возврату, эти деньги предназначались также для выдачи пособий семьям умерших художников, для компенсации стоимости художественных произведений, в случае их порчи или пропажи во время передвижения, а также на другие непредвиденные, но возможные расходы. Важной составляющей было поддержание творческого характера организации, о чем говорилось в третьем и пятом параграфах устава соответственно: «Членами Товарищества могут быть только художники, не оставившие занятий искусством», — и экспонировать они могли произведения, «которые еще нигде не были выставлены для публики». Единственное исключение, оговоренное в примечании к пятому параграфу, делалось для картин, уже бывших где-либо на выставке, «когда такое произведение могло бы значительно усилить достоинство выставки и увеличить доход от оной».
Организационная структура Товарищества была демократичной. Руководящим органом было объявлено ежегодно переизбирающееся на общем собрании членов правление, а все вопросы должны были решаться с помощью баллотировки, большинством голосов».
«В одном Константинополе было свыше сотни бесплатных пунктов выдачи хлеба. Хлеб шел с приправами — оливковым маслом, рыбой, специями. Такой обед позволял выжить и утолить голод. Но люмпены являлись самой опасной категорией населения. Например, их было легко купить, чтобы устроить беспорядки. Перед нами потенциальная пехота «феодалов» и муниципальной верхушки, которая станет бороться против правительства или против кого укажут. Люмпены были тяжелым наследием Древнего мира. Античный полис медленно умирал. Города должны были обновиться и стать другими. Но какими?»
С.Н. Чернявский. Войны Юстиниана. Конец античного мира
Один из великих владык Византийской империи, Юстиниан, вел войны как на Востоке, так и на Западе. В мировую историю вошли многочисленные предания о Юстиниане Великом и его жене ФеоДоре, мудрой и неустрашимой женщине. Книга рассказывает не только о победах и величии империи, но и заплаченной за это все цене, в том числе – за многолетние войны с Персией.
Весной 531 года персидская армия под командованием Азарета пересекла Евфрат. Командующий византийцами хитроумный Велизарий, не хотел вступать с персами в сражение, предпочитая заставить их отступать. Но воины Велизария, недовольные такой тактикой, стали кричать в лицо командующему, что он трус, отбирающий у них добычу и славу. Попытка Велизария успокоить своих солдат, призывая в выступлении войско к благоразумию, выступив с речью «Куда вы стремитесь, ромеи, ради чего хотите вы подвергнуться совершенно ненужной опасности? Воодушевленные огромными надеждами, персы предприняли поход против нас. Теперь они бегут, обманутые во всех своих ожиданиях. Если мы вынудим вступить с нами в бой, то не получим никакой выгоды, даже одержав победу. К чему обращать в бегство бегущего?», провалилась – войско не послушалось полководца. Поэтому, чтобы избежать бунта, Велизарий заявил, что тоже, как и все, хочет дать персам сражение и даст его.
Битва состоялась 19 апреля 531 года, и шла весь день с переменным успехом. Но в самом конце дня персы успешно атаковали правый фланг византийской армии, византийцы все же смогли удержать позицию, а на следующей день пришедших судах переправились на левый берег Евфрата и укрылись в городе Каллиника, бросив на поле боя своих убитых. Византийская армия потеряла на несколько месяцев свою ударную силу.
Но правитель Персии Кавад, несмотря на захваченную добычу, снял Азарета с поста командующего армией – за понесенные персидскими войсками большие потери, и что Азарет не сумел захватить ни одного города. Хотя войска Юстиниана смогли одержать несколько побед, выиграть войну против державы Сасанидов не смогли. Начались очередные византийско-персидские переговоры. В сентябре 531 года Кавад скончался и к власти пришел его младший сын Хосров. А летом 532 года между Византией и Персией был заключен «Вечный мир».
«После этого начались переговоры о «вечном мире». В Иран поехали три дипломата: Руфин, Александр и Фома. «Стараясь заслужить милость Хосрова, — вспоминает Кесариец, — послы наговорили ему много льстивых слов». Шаханшах произвел давление на послов и добился уступок. Те согласились купить мир за 110 кентинариев золота. «Кентинарий имеет вес сто либр (фунтов), поэтому он так и называется: словом “кентон” римляне обозначают “сто”», — находит нужным пояснить Прокопий читателю.
Итого персы затребовали четыре с лишним тонны золота. Кроме того, поставили условие, что ромейский «командующий войсками в Месопотамии впредь не будет находиться в Даре, но останется навсегда в Константинополе, как это было прежде».
Хосров также сказал, что не возвратит захваченные укрепления в Лазике. Условия были такие, будто византийская армия терпела одни поражения. И все же Юстиниан согласился…»
«Во времена то ли Краная, то ли Эрихтония у бога Посейдона вышел спор с богиней Афиной за право обладания Аттикой. Так хороша была эта местность в центральной части Эллады, что вызывала восхищение даже у бессмертных богов. Ссора Афины и Посейдона зашла так далеко, что остальные боги должны были вмешаться, чтобы как-то решить дело миром и рассудить их. Афине и Посейдону предложили преподнести дар городу, а потом определить, чей подарок лучше.
Дело происходило на Акрополе. Посейдон не придумал ничего лучшего, чем ударом своего трезубца пробить прямо в скале источник солёной воды. Афина только посмеялась над таким подарком, а затем ударила по этой же скале копьём, и немедленно прямо из камней в этом месте выросло оливковое дерево. Конечно же, боги присудили победу Афине, а оливковые рощи, разросшиеся здесь, стали приносить хороший доход местным жителям благодаря щедрому урожаю маслин и оливок и производству ценного оливкового масла. Так, благодаря подарку Афины к жителям этих мест пришло богатство и благополучие. Они даже свою столицу стали с тех пор называть Афинами по имени своей богини-покровительницы».
Алексей Рябинин. Тесей. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей
Книга современного автора посвящена новому осмыслению классических мифов Древней Греции. Написано живо и занимательно, так что юным читателям, которым адресовано издание, будет очень интересно следить за приключениями прославленных героев. В центре повествования – судьба царя Тесея, храброго воина и мудрого правителя. Он известен тем, что победил множество чудищ и лихих разбойников, будучи еще совсем юным, когда шел из родного Трезена в Афины к отцу, которого никогда не видел.
А потом по доброй воле решился разделить участь молодых афинян, обреченных в жертву чудовищу Минотавру. Тесей намеревался сразиться с монстром, обитающим в Лабиринте на острове Крит, и одолеть его. И это ему удалось, благодаря знаменитому клубку ниток, подаренному царевной Ариадной. И собственной отваги, конечно.
В книге Тесей представлен не только как храбрец, но и создатель афинского государственного устройства в том виде, в каком оно запечатлено в исторических хрониках. Он разрабатывает свод законов об управлении Афинами, устанавливает порядок назначения на ключевые должности, чтобы никто не мог занимать их больше установленного срока. А потом отказывается от царского звание, сохранив за собой лишь должность верховного военачальника. Поступок не менее отважный, чем решение когда-то в одиночку отправиться пешком через неспокойный Истм в Афины.
«Наконец Тесею исполнилось шестнадцать лет. Однажды утром мать сказала, что она должна сообщить ему нечто важное, и велела следовать за ней. Узкая тропа, вьющаяся по самому краю прибрежных скал, привела их на живописную поляну. Именно там под большим валуном Эгей когда-то оставил свой меч. Когда Тесей по приказанию матери сдвинул камень и обнаружил тайник Эгея, то был восхищён находкой и приятно удивлён тем, как удобно и надёжно лежал в его руке меч, будто был сделан специально для него. Тесей в изумлении посмотрел на мать.
– Тесей, ты хотел знать, кто твой отец, – сказала Эфра. – Меч, который ты держишь в руках, принадлежал когда-то афинскому царю Эгею. Эгей по этому мечу сможет узнать своего сына, когда его сын придёт к нему. Этот меч теперь твой, Тесей».
«У лихачей были самые быстрые лошади и самые нарядные повозки. Мчал лихач по улице, словно птица, пугая прохожих. Прокатиться с таким извозчиком стоило дорого – целых 3 рубля. А с ванькой можно было доехать за 30 копеек, но в его повозку не каждый сядет: колымага у него старая, одежда драная, а лошадь тощая. Такие извозчики были простыми деревенскими мужиками, приехавшими на заработки в город, и никто не спрашивал их имён, а звали одинаково – ваньками. Ну, а извозчик-ломовик был нужен только тогда, когда перевозили тяжёлые грузы. Лошади у него были не так красивы с виду, зато сильны. У каждого извозчика на спине висел свой номер. Это чтобы сразу видеть, кто из них нарушает правила движения».
Светлана Зернес. Откуда взялись профессии, или На работу в глубь веков
В красочном издании увлекательно рассказывается об истории самых разных профессиях, многие из которых существуют до сих пор, хотя и стали другими: извозчики (лихачи, ваньки) стали водителями, вместо скоморохов появились актеры театра и кино, а менялы и ростовщики превратились в финансистов и банкиров. В книге рассказывается о появлении летчиков, актеров, пожарных и врачей, а также парикмахеров и библиотекарей (от глиняных табличек и папирусов до электронных книг), и ученых, открытиях, сделанных Архимедом, Ньютоном и Кеплером, современных исследованиях новых необычных специальностях, роботах, способных обслуживать космические корабли и станции будущего.
В книге рассказывается и об истории исчезнувших профессий – прях, бурлаков, писарей, водоносов, корзинщиков, и о происхождении многих русских фамилий, связанных с профессиями их предков – Бронниковых, Кузнецовых, Мельниковых, Хлебниковых, Руковишниковых.
Отдельная глава посвящена спасателям. Давным-давно швейцарских Альпах был монастырь Сен-Бернар, и монахи искали заблудившихся людей с помощью собак особой породы. Самым известным псом-спасателем был сенбернар Барри, спасший от гибели сорок человек.
В наше время многие любят путешествовать и побывать в самых дальних уголках планеты. И, когда случается шторм, ураган, землетрясение, на помощь приходят спасатели.
«Они приходят на помощь и на суше, и в воде, и под землей, и в воздухе. Водолаз, скалолаз, парашютист, взрывотехник – все это спасатели. Но самое удивительное в этой профессии то, что ее очень-очень долго не было на свете… Помощь людям, попавшим в беду, нужна была всегда. Кто же помогал им? Да кто только мог: военные, врачи, пожарные. А вот специально обученных спасателей не было…
У современных спасателей есть самая мощная техника – снегоходы, вертолеты, тепловизоры. Но до сих пор они не обходятся без специально обученных собак. Эти животные очень сообразительны, и когда они чуют, что под завалами кто-то есть, то радостно лают, указывая спасателям это место… Спасатель – это не герой-одиночка, который бросается в опасность, позабыв обо всем. Эти люди работают в дружной команде, быстро и четко. Они вывозят пострадавших из затопленных мест, разбирают завалы после землетрясений, снимают путешественников с отколовшихся льдин».