В первом летнем номере «Мира фантастики» всего понемногу. Немного света — рассказываем о празднике солнцестояния в культуре, мифологии и фантастике. Немного тьмы — классифицируем злодеев и советуем, как с ними бороться. Немного истории — говорим о том, как относились к смерти в викторианскую эпоху. Немного науки — приводим факты о программе SETI, в рамках которой учёные десятилетиями искали внеземную жизнь. Немного кино — вспоминаем, как снималась «Месть ситхов», чуток сериалов — рассказываем, как создавалось «Десятое королевство», прилично видеоигр — говорим о мире серии Disciples. Капелька настолок — советуем, во что поиграть, если вы одни. И, как всегда, много книг. В общем, как обычно — фантастика и фэнтези во всех проявлениях!
Безудержная советская фантазия: существа, придуманные Крапивиным.
Разговор, от которого нельзя отказаться: интервью с Питером Маклином.
Тройка, семёрка, туз! Продолжаем рассказывать о цикле «Дикие карты».
«Гарри Поттер и то, что выглядело как огромная куча пепла». Творчество искусственного интеллекта.
Из автосалона в миры фэнтези. Беседуем с художницей Анато Финнстарк.
А также:
Рецензии на новые книги Макса Фрая, Питера Маклина, Вероники Рот, Филипа Рива и других • интервью с писателем Юн Ха Ли • рассказ Елены Кушнир • комикс Александра Ремизова • и кое-что ещё.
Журнал продаётся в розницу лишь в отдельных магазинах Hobby Games, но его можно бесплатно заказать для самовывоза из любого магазина сети после его поступления в продажу. Номера, выпущенные до 2019 года, доступны только в магазине Journalshop.
Электронных версий нет и больше не будет (торренты не в счёт :)
Для друзей и читателей, желающих поддержать наше издание, предусмотрена опция.
Благородным меценатам, поддержавшим проект добровольным взносом 1000 рублей, специально будет изготавливаться бумажный коллекционный экземпляр фэнзина текущего месяца. С вписанным номером экземпляра и именем (псевдонимом) мецената.
Печать будет нанотиражной, исключительно по количеству поддержавших нас друзей.
Ещё раз повторю, задача массовой порчи целлюлозы у фэнзина не стояла и не стоит. Век интернета за плетнём.
Фэнзин был и остаётся для читателей бесплатным — как электронные ежемесячные номера, так и типографский ежегодный сборник.
Эксклюзивные экземпляры — это овеществлённая благодарность друзьям и меценатам за поддержку.
Из-за известных проблем майский «Мир фантастики» задержался на складе, но на этой неделе он наконец-то поступил в продажу. Рассказываем про очень важное, но почти забытое явление массовой культуры. Речь о палпе — дешёвеньких книжечках и журналах на плохой бумаге, которые приучили несколько поколений к чтению фантастики. А заодно мы заглянем в книжный цикл «Дикие карты», пройдёмся по теме фанфиков, пообщаемся с писательницей Фондой Ли и художником Богданом Тимченко, чья работа украсила нашу обложку. И это только так, для разогрева!
Апокалипсис в пробирке: пандемии в фантастике.
Создавая империю: как снимали лучший эпизод «Звёздных войн».
Зови его Джокер! Лучшие роли Хоакина Феникса.
Пластмассовые огурцы на картонном поле. Настолки по «Рику и Морти»
Они среди нас! Современные киборги.
Рассказ Аликс Хэрроу, получивший премию «Хьюго»-2019.
А также:
Рецензии на новые книги Вадима Панова, Маргарет Этвуд, Ярослава Гжендовича, Джонатана Л. Говарда и других • как брали Берлин в 1945-м • новые факты о первом выходе человека в открытый космос • комикс Александра Ремизова • и кое-что ещё
Журнал продаётся в розницу лишь в отдельных магазинах Hobby Games, но его можно бесплатно заказать для самовывоза из любого магазина сети после его поступления в продажу. Номера, выпущенные до 2019 года, доступны только в магазине Journalshop.
Электронных версий нет и больше не будет (торренты не в счёт :)
Подготовил большой материал об истории «четвёртой волны» советской фантастики, семинарах, фэнзинах и т.д. для «Гаража», получился совместный проект с порталом «Горький». Поговорил с Андреем Лазарчуком, Андреем Столяровым, Андреем Чертковым и – внезапно! – не Андреем, а Сергеем Шикаревым. Не то чтобы сенсация, но, по-моему, для первого знакомства с феноменом довольно информативно. Надеюсь, еще вернемся к этой теме.
Да, мое название — «Миф о "четвертой волне"». Но так, как его переназвали, для "широкого читателя" понятнее конечно.
В монографии 1970 года «Русский советский научно-фантастический роман» ленинградский литературовед Анатолий Бритиков выделил три поколения отечественных фантастов, пришедших в жанр после октябрьской революции (или, если угодно, переворота). Исследование стало этапным, вошло в канон, но время не стояло на месте: литературный ландшафт продолжал меняться, появлялись новые лица, звучали новые имена. С подачи братьев Стругацких, подхвативших метафору Бритикова, поколение фантастов, которое сформировалось в конце 1970-х — начале 1980-х, получило имя «четвертой волны». В отличие от предыдущих «волн» эти авторы с самого начала были обречены жить в тени, писать преимущественно «в стол», довольствуясь скудными журнальными публикациями — раз в год, раз в два года, раз в пять лет. И дело не в пресловутой крамоле. Да, лучшая фантастика «четвертой волны» была более изобретательной, психологически тонкой и стилистически выверенной, чем произведения большинства официально одобренных фантастов семидесятых. Иногда проза этих авторов затрагивала опасные, болезненные социальные темы (как повесть Вячеслава Рыбакова «Доверие» или роман Андрея Лазарчука «Мост Ватерлоо»), содержала мощный сатирический заряд («В ночь с пятого на десятое» Михаила Успенского, ранние рассказы Виктора Пелевина), но в целом редко претендовала на потрясение основ. Однако по иронии судьбы она распространялась так же, как андеграундная неподцензурная литература или политический самиздат: полулегально, из рук в руки, в слепых машинописных копиях. В лучшем случае — в фэнзинах, напечатанных тиражами от пяти до полусотни экземпляров. И так же, как «Москва — Петушки» или рассказы Сергея Довлатова, фантастика «четвертой волны» постепенно обрастала легендами, а ее авторы превращались в мифических персонажей.
Чтобы отделить романтический вымысел от достоверных фактов и разобраться, почему именно так сложилась судьба «четвертой волны», мы обратились к людям, стоявшим у истока мифа — писателям Андрею Столярову и Андрею Лазарчуку, издателю Андрею Черткову и к современному исследователю этого феномена, критику Сергею Шикареву...