Какие произведения русской и ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?»

Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 6 августа 2012 г. 23:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата HOOSH

Вы знаете, до середины 70-х Достоевский вообще не входил в школьную программу, как жуткий реакционер. Но люди его читали, просто начинали не в школе, а позже, что и неплохо.

То-то я в 1973 году сочинение по "Преступлению и наказанию" в 9 классе писал! Ну точно вне школьной программы, жуть! :-)

Тут правильно говорили уже, что упал интерес к учебе в школе. Снизился и интерес к чтению (но не пропал, слава Создателю).
Если в нашей советской школе классика подавалась обязательно с идеологическим акцентом, причем настолько странным, что сочинения лучше было писать прочитав не книгу, а учебник, то на сегодня я говорил бы (как ни странно) о еще большем увеличении разрыва между собственными мыслями и интересами ученика и преподаванием литературы.
Насколько я смог увидеть, возможности учителя по созданию собственного варианта программы преподавания как бы стали шире, а учительской компетентности на составление и доведение до учащихся материала нехватает. Учитель дезориентирован и преподавание литературы, вместо привития любви к хорошим книгам, окончательно скатывается к натаскиванию на результат ЕГЭ.

"Если бы директором был я", то на вопрос веткиответил: нужно свести к минимуму перечень "обязательных" литературных произведений -не более десятка, включая стихи, а остальное — на усмотрение преподавателя литературы.
Но этого мало, чтобы школьникам интересно было учиться, они все приобретенные знания должны закреплять в навыках, в практике, видеть результат своей учебы сразу.
А ведь что делают, убрали практически полностью уроки труда (я на них столярку, токарный и фрезерный станки освоил, основы радиомонтажа).
Это к тому, что школа должна бы ориентировать большую часть учеников на трудоустройство по специальностям, востребованным на местных предприятиях (как было у нас — к 10 классу практически каждый знал на какое трудоустройство он может расчитывать).

Что толку набивать школьнику голову знаниями, которые он изначала не знает, куда сможет применить?
–––
Чудеса не противоречат законам Природы, они противоречат нашим представлениям о законах Природы. (с) Блаженный Августин


авторитет

Ссылка на сообщение 6 августа 2012 г. 23:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата Полковник

включая стихи,

стихи не трогайте) Это развивает память
–––
tomorrow never knows
Ссылка на сообщение 6 августа 2012 г. 23:47   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


философ

Ссылка на сообщение 6 августа 2012 г. 23:48  
цитировать   |    [  ] 
Blackbird22 Стихов нужно вообще как можно больше, не память они развивают прежде всего, а чувство слова, вкус к нему, да и вообще все чувства. Я уже где-то говорил, что условие даже хорошей прозы — четкий внутренний ритм, размер.:beer:
–––
Чудеса не противоречат законам Природы, они противоречат нашим представлениям о законах Природы. (с) Блаженный Августин


философ

Ссылка на сообщение 6 августа 2012 г. 23:50  
цитировать   |    [  ] 
Kuntc Чтобы начать писать стихи, сначала надо понять, что такое стихи вообще и хорошие в частности (см. ветку "Свои стихи").;-):-)
–––
Чудеса не противоречат законам Природы, они противоречат нашим представлениям о законах Природы. (с) Блаженный Августин


авторитет

Ссылка на сообщение 6 августа 2012 г. 23:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Память развивает таблица интегралов, а в заучивании стихов смысла ноль.

(...) цитата из Раневской
–––
tomorrow never knows


магистр

Ссылка на сообщение 6 августа 2012 г. 23:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Память развивает таблица интегралов, а в заучивании стихов смысла ноль.

Ну что Вы такое пишете...
–––
Плюсометчица


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 00:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Память развивает таблица интегралов

Мне сразу вспомнился фильм "Щит и меч", где разведчик заучивал наизусть целые страницы секретных материалов, всего лишь поглядев на них пару секунд.


миродержец

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 00:29  

цитата Демитрий

цитата Kuntc

На свете были, есть и будут тысячи и тысячи писателей. Хороших или плохих — не важно, это дело вкуса. Литература — это и Гомер, и Диккенс, и Донцова, и Майер, и прочие, прочие. Ставить в обязаловку одни имена, лишая права выбора других, — это не правильно.

Н-да, по моему данные слава свидетельствуют только об одном — о безвкусице

сообщение модератора

Демитрий получает предупреждение от модератора
Переход на личности


философ

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 00:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата DevochkasToporom

Мне сразу вспомнился фильм "Щит и меч", где разведчик заучивал наизусть целые страницы секретных материалов, всего лишь поглядев на них пару секунд.

В каком-то фильме Ленин читает книгу, переворачивая страницы через секунду-две. Мама однажды увидела эти кадры и сказала, что так же читал мой дедушка, он умел охватывать взглядом и моментально считывать большие куски текста. Задолго до моды на методики быстрого чтения.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 00:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Я вот хорошо помню свою педпрактику...

Я как раз и не спорю. Если учитель хоть в какой-то степени сумел заинтересовать учеников, честь ему и хвала, к тому же это его прямая педагогическая обязанность. Но даже если не сумел, или если, в силу возраста, дети что-то понимают "не так", простое знакомство с общепризнанными произведениями — это шаг к культуре.
Мне в тему вспоминается телеигра "БезУмноКрасивые" на МузТВ: На вопрос, кто был Евгений Онегин, девушки должны были выбрать ответ из трех предложенных вариантов. Один из них — "Онегин — сын Пушкина" — умницы-девицы отмели, поскольку "Ну, мы же знаем, что у Пушкина не было детей". Хотя Kuntc, наверное, сочтет, что девушки — молодцы, не тратили свое время на всякие пустяки. По-видимому, прилежно изучали астрономию с психологией %-\
–––
Умей восхищаться нелюбимым


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 00:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Полковник

Чтобы начать писать стихи, сначала надо понять, что такое стихи вообще и хорошие в частности

Естественно. Читать, изучать технику. Если понравилось, красиво — можно выучить. Но учить стихи только для того, чтобы выучить? Не вижу смысла.

цитата nalekhina

Ну что Вы такое пишете...

То, что давно надо понять учителям литературы. :-)
Зачем заставлять зубрить "Белеет парус одинокий..." или "Я вам пишу — чего же боле..."? Что это дает ученику в плане знакомства с литературой? Хорошую или плохую оценку? Ерунда, пережиток прошлого. А вот если он сам попробует написать свое письмо к "онегину" или к "татьяне"... ;-)
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


философ

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 00:44  
цитировать   |    [  ] 
Главная проблема заучивания стихов — недопонимание смысла. Нередко для неопытного читателя смысл теряется за ритмикой и несколько искаженной синтаксической структурой.
Если стихотворения, в целом, понятно и нравится — запоминаетс я легко. То, что ученики не сильно разумеют содержание заучиваемых стихов — вина и учителя в том числе.


магистр

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 00:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

А вот если он сам попробует написать свое письмо к "онегину" или к "татьяне"...

"Мне давеча приснился дивный сон
Я в роще был амуром убиён.
И от стрелы того амура
Во мне горит любви фигура".;-)

Заучивание стихов — это, кроме тренировки памяти, еще и откладывание на потом чего-то, что ты не можешь осмыслить сейчас, это впечатывание в сознание стихотворного ритма. Кроме того, заученный стих цепляет на себя кучу информации вокруг стиха, околостиховый контекст.
–––
Плюсометчица


авторитет

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 00:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата Полковник

То-то я в 1973 году сочинение по "Преступлению и наказанию" в 9 классе писал!

Не настаиваю на точности дат. Можете справиться в Интернете. Но Достоевского как обязательного автора точно не проходили выпускники конца 60-х!

цитата Полковник

Что толку набивать школьнику голову знаниями, которые он изначала не знает, куда сможет применить

Англичане говорят Money and time spent on brain are never spent in vain - Деньги и время, потраченные на мозги, никогда не потрачены напрасно. Причем я с Вами абсолютно согласна относительно уроков труда: я сама всю жизнь пользуюсь знаниями, полученными на уроках домоводства в школе.
–––
Умей восхищаться нелюбимым


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 00:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата HOOSH

Хотя Kuntc, наверное, сочтет, что девушки — молодцы, не тратили свое время на всякие пустяки.

Kuntc сочтет это ужасным позором, если вы ответите без гугла, кто такие Майрон Болитар, Кей Скарлетта, Чарли Паркер, Элвис Коул, Джо Пайк, Линкольн Райм, Боб Ли Свэггер, Иван Подушкин и еще сотня-другая несуществующих людей. :-)

цитата nalekhina

еще и откладывание на потом чего-то, что ты можешь осмыслить потом, если не осмыслил сейчас.

Откладывание путем зубрежки? Мне, наверное, надо было тогда в школе наизусть всю "Белую гвардию" учить. Чтобы отложить и сегодня понять. А кому-то надо будет "Войну и мир" зубрить, вот ведь какой кошмар. :-)
Не легче ли, проще и полезнее взять это не понятое потом в библиотеке или магазине, когда время придет? ;-)
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


магистр

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 01:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Не легче ли, проще и полезнее взять это не понятое потом в библиотеке или магазине, когда время придет?

Тренировка памяти остается в силе. Стихи учить проще, чем таблицы — у них внутри есть логические связи.

цитата Kuntc

Откладывание путем зубрежки?

Нет. Заучили стих — он у вас где-то в голове лежит, на себя очень многое нацепляв — информацию, которая воспроизводится иногда в памяти и по-другому осмысливается. И сам он тоже. Я вот лет десять назад вспоминала "Листок" Лермонтова с очень большим чувством. Хотя Лермонтов — не из любимых поэтов.
–––
Плюсометчица


авторитет

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 01:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Kuntc сочтет это ужасным позором, если вы ответите без гугла,

Как патриотка, знакома только с джентльменом сыска потомком знатного русского дворянского рода Иваном Подушкиным, на мой взгляд. самым удачным персонажем Донцовой.
Посмотрела, кстати, точное значение слова троллинг...
–––
Умей восхищаться нелюбимым


философ

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 01:41  
цитировать   |    [  ] 
Стихи нужно обязательно учить, это ведь музыка языка. Учит язык чувствовать, запоминать, радоваться его эстетике и тем как смысл звучит.
И нужно разные стихи и старые, и новые. Но учителя хорошие важнее.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 августа 2012 г. 05:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата nalekhina

еще и откладывание на потом чего-то, что ты не можешь осмыслить сейчас,
Совершенно верно. "Белеет парус одинокий" или "Незнакомка", это огромные массивы информации, которую ребенок, да и подавляющее большинство взрослых, могут воспринять осознанно лишь в ничтожной мере. Да это и не нужно. Это экзешники, программирующие души людей на всю жизнь. И увы, да — хороших учителей (программистов) днем с огнем. Но, согласен я и с уважаемымKuntc, не всем нужны стихи (на ком-то ведь и воду возить нужно). Таких программируют чем попроще. "Мне давеча приснился дивный сон...", — какая Вы все-таки идеалистка, nalekhina. Нет, они такой ерунды сочинять не станут, они и слов то таких не знают. Они чего жизненно-полезное лучше "сочинят", типа: "Баран, бе-е-е, будь покорен своей судьбе-е."
Страницы: 123...1617181920...293031    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?»

 
  Новое сообщение по теме «Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх