Серия Литературные памятники


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Серия "Литературные памятники"»

Серия "Литературные памятники"

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 30 сентября 2009 г. 11:50  
На форуме весьма часто обсуждаются книги знаменитой книжной серии издательства "Наука" "Литературные памятники". В последнее время по соглашению с издательством "Наука" выпуск серии осуществляет "Ладомир" . Литпамятники издаются с 1948 года и за это время приобрели уже репутацию — как сейчас принято говорить — "культовой" серии: уникальные издания, многочисленные дополнительные материалы, тщательная подготовка текстов. Многие лаборанты собирают книги этой серии и поэтому я решил открыть для Литпамятников отдельную тему.

сообщение модератора

В теме вводится режим жёсткой модерации. Любой флуд и оффтоп будут немедленно удаляться и приводить к замечаниям
Любой переход на личности собеседника будет приводить к бану сроком от трёх дней.

сообщение модератора

Внимание! Все аккаунты г-на Фарберова будут баниться сразу, без дальнейшего объяснения причин

Сайт Ладомира https://ladomirbook.ru/
Телеграм-канал Ладомира https://t.me/ladomirbook
–––
Друзья, нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться, Я такой же, как и вы все, только лучше. (Хармс)


авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2013 г. 22:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата Garuda111

Как известно, африканский фольклор тоже изучается не в последнюю очередь по записям ранних европейских экспедиционеров. А тут — Европа! Такова селява.


Армянских авторов вроде Фавста Бузанда и Агафангела тоже раньше изучали по французским переводам, изданным в Венеции, и даже цитировать по-французски не стеснялись.

Это не Европа, а евроцентризм.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


активист

Ссылка на сообщение 27 февраля 2013 г. 18:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Омар Хаим

Это не Европа, а евроцентризм.

Вероятно, евроПОцентризм? В том смысле, что речь не о валюте.:-)


активист

Ссылка на сообщение 27 февраля 2013 г. 20:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата Vlad-Dnepr

Всегда интересовало — почему у Лихачёва, Дикинсон и Девяти ступеней Вака такие прикольные тиражи? С чем это связано?


Дикинсон не из этого ряда... Тредиаковский уже обогнал по цене и редкости.
Да и "9 ступеней" не сравнить с беспределом "Писем о добром".
–––
Разум погружен в темное трансинтеллигибельное, которое ему трансцендентно, но которому он имманентен.


активист

Ссылка на сообщение 27 февраля 2013 г. 21:17  
цитировать   |    [  ] 
/Прошу прощения за личный вопрос/

Вадимыч, я вам написал в ЛС, вы не заметили или не можете ответить по каким-либо причинам?


активист

Ссылка на сообщение 27 февраля 2013 г. 21:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата And-cher

не можете ответить по каким-либо причинам?


Вадимыча видимо опять прихватило... на мои письма не отвечает уже 3 дня.

Я тут с удивлением обнаружил, хотя может тут Вадимыч уже и где то указывал — в последнем Каталоге нет номера 408... (Тацит — 2 том), срауз после 407 идёт 409, хотя в 407 (1-м томе, он упоминается)... вот такие вот внимательности.
–––
Разум погружен в темное трансинтеллигибельное, которое ему трансцендентно, но которому он имманентен.


авторитет

Ссылка на сообщение 27 февраля 2013 г. 23:37  
цитировать   |    [  ] 
sergeant
Когда я говорил об издательстве(вах!), я не имел в виду Ваш труд.
Я полагаю, защищать бюро под предлогом того, что в нем издается некий перевод, выстраданный потом и кровью, неуместно.
Мне лично на свои изд-ва наплевать. Поэтому впредь ссылаться на меня как на мифического ненавистника издательств необязательно.


активист

Ссылка на сообщение 28 февраля 2013 г. 14:34  
цитировать   |    [  ] 
Garuda111
А я никакое "бюро" и не защищал в той нашей с Вами полемике, дошедшей до высоких градусов, превратившейся в оффтоп и справедливо "потертой" модератором. Я лишь заметил тогда, что в известном изд-ве (книги которого Вы скопом записали в сталинистские) на самом деле выходят очень разные по тематике и идеологии издания (кстати, обильно обсуждаемые на других ветках Фантлаба), и привел в пример готовящийся том, никак не связанный с упомянутыми политическими сюжетами. Констатировал факт, не более того. Почему-то Вы сочли это тогда саморекламой (хотя названия подразумеваемой книги я не упоминал) и рекламой издательства, негативное отношение к которому выразили весьма недвусмысленно. Сказано это было, и отрицать бессмысленно. Отсюда и моя шутливо-опасливая оговорка, со ссылкой на Вас, в контексте недавнего упоминания Де Квинси в этой теме. Уж не взыщите. Просто так уж получилось, что данный автор на сей момент действительно лучше издан в "Эксмо", а не в ЛП (и в данном случае совершенно не важно, я или кто-то другой готовил книжку), и спорить с этим я также полагаю бессмысленным. В любом случае, инцидент, по-моему, исчерпан.

А вот сказать, что мне "наплевать" на издательства, позволяющие моей работе увидеть свет, у меня действительно язык не повернется, — как бы я ни относился к их издательской политике в целом. Это простое чувство благодарности за то, что твой труд обрел публичный выход. Выпустили — и спасибо. (Автор, мягко говоря, не всегда волен печататься там, где ему хочется, — во всяком случае, у меня своей издательской фирмы покамест нет.) По-моему, предельно понятная мотивация, и видеть в этом пиар конторы как-то странновато. Так любую констатацию факта ("книга вышла там-то") можно наречь пропагандой.


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 2013 г. 17:04  
цитировать   |    [  ] 

цитата sergeant

цитата Омар Хаим
Это не Европа, а евроцентризм.

Вероятно, евроПОцентризм? В том смысле, что речь не о валюте.


Нет, именно евроцентризм :-)

Все претензии к Кара-Мурзе и его книге "Евроцентризм: эдипов комплекс интеллигенции":

http://www.kara-murza.ru/books/evr_centr/...
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


активист

Ссылка на сообщение 28 февраля 2013 г. 20:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата Омар Хаим

Все претензии к Кара-Мурзе

Ну оговорился человек, что ж повторять-то. Звучит однозначно как стремление в "зону евро".


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 2013 г. 20:35  
цитировать   |    [  ] 
Издательства во всем виноваты. Новости засекречивают.
Вот и приходится обсуждать не пойми что.

В рамках текущего флуда. Сие творение 1993г. В его рамках термин евроцентризм хоть и несколько коряв, но к валюте отношения иметь таки не может:)


активист

Ссылка на сообщение 28 февраля 2013 г. 20:41  
цитировать   |    [  ] 
Согласен со всеми. Флуд прекращаю.:-)


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 2013 г. 22:34  
цитировать   |    [  ] 
Почему-то многие сравнивают ЛП и научные издания Запада, и затем днлают выводы в меньшей научности ЛП. Но ведь уже сколько говорено, что ЛП — это не сугубо научное издание. Это научно-популярное издание, выполненное хорошими специалистами. Оно и позиционировалось так изначально. Потому в ЛП нет билингвы. Потому часто нет ссылок на последние научные работы в этой области филологии. Странно. Почему-то некоторые хотят видеть в ЛП не книгу для чтения, а некую научную монографию. Поймите, главное — это текст автора, т.е. перевод, выполненный с полным пониманием оргинала и всех его нюансов, и написанный на хорошем русском языке. И комментарии только помогают несколько разобраться в иных реалиях. Хотите научности — читайте монографии, диссертации. И специалисты так и делают. А обычные читатели читают тексты, в основном. Они не разбирают филологические тонкости. Если Никита Евгениан не подходит византинистам, то и правильно. Он и не делался для специалистов, а для обычных читателей, желающих без терминов и излишней сложности познакомится в византийской литературой.:-)
Вот здесь разместили список желаемых изданий в серии ЛП. Хотел сказать о книге "Жизнь Бенвенутто Челлини". Мне достаточно было прочесть издание 1958 г. Прекрасный перевод Лозинского. И мне было всё понятно даже без комментариев. Огромный эмоциональный всплеск получил от этой книги. Будет издана в ЛП. Хорошо. Но я не куплю. Я и так достаточно хорошо знаю эпоху Ренессанса. ничего нового мне не скажут комментаторы;-)


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 2013 г. 23:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата chipollo

Это научно-популярное издание, выполненное хорошими специалистами.


Так оно и есть. Однако научно-популярное издание должно готовиться не с нуля, а на основе научного издания, как его популяризация. Сокращение аппарата, упрощение статей и т.п.

Когда нет аналогичного научного издания, то и существование научно-популярного под вопросом. Неясно, что же популяризировали :-) Каждое издание надо проверять на хорошесть и научно-популярность отдельно. Только одна принадлежность к серии ЛП ничего не гарантирует. И не каждый хороший специалист имеет талант к популярному изложению.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 2013 г. 23:08  
цитировать   |    [  ] 
chipollo
То, что Вы описываете, называется несколько по другому.
Не научно популярное, а литературно художественное издание.


авторитет

Ссылка на сообщение 1 марта 2013 г. 13:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

chipollo
То, что Вы описываете, называется несколько по другому.
Не научно популярное, а литературно художественное издание.


Я назвал условно:-) То есть в таком издании есть научность: статья с сылками на известные монографии и статьи по теме, достаточно обширные примечания, более широкие, чем в литературно-художественном издании, но есть и популярность, от populus, т.е. издание для широко круга читателей. Даже сами издатели ЛП требуют более литературные и не насыщенные терминами статьи. Широкий читатель читает всё — и античность, и средневековье, и индийский эпос, и литературу многих стран. А специалисты знают только свой кусок. Например, итальянская литература XV-XVI веков. И всё. Но не может широкий читатель усвоить все тонкости всех литератур всего мира8:-0 Да это ему и не надо. Широкий читатель — это широко, но не глубоко образованный человек. А специалист подобен флюсу, сказал Прутков, полнота его односторонняя:-)


авторитет

Ссылка на сообщение 1 марта 2013 г. 18:21  
цитировать   |    [  ] 
У нас тут уже на протяжениии пары десятков страниц идет довольно забавная теоретическая дискуссия о категориях книжных изданий применительно к ЛП.

Со стороны это видится примерно так — мы зачем то пытаемся изобрести велосипед и повернуть общепринятое со времен СССР деление на 90 градусов.

В серии ЛП издаются художественные произведения, Они могут быть специфичными, Это может быть произведение мемуарного жанра, причем таких много.
Может быть исторический источник, обладающий художественными достоинствами, как тот же Григорий Турский. Может быть произведение, чье издание идеологически мотивировано. Как Воровский или Лихачев. Но главное — это художественные произведения.

К изданию художественных произведений термин научно — популярное издание традиционно неприменим.
Может быть научно-критическое издание текста произведения. И в этом случае — даже перевод опционален и является лишь приложением. Т е в нашем случае может быть научно критическое издание отечественного памятника.
Может быть научное издание. В этом случае в дополнениях к основному тексту могут опционально быть другие произведения автора основного "титульного" сочинения либо связанные с основным произведения других авторов. В приложениях есть минимум одна статья. написанная специалистом по данной теме, причем стотья (в теории) должна быть актуальной в контексте современного литературоведения в своей области. И есть обширные комментарии.
Может быть литературно художественное издание. В СССР к этой категории изданий подходили ответственно, они снабжались предисловиями и комментариями (сравнительно небольшого обьема) тех же специалистов, что и научнные издания готовили. Но это — вопрос подхода издателя. Не аксиома
Издательства Наука и Восточная литература такие книги тоже издавали. И использовали в этом случае термин научно-художественное издание.

Термин научно-популярное издание применяется к изданию исследований. Вот там идет деление на научное и научно-популярное.

Научное издание должно готовиться на основе научно-критического(их). Это никто не оспаривает. Но применительно к конкретной книге, тем более в области позднеантичной и средневековой латинской литератур, таких отечественных изданий до смешного мало. Поэтому — отечественные научные издания готовят на основе западных научно-критических. Без обращения к отечественным (в том числе) за неимением. Та же самая методика относительно перехода научного издания в литературно-художественное.

А мы тут в последнее время развили идею, что если от издания научно-критического или научного оторвать текст оригинала или аппарат, то получится научпоп.


авторитет

Ссылка на сообщение 1 марта 2013 г. 18:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

Термин научно-популярное издание применяется к изданию исследований. Вот там идет деление на научное и научно-популярное.


И к изданию источников тоже. В научно-популярном издании источника не только облегчённый аппарат, но и адаптированный перевод (если издание переводное), и отсутствие рукописных вариантов (создаётся какой-то канонический вариант на основе существующих).

Что касается термина "научно-художественная", то он применим только к отечественной литературе. В зарубежных литературах такого вида не выделяют, поскольку это всего лишь один из вариантов научно-популярной литературы, который помимо научно-познавательной цели имеет ещё и эстетическую. Рассказывает не столько о науке, сколько о её творцах, их судьбах, их духовном облике, научной психологии, драме идей, то есть о человеческой стороне научного творчества.

В серии MGH тоже такая подсерия "Из жизни идей" имеется: Quellen zur Geistesgeschichte des Mittelalters (QQ zur Geistesgesch.). Источники по средневековой духовной жизни. Хотя на самом деле на Западе духовности никакой нет, там вместо интеллигентов — интеллектуалы :-)

Точнее будет называть это "литературно-художественным изданием". Без всякой научности, чистое искусство для искусства.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 1 марта 2013 г. 19:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата chipollo

Широкий читатель читает всё — и античность, и средневековье, и индийский эпос, и литературу многих стран.


В стихотворении, приписываемом Аристотелем Гомеру, был такой персонаж по имени Маргит:

"Знал он много, но ничего не знал толком".

А у Гоголя в "Мёртвых душах" был слуга Чичикова Петрушка, который читал всё подряд.

Навряд ли такая широта полезна :-) Должны быть какие-то предпочтения.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 1 марта 2013 г. 19:12  
цитировать   |    [  ] 
Омар Хаим
Термин "научно-художественное" отечественными научными издательствами использовался для любых произведений, переводных в том числе.
В огромных количествах.
Но. по большому счету, это самоназвание для того же "литературно-художественного".

Если немцам в MGH захотелось издавать в рамках одной серии источники и исследования — это их дело. У нас это не практикуется.


авторитет

Ссылка на сообщение 1 марта 2013 г. 19:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

Если немцам в MGH захотелось издавать в рамках одной серии источники и исследования — это их дело. У нас это не практикуется.


Это на самом деле тоже источники: исследования, но средневековых авторов. Что-то среднее.

Вообще-то и у нас это практикуется: в сериях "Античная библиотека" и "Византийская библиотека" у Алетейи выходят как исследования, так и источники. Монография Вс.Иванова о дионисийстве рядом с Аммианом Марцеллином.


цитата alff

Но. по большому счкту, это самоназвание для того же "литературно-художественного".


Я согласен: они ошиблись с названием, Ваше более точное.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement
Страницы: 123...189190191192193...105310541055    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Серия "Литературные памятники"»

 
  Новое сообщение по теме «Серия "Литературные памятники"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх