Современный русский хоррор


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Современный русский хоррор»

Современный русский хоррор

 автор  сообщение


новичок

Ссылка на сообщение 2 июня 2013 г. 10:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karnosaur123

Не путайте хоррор с чернухой

А можно спутать? Похоже, чернуха — и есть именно русский хоррор. Русские не боятся буржуйских ужасов, они их цинично преодолевают. :-)))


миротворец

Ссылка на сообщение 2 июня 2013 г. 13:28  
цитировать   |    [  ] 
Десять очков Гриффиндору за свежую и оригинальную мысль 8-)
–––
Джон умрет, а я буду жить


философ

Ссылка на сообщение 5 июня 2013 г. 06:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата senoid

работа с издательствами. Проект ведь, если помните, был основан на чистом энтузиазме, предварительных договоренностей ни с кем не было.
Договоренности с издательством или с авторами по поводу условий издательства?
–––
У гигантов мысли порой бывают толстые лбы.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июня 2013 г. 10:40  
цитировать   |    [  ] 
saga23
С издательством.
–––
If you go home with somebody and they don’t have books, don’t fuck them © John Waters


магистр

Ссылка на сообщение 7 июня 2013 г. 10:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата Heckel

Да не за что.:) С моей стороны, конечно, недопонимание вышло (Веркина я не читал) и привычно трактовал "детские ужасы", как книги в жанре ужасов о детях, но не для детей, разумеется. Отсюда — Шолохов:)

Да, я подразумевал именно книги для детей.
Веркин как раз пишет в таком стиле, а другие подобные авторы мне не попадались.
Хотя помнится в детском саду одной из моих любимых книг была "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" — советский детский ужастик про армию злобных големов. "Франкенштейн" почти что :-D

цитата Alex Fear

Ну, не знаю насчёт того, детский ли это роман. Скорее всего, детям читать его будет тяжело.
А насчёт "читабельности"... Если уж этот роман вы называете читабельным, то мне становится страшно за отечественного производителя.

Прочитал "Бабая" — по-моему вполне читабельный роман :)
Не совсем чтобы для детей, но вменяемому тинэйджеру может понравиться :)


миротворец

Ссылка на сообщение 7 июня 2013 г. 14:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата aaa111952

Прочитал "Бабая" — по-моему вполне читабельный роман :)
Не совсем чтобы для детей, но вменяемому тинэйджеру может понравиться :)

Почитайте мой отзыв на этот роман — там я подробно объяснил все недостатки "Бабая".
–––
Ты будешь жрать мир или мир будет жрать тебя - в любом случае все ОК, все идет по плану.


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2013 г. 14:24  
цитировать   |    [  ] 
Синеусов Владимир Тень Города
Пишут, что ужасы. Начало вроде обнадеживает.

цитата

Часть 1 Город Тайны
I Road to Hell


Из отзывов — бредовенько. А Где альтернативка?
Может, правда, один хоррор?
–––
У гигантов мысли порой бывают толстые лбы.


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2013 г. 17:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата aaa111952

Хотя помнится в детском саду одной из моих любимых книг была "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" — советский детский ужастик про армию злобных големов. "Франкенштейн" почти что

А мне больше нравился "Туман". "Жёлтый")) Колдунья-великанша и трансформер Тилли-Вилли:-D


миротворец

Ссылка на сообщение 7 июня 2013 г. 17:51  
цитировать   |    [  ] 
У Левандовского «Обладатель великой нелепости» лучше «Бабая» (не говоря уже о повести «Что-то в дожде»).


активист

Ссылка на сообщение 28 июня 2013 г. 07:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Heckel

больше нравился "Туман". "Жёлтый"
По тем временам — весьма себе хоррор!
–––
Нас окружают необыкновенные, фантастичес­кие вещи, а писатели упорно рассказывают нам о маловажных, повседневных событиях.


магистр

Ссылка на сообщение 1 июля 2013 г. 01:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Heckel

А мне больше нравился "Туман". "Жёлтый")) Колдунья-великанша и трансформер Тилли-Вилли

Согласен, тоже пафосная книга :-)))

цитата Кел-кор

не говоря уже о повести «Что-то в дожде»

Прочел, действительно, очень атмосферная вещь. Интересная вариация Гаммельнского крысолова.
Соглашусь, что лучше "Бабая", хотя и совсем уж недетская...


активист

Ссылка на сообщение 1 июля 2013 г. 09:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата subhuman

И смех, и грех — собрались издавать глянцевый журнал о хорроре, тиражом... 2500 экз... Хорошо бы, хоть двести экземпляров продали бы... Идея сама-то хорошая, но... глянцевый журнал?!) 2500 экз.?!))

А что уже можно и приобрести?
А то как в песне — журналов много и хороших, а тянет что-то на гламур. В смысле — хоррор.
–––
Нас окружают необыкновенные, фантастичес­кие вещи, а писатели упорно рассказывают нам о маловажных, повседневных событиях.


философ

Ссылка на сообщение 2 июля 2013 г. 12:22  
цитировать   |    [  ] 
На сайте довольно много пользователей, которые частенько высказываются в том смысле, что им хотелось бы понять и оценить "русский" хоррор, но достойных произведений они не находят. В качестве критериев предлагаются произведения иноязычной массовой и популярной литературы ужасов, преимущественно — западной. При этом произведениям "русского" хоррора постоянно вменяется в вину, что они (произведения) всего-лишь калька с западных образцов, перепевы и пересказы, или откровенная чернуха.
В свою очередь я неоднократно размышлял о том, есть ли у отечественного хоррора какие-либо отличительные особенности, способные выделить произведения ужасов на русском языке и почве из общего потока. Хочу поделиться парой соображений.
Так вот, как мне кажется, отличительной особенностью "русского" хоррора является то, что автор рассказывая увлекательную историю и пугая, т.е. затягивая читателя в эмоционально поле страха, уводит мысль в область трансцендентного, конечного и предельного, и там, читательские разум и послемыслие, лишённые поддержки имманентного и рационального опыта, накрывает волна сверхъестественного ужаса, о котором писали и Лавкрафт, и Блэквуд, и Мейчен, и Грабинский, и многие другие.
Второе соображение заключается в том, что внешний факт физического насилия и физических проявлений зла не является главным и доминирующим для "русского" хоррора. Главным являются духовное насилие и убийство, трансформации разума и психики персонажей, источники, носители этого зла и механизмы воздействия.
Я не настаиваю на кокой-то "русской" исключительности этих соображений, скорее на характерном качественном признаке, который отличал русскую литературу от мировой, и в не меньшей мере станет отличать массовую литературу ужасов на русском языке от остального потока ("Номер 16" Адама Невилла этим соображениям отвечает, что для делает этот роман понятнее и страшнее).
Если с этих позиций подойти к творчеству того же Шолохова, то внешней, кажущейся незамысловатости не останется и следа.
Таковы "Мультики" Елизарова, таков "Живущий" Анны Старобинец (формально, лишённый признаков хоррора). Всё больше попадается рассказов малоизвестных авторов, задействующих ту же основу: Максим Кабир, "Упырь", например, в предпоследнем Даркере, или "Самая тихая девочка в мире", Юлии Крюковой на Прозе.ру
Стилистически, языковой палитрой, прочими художественными средствами воздействия на читателя все эти произведения разные, но отмеченные мной соображения их объединяют, мне думается.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 июля 2013 г. 15:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Heckel

Так вот, как мне кажется, отличительной особенностью "русского" хоррора является то, что автор рассказывая увлекательную историю и пугая, т.е. затягивая читателя в эмоционально поле страха, уводит мысль в область трансцендентного, конечного и предельного, и там, читательские разум и послемыслие, лишённые поддержки имманентного и рационального опыта, накрывает волна сверхъестественного ужаса, о котором писали и Лавкрафт, и Блэквуд, и Мейчен, и Грабинский, и многие другие.

То есть, вы считаете, что только русские имеют тенденцию писать ТАК? И все ли русские так пишут? Отнюдь, далеко не все — и даже меньше половины, как мне думается.

цитата Heckel

Второе соображение заключается в том, что внешний факт физического насилия и физических проявлений зла не является главным и доминирующим для "русского" хоррора. Главным являются духовное насилие и убийство, трансформации разума и психики персонажей, источники, носители этого зла и механизмы воздействия.

И опять же, в западной литературе ужасов внешний факт физического насилия и физических проявлений зла далеко не всегда является главным и доминирующим.
Короче, не увидел в вашем мнении смысла (прошу прощения, если звучит грубо :-):-)) Без обид.
–––
Ты будешь жрать мир или мир будет жрать тебя - в любом случае все ОК, все идет по плану.


философ

Ссылка на сообщение 2 июля 2013 г. 15:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alex Fear

То есть, вы считаете, что только русские имеют тенденцию писать ТАК? И все ли русские так пишут? Отнюдь, далеко не все — и даже меньше половины, как мне думается.

Вы невнимательно прочли то, что я написал. Я так не считаю.

цитата Alex Fear

И опять же, в западной литературе ужасов внешний факт физического насилия и физических проявлений зла далеко не всегда является главным и доминирующим.

Согласен, не всегда, но как часто? Кому это интересно? Это традиция или эпизод?

цитата Alex Fear

Короче, не увидел в вашем мнении смысла (прошу прощения, если звучит грубо ) Без обид.

Какие обиды? Нет проблем. Предложите свой смысл и понимание. Поговорим. Только с примерами, толкованием и прочим (заметьте, я сейчас вывел за скобки обсуждения художественную ценность, стилистику, язык и прочий инструментарий автора). А так я не много смысла вижу в обсуждении современного русского хоррора здесь: ругают много, это верно. Есть за что — тоже признаю. Искреннего интереса не вижу. Желания понять. Оттого и написал "бессмысленный" с вашей точки зрения пост.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 июля 2013 г. 16:03  
цитировать   |    [  ] 
Извините конечно, если не правильно понял — после тяжёлого рабочего дня котелок плохо варит. Но вы так вычурно написали...

цитата Heckel

трансцендентного, конечного и предельного, и там, читательские разум и послемыслие, лишённые поддержки имманентного и рационального опыта, накрывает волна сверхъестественного ужаса

что я не совсем догнал, о чём речь. Можно немного попроще?
–––
Ты будешь жрать мир или мир будет жрать тебя - в любом случае все ОК, все идет по плану.


философ

Ссылка на сообщение 2 июля 2013 г. 17:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alex Fear

Можно немного попроще?

Можно. Я написал, что "Бездна" Андреева — это настоящий русский хоррор, а "Семья вурдалаков" Толстого — калька с западной литературы ужасов развлекательного толка.:-)
Ещё я написал, что пути "русского" самобытного хоррора лежат где-то на путях Мейчена, Блэквуда, Лавкрафта и т.п., с одним существенным изменением. Сделайте человека носителем и источником Абсолютного зла, мерилом его, средством борьбы и единственной возможностью победить — и вы получите самобытный русский хоррор. Впрочем, я могу ошибаться.


магистр

Ссылка на сообщение 8 июля 2013 г. 16:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата Heckel

Так вот, как мне кажется, отличительной особенностью "русского" хоррора является то, что автор рассказывая увлекательную историю и пугая, т.е. затягивая читателя в эмоционально поле страха, уводит мысль в область трансцендентного, конечного и предельного, и там, читательские разум и послемыслие, лишённые поддержки имманентного и рационального опыта, накрывает волна сверхъестественного ужаса, о котором писали и Лавкрафт, и Блэквуд, и Мейчен, и Грабинский, и многие другие.

А много ли примеров русского хоррора, написанного именно в таком ключе, вы можете привести?
По-моему это все проистекает как раз из западной классической литературы (Эдгар По, Артур Мэйчен и др.). Лавкрафт — это вообще квинтэссенция трансцендентного ужаса. Потом это направление неплохо прослеживается и у Стивена Кинга и у Клайва Баркера и наверное у многих других.

цитата Heckel

Второе соображение заключается в том, что внешний факт физического насилия и физических проявлений зла не является главным и доминирующим для "русского" хоррора. Главным являются духовное насилие и убийство, трансформации разума и психики персонажей, источники, носители этого зла и механизмы воздействия.
...таков "Живущий" Анны Старобинец

Ну так можно всякую утопию/антиутопию к хоррору причислить.
Тогда "О дивный новый мир" Хаксли — это тоже хоррор, а про "1984" — даже страшно подумать :-)
И опять же непонятно почему это отличительная черта именно русской литературы.
Конечно "Мы" Замятина — достойная вещь, но англичане писали об этом не меньше и не хуже
(а можно еще и "Остров доктора Моро" вспомнить :-)).
А у той же Старобинец "Убежище 3/9" явно ближе к хоррору (хотя я бы тоже этот роман к хоррору не отнес).
Я думаю, что естль литература чисто коммерческая ("чтиво в мягких обложках"), и там независимо от национальности автора и читателей
будет много экшена, крови и насилия (и возможно ничего больше). А есть литература более серьезная, где опять же независимо от национальных атрибутов, может быть хороший уровень саспенса, описание механизма психологических извращений, размывание границ реальности и трансцендентные кошмары и все что угодно.

цитата Heckel

"Бездна" Андреева — это настоящий русский хоррор, а "Семья вурдалаков" Толстого — калька с западной литературы ужасов развлекательного толка.

Как то уж очень широко вы трактуете понятие "хоррор".
"Бездна" — талантливо нарисованный психологический этюд, раскрытие нелицеприятной грани человеческой натуры, но разве это литература ужасов?
Так можно посчитать хоррором любую хорошо описанную историю грехопадения (трусость, подлость, предательство и др.).
А вот "Семья вурдалака" — это вполне классический "ужастик" в стиле экшен, хотя конечно и без глубокого психологизма. Прочел его еще в школе с большим удовольствием :-)


философ

Ссылка на сообщение 8 июля 2013 г. 23:01  
цитировать   |    [  ] 

цитата aaa111952

Как то уж очень широко вы трактуете понятие "хоррор".

Это есть:-) Правда, не я один это делаю, но за себя могу сказать, что мне такой взгляд больше нравится, чем коммерческие рамки или общепринятые представления о жанре в России(один Ктулху знает, что под этим подразумевается).

цитата Heckel

"Бездна" — талантливо нарисованный психологический этюд, раскрытие нелицеприятной грани человеческой натуры, но разве это литература ужасов?

Как вам сказать, с моей точки зрения да, ужасы. Под моё первое замечание подходят идеально. В каком-то смысле, и под второе. Может, коряво излагаю, а то и неточно, но размышления над нелицеприятной гранью человеческой натуры, как правило, могут завести очень далеко, и посылки к этим размышлениям в тексте "Бездны" есть. Вот они-то меня и пугают больше всего, размышления. Дело-то не столько в грехопадении, сколько в его неизбежности. Для всех. Как вам такой этюд-допущение? Да нет, я не спорю, считаете, нет в моих рассуждениях ничего существенного — и хорошо. Никаких классификаций я не предлагаю. так, мысли вслух. И даже в двух вариантах: вычурно-витиевато и по-простому:-) Ваши возражения мне понравились, приму к сведению.


магистр

Ссылка на сообщение 9 июля 2013 г. 17:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата Heckel

Это есть Правда, не я один это делаю, но за себя могу сказать, что мне такой взгляд больше нравится, чем коммерческие рамки или общепринятые представления о жанре в России(один Ктулху знает, что под этим подразумевается).

Конечно, трудно классифицировать "хоррор" как жанр однозначно.
С моей точки зрения "хоррор" это синоним "литература ужаса" — т.е. главная цель автора должна быть привести читателя в состояние ужаса (в большей или меньшей степени). Книга может вызывать вполне конструктивный/рациональный страх — например антиутопии могут вызвать страх перед определенной моделью будущего, имеющей предпосылки в настоящем, а описание гнусного человеческого поведения может вызвать страх увидеть нечто подобное от близких или от себя самого.
Но не всякий страх является ужасом. Ужас — это столкновение с чем-то иррациональным (маньяк), сверхъестественным (ожившие мертвецы) или даже трансцендентным (Ктулху :-)), либо с какой-то неодолимой природной силой (крысы-мутанты). Этому невозможно или почти невозможно противостоять обычными человеческими методами, поэтому можно только замереть (дрожжать, оцепенеть) и надеяться что он/она/оно не обратит на тебя внимание.
Т.е. если основная цель книги — предупредить, предостеречь, изобличить, то это не хоррор.
Главная цель хоррора должна быть — привести читателя в состояние ужаса.
Конечно, в силу низкого качества значительной части коммерческой литературы, эта цель зачастую не достигается — основным чувством читателя может быть скука, раздражение или желание посмеяться над придурками-персонажами. Тогда принадлежность к хоррору получается чисто формальной, по наличию стандартных атрибутов (кровь, мясо, зомби и вампиры).
С другой стороны, среди более серьезной литературы часто встречается смешение жанров — хоррор может переплетаться с мистикой, научной фантастикой, магическим реализмом, социальной драмой и даже с мелодрамой. Тогда вопрос классификации произведения может быть достаточно субъективен.
Что же касается "особенностей национального хоррора" :-), то здесь я думаю важен не столько стиль, сколько архетипы (коллективное бессознательное) той или иной нации, фобии, закрепившиеся на генетическом уровне. Типа "что русскому в кайф, то немцу смерть" и наоборот :-)
Однако, во-первых, есть множество глобальных архетипов (всякие зловещие мертвецы и т.п.), сформировавшихся еще в доисторические времена, и они у всех примерно одинаковы. Поэтому для нас будет страшен и украинский Вий и татарский убыр и японские призраки из "Звонка" и "Проклятия".
Во-вторых, в результате долгого правления коммунистов развитие русского самобытного хоррора было, увы, надолго заторможено. А сейчас в силу глобализации, отсутствия железного занавеса и цензуры и доступности любого контента в Интернет, создание у нас какого-то достаточно специфично-национального направления вряд ли возможно. Хотелось бы только побольше качественной читабельной литературы (в том числе и коммерческой) :-)
Впрочем все вышесказанное — сугубо мое ИМХО :-)

цитата Heckel

Ваши возражения мне понравились, приму к сведению.

Спасибо вам за содержательную дискуссию, ваши мнения интересны, а докапываться до сути — это всегда увлекательно :-)
Страницы: 123...2930313233...153154155    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Современный русский хоррор»

 
  Новое сообщение по теме «Современный русский хоррор»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх