И вот только сейчас мы подошли к самому трепетному, к гонорарной политике все тех же забугорников. Она во всех развитого книгоиздания странах одна — считают не тиражи, заказанные в типографиях, считают именно начальную, выгодную для издателя цену первоиздания, и фиксируют ее очень жестко. На всех американского изготовления книгах цена проставлена, и от нее очень трудно убежать. (Правда, они пишут еще цену для Канады, но они вообще сложно с этой страной относятся, порой прямо по анекдоту: — Этому парню нравится наша еда? Он что же, сумасшедший? — Нет, он просто из Канады. Т.е., для Канады все чуть дешевле, а на некоторых книжках даже так заявлено — не для продажи на территории Канады. Вот так.)
Что делает эта фиксированная цена? Когда книжка продается хорошо или даже еще лучше, они вынуждены допечатывать, при наличии свободных типографий и обилия бумаги, при хорошей системе поставок книг во все магазины торговой сети, это вовсе не проблема. Получается, если кто-либо написал бестселлер, допечатывать можно хоть до миллионного тиража, или даже еще больше. Поэтому у них тираж и означает популярность автора. У нас, как известно, ситуация обратная, если книга продается, допечатывать ее не станут, это почти невозможно в ближайшем обозримом будущем, а просто торговец чуть задерет цену. Так у нас выходило с первыми Акунинскими книгами, в свое время — с Марининой и прочими "ударными" авторами середины-конца девяностых. Поэтому определение тиража — не является маркировкой авторской успешности, лишь по прошествию немалого срока становится ясно, кто есть кто.
Авторские (роялти) у них действительно насчитываются с этой вот фиксированной цены для "нормальной" книги (есть еще книжки второго сорта, нак называемые trade fiction, но мы о ней пока не говорим) из расчета 10%. Редко, и только для начинающий, роялти могут быть насчитаны в 9% либо даже в 8%, но это уже — нонсенс. Самое главное, если книга переиздается (а не допечатывается, о чем была речь выше), а это снова — новые рассчеты, новые обложки, новые рекламные кампании, тогда процент автору ВОЗРАСТАЕТ! Даже в контрактах они пишут, при переизданиях свыше, допустим, 50000 копий, процент автора составляет уже 15%, свыше 100000 копий — 20%, вот больше 25 % авторских отчислений я не встречал, врать не буду, может, не тех авторов рассматривал.
У нас ситуация прямо противоположная. Книжку при переиздании обязательно "обнижают", то есть, могут ввести три романа в один том, и тогда за каждый из романов процент может упасть двое, а то и еще значительней снизиться.
Вот так. А теперь, для интереса посчитаем, сколько же получает реально автор там и здесь. Себестоимость нашей книжки — рублей 60-80, условно, возмем 3$. Допустим, автора не обидили, положили ему 10 процентов, за корешок, таким образом, он получает 30 центов. При продаже (по нашему законодательству, которые придумывали тупоумные и подловатые ельцыноиды), книготорговец никакой фиксированной ценой не обусловлен, может накрутить все, что ему заблагорассудится, и мы уже все тому свидетели, продает книгу, допустим, за 10$, это вовсе не редкость, а для "труднодостпупных" районов, например, для Сибири, это уже давно — печальная реальность. Таким образом, практический коэффициент авторских отчислений составляет всего-то 3%, и не более того, и это, как мы оговаривали, для продвинутых, для раскрученных, вполне себе профессиональных литераторов.
У них, при фиксированной цене, за книжку сравнимого качества, при цене в 15$, автор получает полтора доллара за корешок, и никто его не смеет обсчитать, например, украв пару-тройку тысяч раскрученного автора еще при несанкционированной типографской допечатке, что у наших типографов еще с советских времен было принято повсеместно, и продавая ее через "знакомые" и прикормленные торговые системы. Потому что по всей стране заведена общая система подсчета до каждого экземпляра, проданного либо поставленного на магазинный склад. При желании каждый автор может получить эти сведенья, и сверить их как вообще в торговой сети, так и по любому из торговцев в частности. Получается, что при тех же пробных тиражах в 15-20 тыс. копий, получают они.. не в пример нашим авторам больше, и точнее, и честнее.
А на тридцать тысяч, минус налоги, то есть, примерно, на 500 бакинских в неделю, в общем-то, существовать не в очень дорогих городах все той же Америки, можно целый год. Пока пишешь следующую книгу, следующий роман. Конечно, это занятие — для молодых, для не вполне оперившихся людей, но это — возможно. Зато в случае выигрыша, допустим, талант у тебя случился, это становится уже вполне экономически продуктивным занятием.
Как получается у нас, тоже нетрудно подсчитать. Вот только... Я и так уже зафлудил тему, придется хотя бы на время, перерыв сделать. Так что подсчет для наших- уже без меня. Спасибо за внимание.
И удачи нам всем!
|