Литература о консерватизме


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Литература о консерватизме»

Литература о консерватизме

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 октября 2013 г. 09:53  
цитировать   |    [  ] 
Среди научных работ по славянофильскому консерватизму, которые "не добрались" до массового читателя, можно назвать несколько интересных.

1. Поправко Е.А. Концепции русской ментальности западников и славянофилов (Из истории либеральной общественно-политической мысли России 30-70-х гг. XIX в.). — Кандидатская, защищена в 2000 г. во Владивостоке. Автор помимо интересного анализа указанных концепций составила таблицу частотности образов, нашедших свое отражение в трудах славянофилов и либералов: были просмотрены 106 славянофильских и 47 западнических работ. Например, образ наивности русских, образ понятий о свободе, о праве отъезда, представления о народе-философе и т.д.

2. Суслов М.Д. оссийская консервативная утопия на рубеже XIX — XX веков. Кандидатская, научрук — Лукьянов М..Н, работа защищена в Перми в 2003 г. Примерно половину работы занимает анализ взглядов С.Ф. Шарапова, неославянофила, которому нашлось место в основном на страницах некоторых диссертаций и статей, но не учебников, например, по истории политических и правовых учений.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


миротворец

Ссылка на сообщение 14 октября 2013 г. 18:31  
Думаю, эта новость по теме:

«Первый русский национализм... и другие»

Из аннотации к книге: «Русская нация в классическом смысле слова не сложилась. Но многообразие проектов национального движения, их борьба и противодействие им со стороны Империи доныне задают классичность русских дебатов. Их конкретность позволяет уйти от фальши “общепринятых” прочтений, вернув прошлому живую неоднозначность».

С работами автора, честно говоря, не знакома...
–––
Helen M., VoS


авторитет

Ссылка на сообщение 15 октября 2013 г. 11:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

«Первый русский национализм... и другие»


Не вполне научная работа. Скорее такое эссе, размышлизмы, но весьма интересное, пусть и не всегда корректное. На мой взгляд, хорошо к теме подходит.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 октября 2013 г. 19:15  
цитировать   |    [  ] 
Афанасий
Мне кажется, эта работа -скорее некая вводная к его докторской.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 октября 2013 г. 19:29  
цитировать   |    [  ] 
Добавлю ещё несколько интересных работ, которые нельзя назвать научными монографиями, скорее, ближе к "научной публицистике" или научпопу.

1. Г. Блехер, Г. Любарский. гГлавный русский спор: вперемешку высказывания различных авторов по поводу славянофильства, западничества и соотношения реформ и прогресса, Россия ли Запад. В целом интересно. этакая антология под видом монографии (ну, по моему мнению).
2. Т. и В. Соловей, Несостоявшаяся революция. Краткий обзор национализма и националистической мысли в России, попутно затронуты некоторые работы консерваторов.
3. Н.Я. Данилевский, Политическая философия. Дополнения к книге "Россия и Европа". — М.: ФИВ, 2013. Сборник политических статей Данилевского. Здесь он, при строгой научности, очень хлёсток и точен, прямо высказывает свое мнение по поводу международных событий и русской политической системы.

Что-то между публицисттикой и философскими эссе — переписка Ф. Самарина и А.А. Киреева. Издана в журнале "Нестор", № 3 за 2005 г. и № 14 за 2010-й годы. Редко кто на неё ссылается (вообще мало кто обращает внимание на неославянофилов). Очень и очень интересно6 мнение двух видных деятелей и мыслителей начала двадцатого века, причем убежденных консерваторов, о событиях как современных, так и о темах вечных.

Научная, но специфическая работа: С.В. Серегин, А.А. Васильев. Монархия. — М.: Юрлитинформ, 2013. Авторы — юристы, изучают консервативную мысль (но оценки, по пристрастности, их творчеству здесь давать поостерегусь). Собран интересный материал по истории и зарубежной практике монархии, исследованы с консервативной точки зрения монархия самодержавная и конституционная, некоторые другие вопросы.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


миродержец

Ссылка на сообщение 16 октября 2013 г. 10:39  

сообщение модератора

Господа. Хочу напомнить — минусование постов — инструмент для предупреждения флуда и т.п. Но порой создается впечатление, что некоторые пользователи ведут себя как обезьяна с гранатой. Если вам несимпатичен какой то пользователя, не вымещайте свою неприязнь с помощью минусования постов.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 октября 2013 г. 12:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата квинлин

Мне кажется, эта работа -скорее некая вводная к его докторской


Возможно. Если целью было заинтересовать своей будующей работой, то эта цель достигнута.
Но скорее всего это попытка изложить в более свободной форме ряд идей,вопросов. Наши дисерт опутаны условностями и мелкими правилами, а если у автора была возможность написать все интересней, грех было ею не воспользоваться.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 25 октября 2013 г. 23:31  
цитировать   |    [  ] 
Вышел очередной (29-й) том собрания сочинений И.А. Ильина.
В том вошли. кроме всего прочего, Лекции по введению в философию, Лекции по введению в философию права, "О сущности правосознания", работа Н. Вокач-Ильиной "Одиночество и общение".
–––
Мы должны, значит, мы можем!


философ

Ссылка на сообщение 26 октября 2013 г. 04:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата квинлин

И.А. Ильина.

Читаю сейчас Абрама Ильича Фета (универсал, эдакий "человек эпохи Возрождения"). Есть у него заметка и об Ильине. "Отец русского фашизма". Интересный взгляд в рамках дискурса о проблеме соотношения консерватизма и национализма и в т.ч.:

цитата квинлин

При личном разговоре Стукалов отстаивал точку зрения, что, например, Ильина следует считать националистом, а не консерватором-монархистом.
–––
- И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 октября 2013 г. 19:57  
цитировать   |    [  ] 
VuDu
Спасибо за ссылку, почитаю. Тем более пригодится в кандидатской диссертации.

Ещё одна интересная новинка: Серия ЖЗЛ, О. Волкогонова. К. Н. Леонтьев. М.: Молодая гвардия, 2013. 453 с. (если бы ещё было 1453 с. ...)
–––
Мы должны, значит, мы можем!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 ноября 2013 г. 13:06  
цитировать   |    [  ] 
В скором времени ожидается ещё одна интереснейшая книга

. В. Розанов и К. Н. Леонтьев. Материалы неизданной
книги «Литературные изгнанники». Переписка.
Неопубликованные тексты. Статьи о К. Н. Леонтьеве.

Комментарии / Составление Е. В. Ивановой; вступительные
статьи Е. В. Ивановой, П. В. Палиевского. — СПб.:
Росток, 2013. — 000 с.; ил.

Издание представляет собой научную реконструкцию
несостоявшейся книги В. В. Розанова «Литературные
изгнанники», посвященной К. Н. Леонтьеву, подготовка
которой к печати была прервана в 1915 году, возобновлена
и осталась незавершенной в 1918 году. В том вошли:
письма Леонтьева к Розанову; вступительная статья и
примечания Розанова к ним в том виде, в каком он
намеревался их опубликовать в 1918 году в книге
«Литературные изгнанники»; двусторонняя переписка
Розанова и Леонтьева из их архивов; полный корпус статей
Розанова о Леонтьеве с комментариями; статьи
критиков-современников о Леонтьеве и его примечания
полемического характера к ним, которые он переслал
Розанову незадолго до смерти; тетрадь незавершенных
набросков к статьям Леонтьева, также отправленных им
Розанову.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, глубоко
интересующихся историей русской религиозно-философской
мысли.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 ноября 2013 г. 16:12  
цитировать   |    [  ] 
VuDu
Почитал я отмеченную Вами статью. Если будет интересно, в рамках дискурса. отмечу:
1. Автор изначально проявляет предубеждение против консерваторов-монархистов: " На обложке изображен двуглавый орел – не тот добрый орел, которого обещают нам наши малограмотные парламентарии, а обыкновенный императорский орел, следовательно – злой". Данный тезис ничем не доказывается, а (цит. Фета об Ильине): "автор добивается убедительности не аргументами, а вдалбливанием"..
2. Автор заметки отмечает: " Для Ильина Бог – только национальный и государственный Бог, для него нет ни еллина, ни иудея. Просто-напросто русским человеком должны руководить

«Бог, родина и национальный вождь».
" А где доказательство того, что для Ильина Бог — только национальный и государственный Бог?
3. Указание на якобы имеющееся сходство идеологии СС и Ильинской идеологии также скорее вдалбливается. Пропускается мимо ушей, что немцы строиили идеологию на расовых признаках, Ильин пытался найти тех, кто по духу настроен определенным образом.
4. Автор заметки недостаточно хорошо уяснил — и это видно при постоянно сравнении со Сталиным — почему важно указание на "национального вождя". По мнению значительной части русской эмиграции, большевики — в том числе Сталин, при периоодическом заигрывании с патриотическими мотивами — не национальные, а интернациональные деятели, для которых интересы России важны менее. чем интересы мировой революции, а интересы немецкого пролетариата многими партийными деятелями ставились как минимум на одну доску с интересами русского же (советског) пролетариата.
5. Автор не понимает смысла "в стороне другие страны и другие народы ... не наша печаль чужих детей качать" . Смысл этот понимает человек. знающий о политике поддержке "чужих детей"-партийных деятелей зарубежных государств на русские деньги. Даже с точки зрения индустриализации выгоднее было бы советские средства пускать на внутренние средства и уменьшить поток средств "чужим детям". Что на другие народы Ильин христианскую любовь не распространяет — видно из какого места? Про качание чужих детей — сказано выше. Отказано ли в любви этим детям и людям? Ильин ни говорил ни за, ни против этого в приведенных Фетом фрагментах.
Словом, по меньшей мере, трудно сказать, кто же именно вдалбливает тезисы, автор заметки или автор речи.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


философ

Ссылка на сообщение 7 ноября 2013 г. 05:19  
цитировать   |    [  ] 
Статья несомненно полемичная. Не академизм, а публицистика.
Фетом позиция Ильина, изложенная в «Творческой идеи нашего будущего», воспринимается как политическое мракобесие. Вместо демократии, выбора, разума — детерминизм мифической русской иррациональности, метафизика русской нации. Вместо идеала общества свободных — идеал сортировки по параметру "высокодуховность"; не институты гражданского общества, а создание деятельных православных общин и рыцарских организаций (цитата из Ильина), эдакое полотно "рыцарь Мисима и группа хоругвеносцев". И всё это с пафосом "особенного пути", слепой веры в Вождя (И кто не любит беззаветно своего национального вождя, и не верит ему, и не верит в него...), "руководящей роли" религии.
Фет перегибает палку (на волне негодования) в сравнении национализма Ильина с фашистской риторикой (что было и в статье про Шукшина, Астафьева и иже с ними). Но стопроцентным промахом это не назовёшь.

цитата квинлин

Автор заметки недостаточно хорошо уяснил — и это видно при постоянно сравнении со Сталиным — почему важно указание на "национального вождя". По мнению значительной части русской эмиграции, большевики — в том числе Сталин, при периоодическом заигрывании с патриотическими мотивами — не национальные, а интернациональные деятели, для которых интересы России важны менее. чем интересы мировой революции, а интересы немецкого пролетариата многими партийными деятелями ставились как минимум на одну доску с интересами русского же (советског) пролетариата.

Всё же Фет дважды упоминает Сталина применительно к схожей лексике самого Ильина и схожести "рыцарской" идеи опять-таки Ильина. Никакой ошибки в "уяснении" культурно-исторических ориентиров не допуская.
–––
- И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 8 ноября 2013 г. 16:42  
цитировать   |    [  ] 
VuDu
Все-таки думаю, что схожесть здесь скорее внешняя.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


философ

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 00:59  
цитировать   |    [  ] 
квинлин
Он, Фет, работает на опережение (это если смотреть на статью не только про Ильина, но и о писателях-деревенщиках). Т.е. вычленяет плацдарм, на котором после (возможно, значительно позже) зашагают коричневорубашечники, а затем и ребята со сдвоенными зигами. Достаточно вспомнить немецкий романтизм в дискурсе германского нацизма.
–––
- И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 ноября 2013 г. 21:25  
цитировать   |    [  ] 
VuDu
И с этим я хотел бы поспорить. Насколько мне известно, Фет ни одного маршрута коричневорубашечников не предопределил. Немецкий романтизм (как элемент, не более) уже вылился в германский нацизм. И угадать его как один из элементов национал-социализма, в общем-то, несложно.
А вот последователей Ильина в рубашках пока что не видно. Как мне кажется, настоящих последователей Ильина среди них и не будет видно. Разве что тех, кто прикрывается некоторыми элементами Ильинской философии.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


философ

Ссылка на сообщение 14 ноября 2013 г. 02:00  
цитировать   |    [  ] 
Прямых аналогов "коричневой чумы" из работ Ильина мы и не получили бы. Некое подобие возможно лишь при деятельном развитии темы (с включением других мотивов, из других же источников) в поступках гос. мужей, где возможны любые инверсии исходных постулатов.
Фет проявляет гиперчувствительность к вопросу. Что позволительно в рамках публицистики, но вне науки.
Другое дело, что путь развития (даже спасения) России, указанный Ильином в разбираемой статье, ведёт страну к тоталитаризму, который окрась хоть в коричневый, хоть в красный — ужасен.

Дабы не впадать в полный офф-топ.
Выше квинлин указывает на работу С.А.Степанова о черносотенцах. Этот труд много лучше, чем монография "О консервативной сущности черной сотни" Размолодина (о которой упоминал я). Степанов как бы по умолчанию должен быть читан всеми, кто интересуется феноменом "чёрной сотни". Размолодин для тех, кто уже выработал критический аппарат по заданной теме.
–––
- И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 23 ноября 2013 г. 23:42  
цитировать   |    [  ] 
VuDu
В продолжение дискуссии но чтобы не "офтопить". Мне кажется, что работы по аристократии духа и т.д., о национальной диктатуре у Ильина надо читать в тандеме с его книгами "О монархии и республике" и "О сущности правосознания". В них он, по всей видимости ("О монархии и республике" не окончен), стремится показать, что национальная диктатура -ступень на пути к установлению (восстановлению) монархии.

Вам как кажется?
–––
Мы должны, значит, мы можем!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 23 ноября 2013 г. 23:48  
цитировать   |    [  ] 
И в продолжение рассказа о работах по славянофильству.

Вышел ряд статей о славянофильстве и о неославянофильстве.
1. Славянофильство и неославянофильство: единство и дифференциация (http://legalconcept.org/?page_id=1242)
2. Анализ связи правовых доктрин славянофилов и немецкой исторической школы права (прикреплен текст работы).
3. Славянофилы: либералы или консерваторы? (текст прикреплен)
–––
Мы должны, значит, мы можем!


философ

Ссылка на сообщение 25 ноября 2013 г. 16:30  
цитировать   |    [  ] 
Я не настолько хорошо знаю работы Ильина. Из прочитанного могу лишь сделать вывод о финальном государственном укладе в виде микса: лучшего из монархии и республиканского строя.
"Единовластие примирится с множеством самостоятельных изволений; сильная власть сочетается с творческой свободой; личность добровольно и искренно подчинится сверхличным целям и единый народ найдет своего личного главу, чтобы связаться с ним доверием и преданностью.
И все это должно совершиться в вековечных традициях русского народа и русского государства. И притом — не в виде "реакции", а в формах творческой новизны. Это будет новый русский строй (выделено мной — VuDu), новая государственная Россия."
И.А. Ильин. Очертания будущей России

Это Ильин утверждает в 1951 г. Любопытно, что в это же время (1953г.) известный мыслитель с консервативным уклоном (консервативность в рамках Традиции) Юлиус Эвола делает ставку именно на реакцию (см. главу "Революция — контрреволюция — традиция" из книги "Люди и руины").
–––
- И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses)
Страницы: 123    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Литература о консерватизме»

 
  Новое сообщение по теме «Литература о консерватизме»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх