Постмодернизм в фантастике


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Постмодернизм в фантастике»

 

  Постмодернизм в фантастике

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 13:05  

цитата Evil Writer

Так же как и с Баллардом.

Даже близко не так. Желязны всё время играл на жанровом поле с жанровыми атрибутами, а Баллард нет.

цитата ааа иии

Это не имеет значения, ни малейшего.

Имеет, имеет!) Но в целом тут не слишком критичные различия на самом деле, чтобы я продолжал спорить о них.:)

цитата ааа иии

Так вы участвуете?...

Я участвую на одну пятую. Остальные четыре пятых — рассуждения о не ПМ в ПМ-теме,но я стараюсь не вмешиваться.;) Впрочем, уже вмешался про Желязны, хм. Желязны — не ПМ, не стоит его тут обсуждать.)) А про ПМ в НФ в этой теме почти ничего нет. Тема обречена с самого начала. Рассуждения про великанов и фэнтези интересные, но это оффтоп...

цитата ааа иии

Для него.

Для него, но вне его. И ещё важно понимать, что американская НФ и британская НФ как бы не совсем один и тот же субжанр/субстиль. Баллард-таки продолжал и развивал именно британскую традицию. Но он тоже не ПМ, зачем он в этой теме?... Про него отдельная есть хорошая.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 13:12  

цитата Thalidomide

Даже близко не так. Желязны всё время играл на жанровом поле с жанровыми атрибутами, а Баллард нет.

В этом есть доля правды. Доля — ключевое слово.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


миротворец

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 13:14  

цитата Thalidomide

Тема обречена с самого начала.

Её просто надо переименовывать и не спорить о ФиФ в ПМ.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 13:30  

цитата Evil Writer

Её просто надо переименовывать и не спорить о ФиФ в ПМ.

Да. Что-нибудь типа "Фантастические элементы в постмодернистской литературе и постмодернистские техники в НФиФ". Два в одном, удобно вроде.)


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 13:32  

цитата Thalidomide

Желязны — не ПМ
Любой не древний, литературно и технически подкованный автор, явно склонный к фрагментарности, иронии, признающий мир хаосом и демонстрирующий предельное спокойствие по поводу формы изложения, заслуживает внимания как ПМ. Желязны именно таков.
"Знаки дороги", с их хронологической путаницей, в которых маркиза де Сада заставляют вести писательские курсы, а он лезет на тиранозавра — совершенный постмодерн. "Ночь в одиноком октябре". «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая».  

цитата Thalidomide

И ещё важно понимать, что американская НФ и британская НФ как бы не совсем один и тот же субжанр/субстиль.
Отличия, несомненно есть, но если попросите назвать (и чем они отличаются от канадской, австралийской) — не справлюсь.
А Вы?


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 13:37  

цитата ааа иии

"Ночь в одиноком октябре"

Это же подростковая фэнтези в стиле "Клуба знаменитых капитанов", где просто всякие известные персонажи участвуют, насколько я помню (читал в конце 90ых только). Хм. Помню, что книга приятная и лёгкая, но ПМ?... Никогда не думал, что её так можно трактовать.)) А где там ПМ-техники, на ваш взгляд?

цитата ааа иии

Отличия, несомненно есть, но если попросите назвать (и чем они отличаются от канадской, австралийской) — не справлюсь. А Вы?

Да хоть кто справится.:) Об этом много где пишут же, зачем оффтопить? А про канадскую и австралийскую неуместная шутка, поскольку эти страны уже используют англо-американские смешанные техники.


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 14:01  

цитата Thalidomide

Это же подростковая фэнтези в стиле "Клуба знаменитых капитанов"
Про держи палку и шаманский полет — не совсем для подростков. Да и написана она из, скажем так, "внутреннего космоса", что стилю "Клуба знаменитых" или "Серебрянному вихру" не свойственно. Никакого введения в происходящее.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 14:01  

цитата Thalidomide

Да. Что-нибудь типа "Фантастические элементы в постмодернистской литературе и постмодернистские техники в НФиФ". Два в одном, удобно вроде.)

Я про это уже писал неоднократно; где вы были — не знаю.

цитата ааа иии

Любой не древний, литературно и технически подкованный автор, явно склонный к фрагментарности, иронии, признающий мир хаосом и демонстрирующий предельное спокойствие по поводу формы изложения, заслуживает внимания как ПМ. Желязны именно таков.

Кстати, да. Сейчас так или иначе это некое разжиженное состояние постмодернизма в литературе. Его приёмы и манеры просочились довольно глубоко.

цитата ааа иии

"Знаки дороги", с их хронологической путаницей, в которых маркиза де Сада заставляют вести писательские курсы, а он лезет на тиранозавра — совершенный постмодерн. "Ночь в одиноком октябре". «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая».  

"Знаки..." не читал, но "Ночь..." поддержу. Уже говорили о ней в теме.

цитата Thalidomide

Это же подростковая фэнтези в стиле "Клуба знаменитых капитанов", где просто всякие известные персонажи участвуют, насколько я помню (читал в конце 90ых только). Хм. Помню, что книга приятная и лёгкая, но ПМ?... Никогда не думал, что её так можно трактовать.)) А где там ПМ-техники, на ваш взгляд?

Фрагментарность, явные игры слов и текстовых соотношений, использование готовых форм, ирония.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 14:12  

цитата Evil Writer

Я про это уже писал неоднократно; где вы были — не знаю.

Мне порой было страшно читать то, что здесь писали, поэтому я мог что-то пропустить.:) Но если вы про это не раз писали, странно, что тема до сих пор не переименована. Надеюсь, наш глас услышат.)

цитата Evil Writer

Фрагментарность, явные игры слов и текстовых соотношений, использование готовых форм, ирония.

Но ведь не все книги, где использованы такие техники, относятся к ПМ, хммммм... Навалом нефрагментированного ПМ. Ирония много где есть тоже, равно как и готовые формы. Пока что я не понял, по какому признаку "Ночь" — ПМ. Иронии там не помню, помню обычный подростковый юмор. Надо поставить в очередь на перечитывание. То есть вы хотите сказать, что "Ночь" — это взрослый текст с кучей подсмыслов, а не подростковая развлекательная фэнтези, воспринята мною так в конце 90ых? "Князь Света" тоже планирую перечитать давно, крутая штука, но не ПМ, конечно.))


миротворец

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 14:20  

цитата Thalidomide

Но если вы про это не раз писали, странно, что тема до сих пор не переименована.

цитата Melanchthon

Хотите обсуждать что-то другое — я считаю, создавайте новую тему .

Вот что на переименование ответил создатель.

цитата Thalidomide

То есть вы хотите сказать, что "Ночь" — это взрослый текст с кучей подсмыслов, а не подростковая развлекательная фэнтези, воспринята мною так в конце 90ых?

Именно. "Ночь..." серьёзный и вдумчивый текст с подсмыслами.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 16:36  

цитата Thalidomide

Но ведь не все книги, где использованы такие техники, относятся к ПМ
Потому-то первый критерий — время написания.
И некоторая оторванность от базовой реальности. Конструкт, игра, сочиненность. Искусственность и вторичность. Мир не текст, автор только притворяется и ему обязательно нужно оттолкнуться от предшественников, нагадить на плечо гиганта — что многих и бесит в ПМ. Что мучило модерн, контркультуру и классиков, им поровну.
В силу этого, например, уж на что переполненный цитатами и т.п. цикл Кинга "Темная башня" не ПМ.

цитата Thalidomide

Навалом нефрагментированного ПМ.
Фрагментированность — из единственного, что объединяет ПМ, мировоззрения стукнутого социальным распадом поколения: точек зрения множество и все происходит одновременно. История идет переключая каналы — таков Гейман, Келли Линк, Пелевин. Макдональд. Стивенсон.
Даже если история идет линейно, появляется перебивка, как, например, очень ироничные перечни рецептов добиться от себя чего-то типа прозрения (или выброса эндорфинов) в "2312" Робинсона.


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 16:45  

цитата Evil Writer

серьёзный и вдумчивый текст с подсмыслами.
Насчет серьезности — Великий Детектив, Добрый Доктор, Джек и Джил...


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 17:17  
Про желязновскую "Ночь":

цитата

Роман посвящен Мэри Шелли, Эдгару Аллану По, Брэму Стокеру, Артуру Конану Дойлю, Х. Ф. Лавкрафту, Рэю Брэдбери, Роберту Блоху, Альберту Пейсону Терхьюну и создателям многих старых фильмов.

Ну да, типа как в одном фильме встречаются Фредди Крюгер и Джейсон. Просто оммаж-аппликация в честь уважаемых автором жанровых книг, героев и писателей. Но причём тут ПМ?... Обычный жанровый ход. ПМ же — наджанровое понятие. Почитал западные обзоры, тоже ничего про ПМ не видно. Наверное, это открытие фантлаба.)) Не согласен я с вами, в общем, Хотя вряд ли вы от этого переживать будете.))


миротворец

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 17:29  

цитата ааа иии

Насчет серьезности — Великий Детектив, Добрый Доктор, Джек и Джил...

Это только образы.

цитата Thalidomide

Про желязновскую "Ночь":

"Ночь..." — нестандарт, но не ПМ. Это ближе к новой волне.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 19:04  

цитата Evil Writer

Это только образы.
Веселые.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 19:21  

цитата ааа иии

Веселые.

У Хеллера в "Поправка-22" тоже много весёлых образов; роман серьёзный.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


активист

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 22:12  
Желязны, Уловка-22, гномы-мутанты, новая волна, во время которой ПМ как термина и как явления вообще не существовало...

Вот вам жирный намёк, что такое ПМ, для самых ленивых:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

ХАЗАРСКАЯ ПОЛЕМИКА — в соответствии с еврейскими источниками, ключевое событие, связанное с переходом хазар в иудаизм. Свидетельства об этом весьма противоречивы и скудны, так что точная дата полемики неизвестна, поэтому часто путают время иудаизации хазар с временем пребывания в хазарской столице трех толкователей снов. Самое раннее из сохранившихся свидетельств относится к Х веку и представляет собой переписку хазарского кагана Иосифа, который уже был практикующим иудеем, с Хаздаем Ибн Шапрутом, министром Кордовского халифата.Хаздай был евреем, и каган по его просьбе описал всеобстоятельства перехода хазар в еврейскую веру. Как явствует из переписки, это произошло после явления ангела при кагане Булане, сразу как только был занят Ардебил (около 731 года). Именно тогда, если, конечно, этот источник сообщает верные сведения, при дворе хазарского кагана происходила дискуссия о религиях. Представитель еврейской веры одержал победу над греком и арабом, и хазары приняли иудаизм уже при кагане Овадии, наследовавшем кагану Булану. Вторым источником является отрывок из еврейского письма, обнаруженного в 1912 году в Англии, в Кембридже... Этот отрывок относился к рукописи каирской синагоги (ее издал Schechter). Письмо написано около 950 года евреем хазарского происхождения и адресовано министру Шапруту в качестве дополнения к письму кагана Булана этому же лицу Кордовского двора. Из этого источника вытекает, что иудаизация хазар произошла еще до хазарской полемики, причем следующим образом: один еврей, который не был практикующим иудеем, отличился во время войны и стал хазарским каганом. Его жена и ее отец ожидали, что после этого он примет веру своих предков, но тот ничего об этом не говорил. Перелом наступил после того (это отмечает Даубманнус Y), как однажды вечером жена сказала кагану:

"Под небесным экватором, среди долин, где перемешиваются соленая и сладкая роса, растет огромный ядовитый гриб, а на его шляпке маленькие съедобные грибы, прекрасные на вкус, которые превращают его отравленную кровь в настоящее лакомство. Олени, живущие в этих краях, подкрепляют свою мужскую силу тем, что время от времени едят грибы с отравленной шляпки. Но тот из них, кто увлечется и вгрызется зубами слишком глубоко, откусит вместе с грибом кусок ядовитой шляпки и умрет от отравления. Каждый вечер, целуя своего любимого, я думаю: не будет ничего странного, если я однажды вгрызусь слишком глубоко..."

После этих слов каган заявил, что считает себя иудеем, но это произошло еще до полемики, которая, как следует из этого источника, пришлась на время правления византийского императора Льва III (717-740). После полемики иудаизм окончательно закрепился, причем не только у хазар, но и у живших рядом с ними народов, и было это во времена кагана Савриела, который представляет собой то же лицо, что и каган Овадий, потому что хазарского кагана того периода (по Даубманнусу) в четные годыназывали Савриелом, а в нечетные Овадием.


скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оно [ça] функционирует повсюду, иногда без остановок, иногда с перерывами. Оно дышит, оно греет, оно ест. Оно испражняется, оно целует. Но какое заблуждение говорить о нем как о чем-то одном и определенном [le ça]. Повсюду — машины, и вовсе не метафорически: машины машин, с их стыковками, соединениями. Одна машина-орган подключена к другой машине-источнику: одна испускает поток, другая его срезает. Грудь — это машина, которая производит молоко, а рот — машина, состыкованная с ней. Рот больного анорексией колеблется между машиной для еды, анальной машиной, машиной для говорения, машиной для дыхания (приступ астмы). Вот так мы все оказываемся бриколерами; у каждого свои маленькие машины. Машина-орган для машины-энергии, и повсюду — потоки и их срезы. У судьи Шребера солнечные лучи в заднице. Солнечный анус. И будьте уверены в том, что это работает; судья Шребер что-то чувствует, что-то производит и может сделать из этого теорию. Что-то производится: эффекты машины, а не метафоры.

Прогулка шизофреника — это лучшая модель, нежели невротик, уложенный на диван. Немного свежего воздуха, отношения к внешнему. Например, прогулка Ленца, восстановленная Бюхнером. Как это отличается от тех моментов, когда Ленц оказывается у своего доброго пастыря, который принуждает его провести границы между собой и обществом, собой и Богом религии, собой и отцом, матерью! А там он, напротив, в горах, под снегопадом, вместе с другими богами или вовсе без бога, без семьи, без матери и отца, с природой. «Чего хочет мой отец? Может ли он дать мне что-то лучшее? Невозможно. Оставьте меня в покое». Все составляет машину. Небесные машины, звезды или радуги, альпийские машины, которые состыковываются с машинами его тела. Непрерывный гул машин. «Он думал, что это, должно быть, чувство бесконечного блаженства — когда тебя касается глубинная жизнь любой формы, когда у тебя душа та же, что у камней, металлов, воды, растений, когда ты собираешь в себе все природные объекты — в грезах, — как цветы поглощают воздух с ростом и убыванием луны». Быть хлорофилловой машиной или машиной фотосинтеза — или, по меньшей мере, ввернуть свое тело как деталь в подобные машины. Ленц поставил себя за пределы различия человек — природа, вне всех ограничений, которые предполагаются таким различием. Он переживает природу не как природу, а как процесс производства. Больше нет ни природы, ни человека, есть лишь процесс, который производит одно в другом и состыковывает машины. Повсюду производящие и желающие машины, шизофренические машины, целая порождающая жизнь; я и не-я, внешнее и внутреннее больше ничего не значат.

Продолжение прогулки шизика [le schizo], когда герои Беккета решают выйти на улицу. Вначале нужно увидеть, что их изменчивая походка сама является сложнейшей машиной. А затем велосипед — в каком отношении машина велосипед-рожок находится к машине мать-анус? «Говорить о велосипедах и рожках — какое отдохновение. К несчастью, речь не об этом, а о той, что произвела меня на свет, посредством дыры в своем заду, если память мне не изменяет». Часто думают, что Эдип — это просто, это данность. Но ничего подобного: Эдип предполагает фантастическое подавление желающих машин. Но для чего, с какой целью оно осуществляется? В самом ли деле необходимо и желательно ему подчиняться? И с чем? Что положить в эдипов треугольник, чем его образовывать? Рожок велосипеда и зад матери — как, они подойдут? Нет ли более важных вопросов? Если есть результат, то какая машина может его произвести? А если есть машина, то для чего она может понадобиться? Например, определите по геометрическому описанию подставки для ножей способ ее использования. Или пусть перед вами завершенная машина, образованная из шести камней в правом кармане моего пальто (карман, который отпускает камни), пяти в правом кармане моих брюк, пяти в левом кармане моих брюк (передаточные карманы), последнего кармана пальто, принимающего использованные камни по мере того, как они поступают из других карманов, — каков результат этой схемы перераспределения, в которую рот сам вклинивается как машина для сосания камней? Чем здесь является производство наслаждения? В конце «Малон умирает» мадам Педаль выводит шизофреников на прогулку, на шарабане, на корабле, на пикник на природе: подготавливается адская машина.


скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Во-первых, засилье зеркал. Если имеется зеркало, это уж просто, по Лакану: вам хочется посмотреться в него. Но ничего на выходит. Вы меняете положение, ищете такого положения в пространстве, при котором зеркало вас отобразит, скажет: «вот ты, ты тут». И совершенно невозможно примириться с тем, что зеркала Лавуазье, выпуклые, вогнутые и еще бог весть какие, отказываются вести себя нормально, издеваются над вами; отступите на шаг — и вы в поле зрения, шагнете хоть чуть-чуть — и теряете себя. Этот катоптрический театрик создавался специально для разрушения вашей личности, то есть вашего самоощущения в пространстве. Вам как будто внушают: вы не только не Маятник, вы и не там, где Маятник. Появляется неуверенность не только в себе, но и во всем прочем. Исчезают вполне реальные вещи, которые вы видите рядом с собою. Разумеется, физика способна объяснить, что происходит: вогнутое зеркало фокусирует лучи, исходящие от предмета — сейчас этот предмет перегонный куб на медном чане, — а нормальное зеркало отражает получаемые из вогнутого лучи таким образом, что собственно предмета, очертаний его, в зеркале не видно, а ощущается нечто призрачное, мимолетное и к тому же перевернутое вверх ногами, где-то в воздухе, вне зеркала. Разумеется, стоит пошевелиться, и эффект пропадет. Взамен эффекта я увидел себя во втором зеркале — вниз головой. Невыносимо.

Что имел в виду Лавуазье, чего требовали от него основатели музея? Со времен арабского средневековья, с трактатов Альхацена изучена магия зеркал. Стоило ли городить огород — Энциклопедия, Век Просвещения, Революция, — чтоб продемонстрировать: любое изогнутое стекло способно спровадить вас в Воображаемость. Да и нормальное зеркало наводит дурной глаз — каждое утро за бритьем мы глядим в глаза Двойнику, обреченному пожизненному левше. Стоило ли оборудовать зал для такого скромного сообщения, или нам что-то недоговаривают, и следует в новом свете рассмотреть все попутное — витринки, инструменты, приуроченные к зачаточной физике, к химии просветительства?

Кожаная маска для защиты лица во время опытов по известкованию. Да право? Неужто великий повелитель подколпачных свеч напяливал эту баутту и глядел помойною крысой из-под скафандра: инопланетянин боится повредить глаза? Oh, how delicate, doctor Lavoisier. Если вы хотите разработать кинетическую теорию газа, зачем так тщательно воссоздаете эолипилу — краник на шарике, который от нагрева вертится и выбрасывает пар? Вы знаете, что первая эолипила была изобретена Героном во времена Гнозиса и что она находится в основе говорящих статуй и прочих хитроумий египетских жрецов?

А прибор для наблюдения гнилостного брожения, 1789, напоминание о зловонных выблядках Демиурга? Переплетение стеклянных трубок, восходящих из пузыревидного лона к перепутанным сосудам и сочленениям, — семенные пути на узких вилочках-подпорах между двумя колбами, из одной в другую держит путь призрачная жидкость, тонкие дренажи расширяются в пустоту… Гнилостное брожение? Balneum Mariae, сублимация меркурия, таинство совокупления, сотворение Эликсира!

Вот еще один прибор для брожения, на этот раз винного. Игра хрустальных радуг, переброшенных от атанора к атанору, выходящих из одного перегонного куба и в другой куб впадающих. А крошечные очки, миниатюрная клепсидра, малюсенький электроскоп, линза, лабораторный ножик, похожий на клинописную литеру, лопаточка с рычагом-выхлопом, стеклянное лезвие, тигелек в три сантиметра из огнеупорной глины, чтоб плодить в нем гомункулов росточком с гнома, неразличимых размеров матка для микроклонирования, ларцы красного дерева, полные белых пакетиков, похожих на облатки в деревенской аптеке, завернутых в линованный пергамент с неразборчивыми надписями, и в этих пакетиках — минералогические образчики, так обычно говорится, а на самом деле — обрывок Василидовой плащаницы, ковчежец с крайней плотью Гермеса Трисмегиста, длинный, тонкий молоточек мебельного обойщика, которому назначено отстучать сигнал к стремительному дню Страшного Суда, аукцион квинтэссенций для публики Малого Народа Эльфов Авалона, замысловатейший приборчик для опытов по сгоранию масел: стеклянные шары, сращенные, как лепестки четырехлистника, и соединенные с другими четырехлистниками, связанными между собой золотыми трубками, и четырехлистники с трубками из хрусталя и с медными цилиндрами, под которыми — очень далеко внизу — еще другой цилиндр из стекла и золота, и новые трубки, опять свисающие вниз, и от них отростки, железы, мошонки, гланды, гребни… И это химия нового времени? И за это надо было гильотинировать изобретателя, притом что вроде бы материя не образуется и не исчезает? Или все-таки его убили, чтоб он не мог никому рассказать то, что старался высказать в завуалированном виде, подобно быстрому разумом Невтону, который в свою очередь больше всего интересовался каббалой и ее качественными эссенциями?


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 22:25  

цитата grey_mold

Вот вам жирный намёк, что такое ПМ, для самых ленивых:

Да простит меня всевышний, но разве Павич и Фуко — постмодернисты? Про "Маятник" почитал — пишут, что это частично пародия на ПМ. Я не читал его, судить не могу, хотя статьи про него читал. Ха, на рувики написано про Павича в самом начале, что он представитель ПМ, а на англовики такого нет.:)) Вот с этим я точно согласен про Павича: "Словарь можно считать идеальным образчиком романа эпохи постмодернизма". Типичный роман ПМ-эпохи, или даже жертва ПМ-эпохи, но не ПМ сам. Хотя всё это очень тонко и мутно. Может они и ПМ, но не Желязны с Олди уж точно.:))


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 22:26  
Несколько статей/лекций о ПМ от М. Немцова и Ш. Мартыновой:
Назад в постмодерн.
Назад в постмодерн II.
Кратчайшее введение в литературу посмодерна.
кратко и понятно.

UPD.Что такое посмодернизм или почему Симпсоны устарели.
UPD2. А также ответ на вопрос что придет на смену ПМ — вроде как уже знают.
–––
Вселенная есть история пожара, разожженного и удерживаемого гравитацией" (с) С. Лем "Голем XIV"


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2017 г. 22:31  

цитата Griaule

Несколько статей/лекций о ПМ от М. Немцова и Ш. Мартыновой:

цитата

Литература постмодерна — это не „движение”, не „школа” и не „творческое объединение”

Ну. А в теме порой чуть ли не за жанр выдают и перечисляют его признаки [внимание, это было частичное утрирование]. С термином ПМ такая же каша началась, как и с терминами "киберпанк", "трэш" и так далее. Он ушёл в массы и исказился, расширился. Это плохо.:)) Статьи наверняка хорошие, надо прочитать будет на досуге.
Страницы: 123...1415161718...252627    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Постмодернизм в фантастике»

 
  Новое сообщение по теме «Постмодернизм в фантастике»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх