Рецензии на несуществующие ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Рецензии на несуществующие книги (по следам Лема)»

Рецензии на несуществующие книги (по следам Лема)

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 12 января 2019 г. 00:40  
цитировать   |    [  ] 
Предлагаю открыть следующую тему: рецензии на книги, которые никогда не были написаны в стиле того, как это делал Станислав Лем в сборнике "Абсолютная пустота". Публикуем сюда сами рецензии и свои отзывы на них. Жанр книг любой.
Причина открытия темы — очевидный (я думаю уже для всех) кризис русской НФ и фэнтези.


авторитет

Ссылка на сообщение 12 января 2019 г. 00:41  
цитировать   |    [  ] 
Поехали...

Роман Андрея Каменщикова (в ЖЖ пишут, что это якобы псевдоним некоего венгерского писателя-детективщика из эмигрантов) «Немцов мост» (2019) московского издательства «Sпарта» хотя и относится к жанру «попаданцев» — об этом прямо говорит подзаголовок «Борис-попаданец», заметно выделяется от подобного рода произведений, изданных в последнее время. В первую очередь это выражается в позиции автора, который исповедует не особо модные сейчас ценности даже не либерализма, а чуть ли не капиталистического социал-дарвинизма в стиле «Атлант расправил плечи» Рэнд. Также у произведения имеется необычная для российской фантастики интонация – тут нет ни морализаторства, ни оценок автором исторических событий прошлого, ни этических парадоксов, но нет и недавно еще модного постмодернизма. Каменщиков с дотошностью и энциклопедизмом Умберто Эко препарирует недавние события России с «космической» точки зрения – мол есть объективные экономические, природные и социальные законы (вычитанные в том числе и из трудов Самуэльсона с Нордау, Корнаи, отчасти у Поппера – стандартный «демшизовый» набор), управляющие историей, ход которой изменить человеку не по силам. Вот давайте и посмотрим, словно говорит автор, как эти законы реализуются и можно ли глобально изменить ход истории, повлияв на ключевые события «лихих 90х» (спойлер – можно изменить, но только изменив, в философском смысле, отношение общества к этим законам). В чем-то его точка зрения сродни авторам типа Лем и Стэплдон, афоризмы из творчества которых, собственно, и предваряют основной текст. Не изменять реалии жизни «насильно сверху», а модернизировать несовершенную психологию/философию общества на принципах научного мировоззрения.
Завязка этого объемного (аж 700 страниц текста + 25 страниц примечаний с послесловием!) романа начинается в 2030 году в уютном кафе старого Иерусалима, где постаревший, но еще крепкий оппозиционер Немцов беседует с хасидским цадиком на тему Б-га, иудаизма и религии вообще. Параллельно ему приходится отвлекаться на новости, транслируемые на китайский (ну разумеется ))) «кошерный айфон»: мир стоит у последней черты перед глобальной (локальная уже идет) ядерной войной в Европе и все в твиттере панически ждут решения Совбеза ООН по поводу начала переговоров с руководством России по поводу снятия санкций и восстановления Восточного блока и СССР. Между тем цадик рассказывает Борису Немцову древнюю хасидскую сказку, суть которой в том, люди (иудеи) должны пытаться направлять ход судьбы в нужном направлении теми способами, которые есть «под рукой» (ибо такова воля Б-га), а не теми, которые «очевидны» для всех, но непосильны по реализации. Походу беседы в разговор вмешивается молодая жена героя, из разговора с которой об их общем маленьком ребенке выясняется, что события разворачиваются в альтернативном мире будущего, в котором Немцов в роковой день покушения на него решил ехать домой из ресторана на своем внедорожнике, а не идти пешком через Большой Москворецкий мост, что и спасло его от пули киллера. Дальше было бегство в Израиль, попытка (провальная) создания интернет-государства Россия-2.0 и превращение в некий аналог Березовского – закулисного пропагандистского пугала и «источника» существенных экономических бед РФ. Борис говорит, что уже ничего не спасти, мир сошел с рельс гуманизма, либерализма и просвещения («я осознал всю безысходность нашего положения после трагедии с московской оппозицией в 2020» — цитирую по тексту) и конец цивилизации в северном полушарии планеты близок, тогда как цадик вдруг предлагает необычный проект: воспользовавшись экстрасенсорной методикой из недавно найденных дневников одного ливерпульского профессора 30-х годов прошлого века переместиться в сознание (по типу создания альтернативных личностей из фильма «Сплит») жителя СССР 1990 года с целью изменить ход истории и все же реализовать тем самым (понятно уже в новом варианте событий) подготовку к пришестивию Мошиаха. Немцов в сомнении было отказывается, но вдруг звучит сигнал воздушной тревоги и действие без всякого объяснения переносится в подмосковное Галицино, где начинающему кооператору (первому продавцу компьютеров IBM) придется начать новую большую игру – с судьбой, с обществом, со знаковыми историческими лицами, с родными и близкими (выясняется, что человек, выбранный для подселения совсем молодой отец 2 детей) и, наконец , с самим собой.
Причем все выше перечисленное идет не последовательно, а как бы в комплексе, создавая в результате довольно занятный квест «спаси Россию от самой себя (да и от самого себя тоже – в контексте исторической личности героя)». Дело осложняется тем, что в мире 1990г. Немцов тоже есть, и первая (спойлер — неудачная) попытка влияния на прошлое начнется именно с него… Не буду раскрывать дальнейший, довольно сложный и интригующий сюжет этого романа, отметив, впрочем, что он больше тяготеет к романтико-авантюрному «типу», чем к социально-философскому. Словно бы автор где-то подспудно сопротивлялся желанию пересказывать учебник социологии в стиле «Generation П» Пелевина и плел сюжет изворотами массового искусства, полагая, что так будет читабельнее для поколения смартфонов и планшетов.
Философские размышления конечно присутствуют, но они вовсе не доминируют над сюжетно-повествовательной составляющей.
Мне тут приходит аналогия не с НФ литературой, а с кино – похожим образом строился сюжет в киноблокбастере «12 обезьян». В общем будут тут и пули над Невским проспектом, и восхождение олигархов к первым большим деньгам, и (трезвый!) Ельцин на танке, и оргии нуворишей, и монахи-схимники, и ряд романтических линий, и даже Собчак со своим портфелем – а в дали постоянно маячит тот самый прОклятый «Немцов мост» к которому, как к роковой скале корабль будет двигаться бедный Борис Ефимович уже и в новой, якобы «исправленной», как ему казалось, альтернативной реальности. Череда важных и часто малоизвестных массовому читателю исторических событий (перестройка, 91 и 93 год) и личностей (от Цоя до Чубайса с Гайдаром!) завораживает, а динамичная интрига, в ходе которой сам герой меняется и эволюционирует как личность на фоне исторических событий — при неизменном, как стрелка компаса, курсе страны на катастрофу, держит в напряжении до последней страницы. Финал у романа не то, чтобы открытый, но и не дающий однозначного «правильного» решения. Автор не выносит моральных оценок, а предлагает решить, на чью сторону встать, самому читателю.
Найдет ли эта книга свое место в литературном ландшафте страны, или канет в Лету, судить не берусь, но по-моему мнению он имеет ценность и как подробное и научно правдоподобное осмысление-анализ событий «лихих 90-х» во всей их полноте и со множеством фактического и культурологического материала, обычно малоизвестного обывателю. Пришла, возможно, пора и таких книг.


новичок

Ссылка на сообщение 16 января 2019 г. 19:12  
цитировать   |    [  ] 
Роман-эпопея Полиграфа Чацкого "Это все я".
Космоопера-постапокалипсис в жанре твердой, мягкой, гуманитарной, социальной и антисоциальной фантастики с элементами мистики, хоррора, триллера и детектива. Роман-антиутопия повествует о события далекого будущего, прошлого (имеют место быть перемещения во времени) а также настоящего (главный герой — попаданец). По мере продвижения по сюжетным линиям (помимо главного героя, повествование идет от лица нескольких второстепенных персонажей) мы наблюдаем преобразование злодея в антагониста, героя — в злодея, а антагониста — в протагониста. Лихо закрученный сюжет держит в постоянно напряжении, ведь персонажи книги гибнут на каждом шагу и даже главный герой не застрахован от фатальных ошибок. Огромное количество интриг, правдоподобное описание внеземных цивилизаций (чего стоит одна только планета вечного средневековья, населенная гуманоидами, зомби и драконами) тонкий психологизм и безупречный юмор автора не оставит никого равнодушным.
Ближе к концу саги, стимпанк-антиутопия (космические корабли работают на пару) сменяется киберпанк-утопией с добрыми корпорациями и посмодернисткими трипами. Глубокая философия произведения раскрывается в самокопании главного героя в окружающих его людях, с новой стороны раскрывая перед читателем боевые сцены романтической линии, давая понять, что перед нами ни много ни мало — настоящая трагедия, достойная остаться в анналах истории.
Крайне не однозначная повесть-эпопея, выросшая и раннего рассказа автора "Это не я", получилась крайне неоднозначной. Одни ругают книгу за излишне сухой язык и скучных персонажей, другие — отмечают харизматичных героев и живой язык автора. Но как бы то ни было, одно можно сказать наверняка: равнодушным не остался никто.
Личная оценка: 5 из 5 по 10-ти бальной шкале.


новичок

Ссылка на сообщение 18 января 2019 г. 00:36  
цитировать   |    [  ] 
Цикл произведений Андрея Совкова "Колдун".
Он — колдун, профессиональный борец с монстрами. Одни называют его "седой бирюк", другие — "мясник с центрального рынка", но его настоящее имя — "Григорий из Риги".
Цикл произведений повествует о нелегкой жизни охотника на монстров в суровых землях центральной России. На протяжении 7 книг, Григорий пройдет сквозь населенный триадами древние лес Балашихи, поможет отразить вторжение африканцев, ведомых их вождем — "Бледном Костре, Танцующим на Буграх Недругов", и даже повстречает собственную дочь (для него это станет большой неожиданностью!)
Всего в цикл входит 7 романов:
1. "Заключительная потребность"
2. "Клинок умысла"
3. "Кровля Гастарбайтеров"
4. "60 минут неуважения"
5. "Крещение в проруби"
6. "Высотка с голубями"
7. "Начальница пруда"
Помимо этого, в список произведений входит внецикловый роман "Эпоха циклонов".
Каждое из восьми произведений было оценено рецензентом на 1 балл.
Таким образом, общая оценка цикла — 8 баллов.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 января 2019 г. 19:43  
цитировать   |    [  ] 
Юрий Скобарев, "Они придут снова".
Долгожданный для русскоязычной литературы пример твёрдой философской фантастики. Идея на первый взгляд банальна — первый контакт. В Солнечную систему пребывает экспедиция инопланетян. Проведя столетия в гибернации, они просыпаются и открыто начинают общение с землянами. Они многочисленны, и по первому впечатлению не так уж сильно отличаются от нас — это двухметровые гуманоиды. Но насколько чуждыми они оказываются при общении! Это не удивительно. Для русского человека, например, очень странными могут показаться особенности и обычаи японцев, древних ацтеков или папуасов. А ведь они такие же люди, как и мы. Поэтому естественно, сколь шокирующими могут быть для нас их действия, и наоборот. Автор изобретательно описывает подобные моменты. Отношение к пришельцам (их называют жирафцами, по созвездию, где находится их система) у землян проявляется в широком спектре — от ксенофобии до ксенофилии и обожествления. И до самого конца будет неясно, кем же жирафцы окажутся для нас — спасителями, захватчиками или просто нашим собственным отражением, взглядом со стороны.
Оценка — 10.
–––
"Читать всего совсем не нужно. Читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы." (Л. Н. Толстой)


магистр

Ссылка на сообщение 20 января 2019 г. 11:03  
цитировать   |    [  ] 
Автор: А. Ноним "Хватайте Лема!"

Весьма непросто было писать рецензию на это произведение, которое Автор назвал просто романом, хотя ему больше соответствовало бы название Эпрозэма, то есть Эпическая Поэма в Прозе, настолько многосложным и мультисмысловым оно оказалось (не говоря уже о рекордных объемах текста и количеству действующих персонажей — более 90 тысяч (!!!). Как Автор, так и Рецензент стояли перед весьма схожей по сложности задачей: постараться не утонуть в огромном информвороте (подобно водовороту), засасывающим каждого, кто приблизится к нему, так как именно это несчастье случилось с главным героем произведения.

Жанр его — креативно-детективная Фантастика, с элементами стилизации то под статистический отчет, то под верлибры, но все же в рамках практически всех литературных течений современности.

Итак, главный герой (назовем его Исходником, читатель вскоре поймет, почему именно так), начинает писать рецензии на ненаписанные произведения на одном библиографическом сайте, с различных аккаунтов, воображая себя самим Лемом, а также прочими разными людьми. В процессе опубликования отрывков, отдельных квантов-рецензий, к теме присоединяются другие пользователи, объем рецензий растет, эволюция сюжетов требует от Исходника (который, напомним, одновременно представляет себя Лемом) все большего напряжения сил и все большей игры ума.

Поскольку систематика литературных сюжетов давно изучена и, в целом, сводится к нескольким десяткам несложных схем, то Исходник, к тому же постоянно критикуемый Лемом и некоторыми другими им же воображаемыми авторами рецензий за лень и бездарность, вынужден маскировать свой недостаток воображения в потоке как бы интересной, но в то же время, ненужной информации. Он создает модель разветвленного сообщества книголюбов, а также других категорий людей, от нарциссов до психопатов, действующих на этом самом библиографическом сайте, наделяет каждого своей жизненной историей и определенным типом психики и начинает "жить" на сайте за них. В реальной жизни у Исходника тоже происходят свои события, не менее интересные, но о них подробнее — в книге.

Постепенно Лем становится для Исходника антагонистом. Завязка сюжета в том, что в реальном мире у Исходника никакого Лема нет, то есть он с ним не связан внутренними обязательствами доказать свою талантливость и энергичность, но стоит Исходнику только появиться на сайте (а забросить сайт герой-Исходник не может по ряду причин, изящно указанных Автором), как тут же перед ним непостоянно, с неявной периодичностью, но весьма настойчиво, как муравей в штанине, начинает мелькать Лем, с целым рядом критических упреков, суть которых — якобы прогрессирующее у Исходника, творческое бессилие, которое Лем называет наследственной бездарностью.
Причем, очень интересный момент: поток лемовской критики затухает, когда Исходник выставляет перед ним свое единственное оружие — барьер информации о новых героях, рожденных силой воображения. Сметливые читатели наверняка уже поняли, что Исходник загнал себя в капкан — новые герои его разума истощают его ментальные ресурсы, но в то же время, хоть как-то защищают Исходника от нападок Лема, и такая ситуация долго продолжаться не может, кто-то из соперников должен в этой тяжкой борьбе пасть... Пока же Исходник, напрягая все силы, одерживает перевес и Лем исчезает в неизвестном направлении. Причем, незадолго до своего бегства он успевает наговорить Исходнику множество едких колкостей, смысл которых сводился к банальной фразе "Ждите неприятностей..."

...Но тут — резкий и гениальный поворот сюжета, обостряющий интригу. В теме детективной литературы (в свое время придуманной Исходником) при обсуждении женских детективов происходит несколько преступлений. К сожалению (курсив мой- рец.), не убийств, но тоже правонарушений относящихся к категории особо тяжких. Конкретику рецензент приводить не собирается, чтобы не лишать читателя удовольствия.

Не исключено, что тут как раз "наследил" исчезнувший так внезапно Лем. То есть эти преступления в теме — его проделки. Злодея необходимо найти и обезвредить. Тем временем, количество героев этой эпической саги постоянно ширится. К сотням реальных персонажей подключаются сотни виртуальных героев, вызванных воображением Исходника, который, в попытках доказать упрекавшему его в бездарности Лему обратное, совершенно разбалансировал свое сознание и теперь не может самостоятельно разобраться, кто из обитателей сайта является обитателем его головы, а кто — пока нет.
На помощь всем им неожиданно (так задумал Автор, а не Исходник) приходит самый настоящий детектив, дело в том, что среди посетителей этого библиографического сайта, из числа обитателей т.н. "Курилки" нашелся работник правоохранительных органов, который в процессе козней сбежавшего Лема, сам стал их невольной жертвой: дело в том, что его фамилия по трагичному стечению обстоятельств,.. тоже Лем, и теперь для него найти и обезвредить Лема, своего рода — долг чести.

Именно инспектору Лему и предстоит разгрести и рассортировать по полочкам ту груду фактов, случаев, событий и версий, которая скопилась из-за ментального разгильдяйства Исходника, который так и не избавился (внутренне) от страха перед инспирируемой бесталанностью. Лем-сыщик призывает на помощь других обитателей сайта, коих к моменту его вступления в действие набралось уже несколько десятков тысяч, как реальных, так и детей воображения Исходника.
Сайт живет своей полноценной жизнью, наполняя страницы ценной (и не очень) информацией, выяснениями отношений, скандалами и интригами. Не хватало только расследований. И эта ветвь сюжета появились усилиями Автора и Лема-сыщика. Разумеется, десятки тысяч энтузиастов, руководимые таким опытным профессионалом, как Лем, живо бы отыскали кого-то жалкого беглеца-критикана Лема. Но не тут-то было — внешность Лема-тролля была подробно известна только Исходнику, а он из-за слишком интенсивного использования собственного воображения, забыл детали. Причем, напрочь, наглухо и безвозвратно. То есть инспектор Лем вынужден искать преступника Лема, не имеющего примет — задачка потруднее, чем выпала на долю героев уэллсовского "Человека-невидимки"! Того хоть потрогать можно было...

Не будем пересказывать все увлекательнейшие сюжетные ходы этого детективно-фантастического произведения, действие которого не выходит за рамки виртуального пространства сайта и границ воображения Исходника (хотя событий, происходящих с Героем-Исходником и с Лемом-сыщиком в реальном мире тоже хватает, но они не несут в себе детективной или фантастической интриги, являясь отражением сурового реализма, той самой " как бы интересной, но не очень нужной информации", с которой начались беды и горести Исходника и других обитателе сайта), скажем лишь, что роман завершается логичным и нетривиальным хэппи-эндом — разумеется, Лем схвачен Лемом и обезврежен.
Но этот Tour De Force дался Лему нелегко — он оказался совершенно измотан и измучен погонями за неосязаемым невидимкой Лемом и нуждался в длительном отдыхе, причем отдыхе нестандартном, не валянии на каком-нибудь курорте (суровый реализм для Лема был неприемлем), а как раз наоборот: поскольку погони за Лемом велись практически постоянно в виртуальном пространстве, то и восстановление утраченных Лемом ресурсов памяти и перегоревших нейронных и аксонных цепей должно было вестись тоже посредством виртуальных бэк-апов и воображенческих донатов от других участников этой интереснейшей погони.

В Эпилоге, рассказанном Автором, подробно и крайне доходчиво излагаются мотивы проступков виртуального Лема, которому читатель, в конце концов, начинает даже сочувствовать, настолько необычными и внутренне справедливыми оказались первопричины, толкнувшие Лема на   побег. Особенно эффектно выглядит последняя сцена, в которой Лем-сыщик, взбодренный изрядной порцией лайков и прочих донатов от обитателей сайта, но не до конца восстановивший силы, прикидывает в уме методы скоростной реабилитации... и неожиданно решает восстановиться с помощью нескольких собственноручных рецензий на ненаписанные произведения (эта идея только что пришла ему в голову, а то, что она уже на страницах Эпрозэмы встречалась в начале, он уже позабыл, слишком много пришлось пережить), которые надо подписать непременно своим именем...

...В заключение, Рецензент, прочитав этот объемистый и невероятно увлекательный роман дважды, хотел бы лишний раз сказать Автору "Браво!" и слегка пожурить Исходника за лень и некоторое творческое бессилие.


миротворец

Ссылка на сообщение 20 января 2019 г. 14:06  
цитировать   |    [  ] 
AndrewBV, брависсимо!! просто нет слов
Страницы: 1    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Рецензии на несуществующие книги (по следам Лема)»

 
  Новое сообщение по теме «Рецензии на несуществующие книги (по следам Лема)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх